Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Понятие научного знания, его структура и функции. Познание, его структура и формы

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Научное познание – процесс формирования научных знаний, т.е. объективных представлений о явлениях и процессах в мире во всем их многообразии. Научное познание включает в себя два основных уровня : эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы : наблюдение, сравнение, эксперимент, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение, получение научных фактов. В теоретическом уровне можно выделить три основных компонента: проблема, гипотеза и теория. Гипотеза проходит три этапа: построение, проверку, доказательство. Выделяют несколько видов теории: описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные. Методы теоретического исследования : формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, идеализация, исторический и логический методы.

Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания. Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления. Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни не совпадает с делением познания вообще на чувственное и абстрактное. Например, данные эмпирических исследований всегда фиксируются в знаковой системе с применением научных терминов (формулах, отражающих закономерности). Данные наблюдения нельзя отнести к чувственному познанию (ощущениям, восприятиям, представлениям). Здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального. Также рациональное познание нельзя соотнести с теоретическим уровнем научного познания. Например, формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе освоения действительности. Однако при построении теории используются и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания. В результате возникает сложное переплетение чувственного и рационального.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень познания формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда исследователь непосредственно воздействует на него, взаимодействует с ним, обрабатывает результаты и получает вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых. Имеет свои собственные методы: взаимодействие с объектом с помощью наблюдения, сравнения и эксперимента; систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; эмпирическое обобщение; получение эмпирических фактов. Следовательно, эмпирическое исследование в своей основе ориентировано на изучение явлений и зависимости между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи как бы проступают через их конкретную оболочку.

Методы эмпирического исследования:

· наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие объекта. Целью наблюдения является выявление существенных свойств и отношений объекта. Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Объективная информация может быть искажена случайными внешними воздействиями органов чувств субъекта, приборы могут давать ошибки, Следовательно, данные наблюдений еще не являются достоверным знанием. Базисом теории являются не данные наблюдений, а эмпирические факты.

· эксперимент - метод обнаружения существенных свойств в предмете. Эксперимент ставится сознательно, с целью искусственного воспроизведения предмета в идеальных условиях. Таким образом, на основе данных наблюдения формируется особый тип знаний – научный факт.

· получение научных фактов. НФ возникает как результат сложной рациональной обработки: осмысления, понимания, интерпретации эмпирических объектов. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в реальности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение

Формы эмпирического исследования:

· абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Выделяют несколько видов абстракции: абстракция отождествления, изолирующее абстрагирование, абстракция упразднения, абстракция идеализации, абстракция замещения.

· анализ – реальное или мыслительное разделение объекта на составные части, а синтез – их объединение в единое целое. Выделяют три стадии: фиксирование общих и частных свойств, раскрытие причин, выделение предмета как целого в системе.

· индукция- движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Выделяют полную и неполную индукцию. Полная индукция невозможна. Индуктивные заключения носят вероятностный характер.

· обобщение – установка общих свойств и признаков.

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентирован на выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. При теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Основным средством теоретического знания выступают теоретические идеальные объекты (модели). Это особые абстракции, в которых заключен смысл теоретических терминов. Например, к моделям относят материальную точку, абсолютно твердое тело, идеализированную популяцию (в биологии).

Методы теоретического исследования:

· формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме. Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий.

· аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу положены некоторые исходные положения, из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

· гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Следовательно, этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно. Заключение, полученное таким образом, будет иметь вероятностный характер.

· идеализация – метод построения идеализированного объекта. Эти абстракции есть сложные образования. Они могут быть наделены не только теми признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например: материальную точку определяют как тело, лишенное размера, но сосредотачивающую в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет.

Формами теоретического уровня познания являются те же формы, что и в эмпирическом познании. Кроме того, используется аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Аналогия дает не достоверное, а вероятностное знание.

В итоге, эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна. Наука как динамично развивающаяся система знаний не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными. В определенных типах науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

Термины «знание » и «познание » являются многозначными, что связано с разнообразием познавательных практик. «Видеть своими глазами», «постичь опытным путем», «услышать от авторитетного человека», «прочитать в книгах, справочниках», «думать, понимать», «вывести из достоверных высказываний», а также «уметь что-то сделать», «быть уверенным в правильности решения» - все это разные формы возможного употребления слова «познание». Чтобы усвоить общее значение этого термина, необходимо разграничить различные словоупотребления. Так, в древнегреческой философии основным было различение «знания» и «мнения». Знание считалось раскрытием сути бытия, его устойчивых и неизменных законов и поэтому наделялось свойствами истинности, всеобщности, необходимости и общезначимости. Мнение, напротив, расценивалась как выражение частного интереса, как обобщение чувственного или практического опыта, отражающего мир изменчивых явлений.

Знание как постижение сути бытия наделялось в древнегреческой философии также ценностными характеристиками. Истинное знание служило основой государственной политики и частной жизни. Сообщая о божественном порядке (космосе), знание обеспечивало мудрость в любых делах, гарантировало благо и счастливую жизнь. Высшей формой знания греки считали «теорию» (буквально «усмотрение», «созерцание»). В отличие от мнений, которые являются предвзятыми, теория - незаинтересованное созерцание сущности, она направлена на постижение сути бытия, а не на чувственные данные, факты. Но было бы поспешным отождествлять такое философствование с современным теоретическим знанием. Мудрость греческих философов озаряла личную жизнь людей, задавала ее общий смысл или цель. Древний учитель заботился прежде всего о душе ученика и постепенно посвящал его в такие истины, которые он постиг и проверил собственным жизненным опытом.

По мере развития греческой культуры все более актуальными становились инструментальные знания о природе. Для Аристотеля образцом знания является не столько жизненная мудрость, сколько наука, которую он определял как систему всеобщего и доказательного знания, опирающуюся на небольшое число общезначимых утверждений - аксиом. Истина у Аристотеля оказывается свойством знания, она характеризуется как соответствие того, о чем говорится в высказывании, объективному положению дел. Идеалом знания была евклидова геометрия, оставшаяся образцом и для философии Нового времени.

Исходные положения геометрии относятся к идеальным фигурам, которые являются неизменными. Поэтому утверждения о них имеют всеобщий и необходимый характер. Геометрические фигуры могут быть выполнены при помощи циркуля и линейки, например в чертежах и далее при строительстве зданий. Благодаря этому теоретические положения оказываются применимыми к реальности. Вера в возможности теории связана с таким привычным для нас, но на самом деле удивительным фактом, что возможен перенос знаний, полученных при анализе идеальных моделей, на реальные объекты. То обстоятельство, что математические расчеты и вычисления подтверждаются наблюдениями и измерениями, объяснялось древними философами на основе допущения невидимых чувственному зрению пропорций и закономерностей, которые постижимы лишь умом.

В Средние века господствующим стало различие знания и веры. К прежней дифференциации знания и мнения добавилась новая противоположность видимого сотворенного мира и непостижимого для человека замысла Творца. Знание понималось как человеческая способность постигать устройство сотворенного Богом мира, посредством опыта и логических умозаключений. План же мира, его цель и смысл недоступны человеку и остаются в божественном интеллекте. Его совершенство, добрая воля и бесконечная мощь превосходят возможности человека, который решительно неспособен понять и может только верить, что Бог сотворил мир из ничего.

Оппозиция знания и веры не оставалась неизменной, и уже в Средние века она опосредовалась в ходе жарких споров о природе интуитивного и дискурсивного, интеллектуального и чувственного, умопостигаемого, априорного (до опытного) и опытного, аналитического и синтетического знания. Эти понятия использовались в философских дискуссиях о природе, структуре и функциях научно-теоретического знания и стали философскими предпосылками механико-математического естествознания.

Классическая онтология выступала фундаментальной основой доказательства объективной истины. Однако постепенно положение меняется, вопрос о существовании истины, трансформируется в выявление критериев ее проверяемости. Поэтому гносеологическая проблематика выдвигается вперед, оттесняя онтологию на задний план. Уже в поздней схоластике начинается поворот от онтологии к учениям о природе универсалий, чисел, геометрических фигур и др. В философии Нового времени проблема статуса идеальных объектов становится наиболее важной частью философии, специализировавшейся на обосновании тех или иных теоретических конструкций. Онтология в рационализме и эмпиризме Нового времени становится зависимой от гносеологии и методологии науки. Окончательное размежевание с классической онтологией чистого бытия осуществил Кант. Объективность - это результата оформления чувственного материала категориальным синтезом в разуме трансцендентального субъекта. Кантовская «Критика...» завершает поворот от «онтологии» к «гносеологии», оказавший громадное воздействие на все последующее развитие европейской философии.

Хотя неокантианцы и неопозитивисты подвергали онтологию резкой критике, тем не менее их учения содержат в себе некоторые онтологические предпосылки. Формы категориального синтеза, методы анализа и иные приемы научного исследования, безусловно, относятся к сфере гносеологии. Но само признание их в качестве универсальных принципов организации познавательной деятельности придает им онтологический статус. Классическая онтология ориентирует на познание бытия, но откуда мы знаем, что оно вообще познаваемо? Таким образом, познание становится проблематичным, ибо мы не знаем, можем ли мы познавать. Такие сомнения оказались разрушительными для онтологической парадигмы. Философия уже не может начинаться с удивления, предполагающего данность бытия, она должна начинаться с сомнения: как возможно познание, что можно познать?

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного -- ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры. Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса познавательной деятельности людей, познание -- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Субъект познания -- это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире. Объект познания -- это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы.

  • 1. Сознательная деятельность. Она подразделяется на следующие сферы:
    • - познавательная сфера -- мыслительная деятельность, оперирование определенными понятиями;
    • - эмоциональная сфера -- внутренние чувства, ощущения, переживания человека;
    • - мотивационно-волевая сфера -- мотивы, интересы, потребности, которые формируют цели и направляют человека к их достижению.
  • 2. Бессознательная деятельность. Здесь мы выделим:
    • - интуицию;
    • - сны;
    • - инстинкты.

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие -- разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах), группу вторых -- рационалистами (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Существует и третья концепция познания -- агностицизм -- отрицание возможности познания мира (Д. Юм).Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания. Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание -- познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это -- вкус, осязание, зрение, слух и обоняние Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах.

  • 1. Ощущение -- чувственный образ объекта. Ощущение появляется в результате воздействия на органы чувств человека какого либо объекта. Человек воспринимает внешние, доступные органам чувств признаки объекта: запах, вкус, форму, цвет. Именно через ощущения индивид получает первичную информацию об объективном мире.
  • 2. Восприятие -- целостный образ объекта, в совокупности всех ощущений. Любой предмет обладает множеством различных свойств и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. (Например, яблоко красное, круглое, твердое, сладкое). Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве.
  • 3. Представление -- обобщенный образ объекта, сохраняемый посредством памяти. Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов осуществляется через память. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены, поэтому этот образ мы называем обобщенным.

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления. Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. Мышление -- осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта. Итак, рациональное познание -- это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основные формы рационального познания.

  • 4. Понятие -- отражает явления или предметы в их общих и существенныхпризнаках. Понятия выражаются в языковой форме -- в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов Например: яблоня, дерево.
  • 5. Суждение -- такая связь между понятиями, когда утверждается или отрицается что-либо. Это мысленное отражение, обычно выражаем повествовательным предложением. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, яблоня -- это дерево.
  • 6. Умозаключение -- такой способ мышления, при котором человек, связывая свои суждения, приходит к определенным выводам. Например: Все люди смертны. Иванов -- человек. Следовательно, Иванов смертен Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Познание, его структура, возможности и границы. Структура познавательного процесса

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:материальное производство;управленческая деятельность;научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:критерием истины;основой познания;целью познания;результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.



Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. Существует 3 уровня: 1. донаучное познание, 2. научное, 3. философское. Каждому из этих уровней соответствует определенная форма познания. Донаучное познание характеризует представление, это имперический (чувственно воспринимаемый) мир, где для познания достаточно представления. Научное познание оперирует понятиями. Философское пользуется категориями. Эти уровни возникают т.к. разные предметы исследования. Существует универсальная закономерность бытия. Закономерность субстанции, субстанкциональной сущности, познание которой возможно только посредством наиболее общих понятий или всеобщих универсалий - философских категорий. Вся история человеческого познания показывает, что познание начинается с чувств, потом переходит к абстрактному мышлению, потом проверяется на практике. Чувственное познание (донаучное) - первая ступень познания. Тут изучаются единичные предметы, их стороны, явления. Теория чувств человеком не до конца усвоена, в отличии от теории мышления. Чувства нельзя выразить языком. С помощью органов чувств мы фиксируем признаки предметов в виде образов. 5 органов чувств не ограничивают нас. И будь у нас их больше мир мы понимали, может быть, более глубже, но сущность вещей мы знаем и так. Ильенко и Мещеряков А.И. разработали методику по которой слепо-глухо-немые дети превращались в полноценных людей. Человек - человек в обществе, и имея только один орган чувств они приучали их к общению. Человек с одним органом чувств, но живущий в обществе намного выше Маугли. Среди них есть кандидаты наук. Есть различные формы чувственного познания - формы абстрактного мышления.