Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Дважды герой советского союза в 25 лет. Дважды герой советского союза

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов - грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение - это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.


Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы - 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.

По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.

Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».

Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.

Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».

После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.

Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство - 144 было на штурмовку наземных войск врага.

Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».

Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.

Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».

Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел - сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.

Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.

За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».

Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Источники информации:
http://svpressa.ru
http://airaces.narod.ru
http://www.warheroes.ru

Владимир Терлецкий стал Героем Советского Союза в 25 лет. Звание было присвоено посмертно Легендарное имя – Владимир Николаевич Терлецкий. В память о подвиге молодого бойца при прорыве «Голубой линии» его именем названа площадь города Темрюка. Сегодня здесь сложился деловой и торговый центр. Имя Героя стало именем нарицательным. К сожалению, с легкостью рынок назвали Терлецким. Волну возмущения у жителей города вызвало название торговой точки «Терлик» на площади Терлецкого, что заставило предпринимателя сменить вывеску. Хорошо, что мемориальная доска находится на здании школы. Это напоминание детям о войне, о ее Героях. Вспомним, как 25-летний парень из Винницкой области Украины стал Героем в годы Великой Отечественной войны.Не знал молодой водитель «катюши» Владимир Терлецкий, что 28 мая 1943 года станет для него последним боем. Молодой боец, гвардии старший сержант 273-го гвардейского минометного дивизиона в тот день получил приказ вывести машину на огневую позицию и нанести удар по пехоте и танкам фашистов. Бои проходили в районе станицы Крымской. Сегодня это место именуется Сопкой Героев. По воспоминаниям командира батареи 50-го Гвардейского минометного Темрюкского полка, гвардии капитана запаса Н. Я. Корнейчука, операция проходила рано утром. Сигналом к артнаступлению должен был стать выстрел «катюш». Но внезапно начался обстрел наших огневых позиций. В тот момент Володя Терлецкий получил серьезное ранение в живот. Капитан Корнейчук подал команду: «По машинам!». Но никто не решался пересечь открытый участок между лесом и «катюшами». И только Володя Терлецкий, превозмогая боль и истекая кровью, из последних сил зажал рукой рану и побежал к машине на огневую позицию. «Произвел залп и пошли с воем снаряды с его «катюши». Немцы сразу прекратили огонь. Немедленно этим воспользовались командиры остальных орудий. Залп был произведен вовремя. В это время около сотни немецких самолетов повернули в нашу сторону. Последовала команда: «Машины в укрытие!». Володя развернул машину и увел ее в укрытие», – из воспоминаний Н. Я. Корнейчука.Из машины раненого бойца вытащили без сознания. Когда очнулся, спросил: «Машина цела?» Володю сразу отправили в госпиталь, но было поздно. Его похоронили у стоянки госпиталя. 25 октября 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. «Ценой жизни Терлецкий помог выполнить важную боевую задачу. Позднее выяснилось, что если бы залп был дан позже на несколько минут, то им бы накрыли свои же танки, выходившие в атаку. Не дожил Володя до мирной жизни. Но он отдал за мир самое дорогое – свою молодую жизнь. Ему было всего 25 лет. И, конечно, он хотел жить. Однополчане часто приезжали в Темрюк. Навещала могилу сестра Владимира. Пионерская дружина школы №2 носила имя Терлецкого. Площадь, на которой похоронили Владимира, была названа его именем», – писал в своих воспоминаниях Н. Я. Корнейчук.После освобождения Темрюка осенью 1943 года 50-му Гвардейскому минометному полку присвоили звание «Темрюкский». Потому было принято решение перезахоронить Владимира Терлецкого на площади в Темрюке. Был установлен памятник. При строительстве нового здания школы № 2 могила солдата была перенесена на военский мемориал города на ул. Бувина. Имя Владимира Терлецкого носит улица в его родном поселке Погребище в Винницкой области. Его именем названа площадь в Темрюке. На фасаде здания школы №2 г. Темрюка установлена мемориальная доска.

Летчике Амет-Хан-Султане. Как воевал, чем занимался после войны, как погиб.

Имя Амет-Хан-Султана известно сегодня немногим. А это дважды Герой Советского Союза. Летчик-истребитель родом из крымских татар по матери и из лакцев Дагестана по отцу. Сражался храбро. Однажды таранил немецкий Ю-88D-1 над Ярославлем, спасся на парашюте. Летал тогда на «Харрикейне». Воевал в небе Сталинграда. Был сбит, но уцелел. Воевал на многих типах самолетов от И-15 до «Аэрокобры». В вылетах на свободную охоту искал в небе фашистских асов вместе с товарищами-летчиками. В 1944 году пленил «Физелер-Шторх» заставив приземлиться на советский аэродром. Над Берлином Амет-Хан-Султан летал уже на Ла-7, тогда новейшем истребителе. Там же сбил свой последний самолет «Фоке-Вульф-190». Это произошло 29 апреля 1945 г. На следующий день покончил с собой главный фюрер Германии. В 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. С 1947 года начал работать летчиком-испытателем, а вскоре получает 3 класс. Через четыре года уже первоклассный летчик-испытатель начал осваивать полеты на сверхзвуке. Со стратегического бомбардировщика Ту-95К им запускались испытательные крылатые ракеты. Принимал участие Амет-Хан-Султан и в испытании катапультных кресел. Однажды случился взрыв в воздухе пиропатрона, пробило топливный бак, керосин хлынул в кабины самолета, летели на УТИ МиГ-15. Амет-Хану удалось приземлиться на аэродром. Он спас парашютиста Головина и свою жизнь. Катапультирование тому было невозможно из-за повреждения направляющей кресла. Хладнокровие помогло бывшему военному истребителю действовать умело и расчетливо в труднейшую минуту.

Очень жаль, что погиб Амет-Хан пятидесятилетним летчиком, испытывая новый реактивный двигатель, который, вероятно, взорвался.в момент выпуска из фюзеляжа и запуска. Его Ту-16 упал в болото вместе с экипажем.

Сегодня в Алупке стоит самолет Ла-5 памятником знаменитому асу. На борту его нарисовано белой краской 25 звездочек. Это по числу уничтоженных Амет-Ханом противников. На самом деле он сбил только лично 30 самолетов, не считая групповых побед. Провел 150 боев в воздухе.

В детстве будущий летчик смотрела на полет парящих над горами орлов. Отучился в «ремеслухе», начал работать слесарем, а затем и подручным котельного в депо, одновременно занимался и в аэроклубе города Симферополя. В Качинскую школу летчиков поступил в 1939 году, сразу определившись в истребительную авиацию. Хорошая реакция и отличное зрение способствовали этому. А бедовый характер летчику-истребителю не помеха, а подмога. Начало войны встретил в Одесском военном округе. Пилотировал тогда биплан И-153 (прозвище самолета было «Ласточка»). Разбил на нем колонну фашистских войск у Кишинева при штурмовке. Осенью 1941 года переучился на английский самолет модели «Харрикейн». После тарана над Ярославлем «Юнкерса» выпрыгнул с парашютом и приземлился у деревни Дымокурцы. Разбил при таране голову. Выскочили и немцы из своего бомбардировщика с парашютами, угодили в Волгу, но были пойманы советскими солдатами. За воздушный таран Амет-Хан-Султана наградили именными часами и орденом . Воюя на Як-7А под Сталинградом, летчик сбил несколько самолетов противника, среди них был и Ме-109. На досуге в перерыве между боями Амет-Хан увлеченно играл в шахматы. В небе же этот человек обыгрывал по пилотажу немецких асов, фон баронов, так как сам был Султан. В победу над Германией он внес свою лепту, весьма ощутимую.

1 февраля 1971 года при проведении испытательного полета летающей лаборатории Ту-16 ЛЛ погиб летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза полковник Амет-Хан Султан.

В жизни любого человека достаточно тайн, странностей и совпадений, как счастливых, так и несчастных. Но если у «простого» человека все эти «странности» остаются с ним, далеко не всегда переходя даже в рассказы друзьям и родственникам, то у людей «известных», чья жизнь становится достоянием «широкой общественности», такие факты превращаются в целые легенды, нередко используются в «политических», а иногда и в совершенно спекулятивных целях. Хватает таких фактов и «странностей» и в жизни героя этой статьи. Еще более странно, когда, при огромном количестве бумаг, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни, от первой ее минуты до последней, появляются различные легенда, которые затем начинают вести свою «жизнь», кочуя из одного литературного источника в другой. Добраться же до истинных документов порой очень трудно. Так появляются различные толкования событий и их «варианты», которых также хватает в жизнеописании Амет-Хана. Не могу утверждать, что все факты, приведенные в статье истинны. Но главное – сам человек и то, что он действительно сделал в жизни…

Амет-Хан Султан (Султан Амет-хан) (20(25).10.1920 - 01.02.1971).

Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой­ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.). Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской пре­мии за испытания пилотируемой модели крылатой ракеты (1953).

Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени.

Удостоен орденов Александра Невского , Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «Знак Почета», многих медалей. За время летно-испытательной работы освоил около 100 типов летательных аппара­тов (по некоторым сведениям – свыше 170), а общий налёт на них составил 4237 часов. Почетный гражда­нин города Ярославля, подполковник. Почётный крымчанин, почётный лётчик Франции, почётный гражданин Мелитополя.

Родился в Крыму (Алупка), отец по национальности лакец, мама — крымская татарка. Дом, где прошло детство, был расположен на склоне горы Ай-Петри.

И сразу, первая странность. В ряде источников упоминается дата рождения – 20 октября. В других, с такой же уверенностью, - 25 октября.

Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферопольского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в город­ском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения (1939-1940), на­правлен служить в Молдавию, где летал на истребителях “И-15” и “И-153”.

Кача. 1939 год. Где-то здесь есть курсант Амет-Хан Султан.

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

Летчик воевал активно. Он участвовал в боях, бомбил находящиеся на земле вражеские войска, машины и танки, военные базы. Но парень чувствовал неловкость перед боевыми товарищами, да и они при каждом удобном случае подтрунивали над ним. С начала войны он 170 раз поднимался в воздух с боевым заданием, но так и не сбил ни одного вражеского самолета. Но опыт приходил со временем. Пришел и успех.

31 мая 1942 года пара истребителей, управляемых Амет-Ханом и его ведомым Струковым, была поднята на перехват бомбардировщика «Ю-88», очевидно, выполнявшего разведывательный полет. У Струкова сразу после взлета выявилась неисправность двигателя и Амет-Хан пошел в бой один. На высоте 7300 м «Юнкерс» был им атакован, но в горячке боя истребитель выпустил весь боезапас мимо. Не желая упускать врага, Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. Из неуправляемого самолета Амет-Хан выбросился на пара­шюте. Вдалеке он заметил двоих людей, успевших выпрыгнуть из немецкого самолета.

Часто встречается также описание того, что «Харрикейн» застрял плоскостью крыла в бомбардировщике.

Обломки вражеского самолета разместили на центральной площади города Ярославля. Амет-Хан, за проявленную в небе над Ярославлем отвагу был награжден орденом Ленина и избран почётным гражданином города. На часах с гравировкой, подаренных лётчику городским комитетом обороны, значились такие слова: «Лейтенанту Красной армии товарищу Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет, от имени комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая».

С этого момента счет летчика начал расти.

Военный публицист Н. Костин писал об Амет-Хане следующее (написание фамилии – в изложении источника): «Как-то Аметхана Султана вызывает к себе командир полка Шестаков и поручает прикрытие обороны переправы, имеющей важное стратегическое значение. На второй же день гвардии капитан Аметхан Султан с группой самолетов вылетает на место. Была ясная погода, видимость отличная. Они достигают высоты четырех тысяч пятисот метров. В одиннадцать часов были замечены три группы вражеских самолетов, летящих с Азовского моря к переправе. Впереди находилось двадцать «Хейнкелей-111», за ними следовали двадцать Ю-88 и ещё двадцать «Хейнкелей-111». Как только фашистские бомбардировщики стали приближаться к переправе, команда Аметхана начала атаку. Четыре «хейнкеля» были уничтожены сразу же. Когда враг стал уклоняться от атаки, командир третьей пары лётчик Сафонов доложил о неисправности своего самолета. «Вернуться на аэродром!» — скомандовал Аметхан. В это мгновение появилась ещё одна группа вражеских самолетов. Аметхан и Павел Головачев, атакуя то сверху, то снизу, сбили ещё два «юнкерса». Ещё один «юнкере» был обстрелян старшим лейтенантом Борисовым. Таким образом, Аметхан и пятеро его славных соколов — Борисов, Головачев, Мальков, Сафонов, Легкий уничтожили часть вражеских самолетов, по количеству превосходящих наши в десять раз. Ни один из шестидесяти немецких бомбардировщиков не попал в цель — переправу, а уцелевшие немецкие самолеты вынуждены были скрыться. В этом бою пострадал всего лишь один советский истребитель, но и тот вернулся на аэродром.

Вечером командующий военно-воздушными силами генерал Хрюкин в гвардейском полку лично поблагодарил Аметхана:

— Ты достоин звания Героя Советского Союза. Я уверен, что правительство отметит тебя этой высокой наградой. Спасибо, герой!

Спустя месяц, 24 августа 1943 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Аметхану Султану звания Героя Советского Союза».

23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано:

"Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов.

Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В августе 1943 года, базируясь в отбитом у врага Котельникове, полк получил новые истребители Р-39 "Аэрокобра". Но при первых же полётах обнаружилось коварство заокеанского подарка: самолёт легко впадал в штопор, из которого не сумели выйти лейтенант Климов и старший лейтенант Ершов... Комполка Шестаков, первым сумевший вывести машину из штопора, вдруг срочно был отозван на повышение в Москву, на его место назначен ас Анатолий Морозов, к нему-то, старому товарищу по ратной работе летом 1941 года, и подошёл Амет-Хан с просьбой: "Разрешите опробовать "Аэрокобру" на штопор, покорю - научу других"...

Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения.

В январе 1944 года Амет-Хан и егобоевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов , сумели захватить самолёт противника Fi-156 «Шторх» с летчиком и шьабным офицером с документами, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт. Здесь тоже есть разночтения в воспоминаниях, по другой версии, Амет-Хан командовал эскадрильей, «работавшей» с аэродрома подскока и на перехват летал не сам, а послал два истребителя. А вот на основной аэродром он уже привел «трофей» лично, в сопровождении также двух истребителей. С управлением незнакомого самолета он разобрался за какой-то час.

В одном из источников описано еще одно «нетривиальное» событие из жизни летчика.

В марте 1944 года над их аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. К этому времени лётчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й Воздушной армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана.

Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов.

Легенда или быль? В списке побед Амет-Хана, 10.03.44 есть «мессер». Место победы указано «северо-восточнее Очакова»…

Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше!" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.

Ла-7 Амет-Хана, весна 1945 года

С конца апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен. Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Сойдя с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну...

Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили "Фоккеры". Амет-Хан первой пушечной очередью поджёг ведущего группы. Пилот (командир группы, кавалер Железного креста с Дубовыми листьями) выпрыгнул с парашютом, а ведомые покинули поле боя.

Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Аметхан Султан проявил на фронтах пример отваги и героиз­ма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими де­лами заслужил звание одного из лучших асов полка. Аметхан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Аметхан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза».

Итак, учитывая все эти заслуги, 29 июня 1945 года Амет-Хан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Интересна статистика побед Амет-Хана, летавшего на разных типах самолетов.

  1. Харрикейн, победы одержаны в период с 31.05.42 по 23.07.42. Бомбардировщики – 2 (Ю-88 тараном, первая победа, Ю-87 в группе), истребители (Ме-109) – 1 лично и 10 в группе, Хе-113 – 1 (в группе).
  2. Як-7, победы одержаны с 23.08.42 по 15.09.42. Бомбардировщики – 3 (Ю-88, в группе), разведчик – 1 (ФВ-189, в паре), истребители (Ме-109) – 5 лично и 3 в группе.
  3. Як-1, победы одержаны с 13.12.42 по 24.07.43. Бомбардировщики – 4 (3 Хе-111, 1 Ю-87), истребители – 2 Ме-109.

4. Аэрокобра, победы одержаны с 20.08.43 по 24.04.44. Бомбардировщики – 7 (3 Ю-87, 3 Ю-88, 1 Хе-111), транспортный – 1 Ю-52, истребители – 3 (2 Ме-109, 1 ФВ-190).

5. Ла-7, победы одержаны с 14.01.45 по 29.04.45. Истребители – 6 (1 Ме-109, 5 ФВ-190).

Множество копий сломано и множество противоположных мнений высказано в связи с национальностью Амет-Хана. Сама проблема крымских татар не является предметом данного материала, но и игнорировать этот вопрос нельзя.

Семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем. Думаю, не стоит напоминать, что в полицаях в Крыму, «ходили» не эфиопы…

По одной из версий, изложенной в мемуарах одного из участников партизанского движения в Крыму, мать Амет-Хана, категорически отказалась от эвакуации, назвав сына «гяуром», когда ей показали фото сына в форме. В то же время, есть воспоминания летчика-однополчанина Амет-Хана, Анатолия Плотникова, который описывает встречу Амет-Хана и его друзей с его родителями в 1944 году и упоминает их радушие и гостеприимство. Истина где-то рядом?

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка... Дагестанцы счи­тают его своим героем, а татары — своим.

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Ахмет-хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?», — вспоминал аварский поэт и обще­ственный деятель Расул Гамзатов."

В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

Часто упоминается о том, что национальность Амет-Хана серьезно осложнила ему жизнь после войны. И для таких утверждений основания есть.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

В большом же количестве источников отчисление его из академии, увольнение из армии и долгое время «без неба» объясняются именно национальностью. Более логично предположить, что увольнение связано с отчислением из академии. Ну не назначать же дважды Героя, подполковника рядовым летчиком, или даже комэском? А вот должность комполка после войны уже начала требовать академического образования. Не можешь расти, иди «на пенсию». Работать же «линейным пилотом» в ГВФ, по некоторым сведениям, Амет-Хан не захотел. Устроиться на руководящую работу «на земле»? Опыта нет, да и «пятый пункт» тут сыграть мог на самом деле. Вполне «обычная» реакция кадровика того времени при прочтении личного дела и ознакомлении с национальностью «фигуранта» - медленно потеющее сиденье стула. Автор не настаивает на этой точке зрения, но он ЛИЧНО видел подобные явления и в более «благополучные» годы…

Но не зря говорят, что друг познается в беде. Благодаря помощи боевых соратников — дважды Героя Советского Союза Владимира Дмитриевича Лавриненкова, Алексея Алелюхина, бывшего командарма Тимофея Тимофеевича Хрюкина, Александра Ивановича Покрышкина, авиамеханика полка, где служил Аметхан, Инны Паспортниковой с огромным трудом Аметхан Султан устраивается лётчиком-испытателем в институт по испытанию самолетов. Начинается новая жизнь.

Если не учитывать испытательный срок, 17 мая 1948 года Аметхан был официально принят на новую работу.

Четырехмесячные хождения по высоким инстанциям с просьбой разрешить работу испытателем закончились положительно.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1 класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

Вначале работает на планерах, затем испытывает новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах Як-15, Як-25, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 иСМ-1, Ла-15, вскоре переходит к тяжелым самолетам Ту-4, Ту-16, Ил-28, Як-28, Ан-10а. Эти и десятки других самолетов Аметхан первым поднимает в небо, испытывает и дает путевку в жизнь.

Самые современные самолеты третьего и четвертого поко­ления МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31. Су-24, Су-27, Су-29 также испытывал Аметхан Султан. Они вошли в массовое произ­водство уже после трагической гибели Аметхана. Даже лётчики-асы поражались тому, как он мастерски испытывал реактивные снаряды.

С работой Амет-Хана испытателем связана еще одна «история» с неопределенной степенью достоверности. Командование же ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком завышенные оклады по сравнению с другими испытателями. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём согласии о значительном снижении ставок. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о своём согласии, но сделал приписку:«Вот только жена категорически против».

И.В.Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил свою резолюцию:«Полностью согласен с женой Амет-Хана».

… Оклады для лётчиков-испытателей оставили прежними.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В начале 50-х годов XX века ему доверено испытывать... крылатую ракету класса «воз­дух-корабль». Изделие (ЛЛ-1, ЛЛ-2, летающие лабо­ратории ОКБ П.В. Цыбина) подвешивалось под бомбардировщик Ту-4 и с высоты около 3000 метров сбрасывалось. В режиме свободного падения автоматика запускала двигатель, а лётчик, взяв управление на себя, сажал ракету. «... Угол планирования, как у кирпича; посадочная ско­рость, как у метеорита; запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигал­ки», — характеризовал полёт на подобной крылатой ракете один из лётчиков-испытателей. Этих людей даже профессионалы называли «смертниками».

Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин, который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38).

Когда окончательно конкретизировалась идея полета в космос, были отобраны около двадцати пилотов. После этого их состав постоянно менялся. Наконец утвердили 5-6 человек, и началась интенсивная подготовка. Наряду с тренировками на самых сложных тренажерах, центрифугах, барокамерах, отдельное внимание уделялось полетам, приближенным к условиям невесомости. Именно в это время Амет-Хан начал проводить тренировки по подготовке к полету космонавтов. Он поднимал самолет на большую высоту и создавал для космонавтов условия невесомости. Таким образом, Амет-Хан проводил занятия с Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Германом Титовым, Анатолием Карташовым, прокладывая дорогу в космос.

В последние годы Амет-Хан часто слышал от друзей: «Аметка! Тебе скоро пятьдесят, не трудно ли стало летать, может, отдохнешь?». Такие мысли иногда посещали и самого Амет-Хана. Но человеку, вся сознательная жизнь которого прошла в небе, было мучительно трудно отказаться от полетов.

23 октября. 1970 года торжественно отмечали 50-летие Амет-Хана. В юбилейных торжествах принимали участие видные авиаконструкторы страны. С поздравительными речами в честь легендарного аса выступили: от имени коллектива конструкторского бюро Туполева — заслуженный лётчик- испытатель СССР Иван Моисеевич Сухомлин и лётчик- испытатель первого класса Эдуард Ваганович Елян, от коллектива конструкторского бюро Илюшина — заслуженный лётчик-испытатель СССР Яков Ильич Берников, от имени коллектива конструкторского бюро Яковлева — заместитель главного конструктора Яковлева Керим Бекирович Бекирбаев, от коллектива конструкторского бюро Микояна — заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-майор авиации Григорий Александрович Седов, от конструкторского бюро Сухого — заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Ильюшин, от фирмы академика С. П. Королева — заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин, боевые товарищи Амет-Хана Алексей Рязанов, Павел Головачев, товарищи по совместному проведению испытательных полетов В. Васин, А. Богородский, В. Подхалюзин и другие.

Торжественный юбилей стал одним из самых волнительных дней в жизни Амет-Хана Султана. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

После праздников вновь наступают трудовые будни. 1 февра­ля 1971 года Амет-Хан приступает к очередному испытательному полету.

Автобус доставил экипаж к самолету с провисшей под его «брюхом» мотогондолой, в которой был запрятан опытный двигатель. Чтобы опробовать его на предельных режимах, требовалась особая осторожность.

Евгений Бессчетнов, несколько лет назад написавший заме­чательную повесть об Амет-Хане Султане и непосредственно изучавший причины трагедии, на основе документов так описал ту ужасную картину:

«По воспоминаниям сына Сергея Анохина — Сергея, работавшего там же, на стоянке они встретились с Аметханом и, пока заканчивалась подготовка машины к вылету, постояли в сторонке, поговорили.

— Никогда у меня не было такого паршивого настроения, — пожаловался Аметхан. — Отчего, и сам не пойму.

— А вы отмените полет, — посоветовал ему Анохин-младший. — Это же в ваших правах. Или поменяйтесь с кем-нибудь.

— Не хочется затевать возню. Слетаю, потом пойду домой, отлежусь. Это мне помогает.

Приняв самолет, Аметхан Султан, Евгений Венедиктов, штурман, бортрадист и ведущий инженер заняли свои рабочие места и вылетели. Все было как обычно...

Трагическая гибель Аметхана повергла всех в ужас. Никто не хотел в это верить, ведь Аметхан был лётчиком, который мог использовать малейшую возможность, чтобы спасти самолет и благополучно посадить его на землю. Значит, не было ни единого шанса. Летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки - они так и выстелились на снегу широкой полосой длиной в несколько сотен метров. Лишь хвостовое оперение и задняя кабина, хотя и сильно покореженные, сохранили свои очертания.

Находившийся в задней кабине ведущий инженер Радий Ленский был мертв. Его нашли скоро. А вот передней кабины с остальными членами экипажа, вообще носового отсека само­лета нигде не могли найти.

Под вечер, едва надвинулись сумерки, повалил густой снег, и поиски пришлось прекратить.

На четвертый день снегопад прекратился. Возглавлявший группу техсостава один из старейших работников института, инженер отряда Николай Ильич Филизон решил заглянуть в молодой ельничек в двух-трех сотнях метров в стороне от места падения Ту-16. Филизон преодолел ещё с десяток метров и заметил вдали, за стволами елочек, белый заиндевевший металл обшивки и темное остекление. Пилотская кабина! Чуть ли не наполовину зарывшаяся в снег! Инженер выбрался на простор, позвал остальных поисковиков. И вот уже люди расчистили снег возле кабины, проникли внутрь.

Им представилась тяжкая картина. Аметхан так и оставался в командирском кресле, как видно, не предприняв ни единого движения для своего спасения. От удара у него сорвало с головы шлемофон и сдвинуло вперед, «рога» штурвала подвздели лётчика под живот, новенькая куртка, которую он надел в этот роковой день, полопалась на спине в нескольких местах, будто кто изрезал её лезвием бритвы. Бенедиктова, находившегося на правом сиденье, слегка придавило стволом сосны. Михайловского разрезало пополам в нижней части позвоночника. А Леха Воробей, некстати напросившийся в этот полет, был цел, только обгорел...»

8 февраля 1971 года Амет-Хан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен­ный лётчик-испытатель СССР Аметхан Султан».

Вместе с Ахмет-ханом погибли: Ленский Радий Георгиевич — ведущий инженер по испытаниям авиа­двигателей; Михайловский Вильям Александрович — штурман-испытатель; Венедиктов Евгений Николаевич — лётчик-испытатель; Воробьёв Алексей Васильевич — бортрадист-ис­пытатель. В экипаже должен был быть ещё помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался, и командир принял решение лететь без него».

Тайна гибели самолета так и осталась нераскрытой. По одной из версий, взорвался опытный двигатель, по другой – неисправными оказались закрылки самолета и начались неуправляемые расходящиеся колебания, приведшие к разрушению самолета в воздухе.

Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Бюст в Алупке на бульваре Амет-Хана

Памятник на Алее Героев в Киеве

Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник — лётчик, стоящий на крыле.

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Музей в Алупке

Аэропорт Махачкалы имени Амет-хан Султана

На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан

Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Памятник в Ярославле

АМЕТ-ХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

А.Е. ГОЛОВАНОВ маршал авиации:

Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, в Алупке, ему при жизни стоял памятник.

Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.

А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не была. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.

ФРАНСУА де ЖОФФР французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия Неман»:

Я встретил своего старого друга Аметхана дважды Героя Советского Союза, прославленного «короля тарана». Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика,который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Аметхану повезло, и он остался жив...

Э.В. ЕЛЯН Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:

— Аметхан Султан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знают.

С.Н. АНОХИН Герои Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

За всю свою летную жизнь я не встречал человека, столь щедро наделенного талантом. Аметхан не боялся никаких новых машин. Проведенная Султаном работа имела исключительно большую научную ценность.

А.В. ВОРОЖЕЙКИН дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:

Когда немцыслышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.

Много написано об Аметхане Султане и ещё многое о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм сделали его имя легендой.

В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Аметхан Султан:

Никогда не робел Аметхан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...

Аметхан умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.

П. ГОЛОВАЧЕВ дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Аметхана:

Аметхан был бесстрашен в бою, безгранично храбрый и смелый. В то же время этот расчетливый боец обладал трезвым умом и молниеносно мог находить самое правильное решение для успешного завершения сражения.

Ю.А. ГАРНАЕВ

Аметхану было поручено одному из первых в стране испыты­вать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина прежде­временно изорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства. Достаточно было малейшей искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Аметхану удалось благополучно посадить на землю самолет и спасти от гибели товарища.

В.П. ВАСИН Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

Аметхан — лётчик милостью божьей. Его биография неповторима. Говорят, все познается в сравнении. Не подходит он для сравнения ни с кем. В нем все было свое: и стиль работы, и летная хватка.

Г.М. ШИЯНОВ Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

Это лётчик редчайшего, огромного дарования. 23 года я был рядом с ним. Того, что сделал Аметхан, хватило бы на несколько человек. Говорил мне, что после пятидесяти уйдет на пенсию. Не ушел, не смог. Любовь к работе единственное, что оказалось сильнее его собственной воли.

9 Маявспомним тех, кто приближал Победу, отдал за нее жизнь. Легендарное имя - ВладимирНиколаевич Терлецкий. В память о подвиге молодого бойца при прорыве «Голубой линии» его именем названа площадь города Темрюка. Сегодня здесь сложился деловой и торговый центр.Имя Героя стало именем нарицательным. К сожалению, с легкостью рынок назвали Терлецким. Волну возмущения у жителей города вызвало название торговой точки «Терлик» на площади Терлецкого,что заставило предпринимателя сменить вывеску. Хорошо, что мемориальная доска находится на здании школы. Это напоминание детям о войне, о ее Героях. Вспомним, как 25-летний парень изВинницкой областиУкраины стал Героем в годы Великой Отечественной войны.

Не знал молодой водитель «катюши» Владимир Терлецкий, что28 мая 1943 года станет для него последним боем. Молодой боец, гвардии старший сержант 273-го гвардейского минометного дивизиона в тот день получил приказ вывести машину на огневую позицию инанести удар по пехоте и танкам фашистов. Бои проходили в районе станицы Крымской. Сегодня это место именуется Сопкой Героев.По воспоминаниям командирабатареи 50-го Гвардейскогоминометного Темрюкского полка, гвардии капитана запасаН. Я. Корнейчука,операция проходила рано утром.Сигналом к
артнаступлению должен был стать выстрел «катюш».Но внезапно начался обстрелнаших огневых позиций. В тот момент Володя Терлецкий получил серьезное ранение в живот. Капитан Корнейчук подал команду: «По машинам!». Но никто не решался пересечь открытый участок между лесом и «катюшами».И только Володя Терлецкий,превозмогая боль и истекая кровью, из последних сил зажал рукой рану и побежал кмашине на огневую позицию. «Произвел залп и пошли с воем снаряды с его «катюши». Немцы сразу прекратили огонь. Немедленно этим воспользовались командиры остальных орудий. Залп был произведен вовремя. В это время около сотни немецких самолетовповернули в нашу сторону. Последовала команда: «Машины в укрытие!». Володяразвернул машину и увел ее в укрытие», - из воспоминаний Н. Я. Корнейчука.

Из машины раненого бойцавытащили без сознания. Когда очнулся, спросил: «Машина цела?»

Володю сразу отправили в госпиталь, но было поздно. Его похоронили у стоянки госпиталя.25 октября 1943 годаему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Ценой жизни Терлецкий помог выполнить важную боевую задачу. Позднее выяснилось, что если бы залп был дан позже на несколько минут, то им бы накрыли свои же танки, выходившие в атаку. Не дожил Володя до мирной жизни. Но он отдал за мир самое дорогое - свою молодую жизнь. Ему было всего 25 лет. И, конечно,он хотел жить. Однополчане часто приезжали в Темрюк. Навещала могилу сестра Владимира. Пионерская дружина школы №2 носила имя Терлецкого. Площадь, на которой похоронили Владимира, была названа его именем», - писал в своих воспоминаниях Н. Я. Корнейчук.

После освобождения Темрюкаосенью1943 года 50-муГвардейскому минометному полку присвоили звание «Темрюкский». Потому было принято решение перезахоронить Владимира Терлецкогона площади в Темрюке. Был установлен памятник. При строительстве нового здания школы № 2 могила солдата была перенесена на военский мемориал города на ул. Бувина. Имя Владимира Терлецкого носит улица в его родном поселке Погребище в Винницкой области.Его именем названа площадь в Темрюке. На фасаде здания школы №2 г. Темрюка установлена мемориальная доска. Не сохранилось ни одной фотографии Героя, но память о его подвиге жива.

В школе №2накануне
9 Мая прошла встреча с ветеранами. Вспомнили тех, кто сражался за Победу. Почтили минутой молчания память погибших, Героя Советского СоюзаВладимира Николаевича Терлецкого.

Переплетены судьбы братских народов. Сын Винницы Герой Советского Союза Владимир Терлецкий похоронен в Темрюке. А темрючанин Герой Советского Союза Иван Бевз похоронен в Виннице, где в годы войны руководил советским подпольем, был схвачен и расстрелян фашистами. О его судьбе наша газета рассказывала.

Они сражались за Родину.

Благодарим сотрудников Темрюкского историко-археологического музея за предоставленные материалы о В. Н. Терлецком.


Ученики 9»а» класса школы №2у мемориальной доски. Фото Нелли Тютюник, «ТАМАНЬ»


Памятник В.Н. Терлецкому (справа) на площади в Темрюке. Фото из архива Темрюкского историко-археологического музея.

Памятник Герою на Мемориале Воинской Славы в Темрюке. Фото «ТАМАНЬ»