Автор пишет, что молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп пытаться влиять на функционирование или развитие политической системы. Приведите три возможных примера такого участия молодёжи.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Можно сказать, что политическое участие молодёжи обозначает деятельность, при помощи которой молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп с разной степенью рациональности и институциализации, в различных формах пытаться влиять на функционирование, трансформацию или развитие политической системы, отстаивая этим свою субъектность в молодёжной политике.
В политологии выделяют различные типы политического участия. В частности, различают традиционное и нетрадиционное политическое участие (конвенциональное и неконвенциональное). К традиционному типу политического участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, мобилизующего значительные политические ресурсы. Нетрадиционный (неконвенциональный) тип предполагает использование неинституционализированных форм и методов борьбы. Также политическое участие подразделяют на автономное и мобилизационное. В отличие от автономного, мобилизационное участие носит принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административная дисциплина и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено на создание видимости поддержки политической системы, формируемого элитой образа национального или регионального лидера, национального проекта, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Такую модификацию политического участия называют квазиучастием.
по С.Н. Чируну
Как определяет политическое участие молодёжи автор? Какие формы относятся, по его мнению, к традиционному политическому участию?
Пояснение.
1) определение:
Политическое участие молодёжи обозначает деятельность, при помощи которой молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп с разной степенью рациональности и институциализации в различных формах пытаться влиять на функционирование, трансформацию или развитие политической системы, отстаивая этим свою субъектность в молодёжной политике;
2) ответ на второй вопрос:
К традиционному типу политического участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Какое отличие мобилизационного участия указывает автор? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите ещё одну любую классификацию политического участия, не названную в тексте, указав критерий классификации и типы политического участия, выделяемые по данной классификации.
Пояснение.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) отличие:
Мобилизационное участие носит принудительный характер;
2) классификация:
Политическое участие можно также подразделять по степени активности: активное и пассивное;
Политическое участие можно подразделять по участию в выборах: абсентеистское и электоральное.
Политическое участие можно подразделять по количеству участников: индивидуальное, групповое, массовое.
Может быть приведена другая классификация.
Укажите две цели мобилизационного участия. На основании текста и знаний обществоведческого курса назовите политический режим, для которого в наибольшей степени характерно доминирование в политической жизни этих целей. Назовите другую отличительную черту этого политического режима.
Пояснение.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) две цели:
Создание видимости поддержки политической системы, формируемого элитой образа национального или регионального лидера, национального проекта;
Демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики;
2) политический режим:
Тоталитарный;
3) отличительная черта:
Общеобязательная политическая идеология.
Может быть приведена другая отличительная черта.
Пояснение.
В правильном ответе должны присутствовать три примера:
В Калининградской области функционирует Молодёжная парламентская ассамблея, которая имеет статус консультативного совета при областной Думе, доводя до сведения парламентариев позицию молодёжи по различным законопроектам;
Молодёжное крыло партии М. выступает с оппозиционными заявлениями, в том числе осуждающими коррупцию;
Молодёжная организация города С. организовала митинг с требованием к городским властям расширить социальную политику в отношении молодёжи и студенчества.
Могут быть приведены другие примеры.
Башук Артем Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]
Научный руководитель: Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]
Участие молодежи в политической жизни современной России
Аннотация.Вданной статье рассматриваются актуальные проблемыучастия молодежи в политической жизни современной России. Рассматривается значимость участияроссийской молодежи в работе различных политических партий. Определяется роль студенческой молодежи в политической жизни страны.Ключевые слова:молодежь, молодежный социум, политика, политические партии, социализация, студенчество.
В настоящее время политика все больше интересует российскую молодежь. Молодые люди
начинают понимать, что в конкретноисторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня –это одна из наиболее
актуальных проблем российского общества. При этом цели, которые преследует молодежь, весьма разнообразны.Участие молодежи в политическом процессе страны является важным и необходимым.
Молодежь –это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах1.Участие молодежи в политической жизни современнойРоссииактуально, что обусловлено рядом причин:–избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, что составляет около 25 % от общего числа избирателей;–молодежь является динамичной и энергичной социальной группой, которая будетопределять развитие общества и государства в будущем;–молодежь предопределяет занятость населения,его трудовую активность на ближайшее время. поэтому от молодежи зависит экономическое развитие государства и его мощь.Поэтому в современной России обращение политических сил к молодежи, изучение и решение ее проблем, привлечение к участию в политическом процессе становится необходимыми актуальным.Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер .Ближайшие
цели, к которым стремятся
молодые участники политического процесса –социализация молодежив современном обществе, саморазвитие личности молодого человека, приобретение коммуникативных навыков. Более отдаленные цели –влияние на власть и контроль над властью, взаимодействия в процессе управления, приобретение навыков государственного управления на федеральном и местном уровне. Можно утверждать, что молодежь, вступившая в возраст сознательного мировосприятия, рассматривает процесс политического участия как способ самоутверждения, политического обучения, карьерного роста, вхождения в политическую систему, в среду политической элиты.О статусе молодежи в политической жизни общества невозможно судить лишь на основе формального включения молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структурами, а также степень их активности в различных формах политической деятельности.Высокий уровень самоидентификации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени включенности молодых людей в политическую жизнь общества.Положение молодежи в политической жизни характеризуется степенью включенности молодых людей в структуры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных формах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни:–участие в голосовании;–представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении;–создание молодежных организаций, движений;–участие в деятельности политических партий (в партии«Единой России»–«Молодая гвардия», в КПРФ–«Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР –«Молодежный центр ЛДПР»);–участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических нрав и свобод (митинги, забастовки и другие формы социального протеста) 3.Российская молодежь выступает не столько возрастной, сколько особой социальнопсихологической и творческой категорией людей. Нельзя недооценивать важность молодежного социума в политическом процессах России.
Молодежь, являясь субъектом политических и социальных отношений –активной частью общества и может повлиять на ход осуществления политического решения. В целом молодое поколение удовлетворено теми возможностями выражать свои политические взгляды, которые реально существуют в стране, и были описаны выше 3.Рассматривая данную тематику нельзя забывать о том, что сегодня молодежь сама начинает осознавать важность использования политических рычагов во благо народа и развития общества. Молодежь теперь сама идет в политику, и процесс этот носит уже глобальный характер. Более того, молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества, т.е. предопределяет социальный прогресс. Иными словами, молодежь несет в себе колоссально мощный инновационный потенциал, являющийся источником нынешних и особенно будущих изменений в общественной жизни. Возрастание роли молодежи в жизни общества –это закономерная тенденция, которая в большей степени проявляется на современном этапе модернизации. Но все же и на сегодняшний день в России поразному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Нельзя недооценивать важность молодежного социума в политическом процессах России. Молодежь выступает не столько возрастной, сколько особой социальнопсихологическойи творческой категорией людей, которая являясь субъектом политических и социальных отношений –активной частью общества и может повлиять на ход осуществления политического решения.
Молодежь сегодня –это движущая сила, которая должна сама реализовывать свой политический потенциал и которая может достаточно много сделать и для себя, и для своей страны.Особое место в молодежной группе занимает студенчество. Оно обладает достаточно высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к различным аспектам жизнедеятельности, пространственной локализацией и органично присущей ему способностью к самоорганизации.На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных правовых формах. Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается не только региональных и местных общественных объединений, но и межрегиональных). Студенческое движение в России представлено, с одной стороны, общественнымдвижением студентов, с другой –профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социальнозначимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.
Обеспечение участия студенчества в социальнополитической жизни страны на общероссийском, региональном и местном уровнях осуществляется через органы студенческого самоуправления.Оно является важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества как наиболее активной части молодежи. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования.Взаключении отметим, что будущее всего общества будет реализовываться только через деятельность тех, кто сегодня составляет молодежь, и, понимая это, политические лидеры говорят о необходимости поддержки активности молодежи, в том числе в политической сфере. Тем самым, все преобразования, которые проводятся в нашей стране, во многом ориентированы на молодежь. Данный подход представляется целесообразным, ведь результаты предпринимаемых мер будут важны и заметны для всего общества.
Ставрополь: Ставролит, 2015. –111 с.2.Сердюк И.И. Условия формирования и развития личности. // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т. 15. –С. 17411745.3.Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. / 4е изд. –М.: Дашков и К, 2015. –327 с.
Яценко Наталья Александровна – студентка Кубанского государственного технологического университета. (г.Краснодар)
Аннотация: в статье рассматривается степень включенности современной молодежи в политические процессы. Рассмотрены цели, которые преследует молодежь, участвуя в политическом процессе.
Ключевые слова: молодежь, политический процесс, молодежная политика, политическое участие, политическая активность.
В настоящее время политика все больше интересует российскую молодежь. Молодые люди начинают понимать, что в конкретно-исторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня – это одна из наиболее актуальных проблем как для российского общества. При этом цели, которые преследует молодежь, весьма разнообразны. Ближайшие цели, к которым стремятся молодые участники политического процесса – влияние на власть и контроль над властью, взаимодействия в процессе управления, приобретение навыков государственного управления на федеральном и местном уровне. Более отдаленные цели – социализация молодежи, саморазвитие личности молодого человека, приобретение коммуникативных навыков. Можно утверждать, что молодежь, вступившая в возраст сознательного мировосприятия, рассматривает процесс политического участия как способ самоутверждения, политического обучения карьерного роста, вхождения в политическую систему, в среду политической элиты.
На сегодняшний день в России по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Одни утверждают, что молодежь России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична. С другой стороны, это может быть связано с возросшим интересом молодежи к политике. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения. Это наблюдается, во-первых, в общей активизации политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. Во-вторых, стремление самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление молодых людей, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности.
Можно привести такое сравнение, что в настоящее время политическая активность молодежи – это индикатор процессов происходящих в обществе. Быть политически активным становиться модно, если можно так выразиться. Сейчас молодежь в нашей стране – это большая, а самое главное, растущая сила. А поэтому многие задумываются над тем, как сделать так, чтобы сила эта содействовала развитию нашей страны, развитию политической системы. Молодежь придает динамику развитию страны, является залогом позитивных перемен в обществе. Хотя существует и прямо противоположное мнение. Поэтому напрашивается вопрос «Нужна ли молодежь в политике?». Безусловно, да и обоснуем свой ответ. Для того чтобы политическая система страны не застаивалась, происходили ее обновление и модернизация, появлялись новые политические лидеры, новые идеи необходима постоянная ротация кадров, что невозможно без привлечения во власть молодежи. И здесь возникает, пожалуй, самый важный вопрос, - поиска эффективных механизмов, позволяющих обеспечить это процесс. Как говорится, молодежь – это будущее страны, поэтому ей необходимо участвовать в политической жизни, тем самым влияя на повышения уровня жизни.
Также сегодня наблюдается, что стало модным для некоторых политических деятелей обвинять действующую власть в бесполезности и ненужности проведения молодежной политики, в том числе в части включения молодежи как равноправных партнеров в общественно-политические процессы. При этом, сами они тоже проводят молодежную политику, только другую, «удобную», используя молодежь только как средство для достижения своей политической выгоды.
Интерес молодежи к политике представляет собой скорее всплески активности в наиболее ответственные моменты жизни страны, города, области. В остальном динамика интереса к политике достаточно стабильна. После периода, характеризовавшегося аполитичностью молодежи, сейчас наблюдается рост интереса молодежи к вопросам общественно-политической жизни и своему активному участию в ней. Поэтому на сегодняшний день одним из приоритетных направлений в области молодежной политике является помощь молодым людям в раскрытии их возможностей, формировании у них гражданского самосознания и активной гражданской позиции.
Список литературы:
1. Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред. П50 чл.- корр. РАН Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 495с.
2. Бурцев, В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления / В. Бурцев // Человек и труд. – 2007. – № 1. – С. 22-24.
3. Общая и прикладная политология: учебное пособие. Под редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. – 992 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
МОТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ И НЕУЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ
Выполнила:
студентка группы ЗСБ-030300-41(К)
специальности «Психология»
Кузьмина Н.Г.
Проверил:
Зав. Кафедрой, профессор, д.псх.и
Леонов Н.И.
ИЖЕВСК 2015
Введение 3
I.Политическое участие – понятийный аспект 5
1.2. Формы политического участия 10
1.3. Мотивы политического участия населения 15
II. Молодежь как субъекта политических отношений 18
2.1. Мотивы неучастия молодежи в политической жизни 27
III. Исследование мотивов политического участия и неучастия молодежи
3.1 Интерпретация результатов
3.2 База исследований
Заключение
Список
литературы
Введение
Политические процессы, происходящие в стране и за ее пределами, сегодня затрагивают интересы практически всех слоев населения страны, в том числе и молодежные группы. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня – это одна из наиболее актуальных проблем как для российского общества.
На сегодняшний день в России по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. С одной стороны, исследователи отмечают, что молодежь России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична, другая категория исследователей стороны о постоянном активном включении молодого поколения в политические процессы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в ближайшее время именно нынешняя молодежь будет влиять решающим образом на ход политических процессов и определять политический курс общественного развития, заняв через 5-20 лет руководящие посты, став членами общественных и политических организаций и т.д. Молодежь как особая социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных критериев, определенных законодательством РФ, выступает, с одной стороны, в качестве ресурса развития общества, с другой – в качестве движущей силы политических событий, так как от активного участия этой социальной группы во многом зависит развитие гражданственности и формирование общества в целом.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются на политическом поведении молодого поколения. Это наблюдается в общей активизации политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. В стремлении самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление молодых людей, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности и, следовательно, повышает активность молодого поколения в политической жизни. Важно также отметить наличие в стране организаций молодежи с крайним выражением политических взглядов. Данные организации формируют ряд определенных проблем, связанных к активным проявлением молодежи своих политические взглядов, которые они выражают в формах митингов, забастовок, а иногда и противоправных действиях.
С другой стороны, количество молодых людей, которые не участвуют в политической жизни страны достаточно большое количество и мотивы их неучастия, игнорирования вызывают интерес политологов, социологов психологов.
В связи с данными тенденциями актуальность проблемы политического участия или неучастия молодежи находит свое подтверждение.
Цель данной работы – изучать мотивы участия или неучастия молодежи в политической жизни страны
Задачи исследования
1. Анализ научных источников по проблеме участия и неучастия молодежи в политической жизни страны.
2. Анализ исследования мотивов участия и неучастия, полученных при использовании анкетных данных.
Объект исследования – мотивы участия\неучастия в политической жизни.
Предмет исследования - мотивы участия\неучастия в политической жизни молодежи.
Гипотеза исследования: участие или неучастие молодежи в политической жизни страны зависит от степени осознанности гражданской ответственности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования уточняют содержание и структуру понятия политической пассивности и активности в системе социальной активности.
Работа опирается на материалы конкретных социологических исследований. Эмпирические результаты дают возможность решения ряда актуальных задач, связанных с развитием теории политической культуры.
Теоретические разработки и практический опыт изучения электорального поведения масс, обобщенны западными исследованиями, такими как С. Блек, Т. Кларк, Дж. Цаллер, С. Липсет, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.
Исследование проблемы методологии электорального поведения нашли отражение в работах отечественных авторов А.В. Меренкова, Н.И. Сивковой, Е.В. Солодянкиной, Е.Ю. Мелешкиной, О.А. Николаева, М. Мищенко, А.Ю. Мягкова, А.Г. Артемовой, Ю. Колесника, Д.Г. Ротмана и др.
Электоральное поведение в России стало предметом научных исследований таких ученых, как В.И. Зубков, А.В. Федякин, А.П. Страхов, М.Н. Афанасьев, Ф.Э. Шереги, К.О. Калинин, Р.Ф. Туровский, А. Ахременко, В. Гельман, Г. Голосов и др.
Интерес к политике и электорального поведения молодежи достаточно полно отражено в работах В.Я. Мустафина, Н. Зоркой, В. Звоновского, О. Ю. Дембицкой, О. Грязновой и др.
В контексте исследования политических ориентаций студенческой молодежи большой интерес представляют труды Т. Зарицкого, A.C. Ваторопина, A.B. Mеренкова, М.Е. Добрускина и др.
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу из 60 человек, из них – 27 девушек и 33 – юноши, возрасте 18-25 лет.
Методами сбора первичной социологической информации выступали: анкетирование, наблюдение, анализ документов. Выборка квотная, многоступенчатая (квотные признаки: пол, возраст, направление обучения).
Диагностический инструментарий:
Методика «Мотив власти», которая определяет выраженность стремления к власти
- «Методика масс», которая определяет обусловленность выраженного стремления.
Необходимость разрешения противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании политического участия и неучастия молодежи.
По результатам экспериментальной работы вынесены основные выводы.
Оценка феномена пассивности в социально-политических учениях во многом зависела от степени актуальности данной проблемы в различные исторические периоды, от принятых норм регуляции общественного поведения.
Методом исследования: использован эмпирический метод, который включает в себя метод опроса, т.е. анкетирование – письменный опрос с использование закрытого, открытого, полузакрытого типа.
I.Политическое участие – понятийный аспект
Понятие политика и политическое участие зародилось достаточно давно. Что включает в себя понятие политика.
Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:
1.Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет происхождение.
2.Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от ).
3.Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как , , борьба за выживание и т. п. Этолог , в частности, увязывал с феноменом агрессивности , и другие , имеющие место в жизни .
4.Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются , интересы, эмоции другие проявления человеческой . В политику трактовал, к примеру, , ассоциировавший природу политики с .
5.Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом.
Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид. Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление . Последняя, в свою очередь, способствует развитию , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость , обеспечивая ей возможность достичь определённого экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты. Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной. Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения , находящихся под контролем указанного сообщества.
Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством , моральных установок и т. п. Наравне с политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.
Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства .
Политика - это стремление к участию во или оказанию влияния на распределение власти, будь то между , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает .
В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:
Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
Обеспечение, как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть ).
Рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.
Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:
1. По целевой сфере общества: , , научно-техническая, и т. п.
2. По направлению, или масштабу: и .
8. Звоновский В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2011. №1. С.87-91.
9. Зубок, Ю. А. Молодежные движения как форма самоорганизации молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Россия в условиях глобального кризиса. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2008 году. - М., 2009.
10. Ильинский, И. М. Молодежь планеты / И. М. Ильинский. - М., 1999.
11. Ковалева, А. И. Социология молодежи. Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. - М., 1999.
12. Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172
13. Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия). - Credo new. - 2002. - N 4(32). - С.52-60.
14. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. - СПб., 2001.
15. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 2008.
16. Мельников А.Н. Влияние формы вопроса в контексте изучения электорального поведения//Социология:М.2010. №12. С. 113-128.
17. Михайлов В.А. Социология общественного мнения:Учебное пособие. Тверь, 2012. 384с.
18. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994. С. 151.
19. Политическая активность молодежи: результаты социологического исследования: монография / под ред. В. И. Добренькова, Н. Л. Смакотиной. – М., 2009.
20. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.409-435.
21. Политический потенциал и политическая активность молодежи. Фонд общественного мнения. .
22. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 544с.
23. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. URL: 29. Электронный ресурс
31. Электронный ресурсhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE
Приложение 1
Анкета
Уважаемые друзья!
Просим вас принять участие в исследовании, по поводу вашего отношения к политике.
Исследование носит
анонимный характер.
1. Принимаете ли вы участие в политических выборах?
а) да (если да, переход к вопросу 3)
б) нет (если нет,
переход к вопросу 2)
2. Какова была причина вашего неучастия в выборах? (возможно несколько вариантов)
б) лень дойти до избирательного участка;
в) нет потребности в изменении жизни страны;
г) «из-за принципа»;
д) другая
причина___________________________________________________
3. Какова была причина вашего участия в выборах? (возможно несколько вариантов)
а) активная жизненная позиция
г) привычка
д) другая причина
4. Как часто вы участвуйте в политических выборах?
а) всегда
в) никогда еще не
принимал участие
5. Смотрите ли вы передачи, посвященные политике?
а) да (если да, переход к вопросу 6)
6. Как часто вы смотрите передачи, посвященные политике?
а) очень часто
в) иногда
г) никогда
7. Принимаете ли вы участие во встречах с кандидатами?
8. Принимаете ли вы участие в митингах, политических шествиях?
а) полностью доверяю
б) отношусь с настороженность.
в) совсем доверяю
10. Интересуются ли в вашей семье политикой?
Ваш возраст:_________
Ваш пол:____________
Спасибо за участие!
Приложение 2
Методика «Мотив власти»
Инструкция
Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих вас ответов и отметьте его в бланке для ответов.
Текст опросника
1. В выборе сферы работы мною в первую очередь движет возможность:
а) принимать независимые решения,
б) более полно реализовать свои возможности,
в) руководить людьми.
2. Я могу взять в напарники человека, наделенного равными со мной полномочиями, ради:
б) чтобы разделить бремя ответственности,
в) чтобы было с кем посоветоваться.
3. Примите ли вы советы от подчиненных:
б) сомневаюсь,
4. Считаете ли вы, что вправе управлять другими людьми и принимать за них решения:
б) вероятно, да,
5. Умеете ли вы так управлять поведением людей, чтобы они не чувствовали вашего давления:
б) не знаю,
6. Какое отношение ваших подчиненных к вам вы хотели бы видеть больше:
а) уважение,
7. Делегировали бы вы другим решение задач, которые по вашему убеждению являются вашей прерогативой как обладателя власти:
б) не знаю,
8. Стали бы вы консультироваться относительно собственных действий с вашим заместителем:
б) не знаю,
9. Считаете ли вы необходимым информировать подчиненных о намерении принять то или иное решение:
в) не знаю.
Обработка результатов
За ответы по позициям опросника 1в, 2а, Зв, 4а, 5в, 66, 7а, 8а, 96 начисляется по 3 очка; за ответы – 1а, 2в, 36, 46, 56, 6в, 76, 86, 9в начисляется по 2 очка; за ответы – 16, 26, За, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9а начисляется по 1 очку. Определяется общая сумма очков.
Выводы
Чем большую сумму очков набирает опрашиваемый, тем сильнее у него выражено стремление к власти.
Приложение 3
Инструкция. Прочитайте внимательно каждую следующую предложение и зачеркните соответствующую цифру справа, если вы согласны с этим высказыванием. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Текст опросника
№ п / п |
Тверждення |
Никогда |
Часто |
Очень часто |
Мне нравится находиться в центре внимания |
||||
Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту |
||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучшими |
||||
Я хочу принадлежать в избранное среды |
||||
К себе я более строг, чем к другим |
||||
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей |
||||
Я дорожу признанием окружающих |
||||
Неудачи стимулируют меня сильнее, чем успехи |
||||
Азарт соревнования мне несвойственный |
||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией |
||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной |
||||
Я готов работать на пределе своих сил, чтобы опередить конкурентов |
||||
Мое честолюбие помогает моим достижением |
||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать |
||||
Я люблю осматривать спортивные соревнования и принимать в них участие |
||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня |
||||
Трудности и препятствия заставляют меня действовать |
||||
Я доволен, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества выйти победителем из трудной ситуации |
||||
Я доволен той должностью, обнимаю, и не хочу большего |
||||
Меня радует возможность много и интенсивно работать |
||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться |
||||
Для меня важно «выбиться в люди» |
||||
Когда у меня нет дел, я чувствую себя некомфортно |
||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить |
||||
У меня нет желания иметь высокий социальный статус |
||||
Мои друзья считают меня ленивым |
||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов |
||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей |
||||
Я не обращаю внимания на свои достижения |
||||
В атмосфере борьбы и конкуренции чувствую себя хорошо |
||||
Мне хотелось бы быть известным человеком |
||||
Иногда я не довожу дело до конца |
||||
Я всегда стараюсь опередить других, достичь лучших результатов |
||||
Я завидую людям, которые не загружены работой |
||||
Успех других меня активизирует и заставляет действовать лучше и быстрее |
Ключ к постановке диагноза
Шкала «стремление к социальному престижу»: учитывают баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «стремление к достижению цели»: учитывают баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15, 18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывают сумму баллов с учетом знаков.
Шкала «стремление к соперничеству»: учитывают баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 2, 5, 8, 11, 17, 20, 23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32 , 35.
Выводы
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем сильнее у обследуемого выраженное соответствующее стремление.
Девять из 10 россиян считают, что молодежь нужно привлекать к участию в политической и общественной жизни, против выступают лишь 7%, следует из опроса ВЦИОМа. Чаще других участие молодых в политике поддерживают люди в возрасте свыше 60 лет (96%), реже всех – те, кому от 25 до 34 лет (14%). В 2007 г. за участие молодых в политической жизни выступали 75% опрошенных.
В первую тройку конкретных видов политической деятельности, которыми, по мнению россиян, стоило бы заняться молодежи, вошли голосование на выборах, обсуждение политики в частных беседах и участие в связанных с политикой общественных организациях (см. график). Участие в митингах и демонстрациях заняло 5-е место, а вот доверить молодым участие в выборах в качестве кандидатов или хотя бы агитацию за других кандидатов готовы соответственно лишь 37 и 34% опрошенных.
Считается, что молодежь должна думать не только о себе, но и о судьбе страны, поэтому участие в политике приветствуется – по крайней мере на словах, поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Если она об этом не думает, то занимается криминалом и наркоманией – это стандартная схема». Но этот ответ предполагает участие в политике без нарушения общественного порядка, оговаривается он. Есть общая установка, что политическая активность молодежи – это хорошо, продолжает социолог: «Дальше переходим из модальности «что должно» в модальность «что есть», и выясняется, что политика – не главная зона их внимания». Он отмечает, что политически активной молодежь хотят видеть прежде всего люди старшего поколения, которые «поддерживают КПРФ и Путина, помнят СССР и комсомол, когда строились карьерные лифты и было распределение, т. е. власть целенаправленно занималась молодежью». При этом самой распространенной формой политического участия считается голосование, а «такое понятие, как борьба за власть, воспринимается негативно», резюмирует Федоров.
Ранее собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента, говорили, что тема молодежи может стать одной из важных тем президентских выборов, а ВЦИОМ и ФОМ уже готовят большой объем социологических исследований по этой проблеме.
Протесты актуализировали тему молодежи, но есть и некая «поколенческая ситуация», отмечает политтехнолог Олег Матвейчев: «В 1980-е гг. была геронтократия, долгая несменяемость власти, в 1990-е гг. в политику пришли молодые люди. Сейчас снова встает вопрос обновления, но и крайностей вроде 22-летних министров на Украине надо избегать. Молодые не должны привлекаться в политику только из-за возраста, их нужно обучать, давать возможности, чтобы они набирались опыта и делали карьеру». Задача власти и общества – объяснять апатичной молодежи, зачем нужны выборы, привлекать на участки, добавляет эксперт: «Понятно, что люди дают социально одобряемый ответ – как и на вопрос, пойдут ли они на выборы: 80% говорят, что пойдут, а явка – 40%. Так что методы социологии устаревают, прямые вопросы не работают, нужно применять иные способы изучения общественного мнения».
С тем, что 90% россиян дают социально одобряемые ответы, согласен и политолог Михаил Виноградов: «Привлечение к участию не всегда предполагает участие в борьбе за власть, в это понятие вкладывают разное, и общего механизма участия в политике нет». Есть желание привести молодежь на участки, считает эксперт: «В представлении власти это может украсить кампанию и отличить ее от предыдущих. Но задачу привести молодежь любой ценой – вне зависимости от того, за кого она проголосует, – представить сложно».