Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Культурная революция. Егэ

С 1920-х гг. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.

Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.

2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг., и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически - сталинизма.

3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру - в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах, в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.),
В связи с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 г. Сталиным был сделан вывод о том, что в СССР в основном победил социализм.

В конце 1930-х гг. произошли изменения во внешнеполитическом курсе страны. Заключены советско-германские договоры 1939 г., в соответствии с которыми позднее в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, в 1940 г. - страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина. В результате начатой СССР советско-финляндской войны (30.11.1939 - 12.3.1940 гг.), которая нанесла сильный удар по международному авторитету страны, к СССР отошел Карельский перешеек и др.

22 июня 1941 г. Германия, нарушив договоры, напала на Советский Союз, что стало началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Великая Отечественная война, пройдя в своем развитии 4 крупных этапа - начальный (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.); коренного перелома (19 ноября 1942 г. – 1943 г.); освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944 г. – 9 мая 1945 г.); советско-японской войны (9 августа – 2 сентября 1945 г., стала суровым испытанием для советского многонационального государства, его общественно-политической системы и вооруженных сил.

С окончанием Второй мировой войны крутой поворот от сотрудничества к конфронтации, совершенный во внешней политике недавними союзниками, незамедлительно сказался как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее послевоенное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир, разделенный «железным занавесом», вступил в эпоху «холодной войны », которая, то затихая, то обостряясь, продолжалась около полувека (1946 – 1991 гг.).

Со смертью В.И. Сталина начинается новый этап в жизни страны, связанный с решениями ХХ съезда КПСС (1956 г.), либерализацией политической жизни страны, «оттепелью». Определенные успехи были достигнуты в науке и технике: создана первая в мире атомная электростанция (1954 г.), запущены первый спутник Земли (1957 г.), первый космический корабль с летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным (12 апреля 1961 г.); расширились международные связи СССР, уменьшилась угроза ядерной войны (Договор о запрещении ядерного вооружения, 1963 г., и др.).

1970-е гг. в жизни страны могут быть охарактеризованы таким понятием как «застой», связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежневым. С 1985 г. М.С. Горбачев и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в т. ч. национальные движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, была предпринята попытка государственного переворота (август 1991 г.), потерпевшая крах.

В декабре 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина констатировали прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (8 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании СНГ.

Первый российский президент Б.Н. Ельцин находился на своем посту с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Главной особенностью социально-экономического развития России в 1990-е годы была экономическая реформа, которая обеспечила переход страны от плановой экономики к рыночной, от социализма к капитализму.

К концу 1990-х гг. была проведена радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали: свобода цен, свобода торговли, приватизация (разгосударствление, денационализация) государственной собственности и, таким образом, в стране сложилась многоукладная экономика.

В пока еще непродолжительной истории современной многопартийности можно условно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает время с конца 1980-х гг. до 1991 года. Он характеризуется возникновением первых альтернативных политических объединений: от неформальных групп – до массовых партий и объединений. Перестройка, гласность, демократизация политической системы и возможность проведения альтернативных выборов во второй половине 1980-х гг. привели к возникновению множества политизированных групп.

Относительная легализация альтернативных общественно-политических структур произошла в период выборов на I Съезд народных депутатов СССР весной 1989 года. Второй относительно непродолжительный этап охватывает период с момента распада СССР до 1993 года. Основная тема общественно-политического дискурса в это время перемещается с борьбы против компартии к проблеме выбора определенной социально-экономической модели.

Третий этап российского партогенеза охватывает десятилетний период: с конца 1993 по 2003 гг. Он знаменуется проведением электоральной реформы (сентябрь-ноябрь 1993 г.) и введением так называемой «смешанной несвязанной» (мажоритарно-пропорциональной) электоральной формулы. Новое избирательное законодательство было включено Б.Н. Ельциным в известный Указ № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

Период, последовавший за выборами в Государственную Думу первого созыва, может характеризоваться как время относительной стабилизации партийной системы, когда на политической арене устойчиво доминировали 4-5 объединений.

Четвертый этап в истории новой российской многопартийности отсчитывается с начала работы IV Думы (2003 г.) и продолжается по сей день. С начала 2000-х гг. кардинально меняются правовые основы современной российской многопартийности, а само партийное строительство превращается в важный фактор государственной политики. Повышается правовой статус партий как особого субъекта политического процесса, впервые введено их государственное финансирование. В 2005 г. в результате принятия нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» осуществился переход к пропорциональной системе, что дало партиям исключительную привилегию на выдвижение кандидатов в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, государство ужесточило критерии «партийной селекции»: был повышен до 7% электоральный барьер (в 2005 г.), запрещены электоральные блоки в период подготовки к выборам, увеличены требования к минимальной численности партии и необходимому количеству региональных отделений. Следствием этого стало резкое сокращение числа политических партий РФ.

Важной особенностью современной российской партийной системы стало доминирование так называемой «партии власти» в лице «Единой России». Другие партии оказались отодвинуты на периферию политической жизни. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ, на которых был избран В.В. Путин, находившийся в этой должности до 7 мая 2008 г. «Опорными точками» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы рыночные отношения, патриотизм, социальная солидарность. Результатом социально-экономических реформ 90-х годов стало развитие рыночной экономики в России, начало интеграции страны в мировой рынок, но «шоковая» терапия имела негативные последствия: обнищание громадных масс населения, инфляцию, разрыв уровня доходов и потребления. Зарождение рыночной экономики изменило социальные условия жизни и ценностные ориентации людей.

Избранием в 2000 году президентом страны В.В. Путина было положено начало выхода России из затянувшегося кризиса. Приоритетными направлениями стали: укрепление власти в стране, восстановление территориальной целостности России, усиление её позиций на международной арене.

href="article067324.html" title="культуры">культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-исторического процесса, на формирование нового человека. Культурная революция является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о Культурная революция как «целой полосе общественного развития» разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин «культурная революция» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации»). Отбросив социал-демократические догматические схемы об обязательной очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Октябрьской социалистической революции выдвинул программу Культурная революция

Культурная революция обусловлена революционными преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства). Культурная революция начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма. Культурная революция уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 94). Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистической культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, Культурная революция сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации «... с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (там же, т. 41, с. 462). Культурная революция знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакционной культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистической и коммунистической культуры. Культурная революция включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью Культурная революция является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практической деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с буржуазными и ревизионистскими взглядами. Социалистические культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с национальными и историческими особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономического и культурного развития, достигнутым до начала Культурная революция В СССР, где впервые в истории была осуществлена Культурная революция , её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей России, 73% населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (перепись 1897). В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система народного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветительских учреждений. Культурная революция в национальных республиках по темпам развития опережала центральные районы страны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки , литературы и искусства . В Программе КПСС (1961) оценивается значение Культурная революция : «В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры» (1972, с. 14). Культурная революция охватила все социальные, национальные, этнические группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма , Культурная революция привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждая буржуазной установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, Культурная революция создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.

Культурная революция способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда.

В результате Культурная революция в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства , возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учёных, общественных деятелей. Успешно развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистического города. До Октябрьской революции 1917 в России на 159 млн. человек населения приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преимущественно умственным трудом, в СССР в 1973 достигла около 33 млн. человек. За годы Советской власти в 90 раз возросло число научных работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. человек (см. Интеллигенция ).

В зрелом социалистическом обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (там же, с. 129-30).

Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творческой деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности. Руководствуясь марксистско-ленинским учением о Культурная революция , члены содружества социалистических государств творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Европейские социалистические страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы народной власти успешно решить многие задачи Культурная революция Относительно высокий уровень развития производительных сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований. В то же время сильное влияние религии (например, в Польше) осложняло проведение Культурная революция

Опыт Культурная революция в СССР и др. социалистических странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Латинской Америки, завоевавших национальную независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение народного образования и просвещения, создание новой демократической школы, формирование национальной интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистического характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеодальной, антиимпериалистической, демократической революции и могут рассматриваться как национально-демократический тип культурной революции.

Ничего общего с Культурная революция не имеет политическая кампания, проводившаяся в Китае во 2-й половине 60-х гг. под названием «культурной революции», в ходе которой уничтожались памятники культуры, насаждался нигилизм по отношению к мировой культуре, антиинтеллектуализм, преследовалась интеллигенция.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролетарской культуре, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972, гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Крупская Н. К., О пролетарской культуре в её кн.: Педагогические сочинения, т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Культурная революция в СССР. 1917-1965, М., 1967; Арнольдов А. И., Социализм и культурная революция, М.,1970; Ленинизм и развитие социалистической культуры, М.- Таш., 1971; КПСС во главе культурной революции в СССР, М., 1972.

А. И. Арнольдов.

Статья про слово "Культурная революция " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 33071 раз

Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы.

В культуре 1920-1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками .

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция - изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции:

1. Перевоспитание народных масс - утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек-рет Совнаркома «О ликвида-ции неграмотности ». В 1923 г. учреждено обще-ство «Долой не-грамот-ность » во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . От-крылись тысячи изб-читален, где обу-чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми-лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко-номического потенциала Советского государства. Под руко-водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома-лии, раз-ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде-мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль-нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра-кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн-дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо-ложник самолётостроения Н.Е. Жу-ковский . В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н.И. Вавилов ).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли-генции участ-вовать в политической жизни, влиять на об-щественное созна-ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб-ных заведений. Про-фессоров и препо-давателей, не разде-лявших коммунистические убеж-дения, увольняли.


В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

В 1922 г. был создан специальный цензурный коми-тет - Главлит , осуществлявший контроль за «враждеб-ными вы-падами» против по-литики правящей партии. Затем создан Главрепет-ком - комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро-ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид-ных учёных и деятелей культуры - философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со-рокин (он учился в Ивановском крае, - впоследствии - крупнейший социолог США).

В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти-советских и антиху-дожественных книг». В их число попали даже произве-дения античного философа Пла-тона и Л.Н. Толстого . К сер. 1920-х гг. были закрыты ча-стные книгоизда-тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово-рочно пре-данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, - заявлял Н.И. Бухарин. - И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты-вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель-ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни-вер-ситеты (к 1927 г. - 148, в дорево-люционное время - 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче-ский институт в Иваново-Возне-сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа-культеты (раб-факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне-го образования. К 1925 г. выпускники рабфа-ков со-ставляли половину студентов. Вы-ходцам из бур-жуазно-дворянских и интеллигентских «соци-ально чуждых» слоёв доступ к высшему об-разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту-пеней (1-я ступень - че-тыре года, 2-я - пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи-стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти-рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще-ствове-дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921-1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер-ков-ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Возникла борьба между «староцерковниками» (пат-риарх Тихон ) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат-риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо-лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро-полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве-дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах-ма-това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах-тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы-ставки последователи «Мира искус-ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни-ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево-люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив-ность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, кубизма, кон-структивизма - в живописи, театре, архитек-туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп-п и организаций:

Группа «Серапионовы братья » (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе-дин и др.) искала новые художест-венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

Группа «Перевал » (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен-ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес-кой ориентации:

- Пролеткульт (1917-1932 г.) - формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

Литературная группа «Кузница » (1920-1931 гг.), вошла в РАПП;

- Российская ассоциация пролетарских писа-телей (РАПП), (1925-1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту» ;

Группа ЛЕФ «Левый фронт искусств » (1922-1929 гг.) - поэты В.В. Маяковский , Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

Эти группы подвергли травле бес-партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран-тами» за укло-нение от воспевания «героики револю-ционных свершений». Критико-вались также «попут-чики» - литера-торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко-ле-бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов - 9,1 %, якутов - 7,2, киргизов - 5,8, таджиков - 3, туркмен - 2,7 %.

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 - 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 - 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 - 1937 гг. - 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. - 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку - около 1 млн. человек.

Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

социалистическая, революц. преобразования духовной сферы жизни общества, одна их важнейших закономерностей построения социализма, нового, социалйстич. типа духовного производства, создание социалйстич. культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе обществ. развития» разработано В. И. Лениным, определившим её , задачи и цели ( «К. р.» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации») . Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязат. очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, Ленин после Великой. социалйстич. революции выдвинул программу К. р.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалйстич. индустриализация, коллективизация с. хва) . К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистич. партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, результаты мировой цивилизации.

К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития, на основе которых происходит и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалйстич. интеллигенции, создание социалйстич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.

Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и историч. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р. , её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического? культурного развития наций и народностей России. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, .-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литры и искусства. К. р. охватила все социальные, нац. , этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, повышению производительности обществ. труда. Научно-техническая и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, техники и производства, повышение общественной активности трудящихся, демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (Программа КПСС , 1972 , с. 129-30) .

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р. , страны социалистич. содружества творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость ( за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.) . Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. К. р.

Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. , Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролет. культуре, ПСС , т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М.. 1981 ; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн. : Пе-дагогич. соч. , т. 7, М., 1959 ; Луначарский А. В., К. ?. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929 ; Коммунизм и , М., 1966 ; Строительство коммунизма и духовный человека, М., 1966 ; К. р. в СССР. 1917-1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р. , М., 1967 ; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972 ; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977.

А. И. Арнольдов.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

В России культурной революции появляется в “Манифесте анархизма” братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга “Да здравствует Культурная Революция!”. В советский политический оно вошло из ленинской статьи “О кооперации” (январь 1923), где культурная революция провозглашается как , необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную “отсталость”, могла бы “вполне социалистической страной” (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372, 376, 377).

Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура , согласно изначальному своему смыслу означаюшая “возделывание”, сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, - условно говоря, негативную и позитивную. Негативное наиболее последовательно представлено в работах Н. А. Бердяева. По его мнению, революционный по существу враждебен культуре, т. к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а многократно усиливает эту тенденцию.

Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А. А. Богданова, В. О. Плетнева и др.) реализовать свою концепцию “пролетаризации культуры” (против теории и практики “пролеткультовцев” категорически возражали В. И. Ленин, А. В. Луначарский и др.), и в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т. д. (по словам Дэн Сяопина, “практика показала, что “культурная революция” в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть” (цит. по: БарачД. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).

В позитивной трактовке культурная революция означает и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния “общепланетарного кризиса”. Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия “духовная реформация”, “революция сознания”, “новое мышление” можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.

В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" в других словарях:

    В 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии

    - (Cultural Revolution) В 1965 г. в шанхайской газете появилась статья с критикой исторической пьесы, написанной в 1961 г. о жившем при династии Мин сановнике Хай Руе, известном тем, что он принципиально выступал против выбора императором… … Политология. Словарь.

    В СССР Культурная революция в Китае Культурная революция (телепередача) Культурная революция (издательство) … Википедия

    В СССР в 1920 е гг; Культурная революция в Китае Культурная революция (телепередача) … Википедия

    Культурная революция - (Cultural Revolution) (1966 76), десятилетие хаоса и полит, волнений в Китайской Народной Республике, в основе к рых лежали разногласия полит, фракций по поводу будущего социализма в стране. Мао Цзэдун в 1960 х гг. в ответ на представлявшую… … Всемирная история

    КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - Социалистическая революция в области идеологии и культуры, составная часть плана построения социализма в СССР, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Проходила в 1920 е 1930 е годы. Термин культурная революция впервые был использован В.И … Лингвострановедческий словарь