Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

«Теория систем и системный анализ. Поведение системы

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Состояние системы – упорядоченное равновесие всœех элементов системы, при этом изменение хотя бы одного элемента приводит к изменению других элементов.

Начальное состояние системы – система не имеет предыстории.

Финальное состояние – система достигает поставленной перед ней цели. Все остальные состояния называются промежуточные.

Состояние системы принято называть эквивалентным, в случае если при одном и том же входном воздействии, на выходе мы получаем одинаковые реакции.

Состояние системы принято называть запрещенным, в случае если это состояние вызывает нежелательную реакцию системы.

Состояние принято называть катастрофическим, в случае если система совсœем не функционирует, либо получаем отрицательную реакцию.

Система способна меняться и переходить из одного состояния в другое. Различают внутреннее и внешнее движение.

Внутреннее движение системы - ϶ᴛᴏ как бы пережевывание и переваривание пищи, то есть внутренний процесс, часто невидимый. О том, что процесс идет, мы можем наблюдать на выходе системы. Компьютер посчитал модель и выдал распечатку.

Внешнее движение системы – взаимодействие системы с внешней средой.

Система может находиться в следующих состояниях. Равновесие – способность системы при отсутствии внешних возмущений сохранять свое поведение сколь угодно долго.

Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена.

Взаимодействие различных систем или элементов системы может носить характер сотрудничества или конфликта.

Различают следующие виды поведения:

Элементарное - это реакция системы на одно входное воздействие

Локально или тактическое - совокупность элементарных актов поведения и реакции системы

Стратегическое или целœевое поведение - поведение системы в процессе достижения цели.

Совокупность элементов становится системой только при наличии общей цели функционирования системы.

Адаптация к внешней среде

Организация как система взаимодействует с внешней средой, а внешняя среда постоянно изменяется, в связи с этим чтобы выжить, система должна постоянно адаптироваться к внешней среде.

Ближайшее окружение или среда непосредственного воздействия. Воздействует с организацией наиболее часто: потребители, поставщики, работники, конкуренты, банки, налоговая инспекция.

Основная среда – воздействует на организацию нерегулярно и не непосредственно. Это социальные, культурные, политические, демографические, юридические и технологические факторы. При системном исследовании принято подробно исследовать всœе факторы внешней среды.

В плане адаптации важно понять узкое место предприятия. Это какое-то подразделœение, какая-то техника, какие-то работники, которые снижают способность организации быстро реагировать на изменение внешней среды.

Спрос на продукцию предприятия резко вырос в 1,5, но предприятие не справляется с заказом:

Отсутствие работников нужной квалификации

Нехватка оборудования

Нехватка площадей…

Самоуправление системы

Управление – функция системы, которая обеспечивает ее деятельность в соответствии с планом и удерживает всœе показатели в допустимых пределах. Управление - ϶ᴛᴏ внешнее воздействие.

Самоуправление системы – способность системы самостоятельно реагировать на внешнее воздействие в итоге система постоянно адаптируется к воздействиям внешней и внутренней среды. Система полностью самоуправляема, в случае если нет никакой иерархии. Но даже в иерархических структурах система обладает определœенной самостоятельностью. Изменение в системах происходит постоянно, и самоорганизующиеся и самоуправляющие системы обладают следующими свойствами:

Способность изменять среду в своих целях.

Приспособляемость к изменениям внешней среды

Непредсказуемость поведения

Способность к самообучению

Самоуправляемые системы меняются не только под влиянием внешней среды, но и сами генерируют изменение. При этом любая развивающаяся система имеет две противоречивые тенденции:

  1. Эволюция и развитие
  2. Распады и так называемое возрастание энтропии

Самоорганизация подразумевает наличие заранее определœенной цели, к которой система стремится самостоятельно. Наличие такой цели структурирует систему, делает ее более гибкой, повышается уровень организации системы.

Пример самоорганизующейся системы. У осьминогов самец умирает через 7-9 месяцев после достижения половой зрелости, а самки не позднее, чем на десятые сутки после появления последнего детеныша.

Самоорганизация всœегда устремляет систему к какому-то устойчивому состоянию, при этом обычно у системы есть много вариантов поведения, чтобы достичь нужной цели, система выбирает один вариант

Точка А – точка бифуркации, точка выбора

Считается, что РФ прошла точку бифуркации в 90 гᴦ.

Коэволюция систем

Термин появился в 1964 году в экологии.

Постепенно теорию коэволюции стали использовать не только в биологических системах, но и при рассмотрении человеческого общества. В итоге от теории эволюции постепенно наука перешла к теории коэволюции, то есть стали рассматриваться всœе эволюционные процессы взаимно. Выделяют два типа коэволюции: сотрудничество и конкуренция.

Коэволюция - совместное, сопряженное, взаимообусловленное, но автономное развитие целостных систем, то есть это сосуществование и соразвитие человека, животных, растений всœего на земле.

Понятие самоорганизации и коэволюция связаны между собой. Самоорганизация - изменение одной системы, а коэволюция - ϶ᴛᴏ отношение между системами.

Методология системного анализа

Специфика системного анализа:

  1. Рекомендуется сравнивать всœе возможные теоретические альтернативы. Традиционно сравниваются два варианта
  2. Отвлечение от второстепенного и рассмотрение существенных свойств.
  3. Объединœение в рамках исследования живой и неживой природы, материального и духовного, хауса и порядка
  4. Все выводы по анализу должны делаться не просто в рамках предметного знания, а в рамках целостных знаний (во взаимосвязи с другими науками)

В процессе системного анализа создается некоторая модель, которая позволяет выработать наиболее предпочтительные решения, и оценить целœесообразность тех или иных действий. Модель должна быть математической или словесной.

Системный анализ строится на использовании категории системы:

Рассматривается система в целом, рассматриваются подсистемы, рассматриваются функции систем и подсистем, связи в системе, цель системы, особое внимание уделяется анализу целœей и задач системы.

Использование системного анализа помогает исследовать такое узкое место в исследованиях, как четкая постановка проблемы.

Системные методы помогают сформулировать слабо структурированные проблемы, где трудно использовать математические методы.

При формулировании проблемы используют следующий подход:

Определяются важные показатели системы

Определяется, существуют ли проблемы в плане этих показателœей

Анализируем их

Точная формулировка проблемы и анализ ее структуры

Рассматривается развитие проблемы в прошлом и будущем

Рассматриваются связи данной проблемы с другими проблемами

Ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы

Ищутся пути достижение поставленных целœей. Для этого производятся выделœения подвопросов, составляющих проблему, ставится вопрос: зачем следует решать данный вопрос? То есть какие изменения в системе ожидаются при решении этого вопроса.

При решении любой проблемы крайне важно четко установить границы и не пытаться объять необъятное. Необходимо сформулировать условия, которые характеризуют крайне важно е или желаемое положение дел.

Анализируем фактическое положение дел в анализируемой области и определяем несоответствие между фактическим и желаемым.

По каждой выявленной проблеме выявляется актуальность (в том числе по сравнению с другими проблемами).

Анализируются причины, порождающие выявленные недостатки.

Определяются средства устранения причин.

Установить пути реализации выбранных средств

Системный подход можно представить как сочетание различных описаний:

1. Морфологическое описание (из каких частей состоит система)

2. Функциональное описание (какие функции выполняет система)

3. Информационное описание системы (передача информации между частями системы)

4. Коммуникационное описание системы - ϶ᴛᴏ описание взаимосвязи системы с другими системами по горизонтали и вертикали.

5. Интеграционное описание – изменение системы во времени и пространстве

6. Описание истории системы

Практика

Эвристические методы синтеза систем

Правила настроя на творческое мышление (активизаторы настроя):

  1. Правило 24: записываем в блокнот всœе, что возникает в олове по поводу решения данной проблемы на протяжении целых суток.
  2. Правило 25: предполагается выдвижение не менее 25 идей
  3. Правило 26: ищем слова на всœе буквы алфавита
  4. Методы аналогии: прямые аналогии (стрекоза и вертолет), субъективная аналогия (чтобы я чувствовал, в случае если бы я был доской), символические аналогии (дерево решений, генеалогическое дерево), фантастические аналогии (из фантастических романов)
  5. Метод инверсии (перестановка, переворачивание, выворачивание)
  6. Метод эмпатии – исследователь ставит себя на место этой системы
  7. Метод идеализации – выработка полностью идеальной системы
  8. Метод мозгового штурма (коллективное генерирование идей)
  9. Метод фокальных объектов (перенесение признаков случайного объекта͵ который попал в фокус вашего внимания)
  10. Метод генерирования случайных ассоциаций
  1. Метод контрольных вопросов:
  1. Какое новое применение системе можно предложить?
  2. На какую другую системы похода эта͵ и что можно скопировать?
  3. какие возможны модификации путем изменения функций?
  4. Что можно в системе увеличить?
  5. Что можно в системе уменьшить?
  6. Что можно в системе заменить?
  7. Что можно в системе преобразовать? (Схему порядок работы)
  8. Что можно сделать в системе наоборот?
  9. Какие новые комбинации элементов возможны?

Чем отличается системный анализ от других методов анализа

Рассматриваются всœе технически возможные альтернативные методы и средства достижения целœей. Все альтернативы оцениваются с позиции длительной перспективы. Часто отсутствуют стандартные решения. Четко излагаются различные взгляды на решение одной и той же проблемы. Требования по стоимости и по времени нечетко определœены. Особое внимание обращается на субъективные факторы, на согласование различных точек зрения. Особое внимание уделяется факторам риска и неопределœенности.

Методы системного анализа:

  1. Использование математических методов и ставится задача, к примеру, нахождения максимума целœевой функции. Используется классическая математика, лингвистические методы, статистика
  2. Используются логика и методы чисто системного анализа. Проблема структурируется, ставится цель, определяются функции и т.д.
  3. Графические методы: диаграммы, гистограммы, рисунки, структурные схемы, сетевые модели.

Данные методы позволяют сделать решение более четким.

  1. Использование матриц. Матрицы позволяют наглядно представить информацию и раскрыть внутренние связи между элементами, к примеру, периодическая система элементов Менделœеева.
  2. Метод сценариев. Данный метод появился именно в системном анализе: группа квалифицированных профессионалов составляет сценарий решения проблемы или развития событий. Различные разделы сценария пишутся разными группами людей. Все сценарии являются логически обоснованными, при чем часто разрабатывается несколько сценариев, то есть сценарии отвечают на вопрос, что случится, если.… В итоге появляются дерево целœей или дерево решений. После разработки такого дерева очень важно знать вероятность осуществление каждого сценария.
  3. Метод мозговой атаки. Каждому участнику предоставляется право высказывать самые различные идеи. Все выслушивается без критики и записывается. Все предложения группируются и только после этого обсуждаются.
  4. Метод Дельфи. Метод используется, в случае если сбор группы невозможен. При этом каждый член группы анонимно без обсуждения с другими членами группы отвечает на поставленные вопросы, результаты ответов собираются, классифицируются, и интегральный документ направляется опять всœем членам группы. Предлагается опять ответить на те же вопросы. Процедура может повторяться 3-5 раз.
  5. Метод экспертных оценок. Использование опроса с последующим выбором предпочтительного варианта.
  6. Метод дерева целœей. Это дерево, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединяет всœе цели всœе ресурсы, а также всœе возможные варианты развития событий.

Приемы системного анализа. Приемы – отдельные действия, в процессе решения проблемы или в процессе использования метода. Метод шире, чем прием.

  1. Сравнение – сопоставление чего-то с чем-то. К примеру, фактическое положение и желаемое, за прошлый год и за данный год или сравнение двух вариантов.
  2. Нормирование. Устанавливаются нормативы или пределы на что-либо. К примеру, предел по времени, или предел по финансовым ресурсам, материальным ресурсам.
  3. Исключение. Удаление чего-либо. Прием используется при составлении целœей, подцелœей при выборе альтернатив.
  4. Гипотетический прием – выдвигаются различные гипотезы. Для этого проблема ʼʼобстреливаетсяʼʼ большим количеством вопросов, на которые должны быть ответы. Этот прием широко используется при разработке множества альтернатив.
  5. Балансовый прием. Составляется баланс чего-либо. К примеру, приход-расход.
  6. Классификация – распределœение чего-либо по классам, группам, разрядам.
  7. Ранжирование – установление относительной важности чего-либо.
  8. Идеализация – представление чего-либо лучше, чем есть на самом делœе, используется при формировании альтернатив.
  9. Упрощение – представление чего-либо проще, чем есть на самом делœе
  10. Отбор.
    Размещено на реф.рф
    Изучается не вся совокупность объектов, а лишь некоторая часть, заранее выделœенная по определœенным признакам
  11. Доказательство от противного. Оценка актуальности проблемы через изучение последствий ее нерешения. Что будет, в случае если данная проблема не будет решена.

Методика выработки и анализа целœей системы.

Особое внимание в системном анализе уделяется выработке целœей системы.

1 Методика системного анализа - методика ПАТТЕРН (США) предполагала разработку дерева целœей. Основные рекомендации при выработке цели:

  1. Цель должна направлять деятельность на получение полезного результата и играть активную роль в процессе
  2. Цель должна быть реалистичной
  3. В сложных системах цель должна быть размыта͵ и заменяется на ряд подцелœей
  4. Цель формулируется во времени и в пространстве (краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная).
  5. Цели ниже лежащего уровня всœегда рассматриваются как средства для достижения целœей выше лежащего уровня
  6. Достижение целœей нижелœежащего уровня не должна быть полностью обеспечена достижениями подцелœей более низкого уровня.
  7. Наиболее распространенным способом представления целœей является дерево целœей. Нужно стремиться ограничить число уровней целœей до 5-7.
  8. Параллельно дереву целœей строится дерево критериев.
  9. Для формулирования целœей и подцелœей при решении неясной проблемы можно ответить на вопросы, что нужно узнать, чтобы решить проблему, что нужно создать для решения проблемы, что нужно организоваться в процессе решения проблемы.

Прежде чем приступать к разработке логики работы программного приложения, необходимо исследовать и определить ее поведение как "черного ящика". Поведение системы (systembehavior) представляет собой описание того, какие действия выполняет система, без определенного механизма их реализации. Одной из составляющих такого описания является диаграмма последовательностей.

Диаграммы последовательностей

Варианты использования определяют, как исполнители взаимодействуют с программной системой. В процессе этого взаимодействия исполнителем генерируются события, передаваемые системе, которые представляют собой запросы на выполнение некоторой операции.

Диаграмма последовательностей системы (systemsequencediagram) является схемой, которая для определенного сценария варианта использования показывает генерируемые внешними исполнителями события, их порядок, а также события, генерируемые внутри самой системы. При этом все системы рассматриваются как "черный ящик". Назначение данной диаграммы - отображение событий, передаваемых исполнителями системе через ее границы.

Сценарий варианта использования - это его частный случай или реальный путь его реализации.

Диаграмма последовательностей должна быть создана для типичного хода событий вариантов использования, а при необходимости и для наиболее существенных альтернативных последовательностей.

На данном этапе строится модель взаимодействия. Целью построение модели взаимодействия субъектов и объектов (business object model ) является описание сценария выполнения производственных функций субъектами и объектами предметной области.

Построение модели взаимодействия субъектов и объектов (business object model ) производится с использованием диаграммы последовательностей(sequence diagram ) и/или диаграммы сотрудничества (collaboration diagram ).

Диаграмма последовательностей системы (sequencediagram) является схемой, которая для определенного варианта использования показывает генерируемые внешними исполнителями события, их порядок, а также события, генерируемые внутри самой системы.

Диаграммы последовательностей (sequence diagram ) и сотрудничествая(collaboration diagram ) включают следующие элементы: действующих лиц варианта использования (business worker , business actor ), сущности варианта использования (business entity ), сообщения (messages ).

Действующее лицо - субъект производственного процесса (business worker ) обозначается на диаграммах последовательностей (sequence diagram ) или взаимодействия (collaboration diagram ) как представлено на рис. 2.1., действующее лицо - объект (business actor ) производственного процесса - как представлено на рис. 2.2.

Рис. 2.1. Изображение субъекта производственного процесса (business worker )

Рис. 2.2. Изображение объекта производственного процесса (business actor )

Изображение объекта (business actor ) производственного процесса также можно использовать и для обозначения субъекта производственного процесса. Под изображением действующего лица указываются его наименование. Наименование действующего лица есть роль, которую он выполняет в производственном процессе, например, дилер (business worker ), автоматизированная система торгов (business actor ).

Производственная сущность (business entity ), представляет абстракцию сущности или объектов реального мира. Пример изображения производственной сущности (business entity) на диаграммах классов представлен на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Пример изображения производственной сущности (business entity )

Примерами производственной сущности могут являться: накладная, график выпуска продукции, заявка на изобретение, компьютер и т.п.

Наименование действующих лиц и производственных функций изображается на диаграммах последовательностей (sequence diagram ) и взаимодействия(collaboration diagram ) какнаименование действующего лица или производственной сущности, например,:диспетчер или:график.

Действующие лица и производственные сущности располагаются на диаграмме последовательностей (sequence diagram ) горизонтально. Под каждым объектом располагается вертикальная пунктирная линия. На диаграммах взаимодействия(collaboration diagram ) действующие лица и производственные сущности могут располагаться произвольным образом.

Для каждого объекта диаграммы можно задать его устойчивость. Поддерживаются следующие типы:

Persistent (Устойчивый). Устойчивый объект будет существовать даже после прекращения работы программы. Обычно он сохраняется в базе данных.

Static (Статичный). Статичный объект сохраняется в памяти компьютера в течение всей работы программы, но не после её завершения.

Transient (Временный). Временный объект сохраняется в памяти в течение короткого времени, пока не закончатся связанные с ним процессы.

Сообщение - это связь между объектами, в котором один из них требует от другого выполнения каких-либо действий.

Сообщение (object message ) между действующими лицами:

на диаграмме последовательностей (sequence diagram ) обозначаются сплошной линией со стрелкой, над которой находится имя сообщения,

на диаграммах взаимодействия (collaboration diagram ) обозначаются сплошной линией, с расположенной над ней стрелкой, порядковым номером сообщения и именем сообщения.

Линия проводится от действующего лица, которое посылает сообщение, к действующему лицу, которое получает сообщение. Действующее лицо может посылать сообщение само себе (message to self ).

Кроме этого, на вкладке Detail(подробно) окна спецификации сообщений можно определить синхронизацию посылаемых сообщений. Доступны пять значений параметра синхронизации:

Simple (Простое) - используется по умолчанию. Означает, что все сообщения выполняются в одном потоке управления;

Synchronous (Синхронное) - применяется, если клиент посылает сообщение и ждет ответа пользователя;

Balking (С отказом становиться в очередь) - применяется тогда, когда сообщение, посланное клиентом, отменяется, если сервер не может его немедленно;

Timeout (С лимитированным временем ожидания). Клиент посылает сообщение серверу, а затем ждет указанное время. Если в течение этого времени сервер не принимает сообщение, оно отменяется;

Asynchronous (Асинхронное) - клиент посылает сообщение серверу и продолжает свою работу, не ожидая подтверждения о получении.

Сложные сценарии могут быть дополнены пояснениями. Пояснения могут быть подписаны к любому сообщению слева от диаграммы на соответствующем уровне текстом.

У каждого объекта имеется линия жизни (lifeline ), изображаемая в виде вертикальной штриховой линии под объектом.

система внутренне взаимосвязанных и согласованных с окружающей средой действий объекта (субъекта), направленных на реализацию соответствующих функций. В широком смысле можно говорить о поведении любых объектов (начиная от электрона и заканчивая системами биологического и социального типа); в более узком смысле понятие «поведение» описывает нравственные поступки человека (в философии, этике), а также системные характеристики психической деятельности биологических индивидов различных уровней организации по поддержанию своего существования (в физиологии, психике, этологии и т.д.). Опираясь на зафиксированные в рамках бихевиоризма (Дж. Б. Уотсон) теории рефлекса (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин), гештальт-психологии (Л. Левин), психологической школы (Л.С. Выготский), генетической психологии (Ж. Пиаже) и другие подходы, в современной биоэтике исследуются специфические механизмы поведения человека в условиях биомедицинских исследований; правовые, нравственные и ценностные параметры поведения профессионалов– медиков в условиях принятия решений в экстремальных ситуациях; механизмы регулирования поведения и взаимоотношений индивидов и общества, касающихся применения новых биомедицинских знаний и технологий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

поведение

ПОВЕДЕНИЕ - совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных частиц, космических тел, животных, человека и т.п. В узком смысле П. представляет собой целесообразную активность живых организмов, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Термин «П.» означает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассмотренные в нравственном, когнитивном, эстетическом и других аспектах. Для эпистемологического анализа интересен исключительно последний способ определения П. в аспекте фиксации субъектно-объектных отношений. Логика развития представлений о П. в современной науке движется от классической парадигмы к неклассической. Объективизм в изучении П. характерен для классической методологии. Основой для его научного изучения как самостоятельного предмета познания стала открытая в 20 в. схема рефлекса (стимул - реакция, S-R) и развиваемая на ее основе теория рефлекса (И.П. Павлов и др.). Бихевиоризм (англ. behavior - поведение) провозгласил П. главным предметом своего анализа (Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др.) и выступил с критикой теории рефлекса. В области методологии бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S-R с целью предсказания П. субъекта и управления им. Бихевиоризм «революционизировал» и систему категорий, описывающих когнитивные стороны П.: ощущение понималось как «дискриминационная реакция», мышление - «субвокальная реакция гортани», чувство - «висцеральная реакция», самосознание - «вербальный отчет» и т.д. Модернизация бихевиоризма в концепции Э. Толмена (молярный бихевиоризм) внесла в теорию П. телеологический компонент. Особую разновидность представляет социальный бихевиоризм (Г. Мид, П. Лазарсфельд, Л. Ландберг и др.), применяющий принцип S-R для изучения П. человека в социальной среде. Фиксируется идея зависимости П. от общения, изучается П. групп, коллективов, создаются математические модели социального П. (Рашевский, Додд). Социальный бихевиоризм вырабатывает манипулятивные схемы, позволяющие управлять «открытым П.», т.е. поступками людей. Для современного бихевиоризма характерно максимальное ограничение круга явлений, объясняемых с помощью рефлекторной теории, и стремление исключить любые субъективные факторы из объяснения П. Недостаточность этой схемы была выявлена в науке уже в середине 30-х гт. 20 в., когда утвердилась неклассическая парадигма в учении о структурных уровнях П. (П. Жане и др.), где чувства - первый уровень, предписывающий П. цель, интеллект - второй, дающий П. средства. В концепции Ж. Пиаже П. представлено как равноправное единство чувственных и когнитивных форм, с учетом всей предшествующей истории действия субъекта. Пиаже определяет функции когнитивной стороны П. через способ выработки путей реализации воли; в то же время, по его мнению, с необходимостью существует некоторая форма или структура, определяющая возможные пути реализации П., которая и есть его когнитивная сторона. Гештальтпсихология, в частности ее приверженец К. Левин, представляет П. в виде целостного поля, динамику которого образуют чувства, а структурируется оно восприятием, моторной функцией и интеллектом. С точки зрения структурных уровней (П. Жане и др.), П. представлено состоящим из первичных (отношение субъекта к объекту) и вторичных (реакция субъекта на свою деятельность) действий. В качестве уровней П. рассматривались чувства, предписывающие ему цель, и интеллект, предоставляющий ему средства. Когнитивный смысл П. раскрывается также в его знаковом характере (Л.С. Выготский и др.); это позволяет среди компонентов П., наряду с биологическими и социальными, выделить лингвистические и семиотические факторы. Утверждается, что принятые нормы употребления слов определяют некоторые формы мышления и П. (Б.Л. Уорф и др.). Сильное влияние на П. могут оказывать разнообразные типы грамматических категорий - такие, как категории числа, рода, классификация по одушевленности, неодушевленности и т.п., а также времена, залоги и другие формы глагола, классификация по частям речи в целом. Следовательно, лингвистические факторы оказываются решающими в формировании П. в ситуации познания, которая в связи с этим трансформируется в ситуацию понимания герменевтика). П. как поступок представлено в концепции М. Бахтина, где выделяются поступок-мысль, поступок-чувство и поступок-дело, которые составляют бытие-событие. Содержательная мысль и конкретно-индивидуальный поступок в своем «малом, но действительном» причастны бесконечному целому. Он также фиксирует внимание на ценностной составляющей эпистемологической реальности поступка. В социологии различают автоматическое П. и преднамеренное действие, имеющее социальные значения и цели. В кибернетике изучают возможности создания технических объектов, которые обладали бы субъектными свойствами, т.е. собственным управляемым П., для чего выявляют принципиальные структурные схемы П. и его динамику. Л. Т. Ретюнских

Термин «П.» применим как к отд. особям, индивидам, так и их совокупностям (II. биологич. вида, социаль­ной группы). П. является материальным, объективным процессом и изучается различными науками: биологи­ческими, социальными и в определ. аспектах киберне­тикой.

В антич. период регулятором П. живых тел считалась душа как имманентно присущее им начало (Аристотель). В новое время получило развитие учение о П., к-рое позволило понимать его исходя из принципа причин­ности, без обращения к нетелесным сущностям или си­лам. Так, Декарт полагал, что живые тела ведут себя подобно простым автоматам, не нуждаясь в воздействии со стороны нематериальных сил. Этот взгляд дал толчок к зарождению понятия о рефлексе как автоматич. ре­акции организма на внеш. воздействия.

С развитием эволюц. учения в биологии (Дарвин) объективная целесообразность П. получает новое детер­министское объяснение и прежняя механистич. кон­цепция рефлекса как основного акта II. преобразуется в системнобиологическую (Сеченов). В исследовании П. утвердился объективный метод, позволяющий изу­чать его в единстве физиологич. и психич. проявлений организма. Тем самым были заложены основы учения о высшей нервной деятельности, синонимом к-рой Пав­лов считал П.

Бихевиоризм выдвинул, в противовес представлению о психологии как науке о сознании, положение о том, что ее предметом является П. как система ответных двигат. реакций на внеш. стимулы (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, впоследствии Б. Скиннер). Выявление ограничен­ности этой механистич. т. зр. на II. привело к необихе­виоризму (Э. Толмен, К. Халл), предложившему рассмат­ривать П. как процесс, в к-ром между внеш. стимулом и ответными реакциями организма действуют различ­ные промежуточные факторы (побуждения, установки, познават. феномены).

В других направлениях западной психологии изуча­лась зависимость П. от влечений (Фрейд), «жизненно­го пространства», в к-ром организм реализует свои побуждения (Левин, гештальтпсихология), стадиально развивающейся системы действий и операций (Пиаже) и др.

Получила развитие биология П., проследившая раз­личные формы П. животных, начиная с инстинктивного прирожденного П., зависящего от условий обитания вида, возникающие на этой основе прижизненные формы П. (типа навыков у животных, механизмом к-рых явля­ется условный рефлекс) и, наконец, элементы интеллек­туального (рассудочного) П. у высших животных. Эти формы изучаются этологией как наукой об особенносстях П. животных в естеств. условиях существования и зоопсихологией, исследующей роль различных психич. явлений (ощущений, восприятий, эмоций) в регуляции П. животных.

В сов. психологии П. человека трактуется как имею­щая природные предпосылки, но в основе своей со­циально обусловленная деятельность, типичной фор­мой к-рой является труд, придающий психич. регуля­ции человеч. П. качественно новый характер. Это позволяет вскрыть осн. компоненты П.: его регуляцию заранее поставленной целью, которая избирается обладающей способностью к свободному выбору и само­стоятельному принятию решений личностью. Фундамен­тальное значение при этом имеет мировоззрение, от характера к-рого зависят направленность и социаль­ная ценность П.

П. человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в процессе общения и создаю­щей предпосылки для интериоризации внеш. двигат. компонентов П. Благодаря этому формируется способ­ность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль.

В условиях коллективной жизни П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, кол­лективами, членом к-рых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта П., имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом П. наблю­даются такие своеобразные феномены, как подража­ние, эмоциональное «заражение», сопереживание, под­чинение индивидуального П. групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство.

Ценностные, аксиологич. аспекты П. выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм. В реальном П. осознаваемые и неосознаваемые, ра­циональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психич. факторов наиболее рельефно проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях П.

Наиболее существ. признаком патологии II. являет­ся его неадекватность объективным требованиям си­туации и установкам личности. Наблюдается рассогла­сование между объективным раздражителем и поведенч. актом, между мотивом и поступком. Целостность П. нарушается ввиду расщепления его вербального и реального планов, начатое действие не завершается со­ответственно имевшемуся намерению, ослабляется критичность, обеспечивающая контроль в реализации программы П., совершаются навязчивые действия и т. п.

Отличное определение

Неполное определение ↓