Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Христианский крест — каким он бывает? Откуда взялся в христианской религии крест и что он означает.

Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

Орудие смерти, ставшее символом жизни

Христианский крест - это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов - карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

Восьмиконечный крест - символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение "крест святого Лазаря", это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Внешние особенности православного креста

Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя - большая, а верхняя - малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники - по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках - арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

О законе золотого сечения

Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

Закон построения православного креста

На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

Крест Голгофа

Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета - с Ветхим.

Смысл изображения копья на кресте Голгофа

Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства - Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

Значение изображения трости и губки

Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

Символические надписи на монашеском кресте

У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя - Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями - славянским начертанием слов "Сын Божий" и греческим НИКА, что в переводе означает "победитель".

На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней - «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А - Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

Бессмертие, дарованное по вере

Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

Нательный символ христианской веры

Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

Два вида нательных крестов в Древней Руси

На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

Наряду с ними появились и так называемые энколпионы - также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в священников и митрополитов.

Главный символ гуманизма и человеколюбия

За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла - видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе" . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.

  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

7656 просмотров

Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.

Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….

Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.

Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.

Чем отличается православный крест от католического

Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.

Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:

“Крест всякой формы есть истинный крест”.

И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.

О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:

«Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). -24).

Сербский Патриарх Ириней так говорит:

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме ».

А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?

Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.

Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.

  • Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
  • Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
  • В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» - что означает Победитель.

  • Еще одной отличительной особенностью является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом распятии, и каждая по отдельности пригвождена на православном кресте.
  • Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
  • У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.

Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.

И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:

И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский » (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе «. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его » (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте » (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его » (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский » (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест » и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме », — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский » на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий » (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.


Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем .

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно! » — возражали одни; «Это не нужно! » — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва », - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


Католический крест Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк