Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Энергетическое машиностроение: заводы в России. Политехническая олимпиада по математике, физике, химии, информатике, русскому языку, обществознанию, географии и творческому конкурсу, проводимая на территории стран снг

Машиностроение - «кит», на котором стоит по большей части вся промышленность практически любой страны, в этом числе и России. Для такого крупного государства как наше машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики.

Специальность машиностроение делится на авиастроение, судостроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и даже производство сельскохозяйственной техники.

Прежде чем окончательно остановить свой выбор на профиле машиностроения или технологии машиностроения следует проанализировать свои желания и возможности.

Необходимо оценить умения в математике и физике, необходимо осознать, насколько интересно будет посвятить большую часть времени процессу черчения.

Поступив на первый курс института или техникума, первым делом начинающий машиностроитель приступит в изучению начертательной геометрии, сопромата, теормеха, теплотехники, физики.

После первого курса отчисляются студенты, не выдержавшие испытание линейки и карандаша, поэтому чтобы не потерять впустую год своей жизни стоит уделить внимание особенностям выбранной специальности, сделав выводы.

Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз.

Технология машиностроения специальность

Специальность технология машиностроения в общероссийском классификаторе специальностей обозначена под кодом 151901, по окончанию вуза дает право носить статус инженера, открывает перспективы по различным направлениям.

Технология машиностроения специальность техник, техник-технолог машиностроения – специалист, который контролирует качество производимой предприятием продукции и отвечает за выполнение всех связанных с этим необходимых расчетов. А вот станочник стоит за станком и вручную вытачивает детали.

Существует должность оператора станка ЧПУ, где сотрудник только задает команду программе, а уже она делает всю работу автоматически.

Инженер по наладке и испытаниям следит за исправностью оборудования на предприятии, несет ответственность за планировку и проведение ремонта, осуществляет помощь станочникам в настройке станков, а также ведет расчет рекомендуемых настроек станков. Кроме того, за инженером закреплена обязанность, заключающаяся в оформлении технической и нормативной документации по оборудованию, которое попадает в его зону ответственности.

Специальность "Технология машиностроения" помимо прочего изучает методы усовершенствования деталей и оборудования. Все это обязанности инженера-конструктора. Многие промышленные предприятия имеют свое конструкторское бюро, в котором инженеры-конструкторы отвечают за изобретение новых видов конструкций для машиностроения.

Технология машиностроения специальность СПО

Закончив специальность 15.02.08 технология машиностроения, кстати, это можно сделать как после средней школы, так и после основной, на руках останется диплом среднего профессионального образования. Специальность технология машиностроения – колледж или машиностроительный или металлургический техникум – учебные заведения, которые позволяют получить желаемое образование.

Учебная практика по специальности технология машиностроения

Во время практики учебное заведение предоставит возможность ознакомиться с будущей профессией вплотную. Лицом к лицу студент на втором курсе столкнется со слесарным делом, а на третьем курсе пройдет механическую практику, где впервые станет за станок, попробует то, с чем придется иметь дело всю жизнь.

Машиностроение специальность - ВУЗы

Известно, что существует общероссийская классификация специальностей, согласно которой код специальности машиностроение – 150700. Окончить обучение по профилю можно в любом технологическом вузе. Пятерку самых престижных вузов в машиностроении открывает Московский технологический университет (МИРЭА , МГУПИ , МИТХТ ). Следующую позицию в рейтинге занимают Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ ) и Московский государственный технологический университет «СТАНКИН ». На этом варианты для поступления по специальности машиностроение не ограничиваются. Почти каждый город может похвастаться наличием технического вуза.

Особенность состоит в специфике каждого региона. Так, в Сибири в машиностроительных вузах делают упор на сферу добывающей и обрабатывающей промышленности, а, например, Центральный федеральный округ ориентирован на конструирование и эксплуатацию машин в авиастроении, создании космической техники, двигателестроении, автомобилестроении, станкостроении. Одним словом, в каждом регионе - собственная специфика.

По окончании четырех курсов обучения, сдачи госэкзаменов и, традиционно, защиты выпускной работы студент получает диплом о присвоении ему квалификации бакалавра. При желании возможно продолжать повышать уровень своего образования в магистратуре.

Работа по специальности машиностроение

Освоив специальность машиностроение, «кем работать?» возникает правомерный вопрос у каждого выпускника. Преимущество образования в сфере машиностроения в наличии огромного количества вакансий в любом городе, лишь бы были знания и желание работать по специальности. Кроме того, особенностью такого технического образования является то, что выпускник машиностроительного вуза без преувеличений сможет работать в совершенно разных сферах и направлениях из-за огромной базы полученных знаний и широкого круга изученных дисциплин.

Выпускники бакалавриата найдут себе работу в должности технолога, техника или младшего инженера на предприятиях машиностроительного комплекса. По большей части отвечают они за безопасность на предприятии, контролируют соблюдение технологий, руководят работой младших сотрудников, отвечают за соблюдение всех норм и регламентов на предприятии, ответственны за ремонт оборудования.

Специальность машиностроение довольно общее понятие, поэтому вопрос о зарплате довольно неоднозначен. Как известно, отрасли промышленности в России находятся на разных этапах развития, в соответствии с этим и заработные платы на предприятиях кардинально разные.

В России сегодня наиболее оплачиваемым трудом является сфера добывающей промышленности (нефтяная и газовая). Надежду на успешную карьеру и достойную оплату труда дают автоконцерны, где выпускники могут занимать должность механика или наладчика оборудования.

Работа по специальности технология машиностроения

Специальность достаточно перспективна, предлагает массу возможностей для реализации, так как связана с изобретением новых методик, внедрением новейших технологий на предприятии и с разработкой усовершенствованных деталей и оборудования.

Основными профессиями для выпускника, окончившего машиностроительный институт по специальности технология машиностроения, являются профессии инженера-технолога, инженера-конструктора, мастера, начальника цеха или производства, менеджера по продаже инструмента и оборудования, и многие другие.

Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно - технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов. Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и автоматизацию производства.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства. Борисов, В., Балагурова, Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. // Экономист, 2001. - №12. - с. 30-35

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства.

Среди отраслей машиностроения, как уже отмечалось ранее, выделяют тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Рассмотрим продукцию, которую они выпускают.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи мталлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Так, центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири («Сибтяжмаш» в Красноярске).

Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры.

Энергетическое машиностроение также производит: реакторы для атомных электростанций, мощные дизели для судов, дизели для тепловозов и электростанций и т.д.

Российское энергетическое машиностроение является одной из наиболее благополучных отраслей отечественного машиностроения, что подтверждается отсутствием спада производства уже в 1996-1997 гг. на ведущих предприятиях - производителях энергетического оборудования, а также стабильной прибыльностью. Орлов, В.П. Сырьевая база машиностроения в условиях глобализации экономики. // Экономист, 2002. - №2.- с.28

Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, а в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х гг. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции существующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергетическому машиностроению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин такой ситуации можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования, а также разрыв традиционных связей с партнерами.

В последние годы наблюдается перелом ситуации в пользу отечественных предприятий. Активность западных производителей энергооборудования в России снижается в результате роста конкурентоспособности отечественных предприятий, и такие западные концерны, как Siemens, ABB, уже рассматривают российские компании в качестве партнеров и инвестируют в их развитие значительные средства.

Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение в середине 90-х гг. ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу «Энергомашкорпорация». (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке. В результате у предприятий, обедненных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование как со стороны отечественных, так и зарубежных заказчиков. Кроме того, участие инвестиционных программ, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям - участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями.

Несмотря на определенные успехи, за последние 10 лет наша доля мирового рынка энергетического оборудования сократилась с 12% до 3-4%. Вернуться на ранее достигнутый уровень - вполне возможная задача.

Среди транспортного машиностроения можно выделить следующие подотрасли: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение отличается большой капиталоемкостью и трудоемкостью продукции. Сложная продукция требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Можно сделать вывод о том, что данная отрасль во многом зависит от трудовых и финансовых ресурсов. Лишь тяжелое машиностроение отличается меньшей трудоемкостью. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472 с.

Говоря о машиностроительной отрасли, в частности о тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении, нельзя не сказать о ее значении для обеспечения безопасности и обороноспособности страны. И в первую очередь, это связано с тем, что эти отрасли создают конкурентоспособную военную продукцию, продукцию оборонного значения.

Энергетическое машиностроение — отрасль народного хозяйства по производству промышленного оборудования, предназначенного для передачи электрической энергии. Чаще всего это аппараты, являющиеся рабочим телом тепловых двигателей.

Основная продукция

На предприятиях энергетического машиностроения может выпускаться, к примеру, такое важное для экономики страны оборудование, как:

  • турбины, работающие на разных видах топлива;
  • установки атомных и геотермальных станций;
  • двигатели внутреннего сгорания специального назначения;
  • тягодутьевые машины и т. д.

Основные потребители

Продукция предприятий энергетического машиностроения в настоящее время довольно востребована. Основными потребителями заводов этой отрасли являются компании нефтяной, металлургической промышленности и электроэнергетики (ТЭС, АЭС, ГРЭС, ГЭС). Предприятия всех этих сфер играют огромную роль в экономике государства. Оборудование же, используемое на таких заводах, зачастую является устаревшим. Предприятия энергетического машиностроения поставляют компаниям подобных специализаций новые современные или же модернизированные агрегаты.

Проблемы

Как и большинство заводов других отраслей народного хозяйства, предприятия такой сферы, как энергетическое машиностроение, в наши дни испытывают множество трудностей. В общем и целом такие комбинаты являются рентабельными. Однако их руководители и персонал вынуждены все же решать просто огромное количество проблем. К таковым можно отнести, к примеру:

  1. Износ оборудования. В большинстве случаев на заводах отрасли установлены станки, выпускавшиеся еще в середине прошлого века в СССР. Конечно, такое оборудование совершенно не соответствует современным требованиям производства. Частично проблему помогает решить модернизация станков. Однако на производительности труда износ оборудования до сих пор сказывается довольно серьезно.
  2. Нестабильность технологических связей. После развала СССР многие нарабатывавшиеся ранее годами схемы сотрудничества предприятий были разрушены. Сейчас они в большинстве случаев восстановлены. Однако данная проблема до сих пор продолжает сказываться на производстве довольно серьезно.

Перспективы

Несмотря на имеющиеся трудности, энергетическое машиностроение продолжает оставаться одной из самых перспективных отраслей хозяйства страны. Предпосылки к изменению состояния производств в сторону улучшения в последние годы в этой сфере наметились очень даже серьезные. Возможным это стало прежде всего благодаря тому, что в конце прошлого века большинство предприятий отрасли было объединено в промышленную группу «Энергомашкорпорация».

Компании, входящие и поныне в состав этой единой технологической цепочки, имеют возможность получать от потребителей, как отечественных, так и зарубежных, комплексные заказы. Также ЭМК финансирует многие инвестиционные программы, участие в которых позволяет предприятиям энергетического машиностроения модернизировать производство, расширяя тем самым в том числе и экспортный потенциал.

Основные отрасли

Все заводы энергетического машиностроения классифицируются на:

  • производящие машины;
  • выпускающие теплообменную аппаратуру.

Первая группа предприятий при этом может заниматься сборкой лопаточных двигателей (в основном турбин) или поршневых агрегатов (ДВС, локомобили).

В стране в настоящее время функционируют, таким образом, заводы, производящие:

  • электротехническое оборудование;
  • турбины;
  • котельное оборудование;
  • трубопроводы и арматуру;
  • насосное оборудование;
  • специальное оборудование.

Относятся к сфере энергетического машиностроения и компании, специализирующиеся на проектировании электроэнергетических комплексов.

Энергетическое машиностроение: центры

Предприятий этой перспективной сферы в стране на данный момент существует множество. Некоторые заводы были построены еще во времена СССР, другие начали свою работу совсем недавно. К примеру, относятся к этой отрасли:

  • Чеховский завод (ЧЗЭМ);
  • Пензенское предприятие (ПЗЭМ);
  • Саратовский завод («Сарэнергомаш»);
  • Барнаульский.

Завод энергетического машиностроения (Чеховский)

Это предприятие поставляет на отечественный и зарубежный рынок в основном трубопроводную арматуру. К примеру, на заводе изготавливаются задвижки, клапаны, охладительные установки, затворы, фасонные заготовки и пр. Также компания занимается оказанием услуг по эксплуатации, испытаниям и ремонту своей продукции.

Находится Чеховский завод энергетического машиностроения примерно в 70 км от Москвы. Специализируется на выпуске арматуры предприятие со времен Великой Отечественной войны.

Пензенский завод

ПЗЭМ — это динамично развивающееся предприятие, производственные мощности которого составляют 18 тыс. м 2 . Основной специализацией компании является выпуск резервуарного, теплообменного и сепараторного оборудования. Производит этот завод и трубопроводную арматуру.

Основными потребителями компании являются предприятия нефтегазовой, химической, энергетической, металлургической, пищевой промышленности. Поставляет Пензенский завод энергетического машиностроения свою продукцию в самые разные регионы России, даже в наиболее отдаленные.

Саратовское предприятие

«Сарэнергомаш», как и ЧЗЭМ, является частью корпорации ЭМК. Производит это предприятие в основном котельно-вспомогательное и теплоэнергетическое оборудование. Клиентами завода являются компании металлургической отрасли, коммунального хозяйства, ТЭС и АЭС, объекты сферы нефте- и газодобычи и многие другие.

Основано это предприятие было очень давно — в 1871 году. Теплоэнергетическое оборудование же оно начало производить в 1950 г. Сегодня завод поставляет свою продукцию не только на отечественный рынок. Партнерами компании являются предприятия из 29 стран мира.

Барнаульский завод

Расположен БЗЭМ в Алтайском крае. Это предприятие на сегодняшний день является одним из крупнейших поставщиков тягодутьевых машин. К примеру, компания поставляет на отечественный рынок дымососы и вентиляторы. Также Барнаульский завод энергетического машиностроения выпускает редукционно-охладительные установки и энергетическую арматуру.

Помимо всего прочего, клиенты предприятия могут заказать такие услуги, как:

  • изготовление валов, муфт;
  • фрезеровка деталей;
  • изготовление штампов и т. д.

Научно-исследовательские и конструкторские организации

Помимо собственно заводов, к отрасли энергетического машиностроения относятся и всевозможные НИИ и конструкторские бюро. Наиболее крупными организациями этого типа являются:

  1. Всероссийский теплотехнический институт. Эта организация была учреждена в России в 1921 году. Создание ее было одним из этапов реализации программы ГОЭЛРО.
  2. Московский энергетический институт. Этот университет на данный момент является одним из самых крупных в мире. Входит в состав МЭИ 9 институтов, 176 лабораторий, 70 кафедр, опытный завод, библиотека и т. д.

Сильные стороны

Заводы сферы энергетического машиностроения, таким образом, являются очень перспективными предприятиями. Наиболее сильные позиции они на настоящий момент имеют в атомном и гидроэнергетическом секторе. Конкурировать с мировыми лидерами этой сферы отечественным предприятиям сегодня еще довольно сложно. Однако и в этой области имеются подвижки в сторону улучшения. Российские компании энергетического машиностроения, к примеру, уже сейчас часто побеждают в тендерах на монтаж и поставку оборудования в страны Латинской Америки, Африки и Азии.

Способствует довольно-таки успешному развитию предприятий этой отрасли и оказываемая им всесторонняя государственная поддержка. Касается это как экономической, так и политической стороны вопроса. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии отрасли под контролем именно отечественного капитала.

Слабая сторона заводов

Общей бедой предприятий такой сферы, как энергетическое машиностроение, помимо износа ресурсов, до сих пор остается также низкий уровень заработной платы. По этому показателю отечественные заводы отрасли, к сожалению, уступают не только зарубежным, но и успешным российским компаниям других направленностей.

Основной опасностью такого положения дел является то, что на заводы энергетического машиностроения практически не идут молодые специалисты. А это, в свою очередь, может привести к утрате традиций передачи опыта и сильному снижению в плане рентабельности и конкурентоспособности предприятий.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Общее машиностроение

Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).

Томский политехнический университет приглашает школьников 11-х классов, учащихся последних курсов колледжей и техникумов, а также выпускников прошлых лет принять участие в Политехнической олимпиаде, которая будет проходить в населенных пунктах стран СНГ.

Участие в олимпиаде – реальная возможность оценить свой уровень знаний, получить высококвалифицированную консультацию по вопросам поступления от представителя ТПУ для более эффективной подготовки к вступительным испытаниям в лучший инженерный вуз России.

Просим будущих участников заполнить форму добровольной регистрации .

Места проведения Политехнической олимпиады школьников в 2019 году:

НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ СРОКИ МЕСТО КОНТАКТЫ
Аксу 27-29 марта 2019 г.,
с 13-00
г. Аксу, гостиница Азия Пласт,ул. Набережная д. 51 8-923-487-22-23 (WhatsApp)
Алматы 1-3 апреля 2019 г., с14-00 Центр международного образования «ZStarKZ World education»
Адрес: г. Алматы, 8 микрорайон, ул. Шаляпина, 31а
4-6 апреля 2019 г., с14-00 Лицей №134, ул. Жарокова, 24 8 952 150 0306
26-30 марта 2019 г.,
с10-00
КазНУ пр. Аль-Фараби, 71 ( 8 952 897 8786,
8 747 958 4992
Астана 18-21 марта 2019 г.
с 15-00
Астана, ул.Сейфуллина, 31 8-952-889-2063 (WhatsApp)
Бишкек 26-28 апреля 2019 г. г. Бишкек, УВК школа-гимназия № 12, Чуй проспект, 56 8-923-504-1033
8-903-955-1236
Душанбе 17-20 апреля 2019 г. Центр международных образовательных программ, ул. М.Турсунзаде, 47 8-923-503-4589
Жезказган 1-2 апреля 2019 г.,
с 9-00
Организационное собрание -
31 марта в 12-00

КГУ СОШ № 4, ул.Алашахана,15 8-913-808-6878 (WhatsApp)
Караганда

22-27 марта 2019 г.,
с 10-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Карагандинский коммерческий колледж,
бульвар Мира, 50

8-964-932-2615,
8-701-183-2528

3-5 апреля 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Образовательнй центр "Знание без границ", ул.Гоголя 34а, Б.Ц. "Prime"

8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411

6-8 апреля 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")
Международная Бизнес-Академия КУБУП, ул.Тулепова,12, КУБУП 8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411
Курчатов 03-05 марта 2019 г. Средняя школа № 3, ул. Олимпийская, 3 8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411
Павлодар 25-28 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Павлодарский нефтегазовый колледж, ул. Лермонтова, 92/1

8-999-495-3065 (WhatsApp)
Петропавловск 6-7 апреля 2019 г., с 9-00

Школа при Церкви Частная средняя школа в честь Сергея Радонежского,
ул.Ауэзова, 198

+77073404134
(доступен с 5 по 7 апреля)
Риддер 22-24 марта 2019 г., с 9-00 КГУ "Школа-лицей №1", ул.Кирова, 90 8-777-906 4541,
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
Рудный 21-26 апреля 2019 г. уточняется
Семей 21-25 марта 2019 г., с 10-00 8-903-914-2354 (WhatsApp)
24-25 марта 2109 г., с 10-00
(Олимпиада студентов "Прорыв")
КГУ СШ №9, ул. Дастенова, 49а 8-903-914-2354 (WhatsApp)
Степногорск 7 микр., здание бывшего детского сада (маг. Тонапо)
(вход со стороны магазина), офис 202
8-952-889-2063 (WhatsApp)
Талдыкорган 23-25 марта 2019 г., с 9-00 ТОО «Политех», ул. Джунгарская, 1

8 952 897 8786,
8 747 958 4992

Тараз март-апрель 2019 г. место уточняется
Ташкент 14-18 апреля 2019 г. г. Ташкент, ул. Университетская, д.2
Усть-Каменогорск 25-27 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв" )

ННУ УМЦ «Перспектива», ул. Серикбаева, 37, офис 105 8-771-512-6791,
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
28-30 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

ФБПО "Светоч", ул.Головкова д.30 8-705-448-2223
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
Худжанд 15-16 апреля 2019 г. Школа № 15, ул. Бободжона Гафурова 8-923-503-4589
Шымкент 24-26 марта 2019 г., с 9-00 КИШ (Казахская интеллектуальная школа) «Байкерек»,
ул. Т. Рыскулова, д. 141
8-701-830-0170
8-852-161-9997
27-29 марта 2019 г., с 9-00 Образовательный центр ТОО «Контакт»
на базе средней школы № 1, ул. Рыскубекова, д. 1
8-701-830-0170
8-852-161-9997
Экибастуз 23-24 марта 2019 г. Центральная городская библиотека, ул. М. Жусуп, 51

Уважаемые участники Политехнической олимпиады, следите за обновлениями на этой странице, список мест проведения олимпиады будет уточняться и дополняться!