Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Советская наука в годы великой отечественной войны. Наука в годы великой отечественной войны

Основа будущей Победы закладывалась не только в ходе боевых действий на фронте и мобилизации усилий в сфере военной экономики. Особой сферой жизни советского государства в те тяжелейшие годы оставались наука и культура. Совершенно четко осознавался тот факт, что война не бесконечна и следует сейчас думать о будущем — о мирном времени. По этой причине работа в сфере культуры и науки не прекращалась ни на минуту, хотя и получила особую, военную, специфику: сократилось финансирование, ощутимо не хватало кадров. Однако необходимость концентрации сил для достижения победы давала свои ежедневные результаты.
24 июня 1941 г. начал работу Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника, принявший постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В Свердловск и Челябинск были вывезены государственные запасы драгоценных металлов и камней. Алмазного фонда СССР, ценности Оружейной палаты и других музеев Московского Кремля. В Казань и Свердловск перебазировали большую часть учреждений Академии наук. Архивы и музеи предприняли беспрецедентную акцию по перемещению 14 млн единиц архивных дел, 843 тыс. единиц из рукописных фондов, 66 крупных фондов музеев РСФСР; были полностью перебазированы библиотеки им. Ленина. Московский государственный университет, Государственная публичная историческая библиотека. Начинается массовое перемещение и других учреждений культуры на восток страны.

Развитие науки во время ВОВ

В ходе эвакуации были созданы особые комиссии по мобилизации ресурсов АН СССР, которые объединили усилия ученых для более эффективного использования природных запасов на нужды обороны. В 1942 г. Сталинской премией была отмечена работа президента АН СССР В.Л. Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны». В июне создана Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья, объединившая более 300 сотрудников институтов и лабораторий АН СССР. В ходе их работы были выявлены новые месторождения и запасы нефти, химического и строительного сырья в Татарии, Марийской, Чувашской, Башкирской АССР, Куйбышевской области. Концентрация научных кадров на различных направлениях приводила к созданию качественно новых институтов, кафедр и лабораторий, внесших серьезный вклад в развитие отечественной науки на периферии и, конечно же — в достижение победы. Так, в октябре 1943 г. в Новосибирске открылся Западно-Сибирский филиал АН СССР, являющийся и сегодня крупнейшим на востоке страны.
Фронт все же во многом требовал немедленной отдачи, и большая часть ученых работала именно в этом направлении. Создание новых образцов вооружения и совершенствование боевых характеристик старого, изучение перспективных видов боевой техники, боеприпасов, горючего являлись насущной проблемой. Довоенные успехи в конструировании танков (KB, T-34, Т-40) позволили в ходе войны создать самые совершенные образцы этого вида оружия: танки ИС, СУ и САУ различных типов, усовершенствовались характеристики бронирования, скорости и маневренности, мощности вооружения. Остались непревзойденными в своих талантах конструкторы Ж.Я. Котин, Н.А. Астров, Н.Ф. Шашмурин, А.А. Морозов, Н.А. Гинзбург. М.Ф. Балжи и др.
Советское авиастроение хоть и встретило войну, имея ряд трудностей, все же в ходе упорной работы вышло на лидирующие позиции в мире. «Летающие танки» — штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10 не имели аналогов в мире; ТУ-2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, истребители ЛА и ЯК по многим боевым показателям превосходили лучшие машины противника и союзников. Сегодня весь мир знает блестящую плеяду советских авиаконструкторов, дело которых продолжает жить в одноименных КБ: А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, П.О. Сухого, В.М. Петлякова, O.K. Антонова, СВ. Ильюшина, Н.Н. Поликарпова и др. Уже в мае 1942 г. состоялся испытательный полет первого советского реактивного самолета БИ-1 конструкции В.Ф. Болховитинова, что стало несомненным успехом целого ряда отраслей советской науки.
Под руководством И.В. Курчатова и А.П. Александрова группа физиков разрабатывала программы и инструкции по противоминной защите с помощью размагничивания корпусов кораблей и подводных лодок. Как результат — за годы войны не пострадал ни один защищенный корабль.
Отличительной чертой военной науки стало ее максимальное сращивание с производством — срок от изобретения какого-либо новшества до его промышленного внедрения был минимальным. Характерным примером может служить изобретение электрошлаковой сварки Б.Е. Патоном, которое позволило качественно изменить положение в танкостроении и других отраслях.
Естественно, помимо следования нуждам фронта, работы велись и на других фундаментальных теоретических направлениях. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцина активно изучалась космическая радиация. В 1941 — 1942 гг. Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии его удостоили Нобелевской премии. В начале 1943 г. под руководством И.В. Курчатова были развернуты исследования в области ядерной физики. В 1944— 1945 гг. В.И. Векслер вывел принцип ускорения элементарных частиц, который лежит в основе работы современных ускорителей.
В Институте химической физики АН СССР под руководством Н.Н. Семенова добились успехов в изучении цепных реакций. Знаменитый В.И. Вернадский именно в годы войны завершает свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором был подведен важнейший итог его биогеохимических исследований. Как видно, ни одно направление научной мысли не стояло на месте даже в период испытаний.
В то же время сложившаяся в довоенное время авторитарность оценок часто оставалась нормой, и это приводило к ужасающим последствиям, как, например, утверждение «лысенковщины». В биологической науке Т.Д. Лысенко развернул «идейную» борьбу с известным генетиком Н.И. Вавиловым, в результате чего последний и многие его сподвижники были репрессированы и, как и он, погибли в тюрьмах.
Подобные действия, несомненно, направлялись свыше и являлись лишь частью идеологических мер И.С.Сталина по запугиванию страны. Запрещались научные школы, уничтожались авторы и книги, вычеркивались либо переписывались целые пласты нашей истории: идеологическая машина формировала у населения страны четкие установки, ориентировавшие на построение «нового общества». Фактически создавалась система, которую принято называть тоталитарной.

Образование в период ВОВ

Военные действия велись на огромных просторах СССР, что поставило миллионы советских граждан в труднейшие условия. Оккупация и эвакуация заставили переместиться на новые
места жительства тысячи семей, миллионные жертвы требовали замены на рабочих местах, на фронтах, в семьях. В условиях нехватки квалифицированных кадров главнейшей проблемой для государства стало образование.
Миллионы детей были лишены возможности учиться: сократилось число школ, обеспечение учебниками, письменными принадлежностями. В связи с тем, что школьникам приходилось работать на производстве вместе со взрослыми, занятия в школах проводились в 3—4 смены. Значительно сократилось количество учителей и старшеклассников — часть из них ушли на фронт, другие — встали к станкам. В сложившейся ситуации государство пыталось оперативно разрабатывать меры по преодолению кризиса в образовании. В тылу для эвакуированных из национальных республик школьников преподавание велось на родном языке, для сирот открывались интернаты. Занятия проводились и в осажденных городах: в Севастополе — в бомбоубежищах, катакомбах и штольнях, а в Ленинграде учителя имели два плана уроков — для спокойной обстановки и для занятий в бомбоубежищах. Была изменена и сама школьная программа. Вводилась обязательная военная и физическая подготовка, учащиеся привлекались к обязательным работам на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Постановлением ЦК ВКП(б) в сентябре 1941 г. было введено обязательное сельскохозяйственное обучение в школе, что позволило заменить на работе в деревне в 1943 г. 5 млн взрослых.
Ставшее всеобщим еще в 1940 г. тимуровское движение получило больший размах. Помощь семьям фронтовиков, предприятиям, добровольная работа в госпиталях, сбор средств для фронта (металлолом, теплые вещи и др.) являлись весомым вкладом в дело Победы. На средства школьников создавались даже танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», участвовавшие в военных действиях.
С наступлением Красной армии в 1943 г. мирная жизнь постепенно приходила на отвоеванные территории: было восстановлено 70 тыс. школ, а осенью с целью «дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов народного образования» была создана Академия педагогических наук РСФСР. По-новому выстраивалась школьная программа: вводилось раздельное обучение, появлялись вечерние семилетние и средние школы для обучения без отрыва от производства, вводились экзамены на получение аттестата зрелости и награждение медалями за успешную учебу.
В высшем образовании были похожие проблемы. Сокращение преподавательского состава сказалось на темпах подготовки специалистов. Однако в годы войны занятия во многих учебных заведениях не прекращались, и в 1941 — 1945 гг. страна получила 300 тыс. выпускников вузов и 540 тыс. — средних учебных заведений. В период освобождения страны было восстановлено 170 высших учебных заведений. Изменились требования к подготовке специалистов — обязательной стала зашита диплома наряду с государственными экзаменами. Уровень образования в советских вузах существенно повысился.

Литература и искусство во времена ВОВ

В начале войны наибольшее распространение получили действенные публицистические формы — корреспонденция и очерк, плакат и листовка, кинорепортаж и песня. С первого же дня войны символами борьбы стали знаменитая песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война» и плакат И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». В дни испытаний требовалась мобилизация всех усилий на достижение победы, что приводило к ярко выраженной пропагандистской направленности произведений литературы и кинематографа, песенного, художественного и театрального творчества.
Главной идеей в творчестве стал образ советского человека, безраздельно преданного делу зашиты Родины, отстаивающего ее от врага, ведущего справедливую освободительную войну. Подлинные образы героев ложились в основу многих произведений литераторов: поэмы М. Алигер «Зоя», М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина». Были созданы такие произведения как «Молодая гвардия» (А. Фадеева), «Наука ненависти» (М.А. Шолохова), «Русский характер» (А. Толстого), «Жди меня» (К. Симонова). Осмысление войны, ее сути и истоков рождает на свет первую повесть военных лет «Народ бессмертен» (В. Гроссмана). Однако в тяжелых военных условиях произведения публиковались лишь в газетах. Любимым произведением фронтовиков стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», начало которой было напечатано 4 сентября 1942 г. в «Красноармейской правде» Западного фронта.
Новые страницы Великой Отечественной войны запечатлевались в новых книгах. Московская битва нашла отражение в «Волоколамском шоссе» А. Бека, оборона Ленинграда — у В. Инбер («Пулковский меридиан») и В. Вишневского («У стен Ленинграда»). Сталинградская битва запечатлена К. Симоновым («Дни и ночи»), бои за Дон — М. Шолоховым («Они сражались за Родину»). Боевой и трудовой подвиг народа навсегда остался на страницах «Непокоренных» Б. Горбатова. «Радуги» В. Василевской, «Испытаний» А. Первенцева, «Клятвы» Ф. Гладкова и т.д. Противостояние с врагом возвратило к жизни исторические произведения, посвященные героическим подвигам прошлого. Воодушевление несли «Петр Первый» А. Толстого, «Батый» и «Юность полководца» В. Яна. «Багратион» С. Голубева, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.
Многие писатели и литераторы в дни войны ушли на фронт, став солдатами и офицерами, сражались рядом с кадровыми военными. Призванные по мобилизации, они становились спецкорами фронтовых и центральных изданий, дивизионных и армейских газет.
Важнейшей чертой военных лет стало песенное творчество. Песни рождались в народе либо создавались нашими величайшими композиторами. Незабываемыми стали «Катюша» М. Блантера, «Священная война» А. Александрова, «Любимый город» и «Темная ночь»Н. Богословского, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седова, песни Т. Хренникова, И. Дунаевского, М. Фрадкина и др.
История классической музыки обогатилась Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича. Написанная и исполненная в блокадном Ленинграде, она была посвящена борьбе с фашизмом и грядущей победе. Уже тогда «Ленинградская» симфония получила мировое признание и с огромным успехом исполняется до сих пор.
В самый разгар войны правительство предприняло беспрецедентный шаг: в 1943 г. СВ. Михалков и Г. Эль-Регистан на музыку А.В. Александрова написали слова нового Гимна Советского Союза. На смену «Интернационалу» пришла поистине национальная мелодия с патриотическим текстом, что, несомненно, оказало огромное влияние на умонастроение и боевой дух защитников Отечества.
Представители театрального искусства также отдавали свои силы на борьбу с врагом. Уже в июле 1941 г. в Москве была сформирована первая бригада, в которую вошли известнейшие актеры театров, эстрады, всесоюзного радио. В течение всей войны подобные «формирования» выступали на фронтах, своим искусством поддерживая сражающуюся армию.
Советский кинематограф представлен, с одной стороны, большим объемом кинохроники, с другой — героическими художественными лентами. Сегодня кадры хроники Московской, Сталинградской, Курской и других битв легли в основу документальных сериалов, используются при создании современных фильмов о войне, в частности в многосерийной эпопее А. Озерова. Такие же произведения как «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, «Двабойца» Л.Д. Лукова, «Жди меня» А.Б. Столпнера стали уже классикой художественного жанра.
Героические минуты войны представлены и в живописи. А.А. Дейнека создал незабываемую «Оборону Севастополя», образы защитников запечатлены на полотнах А.А. Пластова «Фашист пролетел», СВ. Герасимова «Мать партизана» и др. Конечно, наследие художников военного периода не столь значительно, как у представителей других направлений искусства, но оно позволяет нам воочию представить степень одухотворенности и своевременности их творчества.
Особый вклад в искусство военного времени внесли представители такого оригинального художественного жанра, как карикатура. Группа художников, объединившись под именем «Кукрыниксы», создали целую галерею юмористических иллюстраций, посвященных войне. Крупнейшие провалы немецкого командования или успехи Красной армии подавались с неизменным юмором и остроумием, что имело большой успех среди населения.
Однако даже в военные годы не прекращала своей работы партийная идеологическая машина и цензура. В период сталинградских боев газета «Правда» опубликовала рассказ А. Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда», мгновенно взятый под контроль. Попытка автора объективно осветить положение на фронте закончилась его арестом и обвинением в шпионаже. Советская культура, как явствует из этого примера, оставалась крайне тесно связанной с пропагандой.
Идеологическим и пропагандистским проработкам был подвергнут и ряд известных деятелей литературы и искусства. «Идеологически вредными» были объявлены стихотворения И. Сельвинского. пьеса В. Катаева «Синий платочек», рассказ А. Платонова «Оборона Семидворья», повесть А. Довженко «Победа» и его киносценарий «Украина в огне», первая часть повести М. Зощенко «Перед заходом солнца» и др.

Русская православная церковь во времена ВОВ

Испытания, выпавшие на долю советского государства, потрясли как его политические, экономические, социальные, так и идеологические основы. Пропаганда идей патриотизма (вместо интернационализма) и самопожертвования в Отечественной войне были не новым явлением, а хорошо забытым старым — подобные принципы всегда стояли на вооружении православной религии. Осознавая необходимость объединяющей идеи, руководство государства пошло на уступки в отношениях с Русской православной церковью (РПЦ).
Митрополит Московский и Коломенский Сергий, являвшийся главой РПЦ. уже 22 июня 1941 г. благословил всех верующих на защиту Родины: «Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и сейчас. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Подобное обращение последовало и в дни защиты Москвы. В апреле 1942 г. в осажденной столице на Пасху было разрешено свободное передвижение даже в ночное время, а во всех храмах состоялись богослужения при большом стечении народа.
С началом коренного перелома в войне и в связи с изменением общественного мнения Сталин все чаще приходил к мысли о необходимости предоставления церкви определенных льгот, восстановления ряда ее прав и т.д. Подобного шага требовали и отношения с союзниками — им требовалось подтверждение возврата СССР к общечеловеческим ценностям. 4 сентября 1943 г. состоялась личная встреча Сталина с иерархами церкви, на которой и были положительно решены важные проблемы Русской православной церкви, такие как: созыв Архиерейского собора для избрания патриарха (им уже в сентябре был избран митрополит Сергий), открытие храмов и духовных учебных заведений, издание печатного органа РПЦ, организация свечных заводов, расширение прав духовенства и снятие ограничений с действующих религиозных общин. Особо стоял вопрос об освобождении из заключения ряда священнослужителей, находившихся в тюрьмах, ссылках и лагерях. Для взаимодействия государства и церкви был создан посреднический орган — Совет по делам Русской православной церкви при СНКСССР.
В целом можно сказать, что годы Великой Отечественной войны стали периодом как возрождения церкви, так и реабилитации собственно веры. При этом в будущем действия советской системы в отношении религии не слишком отличались логичностью и последовательностью.
Таким образом. Великая Отечественная война нашла свое отражение не только в военных сводках и планах командования. Деятели науки и культуры воплотили свои замыслы и идеи в открытиях и произведениях. Вклад представителей науки позволил склонить чашу весов в пользу нашей Победы. Художники, поэты, композиторы и писатели навсегда запечатлели в своих творениях подвиги советского человека, трагедию и ужасы войны, самоотверженность человеческого духа и непреодолимое стремление человека к свободе — свободе своей Родины. И именно культурное наследие той далекой военной поры доносит до нас главное — идею вечности и главенства духа в час даже самых трудных испытаний.

Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики нашли новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; биологи отыскали дополнительные ресурсы питания для Красной Армии. Ученые сумели мобилизовать ресурсы и развитие производительных сил восточных районов.

Отметим ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники:

· разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе);

· создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова);

· разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.);

· развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники; летом 1942 г. в Казани начались опыты по разложению нейронов;

· создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3 с дальностью обнаружения 130 км., которая была первой станцией, определяющей не только дальность и азимут, но и высоту цели; обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией; в этом же году впервые был разработан телефонный аппарат ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова;

· внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова);

Настоящим народным подвигом стал переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции. Так, на изготовление танков были переключены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные. При слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного – возник крупнейший танкостроительный комбинат («Танкоград»). На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. Азотные и сернокислотные комбинаты стали поставщиками сырья для выпуска пороха.

Таким образом, свой вклад в Победу, в обеспечение армии лучшими в мире образцами вооружения и боевой техники внесли советские ученые и конструкторы. В эвакуированных на восток страны научных институтах, лабораторияхуспешно решались сложные проблемы в достижении технического превосходства над противником.

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 года на восток страны были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Всю научную деятельность направлял президиум Академии наук в Свердловске. В этом городе в мае 1942 года на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований были разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для этого создавались межотраслевые комиссии и комитеты. В конце 1941 года была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А.А. Байков. И.П. Бардин, С.Г. Струмилин, М.А. Павлов и др. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы литья стали, скоростной плавки металла в мартеновских печах и достигли высокого качества.

Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 году была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 года под руководством академика И.В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству оружейного плутония.

В эти годы ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы.

В этот период огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосова, профессоров-хирургов С.С. Юдина и А.В. Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В.К. Модестов предложил замену гигроскопической ваты целлюлозной, внедрил использование турбинного масла как основы для изготовления мазей.



Создатели оружия и военной техники в годы войны плодотворно трудились. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и миномётов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В.Г. Грабину, И.И. Иванову, М.Я. Крупчатникову, Ф.Ф. Петрову. Б.И. Шавырину и др.

Успехи стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н.Е. Березина, С.В. Владимирова, В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова, Ф.В. Токарева, Г.С. Шпагина, Б.Г. Шпитального. Следует отметить, что около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 году, были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов возросла примерно в пять раз. В период войны СССР стал превосходить Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллеоии более чем в 2 раза, миномётов – в 5 раз, противотанковых орудий – в 2,6 раза.

Усилиями советских танкостроителей , особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда» Челябинска, сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 году стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н.А. Астрову, Н.Л. Духову, Ж.Я. Котину, МИ. Кошкину, В.В. Крылову, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозову, Л.С. Троянову и др.

Со второй половины 1942 года неуклонно наращивался выпуск самолётов и авиадвигателей. Самым массовым самолётом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских самолётов превосходили по своим характеристикам самолёты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолётов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы: А.А. Архангельский, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, Н.Н. Поликарпов, П.О. Сухой, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, создатели авиамоторов В.Я. Климов, А.А. Микулин, С.К. Туманский, А.Д. Шведов.

Образование в годы Великой Отечественной войны

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 году число студентов уменьшилось с 811,7 тысяч до 460 тысяч, прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составляли 3 – 3,5 года. Однако к концу войны количество студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилось к довоенному уровню.

Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.П. Потёмкиным.

Литература в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 года печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и многих других писателей и поэтов. С 27 июня 1941 года в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до общественности обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А.А. Адуев, Д. Бедный, С.И. Кирсанов, А.А. Жаров и др., художники-графики и карикатуристы А.П. Бубнов, Н.А. Долгоруков, А.А. Радаков, М.М. Черемных. В 1942 году при ТАСС создаётся производственная мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н.Ф. Денисовского и П.П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом – в США, Швеции, Индии и других странах. Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т.д.

В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А. Шолохов, А.А. Сурков, А.П. Гайдар, С.В. Михалков и др. В штате фронтовых редакций работали В.А. Закруткин, Ю.П. Герман, А.С. Левада, И.Л. Андроников, М.С. Лисянский, С.П. Щипачёв, Н.К. Чуковский и др.

В газетах впервые были напечатаны произведения: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Народ бессмертен» В.С. Гроссмана, «Фронт» А.Е. Корнейчука, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, «Весна на юге» Б.Л. Горбатова и другие произведения.

Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л.С. Соболева, «Март – апрель» В.М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого. Главным героем этих циклов является простой человек, готовый к подвигу и совершивший его как естественный порыв души.

Проблема роста и мужания солдата в боях была показана в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943-1944гг.). Подвигам советских людей на фронтах и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945г.)

Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др.

Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А.В. Софонова и многих других поэтов. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.П. Щипачёва, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. В этот период развитие получила и эпическая поэма: «Киров с нами» Н.С. Тихонова, «Ленинградская поэма» О.Ф. Бергольц, «Зоя» М.И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А.А. Первенцева «Испытание», А.А. Караваевой «Огни» и др.

В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили: «Багратион» С.Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Емельян Пугачёв» В.Я. Шишкова и др. Важный вклад в духовное становление советских людей внесли драматурги В.П. Ставский (пьеса «Война»), К.А. Федин («Испытание»), Л.М. Леонов («Нашествие») и др.

Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.

В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый: 22 июня 1941 г. – конец 1942 г. – перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза.

Второй: 1943-1945 гг. – стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях.

Экономике СССР периода Великой Отечественной войны был свойственен ряд черт, важнейшими из которых стали сверхцентрализованное управление, оперативность руководства, опора на собственный экономический и научно-технический потенциал, планомерность развития. Для оперативного руководства были созданы новые органы управления, в т.ч. Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Транспортный комитет, два новых наркомата: танковой промышленности минометного вооружения. Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия. В 1942 г. объем валовой продукции промышленности превзошел уровень 1941 г. в 1,5 раза. Для руководства эвакуацией 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации.

В первую очередь требовалось перебазировать в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь и Среднюю Азию предприятия оборонного комплекса. В огромной степени возросло значение Урала. Вскоре уральская промышленность стала производить до 40 % всей военной продукции. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн., рабочих и служащих, то в 1942 г. – всего 18,4 млн. Был увеличен рабочий день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были поставки грузовых и легковых машин американского производства.

Ленд-лиз представлял собой форму военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции: безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. По сравнению с предшествующим периодом объем промышленного производства возрос на 38%.

В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В 1944 г. – начале 1945 г. был достигнут наивысший подъем военного производства и полное превосходство над Германией. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной – возрос в 3 раза.

На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях:разработка венно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые Александров, Гаев, Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. Успехи в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества(ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история.

С началом ВОВ основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Асеева, Исаковского, Суркова, публицистические статьи Толстого, Фадеева, Шолохова. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС. Особой популярностью пользовались песни: "Священная война"Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом"Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес"Софронова. Большой успех имели лирические стихи Симонова, Щипачова, Алигер, Ахматовой. Резко возрос спрос на историческую литературу. Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории.

Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно - исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С.А. Чаплыгина, М.В. Келдыша, С.А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А.Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев - блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В.Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова и «Направление главного удара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, Р. Бейбутов, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы. 28 июля 1942 г. когда враг рвался к Сталинграду и Кавказу Сталин издал приказ № 227: «Ни шагу назад!». В нем говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. Наш главный недостаток, подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках. Приказ № 227 вводил жестокие наказания за «отступательные» настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и, правда, о критическом положении сыграли свою мобилизующую роль.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. со стороны противника наступление вела 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт, которым командовал генерал В.Н. Гордов. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа протяженностью 3800 км.

23 августа немцы прорвались к Волге, Сталинград был объявлен на военном положении. Начались массированные штурмы Ленинграда, в сутки отбивалось до 12 атак. 15 октября немцы захватили район Тракторного завода. Несколько раз из рук в руки переходил Мамаев курган. В начале ноября гитлеровцам в третий раз удалось пробиться к Волге в районе завода «Баррикады». Но это был последний успех немцев. Их продвижение было остановлено. Город устоял благодаря воле и героизму советских воинов.

С 19 ноября 1942 г. начался второй этап войны, который получил название «коренного перелома». Генеральный штаб, руководимый А.М. Василевским, и прибывший в город заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран». В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось нанести удары на решающих направлениях и окружить немецкие войска; на второй - уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматум о сдаче. К середине ноября 1942 г. было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее - в танках.

Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и продвинулись на 35 км. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт. А 23 ноября войска Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) фронтов соединились в районе реки Колач. В окружение попали 6-я армия генерала Ф. Паулюса и 4-я танковая генерала Г. Гота - всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. Но 80 тысячам человек удалось вырваться из окружения.

12 декабря 1942 г. группа армий «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление с целью прорвать окруженным немецким войскам капитулировать, однако Паулюс отказался. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала. 10 января 1943 г. войска Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского начали ликвидацию немецко-фашистской группировки. Остатки ее сдались в плен 2 февраля. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2 тысячи танков, 3 тысячи самолетов. В плен было взято 100 тысяч солдат, 2500 офицеров, 23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс.

Победа под Сталинградом являлась коренным переломом в ходе войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина, усилились антигитлеровская коалиция и движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 г. была освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 г. была частично прорвана блокада Ленинграда, в город вошли поезда с продовольствием и топливом (но полностью блокада была снята лишь в начале 1944 г.).

Фашистское командование надеялось летом 1943 г. взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Мощными танковыми ударами гитлеровцы хотели прорвать оборону советских войск, а затем окружить армию Центрального и Воронежского фронтов.

Советскому командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику утверждающий артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа. 12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение, с обеих сторон в нем участвовало по 1200 танков. За один день боя немцы потеряли 400 танков, но прорвать нашу оборону не смогли. Наступление фашистских войск провалилось, оборонительная часть Курской битвы закончилась.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление по фронту в 2 тыс. км., были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий, в том числе 7 танковых. Завершился коренной перелом в войне, были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы участвовало 8,5 млн. советских солдат. Еще в начале 1944 г. советское правительство заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народы Европы от фашизма. К сожалению, в 90-х гг. появилось много публикаций, в которых, вопреки исторической правде, утверждалось. Что СССр оккупировал страны Восточной Европы. Но истина состоит в том, что Красная Армия в отношении большинства стран осуществляла освободительную миссию. Были освобождены полностью или частично территории 10 стран Европы, за рубежом погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров, а общие потери вместе с ранеными составили свыше 3 млн. человек. К началу апреля 1945 г. почти все оккупированные страны Европы были освобождены. Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди еще был Берлин - логово фашизма.

Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. В 5 часов утра советские войска начали артподготовку. После мощного 30-минутного артиллерийского обстрела по сигналу ракеты вспыхнули 140 прожекторов, освещая и ослепляя противника. Вперед пошли пехота и танки. 18 апреля были взяты Зееловские высоты, 20 апреля дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. 24 апреля Берлин был полностью окружен. 25 апреля передовые части 1-го Украинского фронта встретились с американскими войсками на реке Эльба в районе Торгау. 26 апреля бои шли уже в Берлине, а 30 апреля сержанты Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

2 мая 1945 г. Берлинский гарнизон капитулировал. Но оставались еще крупные немецкие группировки в Австрии и Чехословакии. Танковые части 1-го Украинского фронта, откликнувшись на призывы о помощи из восставшей Праги, 9-11 мая освободили Прагу. В полночь на 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Настал День Великой Победы!

Испытание войной советского человека и общества. Цена и источники победы Советской Армии в Великой Отечественной Войне. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японии.