Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Советская историческая энциклопедия - сун ят-сен.

«Сун-Ят-Сен» - монитор российского и советского флота, относящийся к типу «Шквал»; один из семи мониторов этого типа.

История корабля

Корабль был заложен в 1907 году на Балтийском заводе Санкт-Петербурга как бронированная речная канонерская лодка под именем «Шквал». Корабль был частями перевезён на Дальний Восток, где был собран и в июне 1909 года в посёлке Кокуй на реке Шилка спущен на воду.

Корабль вступил в строй 3 октября 1910 года и вошёл в состав Амурской военной флотилии. В 1920 году «Шквал» был уведён японскими интервентами на Сахалин, но 1 мая 1925 года возвращён Советскому Союзу. В 1927 году корабль был восстановлен и 15 февраля переименован в «Сун-Ят-Сен» в честь китайского революционера Сунь Ятсена, а 6 ноября 1928 года переклассифицирован в монитор.

С начала 1930-х годов на мониторе артиллеристом служил будущий адмирал флота Николай Сергеев. В 1935 году он был назначен помощником командира корабля.

В 1937-1938 годах был проведён капитальный ремонт с модернизацией. С 1937 года монитором командовал капитан 3-го ранга Корнер Виктор Дмитриевич (1912-1984), Герой Советского Союза (14.09.1945 г.)

Начало Советско-японской войны монитор встретил в составе 1-й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья Сунгари. Корабль принимал участие в боях на реке Сунгари, высаживал и поддерживал огнём десант пехоты в районе селений Тусыкэ, Хунхэдао, городов Фуцзинь и Саньсин. 16 августа от попадания снаряда среднего калибра корабль получил повреждение, а 30 августа был удостоен гвардейского звания.



«Сун-Ят-Сен»
«Шквал» (до 15.02.1927 года), «Сучан» (с 19.07.1947 года.)
Служба: Россия
СССР
СССР
Класс и тип судна Монитор
Изготовитель Балтийский завод, Санкт-Петербург
Строительство начато 1907 год
Спущен на воду июнь 1909 года
Введен в эксплуатацию 3 октября 1910 года
Основные характеристики
Водоизмещение 1000 т
Длина 70,98 м
Ширина 12,8 м
Осадка 1,61 м
Экипаж 152-156 чел.


(1866-1925), лидер революционного движения в Китае, свергнувшего в 1911 в этой стране монархию. Родился в провинции Гуандун, недалеко от Кантона (Гуанчжоу). По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань ("Центральная Гора") - последнее является китайским аналогом его японского псевдонима "Накаяма". Родные края Сунь Ятсена были одним из тех мест Китая, откуда шел широкий поток иммигрантов. Благодаря своему старшему брату, перебравшемуся на Гавайи, Сунь смог учиться в Гонолулу, а затем в Гонконге, где в 1892 закончил курс западной медицины. Уже с юности он был ориентирован на Запад и "модернизацию" и в дальнейшем получал немалую поддержку от хуацяо (китайцев, живущих за рубежом) и торговцев, обосновавшихся в открытых портах Китая. Обращение в христианство создало ему дополнительные удобства в завязывании тесной дружбы с иностранцами. В то же время жгучая ненависть к западному империализму и восхищение успехами японской модернизации побудили его обратить взор к Японии, где он нашел приют, друзей, последователей и, со временем, поддержку для реализации своих планов. По окончании учебы Сунь некоторое время занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с членами тайных политических обществ. В 1894 он совершил поездку в Северный Китай и безуспешно пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895, после катастрофической для Китая китайско-японской войны, Сунь Ятсен предпринял первую попытку организации восстания в Кантоне. Это восстание, как и десяток последующих, было подавлено. Сунь эмигрировал в Японию, где, перейдя на традиционную японскую одежду, стал жить под именем Накаяма. Позднее он перебрался в Лондон и здесь с трудом сумел спасти свою жизнь после того, как попал в засаду и был передан китайскому посольству. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является успешное осуществление революции в Китае, он все же вернулся на Восток. С этого момента и вплоть до самой революции 1911 он много путешествовал, собирая средства и сторонников из числа живущих за рубежом китайцев. Некоторые из его наиболее амбициозных восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - Французский Индокитай. После победы Японии над Россией в 1905 революционное движение вступило в новую фазу. В том же году в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал "Революционную лигу" ("Тунмэнхуй""). Главная цель Лиги - свержение маньчжурской династии, настолько затмила все другие цели, что участники движения не обращали внимания на отсутствие единства в своих рядах. В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу практически не подготовленного восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о силовом подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена, и Сунь Ятсен вернулся на родину триумфатором. Его незамедлительно избрали президентом Китайской Республики. Тем не менее командующий императорской армией Юань Шикай по-прежнему располагал значительными силами, чтобы разгромить республиканцев в случае военного противостояния. Именно поэтому Сунь Ятсен отказался от своего поста в пользу Юань Шикая. Веря, что защита завоеваний революции будет должным образом обеспечена новым конституционным механизмом, Сунь согласился заниматься лишь вопросами экономического планирования и сформулировал амбициозные программы развития железных дорог и промышленности. К его разочарованию, лидеры новой республики оказались далеки от единства в вопросе политической стратегии, и Юань Шикай (стремившийся занять императорский трон), прибегнув к насилию и международной финансовой помощи, развеял все надежды сторонников либерального парламентаризма. Сунь пытался бороться с Юанем, провозгласив в 1913 начало второй революции, но потерпел неудачу и вновь уехал в Японию. В течение нескольких следующих лет его шансы в политике котировались как никогда низко. В период господства местных милитаристов, последовавший после смерти Юань Шикая в 1916, Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне: не имея армии, Сунь мог действовать на политической сцене лишь на условиях, которые ему ставили военные. Постепенно он начал восстанавливать свой высокий статус народного трибуна, используя новую волну национализма, возникшую как результат недовольства положениями Версальского договора среди студентов, торговцев и рабочих приморских городов Китая. Его обличения западного империализма способствовали росту его авторитета. В 1922, после неудачной попытки переиграть кантонских милитаристов, Сунь перебрался в Шанхай. Здесь он встретился с агентом Коминтерна А.А.Иоффе, направленным в Китай для поиска возможных союзников в деле проведения просоветской политики. В 1923, достигнув взаимопонимания с Иоффе, Сунь смог получить широкую поддержку России в создании "Объединенного фронта", хотя и не дал склонить себя к признанию коммунистического пути развития Китая. В соответствии с указаниями русского советника М.М.Бородина, Гоминьдан - политическое детище Сунь Ятсена - был реорганизован по принятому в компартиях принципу "демократического централизма", предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях. В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его "Трех народных принципов" ("Сан Минь Чжу И"), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый - "народное правление" (часто переводимый как "национализм") - уже давно был главным и в его мыслях, и в призывах. Этот принцип подчеркивал значимость восстановления равенства Китая с западными державами, превратившими Китай в свою коллективную колонию, и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип - "народные полномочия", часто трактуемый как "демократия", - аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, все еще неспособен распоряжаться ею, к чему его и должна была подготовить национальная элита - Гоминьдан. Заимствуя в свободной форме западные теории, Сунь был готов дать народу четыре инструмента властных полномочий - выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из подготовленных специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Наконец, развивая третий принцип - "народное жизненное достояние", что иногда переводится как "социализм", Сунь обращался к идеям Г.Джорджа и некоторых других теоретиков и пытался доказать, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае. В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в последней надежде провести плодотворные переговоры с военными лидерами провинций, однако вскоре серьезно заболел.
Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТСЕН" в других словарях:

    - 孫逸仙 … Википедия

    - (Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в… … Политология. Словарь.

    СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912),… … Философская энциклопедия

    Сунь Ятсен - Сунь Ятсен. Сунь Ятсен. Сунь Ятсен (: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) () китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    - (др. имена: Сунь Чжуншань Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Большой Энциклопедический словарь

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925 гг.) китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 1913… … Исторический словарь

    Сунь Ятсен - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 революционную организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУНЬ ЯТ-СЕН

(1866-1925) -выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель. И. В. Сталин характеризовал его как "организатора национально-освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа, за единство и самостоятельность китайского государства".

С. родился в зажиточной крестьянской семье недалеко от Кантона. Первоначальное образование он получил в миссионерской школе на Гавайских о-вах, а высшее (медицинское)-сначала в Кантонз, а потом в Гонконге. По окончании в 1892 медицинского института С. работал некоторое время врачом на о. Макао, но затем стал профессиональным революционером.

В 1894 С. основал на Гавайских о-вах среди китайских эмигрантов "Союз возрождения", ставивший целью свержение манчжурской династии. В 1895, после неудачи первого революционного выступления "Союза" в Кантоне, С. вынужден был эмигрировать. За границей С. продолжал революционную деятельность. В 1905 он организовал в Токио "Китайский союз единомышленников" (Чжунго Тунмынхуэй), программой которого стали выработанные С. "три народных принципа": 1) свержение власти чужеземной манчжурской династии ("национализм"), 2) установление народовластия ("демократизм") и 3) уравнительный передел земли ("народное благоденствие"). С. тогда ещё не предлагал вести непосредственную борьбу против иностранного империализма. Он питал иллюзии, что западные державы, в частности США, добровольно откажутся от своей политики захватов в Китае. Будучи в эмиграции, С. не раз безуспешно обращался к некоторым государственным деятелям США и Англии с призывом помочь китайскому народу освободиться от власти манчжурской династии.

Организованное Тунмынхуэем в октябре 1911 восстание в Учане послужило началом китайской революции. С. немедленно выехал на родину. В это время он посетил ряд европейских столиц, чтобы побудить державы отказаться от политической и финансовой поддержки манчжурской династии. В частности он вёл переговоры с правлением "Банковского консорциума четырёх держав" о приостановлении выплаты манчжурскому двору денег по заключённым ранее займам и добивался от английского правительства обещания нейтралитета в отношении начавшейся революции в Китае.

По прибытии в Шанхай С. 1. I 1912 был избран конференцией представителей восставших провинций на пост временного президента республики. Ï3 своём президентском манифесте С. обратился к державам с призывом признать республику и оказать ей поддержку. Но империалисты враждебно отнеслись к республиканцам. Обращение С. осталось без ответа. Только большевистская партия на происходившей в январе 1912 Пражской конференции приветствовала китайскую революцию. В принятой конференцией резолюции указывалось на необходимость противодействовать политике царского правительства, пытавшегося, как и другие империалистические державы, воспользоваться китайской революцией для дальнейшего закабаления Китая.

В феврале 1912 С, под давлением либеральной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции, вынужден был отказаться от президентства в пользу Юань Ши-кая (см.). С. сделал этот шаг также и потому, что опасался открытой интервенции империалистических держав, поддерживавших Юань Ши-кая; 25. VIII С. созвал съезд демократических и либеральных групп, который учредил партию гоминдан. Однако вскоре, когда Юань Ши-кай предпринял наступление против республиканских институтов, С. возглавил силы сопротивления. В 1913 С. стал во главе восстания, которое развернулось в Южном Китае против Юань Ши-кая. Хотя репрессии против республиканцев заставили С. эмигрировать, но Юань Ши-каю всё же пришлось отказаться от плана реставрации монархии.

По возвращении из эмиграции С. возглавил силы либерально-республиканской буржуазии Юга и в 1917 стал премьер-министром образовавшегося в Кантоне правительства. С. рассчитывал, что сможет добиться от держав признания своего правительства, созданного в противовес реакционному пекинскому кабинету северных милитаристов. Но надежды С. оказались тщетными. Отказ Парижской мирной конференции признать равноправие Китая и возвратить ему территорию Шаньдунского п-ова убедил С. в необходимости борьбы против империалистов.

Особенно большое влияние на формирование антиимпериалистических взглядов С. оказали Великая Октябрьская социалистическая революция и начавшаяся в Китае борьба масс против полуколониального режима. Уже в 1918 С. послал приветственную телеграмму В. И. Ленину. В 1920 в одном из своих официальных манифестов С. открыто обвинял империалистов в том, что они вмешиваются во внутренние дела Китая. Он отрицал право пекинского правительства представлять Китай на Вашингтонской конференции 1921 -22 (см.) и объявил, что кантонское правительство не признаёт её решения действительными. В заявлении, разосланном всем делегациям на Вашингтонской конференции, С. требовал полной отмены полуколониального статута Китая.

В 1923, находясь в Шанхае, С. установил контакт с дипломатическими представителями СССР, которые в то время вели переговоры с пекинским правительством. Опубликованное 26. I 1923 коммюнике констатировало совпадение взглядов Советского правительства и С, стремившихся установить дружественные отношения между СССР и Китаем. С. правильно оценил политику СССР в отношении Внешней Монголии. Он заявил, что "не находит немедленную эвакуацию русских войск из Внешней Монголии ни настоятельно необходимой, ни соответствующей интересам Китая, особенно ввиду неспособности теперешнего пекинского правительства предотвратить возобновление, вследствие такой эвакуации, интриг и враждебных действий со стороны белогвардейцев против России..,"

В целях реорганизации партии гоминдан и армии С. пригласил в Кантон советских инструкторов и советников.

С этого времени С. проводил твёрдую политику сближения с СССР. В речи, произнесённой 31. XII 1923 на собрании молодёжи в Кантоне, С. сказал: "Отныне мы не смотрим больше на западные державы, наши взоры устремлены на Восток!"

После того как 5. X 1923 с помощью англо-американской дипломатии в Пекине президентом был избран Цао Кунь, С. потребовал от держав непризнания Цао Куня и признания кантонского правительства. Однако С. не получил ответа от дипломатического корпуса.

Стремясь укрепить свою финансовую базу, правительство С. осенью 1923 дважды через британского генерального консула в Кантоне обращалось к дипломатическому корпусу в Пекине с просьбой восстановить утвердившуюся с 1919 практику передачи кантонскому правительству 13,7% излишков таможенных доходов, остающихся после выплат по иностранным займам. Не получив ответа, С. 1. XII 1923 заявил, что кантонское правительство возьмёт в свои руки управление таможнями. Тогда Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и Португалия провели 6. XII 1923 военно-морскую демонстрацию в водах Кантона и заняли своими войсками помещение кантонских таможен. С. выступил с протестом против провокационных действий держав и потребовал отвода иностранных военных кораблей. 12. XII 1923 дипломатический корпус ответил отказом. Ни к чему не привели и негодующая телеграмма С. "рабочему" правительству Макдональда и его послание к американскому народу. Однако борьба С. за независимость своей страны способствовала развитию антиимпериалистического движения во всём Китае. Его требования уничтожения неравноправных договоров становились общенациональными.

В этот период С. по-новому сформулировал свои "три принципа". "Национализм" означал требование освобождения Китая от империалистического гнёта. "Демократизм" и "народное благоденствие" стали развёрнутой программой борьбы против полуфеодального строя, а также против господства монополистического капитала в экономике страны. С. ориентировал свою партию гоминдан на союз с коммунистической партией Китая, на поддержку рабочего и крестьянского движения в стране и на союз Китая с СССР.

С. горячо приветствовал советско-китайское соглашение 1924 (см.). Британская дипломатия летом 1924 организовала в Кантоне реакционный мятеж. Когда же правительство С. приступило к ликвидации мятежа, английский генеральный консул предъявил С. ультиматум с угрозой подвергнуть Кантон бомбардировке, если правительственные войска откроют огонь по мятежникам. Несмотря на это давление империалистов, С. при активном участии китайской коммунистической партии ликвидировал мятеж и укрепил Кантон как базу антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае.

С. умер накануне китайской революции 1925-27. Перед смертью он написал письмо в ЦИК СССР и завещание гоминдану.

В письме Советскому Союзу С. писал: "Я твёрдо верю в неизменность поддержки, которую вы до сих пор оказывали моей стране. Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем, свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетённых народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку".

В завещании гоминдану С. требовал борьбы за осуществление его "трёх принципов" и проведения политики дружбы с СССР.

Однако гоминдан изменил заветам своего вождя. Реакционное руководство гоминдана превратило созданную С. партию в послушное орудие американских империалистов, стремившихся сделать Китай своей колонией.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТ-СЕН" в других словарях:

    - (в китайском литературном произношении Сунь И сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер демократ. Родился в… …

    - … Википедия

    - … Википедия

    - 孫逸仙 … Википедия

    СУНЬ ЯТСЕН - (в кит лит произношении СуньИсянь, др имена СуньЧжун шань, СуньВэнь). , кит полит. и обществ. деятель В 1892 окончил мед ин т в Сянгане (Гонконг), однако… … Российская педагогическая энциклопедия

    См. Сунь Ят сен … Большая советская энциклопедия

Сунь Ятсен почитаем в народе Китая наравне с именами Конфуция и Мэн-цзы, а на официальном уровне ему даже был присвоен титул «Отца нации».

И неудивительно, ведь сегодняшняя Китайская Народная Республика очень многим обязана этому человеку.

Юношеские годы и становление политических взглядов Ятсена

Сунь Ятсен родился в 1866 году в провинции Гуандун в крестьянской семье. Не имея возможности содержать всю семью, немного повзрослевшего Сунь Ятсена родители отправляют к старшему брату на Гавайские острова.

И именно благодаря этой вынужденной мере мальчик получает хорошее образование, посещая английскую миссионерскую школу. Здесь проявились исключительные способности Сунь Ятсена.

Очень быстро он овладевает незнакомым для него английским языком и открывает для себя мир европейского образования, изучает историю и математику, знакомиться с христианством и европейскими либеральными общественно-политическими идеями.

В дальнейшем Сунь Ятсен продолжит образование в Гонконге, закончив в 1886 году Центральную государственную школу, а позже и медицинский колледж. Но профессия врача не очень увлекала будущего революционера. Более всего его занимали идеи возрождения и преобразования Китая.

Его возмущает социальная несправедливость и равнодушие правящей маньчжурской династии по отношению к простому народу, отсталость и слабость его некогда могущественной Родины. Вокруг Сунь Ятсена формируется небольшой кружок единомышленников, получивший название «Четыре бандита».

Он даже пытается донести свои мысли до правящей элиты, направляя меморандум, обнажающий наиболее острые противоречия в китайском обществе и очерчивающий пути их решения. Сунь Ятсен считает, что либеральные реформы и демократия – это именно то, что улучшит жизнь в Китае и поможет возродить его силу.

Но молодой патриот сталкивается с бюрократией, не желающей что-то менять. Начало революционной деятельности. Последней каплей, заставившей переориентироваться Сунь Ятсена с либеральных взглядов на более решительный революционный путь, стало поражение Китая в войне с Японией в 1894 г.

В этот же период им была создана первая революционная китайская организация «Союз возрождения Китая». Её целью были решительные действия по свержению маньчжурской династии. Стихийно вспыхивающие антиправительственные выступления ускорили его намерение, и в 1895г. он возглавляет восстание в Гуанчжоу. Но не получив широкой поддержки среди населения страны, восстание было быстро подавлено.

Отныне Сунь Ятсен вынужден покинуть родную страну. Но он не отчаивается и начинает активную деятельность в поддержку революции в Китае, Европе и Америки. Пытаясь быть как можно ближе к Родине, он оседает в Японии, где в 1905 году создаёт более массовую революционную организацию «Объединённый союз», впоследствии преобразованную в партию Гоминьдан.

Именно в период работы в этой организации были сформированы три народных принципа Сунь Ятсена, которые он впоследствии стремился воплотить в жизнь. Три народных принципа:

  • Национализм – восстановление на китайском троне суверенной ханьской династии, которая не будет находиться под иностранным влиянием. Народовластие – установление республиканской формы правления, раздел власти на пять ветвей (законодательную, судебную, исполнительную, контрольную и селективную).
  • Народное благоденствие – создание равных для всех возможностей. Первым шагом на пути к осуществлению этого принципа должно было стать перераспределения земли между крестьянами.

Революция и первые шаги на пути к созданию нового Китая

С 1895 по 1911 год Сунь Ятсен вёл очень активную революционную работу, организовывая антиправительственные восстания по всему Китаю. 1911 год стал решающим, очередное восстание завершилось провозглашением республики 10 октября. С триумфом возвратившийся из эмиграции Сунь Ятсен был выбран первым временным президентом Республики.

Своё правление Сунь Ятсен начал с демократических преобразований:

запрещены телесные наказания;

отменены договора покупки-продажи людей;

провозглашена свобода печати.

Молодое республиканское правительство ещё не имело достаточной поддержки и Сунь Ятсен был отстранён от власти представителями реакционных кругов, а генерал Юань Шикай назначен новым президентом. Но Сунь Ятсен не прекратил своей политической деятельности, а продолжал активно продвигать парламентские и экономические реформы.

В 1913 году под его руководством начинается «Вторая революция», направленная на смещение военной диктатуры Юань Шикай. Но выступления были быстро подавлены. Сунь Ятсен до конца жизни работал над развитием новой страны, активно привлекал специалистов из дружественного Советского Союза. В 1925 году он умер от рака печени.

Сунь Ятсена вошёл в историю Китая, как человек выведший эту страну из средневекового застоя в новый современный мир. Во многом благодаря его деятельности была возрождена национальная идея, самосознание и мощь Китая. В 1940г. ему был присвоен титул «Отца нации». И сегодня в честь Сунь Ятсена названы улицы и проспекты, до сих пор функционирует мавзолей, музеи и мемориальные комплексы посвящённые его деятельности.

Сунь Ят-сен и Синьхайская революция

Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации, включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром формирования радикально настроенной молодежи, будущих китайских революционеров. Одним из наиболее известных среди них был Сунь Ят-сен (1866–1925), учившийся в молодости в Гонолулу, где проживал его брат-эмигрант, а затем получивший образование в миссионерских школах и медицинском колледже Гуанчжоу и Гонконга. Хорошо образованный, широко эрудированный, повидавший мир, Сунь Ят-сен, как и в свое время Кан Ю-вэй, попытался соединить в своем лице и своем учении традиции классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада. Созданный им еще на Гавайях и затем воссозданный в Гуанчжоу «Союз возрождения Китая» в конце XIX в. объединял в своих рядах сотни членов; он ставил своей целью свержение цинской династии, создание в стране демократического правительства и проведение в Китае радикальных реформ. Попытки сблизиться с реформаторами встретили непонимание со стороны Кан Ю-вэя и только после поражения и бегства реформаторов, уже в Японии, в эмиграции (Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать после неудавшейся попытки восстания в 1895 г.), эти попытки дали некоторые результаты (соглашение Сунь Ят-сена с Лян Ци-чао), но ненадолго. Вскоре пути реформаторов и возглавляемых Сунь Ят-сеном революционеров окончательно разошлись.

Еще одна попытка поднять восстание – в разгар движения ихэтуаией, в 1900 г., – снова потерпела поражение. Но после разгрома восстания ийсэтуаней и второй попытки реформ ситуация в стране, как упоминалось, стала изменяться. В Китае и вокруг него, в центрах эмиграции китайских студентов и иных лиц, начали один за другим возникать союзы и организации, ставившие своей целью радикальные перемены в стране. Организации издавали газеты и журналы, в которых излагались программы их действий, печатались лозунги и призывы, порой также серьезные аналитические статьи. В 1902–1903 гг. Сунь оживил деятельность своего союза и создал ряд его новых филиалов. Именно к этому времени относится и окончательное формирование основ его доктрины – знаменитых «трех принципов»: национализм (свержение династии маньчжуров), народовластие (республиканско-демократический строй) и народное благоденствие. Вслед за тем Сунь Ят-сен посетил ряд стран и провел большую работу по сплочению единомышленников, прежде всего среди активных эмигрантов. В. 1905т. он созвал в Японии учредительный съезд членов разных, организаций, создавший «Объединенный союз» (Тунмэнхуэй). Став во главе союза и начав издавать журнал «Миньбао», Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и программных документов организации, включая проекты конституционного устройства будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации социального неравенства.

Призывы к конституционным реформам не миновали и ушей пинского правительства, которое сочло за благо опередить события и, в свою очередь, поставить вопрос о конституционной монархии с парламентарной системой. Обещания на этот счет, вначале смутные, были затем, под нажимом со стороны реформаторов и под влиянием мощной – в духе классической конфуцианской нормы – петиционной кампании 1907–1908 гг., выражены в форме проекта, предлагавшего созвать парламент и ввести в действие еще не разработанную конституцию в 1916 г. Этот проект мало кого устроил, а смерть всесильной Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий. Спор теперь в открытую шел о том, вести дело к революции или нет: реформаторы считали, что революционный взрыв спровоцирует державы и приведет к разделу Китая; революционеры же полагали, что революция как раз спасет Китай от гибели и сплотит его народ.

Тунмэнхуэй взял курс на подготовку вооруженного восстания, рассчитывая при этом на поддержку многочисленных в Китае тайных обществ, издавна в кризисное время поставлявших многочисленные отряды восставших. Расчет был достаточно верен: кризисные явления в стране все сильнее давали о себе знать и крестьяне то здесь, то там брались за оружие. В ответ на это цинские власти попытались было проводить более жесткую политику. Был, в частности, снят с должности и уволен сделавший карьеру после предательства 1898 г., но продолжавший считаться достаточно либеральным генерал Юань Шикай, пользовавшийся поддержкой держав. Жесткая политика вызвала еще большее недовольство и привела к новой волне массовых выступлений. Началось также брожение в войсках, где активно действовали агитаторы Тунмэхуэя.

Словом, в стране назревал революционный взрыв. В январе 1911 г. в Гонконге был создан штаб восстания во главе с помощником Сунь Ят-сена Хуан Сином. И хотя попытка поднять восстание в апреле 1911 г. в Гуанчжоу потерпела провал, а Хуан Син едва спасся, революция была уже неотвратима. Попытки предотвратить ее путем предоставления взбудораженной общественности новых уступок, в частности, в форме провинциальных Совещательных комитетов с ограниченными полномочиями (1908–1909), в виде формирования нового – по европейскому образцу – кабинета министров (май 1911 г.), уже не могли помочь. Восстание 10 октября 1911 г. в Учане привело к свержению императорской власти. Маньчжурская династия рухнула, как карточный домик. Власть в стране оказалась у руководителей на местах. На севере страны она постепенно стала консолидироваться в руках Юань Ши-кая, ставшего в ноябре премьер-министром и объявившего о созыве всекитайского парламента. 12 февраля 1912 г., в день «синь-хай» по китайскому календарю, монархия была официально упразднена. На юге страны вернувшийся в Китай Сунь Ят-сен был избран временным президентом Китайской республики со столицей в Нанкине, но после низвержения монархии и во имя единства страны он согласился отказаться от поста президента в пользу Юань Ши-кая. Премьером при Юань Ши-кае был назначен по условиям соглашения с революционным югом член Тунмэнхуэя Тан Шао-и.

В апреле 1912 г. в Пекине из членов Нанкинского собрания и депутатов от провинций был создан временный парламент. Но добиться создания ответственного перед ним правительства этот парламент так и не сумел. Больше того, бэйянские (представители северной группы армий) генералы принудили депутатов парламента проголосовать за министров, избранных Юань Ши-каем. Становилось очевидным, что Юань Ши-кай предпочитал править без санкции парламента и вел дело к созданию сильной центральной власти, даже диктатуры. Сунь Ят-сен, вначале было смирившийся с этим, осенью приступил к созданию на основе Тунмэнхуэя новой политической партии Гоминьдан, что было необходимо в связи с намечавшимися на конец 1912 – начало 1913 г. выборами в постоянный парламент. Но Юань Ши-кай, игнорируя созванный в апреле 1913 г. парламент, начал готовиться к борьбе с Гоминьданом, к вооруженному походу на революционный республиканский юг страны. Гоминьдановцы, составлявшие в парламенте большинство, мешали ему, и в ноябре 1913 г. он распустил парламент, а в начале 1914 г. также провинциальные и местные демократические учреждения. В марте того же года он открыто выступил против суньятсеновской временной конституции, принятой в Нанкине в 1912 г., а 1 мая 1914 г. опубликовал проект новой конституции, согласно которому президенту предоставлялись почти неограниченные права, а также восстанавливались многие должности, звания и титулы только что свергнутой монархии. В декабре 1914 г. облаченный в императорские регалии президент совершил торжественный обряд в храме Неба, что должно было символизировать верность имперским порядкам.

В январе 1915 г. Япония овладела захваченными Германией в 1898 г. территориями в Шаньдуне и, укрепившись на китайской земле, предъявила Китаю 21 требование, суть которых сводилась к превращению Китая в зависимое от нее государство. Поторговавшись, Юань Ши-кай вынужден был принять значительную часть этих требований, что заметно усилило позиции Японии в Китае. Стремясь сыграть на этом, Юань Ши-кай сетовал на слабость власти в новом Китае, а усиление ее он видел в отказе от республиканского строя, в возвращении к монархии. Выдав свою дочь замуж за последнего китайского императора Пу И, он уже готовился к тому, чтобы провозгласить себя новым императором Китая. Но кампания за восстановление монархии вызвала сильное сопротивление в стране. Вновь заявил о себе регионализм: генералы, бывшие хозяевами в той или иной провинции, не хотели подчиняться центру. Юань Ши-кай вынужден был отказаться от своих планов восстановления монархии и вскоре после этого летом 1916 г. умер.

Смерть Юань Ши-кая сняла на время проблему восстановления монархии в Китае (в 1917 г. к ней попытался было вновь вернуться преемник Юаня Дуань Ци-жуй, планировавший посадить на трон Пу И, но его замысел потерпел неудачу), а главным следствием этого было ослабление власти в Пекине и постепенный переход ее, как упоминалось, к местным генералам-милитаристам. Как то не раз бывало в кризисные периоды в истории Китая в прошлом, на первый план в политической жизни страны вновь и надолго вышли военные. Парламент разгоняли и собирали вновь то в Пекине, то в Нанкине, но роль его была уже второстепенной: он мог лишь санкционировать свершавшиеся помимо его воли события, будь то назначение того или иного президента, изменение или восстановление конституции. В аналогичном положении находился и лидер китайской революции Сунь Ят-сен: то его избирали президентом, то он вновь терял этот пост, причем практически все зависело от воли милитаристов, обладавших реальной властью в том или ином регионе на юге страны. На севере на протяжении ряда лет президентом был Дуань Ци-жуй, опиравшийся на военную клику Аньфу, с которой соперничала чжилийская клика во главе с У Пэй-фу. Именно Дуань Ци-жуй настоял на том, чтобы в 1917 г. Китай официально объявил войну Германии.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

автора фон Зенгер Харро

14. Двенадцать уловок Сунь-цзы В соответствии с издавна распространенным в Китае широким толкованием хитрости в Военном искусстве Сунь-цзы после слов «Война - это путь обмана» приводится двенадцать таких путей. Ввиду чрезвычайной краткости китайского текста в

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

15.4. Просьба о помощи Сунь Цэ В последнее десятилетие династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) окраинные области Китая оказались под властью множества правителей. К югу от Янцзы, там, где теперь расположен Шанхай, возникло два основных центра, один на юго-востоке, в районе

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение китайской республики

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ВЛИЯНИЕ СУНЬ ЯТСЕНА Сунь Ятсен как символ сыграл выдающуюся роль в китайской революции. Память о нем запечатлена в двух работах, которые он опубликовал, и в посмертном издании его речей.«Записки китайского революционера» появились в печати в 1918 г. - краткая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Апофеоз Сунь Ятсена В течение всей последующей междоусобной борьбы китайский народ придерживался трех принципов, подобно тому как европейцы говорят о приверженности десяти библейским заповедям. Пять «юаней» образуют структуру националистического режима, а коммунисты

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1911–1912 Синьхайская революция в Китае Эта революция, названная по месяцу китайского календаря, началась с восстания в г. Учан провинции Хубэй. Она была вызвана всеобщим недовольством маньчжурской Цинской династией, правившей Китаем почти 270 лет. И хотя к концу XIX в. были

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Синьхайская революция Сунь Ятсен неустанно трудился в эмиграции во благо китайской революции. Он и его сторонники организовали 10 вооруженных выступлений, преимущественно в южных провинциях (но все они закончились неудачей).Юг оказался наиболее подходящей почвой для

Из книги Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Сыма Цянь о Шан Яне (Гун-сунь Ян) Шан Яну древнекитайские тексты уделили много внимания. Посвященная ему глава 68 в труде Сыма Цяня принадлежит к числу наиболее интересных и насыщенных конкретными материалами о его жизни и деятельности. Сохранилась книга «Шан-цзюнь шу»,