Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Государственные и международные стандарты. Международные стандарты — их сила и слабость


В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бух-галтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.
Финансовая отчетность состоит из утвержденных форм отчетности, приложений и объяснительного материала. Международные стандарты используются при составлении отчетности коммер-ческими промышленными и другими предприятиями.
Предприятие может составлять финансовую отчетность для пользования ею руководителями всех уровней управления с по-мощью разных приемов и способов, однако для внешних пользователей она должна соответствовать международным стандартам.
В каждой стране составление финансовой отчетности осуществляется на основании инструкций, утвержденных соответствующими регулирующими органами, включаемых в национальные стандарты.
Общепринятые принципы учета (ГААП) зародились в США в первой половине 30-х гг., затем были признаны в Канаде, Англии, Италии и других странах. ГААП в каждой стране отличались, но все же обеспечивали определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Они способствовали повышению достоверности и сопоставимости данных отчетности, а также доверия пользователей информации к предприятиям.
Но постепенно ГААП вытеснялись международными стандартами учета и отчетности, которые разрабатывались с учетом тре-бований общепринятых принципов учета. Они отражали новые требования к учету и отчетности в условиях текущих явлений в развитии экономики предприятий многих стран.
Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются и утверждаются Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который создан в 1973 г. За время существования была создана комплексная система, насчитывающая 40 стандартов.
КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их последующего использования во всех стра-нах мира. Главной задачей деятельности Комитета является гармонизация различных стандартов учета, принятых в различных странах.
Международные стандарты не искажают национальные стандарты и инструкции, принятые в определенной стране. Члены КМСФО стремятся убедить соответствующие государственные организации в преимуществах использования международных стандартов финансовой отчетности, так как их использование имеет большое значение. В результате их применения возрастает качество и сопоставимость показателей учета и отчетности, повышается существенное влияние учета на развитие и укрепление экономики во всех странах мира.
Деятельность КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981 г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС).
Международные стандарты финансовой отчетности используются в качестве ориентиров национальными и региональными государственными и общественными профессиональными организациями при разработке стандартов учета и отчетности. Национальные организации некоторых стран используют международные стандарты финансовой отчетности после соответствующего их приспособления к национальным бухгалтерским требованиям. Другие страны используют международные стандарты учета для детализации своих национальных требований. В отдельных странах требования международных стандартов учета включены в национальные стандарты.
Международные стандарты финансовой отчетности применяют около 40 тысяч транснациональных корпораций, которые включают более 200 тысяч предприятий во многих странах мира.
Исключение составляют биржи США и Канады, которые применяют свои Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (GAAP).
GAAP является системой бухгалтерского учета, полностью совместимой с международными стандартами (LAS), причем по ряду вопросов GAAP содержат более подробную методологию ведения учета, чем международные стандарты.
Однако Комитет по международным стандартам финансовой отчетности имеет договоренность с Международной организацией комиссий по ценным бумагам о подготовке комплекта стандартов, которые смогут применять все компании, имеющие международную котировку акций.
Международные стандарты используются странами Европейс-кого союза как основа для гармонизации финансовой отчетности этих стран. Национальные стандарты финансовой отчетности стран Европейского союза и другие законодательные документы по вопросам финансовой отчетности разработаны в соответствии с Четвертой Директивой ЕЭС от 26 июля 1978 г., устанавливающей требования для стран сообщества по составлению всех форм отчетности.
Широкое использование европейскими странами международных стандартов финансовой отчетности позволит в ближайшем будущем отказаться от применения европейских директив по вопросам учета и отчетности. Страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, также проводят большую работу по приведению своих национальных стандартов учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов.
Развитие и совершенствование учета и финансовой отчетности многие страны связывают с использованием международных стан-дартов, что способствует выработке национальных подходов к стандартизации отчетности, а пользователям позволяет правильно ее интерпретировать.

10. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании. Надлежащее применение Международных стандартов финансовой отчетности с дополнительным раскрытием, при необходимости, фактически при любых обстоятельствах приводит к тому, что финансовая отчетность обеспечивает достоверное представление.

11. Компания, финансовая отчетность которой соответствует Международным стандартам финансовой отчетности, должна раскрывать этот факт. Финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая Международным стандартам финансовой отчетности, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого Стандарта и каждой применимой интерпретации Постоянного комитета по интерпретации.

12. Порядок учета, не соответствующий надлежащему порядку, не может быть исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни примечаниями или пояснительными материалами.

13. В чрезвычайно редких обстоятельствах, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям Стандарта будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-то требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать:

(a) тот факт, что руководство пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании;

(b) тот факт, что финансовая отчетность соответствует применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-то Стандарта в целях достижения достоверного представления;

(c) Стандарт, от которого отступила компания, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы Стандартом, причины, по которым такой порядок учета вводил бы в заблуждение, и принятый порядок учета; и

(d) финансовое воздействие отступления на чистую прибыль или убыток компании, ее активы, обязательства, капитал и движение денежных средств в каждом из представленных периодов.

14. Финансовая отчетность иногда описывается как "основанная на" или "соответствующая значительным требованиям", или как "находящаяся в соответствии с учетными требованиями" Международных стандартов финансовой отчетности. При этом часто никакой дополнительной информации не приводится, хотя ясно, что значительные требования по раскрытию, если даже не учетные требования, не соблюдены. Такие заявления являются вводящими в заблуждение, так как они принижают надежность и понятность финансовой отчетности. В целях обеспечения того, чтобы финансовая отчетность, в которой заявляется о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности, отвечала стандарту, необходимому пользователям во всем мире, настоящий Стандарт включает всеобъемлющее требование о том, что финансовая отчетность должна давать достоверное представление, руководства по тому, как выполнять требование о достоверном представлении, и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление. Он также требует ясного раскрытия обстоятельств, вызывающих отступление. Наличие отличающихся национальных стандартов само по себе не является достаточным для обоснования отступления в финансовой отчетности, подготовленной с использованием Международных стандартов финансовой отчетности.

15. Фактически при любых обстоятельствах достоверное представление достигается соответствием применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Достоверное представление требует:

(a) выбора и применения учетной политики в соответствии с параграфом 20;

(b) представления информации, включая учетную политику, таким образом, который обеспечивает уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию; и

(c) представления дополнительных раскрытий в тех случаях, когда требования в Международных стандартах финансовой отчетности недостаточны для того, чтобы позволить пользователям понять влияние конкретных операций или событий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности компании.

16. В чрезвычайно редких обстоятельствах применение какого-то конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности может приводить к тому, что финансовая отчетность становится вприводящей в заблуждение. Это может иметь место только в том случае, когда порядок учета, требуемый Стандартом, явно не подходит, и поэтому достоверного представления нельзя достичь ни применением Стандарта, ни только через дополнительное раскрытие. Отступление не допустимо лишь по той причине, что другой порядок учета также обеспечивает достоверное представление.

17. При оценке необходимости отступления от конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности следует принять во внимание следующее:

(a) цель требования и почему эта цель не достигнута или не является уместной в конкретных обстоятельствах; и

(b) каким образом обстоятельства компании отличаются от тех компаний, которые следуют требованию.

18. В связи с тем, что обстоятельства, требующие отступления, будут, как ожидается, чрезвычайно редкими, а необходимость в отступлении будет предметом значительных споров и субъективной оценки, важно, чтобы пользователи были осведомлены о том, что отчетность компании не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Также важно, чтобы пользователи получили достаточную информацию, позволяющую им делать информированное суждение о том, является ли отступление необходимым и рассчитывать корректировки, которые потребовались бы для приведения отчетности в соответствие со Стандартом. КМСФО будет отслеживать случаи несоответствия, к которым привлекается его внимание (например, компаниями, их аудиторами и регулирующими органами), и будет рассматривать необходимость прояснения через интерпретации или поправки к Стандартам, с тем, чтобы отступление было необходимо только в чрезвычайно редких случаях.

19. Когда, в соответствии с конкретными оговорками в настоящем Стандарте, Международный стандарт финансовой отчетности применяется до даты вступления его в силу, этот факт должен раскрываться.

Учетная политика

20. Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

(a) уместна для потребностей пользователей при принятии решений; и

(b) надежна в том, что она:

(i) достоверно представляет результаты и финансовое положение компании;

(ii) отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

(iii) нейтральна, то есть свободна от предвзятости;

(iv) осмотрительна; и

(v) полная во всех существенных отношениях.

21. Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

22. При отсутствии конкретного Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности компании. При вынесении такого суждения руководство принимает во внимание:

(a) требования и руководства в Международных стандартах финансовой отчетности, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы;

(b) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО; и

(c) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той и только в той степени, в какой они соответствуют пунктам (a) и (b) данного параграфа.

Стандартизация как один из инструментов системы управления качеством направлена на упорядочение в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Стандарты по управлению качеством определяют:

– дополнительные требования к техническим условиям на продукцию;

– требования по элементам, необходимым для включения в систему качества;

– общие требования, не зависящие от отраслевых или региональных особенностей;

– прогрессивные нормы, методики, требования к разработке продукции;

– единый технический язык;

– унифицирование важнейших технических характеристик продукции;

– типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий;

– систему классификаторов технико-экономической документации достоверности справочных данных.

Система стандартизации России должна быть согласована (гармонизирована) с международными и региональными системами и обеспечивать защиту интересов потребителей, производителей. Концепция системы стандартизации должна быть нацелена на формирование фонда стандартов, отвечающего следующим принципам:

– повторяемости (определение круга объектов, к которым применимы вещи, обладающие общим свойством);

– вариантности (многообразие разновидности стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект);

– системности (создание системы стандартов, связанных между собой);

– взаимозаменяемости (предусматривает сборку или замену унифицированных (одинаковых) деталей, изготовленных в разных местах).

С целью разработки единообразного подхода к решению вопроса управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет Международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории Российской Федерации:

ИСО 9000-94 – Стандарты по общему руководству качеством и обеспечением качества. Основное назначение стандарта – помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества.

ГОСТ Р 9001-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве и обслуживании.


ГОСТ Р 9002-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании.

ГОСТ Р ИСО 9003-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

В настоящее время сформирована Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует порядок формирования и распространения стандартов. ГСС включает 5 основополагающих стандартов, регламентирующих процессы:

1. Р1.0-1.5-92 ГСС РФ «Основные положения».

2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий (СТП).

5. Стандарты научно-технических обществ (СТО).

Стандарты могут быть основополагающими:

– на продукцию и услуги;

– на процессы и методы контроля, испытаний, измерений, анализы.

ГСС РФ включает также комплекс и других основополагающих стандартов:

– ГОСТ Р1.2-92 ГСС РФ. Порядок построения, изложения и распространения (разработки) государственных стандартов.

– ГОСТ Р1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

– ГОСТ Р1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

– ГОСТ Р1.8-95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

– ГОСТ Р1.9-95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг ами соответствия государственным стандартам.

– ГОСТ Р1.10-95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них.

Международный (региональный) стандарт (ГОСТ Р) принят Международной (региональной) организацией по стандартизации. По решению ООН в 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. Вопросами стандартизации занимаются также Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейская организация по качеству (ЕОК), Международная конференция по аккредитации по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС).

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) принят государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.

В целях обеспечения государственной защиты производителя и потребителя РФ и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в ГОСТах могут устанавливаться изменения определенных требований на перспективу, опережающих возможности традиционных технологий и прогнозируемых нововведений. С введением закона РФ о защите прав потребителей в рамках Госстандарта РФ стали проводиться работы по обязательной сертификации товаров, работ и услуг и создана система сертификации ГОСТ Р. В эту систему могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные организации. Комитет по сертификации продукции Международной организации по стандартизации определяет понятие сертификации продукции как действие третьей стороны, доказывающее, что идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК-2).

Работы по сертификации основаны на:

– выборе критериев для оценки соответствия качества продукции интересам потребителей;

– выборе системы стандартизации в зависимости от авторитета органа по сертификации (его беспристрастия, компетентности, надежности оборудования);

– стабильности технологического процесса производства продукции независимо от результатов испытания и проведения работ по сертификации.

Сертификация может быть:

1) обязательной – для тех параметров качества продукции, которые регламентируют охрану окружающей среды, безопасность потребителя продукции;

2) добровольной – с целью улучшения климата доверия между поставщиками и потребителями продукции и повышения ее конкурентоспособности.


Рис. 10.1. Процедуры осуществления сертификации (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002, С. 111)

Сертификат соответствия представляет собой документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. Сертификат может быть выдан непосредственно изготовителем (самосертификация) или сторонней организацией.

Таким образом, защита прав потребителей и производителей во многих странах четко определена законодательством. В России приняты лишь первые законы, в частности: о стандартизации, о защите прав потребителей, о сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений.

Знаки соответствия, зарегистрированные в установленном порядке в данной системе сертификации, подтверждают соответствие продукции установленным требованиям.

При осуществлении товарной политики в условиях рынка продавец должен решить, будет ли он присваивать своему товару марку, товарный знак или фирменные знаки обслуживания, а также штриховые коды и наименования мест обслуживания товара, их создания, назначение и потребительские свойства продукции. Это, конечно, дополнительные затраты, но они окупаются гарантиями защиты.

Марочный знак (эмблема), которую можно опознать (символ, изображение, отличительная окраска или специфическое штриховое оформление). Фирменный товарный знак – марка или ее часть, защищает исключительно права продавца (потребителя) на пользование марочным названием (эмблемой льва, кролика и т.д.).

Фирменные знаки позволяют покупателю ориентироваться на рынке, покупая то, что уже проверено или известно. В ряде случаев новая продукция выпускается под старым фирменным знаком, зарекомендовавшим себя и вызывающим у потребителя определенное доверие к качеству продукции известных фирм. В мировой практике используется большое количество видов товарных знаков: движущийся, звуковой, изобразительный, комбинированный, комплексный (сложный), логотипный (словесный), обонятельный, объемный, описательный, пластический, световой, цветной и др. Будущие владельцы товарных знаков должны знать эти виды, чтобы правильно формировать требования к своему товарному знаку.

Штриховой код, разработанный Международной ассоциацией ЕАН в Брюсселе, представляет собой 8- или 13-разрядный код: страны, предприятия-изготовителя, код самого товара и контрольное число. Код России для экспортного товара установлен в диапазоне 460–469. Однако в практике штриховых кодов продукции ходит очень много подделок, ничего общего с реальностью не имеющих. При необходимости правильно считать (определить) информацию штрих-кода могут только специалисты Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН.

Документальное подтверждение уполномоченным органом права на применение знака соответствия осуществляется путём выдачи лицензии. Лицензирование – это выдача права разрешения на определённый срок государственными органами на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства (в производстве, учебных заведениях, торговле, банковском деле, промыслах, внешнеэкономической деятельности и др.), а также требования ГОСТ РФ и международных стандартов.

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Вопросы, связанные с налогообложением предприятия являются предметом дисциплины «Налоги и налогообложение», которая изучается параллельно дисциплине «Экономика организации». Поэтому в данном лекционном курсе эти вопросы не рассматриваются.

«Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (формулировка Международного стандарта ИСО 8402). «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» (формулировка ГОСТа «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»).

Качество является относительным понятием, предполагающим сравнение с неким эталоном. Эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик (стандарты лишь на определенный отрезок времени.

Показатели качества:

1. Показатели назначения, которые характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия

2. Показатели технологичности – показатели возможности рационального использования материалов, основных производственных фондов, производственного времени.

3. Показатели стандартизации и унификации. Продукция подразделяется на стандартную, унифицированную и оригинальную. Для производства и эксплуатации предпочтительнее изделия стандартизированные и унифицированные.

4. Экономические показатели, которые характеризуют степень удобства эксплуатации продукта.

5. Показатели транспортабельности.

6. Эстетические показатели.

7. Патентно-правовые показатели, которые характеризуют степень патентной чистоты продукции.

8. Экологические показатели и др.

Конкурентоспособность продукта связана с качеством весьма относительно. Под конкурентоспособностью понимается соответствие товара условиям и требованиям рынка. Она определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для данной группы покупателей (потребителей данной продукции). Таким образом, более качественный товар может быть менее конкурентоспособным, а при неизменном качестве товара его конкурентоспособность может меняться во времени.

Стандарт – нормативный документ, в котором установлены общие принципы, характеристики, требования и методы.

Объектом стандартизации является продукция, имеющая перспективу многократного использования или воспроизведения. Стандарты устанавливают требования к выпускаемой продукции, которые позволяют считать эту продукцию качественной. Стандарты могут носить как рекомендательный, так и обязательный характер.



Система стандартов РФ.

Положения стандартов государственной системы стандартизации РФ применяются всеми предприятиями независимо от формы собственности. Стандарты подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью людей, их имущества, охраной окружающей среды и т.п. Обязательными к применению являются требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку продукции, требования, предусмотренные законодательными актами РФ и т.п.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в РФ:

1. Государственные стандарты РФ (ГОСТы).

2. Отраслевые стандарты (ОСТы).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий.

5. Стандарты научно-технических обществ, других общественных организаций.