Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Человек древней руси, население древней руси. Старинные, древние профессии наших предков

Русь всегда привлекала иноземных захватчиков своими богатствами, да и предки наши тоже не упускали случая захвата новых земель. Вся история Руси – сплошные войны с ближними и дальними соседями.

Русские ратники отличались высоким воинским мастерством и необыкновенной храбростью. Но и среди них особо выделялись супер воины.

В наше время таких бойцов назвали бы спецназом. Существует множество книг, художественных и документальных фильмов, в которых превозносится боевое искусство и уникальные способности японских ниндзя, самураев, шаолиньских монахов Китая и других воинов-кудесников. Обладающие магическими боевыми возможностями, они считались непобедимыми.

К сожалению, о русских древних спецназовцах широкому кругу читателей известно очень мало. Хотя таких элитных бойцов в русских дружинах было немало.

Одной из задач, которая возлагается на современный спецназ, является военная разведка. Первая разведывательная военная операция, которая сохранилась в русских летописях, была осуществлена в 881 году во время похода войска Вещего Олега на Киев.

Имя первого русского разведчика осталось неизвестным. Он под видом странника пробрался в Киев и узнал всё, что было нужно Олегу.

Оставив войско на противоположном берегу Днепра, Олег с небольшой группой лучших своих бойцов (читай – “спецназовцев”) причалил к берегу вблизи города. Киев в то время находился под властью двух братьев-варягов – Дира и Аскольда. К братьям были посланы гонцы, которые заверили их, что приставшие к берегу ладьи принадлежат проезжим богатым купцам.

Под предлогом подношения даров, Олег обманом заманил князей на причал. Оба киевских правителя вместе со своей немногочисленной охраной были убиты русскими дружинниками, которые прятались в ладьях.

Практически в Киеве был совершен государственный переворот, главную роль в котором сыграли военные разведчики.

Первая диверсионная операция, детально описанная в древнерусских летописях, была проведена Великой княгиней Ольгой. После убийства древлянами в 945 году князя Игоря, Ольга поклялась отомстить убийцам своего мужа. Виновными в этой смерти, по её мнению, была вся древлянская знать.

Посланные к древлянам верные лазутчики начали распространять слухи о том, что Ольга хотела бы вновь выйти замуж за знатного князя. Прибывших сватов встретили с большими почестями. В знак величайшего уважения их прямо в ладье отнесли во двор княжеского терема, а затем живьём похоронили вместе с ладьёй в заранее подготовленной яме.

Но это ещё не было окончанием операции. Чтобы древляне не могли узнать, что произошло на самом деле, по приказу княгини на границе с владениями древлян были выставлены многочисленные посты, не пропускавшие никого через границу. Затем к древлянам отправили ответное посольство.

Лазутчики-послы поведали о том, что ранее посланные сваты остались пировать в Киеве. А для того чтобы киевляне отпустили свою любимую княгиню необходимо послать в качестве сватов самых знатных древлян.

Древляне поверили сказанному и послали в Киев своих самых сановитых вельмож. Прибывшим сватам было предложено помыться с дороги в бане, а уже затем предстать перед Ольгой. Баню, после того как в неё зашли все прибывшие вельможи, крепко заперли и подожгли. Все древляне сгорели заживо.

Современный хороший боец спецназа, кроме отличного владения приёмами рукопашного боя, холодным и стрелковым оружием, обязан обладать ещё целым рядом специфических качеств.

Такие бойцы имелись и в Древней Руси. Существовала целая каста таинственных колдунов. Люди верили, что они могли превращаться в волков и медведей. Медведь, на языке древних прусов, назывался “длак”. Поэтому эти оборотни-воины получили прозвище волкодлаки.

Равным им в ратных делах не было. Волшебной силой, как считалось, волкодлаков наделял их покровитель, древнеславянский бог Велес, священным главным животным которого являлся медведь. Вот чем объясняется вторая часть прозвища этих суперменов.

Самым знаменитым волкодлаком был Святослав Великий. Святослав, проведший всю жизнь в битвах и военных походах, в совершенстве владел искусством волкодлаков. Всегда сражаясь в первых рядах своих ратников, он был поистине неуязвимым.

Ни одному из соперников не удалось победить его и в единоборстве. Святослав организовал военные походы на Балканы и Кавказ, воевал с хазарами, половцами и византийцам. Согласно свидетельствам древних летописцев, этот человек среднего роста неузнаваемо преображался в битвах. Вокруг него вырастали целые горы поверженных врагов, а их стрелы и мечи его просто не брали.

После 988 года (дата крещения Руси) уникальное боевое мастерство волкодлаков стало забываться. Однако эти воины совсем не исчезли, а продолжали жить на Дону, Днепре и Кубани.

Позднее к ним присоединились и новгородцы, бежавшие из разорённого Иваном Грозным города. Среди жителей Великого Новгорода была особая каста бойцов – характерники или спасовцы, обладающие “колдовскими” знаниями и умело применяющие их в боевых схватках. Они разработали такие комплексы боевых искусств как "Кулак Перуна", "Скобарь", "Буза", которые ничем не уступали по мастерству волкодланским.

Конечно, характерники и волкодлаки не были оборотнями. Обладая способностью массового гипноза, они могли внушить врагам, что перед ними не человек, а медведь или волк.

Создавая своих астральных двойников, они могли заставить противника сражаться с несуществующим врагом или превращали себя в бойцов врага. Описаны случаи, когда перед противником возникал такой супер воин, имеющий множество рук, в каждой из которых был меч или сабля.

Невозможность предугадать, с какой стороны будет нанесен удар, приводила врагов в замешательство. Такие разнообразные приёмы массового гипноза в боевых комплексах характерников получили название – “насылать сон”.

Неуязвимость от вражеского меча, стрелы и даже пули достигалась магическим умением ввода спасовца в особое состояние - многократное ускорение собственного времени. Время наступления такого состояния характерник определял по следующему признаку – у него начинал холодеть затылок. Действия врагов начинали происходить как в замедленной киносъёмке, что позволяло этим супер воинам с лёгкостью уходить от удара мечом или летящих стрел.

Хотя многие исследователи не исключают, что при помощи внутренней энергии (“здравы”), такие воины-чародеи обладали способностью окружать себя невидимым полем, отклоняющим от них стрелы и удары холодного оружия.

Многие летописцы рассказывают о необычайных способностях характерников к ясновидению. Специальными упражнениями они доводили эти способности до магического совершенства, видя происходившее в стане противника за тысячу верст.

Супер воины (древний спецназ) не были подвержены никаким болезням, а после боя враги никогда не находили их мёртвыми. Целительная сила, воспринимаемая извне и усиленная постоянными специальными упражнениями, позволяла им быстро залечивать самые тяжелые раны, полученные в боях.

Одним из известных характерников был русский генерал Бакланов (герой кавказской войны 19-го века). Очевидцы рассказывают, что даже в неподвижного генерала не мог попасть ни один стрелок.

Нельзя не вспомнить и о легендарных ушкуйниках. Их дерзкие вылазки наводили настоящий ужас на Золотую Орду. При осаде Булгара ими были взорваны пороховые погреба, что вынудило защитников города сдаться. Во времена Дмитрия Донского ушкуйники стали исполнителями всех его тайных замыслов. Невозможно переоценить роль разведывательных операций ушкуйников при подготовке вторжения на Русь войска Мамая. А участие этих богатырей в куликовской битве навсегда покрыло их неувядаемой боевой славой.

Сохранились предания о русских джанийцах. Эти легендарные воины уже в IV веке до наступления нашей эры прославились своими боевыми действиями в составе войска Александра Македонского.

Летописцы рассказывают об их важнейшей роли в битвах при Гавгамелах, Иссе и Гранике. Группы джанийцев в составе пяти человек насквозь прорубались через плотные ряды наступающего огромного персидского войска, затем разворачивались, прорубались обратно и бесследно исчезали.

Персидские воины Дария не в состоянии понять происходящее, не могли оказать сопротивление невидимым врагам. Всё это наводило панический страх в их рядах. Между боями джанайцы совершали постоянные дерзкие налёты на персидский лагерь, похищая при этом военноначальников и часовых.

Имеются также свидетельства о том, что отряд джанайцев на тридцати ладьях выступал на помощь легендарной Трое.

Многие приёмы и тактика боевых действий древних русских чудо-бойцов успешно применяются в наши дни современным спецназом. Конкретная информация об этом находится под грифом строжайшей секретности.

Слова, которые современные люди используют в ежедневном общении, во времена Древней Руси имели иное, а иногда и совершенно противоположное значение, утверждают учёные-лингвисты. Впрочем, подтверждение этому могут найти даже историки-любители, почитав берестяные грамоты.

Бумага для письма появилась на Русь только в 15-ом веке и достаточно быстро вытеснила пергамент и бересту. Некоторые лингвисты считают, что слово «бумага» пришло в русский язык из позднелатинского – «bombacium» означало хлопок. Бумага в смысле «документ» и бумажник в смысле место хранения денег – явлении более позднее.


Слово «жиръ» в древнерусском языке было связано со словом «жить» и означало «богатство, нажитое, роскошь, изобилие». Это слово считалось хорошим предзнаменованием для ребенка, поэтому многие древнерусские имена содержали этот корень: Домажир, Жировит, Жирослав, Нажир. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Игорь погружает жиръ (т.е. богатство) на дно половецкой реки Каялы.



Задницей на Руси называли то, что человек оставил своим потомкам в наследство. О том, что это характернейший славянский социальный термин свидетельствует заголовок заметки в Русской Правде - «А се о задницѣ». В заметке говорится: «Аже братья ростяжються передъ княземь о задницю » («если братья будут вести тяжбу перед князем о наследстве»). Землю, которая никому не досталась по наследству, называли «беззадщина».


Древние употребляли слово «здоровый» в контексте «успешный и благополучный». Этимологически слово означало «из хорошего дерева». В Новгородской IV летописи есть такой пример: «приидоша вси здорови, но ранени, а Иванъ Клекачевичь привезенъ преставися с тои раны» . Становится понятно, что даже смертельно раненный воин мог был здоровым – ведь он вышел победителем.



В древнерусском языке слово «присягнуть» означало только «дотронуться» и «прикоснуться». В значении «поклясться в верности» это слово начало употребляться уже в 16 веке под влиянием польского словам «przysięgać».


Слово «убить» на Руси означало не только «убить до смерти», но ещё и «поколотить». В одной из берестяных грамот, где женщина жалуется влиятельному родственнику, говорится: «Избил (убиле) меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита (убита есьмъ)».»

В Древней Руси люди проживали племенами, племя составляло одну большую семью. Все имущество, которым владело племя, было общим и неделимым. Отец рода или семейства возглавлял племя и был его родоначальником. Младшие были обязаны почитать и уважать старших, а так же выполнять их указания. Славяне имели хорошее здоровье, их тела были мускулистыми, они легко переносили жару и холод, так же обходились минимумом пищи и одежды. Древние славяне внешне были очень схожи ростом, светлой кожей и длинными темно — русыми волосами. Главной ценностью славян считалась свобода и независимость.

« Все русичи сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе; их нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»- так написал их древний византийский летописец.

По его словам славяне относились дружелюбно ко всем иноземным гостям, прибывающим в их земли, если те приходили с дружескими намерениями. Еще достоинством славян было то, что они не мстили своим врагам, а отпускали их на родину за выкуп. Бывали случаи, когда врага даже оставляли жить в обществе славян на положении свободного человека.

Русичи свои поселения не укрепляли, но строили их в труднодоступных местах — на высоких берегах озер и рек, а так же на болотистой местности. Занимались славянские племена скотоводством, земледелием, рыбалкой и охотой, так же собирали на зиму коренья, грибы и ягоды. Во время раскопок поселений славян археологи находили зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, гречихи, гороха, конопли — именно такие культуры смогли одомашнить славяне тех времен. Некоторые племена занимались разведением лошадей, коз, овец и коров. Были целые ремесленнические поселения, которые изготавливали гончарные изделия и орудия труда из железа. В древнеславянском обществе была хорошо развита торговля, они торговали мехами, воском, медом, оружием, посудой, а так же различными украшениями. Славяне освоили не только реки и озера, но и научились выходить в море.

Древнерусское государство возникло в 9 веке на территории Восточной Европы. Под властью князей династии Рюриковичей были объединены фино — угорские и восточнославянские племена. По оценкам историков в те времена на территории древнерусского государства проживало около 7 000 000 человек. 1 000 000 проживал в городах, таких небольших городков насчитывалось около 300.

Население древней Руси разделилось на несколько групп.

Выдающиеся славянские роды и племена стали знатью, ее основной частью стали представители династии Рюриковичей.

Им помогали дружины, именно из таких дружин сформировалось боярство. Дружины разделяли на старшие и младшие. Появились зажиточные люди, такие как купцы, владельцы земель, а так же некоторые ремесленники.




; возникло в конце XVIII в. в губерниях прибалтийских и юго-западных. В первой половине XIX в. В.л. были причислены к городским обществам; В. л., поселенные на казенных землях, обратились в государственных крестьян, а сидевшие на помещичьих - в крепостных. См. также Гулящие люди .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ" в других словарях:

    Вольные люди многозначный термин русского языка, называющий: Вольные люди (Московское государство) в Московском государстве свободные люди, не носившие государственного тягла. Вольные люди (Россия) появившийся в конце XVIII … Википедия

    В памятниках Московского государства слово вольный соответствовало слову свободный. В. люди противополагаются холопам. Человек, не носивший государственного тягла, не причисленный ни к одному из московских чинов, назывался вольным государевым… …

    ВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ - 1) люди свободные лично и от государственного тягла; государство ограждало их личную безопасность, но никаких прав за ними не признавало; «в памятниках Московского государства слово «вольный» соответствовало слову «свободный»» (13). 2) См.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    вольные люди - в царской России особое сословие свободных, ни за кем не закрепленных и не причисленных к к. л. цеху или купечеству людей, обязанных платить особый подушный оклад; возникло в конце XVIII в. в губерниях прибалтийских и юго западных. В первой… … Большой юридический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вольные люди. Вольные люди в России XVIII XIX веков особое сословие во вновь присоединённых к России губерниях, класс свободных людей, ни за кем не прикреплённых, и ни в цехах, ни в… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вольные люди. Вольные государевы люди в Московском государстве название людей, не носивших государственного тягла, не причисленных ни к одному из «московских чинов» и противопоставлявшихся… … Википедия

    Так назывались в древней Руси служилые люди, пользовавшиеся правом отъезда, преимущественно менее знатные и могущественные из них; лучшие же из них обыкновенно назывались боярами. Право отъезда заключалось в праве свободного перехода со службы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В России крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости с землёй по Указу 1803, на основании добровольного соглашения с помещиками. К середине XIX в. освобождена 151 тыс. душ мужского пола. * * * ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ в… … Энциклопедический словарь

    - (ед. ч. людин) старинный термин. Так называлась до половины XIII в. одна часть свободного населения на Руси, не состоявшая на службе у князя, но платившая ему подати, дани (другая часть свободного населения княжие мужи). По Русской Правде за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (или Свободные хлебопашцы) категория крестьянства в России в XIX веке. История Вольными хлебопашцами в официальных документах именовались бывшие частновладельческие крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости на основании указа от 20 … Википедия

Книги

  • Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их суд, права, обязанности и повинности). руководство для всех крестьян, волостных правлений, сельских и волостных сходов и
  • Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их суд, права, обязанности и повинности). руководство для всех крестьян, волостных правлений, сельских и волостных сходов и должностных лиц , А. Е. Гарнак. 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных,…

Сегодня слово «люди» является ничем иным, как простым обозначением понятия «человек» во множественном числе. Однако когда-то «люди» в единственном числе имели форму «людин». И «людином» считали далеко не каждого человека.

Вервь

До XIV века слова «крестьянин» в том значении, в котором оно нам знакомо сейчас, в русском языке не было. Первое упоминание о крестьянине, как о земледельце, появляется в летописях, датируемых 1390-ми годами.

Большую часть населения древней Руси составляли «люди» (или «людины»). Так до XIII века называли свободных граждан, преимущественно земледельцев, которые не состояли у князя на службе, но обязаны были платить ему подати.

Людины образовывали общины – верви. Филолог Е.Ф. Карский отождествлял слово «вервь» с «веревкой», то есть вервь – это определенная территория, обозначенная (ограниченная) веревкой. Дело в том, что для измерения расстояния в то время на самом деле использовали веревки определенной длины. Да и община действительно имела свой участок с четкими границами площади.

Поначалу люди верви являлись кровными родственниками, то есть членами одной семьи. Но постепенно людинов стало объединять не родство, а только близкое соседство. Об этом упоминается и древнем сборнике правовых норм под названием «Русская правда».

Данный факт подметил и профессор истории О.Ф. Миллер. Он писал, что вервь делилась на дома, сохи, тягла и так далее, что, по мнению ученого, указывает не на родственные отношения между членами общины, а на роль, посильное участие того или иного людина в жизни верви.

Круговая порука

Согласно «Русской правде», все члены верви были связаны коллективной ответственностью. Так если в границах верви обнаруживали убитого, то община обязана была понести денежное наказание – виру. Другими словами люди данной верви выплачивали семье пострадавшего определенному сумму. Или если следы ускользнувшего вора вели к общине, то людины должны были самостоятельно отыскать преступника в своих рядах или же выплатить князю штраф.

Положение в обществе

Выше людинов по социальной лестнице располагались другие свободные граждане - «княжие мужи». Их превосходство особенно заметно все в той же «Русской правде». Например, за убийство людина полагалась обычная вира, а за убийство княжиего мужа – уже двойная.