Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Социальные качества человека список. Социальные характеристики личности

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Для социальной педагогики интересны качества личности, от которых зависит успешность ее социализации. К ним относятся: индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля, а также способности, потребности, мотивация, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации (Т.А.Василькова).

Индивидуальность отличают уникальные природные и социально-приобретенные свойства. Находясь в постоянном развитии, индивидуальность в то же время является самым устойчивым качеством человека. Учет личностной индивидуальности влияет на эффективность социального воспитания.

Разумность характеризует способность к ответственному предвидению результатов действий, поступков. Ответственное отношение к себе и внешним ситуациям отличает социально зрелую личность.

Психологическим стержнем человека является характер, который стабилизирует его социальные формы активности. Характер формируется в результате социализации темперамента и проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Характер - это «система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности» (М.И.Еникеев). Характер свидетельствует о мере уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенностях адаптации индивида к окружающей его действительности, определяет тип взаимодействия с внешним миром. В отличие от темперамента характер отвечает за социальную сферу поведения индивида.

Темперамент представляет природную склонность индивида к определенному стилю поведения и в значительной мере определяет психические состояния. Он проявляется в чувствительности к внешним воздействиям, в эмоциональности, импульсивности или сдержанности, общительности или замкнутости, легкости или затрудненности социальной адаптации. Особенности темперамента делят на экстраверсию и интроверсию.

Активность личности отражает меру взаимодействия с окружающим миром. Отличают внутреннюю активность (реализуется в деле) и внешнюю (при выполнении неинтересного дела). Опорой в социальном воспитании должна служить внутренняя активность личности. Целеустремленность служит развитию определенных качеств.

При работе с личностью следует учитывать ее потребности и уметь влиять на них. Потребности личности - это «испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности» (М.И. Еникеев).

Мотивация отвечает за направленность деятельности, интенсивность и длительность сохранения ее основных параметров. Она формируется во взаимосвязи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей и с осознанием личностью своего места в жизни. Мотивация сложна, противоречива, изменчива и всегда эмоционально насыщенна. Существуют различные мотивационные состояния: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки (смысловые, целевые, операционные). Оказывая целенаправленное влияние на мотивационные состояния личности, можно повлиять на ее мотивацию к обучению и развитию.



Направленность демонстрирует тенденцию в поведении человека и проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах. Направленность представляет ценностно-ориентационную систему личности, иерархию базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения. Направленность отражает духовно-практическую сферу. Немецким психологом Э.Шпрангером выявлены ведущие направленности личности: научный человек, экономический человек, эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный человек.

Воля проявляется в способности преодолевать препятствия на пути к цели.

Способности, по определению М.И.Еникеева, - это «совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности». Способности и характер человека формируются в течение всей его жизни на определенной природной основе. Способности как совокупность врожденных и приобретенных свойств определяют психические возможности человека в различных видах деятельности,

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценку смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Это - совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Убеждения - система взглядов, свидетельствующая о сформированности личности и являющаяся ее стержнем. Социализация теснейшим образом связана с развитием убеждений личности. Своевольно изменить укоренившиеся в глубине души убеждения невозможно, они могут меняться в условиях коренной переоценки ценностей, в переломные периоды жизни общества и индивидуального развития.

Ценностные ориентации определяют помыслы, поступки и взаимоотношения людей, характеризуя сущность личности.

Каждая из этих черт равнозначна и равноценна при анализе личности.

Социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников по Н.И. Монахову. Качества личности ученика по И.И. Понасенко. Социально-значимые качества юристов. Этапы возрастного развития индивида. Общественные условия социализации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа

СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Казань, 2011

С одержание

Введение

Понятие социальных качеств человека

Виды социальных качеств человека

Механизмы формирования социальных качеств человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Не смотря на то, что социальные качества человека изучаются большим количеством научных дисциплин, как то: социология, педагогика, философия, лингвистика, психология и др., тема остается спорной и неразработанной в достаточной степени, потому и весьма актуальной.

Целью настоящего исследования является дефиниция социальных качеств человека, виды и механизмы формирования.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме контрольной работы. Теоретическое изучение социально значимых качеств людей по материалам научной литературы.

2. Проведение эмпирического исследования социальных качеств людей.

3. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: социальные качества людей не передаются по наследству и возникают исключительно в процессе социализации.

Объект исследования: социальные качества людей.

Предмет исследования: понятие, виды, механизмы формирования социальных качеств людей.

Методика исследования: анализ подобранной научно-практической литературы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Работа выполнена на 18 листах.

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Виды социальных качеств человека

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе .

Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников .

Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.

Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность.

Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.

Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.

Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любовь к прекрасному - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Другие файлы:


Понятие аддиктивности в психологической науке, виды данного поведения и факторы его развития в подростковой среде. Понятие и виды компьютерной зависим...


Право трудящихся на отдых, закрепленное законодательством Республики Беларусь. Понятие социальных отпусков, их виды и правила предоставления. Социальн...


Параметры для анализа конкурентоспособности фирмы. Качественные показатели конкурентоспособности продукции, механизмы и факторы ее формирования. Что т...


Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальны...


Понятие "иерархия", механизмы ее формирования. Отличия иерархических сообществ от тех животных, которые живут вне иерархии. Плюсы и минусы такого обра...

КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, соц. групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности историч. субъектов. Уже само понятие " " обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологич. единство () индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение обществ. сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде социально значимых черт и соц. отношений данного об-ва. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Т. обр., раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в нек-ром смысле все люди носят "соц. маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких К.с. (выражающихся в нек-рых стереотипах поведения), к-рые демонстрирует перед "аудиторией". Причем если психологи больше изучают "актера" самого по себе, т.е. его внутренний мир, то социологов интересует др. сторона - его обществ., социально обусловленные роли и в мире людей. Итак, личность - обществ. развития, и в этом плане главное в ней - ее соц. качество. Личностным проявлением индивида выступает осуществляемая им соц. деятельность, т. е. совокупность действий в различн. сферах и на разных уровнях организации социальной (см.) об-ва. В процессе такой деятельности каждый индивид преследует определенные соц. цели и интересы, при этом во имя достижения их он использует самые разнообразные средства - экономич., соц., политич. и идеологич. К.с. не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Для психолога индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физич. и психич. черт, отличающих данного человека от всех др. Иными словами, речь идет о качествах индивидуально неповторимых, но не о К.с. обществ. существа. Известно, что характер воспитательной деятельности, т. е. приобретения новых качеств и развития способностей, генетически восходит к подобного рода деятельности животных. Эволюционные предшественники К.с. личности - это формы унаследованного биологич. поведения, т. е. такие психологич. конструкции, к-рые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологич. индивидуализма" под давлением потребностей сооб-ва. Высокоразвитые приматы (напр., обезьяны), выросшие в изоляции от взрослых особей и не перенявшие от них необходимый опыт общения, оказываются совершенно неприспособленными к жизни в сооб-ве себе подобных. Однако биогенетич. К.с. человека, приобретенных им в общении с др. людьми и в процессе социализации, с нек-рыми "шаблонами" оперантного поведения животных, сложившимися в рез-те слияния наследственных и прижизненных свойств через механизм иммунитета, подражания и т. д., еще не свидетельствует об их содержательном сходстве или тождественности. Каким бы обстоятельным или исчерпывающим ни было высших приматов с человеческим существом и какие бы убедительные примеры в подтверждение этого ни приводились (скажем, о сходстве орудийной деятельности человека и животного, о сходстве опосредствованных, ритуально стилизованных форм поведения и т. п.) - все это не позволяет объяснить совершенно новый этап развития - появление К.с. человека. Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются соц. содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные соц. функции. Социологию интересует прежде всего личность в процессе ее соц. деятельности, к-рая разворачивается в особой системе координат - соц. отношениях и соц.-ролевых предписаниях. Отсюда и необходимость выделения соц.-типично-го, т. е. общего качества, повторяющегося, устойчивого в поведении различн. групп и общностей людей - иными словами, К.с, характеризующего обществ. отношения и основные тенденции их развития. Лит.: Становление нового качества в развитии общества. М., 1968; Харин Ю.А. Категории социальной диалектики. М., 1979; Велик А.П. Социальная движения: явления и сущность. М., 1982; Диалектика современного общественного развития. М., 1985; Проблема человека в западной философии. М., 1988; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. А.И. Кравченко

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

    Социальное жильё - Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия

    качество - 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… …

    Социальное животное - Не следует путать с животным компаньоном. Социальное животное организмы, способные к активному взаимодействию с другими особями своего вида. Сообщества Горилл и других высших приматов имеют сложно организованную социальную структуру Все… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.… … Социология: Энциклопедия

    качество жизни - 2.1.35 качество жизни: Степень удовлетворения комплекса потребностей и интересов гражданина, семьи и общества в целом. Пункты 2.1.24 2.1.35 (Введены дополнительно. title= Изменение № 1 (ИУС № 04 2014)). 2.2 Виды социальных услуг Источник: ГОСТ Р … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    качество социальной услуги - 2.1.21 качество социальной услуги: Совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Социальное благополучие - проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич.,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Качество социальной услуги - 2.1.21. #Качество социальной услуги#: совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию...… … Официальная терминология

    Качество жизни - термин Р.Бауэра, обозначает позитивные аспекты жизни и функционирования человека. Н.М.Брэдбери первым представил данные об этом в виде показателя эмоционального баланса, то есть суммы позитивных эмоций за вычетом суммы негативных эмоций. Работы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Социальные качества людей - в широком смысле - вся совокупность черт их психологического, духовного облика, формирующихся под воздействием небиологической природы человеческого существа, а социальных факторов, общественной среды и проявляющихся в их социально значимом поведении, в образе жизни. В том числе в качестве таковых выступают и приобретающие «социальную окраску» проявления человеческой жизнедеятельности, порождаемые в своей основе природными, биологическими факторами. Например, следование людей принятым в обществе (вообще и в конкретном обществе) способам приема пищи, удовлетворения сексуальных потребностей, приверженность к соответствующей обычаям и моде одежде, типам жилища и др. Но большая часть социальных качеств в полной мере, без всяких биологических предпосылок формируется под воздействием совместной жизнедеятельности людей, влиянием общественной среды и различных социальных институтов.

Совокупность С.к.л. можно представить в виде следующей системы (не претендуя на исчерпывающее их перечисление).

  • Интеллектуальные: образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями своего времени, приобщенность к иным достижениям духовной культуры, умение обучаться, анализировать и осмысливать явления объективной действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д.
  • Мировоззренческие: общие представления о началах, лежащих в основе мироздания и миропорядка, о месте в нем человека и смысле его жизни, чувства веры и надежды и т.п.
  • Нравственные: осознание требований общественной морали - как общих, так и относящихся к отдельным сферам жизнедеятельности (труду, быту, межличностному общению, взаимоотношениям с природой и др.), способность руководствоваться им в своем реальном поведении, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность.
  • Гражданско-политические: неравнодушие, заинтересованное отношение к проблемам жизни общества, стремление активно участвовать в решении этих проблем (общественная активность), патриотизм, интерес к политической жизни и конкретные политические и идеологические пристрастия, толерантность (терпимость) к новым взглядам, уважительное отношение к представителям других социальных слоев и другим народам, этническим группам.
  • Эстетические: способность эстетически осваивать действительность воспринимать проявление красоты в ней и в искусстве, пристрастия к определенным видам искусства и направлениям в нем.
  • Социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
  • Социально-бытовые: коммуникабельность, общительность, чувство долга перед семьей, забота о ней, о ее крепости и благополучии, тактичность в отношениях с людьми.

Есть еще группа С.к.л., которые можно назвать побудительно-поведенческими и которые частично пересекаются с вышеперечисленными, но в значительной мере имеют и самостоятельную значимость: побуждающие людей к деятельности потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, традиционалистские или авангардистские ориентации в эстетических и бытовых пристрастиях, следование требованиям моды и др.

У конкретных людей степень развитости С.к.л. - как отдельных из них, так и всей их совокупности - различна: от высокого уровня до недостаточного и низкого, вплоть до практически полного отсутствия некоторых из них. При этом духовный облик человека нередко бывает внутренне противоречивым: одни С.к.л. у него развиты более или менее сильно, в то время как другие - слабо или вообще отсутствуют.

Слабое развитие или отсутствие некоторых из С.к.л. у значительной массы членов общества, например, эстетических чувств и пристрастий, ориентации на моду, коммуникабельности и т.п., придает определенную «окраску» жизни социума (в рамках общества в целом или какого-то менее масштабного человеческого сообщества), но существенного негативного влияния на эту жизнь не оказывает. Но большинство С.к.л. (уровень образования и культуры, нравственные и гражданско-политические качества и др.) через формирование образа жизни людей оказывают большое воздействие на нее. Поэтому, если у значительных масс людей они оказываются слабо развитыми, это весьма негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Тем более, что очень слабое развитие и отсутствие того или иного из этих качеств, имеющих большую социальную значимость, черт духовного облика и поведения человека оборачивается ее противоположностью, что придает соответствующему проявлению жизнедеятельности личности асоциальный и даже антисоциальный характер. Отсутствие интереса к политике и политической активности оборачивается аполитичностью, отсутствие законопослушности - противоправным, вплоть до преступного поведением, слабые нравственные устои - безнравственностью, непорядочностью, толерантности - расовой, национальной, религиозной нетерпимостью и т.д.

С.к.л. формируются всем укладом общественной жизни, ходом объективных процессов функционирования и развития общества, семейным воспитанием и влиянием среды ближайшего социального окружения. Вместе с тем в их формировании и развитии большую роль играет целенаправленная деятельность различных социальных институтов - государство, общественно-политических организаций, образовательных учреждений, СМИ. Формирование и развитие С.к. людей образует особый комплекс задач социальной политики, даже если в конкретных социально-политических обстоятельствах соответствующие задачи не формируются в документах, определяющих содержание социальной политики. Это вытекает из фундаментальных теоретических представлений о ее сущности. Главное назначение этого направления политики - обеспечивать решение социальных проблем. А к ним относятся не только негативные явления в условиях жизни людей (на преодоление чего в большей мере оказывается направленной социальная политика), но и в образе их жизни, т.е. в содержании жизнедеятельности, что непосредственно детерминируется тем, каков характер присущих массам членов общества С.к.л.

Социальная политика может воздействовать на формирование и развитие С.к.л., непосредственно используя механизмы социального управления, следующими способами. Она задает ориентиры воспитательной работе, осуществляемой различными социальными институтами. Эту роль осуществляет социальная политика не только государства, но и различных партий и других негосударственных общественно-политических организаций. Поэтому ориентиры задаются в чем-то различающиеся между собой, поскольку различной является идеология этих организаций. И направленность государственной социальной политики также может зависеть от идеологии, если ею руководствуется государственная власть.

Социальная политика обеспечивает создание условий, которые способствуют формированию тех или иных С.к.л., условия для получения людьми образования, для их культурного развития, упрочения здорового образа жизни в быту и т.д.

В рамках реализации социальной политики используются такие механизмы социального управления, как «образцы поведения» (patterns), ориентируя на которые оказывается возможным формировать у людей полезные для жизни общества С.к.л. Например, если социальными институтами культивируются как достойные всемерного общественного признания и подражания образы людей, социально и политически активных, патриотов, высокообразованных, преисполненных чувства долга, ведущих здоровый образ жизни и т.д., это способствует формированию у многих людей соответствующих С.к.л.