Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Социальная система управления и ее свойства. Социальные системы и их структура

Специфика социальных систем. Общество как система. Уровни системного анализа общества.

Специфика социальных систем.

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

Возможны два подхода к определению социальной системы.

При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений.

Но возможен и другой подход, при котором за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. В таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых, из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер.

Во-вторых, из этого определения следует, что поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.

В-третьих, из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей.

В-четвертых, из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.

Общество как система.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества: целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством); устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение); открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей); пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

Уровни системного анализа общества.

Системный анализ общества дифференцируется на ряд относительно автономных уровней, дополняющих, но не заменяющих друг друга.

Наиболее абстрактный уровень его рассмотрения - философский анализ всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, выражающих ее родовую, исторически константную сущность (наличие которой позволяет нам называть и племя дикарей, и современные технократические страны одним и тем же словом - «общество»). Необходимо иметь в виду, что речь здесь идет о важнейшем уровне познания социального. Было бы серьезной ошибкой, если бы наука, признав реальное существование конкретных человеческих обществ, сделала вывод о том, что «общество вообще», лишенное осязаемого телесного бытия, представляет собой фикцию, бессодержательную игру человеческого ума.

Анализ общества как целостной системы не ограничивается предельно абстрактным уровнем рассмотрения универсальных свойств «общества вообще». Наряду и в связи с ним предметом системного рассмотрения общества являются куда более конкретные объекты. Прежде всего речь идет о тех конкретных социальных организмах - странах и народах, которые представляют собой реальное воплощение общества в человеческой истории, соединяют родовые признаки социальности с механизмами ее постоянного воспроизводства во времени и пространстве.

Для науки равно необходимым является как системный взгляд на «общество вообще», дающий правильную методологическую ориентацию ученым, так и системный анализ конкретных социальных организмов, позволяющий понять специфику их функционирования и развития.

Важно понимать, однако, что эти два уровня анализа не исчерпывают собой задач полнообъемного изучения общества в реальной исторической динамике его существования. В действительности между уровнем предельных социально-философских абстракций и анализом конкретных социальных организмов с необходимостью выстраиваются теории среднего ранга обобщения, которые призваны изучать не «общество вообще» и не конкретные страны и народы, а особые типы общественной организации, обнаружимые в реальной человеческой истории. Речь идет о логических моделях, в которых фиксируются не всеобщие и не единичные, а особенные свойства общественного устройства, присущие группам родственных в социокультурном отношении обществ.

Социальная структура российского общества

Несмотря на то, что общество является сложной социальной системой, оно состоит из относительно самостоятельных частей. Такие понятия как «социальная структура» и «социальная система» имеют между собой тесную связь.

Социальная система представлена социальными явлениями и процессами. Между собой они имеют связи и образуют целостный социальный объект. Являясь частью социальной системы, социальная структура объединяет социальный состав и социальные связи.

Элементы социального состава образуют социальную структуру. Набор связей этих элементов образуют второй её компонент. Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе и означает деление общества на группы.

Эти группы по их социальному положению и по отношению к способу производства различны. Классы, группы, например, этнические, профессиональные, социально-территориальные общности – город, село, являются основными элементами социальной структуры. Эти элементы имеют свои подсистемы и связи.

В структуре отражены особенности социальных отношений классов и групп. Эти отношения определяются их местом и ролью.

Российская социальная структура общества состоит из пяти основных слоев:

  1. Правящая элита и крупные бизнесмены относятся к высшему слою. Их финансовая независимость обеспечена. Представителями «верхушки» является малая часть граждан России;
  2. Зарождающаяся прослойка находится между элитой и средним классом. К ним относятся мелкие и средние предприниматели, менеджеры и собственники, сюда же относится и мелкая буржуазия.
  3. Самым большим слоем в социальной структуре России является очень разношерстный базовый слой. В результате, их сложно между собой объединить. Базовый слой представлен интеллигенцией, высококвалифицированными рабочими, крестьянами. Среди них есть люди, имеющие высшее образование и профессионалы без образования, но с огромным опытом работы. Объединяет их стремление сохранить свои позиции.
  4. В социальной структуре имеет место и низший очень пестрый слой – это рабочие с низкой квалификацией, беженцы и переселенцы. Их доходы на уровне прожиточного минимума. Как показывает статистика базовый, и низший слой являются основной частью российского общества и представляют так называемый «народ».
  5. Есть в социальной структуре общества представители так называемого «социального дна». Данную категорию граждан ряд исследователей не включает в общую схему, но они тоже часть российского общества – это наркоманы, проститутки, бомжи, алкоголики, сутенеры, представители криминальной среды. Это «дно» изолировано от остальных классов. Оказавшегося в подобной среде человека порой изменить невозможно. «Социальное дно » существует во всех странах мира и имеет схожие взгляды на жизнь.

Таким образом, социальная структура является своеобразным каркасом всей системы общественных отношений, организующих общественную жизнь. Многообразие социальных слоев общества изучает теория социальной стратификации.

Понятие «социальная система»

Определение 1

Под социальной системой понимается способ организации жизни какого-либо коллектива на базе их социальных ролей. Она появляется как объединение частей системы в целое при помощи норм и ценностей.

Её можно представить как иерархическую структуру уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера. Поведение индивида, как члена какой-либо группы, описывается на каждом уровне этой иерархической пирамиды.

Американский социолог Т. Парсонс в своей работе «Социальная система» разработал её проблемы, рассматривая общество в целом.

Самосохранение является механизмом социальной системы, которая стремится к поддержанию равновесия, а значит, появляется проблема социального контроля. Контроль определяется как процесс, который оказывает противодействие социальным отклонениям системы.

Вместе с процессами социализации контроль обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Происходит это через усвоение личностью норм, ценностей, культурного наследия, т.е. через интериоризацию.

Общество развивается, условия социума постоянно меняются, поэтому личность должна уметь адаптироваться к новым условиям.

Интериоризация состоит из трех этапов:

  1. индивидуализация, что по теории Л. Выготского является ближайшей зоной развития ребенка;
  2. интимизация, когда происходит смена «Мы» на «Я», т.е. идет осознание себя;
  3. кристаллизация личности – это этап отдачи переработанного знания, опыта, информации.

Процесс социализации и формы социального контроля не могут обойтись без определяющей роли культуры. Она является отражателем характера взаимодействий индивидов и групп.

Замечание 1

Социальная система, таким образом, это есть не что иное, как продукт и особый вид взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. Социальные системы являются структурными элементами социальной реальности.

Социальная система и её структура

Система представляет собой явление или процесс, который состоит из совокупности элементов. Элементы образуют единое целое и находятся во взаимодействии друг с другом и способны изменять свою структуру.

Для любой системы характерным чертами является целостность и интеграция. Целостность обозначает объективную форму существования явления. Интеграция фиксирует процесс и механизм объединения его частей.

Суммы входящих частей будут меньше целого, это означает, что каждое целое имеет новые качества механически не сводимые к сумме его элементов. Обозначаются эти новые качества как системные и интегральные.

Среди элементов социальной системы могут быть идеальные и случайные.

Основой социальной системы является та или иная общность людей, а люди – это элементы социальной системы. Деятельность людей не изолирована, а происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. В результате этого взаимодействия на индивида оказывается систематическое воздействие, точно так же, как и он воздействует на других людей и на социальную среду.

Таким образом, общность людей становится социальной системой и обладает качествами, которых нет в отдельности ни у одного включенного в неё элемента.

Индивиды с определенными социальными позициями и определенными социальными функциями в соответствии с нормами и ценностями данной социальной системы, образуют её структуру.

Замечание 2

«Социальная структура» не имеет общепринятого определения. В разных работах это понятие определяется как «организация отношений», «образец поведения», «отношение между группами и индивидами» и др., что совершенно не противоречит, а дополняет друг друга и дает интегральное представление о свойствах и элементах социальной структуры.

Социальная структура имеет свои виды:

  • идеальная, связывающая воедино воображения, убеждения, верования;
  • нормативная, включающая социальные роли, ценности, нормы;
  • организационная, определяющая взаимосвязи позиций или статусов;
  • случайная, в составе которой находятся элементы, имеющиеся в данный момент в наличии и включенные в её функционирование.

Как единое целое рассматривается организационная и нормативная структуры, а их элементы как стратегические.

Идеальная и случайная структуры вместе с их элементами могут вызвать как позитивные, так и негативные отклонения в поведении социальной структуры как единого целого. Следствием будет рассогласование во взаимодействии различных структур и дисфункциональное расстройство этой системы.

Структура социальной системы обладает собственной детерминированностью. Закономерности развития и функционирования социальной системы могут иметь позитивные или негативные для данного общества социально значимые последствия.

№ 5 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки УДК 37.01:316.37

ТРАКТОВКИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Г.Г. Куликова НФ РГТЭУ (г. Новосибирск)

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры. Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит - общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Ключевые слова: смысложизненная, универсальная, партикулярная ценности

До недавних пор духовность личности исследовалась отечественными педагогами и социологами в идеологическом и мировоззренческом аспектах, в контексте выяснения соответствия духовных качеств принципам марксистско-ленинской идеологии и научного атеизма. Сейчас наблюдается рост интереса к изучению духовности в ином ключе - ценностном (социо-аксиологическом).

Новый для нас подход стар и традиционен для западной социологии, как теоретической, так и эмпирической. Э. Дюркгейм, Г. Заммель, М. Вебер, В. Парето, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т.

Парсонс, Р. Мертон, Т. Лукман, П. Бурдье и многие их последователи при всем отличие от концепций решали, по сути дела, общую задачу - выявить роль социальных (в том числе духовных) ценностей в жизни индивидов, социальных групп и общества. Благодаря их трудам нам ныне известны следующие истины.

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры.

Социальной ценностью может стать любой материальный или идеальный объект (как реально существующий, так и воображаемый), если:

1. обладание им проблематично (ценность любого объекта возрастает по мере уменьшения возможностей его получения);

2. на этом объекте фокусируются желания многих людей и их групп;

3. этот объект оценивается в качестве необходимого условия жизнедеятельности жаждущих его.

Чем сложнее устроено общество, тем больше набор социальных ценностей. Но в любом обществе социальные ценности составляют систему, т.е. взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия осуществляются по трем основным моделям:

Гармоничной (когда все ценности, или большая их часть, взаимоукрепляют друг друга);

Антагонистичной (когда одни ценности взаимоисключают другие);

Нейтральной (когда составляющие систему ценностей структуры индеферентны по отношению друг к другу).

В любой системе общественных ценностей выделяется три уровня. Первый - высшие ценности, близкие к социальному идеалу, а потому вызывающие наибольшее восхищение, но которое, как правило, не дополняется реальным служением им подавляющего большинства людей. Второй -ценности, признаваемые нормой для большинства людей и их групп. Третий - ценности меньшинства, осуждаемые большинством, имеющие, по мнению последнего, аморальный или правонарушительный оттенок.

Социальные ценности - сложный, многообразный феномен, нуждающийся в типологизации по многим основаниям. Различают ценности:

Духовные и материальные;

Экономические, политические, правовые, религиозные и идеологические, моральные, эстетические, экологические;

Ретроспективные, актуальные и перспективные;

Всего человечества, конкретного общества, народа, нации, класса, политической партии, массового движения, трудового коллектива, семьи, индивида.

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы: смысложизненную, универсальную и партикулярную. Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства их достижения, а потому играют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения. Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях. Их, как следует из диспозиционной теории саморегуляции поведения личности, разработанной В.А. Ядовым, нельзя путать с установками людей на конкретные социальные объекты и конкретные ситуации, определяющими их отдельные поступки . Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях

Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит -общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить:

1. витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т.п.);

2. ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности);

3. коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности);

4. ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие);

5. ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы,

привилегии);

6. демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности:

1. религиозные;

2. традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности);

3. ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершению. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Западная социология доказала, что система социальных ценностей должна выявляться эмпирическим путем. Она предложила разнообразные методики такого выявления (начиная от традиционного анкетирования и кончая методами групповых дискуссий), разработала специальную совокупность индикаторов и индексов, позволяющих устанавливать типы и разновидности социальных ценностей, а также типологических групп, схожих или отличных по существенным признакам ценностных ориентаций людей.

Несмотря на обилие эмпирических исследований ценностей людей, проведенных в США и странах Европы, невыясненным остался главный вопрос - что такое духовность личности? Какие феномены сознания объемлются этим понятием? Насколько полно и системно изучение духовности личности путем анализа ее смысложизненных ценностей? Являются ли духовными ценности личности, ориентирующие ее на повышение материального благосостояния в ущерб морально-нравственному и/или интеллектуальному развитию? Что является источником смысложизненных ценностей? Каков механизм их формирования?

На эти вопросы традиционная западная социология либо вообще не ответила, либо дала взаимоисключающие ответы. Позитивисты представляли духовность в роли служанки, обслуживающей утилитарные стремления людей к получению разнообразных благ. Справедливо критикуя их, М. Вебер говорил о религии как первооснове духовности личности, первоисточнике всех социальных ценностей, в том числе и, прежде всего, смысложизненных. По данным его исследований, только религиозная (faith) вера личности делает ее действия осмысленными и социальными. В. Парето, ставивших духовность личности выше всех прочих ее структур, усматривал ее первоисточник в belif-вере, идеологии, прежде всего. Т. Парсонс считал фундаментом духовности морально-нравственные принципы.

Интересные, но не полные ответы на вышеназванные вопросы дали взаимодополняющие друг друга социологические течения ХХ века - феноменологическая и экзистенциальная социология, символический интеранционизм, социология знания и этнометодология. Все они исходят из того, что мир, в котором живут люди, есть, по сути дела, мир, который живет внутри их. Воспринимаемая человеком окружающая его действительность (в том числе социальная) находится не вне его, а в его сознании. То, что человек не осознает, для него несущественно. Реально для него то, что он признает реальным. Такая постановка не есть отрицание объективного мира или уход в лабиринты солипсизма. Она означает стремление понять, чем для человека является окружающий его мир, при каких обстоятельствах и почему люди считают что-то реальным, какие смыслы личность придает миру, в котором она живет.

В рамках характеризуемых направлений социологии особое внимание уделяется тому факту, что обычный человек осознает социальную действительность не ради процесса познания, а ради понимания самого себя, своего места и роли в окружающем мире, возможностей и ограничений своей жизнедеятельности.

В итоге такого познания формируется самость (self) личности, система ее осознанных позиций, внутренняя самоиндефикация, глубинная самоопределенность, подлинное самосознание, квинтэссенция человеческой субъектности. Всеми этими (и другими) терминами разные представители характеризуемых подходов обозначают духовность личности.

Важно заметить, что духовность личности осмысливается при этом как:

Противоречивое единство объективного и субъективного, социального и индивидуального, рационально-осознанного и неосознанного;

<центр жизненного мира человека> (А. Щюц), определяющий выбор варианта решения им любого жизненно важного вопроса;

Самоосознание, находящееся в постоянном изменении под воздействием осознаваемой части социального мира;

Нерасчлененная целостность, сплав faith-веры и belif-веры, нравственности и идеологии личности, ее общих мировоззренческих позиций и оценок частных явлений окружающего мира.

Следует обратить внимание и на то, что трактовки духовности человека современной западной социологией кое в чем существенном стали сближаться с теми, которые давно высказаны русскими социологами - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, А.И. Введенским, И.А. Ильиным, М.М. Кареевым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.В. Розановым, Е.Н. Трубецким, Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским, С.Л. Франклом и другими. Под духовностью человека они понимали сугубо внутреннюю, опытно-мистическую жизнь верующего человека, регулирующую его совесть, нравственность, идеологию, мировоззрение, практическое поведение. Будучи православными христианами и объективными исследователями социальных отношений, они прекрасно видели то, что до сих пор не могут узреть вульгарные атеисты - социальную полезность и необходимость развития духовности россиян на принципах Православия. Это нужно не для создания рая на Земле, а для недопущения на ней ада.

Подлинно духовная жизнь, по мнению М.М. Кареева, состоит "в непрестанном богообщении".

Она предполагает смирение гордыни, "самоуничижение", "готовность претерпеть все состояния лежащего во зле мира", отказ от славы и материального благополучия, "коих нельзя достичь, не поступаясь собственной совестью", не нарушая правил честности. . Вторя ему, В.И. Несмелов писал, что образ Божий присутствует в сознании каждого индивида, но не каждый из них возвышается до понимания того, что "без реального существования Бога никакое сознание не было бы возможно" .

"Только в мистической и оккультной философии, которой философы официальные и общественные все еще не хотят знать, - писал И.А. Бердяев, - раскрылось истинное учение о человеке как микрокосме: Только мистики хорошо понимали, что все происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатлевается на космосе: Мистика всегда была противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое индивидуальное существо, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок ее, а целая малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой" .

В современной отечественной педагогике и социологии присутствуют и развиваются идеи, порожденные как западной педагогикой и социологией (классической и новыми ее течениями), так и русской духовной традицией. При этом прозападные идеи встречаются гораздо чаще, особенно, в эмпирических исследованиях последнего десятилетия.

По методологическому основанию и теоретической новизне выводов проведенные российскими

социологами в 90-х годах эмпирические исследования духовности социальных групп можно разделить на три типа. Большая их часть базируется на традиционной для западной социологии методологии, описанной в начале данного параграфа.

Исследований, реализующих феноменологический, экзистенциальный и этнометодологический подходы к изучению духовности личности и социальных групп значительно меньше. Но еще меньше таких научных поисков, которые основаны на вышеохарактеризованных идеях русских философов и социологов, на учете специфики российских условий и ментальности россиян, потребности адаптации к этой специфике современных западных методологий и методик.

Традиционные парадигмы западной социологии позволяют фиксировать лишь некоторые грани духовности личности, не ориентируют на познание духовности как целостного качества личности. Нужна новая парадигма, "основанная на синтезе восточных и западных представлений, на единстве строгого рационального познания и полета свободной фантазии, интуиции. Для полного, исчерпывающего объяснения человека нам следует принять такой парадокс (который был принят в физике в отношении материи), а именно: ... человек одновременно и материальный объект (биомашина), и неограниченное поле сознания: Такой подход позволяет не только объяснить многие "таинственные" случаи, но и выявить новые, неизвестные ранее закономерности в развитии человека, в его взаимосвязи с Космосом. Однако, социология до сих пор остается вне новой научной картины мира..." .

Признав целесообразность изучения духовности личности и социальных групп путем анализа смыслов их жизни, проанализировав различные значения понятия "смысл жизни", имеющиеся в западных и отечественных науках об обществе и человеке, автор заключил, что "смысл жизни в общем виде можно определить как доминирующую направленность группового или индивидуального сознания, которая непосредственно проявляется в социальной деятельности личности или общественной группы и имеет социальную ценность.

В функциональном аспекте смысл жизни представляет собой высшую интегративную основу личности, ее системообразующий фактор, проявляющийся в различных элементах ее духовного мира и деятельности. В антологическом плане он существует в различных формах: как феномен объективной действительности, и в качестве средства межличностного взаимодействия, и в виде элементов субъективной реальности" .

"Как элемент субъективной реальности смысл жизни представляет собой сложное духовное образование, возникшее в процессе целеполагания: нижний "этаж" смысла жизни личности - ее цели, верхний - личностные смыслы этих целей. Соответственно этому выделяются социальный и индивидуальный компоненты смысла жизни личности. Первый - это значение жизни личности для прогрессивного развития общества. Второй характеризует значение жизни для самой личности .

Смысл жизни "выступает: интегральным показателем системы ценностных ориентаций личности, наиболее ярким выражением ее направленности. Социология изучает, с одной стороны то, как понимают свой смысл жизни представители различных классов и социальных групп общества, с другой - в чем заключается объективный смысл их жизнедеятельности, и с третьей - какие требования предъявляет общество к смыслу жизни его членов" .

<На наш взгляд, "в чистом виде" могут быть выделены, по крайней мере:

1. Социально-альтруистический смысл жизни - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступиться во имя блага общества и других людей собственными интересами:

2. Социально-творческий человек видит смысл жизни в создании духовных и материальных ценностей и надеется жить в результатах этой деятельности.

3. Социально-демографический смысл жизни заключается в рождении и воспитании детей и внуков, и, соответственно, надежде "продолжить жизнь" в своих непосредственных потомках:

4. Группа концепций смысла жизни, способствующих прогрессивному развитию индивида (а тем самым и общества), включает различные варианты игровой деятельности (игрой авторы называют широкий круг деятельности, противопоставленной обычной утилитарной работе и приносящей удовольствие - В.С.).

5. Престижный - характеризует совокупность различных способов повышения своего статуса, своей значимости в глазах окружающих: от профессиональной карьеры до погони за богатством:

6. Лидерский - стремление к лидерству, власти над окружающими в любой форме и на любом уровне:

7. Гедонистический - присущ людям, стремящимся к разного рода наслаждениям, отношение которых к жизни можно выразить принципом "после нас хоть потоп":

8. Конформистский - стремление "жить как все", ничем не выделяясь:

9. Теологический или религиозный - служение Богу в той или иной форме:" .

Смысложизненные ориентации студентов связанны с их:

"представлениями о социальной справедливости", которые "составляют "нервную систему" социума, неосторожное прикосновение к которой может дать рецидив массовой конфликтности, вакханалию погромов, социальной нетерпимости";

Региональной дифференциацией ("Сибирякам присущи более чем другим, вера в Бога, ориентация на жизнь ради людей и духовное развитие, нравственное самосовершенствование";

Половой принадлежностью;

Приверженностью разным политическим идеалам социально-этическим системам религиозным конфессиям и мировоззренческим конструктам .

Подведем итог.

В социологической и педагогической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет однозначности трактовок духовности личности. Понятие "духовность" и производные от нее термины применяются, как минимум, в следующих значениях:

В качестве аналога философской категории "идеальное";

Для обозначения образованности, эстетической развитости, философской грамотности и других характеристик культуры человека;

При характеристике сущности и проявлений религиозно-мистической деятельности (отсюда происходят термины "духовник" и "духовенство");

Для фиксации содержания сознания личности и социумов, социально-значимых итогов мыслительной деятельности людей, их смыслополагания;

В роли обобщенного наименования всех феноменов индивидуального, группового и общественного сознания, в том числе и прежде всего - смысложизненных ценностей;

В случае необходимости различать структуры личности в том контексте, который был представлен в первом параграфе.

Названные значения при всем их отличии друг от друга роднятся тем, что духовность личности связывается с ее сознанием, выступает оценочной характеристикой сознания. В отличие от психологии, изучающей сознание как высший уровень психики, как механизм взаимодействия восприятия, памяти, рефлексии, интенциональности и других модусов мышления, педагогику и социологию сознание интересует как со-мыслия. Грамматическая приставка "со:" - не простое дополнение к "знанию". Она задает перспективу анализа со-знания как социального явления в контексте со-бытия людей, их со-мыслия (отсюда вытекает понятие "смысл"), со-творчества, сотрудничества, со-деятельности, со-единения их разнообразных сил.

Именно такое изучение со-знания, а, следовательно, и духовности личности, как свидетельствует история педагогики и социологии, становится все более перспективным. Оно в наибольшей мере

соответствует традициям русской социальной педагогики.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // М., 1989. - 607 с.

2. Григорьев С.И. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века / С.И. Григорьев, В.Г. Немировский // Барнаул-Красноярск, 1995.

3. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология. - Л., 1979. - С. 46-52.

4. Ядов В.А. Идеология, как форма духовной деятельности общества / В.А. Ядов // Ленинград, 1961. - 123 с.

Вопрос 14. Понятие социальной системы.

Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых , из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем , ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны,класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер : в нем можно выделить различные уровни, - в виде подсистем, подподсистем и т. д., - которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.

Во-вторых поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество , не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное,обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента , «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.

В-третьих ,из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем , он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен; вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.

В-четвертых ,из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых . Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные),так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается.Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои,а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой.

Социальная система - одна из наиболее сложных систем живой природы, представляющая собой совокупность людей, отношений между ними, их знаний, навыков, умений. Основным родовым признаком социальной системы является их человеческая природа и сущность, поскольку она образуется людьми, является сферой их деятельности, объектом их воздействия. В этом состоит и сила, и уязвимость социального управления, его творческий характер и возможность проявлений субъективизма и волюнтаризма .

Понятие ″социальной системы″ базируется на системном подходе к изучению нас самих и окружающего мира, а потому данную дефиницию можно рассматривать как в ″широком″, так и в ″узком″ смысле. В соответствии с этим, под социальной системой можно понимать либо человеческое общество в целом, либо его отдельные составляющие компоненты - группы людей (общества), объединенные по какому-то признаку (территориальному, временному, профессиональному и др.). При этом, следует учитывать, что существенными признаками любых систем являются: множественность элементов (не менее двух); существование связей; целостный характер данного образования.

Социальные системы, в отличие от других, получивших программу своего поведения извне, саморегулированы, что внутренне присуще обществу на любой ступени его развития. Как целостная совокупность, социальная система обладает специфическими устойчивыми качествами, позволяющими различать социальные системы между собой. Эти характеристики носят названия системных признаков.

Следует отличать понятие ″признаки системы″ от понятия ″системные признаки″. Первое характеризует основные черты системы, т.е. те особенности общества, социальной группы, коллектива, которые дают нам основание называть данное социальное образование системой. Второе - качественные характеристики, присущие конкретной системе и отличающие ее от другой.

Признаки социальной системы или, иначе говоря, общества, можно разделить на две группы, первая из которых характеризует внешние условия жизни общественного организма, вторая выявляет внутренние, наиболее важные моменты его существования.

Внешние признаки.

Первым признаком общества обычно называют территорию , на которой происходит развитие разных общественных связей. В данном случае территория может называться социальным пространством.

Второй признак общества - хронологические рамки его существования. Любое общество существует столько, сколько существует целесообразность продолжения социальных связей, его составляющих, или насколько отсутствуют внешние причины, способные ликвидировать данное общество.


Третьим признаком общества является относительная замкнутость , которая позволяет рассматривать его как систему. Системность позволяет разделять всех индивидов на членов и не членов данного общества. Это приводит к идентификации человека с определенным обществом и рассмотрению других людей как ″чужих″. В отличие от животного стада, где отождествление с обществом происходит на основе инстинкта, в человеческом коллективе соотнесение себя с данным обществом строится, прежде всего на основе разума.

Внутренние признаки.

Первый признак общества заключается в его относительной стабильности , достигаемой за счет постоянного развития и видоизменения социальных связей, в нем существующих. Общество, как социальная система, может существовать только за счет постоянного развития и видоизменения социальных связей, существующих в нем. Стабильность социальной системы, таким образом, тесно связана с его способностью развиваться.

Второй признак - наличие внутренних общественных структур . Под структурой в данном случае понимаются устойчивые социальные образования (институты), связи, отношения, которые существуют на основе каких-либо определенных для этого общества принципах и нормах.

Третьим признаком общества является его способность быть самодостаточным саморегулирующимся механизмом . В любом обществе создаются собственная специализация и инфраструктура, которые позволяют ему иметь все необходимое для нормального существования. Любое общество многофункционально. Различные общественные институты и отношения обеспечивают удовлетворение потребностей членов общества и развитие всего общества в целом.

Наконец, способность к интегрированию , является седьмым признаком общества. Это признак заключается в способности общества (социальной системы) включать в себя новые поколения (системы, подсистемы), видоизменять формы и принципы некоторых своих институтов и связей на базовых началах, определяющих тот или иной характер общественного сознания.

Хотелось бы особенно отметить, что главной отличительной особенностью социальных систем, вытекающей из их природы, является наличие целеполагания. Социальные системы всегда стремятся к достижению определенных целей. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Люди объединяются в различного рода организации, сообщества, классы, социальные группы и другого рода системы, которым обязательно присущи определенные интересы и общие цели. Между понятиями "цель" и "интерес" существует тесная связь. Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, поскольку единство целей на базе общих интересов создает необходимые предпосылки для развития и совершенствования такой суперсистемы как общество в целом.

Один и тот же объект (в т.ч. и социальная система) в зависимости от целей исследования может рассматриваться и в статике, и в динамике. При этом, в первом случае речь идет о структуре объекта исследования, а во втором - о его функциях.

Все многообразие общественных отношений группируются в определенные сферы, позволяющие в общественной системе выделять отдельные подсистемы, каждая из которых выполняет свое функциональное назначение. Отношения в рамках каждой подсистемы находятся в функциональной зависимости, т.е. приобретают в совокупности такие свойства, которыми в отдельности не обладают.

Социальная система может эффективно реализовывать свои задачи при выполнении следующих функций:

1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей, задач и к поддержанию процесса их достижения;

3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе;

4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Как видно, перечисленное является не только совокупностью функций, но и отличительными признаками социальных систем от других (биологических, технический и т.п.).

В структуре общества обычно выделяют следующие основные подсистемы (сферы):

- экономическая - включает в себя общественные отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ;

- политическая - совокупность общественных отношений по поводу функционирования политической власти в обществе;

- социальная - совокупность социальных отношений (в узком значении термина) между группами людей и индивидами, которые занимают определенное положение в обществе, имеют соответствующий статус и социальные роли;

- духовно-культурная - включает в себя отношения между индивидами, группами индивидов по поводу духовно-культурных благ.

При изучении любого феномена важно выделить не только его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить многокрасочную картину социальных систем, существующих в современном мире. В качестве критериев при дифференциации видов социальных систем используют хронологические, территориальные, экономические и т.п. факторы, в зависимости от целей и задач исследования.

Наиболее распространенной и обобщенной является дифференциация социальных систем в соответствии со структурой общественной деятельности и общественных отношений, например, в таких сферах социального бытия как материально-производственная, социальная (в узком смысле), политическая, духовная, семейно-бытовая. Перечисленные основные сферы общественной жизни подразделяются на частные области и соответствующие им системы. Все они образуют многоступенчатую иерархию, многоплановость которой обусловлена сложностью самого общества. Само же общество представляет собой социальную систему наивысшей сложности, которая находится в постоянном развитии.

Не останавливаясь подробно на видах социальных систем и их характеристиках (поскольку это не входит в задачи данного курса), отметим лишь, что система органов внутренних дел также является одной из разновидностью социальных систем. На ее особенностях и структуре остановимся ниже.