Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации. Интерьер

Сегодня большинство людей отдают предпочтение комфортному и максимально функциональному жилью. Однако находятся и редкие ценители старой классики, которые желают оформить свой дом в лучших традициях былых времен. Обычно к такой категории относятся люди богатые, имеющие не один вид недвижимости, коллекционеры и антиквары, которые с одной стороны испытывают жажду экспериментов, а с другой - остаются верными традициям.

На сегодняшний день интерьер 19 века, который господствовал в домах аристократической знати, является одним из самых показательных среди страничек, описывающих историю архитектуры и быта Российской империи. Например, в известном Павловском Дворце существует целая экспозиция, посвященная жилому интерьеру 19 начала 20 веков, которая позволяет перенестись словно на машине времени в другое столетие.


Попробуем определить, какие же особенности интерьера 19 века присутствовали в разные десятилетия столетия.


Так, в начале 19 века русская знать зачастую располагалась в загородных усадьбах или особняках, находящихся в черте города. Вместе с хозяевами в доме проживала прислуга, которая классифицировалась по статусу. Дома, в которых проживали господа, обычно состояли из трех этажей. Именно комнаты первого этажа в интерьере 19 века отдавались под распоряжение прислуги, хозяйственные помещения, кухню, подсобки.

На втором этаже располагались гостевые хоромы, которые зачастую представляли собой смежные гостиные, залы и столовую. А вот на третьем этаже в большинстве своем располагались господские хоромы.


В начале столетия в интерьере 19 века в основном присутствовали стили классицизм и ампир. Большинство помещений гармонично сочетались между собой и включали мебель единую по стилю, зачастую изготовленную из красного дерева с тканевой отделкой, украшенной позолоченными, латунными или бронзированными элементами. Стены в домах зачастую окрашивались однотонной краской зеленого, синего или лилового цветов или оклеивались полосатыми бумажными обоями.


Обязательным помещением в любом жилом доме был кабинет хозяина, мебель которого зачастую изготавливалась из тополя или березы. Весомое место также занимали портретные комнаты, которые оформляли полосатыми обоями и украшали портретами в тяжелых и массивных позолоченных рамах.


Спальня обычно была разделена на две зоны: спальную и будуарную, особенно это касалось комнат юных барышень. В более богатых домах будуар находился в соседнем со спальней помещении. Будуар в интерьере 19 века носил не только функцию туалетной комнаты, сколько являлся личным пространством хозяйки, где она могла заниматься чтением, вышивкой или просто находиться наедине со своими мыслями.


Интерьер 19 века в 40-60х годах подпал под влияние романтизма, неоготики и псевдорусского стиля. Окна в домах начали завешивать тяжелыми драпированными тканями. На столах появились скатерти. Веяние готики порой проявлялась в моде на стрельчатые окна с витражами. Примерно в период правления Николая II была введена мода на французский стиль. Мебель из красного дерева уступила место розовому дереву, в интерьере появились предметы декора, такие как фарфоровые вазы и статуэтки. А уже немного позже, особенно в мужских спальнях, начали отражаться восточные мотивы. Например, в качестве декора на стены вешали оружие, в комнатах могли присутствовать кальяны и другие курительные принадлежности, хозяева часто любили облачаться в халаты с восточными мотивами. Но, что касается гостиных и женских спален, стиль второго рококо оставался господствующим.

Интерьер конца 19 века начинает понемногу тускнеть по сравнению с началом и серединой столетия. Связано это с тем, что многие буржуазные семьи разорялись и оказывались в незавидном финансовом положении. В то же время на месте не стоял научно-технический прогресс, который привнес в интерьер тюли и скатерти из машинного кружева.

Вместо домов в 19 веке более популярными стали квартиры, которые совмещали в себе эклектику многих архитектурных стилей. Место усадеб заняли загородные дачи, интерьеры которых зачастую оформлялись в псевдорусском стиле, который заключался в отделке балками с резьбой потолков и неизменным буфетом в столовой.


Ближе к концу года в свои права вступил стиль модерн, предполагающий плавные изогнутые линии во всех без исключения предметах интерьера.


Интерьер 19 века по насыщенности разных стилей может занять, пожалуй, первое место среди прочих столетий, так как под влиянием историцизма в нем отразились такие течения, как классицизм, рококо, готика, в середине века зародилась эклектика стилей, а в конце в свои права вступил неповторимый модерн.

Начало 19 века характеризуется зарождением во Франции архитектурного и интерьерного направления под названием ампир. Так называемый имперский стиль отличается роскошью и торжественностью, призванными подчеркнуть величие императора Наполеона. Органичное сочетание римской античности, египетских мотивов, архитектурной монументальности интерьеров, обилия позолоты и ярких цветов в отделке позволили французскому ампиру просуществовать достаточно длительный исторический период и с некоторыми изменениями быть перенятым как русским императорским двором, так и буржуазной Германией. 19 века позволяют окунуться в атмосферу величия и роскоши бальных залов, гостиных, будуаров того времени.

Характерные черты стиля

Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.

Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.

В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.

Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.

Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.

Стены

Стены в интерьере 19 века имперского стиля расписывали античными сюжетами и экзотическими пейзажами. Нередко встречались барельефы. Обои применяли редко, в основном с узором в виде вензелей или строгой полоски. В спальнях и будуарах стены драпировали текстилем, украшенным акантом в римском стиле. В цветовой гамме преобладали яркие оттенки: красный, синий, зеленый, а также белый. Они замечательно сочетаются с обилием позолоты, подчеркивая величественность и тожественность обстановки.

Характерной чертой ампира являются и лепнина в отделке стен. Изготавливали колонны из мрамора, малахита и иных поделочных камней, лепнину покрывали позолотой. Огромные зеркала - неотъемлемый атрибут интерьера 19 века. Их активно использовали в декоре, дополняя витиеватыми золочеными рамами.

Потолок

Потолки в интерьерах стиля ампир всегда высокие, купольной или прямой формы. Основной цвет - белый. Украшали потолок росписью, а также гризайлем. Сложно представить интерьер 19 века в имперском стиле без лепнины. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги и другие украшения использовались повсеместно. Нередко лепнину покрывали позолотой. Строгая централизация композиции и симметрия, характерная для римского стиля, ярко прослеживается и в ампире. Центр потолка обязательно украшали узорами и дополняли великолепной подвесной люстрой. Позолота и хрусталь гармонично подчеркивали торжественную

Освещение в имперском стиле играет важную роль. При большой площади комнаты нередко устанавливали несколько крупных симметрично расположенных люстр. Кроме них, в комнате присутствовали настенные и настольные канделябры. Многочисленные огни, отражаясь в зеркалах и позолоте, создавали неповторимую атмосферу торжественности и величия.

Мебель

В интерьере мебель была монументальна, как произведение архитектурного искусства. Использовались такие исключительно архитектурные элементы, как колонны, карнизы, кариатиды. Столешницы нередко изготавливали из цельного куска мрамора или малахита. Диваны, кресла, кушетки были плавных эргономичных форм.

Широко использовалось красное дерево. Украшали мебель бронзовыми накладками, позолоченной резьбой, стилизованными под животных ножками и подлокотниками. Звериные мотивы четко прослеживаются в имперском стиле: головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи. Популярны были и мифические существа: грифоны, сфинксы. Обивка кушеток, стульев, кресел во французском ампире преимущественно однотонная, выполненная под мрамор или кожаная. В интерьерах появились круглые столики на одной ножке, серванты для посуды и модных безделушек, секретер с полкой для книг.

Декор

В декоре 19 века преобладают античные римские и египетские мотивы - колонны, фризы, пилястры, орнамент с листьями аканта, сфинксы, пирамиды. Эпоха наполеоновских войн не могла не отразиться на интерьере. Широко использовались изображения оружия: сабель, щитов, стрел, пушек, ядер. Декораторы того времени не могли обойти стороной лавровый венок как символ величия. Он встречается повсеместно.

Интерьер изобилует гипсовыми статуями, картинами и огромными зеркалами в массивных позолоченных рамах. Сложные драпировки на окнах и стенах - характерная черта ампира. Кровати украшали балдахинами. Весь декор в интерьере имперского стиля тщательно выверен, и одинаковые изображения можно встретить в декоре мебели, стен, аксессуаров и даже книг.

Русский ампир

Русский интерьер 19 века взял многое из французского ампира, переработав и смягчив. Вместо красного дерева и бронзовых накладок на мебели использовали карельскую березу, ясень, клен. Мебель украшали позолоченной резьбой. Существ египетской мифологии удачно заменили славянскими. В отличие от французского ампира, возвышающего в первую очередь личность императора, русский большее внимание уделял величию государственной власти. Мрамор заменили уральским малахитом, лазуритом и другими поделочными камнями.

Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Столичный более походил на французский, однако был более мягким и пластичным. Несомненный вклад в развитие стиля внес итальянец Карл Росси. Провинциальная версия русского ампира была еще более сдержанной, приближенной к классицизму.

Ампир - яркий и величественный стиль в архитектуре и интерьере 19 века. Пышность и тожественность интерьеров была призвана подчеркнуть величие императора. Характерными чертами имперского стиля являются центрированная композиция, яркие цвета, обилие позолоты, лепнина, огромные зеркала, античные, египетские, звериные и военные мотивы.

Существуют возможности использования стиля 19 века и в современном дизайне интерьера. Дизайнеры могут воплотить в жизнь реализацию такого проекта, используя современные материалы и стилизованные предметы. Роскошный стиль ампир может украсить любую квартиру, было бы желание и возможности.

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники , дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду...».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм , пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

На днях удалось побывать в невероятно "вкусном" (и для гурмана и для фотографа ) месте - доме-усадьбе фабриканта Думнова в деревне Заречье Владимирской области.

Дом фабриканта - это одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница. Воссозданные интерьеры богатого купеческого дома со старинными предметами весьма впечатляют...



Поскольку мы приехали в усадьбу больше по музейным делам, нам не очень удалось погрузиться в интереснейшую историю этого места.



Посему приведём его описание со стороннего ресурса (strana.ru), украсив текст нашими фотографиями: "Особняк фабриканта И.С. Думнова в селе Заречье резко выделяется на общем непарадном фоне: ладный двухэтажный дом с красивейшими наличниками и крепким забором. За забором — не видные с улицы чудесный сад, беседки, настоящая русская баня. Ухоженная деревенская усадьба в самом центре села.



Это благолепие не такое уж давнее — в конце XX века столетний дом мало чем отличался от других брошенных на произвол судьбы домов, оставшихся без хозяев. У Думновых усадьбу отобрали на волне раскулачивания, почти всю семью посадили и выслали, а в доме разместили сельскую школу, закрывшуюся в девяностые.



Уже в новую эпоху в Заречье вернулась внучка последнего из Думновых, Галина Масленникова. Ей удалось выкупить родовой дом и участок земли под ним. Цель была сформулирована сразу: не просто обустроить место для жизни, но открыть в Заречье музей.



С помощью спонсоров и при содействии Владимиро-Суздальского музея семье Масленниковых удалось привести усадьбу в порядок, воссоздать старинные интерьеры, разбить сад и собрать коллекцию экспонатов, посвященных уникальному ремеслу, которым славилось село Заречье.



Дело в том, что до исторической победы пролетариата фабрика Думновых выпускала шелк, шелковый бархат и плюш, а в селе почти в каждом доме стояли прялки и станки. Ткали все — мужчины, женщины, старики и дети.



После революции оказалось, что роскошные тонкие материи народу чужды, и производство переквалифицировали на искусственный плюш и подкладочные ткани. Промысел почти умер, если бы не энтузиазм наследницы Думновых, который поддержали зареченские жители.


Они охотно отдавали старинные вещи для музейного собрания — почти в каждом доме на чердаке завалялся какой-нибудь исторический объект вроде бабушкиной прялки, деталей ткацких станков, разной старинной утвари. Кое-что отыскали в других деревнях, закупили у антикваров. Сегодня музей законно гордится, например, наличием ручного ткацкого станка, крайне редкого в мировых музеях схожего профиля. Весь процесс создания ткани, все необходимые для этого приспособления заботливо собраны и восстановлены.



Экспозиция размещается в двух домиках по соседству с главным домом Думновых. Типичная крестьянская изба превратилась в маленький музей «Дом сельского ткача», а рядом построили копию старинной частной фабрики, которая называлась светелкой: это двухэтажная изба, только со множеством окон, чтобы было светлее.


Интересно, что каждое окно состоит не из привычных двух или четырех стекол, а из большого количества маленьких ячеек. Объясняется это разумной экономией: веретено нередко срывалось, отлетало в окно, и чтобы не менять каждый раз дорогие стекла целиком, их предусмотрительно разделили на фрагменты.



Рудольф фон Альт, Салон в квартире графа Ланкоровски в Вене (1869)

Сегодня фотографии безупречных интерьеров и бесчисленное количество фотографий частных домов можно легко найти в журналах о дизайне и в интернете. Однако, когда в начал 19-го века возникла традиция запечатления личных комнат, это было очень авангардно и необычно. Еще до того, как появилась фотография, люди, которые могли себе это позволить, нанимали художника, которые делал подробную акварельную зарисовку комнат дома. Такие рисунки вставлялись в альбом и при желании демонстрировались посторонним людям.

Такие картины, сохранившиеся до наших дней, позволяют взглянуть на декадентские образы жизни зажиточного 19-го века и оценить искусство детальной передачи дизайна домашних интерьеров. В настоящее время 47 подобных картин показаны на выставке в галерее Elizabeth Myers Mitchell в колледже Св. Иоанна а Аннаполисе, Мэриленд. Выставка была организована Купером Хьюиттом, Смитсоновским Музеем дизайна. По словам куратора Гейла Дэвидсона, картины обычно писались после того, как комната была отремонтирована, на память для семьи.

Рудольф фон Альт, Библиотека в квартире графа Ланкоровски в Вене (1881)

Рудольф фон Альт, Японский салон, Вилла Хюгель, Вена (1855)

Некоторые родители делали альбомы с подобными картинами в качестве подарка на свадьбу собственным детям, чтобы у них оставались воспоминания о доме, в котором они выросли. Люди также часто выкладывали альбомы на столах в гостиных, чтобы произвести впечатление на гостей. По словам Дэвидсона, Королева Виктория, по заказу которой было сделано много картин с изображением дворцовых интерьеров, писала в своих личных дневниках, что она с мужем любила рассматривать эти картины, вспоминая годы, прожитые в этих домах. Аристократические семьи по всей Европе в конечном счете тоже приняли практику ввода в действие этих «интерьерных портретов». На выставке представлены картины с интерьерами домов из многих стран включая Англию, Францию, Россию и Германию, которые показывают различные тенденции дизайна интерьера 1800-х, а также росту общества культуры потребления. Поскольку люди начали больше путешествовать, то их дома стали наполняться мебелью из-за границы. Иллюстрации интерьеров стали очень модными, достигнув пика приблизительно в 1870-х годах.

Такая практика была в значительной степени отражением роста промышленных классов. Многие акварели, например, изображают интерьеры, наполненные растениями и органическими украшениями, которые отражают не только интерес к миру природы, но также растущую тенденцию к редким экзотическим растениям. В отеле Villa Hügel в Венеции, например, был японский салон, наполненный исключительно декоративными элементами, которые превратили его в «сад»; в Берлинском Королевском Дворце располагалась китайская комната с панно с тропическими растениями и птицами, которые также парили над пространством в потолочной росписи. Интерьеры той эпохи также отличались наличием орхидей и птиц в клетках, которых люди хранили не только для того, чтобы произвести впечатление, но и чтобы развлечь гостей. Многие художники (в большинстве своем мужчины) начинали свою карьеру, рисуя топографические карты для военного использования или расписывая фарфоровые изделия, а после начали специализироваться на картинах интерьеров в связи с повышенным спросом. Некоторые живописцы даже сделали свое имя в этом жанре. На выставке представлены работы австрийских братьев Рудольфа и Франца фон Альт; Джеймса Робертас, британского живописца, который путешествовал с Королевой Викторией; и проектировщика Чарльза Джеймса - все из которых были известны отличными стилями. Подход к живописи этих интерьеров также развился со временем, постепенно становясь менее формальным и более интимным.

Иосиф Сатира, Учебная комната царицы Александры Федоровны, Россия (1835)

В конце 19-го начале 20-го века стал популярен более импрессионистский вид живописи и художники постепенно начали изображать более расслабленную, домашнюю окружающую среду. Иногда на картинах присутствовали даже проживающие: польский граф Ланкоронский, например, читающий книгу в своем кабинете в Вене; девочка играет на фортепьяно в комнате, а рядом с ней лежит собака. Хоть эти картины и создавались для того, чтобы запечатлеть то, как люди украшали свои дома, какую мебель и ткань выбирали, что они вешали на стены и что коллеекционировали, но иногда они напоминали иллюстрации повседневной жизни, ровно до того момента, пока в начале 20-го века эту роль переняла на себя фотокамера.

Джеймс Робертс, Гостиная Королевы в Букингемском дворце, Англия (1848)

Генри Роберт Робертсон, Интерьер одного из залов дворца в графстве Кент (1879)

Эдуард Гертнер, Китайская комната в Королевском Дворце, Берлин, Германия (1850)

Эдуард Петрович Гау, Гостиная Императрицы Александры Федоровны

Анна Альма-Тадема, Комната для исследований сэра Лоуренса Альма-Тадема, Таунсенд, Лондон (1884)

Шарлотта Бозанкет, Библиотека (1840)

Karl Wilhelm Streckfuss (1860)