Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Сад в японском стиле план. Сад в японском стиле своими руками

Японские сады завораживают с первого взгляда. Наполненные гармонией, использующие силуэты и текстуры наравне с зонированием, они излучают покой и умиротворенность, но никогда не бывают скучными. Неудивительно, что идиллические японские ландшафты вдохновляют многих на создание если не всего сада, то хотя бы отдельной зоны и уголка в японском стиле ландшафтного дизайна. Но если повторить мотивы достаточно просто, то воссоздать ту же атмосферу и ту же иллюзию совершенства удается не всегда.

Разница в климатических условиях и ограниченный набор «аутентичных» растений неизбежно сказываются на оформлении. Но в японском стиле главное – не точность, а настроение, гармония и умиротворенность. И именно на них нужно ориентироваться в создании собственного уголка для раздумий и медитаций или отдыха в японском стиле. А профессиональные уловки помогут добиться цели без особых усилий.

boriskhol

Как и в любом узконаправленном стиле ландшафтного дизайна, в японском саду есть свои строгие критерии обустройства и оформления, отступать от которых нежелательно. Особую, неповторимую атмосферу такого сада создает, прежде всего, ограниченный, узко очерченный инструментарий: материалы, растения, допустимые сочетания и силуэты в японском стиле строго оговорены. А типичные мотивы, или «сюжеты» для сада из простых образцов превращаются в правила оформления.

Создать даже маленький уголок медитации с сохранением аутентичной атмосферы японского стиля непросто. Ведь это не то течение ландшафтного дизайна, в котором можно лишь подражать: «подделки», имитации и поверхностное отношение распознаются сразу. Даже малейшие отступления от философских основ японского сада могут привести к потере особого настроения и гармонии.

Особо сложной задача создания японского сада кажется там, где зимы суровы и типичные для самой Японии растения просто не растут. Но если в вашем саду не живут магнолии или тропические экзоты, это еще не значит, что вы не можете воссоздать уголок Японии на своем участке. Главное — правильно подойти к подбору растений по их живописности, акварельности, красоте силуэтов и палитре окрасок. С материалами все гораздо проще: и из местных пород камня можно создать красивые объекты.

У этого стиля есть и свои каноны, и свои секреты. Познакомимся поближе с 12 главными «тайнами» японского сада, которые помогут избежать ошибок в оформлении уголка в японском стиле на своем собственном участке.


Секрет 1. Вдохновляйтесь природой

Японский сад прославляет гармонию природы и ее красоту. И в оформлении сада всегда лежат природные пейзажи. В поисках вдохновения для обустройства уголка в японском стиле для своего сада обратитесь именно к природным ландшафтам этой далекой и такой прекрасной страны. Холмистый рельеф, естественные сочетания куполообразных, живописных силуэтов кустарников и деревьев с водными объектами, камнями и мхом — вот те «основы», от которых стоит отталкиваться в поисках идей.

Характерные особенности японского стиля определяет взаимоотношение растений, камней, воды и мха. И каждый из этих элементов вы должны использовать так, чтобы создалась иллюзия природной красоты и подлинности. Камни должны «врастать» в землю», кустарники — сверкать на фоне крупных валунов. И если вы будете помнить об их симбиозе и попробуете повторить присущие природе Японии мотивы, вы никогда не ошибетесь. Создавайте миниатюрные ландшафты, вдохновляясь то красотой прудов, то горными пейзажами и подмечайте соотношение силуэтов, форм и размеров.

Секрет 2. Никакого непрерывного цветения

Если вы хотите добиться аутентичности в оформлении японских уголков, то прежде всего забудьте о самом модном и ставшем едва ли не обязательном принципе озеленения – эстафете цветения, благодаря которой в садах не бывает даже дня, когда хотя бы одно растение не цвело, каждый из сезонов одинаково прекрасен и пышноцветен. В японском саду все наоборот: вы должны подчеркнуть красоту каждого сезона и его характер, четко разделив этапы цветения и смену облика ландшафта согласно с временем года.

Главный сезон цветения должен приходится на весну. Магнолии, азалии, пионы – вот главные звезды красочного, наполненного цветовыми пятнами сада. Летом в японском садике должны цвести разве что кувшинки и редкие штучные акценты: покой, умиротворенность зеленого цвета, представленного во всем разнообразии, воздействует в эту жаркую пору сильнее, чем любые обильно цветущие акценты. Второй «взрыв» цвета, и, пожалуй, наиболее незабываемый, нужно запланировать на осень: когда листья растений с бесподобными силуэтами кустарников перекрасятся в яркие тона, сад вспыхнет огнем и багрянцем, раскроется заложенная в него живописность. Но не стоит думать, будто хотя бы зимой японский сад может быть «пустым». Именно с прицелом на самое холодное время года так строго подбираются растения с красивыми силуэтами и причудливыми формами, так тщательно используются камни. Когда ветки припорошит первый снег, японский сад раскроет свою структурную гармонию.


Erika Colombo

Секрет 3. Становитесь древопоклонником

Важность древесных в японском стиле ландшафтного дизайна переоценить невозможно. И дело не только в том, что почитание деревьев является частью местной религии. К ним действительно особое отношение: обычная структурирующая роль крупных акцентов дополняется функцией смыслового центра даже маленького уголка и статусом главной гордости композиций. В таком саду деревья должны выглядеть естественно, так же, как и в природе (пусть для этого иногда и нужно неустанно трудиться). Искривленные и склоненные временем и ветрами, живописные и неповторимые по силуэтам, «слоенные» и ярусные, пейзажные виды деревьев здесь более уместны, чем стриженные и строгие.

Используя древесные в оформлении, не забывайте о типичных для японских садов растениях, разнообразие видов и сортов которых позволит найти сорт и вид, подходящий для любого климата. В уголке, оформленном в японском стиле, уместны:

  • самый знаменитый обитатель японского сада – сосна, символ роста и жизни, прекрасная и в карликовых формах, и в величественных видах-исполинах;
  • неповторимая в своей живописности сакура — японская декоративная вишня, цветение которой стало символом Японии;
  • великолепные и вариативные короли осени клены.

Секрет 4. Цветные пятна цветущих кустарников

Японский стиль не требует высадки десятков разных цветущих растений. Лучше выбрать 1-2, но очень броских кустарника, красота и обильность цветения которых все скажут за себя. Из всех цветущих растений, которые можно использовать в оформлении уголков и зон в японском стиле, именно кустарникам всегда нужно отдавать предпочтение. И выбирая конкретное растение, лучше ориентироваться на весеннее цветение и яркий окрас: на пике цветения кустарник должен превратиться в сплошное цветовое пятно или удивлять крупными, необыкновенно красивыми цветками огромного размера.

Абсолютные фавориты японского стиля :

  • рододендроны всех размеров и видов, красоту которых невозможно затмить, и являющиеся эталоном эффектности среди садовых кустарников;
  • древовидные пионы с гигантскими и поразительно акварельными цветками, у которых даже тычинки особенно живописны;
  • форзиции в подстриженной форме, придающие ландшафтам изящество и естественность, покоряющие ранневесенней россыпью ослепительно желтых цветков-звездочек;
  • цветущие магнолии, которые даже в кадочной форме представляют собой зрелище необыкновенной красоты;
  • живописная, с вытянутыми силуэтами и элегантными контурами ирга, которая не только красиво цветет, но и даст тень, не перетяжеляя визуально даже самый маленький уголок для отдыха;
  • живописный пиерис японский, у которого красота цветения может потягаться с эффектностью листьев;
  • вечнозеленая лавровишня с ее эффектной зеленой кроной, прекрасной и без формирования;
  • гортензии с их очень крупными соцветиями-шапками.

Если места мало, полноценные кустарники всегда можно заменить на ловкие лианы, которые легко заполонят бамбуковый забор – к примеру, жимолости или глицинию, цветение которой превратится в еще один незабываемый «штрих» японской весны.

Секрет 5. Не бойтесь воды

Вода — такой же основополагающий элемент японского стиля, как и растения с камнями. Представить себе японский сад без живописного пруда, придающего саду особую выразительность и очарование, наполняющего ландшафты жизнью и подчеркивающего атмосферу умиротворения и покоя просто невозможно. Водоемы, водопады, ручьи буквально дышат гармонией и покоем, а на красоту водной глади с плавающими на ней листьями кувшинок, каменные берега, густо поросшие растениями и обрамляющие пруд кустарники невозможно не любоваться часами.

Конечно, если вы оформляете в духе японского сада весь участок, то можете позволить себе эксперименты с водоемами любого типа и размера. Но вот если вы обустраиваете лишь один японский уголок, особенно если всего лишь воссоздаете сад камней или террасу, то водные объекты кажутся невозможными. Но воду не только можно, но и нужно использовать даже в таких исключительных обстоятельствах. Мобильные прудики, мини-водоемы, комнатные и интерьерные фонтанчики привнесут водную стихию куда угодно. Тем более, что оформить мобильный пруд более чем легко, он не требует такого ухода и усилий, как полноценный водоем. И в нем вы всегда сможете выращивать даже экзотичные, недоступные в вашей местности растения -например, звезду подлинных японских садов — лотос. А если возиться с растениями нет желания – просто установите каменные колодцы или чаши и наполните их водой (особенно хороши оригинальные цукубаи – каменные баки для ритуального омовения рук). Имитировать воду можно и полянками, покрытыми гравием или песком: обработка граблями, оставляющая на поверхности волны, имитирует в саду камней именно волнистую водную гладь.


Tony Shertila

Секрет 6. Мох и почвопокровники в компании избранных многолетников

В японском саду «зеленые лужайки» играют очень важную роль. Но традиционным газонным травам тут не место. Их нужно заменять либо мхом, либо более подходящими для наших условий почвопокровниками – вальдштейнией, аценой, которые смотрятся не менее эффектно. В японских садах любят использовать и барвинок с его зимнезеленой листвой. А папоротник-листовик и пахизандра образуют действительно сказочный ковер, который мягкими переходами соединяет камни.

С многолетниками для японского сада все не так просто. Водные виды ирисов и злаков при оформлении водных объектов можно использовать на свое усмотрение, лишь бы они не нарушали цельности образа и баланса. А вот в качестве дополнения для камней, валунов, кустарников и древесных многолетники используют буквально «штучно», делая ставку либо на естественную красоту, «дикий» эффект, либо на броскую листву. Хорошо впишутся в уголок в японском стиле незабудки, бадан, хоста, овсяницы, примулы, японские ирисы.


doyouknowjapan

Секрет 7. Каменное волшебство

Подражая природе, отталкиваясь от прудов и ручьев в структуре ландшафта японский сад предлагает непременной частью оформления и озеленения сделать камни. Главное для японского стиля – простота, естественность форм и линий. Для уголка в духе Страны Восходящего Солнца используют только натуральный и необработанный камень. Причудливые, необычные, с разной окраской и текстурой камни использовать нужно наряду с мелким декоративным каменным грунтом, крупнозернистым песком и гравием. Плоские камни для пошаговых тропок, речная галька, огромные валуны и россыпь камней поменьше должны сформировать структурную основу композиций и заполнить все свободное пространство, остающееся от растений. Камней в любом объекте, оформленном в японском стиле, должно быть как минимум вдвое больше, чем растений.

И помните о символическом наполнении композиций, превращающих все каменные элементы в нечто большее. Крупные валуны – символ скал, прикопанные в землю средние камни – омываемые водой острова. А поверхность, покрытая гравием или каменной крошкой, имитирует воду.

Секрет 8. Символы и контрасты

Чтобы воссоздать царящий в японских садах покой, баланс удивительной игры богатства красок и форм со сдержанной холодностью и отстраненностью принципов обустройства, необходимо всегда и во всем руководствоваться двумя главными принципами оформления – обязательностью контрастов и символическим наполнением. В уголке, оформленном в японском стиле, уместно использовать только те декоративные элементы и аксессуары, которые несут символический характер. А растения и камни должны контрастировать между собой: буквально для каждого объекта должен быть свой «противовес».


Секрет 9. Настилы и циновки

Для мощения площадок, оформления террасы, создания мест для чаепития или медитаций в японском саду не используют камень или другие покрытия. Камни и каменная крошка — полноценные «участники» ландшафтных комбинаций. И для мощения их нужно обязательно заменить на практичный, но контрастный по характеру деревянный помост. Деревянные площадки удобны, теплы, удивительно хорошо дополняют и растения, и каменную породу. А чтобы добавить аутентичности, запаситесь соломенными матами и тростниковыми циновками, которые вы сможете уложить на деревянные помосты.

Секрет 10. Использование малой архитектуры

Сколь бы тщательно вы не подбирали растения, без акцентов и декоративных элементов вам не обойтись. Важнейшее значение в воссоздании аутентичной атмосферы японского сада играет использование хотя бы одного архитектурного элемента – и будет ли это полноценный функциональный объект или его имитация, скульптура или декор, значение не имеет. Типичные пейзажи Японии невозможно представить без каменных фонарей, пагод или чайных домиков, красных деревянных мостиков, переброшенных через водоем. И если в маленьком уголке строительство полноценных функциональных объектов неуместно, то маленькие скульптуры, повторяющие их силуэты, декоративные мостки и пагоды всегда впишутся в образ. Самый универсальный вариант – каменный фонарь, который уместен и у террасы, и в саду камней, и у пруда.


Секрет 11. Бамбук хорош в любом виде

Представить себе оформление в японском стиле без бамбука невозможно практически так же, как и без камней. Агрессивный, но такой прекрасный бамбук, растущий в саду все еще остается мечтой для обитателей регионов с суровыми зимами, пусть зимостойкие низкие виды и начинают сегодня завоевывать большую популярность. Но зато растущие в кадках бамбуки можно использовать более активно, расставляя их не только на террасе или площадке для отдыха, но и добавляя к высаженным в почву растениям в качестве акцентов.

Но бамбук будет уместен в вашем уголке в японском стиле не только в «живой» форме: разнообразные аксессуары, декор и предметы быта из бамбука играют не меньшую стилеобразующую роль. Бамбуковый ковш, циновка, плетень или забор, столбики, музыка ветра, использованные в качестве опоры бамбуковые стебли или водосток – вариантов немало. Обязательно введите хотя бы один бамбуковый элемент в оформление вашего уголка — и вы сразу почувствуете, насколько более выразительным стало стилистическое наполнение.


Mary Warren

Секрет 12. Постоянное внимание

Чтобы создать гармоничный уголок в японском стиле, в котором будет царить гармония и атмосферность, каждая минута в котором будет как будто переносить вас во времени и пространстве, нужно обеспечить растениям и оформлению в целом неустанную заботу. Японский стиль требует неустанного внимания. Подвязывание и обрезка, поддержание безупречной формы, чистоты линий и безукоризненного состояния каменных отсыпок и прудов, снятие увядающих цветков и сухих листьев требует немалого труда. Без которого все усилия легко испортит запущенность.

Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.

Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и .

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить ;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада . Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей . Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами . В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые в японском стиле и установить их в подходящих местах ;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль ;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений ;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции .

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Подведение итогов

Японский сад – отличное место не только для простого отдыха, но и для размышлений о вечном. Это место настраивает на спокойный лад и заставляет мысли течь плавно и размеренно как воды глубокой реки.

Несмотря на внешнюю простоту при оформлении нужно учитывать массу нюансов, информация в этой статье поможет разобраться в этом вопросе.На видео в этой статье рассмотрены основные нюансы оформления сада в японском стиле.




Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий – цель каждого паркового комплекса. Наиболее полно эта гармония отражена в традициях Страны восходящего солнца, поэтому сад в японском стиле пережил столетия перемен и популярен даже сегодня.

Вглубь истории

Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограждения, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.


Концепция японского сада связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов периода Хэйан совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов пришлось на эпоху самурайства – пышность и декоративность уступили место лаконичности и монохромности, настала эра сухого пейзажа.

Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникло уже в XVI веке.

Японский сад – принципы создания стиля

Три кита, на которых базируются парковые комплексы храмов и дворцов:

  • непременное сочетания воды и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
  • естественность растений, каменных глыб, декоративного оформления;
  • асимметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.

К дополнительным условиям структуры японского уголка относятся наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.

Фото: ландшафтный дизайн дачного участка

Стили оформления сада

В современном ландшафтном дизайне выделяют четыре разновидности оформления сада в японском стиле. Эти вариации успешно используются для организации пространства.

  1. – маленькая часть двора или дома с открытой крышей.
  2. – площадка с минимумом растений. Создать такой участок несложно, но декоративность оформления будет сравнительно невелика.
  3. . Этот ландшафтный комплекс отличается от привычной для нас европейской парковой традиции. Характерная черта – максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
  4. – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.

Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим принципы их создания.

Сад появился в период развития городской архитектуры раннего Средневековья. Само название говорит о миниатюрности ландшафтной композиции – слово «цубо» означает небольшую площадь, 3,3 кв. м.

Такой сад располагают и на крохотных участках двора под открытым небом, и внутри помещений.

Фото классического цубо:


Главная цель разбивки миниатюрного сада – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу . Насаждения для зеленого уголка подбирают в зависимости от сторон света. Например, в северной части не садят солнцелюбивые растения, а недостаток цветов компенсируют мхом.

Территорию цубо выкладывают камнями, оставляя для насаждений небольшой клочок земли. В центре композиции – несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад на дачном участке – установить фонарь цукубаи, сделать дорожки из « взлетающих камней» – тобииси и гармонично расставить несколько растений.

Тематический материал:

Недостаток света компенсируют лампами, фонарями или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом. Декоративное освещение станет маленьким штрихом, завершающим композицию цубо.

Это поэтическая интерпретация архаичного мотива – поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды нашли отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов.


Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам представлены в классических методах расстановки композиций. При создании восточного дизайна валуны размещают следующими способами:

  • Гора Хорай – один камень посреди пруда как символ этой далекой вершины.
  • Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или на небольшом возвышении.
  • Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских традициях.
  • Острова журавля и черепахи – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.

Большое значение придают японцы выбору камней. Поскольку валуны часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармоничность композиции. Дизайн японского сада приветствует вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие глыбы приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно оформить сад в стиле Страны восходящего солнца.

При создании композиции придерживаются четких принципов расстановки камней. Трудность заключается в правильном размещении главного валуна, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы естественным образом обрамляют центральную каменную глыбу, создают миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле дает волю фантазии, но при этом диктует свои правила.

Не принято ставить камни по восходящей или нисходящей линии – японцы не любят искусственной симметрии. Не объединяют в одной композиции речные, горные и морские камни.

Чтобы валуны стояли устойчиво, их прикапывают. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции высаживают низкорослый кустарник или траву. Растения для японского сада камней подбирают дикие, скромных цветовых оттенков.

Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.

Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.


Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.

Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.


В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.

Сам сад как будто подготавливает человека к церемонии, являясь границей между суетным миром и территорией духовности.

Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.

Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Поначалу декоративные светильники присутствовали только в чайных садах, но позднее стали визитной карточкой любого ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные модели – татигата – ярко освещают прилегающую территории. Световой поток скрытых фонарей – икэкомигата – направлен вниз.

Фото: мост выполняет декоративную функцию

Мосты в японском саду далеко не всегда служат для переправы на другой берег – скорее, используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских конструкций японский мостик плоский, иногда вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост яцухаси, сложенный из восьми элементов – камней или широких досок.

Детали сооружения укладываются зигзагом, поэтому пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк, устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.


Японские сады могут многое рассказать о характере жителей Страны восходящего солнца. А для европейцев – это великолепное сочетание света, зелени, камня и воды, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиций Востока.

Видео: миниатюрная Япония на участке

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Восток всегда привлекал европейцев своей таинственной мудростью. Религия и философия у них пронизывают все сферы культурной жизни. Поэтому нам так интересно все японское, начиная от чайной церемонии и заканчивая каратэ. А японский стиль в ландшафтном дизайне сразу зачаровывает своей неповторимой самобытностью и вызывает желание создать у себя на участке такой загадочный уголок природы. Но не все так просто, как кажется. Ведь принципы создания японского сада кардинально отличаются от европейских. Предлагаем вместе с нами разобраться в особенностях японского садового искусства.

Для понимания предназначения и принципов создания японского сада, необходимо обязательно заглянуть в прошлое.

Японское садовое искусство зародилось в Средние века и, конечно, было тесно связано с религиозными верованиями того времени. Культ природы являлся основой синтоизма. В те времена обожествлялась вся природа, окружающая человека. Ведь она дарует гармонию и красоту, хотя иногда бывает сурова и безжалостна.

Именно создание первых каменных алтарей явилось начальным шагом к формированию японского садового искусства.

Распространившийся позже буддизм адаптировался к местным традициям и впитал в себя верования древних японцев. Так сформировался дзен-буддизм. Один из его принципов: познание истины и достижение просветления путем созерцания красоты природы.

Глядя на природную гармонию, человек ощущает себя ее частью, находит душевный покой и равновесие, получает какое-то высшее знание, постигает смысл бытия.

Также в дзен-буддизме высоко ценилось искусство. Символизм его художественных образов давал возможность человеку найти свой индивидуальный путь к пониманию истины. Так, в слиянии религиозной философии и искусства зародились основные принципы японского сада.

Первые сады были заложены монахами и паломниками на территориях храмов, и, с тех пор, это искусство развивалось и совершенствовалось.

Сходство с китайским стилем

Пришедший с материка буддизм принес с собой на Японские острова образцы китайского садового искусства. Но собственные традиции, особенности верований и природные условия внесли кардинальные изменения в эти образцы. Поэтому японский стиль в ландшафтном дизайне имеет больше различий, чем сходства с китайским.

Давайте отметим основные отличия.

  • В каждом из садов копируются природные ландшафты именно своей страны. Также имеют национальные различия архитектурные стили садовых строений.
  • Китайский сад имеет четкую осевую симметрию. Обязательно в центре присутствует основная композиция, вокруг которой формируются все остальные элементы. Японский - асимметричен, в нем не существует основной композиции, каждая из них обособленна и одинаково важна.

  • В каждом из этих садов должна присутствовать вода. Однако, если китайский невозможен без какого-нибудь натурального водоема, то в японском часто создаются символичные сухие водоемы из камешков или песка, о ручьях такого типа можно узнать .
  • Различны эти сады и по размерам. Китайский всегда занимает достаточно большую территорию. А японские сады могут быть очень маленькими по площади. Существуют даже миниатюрные настольные японские садики.



  • Китайский сад неограничен в цветовой гамме, здесь можно использовать самые яркие краски. Японский характеризуют спокойные мягкие тона, плавно сменяющие друг друга.
  • Атрибуты китайского сада - это мост полукруглой формы, множество статуэток различных животных, крупные камни оригинальной формы или каменные сооружения. А также необычной формы оконные проемы.Мост в японском саду плоский или имеет зигзагообразную форму. Также присутствуют маленькие фонари из камня или металла, чаша для омовения рук. Каменные композиции небольшие, чаще всего символизирующие острова.
  • Но, наверное, самое важно отличие в их предназначении. Китайский сад в древние времена должен был активизировать и направлять мысли императора на решение важных государственных дел. А японский создавался для медитации, познания человеком себя и всего сущего.

Составляющие японского сада

В ландшафтном дизайне японских садов выделяют два типа: плоский (хира-нива) и холмистый (цукияма). Также они имеют три формы наполненности. Чем более сокращенная форма, тем сложнее и символичнее садовая композиция.

Существует еще ряд важных моментов. Например, желательно, чтобы японский сад имел форму квадрата или прямоугольника и был обращен на восток или юго-восток. А в формировании композиций должен присутствовать соразмерный треугольник (один основной элемент и несколько подчиненных). Интересная композиционная особенность японского сада - это возможность любоваться его красотой из любой точки обзора. С каждой стороны вас ожидают совершенно новые природные картины.

Важным является отсутствие повторов в композициях и обязательное нечетное количество элементов в них. Каждая из них должна являть собой законченный и самостоятельный элемент.

Составляющие японского сада - камень, вода, растения, вспомогательные архитектурные формы и, обязательно, духовная идея. При его создании всегда присутствовала гармония двух философских начал: инь - вода и янь - камень.

Берега водоемов украшают экзотическими мшистыми камнями или декоративными растениями, имитируя дикое природное побережье. Отражение в воде должно быть столь же прекрасно, как и сам берег.

Созерцание настоящей воды или площадки, напоминающей водную рябь, действует всегда успокаивающе. Она, несомненно, вносит свою лепту в формирование идеи сада.

Растения

Третьим по важности элементом в японском саду являются различные растения. Их не должно быть слишком много. Подбор растений подчиняется важным правилам: естественное природное сочетание с остальными элементами сада, сдержанное цветовое решение и красота сада круглый год.

В отличие от садов других стилей, японский стиль ландшафтного дизайна подразумевает особое отношение к цвету. Японцы не допускают пестроты и многоцветья. Основным цветом является зеленый, но присутствует он в большом количестве разнообразных оттенков. Именно эта игра полутонами и создает удивительные по красоте цветовые картины. А неяркие цветки, как одиночный мазок кистью художника, расставляет дополнительные акценты.

Необходимо, чтобы японский сад был красив в любой сезон года. Здесь на помощь приходят хвойные и вечнозеленые растения. Также обратите внимание на оригинальную форму кроны и ветвей, декоративную окраску листвы в разные сезоны.

Создать японский сад в наших климатических условиях можно только с использованием, в большей, части местных растений. Они должны быть наименее изменчивыми, поэтому цветы используются минимально. И конечно же, не стоит забывать о размерах сада, чем меньше площадь, тем компактнее должны быть растения.

В Японии произрастает множество хвойных растений. Наиболее почитаемое - это сосна, символ отваги, мужества, стойкости и долголетия. Для размещения в японском садике прекрасно подойдут наши виды хвойников. Например, сосна обыкновенная (Pinus silvestris) медленно растет и хорошо поддается формовке. Кедровый стланик (Pinus pumila) - стелющееся хвойное растение, декоративные сорта: Glauca, Globe, Draijers Dwarf, Jeddeloh, Dwarf Blue. Отлично впишется в японский стиль реликтовое растение микробиота перекрестнопарная (Microbiota decussata). Это очень красивый и неприхотливый стелющийся хвойник, побеги которого располагаются ровными ярусами. Можно использовать различные карликовые виды других хвойных растений, туй (Thuja occidentalis Holmstrup, T. o. Hoseriа, T. o. Тeddy, T. o. Globosa), елей (Picea abies Nidiformis, Picea abies Little Gem, Picea pungens Glauca Globosa, Pinus mugo Морs, Pinus mugo Gnom), можжевельников (Juniperus horizontalis Glauca, J. h. Hughes, J. h. Blue Pygmea, J. h. Wiltonii).

Микробиота перекрестнопарная
Ель «Glauca Globosa»

Символом Японии принято считать сакуру, это олицетворение стойкости и чистоты. Ее цветы не вянут, а опадают, сохраняя свою красоту еще и на земле. В японских садах часто вместо сакуры используют сорта вишен и слив с махровыми цветками. В наших климатических условиях на замену классической сакуре прекрасно подойдет войлочная вишня (Cerasus tomentosa). Она выглядит декоративно большую часть года, так как имеет пушистые листочки, которые осенью приобретают яркую окраску. Вкусные плоды также украшают деревце. Крона хорошо формируется при обрезке.

Украсить японский сад могут и некоторые виды спиреи. Например, спирея серая (Spiraea cinerea) Graciosa или Grefsheim, а также спирея японская Криспа (Spiraea japonica Crispa). Отлично подойдут такие кустарники, как айва японская (Chaenomelis), вейгела (Weigela), дейция (Deutzia), керрия японская (Kerria japonica), дерен японский (Cornus kousa), скумпия кожевенная (Cotinus coggygria), бересклеты (Euonymus), самшит (Búxus), кольвикция прелестная (Kolkwitzia amabilis), барбарисы (Bérberis), форзиция (Forsythia), рододендроны (Rhododendron).

Айва японская
Кольвикция прелестная

Помогут в оформлении различных вертикальных элементов лианы. Например, различные виды девичьего винограда (Parthenocissus), жимолость каприфоль (Lonicera caprifolium), лимонник китайский (Schisandra), актинидия коломикта (Actinidia kolomikta), хмель (Humulus Lupulus).

Ива матсудана

Среди деревьев лучше всего поддерживает японский стиль в ландшафтном дизайне ива (Salix). Идеальна для этого ива матсудана (Salix matsudana) с ее кручеными ветками и листочками. Хороши также и клены, среди них можно подобрать подходящие виды и сорта. Например, платанолистный (Acer platanoides) Drummondii, ложноплатановый (Acer pseudoplatanus) Leopoldii и Simon Louis Freres, ясенелистный (Acer negundo) Flamingo. Для большого по площади сада подойдут также липа, дуб, каштан, ясень.

Ярким японский сад бывает весной, когда цветут сакура и азалии, а также когда листья деревьев одевают осенние наряды. В остальное время он скромный, поэтому цветы лишь дополняют какие-то композиции.

Если позволяет площадь сада, то можно использовать крупные цветы, такие как древовидные пионы (Paeonia suffruticosa), хризантемы (Chrysanthemum), ирисы (Iris). Подойдут также астры, анемоны, примулы, лесные фиалки, камнеломки, очитки.

Также подчеркнут японский ландшафтный дизайн такие многолетники, как роджерсия (Rodgersia), бадан (Bergenia), бузульник (Ligularia), хоста (Hosta).

Среди почвопокровных растений это яснотка (Lamiastrum), барвинок (Vinca), копытень (Asarum), вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia), будра плющевидная (Glechoma hederaceae), пахизандра верхушечная (Рachysandra terminalis).

Хоста
Будра плющевидная

Обязательно присутствуют в японском саду декоративные мхи. Существует даже сад мхов. Наиболее распространенные у нас кукушкин лен (Polýtrichum commúne), полия живородящая (Pohlia cruda), атрихум волнистый (Atrichum undulatum).

Уместны в японском саду папоротники и декоративные злаковые - мискантус (Miscánthus), молиния (Molinia), овсяница (Festuca), императа (Imperata).

Водоем украсят кувшинка (Nymphaea) и кубышка (Nuphar).

Не обойтись в японском саду без бамбука (Fargesia genus), он придаст нужный колорит и послужит прекрасным материалом для создания различных арок, изгородей. Хоть он восточный гость, но вполне зимостойкий.

Следует обязательно отметить, что формовка деревьев и кустарников в японском саду кардинально отличается от европейской. Вместо европейских геометрических, японцы в своем саду придают деревьям естественную форму, но растение выглядит так, будто бы выросло в сложных природных условиях (экзотически искривленные ветки, неправильная форма кроны).

Мы привели в качестве примера множество различных растений, но при выборе следует не забывать о простоте и лаконичности японского сада, который не терпит излишеств.

Вспомогательные (малые) архитектурные формы

Важным элементом в японском ландшафтном дизайне являются дорожки и мостики. Дорожки символизируют движение по жизненному пути и связывают садовые картины в единое целое. Они являются нашими проводниками по саду и должны быть удобными, так, используя пошаговое мощение, можно задать нужный ритм движения. Дорожки делаются из плоских камней, должны идеально вписываться в композицию сада и иметь плавные изгибы.

Мосты в японском саду символизируют переход между жизненными этапами. Делаются они из плоских каменных глыб либо из дерева (могут быть зигзагообразным). Они должны быть небольшими и обязательно гармонировать с основной композицией.

Обязательно присутствуют в японском саду каменные фонарики, которые «освещают путь по жизни». Хоть они различные по виду, но в их конструкции обязательно заложены три геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг. Они добавляют саду теплого очарования и таинственности.

В японских садах всегда расставляют каменные чаши с родниковой водой для омовения рук или чайных церемоний. Они также должны быть максимально природными.

Еще один дополнительный элемент японского сада - каменные пагоды, их ярусы располагаются от большого снизу к меньшему наверху. Это места поклонения, символизирующие храм.

Обратите внимание на умиротворяющую красоту, которой наполнены пейзажные картины японских садов на фото.






Мы рассмотрели основные особенности японского сада. Создание его имеет глубокий духовный смысл. Если вам захочется воссоздать у себя на участке японский стиль в ландшафтном дизайне, то попробовать стоит. Главное, вложите в него кусочек собственной души, и у вас, несмотря на все сложности, обязательно получится!