Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Страны ранее входившие в югославию. Югославия

Намного сложнее, чем в остальных Восточно-Европейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ).

Эта страна после конфликта между И.В. Сталиным и Иосипом Броз Тито не входила в советскую систему союзов, поддерживала тесные торгово-экономические отношения с государствами Запада. Реформы 1950-1960-х гг. заключались во введении самоуправления на производстве, развитии элементов рыночной экономики. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии - Союза коммунистов Югославии.

В состав Югославии входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория . Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли так называемые мусульмане - потомки славян, принявших ислам еще во времена турецкого господства. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий. Существовавший в Югославии политический режим, когда власть принадлежала компартии во главе с таким волевым лидером, каким был И.Б. Тито, до поры до времени обеспечивал федерации межнациональный мир. Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. Югославия столкнулась с угрозой распада.

Сербия и Черногория выступали за сохранение единства республики и ее самобытной модели социализма. Это не устраивало Хорватию и Словению , стремившихся укрепить связи с западноевропейскими странами. Недовольство федерацией выражала Босния и Герцеговина , где было сильно влияние ислама, а также Македония.

Кризис и недовольство федерацией активно поддерживался со стороны США и западноевропейских стран, которым не нужна была сильная и единая Югославия.

Межнациональные отношения обострились и в других многонациональных восточноевропейских странах. Но если разделение Чехословакии в 1992 г. на два государства - Чехию и Словакию - прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов. В 1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела.

Поддерживавшие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославию (СРЮ). Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения стали независимыми государствами.


Но на этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, жертвами которого стало около 100 тыс. человек. В1992 - 1995гг. он оказался в центре внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман, составлявших 90% населения Косово. Отмена сербским правительством автономии края вызвала их недовольство. Протесты переросли в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии.

В 1999 г. США и их союзники без санкции Совета Безопасности ООН начали военные действия против СРЮ. Это привело к обострению отношений между США и Россией, которая осудила агрессию НАТО против суверенного государства.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс. человек получили радиационные поражения. 2,5 млн. людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.). Экономика СРЮ понесла убытки более чем на 100 млрд. долларов, что отбросило ее на 5 - 7 лет назад.

В Сербии после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режим Слободана Милошевича. 1 апреля 2001 года Милошевич был арестован, а в 28 июня того же года по инициативе премьер-министра Зорана Джинджича тайно передан Гаагскому Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии , что вызвало возмущение президента Коштуницы. Милошевич не признавал легитимность Гаагского трибунала и отказался от адвокатов, заявив, что будет защищаться самостоятельно.

В феврале 2002 г . Милошевич произнёс в Гааге длинную защитную речь, в которой дал опровержения по нескольким десяткам пунктов обвинения (а также зафиксировал несоответствие данного судебного процесса ряду международных правовых норм - то есть, фактически, его незаконность с точки зрения международного права). Кроме того, в своей речи Милошевич дал развёрнутый анализ предыстории, истоков и хода войны НАТО против Югославии. Предъявил доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы) ряда военных преступлений НАТО : использования запрещённых видов вооружений, таких как кассетные бомбы и боеприпасы с обеднённым ураном, намеренное уничтожение невоенных объектов, многочисленные атаки гражданского населения.

В своей речи Милошевич также указал, что осуществляемые альянсом бомбёжки не имели и не могли иметь военного значения: так, в результате всех ракетно-бомбовых ударов на территории Косово было уничтожено всего 7 танков сербской армии. Милошевич особо отметил (приводя конкретные, доказанные примеры), что в значительной части ракетно-бомбовых ударов по гражданскому населению пострадавшими являлись этнические албанцы, и этим пытался доказать тезис о том, что массовые атаки НАТО против албанских крестьян не были непреднамеренными, а являлись обдуманной акцией , призванной спровоцировать их массовый исход из Косово в сопредельные государства. Наличие масс албанских беженцев смогло бы в глазах мирового сообщества подтвердить обвинение сербов в геноциде албанцев - основной тезис, выдвинутый руководством НАТО в качестве основания для проведения «операции». Этой же цели, согласно Милошевичу, служили расправы албанских боевиков над теми албанцами, кто не желал покидать Косово (из чего, в частности, Милошевич сделал вывод о полной согласованности действий албанских вооружённых формирований, с одной стороны, и руководства операцией НАТО, с другой.) В качестве одного из доказательств этого тезиса, Милошевич указал на листовки на албанском языке, в которых содержались призывы к албанскому населению бежать из Косова (эти листовки разбрасывались с самолётов НАТО).

Текст защитной речи Милошевича - вне зависимости от того, как относиться к данному политическому деятелю, даёт широкий взгляд на драматические события, имевшие место в Сербии и в других бывших югославских республиках в 90-е годы двадцатого века. Процесс по делу Слободана Милошевича не был закончен, так как он умер в тюрьме в Гааге от инфаркта миокарда 11 марта 2006 года.

3 июня 2011 года предстал перед Гаагским трибуналом бывший начальник штаба Войска Республики Сербской (1992-1995) генерал Ратко Младич. Его поимка была главным условием для вступления Сербии в Евросоюз. Ранее сам Младич о Гаагском трибунале говорил, что этот суд создан лишь для того, чтобы свалить всю вину на сербов. Он даже обещал, что сам явится в Гаагу сразу после того, как туда «приедут добровольно те генералы, которые воевали во Вьетнаме, бомбили Югославию».

Обострились противоречия между Сербией и Черногорией. По результатам референдума, проведенного властями Черногории в 2006 г., она стала независимым государством. Югославия перестала существовать.

В 2008 г. сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО, в одностороннем порядке провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, США и ряд их союзников признали самопровозглашенное государство косовских албанцев. Тем самым был создан опаснейший прецедент, нарушающий международный запрет на изменение границ в Европе после Второй мировой войны. Сепаратисты во многих странах сочли себя вправе рассчитывать на международную поддержку вопреки Уставу ООН.

Когда образовалась и когда распалась Югославия? На какие страны она распалась?

  1. Югославия империя насилия над хорватами, боснийцами, албанцами перестала существовать,
    У этих народов появились свои свободные и независимые государства без сербского диктата!
    Комментировать
  2. не сказал бы -раскололас#180;;оха еще до сих пор раскалываетса!!!
  3. Распалась на Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению и Хорватию, распалась, точнее начала с момента распада ссср
  4. Югославия образовалась (как Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) в результате распада Австро-Венгерской Империи в начале XX века, распалась в конце XX века начале XXI века.

    Большая Югославия Первая Югославия. (1918- 1946) :

    Приморская бановина
    Зетская бановина
    Савская бановина
    Моравская бановина
    Врбавская бановина
    Дринская бановина
    Вардарская бановина
    Дунайская бановина
    Белград
    Хорватская бановина (с 1939) возникла в результате объединения Савской и Приморской бановин

    В годы Второй мировой войны Югославия воевала на стороне Антигитлеровской коалиции, была оккупирована фашистской Германией в результате т. н. Апрельской войны.
    Глава коммунистического движения Иосип Броз Тито нашл общий язык как с Западом, так и поначалу с СССР. Преимуществом Тито был многонациональный состав его движения, тогда как другие движения были национальными.
    В конце 1940-х гг. возникли разногласия между лидером коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито и Сталиным, что привело к разрыву отношений с СССР. Хотя после смерти Сталина они были частично устранены.
    Режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться.

    Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) (с 1946)
    Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963).
    В качестве модели национального строительства в социалистической Югославии был избран федерализм, субъектами федерации которого были шесть социалистических республик и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными.
    Социалистическая Вторая Югославия (19461990) :

    Сербия (союзная республика)
    Косово (автономный край)
    Воеводина (автономный край)
    Хорватия (республика)
    Словения (республика)
    Босния и Герцеговина (республика)
    Македония (республика)
    Черногория (республика)

    Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, всплеск национализма в 1990 г.
    В ходе гражданской войны Югославия превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию) : c 1992 по 2003 г.
    Союзная Республика Югославия, (СРЮ) , с 2003 по 2006 г.
    Конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГCCX). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.
    Фактически, распад Югославии (отделение автономии Косово и Метохия) продолжается до сих пор.
    Югославия распалась на государства:

    Сербия
    Хорватия. После распада Югославии в 1991 году и провозглашения независимости страны, признанной международным сообществом в 1991-1992 годах, началась война за независимость, продолжавшаяся до конца 1995 года. Окончательно целостность страны была восстановлена в 1998г.
    Босния и Герцеговина Весной 1992 объявила о выходе из состава СФРЮ. Современное название получила в апреле 1992, в мае 1992 принята в ООН.
    Словения - независимость от СФРЮ 25 июня 1991. Словения единственная страна, которая вышла из СФРЮ практически без кровопролития.
    Черногория. Независимость Черногории официально признана Россией 12 июня 2006.
    Македония. 1991год -- декларация о суверенитете и референдум о независимости Македонии, приведшая к бескровному выходу из состава Югославии.

  5. Королевство Югославия было создано после Первой мировой войны на обломках Австро-Венгрии, после Второй мировой войны стала называться СФРЮ - социалистическая федеративная республика
    Распалась она в 1991 году, на республики входившие ранее в эту федерацию:
    Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения и Македония
  6. В период между Первой и Второй мировыми войнами в 19181941 гг. Югославия существовала под названиями Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС) (с 1918) и Королевство Югославия (КЮ) (c 1929).
    После Второй мировой войны Югославия стала социалистической федерацией из шести союзных республик под названиями Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ) (с 1946), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963).
    В 1991 Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в нач. 1992 Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства Союзной Республики Югославия (СРЮ) . В 2002 году, Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования имени Югославия. 4 февраля 2003 года федеральный парламент провозгласил создание конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, кратко Сербия и Черногория. Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г. Фактически, распад Югославии (отделение автономии Косово и Метохия) продолжается до сих пор.
  7. Obrasovalas posle vojni vov, a raspalas ny kogda 90, 91, chxoslosvakija v 199, a eti popossche, a voobsche Visantijskij stil, ogromnoe vlijanie Visantii na formirovanie kyltyri, da, i bolgari, a eti voobsche tyrki! Cohn dasche vneschne poxoschi myschini - greki, tyrki!

Самое крупное южнославянское государство Югославия в 90-е годы прошлого века прекратило своё существование. Теперь в школе при изучении новой истории детям рассказывают о том, на какие страны распалась Югославия. `

Каждая из них сегодня несёт свою культуру и историю, одной из важных страниц которой является вхождение в некогда цветущую крупную державу, входящую в мощный Социалистический лагерь, с коим считался весь мир.

Годом рождения европейского государства, расположившегося на Балканском полуострове, является 1918. Изначально оно называлось в сокращённом варианте КСХС, что в развороте означает Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Предпосылкой для образования новой территориальной единицы послужил распад Австро-Венгрии. Новая держава объединила 7 небольших территорий:

  1. Боснию.
  2. Герцеговину.
  3. Далмацию.

Политическую ситуацию в наспех созданной стране сложно было назвать стабильной. В 1929 году случился государственный переворот. В результате этого события КСХС сменило своё длинное название и стало именоваться Королевство Югославия (КЮ).

Нельзя сказать, что разногласий совсем не было. Время от времени вспыхивали небольшие конфликты. Ни один из них не привёл к серьёзным последствиям. Многие недовольства были связаны с медленным развитием государства, правительство которого не обладало экономическим и политическим опытом.

Начало разногласий

На этом не часто акцентируется внимание, но начало разногласий между ранее объединившимися народами было положено ещё в период Великой Отечественной войны. Фашистское руководство придерживалось нечестного принципа руководства, основанного на древнеримской догме «разделяй и властвуй».

Акценты делались на национальные разногласия, что имело успех. Хорваты, к примеру, поддерживали нацистов. Их соотечественникам пришлось вести войну не только с оккупантами, но и со своими земляками, помогавшими им.

Во время войны страна была разделена на куски. Появились Черногория, Сербия, Хорватское государство. Ещё часть территорий попали под аннексию Третьего Рейха, и фашистской . Именно в этот период были отмечены случаи жестокого геноцида, что не могло не отразиться на последующих отношениях народов уже в мирное время.

Послевоенная история

Разорванные части государства после победы были вновь объединены. Прежний список участников был восстановлен. Вошли в состав Югославии всё те же 7 этнических территорий.

Внутри страны её новое правительство провело границы таким образом, чтобы не было соответствия этническому расселению народов. Это делалось с надеждой избежать разногласий, которые несложно было предсказать после того, что происходило во время войны.

Предпринимаемая правительством Югославии политика дала положительные результаты. На территории государства на самом деле царил относительный порядок. Но именно это предпринятое после войны с фашистами деление, в дальнейшем сыграло злую шутку и частично повлияло на последующий распад крупной государственной единицы.

Деление страны в конце XX века

Осенью 1991 года скончался президент Иосип Броз Тито. Считается, что именно это событие послужило сигналом для националистов различных этносов для развязывания конфликтов с соседями.

Иосип Броз Тито-югославский революционер и политический деятель

После развала СССР пошла череда падений социалистических режимов по всему миру. В это время Югославию охватывает глубочайший экономический кризис. На всей территории властвовали партии националистического толка, каждая вела несправедливую политику по отношению к недавним братьям. Так в Хорватии, где жило большое количество сербов, был запрещён сербский язык. Лидеры националистического движения начали гонения на сербских культурных деятелей. Это был вызов, который не мог не привести к конфликту.

Началом страшной войны считается «День гнева», когда во время игры на стадионе «Максимир» сцепились в схватке болельщики сербской и хорватской сторон. В итоге по прошествии нескольких недель, образуется новое независимое государство – Словения. Его столицей стал город с романтичным названием Любляна.

Другие республики, входившие в состав крупного государства, тоже начинают подготовку к выходу. В это время продолжаются разногласия и боевые стычки с массовыми жертвами и угрозами разворачивания серьёзных боевых действий.

город и одноименное озеро Орхид, Македония

Следующей в списке выбывших республик стала . Роль её столицы взял на себя город Скопье. Сразу за Македонией опыт повторяют Босния (Сараево), Герцеговина и Хорватия (Загреб). Незыблемым остался только союз между Сербией и Черногорией. Они заключили новое соглашение, которое оставалось легитимным до 2006 года.

Разделение некогда крупного государства на небольшие куски не дало ожидаемых результатов. Конфликты внутри разрозненных территорий продолжались. Межнациональная рознь, основывающаяся на кровной обиде, берущей начало ещё в 40-е годы прошлого столетия, не могла так быстро утихнуть.

Введение

Провозглашение независимости: 25 июня 1991 Словения 25 июня 1991 Хорватия 8 сентября 1991 Македония 18 ноября 1991 Хорватское Содружество Герцег-Босна (Присоединена к Боснии в феврале 1994) 19 декабря 1991 Республика Сербская Краина 28 февраля 1992 Республика Сербская 6 апреля 1992 Босния и Герцеговина 27 сентября 1993 Автономная область Западная Босния (Уничтожена в результате Операции «Буря») 10 июня 1999 Косово под «протекторатом» ООН (Образован в результате Войны НАТО против Югославии) 3 июня 2006 Черногория 17 февраля 2008 Республика Косово

В ходе гражданской войны и распада от СФРЮ в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН.

В Косово и Метохию, для урегулирования согласно мандату ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением, США и их союзники провели военную операцию по оккупации автономного края Косово, который оказался под протекторатом ООН.

Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. - Союзная Республика Югославия, (СРЮ), с 2003 по 2006 г. - конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССЧ). Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Одной из составляющих распада так же можно считать провозглашение независимости 17 февраля 2008 Республики Косово от Сербии т.к. Республика Косово входила в состав Социалистической Республики Сербия на правах автономии, называвшейся Социалистический автономный край Косово и Метохия.

1. Противоборствовавшие стороны

Основные стороны югославских конфликтов:

    Сербы, возглавляемые Слободаном Милошевичем;

    Боснийские сербы, возглавляемые Радованом Караджичем;

    Хорваты, возглавляемые Франьо Туджманом;

    Боснийские хорваты, возглавляемые Мате Бобаном;

    Краинские сербы, возглавляемые Гораном Хаджичем и Миланом Бабичем;

    Бошняки, возглавляемые Алией Изетбеговичем;

    Мусульмане-автономисты, возглавляемые Фикретом Абдичем;

    Косовские албанцы, возглавляемые Ибрагимом Руговой (фактически - Адемом Яшари, Рамушем Хардинаем и Хашимом Тачи).

Кроме них, в конфликтах участвовали также ООН, США и их союзники, Россия сыграла заметную, но второстепенную роль. Словенцы участвовали в крайне скоротечной и малосерьёзной двухнедельной войне с федеральным центром, македонцы же в войне участия не принимали и получили независимость мирным путём.

1.1. Основы сербской позиции

Согласно мнению сербской стороны, война за Югославию началась как оборона общей державы, а закончилась борьбой за выживание сербского народа и за объединение его в границах одной страны. Если из республик Югославии каждая имела право отделиться по национальному принципу, тогда сербы как нация имели право воспрепятствовать этому разделению там, где оно захватывало территории, заселённые сербским большинством, а именно в Сербской Краине в Хорватии и в Республике Сербской в Боснии и Герцеговине

1.2. Основы хорватской позиции

Хорваты утверждали, что одним из условий вступления в федерацию было признание права отделения от неё же. Туджман часто говорил, что борется за воплощение этого права в виде нового независимого хорватского государства (что у некоторых вызывало ассоциации с усташеским Независимым Государством Хорватия).

1.3. Основы позиции боснийцев

Боснийские мусульмане были самой немногочисленной из боровшихся групп.

Их положение было довольно незавидным. Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович избегал занимать ясную позицию до весны 1992 года, когда стало ясно, что прежней Югославии больше нет. Тогда Босния и Герцеговина провозгласила независимость по результатам референдума.

Список литературы:

    РБК daily от 18.02.2008:: В фокусе:: Косово возглавил «Змей»

  1. Распад Югославии и образование независимых государств на Балканах

    Реферат >> История

    … 6. СРЮ в годы кризисной трансформации. 13 Распад Югославии и образование независимых государств на Балканах … силой. Важнейшими причинами и факторами, приведшими к распаду Югославии являются историко-культурные и национальные разногласия …

  2. Распад Австро-Венгерской империи

    Реферат >> История

    … другие державы всё же признали Югославию . Югославия просуществовала до Второй мировой, … ГСХС (позже Югославии ), потенциального соперника в регионе. Но в распаде империи для … были изменены после раздела Чехословакии и распада Югославии , но в целом Венгрия и …

  3. Отношение России к конфликту в Югославии (2)

    Реферат >> Исторические личности

    … с очень сильным центром. Распад федерации означала для Сербии ослабление … республике, а именно в Боснии и Герцеговине. Распад СФРЮ на самостоятельные государства может … напряженность, определяющая общественный климат Югославии , все больше дополняется грозящей …

  4. Югославия — история, распад , война

    Реферат >> История

    Югославия — история, распад , война. События в Югославии начала 1990х годов … Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось … и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране …

  5. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История

    … в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила сербского лидера С.Милошевича еще … быстро преодолеть основные негативные последствия распада Югославии и стать на путь нормального экономического …

Хочу больше похожих работ…

Югославия — история, распад, война.

События в Югославии начала 1990х годов потрясли весь мир. Ужасы гражданской войны, зверства «национальной чистки», геноцид, массовое бегство из страны — с 1945 года Европа не видела ничего подобного.

До 1991 года Югославия была самым большим государством на Балканах. Исторически сложилось так, что в стране жили люди многих национальностей, и со временем различия между этническими группами увеличивались. Так, словенцы и хорваты в северо-западной части страны стали католиками и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ латинским алфавитом, в то время как сербы и черногорцы, жившие ближе к югу. приняли православную веру и применяли для письма кириллицу.

Эти земли привлекали многих завоевателей. Хорватия была захвачена Венгрией. 2 впоследствии стала частью Австро-Венгерской империи; Сербия, как и большая часть территории Балкан, была присоединена к Османской империи, и лишь Черногория смогла отстоять независимость. В Боснии и Герцеговине в силу политических и религиозных факторов многие жители приняли ислам.

Когда Османская империя стала терять былое могущество, Австрия захватила Боснию и Герцеговину, расширив тем самым своё влияние на Балканах. В 1882 году Сербия возродилась как независимое государство: стремление освободить братьев-славян от ига австро-венгерской монархии объединило тогда многих сербов.

Федеративная республика

31 января 1946 года была принята Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось ее федеративное устройство в составе шести республик — Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, а также двух автономных (самоуправляющихся) краев — Воеводины и Косово.

Сербы составляли самую большую этническую группу в Югославии — 36% жителей. Они населяли не только Сербию, близлежащую Черногорию и Воеводину: много сербов проживало также в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Косово. Кроме сербов страну населяли словенцы, хорваты, македонцы, албанцы (в Косово), национальное меньшинство венгров в крае Воеводина, а также множество других небольших этнических групп. Справедливо или нет, но представители других национальных групп полагали, что сербы пытаются заполучить власть над всей страной.

Начало конца

Национальные вопросы в социалистической Югославии считались пережитком прошлого. Однако одной из самых серьезных внутренних проблем стала напряженность в отношениях между различными этническими группами. Северо-западные республики — Словения и Хорватия — процветали, тогда как уровень жизни юго-восточных республик оставлял желать лучшего. В стране нарастало массовое возмущение — признак того, что югославы совсем не считали себя единым народом, несмотря на 60 лет существования в рамках одной державы.

В 1990 году в ответ на события в Центральной и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране многопартийность.

В выборах 1990 года социалистическая (бывшая коммунистическая) партия Милошевича набрала большое количество голосов во многих регионах, но решительной победы добилась лишь в Сербии и Черногории.

В других регионах велись горячие дебаты. Жесткие меры, направленные на сокрушение албанского национализма, встретили решительный отпор в Косово. В Хорватии сербское меньшинство (12% населения) провело референдум, на котором было решено добиться автономии; частые столкновения с хорватами привели к мятежу местных сербов. Самым большим ударом для Югославского государства стал референдум в декабре 1990 года, на котором была провозглашена независимость Словении.

Из всех республик лишь Сербия и Черногория стремились теперь сохранить сильное, относительно централизованное государство; кроме того, у них было внушительное преимущество -Югославская народная армия (ЮНА), способная стать козырем во время будущих дебатов.

Югославская война

В 1991 году СФРЮ распалась. В мае хорваты проголосовали за выход из Югославии, 25 июня Словения и Хорватия официально объявили свою независимость. В Словении велись бои, но позиции федералов были недостаточно сильны, и вскоре войска ЮНА были выведены с территории бывшей республики.

Югославская армия выступила и против повстанцев в Хорватии; в развязавшейся войне тысячи людей были убиты, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Все попытки европейского сообщества и ООН заставить стороны прекратить огонь в Хорватии оказались тщетными. Запад поначалу неохотно наблюдал за развалом Югославии, но вскоре стал осуждать «великосербские амбиции».

Сербы и черногорцы смирились с неизбежным расколом и провозгласили о создании нового государства — Союзной Республики Югославии. Военные действия в Хорватии были окончены, хотя конфликт исчерпан не был. Новый кошмар начался, когда обострились национальные противоречия в Боснии.

В Боснию были посланы миротворческие силы ООН, которым с переменным успехом удавалось приостанавливать бойню, облегчать судьбу осажденному и голодающему населению и создавать «зоны безопасности» для мусульман. В августе 1992 г. мир был шокирован разоблачением зверского обращения с людьми в лагерях для военнопленных. США и другие страны открыто обвинили сербов в геноциде и военных преступлениях, но при этом все же не разрешили своим войскам вмешиваться в конфликт, позже, правда, выяснилось, что в зверствах того времени были замешаны далеко не одни лишь сербы.

Угрозы атак с воздуха силами ООН вынудили ЮНА сдать свои позиции и прекратить осаду Сараево, но было ясно, что миротворческие меры по сохранению многонациональной Боснии потерпели крах.

В 1996 г. ряд оппозиционных партий сформировал коалицию под названием «Единство», которая вскоре организовала в Белграде и других крупных городах Югославии массовые демонстрации против правящего режима. Однако на состоявшихся летом 1997 г. выборах президентом СРЮ опять был избран Милошевич.

После безрезультатных переговоров между правительством СРЮ и албанцами — лидерами Освободительной армии Косово (в этом конфликте по-прежнему лилась кровь) НАТО объявила Милошевичу ультиматум. Начиная с конца марта 1999 г., по территории Югославии почти каждую ночь стали наноситься ракетно-бомбовые удары; завершились они лишь 10 июня, после подписания представителями СРЮ и НАТО соглашения о вводе в Косово международных сил безопасности (КФОР).

Среди беженцев, покинувших Косово за время военных действий, было примерно 350 тыс. человек неалбанской национальности. Многие из них осели на территории Сербии, где общее число перемещенных лиц достигло 800 тыс., а число лишившихся работы — около 500 тыс. человек.

В 2000 г. состоялись парламентские и президентские выборы в СРЮ и местные выборы в Сербии и Косово. Оппозиционные партии выдвинули единого кандидата — лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу — на пост президента. 24 сентября он победил на выборах, набрав более 50% голосов избирателей (Милошевич — лишь 37%). Летом 2001 г. бывший президент СРЮ был выдан Международному трибуналу в Гааге как военный преступник.

14 марта 2002 г. при посредничестве Европейского Союза был подписан договор о создании нового государства — Сербия и Черногория (Воеводина незадолго до этого стала автономной). Однако межнациональные отношения по-прежнему слишком хрупки, а внутриполитическая и экономическая ситуация в стране нестабильна. Летом 2001 г. вновь зазвучали выстрелы: активизировались косовские боевики, и это постепенно переросло в открытый конфликт албанского Косово с Македонией, длившийся около года. Санкционировавший передачу Милошевича трибуналу премьер-министр Сербии Зоран Джинджич 12 марта 2003 года был убит выстрелом из снайперской винтовки. Видимо, «балканский узел» удастся развязать еще не скоро.

В 2006 году Черногория окончательно отсоединилась от Сербии, и стала самостоятельным государством. Евросоюз и США приняли безпрецендентное решение и признали независимость Косово, как суверенное государство.

Распад Югославии

Как и все страны социалистического лагеря, Югославию в конце 80-х годов сотрясали внутренние противоречия, обусловленные переосмыслением социализма. В 1990 г., впервые за послевоенный период, в республиках СФРЮ прошли свободные парламентские выборы на многопартийной основе. В Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии коммунисты потерпели поражение. Они победили лишь в Сербии и Черногории. Но победа антикоммунистических сил не только не смягчила межреспубликанские противоречия, но и окрасила их в национал-сепаратистские тона. Как и в ситуации с распадом СССР, югославы оказались застигнуты врасплох внезапностью неуправляемого распада федеративного государства. Если роль «национального» катализатора в СССР сыграли страны Прибалтики, то в Югославии эту роль на себя взяли Словения и Хорватия. Провал выступления ГКЧП и победа демократии обусловили бескровное формирование бывшими республиками своих госструктур в ходе распада СССР.

Распад Югославии в отличие от СССР, происходил по самому зловещему сценарию. Нарождавшимся здесь демократическим силам (прежде всего Сербии) не удалось упредить трагедию, что и привело к тяжелым последствиям. Как и в СССР национальные меньшинства, почувствовав уменьшение давления со стороны югославских властей (все чаще шедших на различного рода уступки), тут же запросили независимости и, получив отказ со стороны Белграда, взялись за оружие, дальнейшие события и привели к полному распаду Югославии.

А. Маркович

И. Тито, хорват по национальности, создавая федерацию югославских народов, стремился уберечь ее от сербского национализма. Босния и Герцеговина, долго служившая предметом споров между сербами и хорватами, получила компромиссный статус государства сначала двух, а затем трех народов – сербов, хорватов и этнических мусульман. В рамках федеративного устройства Югославии македонцы и черногорцы получили собственные национальные государства. Конституция 1974 года предусмотрела создание на территории Сербии двух автономных краев – Косово и Воеводины. Благодаря этому вопрос статуса национальных меньшинств (албанцы – в Косово, венгры и свыше 20 этнических групп – в Воеводине) на территории Сербии был урегулирован. Хотя сербы, проживающие на территории Хорватии, не получили автономии, но согласно Конституции они имели статус государствообразующей нации в Хорватии. Тито боялся, что созданная им система государства после его смерти рухнет и не ошибся. Серб С. Милошевич благодаря своей разрушительной политике, козырной картой которой была игра на национальных чувствах сербов, разрушил созданное «стариком Тито» государство.

Не надо забывать, что первый вызов политическому балансу Югославии бросили албанцы в автономном крае Косово на юге Сербии. Население края к тому времени практически на 90% состояло из албанцев и на 10% из сербов, черногорцев и других. В апреле 1981 года большинство албанцев приняло участие в демонстрациях, митингах, требуя статуса республики для края. В ответ Белград направил в Косово войска, введя там чрезвычайное положение. Усугубил положение и белградский «план реколонизации», который гарантировал сербам, переселяющимся в край, работу и жилье. Белград стремился искусственным путем увеличить число сербов в крае, чтобы аннулировать автономное образование. В ответ албанцы стали выходить из компартии и учинять репрессии против сербов и черногорцев. К осени 1989 года демонстрации и беспорядки в Косово были безжалостно подавлены сербскими военными властями. К весне 1990 г. сербское национальное собрание объявило о роспуске правительства и народного собрания Косово и ввело цензуру. Проблема Косово имела отчетливый геополитический аспект для Сербии, озабоченной планами Тираны создать «Великую Албанию», а это подразумевало включение таких территорий, населенных этническими албанцами, как Косово и части Македонии и Черногории. Действия Сербии в Косово создали ей очень дурную репутацию в глазах мирового сообщества, но парадоксально, что то же самое сообщество ничего не сказало, когда в августе 1990 г. подобный же инцидент произошел в Хорватии. Сербское меньшинство в городе Книне в Сербской Крайне решило провести референдум по вопросу о культурной автономии. Как и в Косово, это обернулось беспорядками, подавленными хорватским руководством, которое отвергло референдум как неконституционный.

Таким образом, в Югославии к концу 80-х — началу 90х годов создались все предпосылки для вступления национальных меньшинств в борьбу за свою независимость. Ни югославское руководство, ни мировое сообщество не могли воспрепятствовать этому кроме как вооруженным путем. Поэтому неудивительно, что события в Югославии развернулись с такой стремительностью.

Первой на официальный шаг разрыва отношений с Белградом и определение своей самостоятельности решилась Словения. Напряженность между «сербским» и «славянско-хорватским» блоками в рядах Союза коммунистов Югославии достигла своей кульминации в феврале 1990 года на XIV съезде, когда словенская делегация покинула заседание.

На тот момент существовало три плана государственного переустройства страны: конфедеративное переустройство, выдвинутое Президиумами Словении и Хорватии; федеративное переустройство – союзного Президиума; «Платформа о будущем югославского государства» — Македонии и Боснии и Герцеговины. Но встречи республиканских лидеров показали, что основной целью многопартийных выборов и референдума была не демократическая трансформация югославского сообщества, а узаконение программ будущего переустройства страны, выдвинутых лидерами республик.

Словенское общественное мнение с 1990 года стало искать решение в выходе Словении из Югославии. Избранный на многопартийной основе парламент 2 июля 1990 года принял Декларацию о суверенитете республики, а 25 июня 1991 года Словения провозгласила свою независимость. Сербия уже в 1991 году согласилась с выходом Словении из Югославии. Однако Словения стремилась стать правопреемником единого государства в результате «разъединения», а не выхода из состава Югославии.

Во второй половине 1991 года эта республика предпринимала решительные шаги к достижению независимости, определяя тем самым в значительной степени темпы развития югославского кризиса и характер поведения других республик. В первую очередь Хорватии, которая опасалась, что с выходом Словении из Югославии баланс сил в стране будет нарушен ей в ущерб. Неудачное окончание межреспубликанских переговоров, нараставшее взаимное недоверие между национальными лидерами, а также между югославскими народами, вооружение населения на национальной основе, создание первых военизированных формирований – все это способствовало созданию взрывоопасной обстановки, приведшей к вооруженным конфликтам.

Кульминация политического кризиса наступила в мае – июне в результате провозглашения независимости Словении и Хорватии 25 июня 1991 года. Словения сопроводила этот акт захватом контрольных пограничных пунктов, где были установлены знаки государственного отличия республики. Правительство СФРЮ во главе с А. Марковичем признало это незаконным и Югославская народная армия (ЮНА) взяла под охрану внешние границы Словении. В результате с 27 июня по 2 июля здесь происходили бои с хорошо организованными отрядами республиканской территориальной обороны Словении. Шестидневная война в Словении была для ЮНА короткой и бесславной. Армия не достигла ни одной своей цели, потеряв сорок солдат и офицеров. Немного по сравнению с будущими тысячами жертв, но доказательство того, что никто не отдаст свою независимость просто так, даже если она еще не признана.

В Хорватии же война приобрела характер столкновения между желавшим остаться в составе Югославии сербским населением, на стороне которого были солдаты ЮНА, и хорватскими вооруженными частями, стремившимся воспрепятствовать отделению части территории республики.

На выборах в парламент Хорватии в 1990 г. победило Хорватское демократическое сообщество. В августе – сентябре 1990 г. здесь начались вооруженные столкновения местных сербов с хорватской полицией и гвардией в Клинской Крайне. В декабре того же года Собор Хорватии принял новую Конституцию, объявив республику «унитарной и неделимой».

Смириться с этим союзное руководство не могло, поскольку Белград имел свои планы о будущем и сербских анклавов в Хорватии, в которых проживало крупная община сербских экспатриантов. На новую Конституцию местные сербы ответили созданием в феврале 1991 г. Сербской автономной области.

25 июня 1991 г. Хорватия провозгласила свою независимость. Как и в случае со Словенией, правительство СФРЮ признало это решение незаконным, заявив о претензиях на часть Хорватии, а именно на Сербскую Краину. На этой почве между сербами и хорватами произошли ожесточенные вооруженные столкновения с участием подразделений ЮНА. В хорватской войне уже были не мелкие стычки, как в Словении, а настоящие бои с применением различного вида оружия. И потери в этих боях с обеих сторон были огромны: около 10 тысяч убитыми, в том числе несколько тысяч гражданского населения, более 700 тысяч беженцев перешли в соседние страны.

В конце 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о направлении в Югославию миротворческих сил, а Совет Министров ЕС ввел санкции против Сербии и Черногории. В феврале-марте 1992 года на основании резолюции в Хорватию прибыл контингент сил ООН по поддержанию мира. В его составе находился и российский батальон. С помощью международных сил военные действия удавалось каким-то образом сдерживать, но чрезмерная жестокость воюющих сторон, особенно по отношению к мирному населению, толкала их к взаимному мщению, что приводило к новым столкновениям.

По инициативе России 4 мая 1995 г. на срочно созванном совещании СБ ООН было осуждено вторжение хорватских войск в зону разъединения. Одновременно СБ осудил сербские обстрелы Загреба и других центров сосредоточения гражданского населения. В августе 1995 после карательных операций хорватских войск около 500 тысяч краинских сербов вынуждены были бежать со своих земель, а точное число жертв этой операции неизвестно до сих пор. Так Загреб решил проблему национального меньшинства на своей территории, Запад же закрыл глаза на действия Хорватии, ограничившись призывами к прекращению кровопролития.

Центр сербско-хорватского конфликта был перенесен на спорную с самого начала территорию – в Боснию и Герцеговину. Здесь сербы и хорваты стали требовать разделения территории Боснии и Герцеговины либо ее переустройства на конфедеративной основе путем создания этнических кантонов. С таким требованием не согласилась Партия демократической акции мусульман во главе с А. Изетбеговичем, выступавшая за унитарную гражданскую республику Боснию и Герцеговину. В свою очередь это вызвало подозрение сербской стороны, считавшей, что речь идет о создании «исламской фундаменталистической республики», 40% населения которой являлись мусульманами.

Все попытки мирного урегулирования по разным причинам не привели к должному результату. В октябре 1991 г. мусульманские и хорватские депутаты Скупщины приняли меморандум о суверенитете республики. Сербы же сочли неприемлемым для себя оставаться со статусом меньшинства за пределами Югославии, в государстве, где преобладает мусульмано-хорватская коалиция.

В январе 1992 г. республика обратилась к Европейскому сообществу о признании ее независимости, депутаты-сербы покинули парламент, бойкотировали его дальнейшую работу и отказались от участия в референдуме, на котором большинство населения высказалось за создание суверенного государства. В ответ местные сербы создали свою Скупщину, а когда независимость Боснии и Герцеговины признали страны ЕС, США, Россия, сербская община объявила о создании Сербской республики в Боснии. Противостояние переросло в вооруженный конфликт, с участием различных вооруженных формирований, начиная от мелких вооруженных групп и заканчивая ЮНА. Босния и Герцеговина на своей территории имела огромное количество техники, вооружения и боеприпасов, которые находились там на хранении или были оставлены покинувшей республику ЮНА. Все это стало прекрасным горючим для разгоревшегося вооруженного конфликта.

В своей статье бывший премьер-министр Великобритании М. Тэтчер писала: «В Боснии происходят страшные вещи, и, похоже, будет еще страшней. Сараево подвергается непрерывному обстрелу. Горажде осаждено и вот-вот будет занято сербами. Там, вероятно, начнется массовая резня… Такова сербская политика «этнической чистки» то есть изгнания из Боснии несербского населения…

С самого начала якобы независимые сербские военные формирования в Боснии действуют в тесном контакте с главным командованием сербской армии в Белграде, которое фактически содержит их и снабжает всем необходимым для ведения войны. Западу следует предъявить правительству Сербии ультиматум, потребовав, в частности, прекратить экономическую поддержку Боснии, подписать соглашение о демилитаризации Боснии, способствовать беспрепятственному возвращению в Боснию беженцев и др.»

Прошедшая в августе 1992 г. в Лондоне международная конференция привела к тому, что лидер боснийских сербов Р. Караджич обещал вывести войска с оккупированной территории, передать под контроль ООН тяжелое вооружение, закрыть лагеря, в которых содержались мусульмане и хорваты. С. Милошевич согласился допустить международных наблюдателей в подразделения ЮНА, находившихся в Боснии, обязался признать независимость Боснии и Герцеговины, уважать ее границы. Стороны свои обещания выполнили, хотя миротворцам еще не раз приходилось призывать враждующие стороны к прекращению столкновений и перемирию.

Очевидно, что международное сообщество должно было потребовать от Словении, Хорватии и затем Боснии и Герцеговины дать определенные гарантии национальным меньшинствам, проживающим на их территории. В декабре 1991 г., когда война шла в Хорватии, ЕС приняло критерии признания новых государств в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе, в частности, «гарантий прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе как мирными средствами с общего согласия». Этот критерий не очень строго соблюдался, когда речь шла о сербских меньшинствах.

Интересно, что Запад и Россия на этом этапе могли предотвратить насилие в Югославии, сформулировав четкие принципы для самоопределения и выдвинув предварительные условия признания новых государств. Юридическая база имела бы огромное значение, поскольку оказывает решающее влияние на такие серьезные вопросы, как территориальная целостность, самоопределение, право на самоопределение, права национальных меньшинств. Россия, безусловно, должна была быть заинтересована в выработке таких принципов, поскольку она сталкивалась и до сих пор сталкивается с подобными проблемами на пространстве бывшего СССР.

Но особенно поразительно то, что после кровопролития в Хорватии ЕС, а за ним США и Россия повторили ту же ошибку в Боснии, признав ее независимость без каких-либо предварительных условий и без учета позиции боснийских сербов. Необдуманное признание Боснии и Герцеговины сделало неизбежной там войну. И хотя Запад заставил боснийских хорватов и мусульман сосуществовать в одном государстве и совместно с Россией пытался оказать давление на боснийских сербов, структура этой федерации все-таки искусственна, и многие не верят, что она продержится долго.

Заставляет задуматься и предвзятое отношение ЕС именно к сербам как самым главным виновникам конфликта. В конце 1992 – начале 1993 гг. Россия несколько раз поднимала в Совете Безопасности ООН вопрос о необходимости повлиять на Хорватию. Хорваты инициировали несколько вооруженных столкновений в Сербской Крайне, сорвав встречу по проблеме Краины, организованную представителями ООН, они пытались взорвать гидроэлектростанцию на территории Сербии, — ООН и другие организации не сделали ничего, чтобы их остановить.

Та же терпимость отличала отношение международного сообщества к боснийским мусульманам. В апреле 1994 г. боснийские сербы были подвергнуты НАТО ударам с воздуха за свои атаки на Горажде, истолкованные как угроза для безопасности личного состава ООН, хотя некоторые из этих атак были спровоцированы мусульманами. Поощряемые снисходительностью международного сообщества, боснийские мусульмане прибегли к той же тактике в Брчко, Тузле и других мусульманских анклавах под защитой сил ООН. Они старались спровоцировать сербов атаками на их позиции, поскольку знали, что сербы опять будут подвергнуты налетам натовской авиации, если только попытаются предпринять ответные действия.

МИД России к концу 1995 г. находился в крайне трудном положении. Политика государства на сближение с Западом привела к тому, что практически все начинания западных стран по урегулированию конфликтов Россия поддерживала. Зависимость российской политики от очередных валютных займов вела к быстрому продвижению НАТО в роли руководящей организации. И все же попытки России по урегулированию конфликтов не пропали зря, заставляя периодически садиться противоборствующие стороны за стол переговоров. Осуществляя политическую активность в дозволенных ей западными партнерами границах, Россия перестала быть фактором, определяющим ход событии на Балканах. Россия в свое время голосовала за установление мира военным путем в Боснии и Герцеговине с применением сил НАТО. Имея на Балканах военный полигон, НАТО уже не представлял иного пути решения любой новой проблемы, кроме вооруженного. Это оказало решающую роль на разрешение косовской проблемы, наиболее драматичного из балканских конфликтов.

Содержание статьи

ЮГОСЛАВИЯ, государство, существовавшее в 1918–1992 на юго-востоке Европы, в северо-западной и центральной части Балканского полуострова. Столица – г.Белград (ок. 1,5 млн. чел. – 1989). Территория – 255,8 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление (до 1992) – 6 республик (Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина) и 2 автономных края (Косово и Воеводина), входившие в состав Сербии. Население – 23,75 млн. чел. (1989). Государственные языки – сербскохорватский, словенский и македонский; в качестве официальных признавались также венгерский и албанский. Религия христианство и ислам. Денежная единица – югославский динар. Национальный праздник – 29 ноября (день создания Национального комитета освобождения в 1943 и провозглашения Югославии народной республикой в 1945). Югославия была членом ООН с 1945, Движения неприсоединения, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1964 и ряда других международных организаций.

Географическое положение и границы.

Население.

По численности населения Югославия занимала первое место среди балканских стран. На кон. 1940-х в стране проживало ок. 16 млн. чел., в 1953 численность населения составила 16,9 млн., в 1960 – ок. 18,5 млн., в 1971 – 20,5 млн., в 1979 – 22,26 млн., а в 1989 – 23,75 млн. чел. Плотность населения – 93 чел. на 1 кв. км. Естественный прирост в 1947 составил 13,9 на 1000 чел., в 1975 – 9,5, а в 1987 – 7. Рождаемость – 15 на 1000 чел., смертность – 9 на 1000 чел., детская смертность – 25 на 1000 новорожденных. Средняя продолжительность жизни – 72 года. (Данные за 1987).

Пресса, телевидение и радиовещание.

В Югославии издавалось более 2,9 тыс. газет тиражом ок. 13,5 млн. экземпляров. Наиболее крупными ежедневными газетами были «Вечерне новости», «Политика», «Спорт», «Борба» (Белград), «Вечерни лист», «Спортске новости», «Виесник» (Загреб) и др. Издавалось более 1,2 тыс. журналов, общий тираж которых составлял ок. 10 млн. экземпляров. Работу всех радиостанций и телецентров координировало «Югославское радио и телевидение», созданное в 1944–1952. Работали ок. 200 радиостанций и 8 телевизионных центров.

ИСТОРИЯ

К моменту начала Первой мировой войны большая часть югославянских земель входила в состав монархии Габсбургов (Словения – с 13 в., Хорватия – с 16 в., Босния и Герцеговина – в 1878–1908). В ходе войны австро-венгерские, немецкие и болгарские войска оккупировали в 1915 Сербию, а в 1916 – Черногорию. Короли и правительства Сербии и Черногории были вынуждены покинуть свои страны.

Историю стран, входивших в состав Югославии до 1918 см . БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА; МАКЕДОНИЯ; СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ; СЛОВЕНИЯ; ХОРВАТИЯ.

Королевство сербов, хорватов и словенцев.

В начале первой мировой войны 1914 сербское правительство заявило, что ведет борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединенного Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на о-ве Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения.

Возможности для реализации плана представились осенью 1918, когда монархия Габсбургов, не выдержав груза войны, начала распадаться. Власть на местах в юго-славянских землях взяли народные вече. 6 октября 1918 в Загребе собралось Центральное народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября объявило об отмене всех законов, связывавших славянские области с Австрией и Венгрией. Было провозглашено создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Тем временем войска Антанты и сербские части, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народное вече избрало комитет для осуществления объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 эти государства официально объединились в югославское государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918–1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 он занял престол.

20 декабря 1918 сформировано первое центральное правительство во главе с лидером сербской «Радикальной партии» Стояном Протичем. В состав кабинета вошли представители 12-ти сербских, хорватских, словенских и мусульманских партий (от правых до социал-демократов). В марте 1919 был учрежден временный парламент страны – Государственное вече.

Экономическая и социальная ситуация в новом государстве оставалась катастрофической. Спад производства, инфляция, безработица, нехватка земли, проблема трудоустройства бывших солдат представляли собой серьезный вызов правительству. Внутриполитическое положение усугубляли продолжавшиеся в декабре 1918 кровопролитные столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и других районах. Весной 1919 поднялась мощная волна забастовок среди железнодорожников, шахтеров и рабочих других профессий. В деревне происходили бурные выступления крестьян, требовавших земли. Правительство вынуждено было приступить к проведению аграрной реформы, которая предусматривала выкуп крестьянами помещичьей земли. Власти принудительно ввели низкий обменный курс австрийской валюты по отношению к сербскому динару, что привело к ухудшению экономического положения населения и вызвало новые протесты.

Острым оставался вопрос о формах будущего государственного устройства. Против единого государства выступали приверженцы бывшей Черногорской монархии, а «Хорватская крестьянская партия» (ХКП) во главе со Степаном Радичем требовала предоставления Хорватии права на самоопределение (за что она была подвергнута преследованиям со стороны властей). Выдвигались различные проекты государственного устройства – от централистских до федералистских и республиканских.

Правительство, сформированное в августе 1919 лидером сербских демократов Любомиром Давидовичем (в него вошли также социал-демократы и ряд небольших несербских партий) приняло закон о 8-часовом рабочем дне, пыталось справиться с дефицитом государственного бюджета (с помощью повышения налогов) и обуздать инфляцию путем проведения денежной реформы. Тем не менее, эти меры не предотвратили новую волну забастовок в кон. 1919.

В феврале 1920 на пост главы правительства вернулся радикал Протич, получивший поддержку клерикальной «Словенской народной партии» и «Народного клуба». В апреле того же года власти подавили всеобщую забастовку железнодорожников. В мае коалиционный кабинет с участием демократов, словенских клерикалов и других партий возглавил другой лидер радикалов – Миленко Веснич. Его правительство провело в ноябре 1920 выборы в Учредительное собрание. На них блок радикалов и демократов не сумел добиться большинства (демократы получили 92, а радикалы – 91 из 419 мест). Усилились влияние левых партий: коммунисты вышли на третье место, получив ок. 13% голосов и 59 мест, а ХКП («Хорватская народная крестьянская партия») – на четвертое (50 мест). ХКП добилась абсолютного большинства в Хорватии. В декабре 1920 она была переименована в «Хорватскую республиканскую крестьянскую партию» (ХРКП) и провозгласила своей целью провозглашение самостоятельной Хорватской республики.

В этих условиях правительство КСХС, отражавшее преимущественно интересы сербской элиты, решилось нанести удар по своим противникам. 30 декабря 1920 был принят декрет «Обзнана», который запрещал пропагандистскую деятельность компартии и связанных с ней рабочих организаций и профсоюзов; их имущество было конфисковано, а активисты арестованы. 1 января 1921 лидер «Радикальной партии» Никола Пашич сформировал кабинет, в который вошли представители сербских радикалов, демократов, земледельцев, а также мусульман и мелких партий.

В 1921 депутатов ХРКП вынудили покинуть Учредительное собрание. 28 июня 1921 была принята конституция КСХС, согласно которой королевство провозглашалось централизованным государством. Конституция получила название «Видовданской», поскольку была утверждена в день святого Вида. После серии покушений на принца Александра и ряда политиков в августе 1921 собрание приняло закон О защите безопасности и порядка в государстве , который официально ставил компартию вне закона. В марте 1923 на выборах в Народную скупщину радикалы получили 108 из 312 мандатов. Пашич сформировал однопартийный радикальный кабинет, в который в 1924 вошли представители отколовшейся от демократов «Независимой демократической партии».

ХРКП, набрав на выборах на 4% голосов меньше, чем сербские радикалы, получила 70 мест. Лидер партии Радич предложил объединить оппозицию и преобразовать КСХС в федерацию. Получив отказ, он пошел на соглашение с правящими радикалами. Летом 1923 он был вынужден выехать за границу, и на родине его объявили государственным изменником. Во внутренней политике правительство Пашича широко прибегало к методам репрессий против политических противников. В нач. 1924 оно лишилось поддержки парламента и распустило его на 5 месяцев. В ответ оппозиция обвинила его в нарушении конституции. В обстановке массового недовольства в июле 1924 Пашич вынужден был уйти в отставку.

Правительство демократа Давидовича (июль-ноябрь 1924), в которое вошли также словенские клерикалы и мусульмане, обещало обеспечить мирное и равноправное сосуществование сербов, хорватов и словенцев, а также установить дипломатические отношения с СССР. Новое правительство восстановило областное административное управление в Загребе. Было также снято обвинения с Радича, и ему разрешили вернуться в страну. В ноябре 1924 к власти вернулся Пашич в союзе с независимыми демократами. В декабре правительство запретило деятельность ХРКП и распорядилось арестовать Радича, а в феврале были проведены новые выборы в Народную скупщину. На них радикалы получили 155 из 315 мест, а сторонники ХРКП – 67. Власти распорядились отменить мандаты хорватских республиканцев, но затем Пашич провел тайные переговоры с находившимся в заключении Радичем и добился от него отказа от выдвижения лозунгов самостоятельности Хорватии. Хорватский лидер был освобожден и назначен министром. В июле 1925 Пашич возглавил новое коалиционное правительство, в которое вошли представители радикалов и ХРКП. Оно провело реакционный закон о печати, повысило налог на заработную плату и внесло изменения в аграрную реформу, позволявшие помещикам продавать подлежащие отчуждению земли крепким хозяйствам богатых крестьян. В апреле 1926 кабинет подал в отставку из-за отказа хорватских партнеров по коалиции ратифицировать конвенцию с Италией, в которой КСХС сделала соседнему государству значительные экономические уступки. Новое правительство сформировал радикал Николай Узунович, пообещавший уделить особое внимание развитию сельского хозяйства и промышленности, способствовать привлечению иностранного капитала, уменьшению налогов и государственных расходов в рамках жесткой экономии. Но политическая система страны оставалась неустойчивой. «Радикальная партия» раскололась на 3 фракции, «Демократическая партия» – на 2. В нач. 1927 ХРПК вышла из правительства, и опорой Узуновича стали словенские клерикалы. В феврале 1927 оппозиция потребовала предать суду министра внутренних дел, которого обвиняли в массовых полицейских расправах над избирателями в ходе выборов в местные органы. Скандал приобрел международный резонанс, и Узунович ушел в отставку.

В апреле 1927 радикал В.Вукичевич возглавил правительство, состоявшее из радикалов и демократов, к которым позднее примкнули словенские клерикалы и боснийские мусульмане. В ходе досрочных парламентских выборов (сентябрь 1927) радикалы завоевали 112, а оппозиционная ХРКП – 61 место. Правительство отказывалось предоставлять государственную помощь безработным, сократить задолженность крестьян и осуществить унификацию налогового законодательства. Противостояние между властями и оппозицией нарастало. ХРКП договорилась с независимыми демократами о создании блока. В «Демократической партии» углублялся раскол, и различные ее фракции покидали правительственную коалицию. Проходили массовые демонстрации протеста, забастовки и крестьянские выступления. Депутатов от оппозиции, обвинявших режим в коррупции, часто силой удаляли из Скупщины. 20 июня 1928 в разгар споров о ратификации экономических соглашений с Италией радикал П.Рачич в зале парламента застрелил двух хорватских депутатов и ранил Радича, который от полученных ран скончался в августе того же года. В Хорватии массовые протесты и демонстрации переросли в баррикадные бои. Оппозиция отказывалась вернуться в Белград и требовала проведения новых выборов.

В июле 1928 лидер клерикальной «Словенской народной партии» Антон Корошец сформировал правительство, в которое вошли радикалы, демократы и мусульмане. Он пообещал провести налоговую реформу, предоставить кредит крестьянам и реорганизовать государственный аппарат. В то же время власти продолжали аресты оппозиционеров, шла подготовка законов об ужесточении цензуры и предоставлении полиции права вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. В условиях обострения общественного кризиса правительство Корошеца в конце декабря 1928 ушло в отставку. В ночь с 5 на 6 января 1929 король Александр совершил государственный переворот: он распустил парламент, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Был также отменен закон о 8-часовом рабочем дне и установлена жесткая цензура. Формирование правительства было поручено генералу П.Живковичу.

Королевство Югославия.

Установившийся военно-монархический режим объявил о намерении спасти единство страны. КСХС было переименовано в «Королевство Югославия». Административно-территориальная реформа, проведенная в октябре 1929, упразднила исторически сложившиеся области. Усиление просербских тенденций, проявившихся в т.ч. в преимущественном кредитовании сельского хозяйства сербских районов, а также в сфере образования, привело к активизации деятельности сепаратистов в Хорватии («усташи») и в других районах страны.

В нач. 1930-х Югославию охватил острый экономический кризис. Пытаясь смягчить его воздействие, правительство создало Аграрный банк, ввело до 1932 государственную монополию на экспорт сельскохозяйственных продуктов, однако категорически отказывалось регулировать условия труда и уровень зарплаты. Выступления трудящихся подавлялись полицией.

В сентябре 1931 король обнародовал новую конституцию, существенно расширявшую полномочия монарха. Проведенные в ноябре 1931 выборы в Скупщину оппозиция бойкотировала. В декабре 1931 правящая коалиция была реорганизована в новую партию, получившую название «Югославская радикально-крестьянская демократия» (с июля 1933 называлась «Югославская национальная партия», ЮНП).

После ухода из правительства представителей Словении и Хорватии, замены в апреле 1932 Живковича на посту премьер-министра В.Маринковичем, в июле того же года кабинет возглавил М.Сршкич. В январе 1934 главой правительства вновь был назначен Узунович.

В октябре 1934 король Югославии Александр был убит в Марселе македонским националистом. Власть в стране перешла к несовершеннолетнему королю Петру II, а регентский совет возглавил принц Павел. Во внешней политике новые власти готовы были пойти на компромисс с Германией и Италией, во внутренней – с умеренными фракциями оппозиции.

В мае 1935 правительство, которое с декабря 1934 возглавил Б.Ефтич, провело парламентские выборы. ЮНП завоевала 303 места, объединенная оппозиция – 67. Но в правительственном блоке произошел раскол. Формирование кабинета было поручено бывшему министру финансов М.Стоядиновичу, который создал в 1936 новую партию – «Югославский радикальный союз» (ЮРС). Стоядинович привлек на свою сторону часть бывших радикалов, мусульман и словенских клерикалов, пообещав осуществить децентрализацию государственной власти и решить т.н. «хорватский вопрос». Однако переговоры с оппозиционной ХРКП провалились. Правительство пошло на снижение долговых обязательств крестьян (замороженных в 1932), издало закон о кооперативах. Во внешней политике оно пошло на сближение с Италией и Германией, которая превратилась в главного торгового партнера Югославии.

Досрочные выборы в Скупщину (декабрь 1938) показали значительное усиление оппозиции: она собрала 45% голосов избирателей, а ХРПК получила абсолютное большинство голосов в Хорватии. Лидер партии В.Мачек заявил, что дальнейшее сосуществование с сербами невозможно до тех пор, пока хорваты не получат полную свободу и равноправие.

Новое правительство сформировал в феврале 1939 представитель ЮРС Д.Цветкович. В августе 1939 власти подписали соглашение с В.Мачеком, а представители ХРПК вошли в состав кабинета наряду с «Демократической партией» и «Крестьянской партией» Сербии. В сентябре 1939 Хорватия получила автономию. Правительство автономии возглавил бан Иван Шубашич.

В мае 1940 Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения. После некоторых колебаний Цветкович склонился к сотрудничеству с Германией. В марте 1941 правительство обсуждало вопрос о присоединении к блоку Германия–Италия–Япония. Большинство министров проголосовало за этот шаг, и проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене.

Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны.

Период оккупации и народно-освободительная война.

Соотношение сил сторон было неравным, югославская армия была разбита в течение 10-ти дней, а Югославия оккупирована и разделена на зоны оккупации. В Сербии было образовано прогерманское правительство, Словению присоединили к Германии, Воеводину – к Венгрии, а Македонию – к Болгарии. В Черногории установился режим итальянской, а с 1943 – немецкой оккупации. Хорватские националисты-«усташи» во главе с Анте Павеличем провозгласили создание Независимого Государства Хорватия, захватили Боснию и Герцеговину и развернули массированный террор против сербов и евреев.

Король и правительство Югославии эмигрировали из страны. В 1941 по инициативе эмигрантских властей началось создание вооруженных отрядов сербских партизан-«четников» под командованием генерала Д.Михайловича, получившего пост военного министра. Партизаны сражались не только с оккупационными войсками, но также совершали нападения на коммунистов и представителей несербских меньшинств.

Широкомасштабное сопротивление оккупантам организовали югославские коммунисты. Они создали Главный штаб партизанских отрядов и приступили к формированию повстанческих частей, поднимая восстания в различных частях страны. Отряды были объединены в Народно-освободительную армию под командованием лидера компартии Иосипа Тито. На местах создавались повстанческие органы власти – народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 в Бихаче состоялась первая сессия Антифашистского вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). На второй сессии АВНОЮ, состоявшейся 29 ноября 1943 в городе Яйце, вече было преобразовано в верховный законодательный орган, сформировавший временное правительство – Национальный комитет освобождения Югославии во главе с маршалом Тито. Вече провозгласило Югославию демократическим федеративным государством и высказалось против возвращения короля в страну. В мае 1944 король был вынужден назначить премьер-министром эмигрантского кабинета И.Шубашича. Великобритания добивалась соглашения между эмиграцией и партизанами, которыми руководила компартия. После переговоров между Шубашичем и Тито (июль 1944) было сформировано единое демократическое правительство.

Осенью 1944 советские войска, которые вели ожесточенные бои с немецкой армией, вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.