Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны? О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения).

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг - дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им - самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля - тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием - существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе ».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

На вопросы телезрителей отвечает игумен Вениамин (Райников), секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Передача из Екатеринбурга. Эфир 23 октября.

Есть ли опасность заражения от целования многими и разными людьми креста, Причастия из одной ложки и запивания из нескольких чашек?

Теоретически, с точки зрения микробиологии, конечно, есть опасность, что какие-то микроорганизмы будут перенесены. Можно было бы этого бояться, если бы многовековая церковная практика не показывала обратного. Если бы эта опасность существовала, то самыми хронически больными и несчастными были бы сами священники - мы чаще всего целуем и подвергаемся большей «опасности», чем миряне, потому что из той же Чаши и той же ложкой напоследок священник потребляет после всех. Но нет падежа священнослужителей, никакой мор нас не берет.

Плюс ко всему, даже если с естественной точки зрения смотреть, вино имеет некоторый процент алкоголя, оно само по себе природный антисептик. Так что из церковной жизни мы не видим никаких опасностей.

Состою в сестричестве, в том числе мы занимаемся подготовкой больных к Причастию - рассказываем им о самом Таинстве, об исповеди. Но обычно есть возможность уделить этому только по 15-20 минут, а на следующее утро батюшка причащает. Есть ли смысл это делать, что посоветуете?

Надеюсь, батюшка на следующий день их не насильно причащает. Люди имеют право отказаться, наверняка у вас в практике такое было. Если бы даже вы с ними не один вечер говорили о Причастии, а лет 30 подряд, то все равно нельзя было бы давать гарантию, что человек достойно подготовился. По определению каждый человек недостоин этого Таинства и каждый не готов. Когда вы их готовите к Причастию, вы показываете им молитвы, а там прямым текстом написано, что «я не стою того, чтобы Ты взошел под кров моей души; но поскольку Ты, человеколюбивый, хочешь жить во мне, то приступаю с дерзновением…».

Богу этого в первую очередь хочется, потому что Бог хочет нашего спасения, потому что Он в основном-то и знает, что нас ожидает. К сожалению, мы не обладаем ни опытом, ни знанием о жизни вечной. Мы знаем из Священного Писания, что «не видел глаз, не слышало ухо того, что приготовил Господь любящим Его», поэтому все духовные высоты нам пока не ведомы. Мы к ним идем, Господь дает нам залог этой вечной жизни, в том числе в Причащении, в общении со Христом. Но это раскроется, конечно, только потом, в Вечной жизни, когда Господь в нас признает Своих, в силу того, что мы были в Едином Теле Христовом мистическом - в Церкви, и, естественно, проявляли это единство со Христом в причащении Его Таин.

Поэтому вы со своей стороны и права не имеете думать, готов он или не готов, потому что мы ответ на этот вопрос знаем - не готов, ни он, ни вы. Но если человек хочет - с дерзновением приступает (это в любом случае дерзновение, хоть он один день готовился, хоть сорок лет).

Ввиду этой темы хочется вспомнить житие Марии Египетской, где описывается ее причащение. Помните: блудница, ее акт покаяния, на следующий же день она идет в Храм Предтечи, там причащается. Хотя, по-хорошему, ей надо было эпитимию пройти лет 15, а тут - еще позавчера она веселилась на корабле, кого-то соблазняла, потом прошел день покаяния, и вот она уже причащается. Ей никто не говорил «Может тебе надо подумать, может тебе надо подготовиться», она Священное Писание к тому времени не читала, уже в пустыне она сверхъестественным образом выучила и знала его. Причастие сразу же в ней начало производить то действие, которое потом годами росло в этой пустыне и сделало ее великой подвижницей.

Очень опасно выносить суждения о готовности или неготовности, это не в наших силах. Мы можем помочь людям подготовиться, но сделать их готовыми мы не в состоянии.

Почему некоторые батюшки говорят, что нельзя записывать имена родственников на проскомидии, если они не причащаются (родственники крещены)?

Батюшки одновременно и правы, и неправы. Правы с точки зрения теории, но все сложнее при воплощении этой теории на практике, жизнь не всегда в рамки теории укладывается.

Какая логика у батюшек, которые не хотят молиться за людей не причащающихся? Человек получил благодать в Крещении, но она в нем не реализуется в христианскую жизнь. Он вошел в гости, но остановился на пороге; его приглашают за стол, но он не пошел - общение со Христом у него не началось. Понятно, что если человек не причащается, то у него активного и полного общения со Христом не происходит. Если у человека нет этой активной христианской жизни, тогда делают вывод, что он вне Церкви, поскольку Церковь - это Тело Христово, Тела Христова человек не причащается, он оказывается в Церкви только по формальному признаку Крещения. А поскольку он в действительности вне церковной жизни, протекающей в постоянном общении со Христом, тогда в отношении его не действительным становится символ, когда священник вынимает частицу из просфоры, кладет ее на дискос, который изображает живую Церковь, участвующую в этом пире веры, и в конечном итоге эти частицы погружаются в Чашу с Кровью Христовой со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоей честною». Таким наглядным образом показывается, что все во Христе, омыты Его Кровью, сама эта частица становится Телом Христовым в силу того, что пропитывается Его Кровью (тут уже идет очень интересная игра смыслов и действий). С человеком, который не причащается, эта сила просто не работает, она остается просто красивым пожеланием, но это не реальность жизни, это неправда. А поскольку это неправда, священник может не захотеть просто заниматься формализмом. Сама жертва на Литургии происходит от имени тех людей, которые были помянуты, приносится о всех и за вся. Когда эти люди к Евхаристии равнодушны, не имеют ней практически никакого отношения - как может священник за них и от них приносить эту жертву, ходатайствовать и молиться, чтобы эти люди причастились и были достойными Причастниками Христа, когда эти люди сами этого не хотят!

Но одновременно с этим, если длить дальше эту логику, тогда мы должны поделить людей на находящихся внутри Церкви, действительно имеющих право находиться на дискосе в виде этой частицы, и на тех, которые вне Церкви. Мы знаем, что человек, совершивший смертный грех, невидимым судом Божиим отпадает от Церкви, так нам катехизис говорит, и мы с этим совершенно согласны. В таком случае, надо было задавать вопрос и следующий: хорошо, эти не причащаются, а из всех людей, чьи имена поданы на проскомидию, есть ли кто-нибудь, кто в ближайшие три дня или со времен последней исповеди совершил смертный грех? Если да, то их также писать не надо, потому что они вне Церкви, этот символ над ними так же не работает. Но в таком случае мы дойдем до маразма и будем заниматься тем, чем нам непозволительно заниматься - разбор полетов и осуждение людей по каким-то признакам, восхищая Суд Божий. Если человек крещен, то мы по умолчанию считаем как добрые христиане, что человек внутри Церкви, но может быть, у него есть какие-то проблемы, мы пытаемся совместными усилиями всей Церкви решить наши общие проблемы. Его проблема в том, что он недостаточно активно со Христом живет, но это и моя проблема, моя община, и если кто-то надолго от этой общины отпал, я за него особенно молюсь, поэтому естественно желание написать его на проскомидию. Вреда нет ни священнику, ни тому, за кого молятся, единственное, что этот символ может быть бессмысленным. Если начать людей делить, давайте пойдем дальше, будем их делить их по принципу смертного греха, будем за ними наблюдать. Можно дойти до очень неприятных вещей.

- В Евангелии о Тайной Вечере Христос сказал Апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание».

А о Причастии Он сказал в 6 главе от Иоанна «Слова, которые Я говорю, суть Дух и Истина». А сейчас вроде пришел, ложку из Чаши съел, и ты со Христом соединился, слишком легко и просто…

Слишком легко это было и Апостолам, потому что у них было еще проще - и чин был покороче, и обставлено это было проще, и они вполовину не понимали, что происходит. Так же и Иуда съел, и с этим куском вошел в него сатана.

Это простота кажущаяся. Для того, чтобы в человеке начало действовать спасение, не нужно очень сложных схем. Действительно все должно быть просто, так и в Евангелии описано. Это совершенно нормальное явление, но не такое, как Вы описывали - с ложки съел и сразу со Христом соединился. Далеко не сразу. Ты можешь причаститься и на тебя ничего не подействует, а в худшем случае это будет в суд и во осуждение. Апостол Павел говорит, что «многие из вас болеют и умирают из-за того, что причащаетесь недостойно».

Поэтому не так все просто - с ложки съел и со Христом соединился. Может вовсе и не со Христом. Дело-то не во Христе, Господь дает возможность спасения и прикосновения к Себе Самому и специально не делает ничего сложного. Это было бы даже странно, что Господь Сам находит способ достучаться до человека, принимает его природу, говорит на его языке, ходит с человеком, его учит, с ним «нянькается», а потом вдруг придумывает какую-то очень сложную схему, чтобы человек начал пробиваться. Господь ищет человека и дает ему все, что необходимо для его спасения.

А начало нашего спасения положено одним словом - «Да», которое сказала Мария Архангелу. Не сказала бы Она «Да будет мне по глаголу твоему», ничего бы не было. Но Она сказала, и этот день - «спасения нашего главизна», мы вспоминаем этот день как Благовещение. Из ложки что-то съесть - это сложнее, чем сказать «Да». На самом деле, все в этом - скажи «Да» Богу, и будет тебе спасение.

Мне седьмой десяток, порой голова кружится. Прошу у батюшки выпить хоть стакан чаю перед Причастием, ведь он переваривается-то сорок минут. Почему такое длительное говение, от 12 часов ночи и почти до полудня? И ведь Тайная Вечеря произошла вечером. У нас слишком строго это происходит по сравнению с другими православными Церквями…

Не согласен, что слишком строго по сравнению с другими православными Церквями, не знаю, какие православные Церкви разрешают пить чай до Причастия.

В том, чтобы пить чай, нет никакой необходимости, это заложено, может быть, в привычке, может быть есть зависимость от этого чая, что накладывает дополнительные ограничения на начало свободной духовной жизни с Богом, с Причастием. Если такая ерунда, как чай, является проблемой, то надо задуматься, люди и большим жертвовали. Мы кровь должны пролить ради того, чтобы со Христом соединиться, а тут всего лишь чай не попить.

Потом, не такой уж большой пост. Евхаристический пост 6 часов. Нельзя сказать, что это официально узаконено, но нас так учили в семинарии. Надеюсь, эта проблема будет решена Межоборным присутствием в отдельном документе. Тот человек, который хочет причаститься на ранней Литургии (начинается в 6 часов), постится 6 часов, а тот, который пойдет на позднюю литургию, будет поститься 12 часов. А если мы причащаемся ночью, с какого часа поститься? Потому и говорят, что 6 часов - достаточный евхаристический пост.

Но перед Причастием пить чай - это как-то странно. Если уж такое обезвоживание, то почему же чай? Он не утоляет жажду, он обезвоживает. Поэтому пейте чистую воду, хотя я думаю, что это надуманная проблема.

На межсоборном присутствии при обсуждении этого документа было много мнений по поводу того, что есть физиологические ограничения людей при различных болезнях, которые не могут долго находиться без пищи и воды…

Да, сахарный диабет, например. Но еда еде рознь: одно дело, когда человек положит кусок сахара под язык, и это его спасет, а другое дело, когда этим человек оправдывает себе легкий завтрак с чаем, кофе и привычной сигаретой. «Седьмой десяток, надо пить чай…». Это неправда. Если чай не пить, вы будете здоровее и еще столько же проживете.

Знаю, что после Причастия нельзя становиться на колени. Я забыла об этом и встала. Является ли это грехом, и нужно ли каяться в этом на исповеди?

Нет, есть в жизни действительно большие проблемы и грехи, на которые следует обратить внимание. Если естественное религиозное чувство подвигло человека опуститься на колени, не думаю, что за это когда-то кто-то попадет в ад. Было бы очень странно, что все бы в человеке было хорошо, вся жизнь удалась, но такая осечка была в жизни, и - вперед в огонь, уготованный ангелами Его. Такого точно не будет. Было бы оскорбительно для Бога считать, что Он на это обидится. И потом, мы все-таки становимся на колени после Причастия, например в Пятидесятницу, мы делаем это после Литургии и, сподобившись Святых Христовых Тайн, три длинные молитвы слушаем стоя на коленях, и это нам не мешает.

Конечно, канон существует, чтобы люди не становились на колени, но откуда он идет? У нас есть аскетическая практика земных поклонов, которые человек несет, например, какое-то число земных поклонов. Обычное монашеское правило в дни праздников немножко облегчается, чтобы почтить святость этого праздника, и вместо обычных 200 земных поклонов кладут не земные поклоны, а поясные. В монастырских уставах вы это найдете. Это будет считаться послаблением молитвенного подвига в праздник. Монах не становится на колени после Причастия Святых Христовых Таин, не продолжает после этого свое сугубое покаяние. Он какое-то время пребывает со Христом, ликует, находится в приподнятом духовном состоянии, пытается пережить и другие чувства помимо скорби покаяния.

Всему есть свое время, все Бог положил мерой, числом и весом. Поэтому есть время для радости, ликования, есть время для скорби, поэтому не надо это мешать, и канон это регламентирует. Но если вдруг случилась такая потребность сердца, это не будет грехом. Есть и такие грехи, которые совершаются не в соответствии с литургическим календарем, человек может попасть в очень неприятную ситуацию и на Пасху, тогда ему захочется помолиться и опуститься на колени - я не верю, что Господь хоть каким-то образом будет иметь претензию к этому человеку.

Прочие вопросы, не о Причастии:

Знакомые недавно потеряли ребенка. Когда он был болен, отец ходил в церковь, молился, но когда ребенок усоп, он потерял веру, впал в уныние и отчаяние, начал осуждать Церковь. Как ему помочь?

Сложно решить такую задачу хотя бы в силу того, что немного неправильно поставлена задача. Есть задача переубедить - это значит, что он должен отказаться от своего мнения и принять чужое мнение. А в данном контексте человек никогда так не сделает, потому что у него есть реальный опыт своей боли, которая другому человеку неведома. Что может она (автор вопроса) из своего опыта сказать, чтобы он ей поверил? Внутри него, хотя он может не говорить этого, всегда будет мысль «Ты же не понимаешь, о чем идет речь, ты этого не пережила. Мой опыт реальный, действительный, моя боль настоящая, а у тебя голая теория».

И проблема неправильно была озвучена - он не потерял веру, он ее собственно не имел. Его вера была очень зависима, несколько потребительского свойства. Она нередко встречается, к сожалению, это формальные отношения. Очень странно, что в межличностных отношениях между людьми мы их сразу считаем недостойными, а в отношении с Богом считаем не зазорным так их строить. Представьте себе, что человек вступает в брак с девушкой ради московской прописки, а когда брак заключен, оказывается, что у девушки нет этой московской прописки, и он разочарован. Никто не говорит, что любовь была, это попытка построить фиктивные отношения на принципе увеличения богатства или статуса. Люди, если любят друг друга, то любят безусловно; в таких отношениях вместе переживается боль, радость увеличивается в два раза, боль уменьшается, это нам известно. И в отношениях между людьми не проходят такие вещи, как открытое заявление «вообще-то я тебе деньги платил». С Богом этот торг совершенно не уместен. Если он на этом поприще потерпел поражение, то иначе и быть не могло, потому что с Богом так торговаться «Я Тебе свечку, а ты мне все, что мне хочется» - это просто глупо. Либо нет отношений, либо есть отношения, он нашел Христа и уже вместе со Христом решает все проблемы.

Они даже с Богом могут возникать. Мы иногда и Бога терпим, нам не все нравится, что Он от нас хочет. Нам хочется есть, веселиться и сидеть, а нам приходится стоять, поститься, слушать много текстов, напрягаться, делать много такого, что нам не хочется делать прямо сейчас. Но мы над собой работаем, мы преодолеваем вместе с Богом все проблемы, которые на этом пути складываются. У праведного Иова были проблемы, он их произносил, не стеснялся говорить, что он не все понимает. Пришли его «друзья» (потом выяснилось, что не все из них были настоящие друзья), говорили ему вроде как правильные вещи, но они не испытывали того, что испытывает он. У них все хорошо, они здоровы, дети целы, а он потерял и имущество, и семью, и здоровье. Он вопрошает Бога, и в конечном итоге Господь его не наказывает за эти вопрошания, Он ему показывает высший смысл. Мы не видим словесного ответа в Книге, почему так все случилось, Господь говорит какими-то «округлыми» фразами: «посмотри на бегемота». Это не ответ на вопрос Иова, почему плохо. Господь рядом, и это в Его замысле, и этот замысел благ даже по отношению к Иову. Это открывает момент Богообщения; Иов сталкивается с Богом лицом к лицу, и все его вопросы исчезают - нет проговоренного ответа, нет словес.

Поэтому вопрос «Что мне сказать?» останется без ответа. Ничего ему не скажете, потому что у вас опыт - теория, а у него опыт реальной боли, которую надо пережить.

К сожалению, не начав отношения с Богом, ему тяжело пережить эту боль самостоятельно. Если бы он Бога нашел, если была бы вера до этой трагедии, он, даже произнося какие-то слова обиды, непонимания, должен был с Богом это проговаривать. Должен был соединяться с Ним, кстати сказать, в Причастии, жить в активном общении с Богом и активной внутрицерковной жизни, не на уровне «Я пришел, деньги заплатил» (Богу эти деньги не нужны совершенно), а на уровне отношений, которые неизвестно что ему сулят.

В христианской жизни есть такая добродетель под названием вера. Вера - это не просто уверенность в том, что Бог существует (в этом невелика мудрость, это и бесы знают), а вера на уровне доверия. Ты доверяешь Богу, знаешь, что даже если в жизни что-то очень неприятное, даже трагическое, совершенно разрушительное, но если ты жизнь свою отдал в руки Божии - ты знаешь, что Он плохо не сделает. Ты знаешь, что смысл может быть тебе непонятен, он может ускользать, но он есть, и высший смысл восторжествует, и Господь утрет всякую слезу, и скорбь будет преодолена с Богом вместе, потому что Бог так же скорбит с этим человеком.

Не так давно мы читали в одном из литургических чтений о воскрешении сына Наинской вдовы. Смысл чуда - Господь умилосердился и воскресил этого человека, а никакой причины кроме сострадания там не было. Этот сын Наинской вдовы потом в Евангелии себя никак не показывает, мы не видим ни его, ни его мать среди защитников Христа. Потом впоследствии они все равно умерли, проблема не была решена глобальным образом, но Господь отсрочил эту смерть, дал ему еще жизни, потому что смилостивился людскому горю. Так же Он сострадает и горю этого человека, так же готов с этим человеком эту скорбь понести, помочь ему в несении скорби.

Если человек не хочет, если существуют формальные отношения на уровне «Купи-продай», увы, он поддержки не найдет. Никакими деньгами он себе спокойствие души не купит. А женщина, которая спрашивала, никогда ему это спокойствие не даст, потому что эту боль просто невозможно облегчить. Нельзя словами сделать так, чтобы отец понял, что это не скорбь, потому что это - скорбь, нет слов утешения. Эту боль надо пережить, она должна все-таки пройти через человека, она в конечном итоге ему что-то даст. Это очень сильное воспитательное средство, но из него надо сделать вывод. Если этот урок пройдет для него без изменения самого человека, то, увы, эта смерть будет просто трагедией, просто болью, просто страданием. Она не разрешится в радость воскрешения, в торжество Божественной правды. Найти ее можно только в общении со Христом, не формально.

Это как раз иллюстрация того, как не нужно строить с Богом отношения - ходить в церковь только потому, что тебе что-то нужно. «Ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится».

- У меня равнодушие ко всему, посоветуйте, пожалуйста, как быть.

Если человек не испытывает соответствующего чувства (не касаемо религиозного, возьмем общее правило), например, ребенок не испытывает достаточного почтения к взрослому, к девочке, его все равно учат, когда встать, когда место уступить, хочется или не хочется. Понятно, что едва ли ребенку очень хочется уступать место в автобусе, но он себя заставляет, вернее сначала родители, потом общественное сознание, а потом он дорастает до такого состояния, когда ему действительно хочется это сделать. Он должен привести свое внешнее в соответствие со своим внутренним устроением.

В этом смысл всего нашего этикета, правил поведения в публичном обществе. Мы себя ведем так, как будто мы друг друга любим. Понятно, что мы не все друг друга любим, и не перед каждой женщиной у нас возникает желание встать, ручку подать, поцеловать. Но так это принято, и в конечном итоге эта форма формирует содержание.

Поэтому если у человека нет соответствующего чувства, он ведет себя так, как хотел бы, чтобы он чувствовал, и в эту форму потом вливается содержание. Другого пути нет. Если сидеть и ждать, когда тебе станет хотеться чего-то, можно не дождаться. Но надо начинать что-то делать. Один ученик задал своему старцу вопрос: «Что мне делать, я не испытываю страха Божьего?». Тот ему говорит: «Найди человека, который Бога боится, живи с ним, и научишься». Только так. Если человек не начнет жить точно так же, как тот, кто боится Бога, он никогда не научится. Надо хотя бы копировать.

В Церкви тоже есть уставы, заведенный порядок, как будто мы все благочестивы, как будто нам всем этого хочется. Сначала мы себя заставляем это делать, потом это станет естественно. Так же с молитвословиями. Сначала, когда человек читает все, что есть в молитвослове, ему хочется, чтобы поскорее все это закончилось. А потом это начинает быть ответом на его действительные внутренние духовные опыты, вдруг «вот оно, этими словами описано то, что я сейчас чувствую!». В конечном итоге эти слова становятся его словами, а не Иоанна Златоуста. Просто Златоуст так гениально ответил на его «запрос». Читают стихотворение, смотрят, что чувствовал поэт, когда это писал, а потом, может, и его чувства разовьются до того, чтобы понимать, о чем человек пишет. Равнодушие побеждается только практикой. Чувствовать не в наших силах, а делать - в наших. Если хотеть только чувствовать, мы можем и не дождаться. Не от чувств начинается дело, оно начинается от реальных шагов к своему спасению. Делай так, как будто бы тебе не все равно.

Мф 5:25: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу»…

Мириться надо со своей совестью. Совесть - это наш соперник, который нас обличает и говорит о том, что нам нужно жизнь поменять. Поэтому если мы не будем слушать свою совесть здесь, то потом ее предсказания сбудутся, и мы найдем свой суд. Увы, если мы не помиримся со своей совестью здесь, там мы окажемся со всеми своими проблемами, грехами и пороками.

- А если она обличает, причащаться можно или сначала примириться?

Можно просто сделать так, чтобы совесть не мучила - ее убить. Увы, есть люди с погибшей совестью. Апостол Павел с горечью об этом говорит. Но это не наш пусть. Если мы умертвим свою совесть, мы перестанем слышать голос, указывающий в каком направлении двигаться. Поэтому хорошо, если она обличает, правильно и делает. Не самоцель, чтобы она замолчала, по сути, замолчать она и не должна, она всегда должна говорить, куда двигаться дальше. Если компас нас ведет, а потом вдруг раз и пропадает, куда же идти? Этот процесс мы никогда не закончим, потому что Бог абсолютен и совершенен, на нашем пути нет остановки, и всегда есть куда сделать следующий шаг, а куда делать следующий шаг, говорит нам совесть. Едва ли мы достигнем за короткое время полного бесстрастия, да и то, как практика показывает, люди бесстрастные считали, что даже не положили начало покаянию. Т.е. у них наоборот, их вроде бы не должна совесть обличать, а они все в себе находят что исправлять. Парадокс, а на самом деле, чем чище человек, чем меньше у него этих проблем, тем яснее он этот голос слышит. Поэтому специально ждать, пока совесть успокоится, очень опасно, потому что можно этого дождаться, но тогда это будет обозначать, что, увы, сам засыпал эту совесть и будет очень плохо, если совесть перестанет обличать. Она должна обличать, это ее функция.

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

Как лучше подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн?

К Таинству Святаго Причащения приступают только православные, те, кто постоянно ходят в церковь, строжайше соблюдают все посты, венчанные, молятся, со всеми живут в мире, каются в грехах,- такие люди с разрешения духовника приступают к Чаше.

Нужно готовить заранее и душу, и тело, чтобы соединиться с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста - Спасителю и Божией Матери, четыре канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности - 500 молитв Иисусовых и 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." Но и прочитав это правило, даже если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и на Его великое человеколюбие.

Перед Причащением необходимо чистосердечно покаяться в присутствии священника. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к Чаше, если запретит духовник или если утаишь грех. В телесной и месячной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения. До и после Причащения надо воздерживаться от супружеских отношений.

Надо помнить, что до Причащения или после него обязательно бывает искушение. После Причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Божественные книги.

Как часто надо причащаться? Как узнать, что причастился достойно, не в осуждение?

Если человек венчан, соблюдает посты, среду, пятницу, читает утренние и вечерние молитвы, живет со всеми в мире, если он вычитывает перед Причащением все правило и считает себя недостойным, приступая к Причащению с верой и со страхом, то он причащается Христовых Тайн достойно. Душа не сразу, вдруг почувствует себя достойно причастившейся. Может, на другой день или на третий душа почувствует умиротворение, радость. Все зависит от нашей подготовки. Если мы будем усиленно молиться, стараться, чтобы каждое слово молитвы проникло в сердце, поститься и считать себя при этом грешным и недостойным, то можем сразу почувствовать присутствие в нас Господа. После Причастия будут в нас мир и радость. Сразу же может прийти и искушение. Надо быть готовым к нему, встретив, не соблазняться и не согрешить. Значит, диавол знает, что мы подготовились. Но самое главное - считать себя грешными и недостойными. Конечно, если мы будем так жить, что нас будут насильно принуждать читать каноны, утреннее и вечернее правило, и мы будем это делать спустя рукава, у нас в душе и не родится это чувство греховности. Поболтать у нас хватает времени, побегать, посмотреть - что где лежит, кто чем занимается. На это у нас энергии хватает. Или будем дотягивать, гнать время: "О, три минуты до полуночи осталось! Надо пойти поесть!" Это не православный дух. Это дух сатанинский. Так не должно быть. Православный все должен делать с благоговением и страхом Божиим. Душа православного христианина чувствует Бога и после причастия, и между причастиями. Господь рядом, стоит у дверей нашего сердца и стучится: а вдруг отворят, услышат Его стук? Святые отцы чествовали благоговение, страх в своей душе и поддерживали эту благодать молитвой. Они, чувствуя, что ослабевает молитва, исповедовались и приступали к Чаше, и Господь укреплял! Опять душа возгоралась. Причащение - это единственное таинство Церкви, где душа человека может загореться пламенем божественной любви; потому что в Причащении мы принимаем в себя Живой Огонь, Самого Творца вселенной.

He передается ли инфекция через крест, ложечку для причащения, иконы?

В церкви мы имеем дело уже с Небом. Здесь мы уже не на земле. Церковь - маленький кусочек Неба на земле. Когда мы переступаем через порог храма, мы должны забыть обо всем земном, в том числе и о брезгливости (брезгливые обычно блудливые, - говорят святые отцы). Инфекция передается только греховным путем. Многие люди работают в инфекционных отделениях, в туберкулезных больницах, но не болеют этими болезнями. Туда и священники приходят - причащают. И никогда никто еще не заразился. Заражаются люди только через грех.

Когда к Чаше подходят, то принимают с одной маленькой ложечки - лжицы - Творца Вселенной, Живого Христа, Тело и Кровь Христовы. Здесь Сами Чистота и Стерильность. Здесь настолько все чисто, что у верящих даже не возникает мысль о заразе. Через руки священника Сам Христос входит в человека. Не часть Его Плоти и Крови, а в целом в каждого причащающегося входит Господь. Ангелы в трепете, в страхе присутствуют. И что тут говорить о какой-то инфекции. Было время, в 62-63-х годах, атеисты приходили в церковь и учили, что надо после каждого причастника лжицу опускать в специальный раствор. Ну, это для них... Они же не понимают ничего. А то, что душа их стала уже сосудом сатаны - это нормально, ничего страшного!

Когда праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они собрались причаститься. Один вычитал правило, а второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь. Тот, который вычитал, спокойно подошел к Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил себе так: "Господи, мне так хочется принять Тебя; а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий..." Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу самое главное - наше сокрушенное сердце, осознание своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если мы тысячу лет будем готовиться, мы никогда не будем достойны - мы должны надеяться на милость Божию. Если Господь не поможет, мы не сможем причаститься достойно".

Когда причастишься, то чувствуешь на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо попоститься - "сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21), поэтому надо накануне же хорошо помолиться, разогреть свою душу, попоститься - страсти отойдут. После Причастия надо стараться пребывать в молитве, сохранять душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать, не ценят Причастия. Они причастились - и сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт. Это потому, что не по их воле все происходит. Надо им бытовать, все до конца разрывать, все отношения. Вот, таких людей еще много, они называются бутовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не дорожат. Самое главное - чтобы было все по их желанию. А если (не дай Господь) что-то против них - все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда, до самой смерти, не будет. Это самое страшное состояние души человеческой. Человек живет по своей воле и никто ему не имеет права ничего говорить. А так у них все хорошо, только не троньте их - ужалят...

Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то - в осуждение?

Если человек чувствует, что он принимает Плоть, значит Господь это дает для укрепления веры. Но правильно - чувствовать вкус хлеба. Сам Господь говорит: "Я есмь хлеб Жизни" (Ин.6,35).

Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем недавно одна женщина звонила из Киева, говорит: "Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я когда сегодня пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала: "Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот?" Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку съесть. Она у меня так во рту и держалась. Пришла домой - рот полон мяса. Никак не могу проглотить. Несколько часов я рыдала, плакала, просила Господа - жалко выбросить, а проглотить никак не могу! Потом Господь освободил - я проглотила и вот теперь звоню. Что, я страшно согрешила?" - "Покайся, что ты усомнилась в этом", - говорю ей.

Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина Кровь Свою претворить, а из хлеба - Плоть. Человек принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося целиком входит Живой Христос.

Мы знаем слово апостола Павла о принятии Святых Даров "без рассуждения ". Хочется узнать, можно ли давать подобные рекомендации человеку не верующему в Бога?

Подходить к Чаше и причащаться могут только верующие люди, те, которые веруют в распятого Иисуса Христа как Сына Божия, искренне исповедаются в грехах. А "сырому материалу", который в церковь не ходит, Богу не молится, постов не соблюдает и стремится причаститься "на всякий случай", мы обычно говорим: "Вам рано причащаться. Надо готовиться". Некоторые защищают таких "прихожан", говорят: "Если их не допускать, то кого же тогда допускать?" Богу количество не нужно, Богу нужно качество. Лучше один человек достойно причастится, чем двадцать недостойно. Святитель Григорий Богослов говорит: "Лучше я свое тело отдам на растерзание псам, нежели Тело Христово недостойным".

Надо иметь рассуждение. Из опыта знаем: все, кто пришел в церковь креститься и не подготовился, остаются вне Церкви. Потому мы просим серьезно подготовить душу к этому Таинству, ходить на церковные службы, молиться. Когда такой подготовленный человек примет крещение, он станет верным членом Церкви, постоянно будет в храме. Вот это и есть настоящие православные. В день Страшного Суда по левую сторону нашего Судии будет очень много крещенных, "православных". Они будут доказывать, что они верующие, но Господь скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу.и ангелам его" (Мф.25,41).

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Можно ли причащаться невенчанным?

Этот вопрос очень сложный, и его должно решать с духовником. Невенчанный брак Богом не благословлен. Например, женщина живет в Москве. У нее квартира. Из другого конца Москвы к ней приезжает мужчина и сожительствует с ней. Ну, и как: можно таких людей допускать до причастия?" Многие воскликнут: "Батюшка, это же блуд. Они незаконно живут".

Хорошо. Потом этот мужчина собирает свои вещички и перебирается к ней, думает: "Что я буду ездить туда-сюда". Приехал, стал жить, прописался у нее. Зарегистрировались в ЗАГСе, на случай развода, чтобы поделить нажитые вместе вещички. Стал ли тогда брак законным? Ничего подобного, он такой же незаконный. Просто они съехались вместе.

Законным этот брак будет тогда, когда они будут иметь крепкую веру, дадут Богу обещание соблюдать в браке чистоту, то есть в посты не потакать пехотным желаниям, не прелюбодействовать на стороне и повенчаются. Вот тогда этот брак будет "зарегистрирован" на Небесах. Этот брак Богом благословлен.

Сейчас многие венчаются по настоянию родителей. Мать сыну или дочери говорит: "Надо вам обязательно повенчаться!" И дети в угоду родителям венчаются в церкви. Мать спокойна, утешена. А они пожили месяца два-три, скандал, и разбежались. Вскоре находят себе другую пару и начинают жить новой семьей. Так они прелюбодействуют и попирают святые узы венчанного, благословленного Богом брака.

Законом, данным Богом, эти люди связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых обоих супругах никто из них не может жить с другим человеком. И ни один священник не имеет права их венчать.

Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. "Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует" (Лк.1б, 18). "Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" (1 Кор.7,10).

Если стало невмоготу жить с супругом, и вы разошлись, значит, надо сохранять себя в чистоте; но лучше примириться с тем, кого даровал Вам Господь.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.

Вопрос:

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Зубкова

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное - быть в радостном настроении и благодарить Бога!

Людмила М
Православный христианин

Как правильно вести себя после причастия-суеверие или нет.

  • Батюшка,меня очень волнует вопрос такого рода-как правильно вести себя после причастия.С воздержанием от осуждения и т.д...и не плеваться все понятно.А вот с тем что говорят давно воцерковленные люди не очень.В частности как поступать с посудой из которой ешь в день после причастия(мыть только отдельно и воду вылить после мытья куда-нибудь так чтобы по ней не топтались,а в канализацию нельзя,и одежды в которой причащался касается тоже -стирать отдельно от другой и с водой поступать также),если ты что-то начал есть то доедать до конца и не давать этого делать другому человеку.Нельзя мыться(ну с некоторыми понятиями в плане мытья не поспоришь-умываясь или моя голову можно неосознанно отплевываться от воды и сплюнуть),разве благодать можно смыть.Стричь ногти и т.д.Благодать уйдет.Объясняют это тем что после Причастия в человеке и на нем освящается все(это про одежду).И все предметы,особенно попадающие в рот человеку(это про пищу и посуду)освящаются в этот день.На сколько это правда,если правда вобще.Если можно по подробнее.
  • И еще вопрос такого плана.Мама постоянно твердит о том что волосы,ногти и ватки,повязки и,простите,прокладки с кровью ни в коем случае нельзя выбрасывать-только сжигать-большой грех.При чем для меня,чем больше я интересуюсь православными обычаями, более не понятны и больше смахивающий на языческий ритуал с целью сохранения себя-любимой от порчи и сглаза.Спросила по этому поводу у батюшки -получила ответ-по поводу ногтей и крови не знаю,а вот за волосы бабушка говорила не выбрасывать.А то птичка в гнездо унесет потом голова болеть будет.Так что и ногти и кровь тоже не выбрасывать в мусор,а сжигать.Прекрасно понимая что батюшки тоже люди спросила у другого священника на что получила ответ-по вере твоей.Если ты с Богом кого убоишься? Из чего сделала вывод что таки язычество и вера в это-грех.Сказала это матери на что получила гневное вразумление и требование слушаться наставления первого батюшки коль у него исповедуешься постоянно и ищи наставлений такого рода в трудах Святых Отцов.Вот теперь и точит червячек сомнения исповедовать грех суеверия или то что нарушила его указ(батюшки) этому же батюшке и своего рода осуждении его в суеверии.Все это как-то можно обосновать или опровергнуть.А то на душе смута и в голове-каша,а вопросов такого плана все больше и больше.

иерей Дионисий

1. "Послепричастных" суеверий больше, чем Вы думаете. некоторые "особо благочестивые" даже собственную "освященную" мочу пьют, чтобы "благодать не пропадала". Конечно, это полная чушь! Ничего из перечисленного Вами не является ни каноническим требованием, ни церковной традицией, не имеет ничего общего с учением Православной Церкви. Мойтесь, мойте, стирайте и т.д.
2. Я вот попробовал себе представить женщин, которые постоянно сжигают прокладки... Жуть какая-то... Полное суеверие! А что нужно было делать древним, у них прокладок не было и, простите, по ногам текло... ? Про волосы - тоже суеверие. Ну как птичка, унесшая волосы в гнездо может повлиять на голову, которая начнет болеть? Где тут законы физики и банальной логики?__________________
Истина в Боге, а Бог есть Любовь!

Людмила М
Православный христианин

Так вот и я о том же,батюшка(это по поводу второго ответа)! Только вот как матери это объяснить(она каждое воскресенье в церковь ходит,часто причащается в отличии от меня-муж у меня совершенно далекий от веры в Бога)...или просто оставить ее в покое и не высказывать ей о своих знаниях и мнении по поводу таких вопросов,а на ее замечания не реагировать вобще или согласно кивать головой,но поступать согласно своим знаниям.Просто начиталась она всякой всячины вроде пророчеств отрока то ли Вячеслава то ли Вениамина не помню.А там написано что к концу существования мира бесы будут обличаться в частички плоти,крови и т.д. людей (выбрасываемых) и жить среди людей(как буд-то они и так не среди нас постоянно)так сказать-во плоти...Ну прям Голливудский ужастик,а не книжка.Может конечно этот мальчик и свят перед лицом Господа,но мира в семье эти публикации не добавляют как и книги Нилуса тоже.Как на мой взгляд многие из них умилительны и для новоначального человека полезны,но от большинства просто веет мистификациями и народными поверьями далекими от православия.
Вы уж простите меня грешную если что не так пишу и поправьте,батюшка.Только мое врожденное качество характера знать и уметь максимально в своей профессиональной деятельности,учебе и т.д.и касательно веры в Бога тоже.Какой же толк от меня будет как от работника...христианки когда я не смогу ответить на задаваемые мне вопросы и не ввести в заблуждение человека,особенно когда это касается спасения его души.
Если не сложно,ответьте еще на пару вопросов в этой теме.Я еще не очень хорошо разобралась как новые создавать:
- Почему нельзя гладить по голове детей(спрашиваю потому что слышала это от батюшек)как собственно вобще любого человека.Только класть руку на голову вроде того как батюшка делает при благословении.Или это опять из области фантастики.
- по поводу телесных наказания ребенка.Почему шлепок по пятой точке ладонью категорически запрещен,а вот ремнем или лозиной по этому самому месту -пожалуйста.Это опять таки от батюшки мама на исповеди услышала когда жаловалась на непослушание внука.Возможно конкретно в моем случае необходимо больше информации чтобы давать советы.Только у нас на приходе у батюшки спрашивать очень тяжело.Он выслушивает вскользь продолжая заниматься чем-то и так же отвечает.А в другой храм ходить проблематично.Муж скрепя сердце последнее время более или менее регулярно стал меня отпускать в церковь.А с двумя маленькими сорванцами тяжело самой ходить-сказывается травма позвоночника в детстве.С мамой не реально-старший в ее присутствии просто невменяемый и неуправляемый.А мне так хочется отсеять все суетное,а не как трусливый заяц бояться не так сесть или не так стать,а то благодать уйдет или птичка чего не так сделает...
Спаси вас Господи!И заранее благодарю за ответ...

Можно ли причащаться каждое воскресенье, если я человек болящий?

Каждое воскресение причащаться можно, но этот вопрос надо обязательно решить со священником, у которого регулярно исповедуешься, т.е. духовником. Если он видит, что от этого будет вам духовная польза, то обязательно благословит причащаться каждую неделю. Самостоятельно принимать такое решение не полезно.

диакон Сергий Правдолюбов

Надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Как правильно принимать Честные Дары?

Как правильно принимать Честные Дары? Прожевать и проглотить до запивки или вместе? И в каком порядке сначала запить, а потом просфору или наоборот?

Вначале вкушают Святые Дары, а затем запивку и просфору.

иерей Николай Фатеев

Как вести себя в день Причастия?

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков: нельзя в этот день мыться, нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками? Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул? Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день? Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целу­ешь 100 раз за день?

Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь. По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.

иерей Николай Фатеев

Как часто можно причащаться в Великий пост?

Время поста способствует тому, чтобы причащаться чаще, чем обычно. А вот насколько часто следует причащаться, если не можете решить сами, спросите у священника лично.

иерей Димитрий Туркин

Расскажите про чин Литургии Преждеосвященных Даров

Почему древняя Церковь установила чин Литургии Преждеосвященных Даров и кто на ней может причащаться?

В древней Церкви служение божественной литургии свт. Иоанна Златоустого или свт. Василия Великого было связано с торжественными праздничными днями. Седмичные дни Великого поста – время покаяния, а не торжества, поэтому в эти дни служится особая литургия - Преждеосвященных Даров. На этой литургии освящение Даров не совершается, но частицы Святых Даров, освященных на литургии в предыдущий воскресный день, погружаются в Чашу с вином. Поэтому причащаться за этой литургией могут только те, кто способен принять частицу Святого Тела, и не могут те, кто обычно причащается только Святой Кровью; как правило, это младенцы младше двух лет.

иерей Димитрий Туркин

Что делать, если не все понятно в молитвах перед Причастием?

При подготовке к Таинству Причастия я испытываю неловкость при чтении некоторых молитв. Порой мне самой не все бывает понятно, и чтение молитв бывает формальным, так как не идут от моего сердца, а значит, не доходят до Бога. На исповеди я признаюсь в несосредоточении, рассеянности и думаю, что не достойна принимать участие в Святом Причастии, хотя получаю благословение. Мне больно об этом говорить, но получается, что я сама себе мешаю оценить и принять в себе значение этого Таинства. Как решить мне эту проблему?

Причащаясь, нужно помнить о той ВЕЛИКОЙ милости, которую дает Господь нам, недостойным. От чувства вины Господь нам дает избавление в Таинстве исповеди. Надо каяться в своих грехах, каяться искренне и чистосердечно. После же исповеди Господь дает нам великую милость приступить к Чаше. Постарайтесь на досуге просто перечитать молитвы, пользуясь толкованием или словарем, чтобы не оставалось непонятных мест, уделите больше времени чтению молитв, чтобы ум не рассредоточивался. Советую почитать книги митр. Антония Сурожского о молитве, там Вы найдете много ценных советов по тому, как внимательно молиться.

иерей Михаил Михайлов

Как готовиться к причастию внутренне?

Стараться все, что мы должны делать перед причастием, делать не только внешне, но и внутренне. Вот так и будет подготовка к причастию внутренне. Стараться, чтобы наши молитвы перед причастием были внимательны - не просто вычитывание правила. Внимательно и сосредоточенно готовиться к исповеди. И еще один такой важный момент: мы должны считать, что мы недостойны идти причащаться и в тоже время идти. И то и другое должно быть.

Когда мы начинаем так считать, что «мне все можно, вот я пойду и причащусь» - значит, мы теряем страх Божий. Если же считаем, что недостойны, и не идем причащаться, то мы тоже не вы­полняем эту заповедь. Сказано: «Со страхом Божием и верою приступите...». То есть со страхом и верою, но приступите! Значит, мы будем приступать, но со знанием, что мы недостойны.

Св. прав. Алексей Мечев об этом говорил: когда вы идете исповедоваться, считайте, что вы не достойны, чтобы вас допустили. И было много случаев описано близкими к нему людьми, когда приходили люди на исповедь, с виду благочестивые, как будто серьезные, и он их не допускал к причастию: вот человек пришел, с серьезным видом, исповедовался и был не допущен, ушел в великой скорби. И вот о. Алексей на недоумение во взгляде одного своего приближенного так и ответил: подойдешь причащаться, не думай, что достоин, пошел и тебя допустили. Считай себя недостойным. Вот так вот и будем делать, и это и есть внутреннее приготовление к причастию.

иерей Михаил Немнонов

Можно ли целовать руку священника и иконы после причастия?

Скажите, пожалуйста, правильно ли после Причастия, когда целуешь крест, не целовать руку священника? А иконы? Спаси Господь.

После принятия Святых Таин Вы сразу выпиваете запивку и вкушаете кусочек просфоры, таким образом, во рту уже не остается Святых Частиц. После этого можно прикладываться к иконам, а также вместе со всеми подходить к целованию креста. И причастившиеся и непричастившиеся за Литургией при целовании креста по обычаю целуют священнику руку.

диакон Павел Миронов

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Как понять, в каком храме можно приступать к Причастию?

Если находишься в путешествии или просто далеко от дома, как понять, в каком храме можно приступать к таинствам исповеди и причастия, а в каком нет? В храмах Московского Патриархата, понятно, можно, а в других православных храмах?

Когда путешествие совершается по России, то, войдя в храм, если есть серьезные сомнения, можно деликатно спросить – относится ли этот храм к Русской Православной Церкви или нет, и тогда решать, можно ли здесь причащаться. Находясь за границей, задать подобный вопрос в храме будет не всегда удобно. Не имея убедительных свидетельств о принадлежности храма Православной Церкви, самому разобраться в этом будет трудно. Поэтому исповедоваться и причащаться лучше в храме, относительно которого сомнений никаких нет.

иерей Димитрий Туркин