Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Как попросить благословения у батюшки на операцию. Вера православная - благословение священника

Как взять благословение у священника

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!) либо (как это принято у большинства церковного народа) "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение "благословите!" - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением -то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству - вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите" ответить поклоном.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время - у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, - в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке - на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником испросить у него Пастырское Благословение , но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священническое благословение – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.

Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы » и поклонитесь.

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины – по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят – женщины (тоже по старшинству).

Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Передача из Санкт-Петербурга.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Дорогие друзья, успехов всем, с Праздником, доброго здоровья. Помогай всем Господь.

- Наша сегодняшняя тема "Благословение священника".

Расскажите, пожалуйста, о том, что такое благословение священника по своей сути.

Это широкий вопрос, и ответ должен быть развернутым. Благословение священника, как мы веруем, как переживаем, это благословение самого Бога. В Церкви все наполнено таинственной, мистической силой.

Разумеется, мы не должны отбрасывать человеческий фактор. Даже имея такое благословение, как Священное Писание, мы понимаем, что в нем участвовали и люди: пророки, апостолы, библейские писатели, и даже избранный народ, который сохранял, в чем-то дополнял, в чем-то комментировал эти тексты. Поэтому и благословение священника имеет богочеловеческую природу. Господь - податель всех благ, но священник поставлен в Церкви как возглавитель. Неправильно говорить, что священник - проводник, потому что между небом и землей у нас только один Проводник - это Христос. Священник - руководитель общины, жизнь которой ему поручено направлять: не только нашу внешнюю жизнь, но и наши душевные и духовные переживания.

Благословение имеет корни в Библии. Господь Сам дает многие благословения. Это не только подавание человеку или обществу благодатной силы, но и некое наставление. Например, благословение, когда Господь сказал людям: идите и населяйте землю. Оно не столько связано с подаянием даров, но с наставлением, которое человеку нужно выполнить.

По сути, все мы несем в себе благословение - это образ и подобие Божие. С одной стороны, это данность, с другой стороны, это задача.

За богослужением мы слышим слова: "Благословение Господне на вас всегда, ныне и присно и во веки веков", то есть оно пребывает сейчас, все время и будет пребывать, это нечто, свойственное нам постоянно?

Потому что мы крещены и миропомазаны, это еще одна разновидность Божьего благословения. Миропомазание - это, по сути, рукоположение каждого из нас в первый чин - звание мирянина, звание члена Церкви, подавание нам даров Святого Духа. Святое миро освящается самим Патриархом, поэтому каждый из нас имеет на себе личное благословение Патриарха, а через него, разумеется, благословение Божие.

Мы имеем в себе образ и подобие Божие, потом крещение, миропомазание, святые Таинства. Здесь мы видим иллюстрацию к словам апостола Павла "благодать воз благодать". Все сделано, чтобы она умножалась в нас. Главное - быть достойными приятия этого дара благодати и тех даров, которые нам постоянно подаются. Здесь, кроме священника, очень важен факт нашего собственного участия: насколько мы готовы исполнять то или иное указание. Не надо бояться слова наказание, ведь наказание - это наказ. И потому нестроения и переживания в нашей внешней жизни - тоже некое Божие благословение, Божий дар, который надо уметь понимать и принимать. Чего нам очень часто не хватает.

- В первохристианские времена благословение было таким же, как мы его знаем сейчас?

Мы не можем глубоко погружаться в церковную археологию, да этого и не надо: дело не во внешней оболочке обряда. Природа подавания Божиих даров, благодати, разумеется, та же самая: наша церковь сохранила апостольскую преемственность и всю полноту православной веры, благочестия и традиции. Традиция заключается не только в сохранении обряда, но в том понимании духовности, которое имеет православие, и является отличным от иных проявлений религиозности в нашем мире. По своей форме оно могло и отличаться: возложение рук, осенение крестным знамением, прочитыванием каких-то долгих молитв. Мы понимаем, что обрядовая сторона могла поменяться.

Если обратиться к Таинству соборования, можно проследить, как оно менялось на протяжении столетий, эпох, дополнялось. Обряд - очень важная оболочка, без обряда ничего не происходит. Мы видим, что Сам Господь, исцеляя - а это тоже благодать - использовал то, что было под рукой: брал землю из-под ног, брение, растворял слюной и делал такую импровизированную мазь, которой помазывал глаза больному слепотой. Обряд позволяет нашей природе принять Божие прикосновение, Божий дар, Божию благодать.

- В псалме мы слышим "Благослови, душе моя, Господа". Разве Господь нуждается в благословении? Что это значит?

Наш язык не имеет возможности полностью передать все смысловые оттенки. Например, мы знаем слово любовь, которым мы обозначаем и любовь к Богу, и к человеку, и к неким вещам. В этом есть некая ущербность языка, не именного нашего языка, но и вообще всех языков мира. Поэтому часто одним словом может отражаться суть разных понятий или разных событий.

Когда мы призываем свою душу благословить Бога, мы призываем именно славословить, благими словами восхвалять Бога. Смысл нашей жизни, по сути, благодарение.

Зачем Богу наше благодарение, благословение? Мы нуждаемся в том, чтобы Его славословить и благодарить, но не только своей речью, но и своей душой, разумом, сердцем, своим пониманием. Здесь мы приходим к размышлению о том, что такое благодарность и благодарение. И понимаем, что залог нашего счастья, нашей полноценной жизни именно в благодарности, когда мы умеем видеть, за что надо и можно благодать Бога. Когда мы не видим в своей жизни: каждом дне, часе, за что нам Бога благодарить, тогда мы глубоко несчастные люди.

Когда мы говорим о благословении человека Богом, то оно не только некое непонятное нам действие или факт. Мы уже говорили, что Господь, для того чтобы прикоснуться к нам, использует соматику этого мира - наши душевные и телесные свойства.

Если священник передает что-то благодатное от Бога человеку, то он тоже должен найти благие слова, чтобы эта благодать полноценно, не ущербно передалась человеку. Чтобы человеку воспринять что-то, ему надо ощутить это теми свойствами, которыми он обладает. Чтобы понять что-то духовное, человек использует свои душевные и телесные свойства: соматику и психосоматику в полном сочетании. Поэтому священник должен пребывать в постоянном размышлении о своем служении: о том, как он передает Божие благословение человеку, общине, верующим. Это тоже накладывает на нас важные обязательства, о которых мы не должны никогда забывать.

- Наша телезрительница из Самары спрашивает, почему мы не берем благословение у дьякона?

В Церкви мы видим, что совершитель таинств - священник, дьякон помогает священнику. Священнику делегированы от епископа права для совершения таинств. Если мы обратимся к церковной истории, литургике, мы увидим, что очень часто повторяются слова о том, чтобы ничего не делать без епископа.

Когда Церковь разрослась и стала Вселенской, по крайней мере, по масштабам того времени, когда вселенной была Римская империя, Церковь охватила эту территорию и потом вышла за ее пределы к варварским племенам, далеким от античного мира. Назрела потребность, чтобы у епископа были помощники, которые совершали бы таинства даже без присутствия самого архиерея, эти права были делегированы священнику, и он стал, по сути, звеном между епископом и мирянами - народом Божиим.

Священник ведет духовническую работу, что является одним из столпов благословения, дарования и подавания человеку даров Святого Духа. Мы приходим к тому, что необходима осмысленность всякого благословения.

Священнику надо понимать, что его благословение берется не с потолка, а именно от глубокого размышления. Люди глубокой духовной жизни, те, кто сейчас уже признан Церковью как святые, никогда не стыдились говорить людям, что они не могут сегодня ответить на вопрос или благословить, дать оценку переживаниям или запросу. Они могли сказать, что им надо помолиться, поразмышлять или даже посоветоваться с более старшим священником или даже епископом. Слова Игнатия Брянчанинова "ничего не делать без епископа" до сих пор остаются актуальными.

- Какова сила уже данного благословения? Имеет ли оно в себе некую самостоятельную силу?

Размышляя над этой темой, очень важно сразу удалиться от магизма. Это важная составляющая правильного понимания этой темы. Магизм, как некая наша зависимость нас от каких-то движений, благословений, сглазов и тому подобного, является греховной природой нашего человечества. В связи с этим мы имеем серьезную проблему.

На благословение надо смотреть с другой стороны, не через призму магизма, а через призму честности. Когда мы берем у священника благословение на что-то, мы должны это выполнять. Здесь вопрос не в том, что нас кто-то или что-то накажет за неисполнение чего-то, что у нас какая-то детерминированность, которая повлечет наказание за невыполненное благословение. Ни в коем случае.

Вопрос в другом: мы, не выполняя благословение не только священника, но и благословение Церкви, не навлекаем на себя темные силы, но сами открываем им себя. Отказываясь от послушания, мы выводим себя с некой, проложенной Богом колеи, и, как корабль без парусов, начинаем быть влачимыми по житейскому морю нашими страстями, желаниями, постоянно сменяющимися мыслями, которые заменяют нам благословение и Церкви, и священника, и епископа.

Может быть, самый болезненный вопрос о невыполнимости благословения. Когда нам дано благословение, но оно кажется нам или абсурдным, или невыполнимым. Что делать?

Если благословение кажется нам абсурдным, мы должны искать разъяснения у того, кто дал нам это благословение. Я думаю, здесь надо сразу отказываться от выполнения и от того, чтобы давать какую-то оценку священнику, которое дал нам благословение. Надо искать поддержки. Я уверен, что священник всегда помнит, что он пастырь, то есть тот, кто пасет, кто охраняет, наставляет, огораживает. Мы имеем много слов, которые описывают священника: пресвитер, старец, то есть некий отец, человек уважаемый. У монахов это игумен, архимандрит. Архимандрит - это тот, кто пасет стадо, управляет загоном, где пасутся овцы.

Если священник видит, что человеку трудно, он сомневается, он должен укрепить его, помочь исполнить. Где-то по-отечески, с любовью оградить его от искушений, где-то понизить градус той напряженности, что возникает с выполнением. Но если мы сами ищем благословения, испрашиваем его в исполнении какого-то правила или какого-то небольшого подвига, то, разумеется, мы должны это благословение выполнять.

Другое дело, что и сам человек, который просит благословения, должен рассчитывать свои силы. Очень часто благословения, которые мы необдуманно испрашиваем, связаны с нашей гордыней, самомнением и желанием славы, даже речь идет не о житейской славе.

Но и пастырь должен внимательно различать тех духов, которые руководят мирянином, которые испрашивает у него то или иное благословение.

Вопрос телезрительницы: Расскажите, пожалуйста, о благословении детей родителями на брак или на путешествие.

Благословение родителей - всегда проявление нашего дружелюбия, миролюбия и семейственности. Мы не куклы, нам необходимо живое общение друг с другом. Какой-то элемент обрядовости входит и в нашу жизнь. Но не надо этим увлекаться, поскольку отрыв от церковности начинает восполняться придуманными нами обрядами.

Родительское благословение очень важно для человека. Поступает ли он в какое-то учебное заведение, идет ли служить в армию, уезжает ли в дальнюю дорогу. Когда он вступает в брак, есть еще и другой компонент: оценка родителями нашего выбора и нашего поведения, что тоже очень важно.

Как священнику важно пастырствовать, никого не закабаляя, никого не подчиняя себе, никого не унижая и не лишая своей воле, так же надо поступать и родителям. Об этом говорит родителям апостол Павел: не огорчайте своих детей. Каждый из нас, отец и мать, должны понимать, что они в ответе не только за пропитание ребенка, но они должны давать своему ребенку и любовь, и ласку, свое благословение, без которого ему тяжело. Не потому, что ему что-то не дали какие-то силы, но потому, что если нам не дали какого-то благословения, у нас отняли какие-то силы, которые потенциально были. Если у нас какая-то распря, то мы теряем часть той благодатной энергии, которая вложена в нас Богом.

Благословение родителей - всегда поддержка, дружеское участие в том или ином событии, которое происходит в нашей жизни, особенно в браке. В браке важно не навязывать детям своего выбора, своего мнения. Другое дело, если мы видим, что наша дочь или наш сын совершают ошибку, мы должны приложить все усилия: особенно усилить молитву к Богу за наше чадо, если нам кажется, что оно заблуждается. При этом надо помнить, что заблуждаться могу и я сам, и молиться не только о своем ребенке, но и о себе.

Совсем недавно я разговаривал с человеком о том, как ложное, неправильное представление родителей, касающееся брака, привело к трагедии, когда брак, совершенный не по любви, а лишь по родительскому благословению, не мог быть цельным и распался. А тот брак, который должен был совершиться, и препятствия к совершению которого были надуманными, совершился сегодня, но уже беззаконно. Произошло попирание венчания. Разумеется, ситуацию, в которую по неразумному благословению родителей попали эти люди, рассмотрит епископ. Все управит Господь, но здесь мы, к сожалению, видим, насколько может гордыня родительская или священническая нанести вред пасомому или чаду.

- Вопрос телезрителя: Одинаковую ли силу имеет благословение простого священника и митрополита?

Второй вопрос: если священник без облачения, в гражданской одежде, могу ли я брать у него благословение?

Неправильно отвечать вопросом на вопрос, но вопросом, который я задам аудитории и самому себе, постараюсь ответить на первый вопрос.

Одинакова ли Евхаристия, совершенная священником и епископом. Разумеется, мы понимаем, что одинаковы и Евхаристия, и причастие.

Что касается священника, которого Вы встретили в храме или на улице, будь он в облачении или без него, он всегда остается священником. И каждый священник должен помнить, что где бы он ни находился, он всегда притягивает взгляд своих пасомых.

Даже я в нашем большом городе, находясь не в том районе города, где служу, постоянно сталкиваюсь с людьми, которые подходят, здороваются, просят благословение. Здесь человек берет благословение на тот отрезок жизни, который у него сейчас будет: идет ли он на работу или с работы домой. В своей жизни мы постоянно берем благословение у Бога: выходим ли из дома, садимся ли за руль автомобиля. Поэтому и у священника, которого мы встретили, мы можем взять благословение.

Существует проблема среди мирян, когда люди стараются уподобиться монашеским принципам: брать благословение буквально на любую мелочь.

Наверное, это случается в нашей жизни, мы даже, бывает, слышим буквально анекдотические ситуации с благословениями. В своей практике (в священническом сане я довольно длительное время) с такими ситуациями я либо не сталкивался, либо сталкивался крайне редко, поскольку в моей памяти они не отразились.

Скорее всего, такие ситуации случаются как раз в таком месте, где святость преобладает, как это ни странно звучит. Люди, зная, что есть старец, идут к нему - прошу прощения у аудитории - как к некоему ясновидящему или прорицателю. Отсутствие церковности у такого человека и влечет к таким анекдотическим ситуациям, когда человек сам не понимает, зачем он это делает. Искал ли человек какого-то совета или наставления?

Когда человек церковного сознания, в этой ситуации может произойти то, что описано в патериках. Когда описано, как придя к святому старцу, молодой монах ничего не спрашивал у него, в то время как другие задавали ему вопросы. Когда же старец спросил его, почему он ничего не спрашивает, молодой монах ответил: мне достаточно видеть тебя. То есть пребывание рядом со святым уже благословение.

Когда мы едем к старцу или духовно опытному священнику, стяжавшему дух мирен, тогда хватает только видеть его, его поведение, которое само умиротворяет нас. Потому само пребывания в монастырях, даже независимо от разговора с монахами, пребывание в атмосфере молитвы, мира, смирения намного важнее, чем получение благословения, испрашивание советов и наставлений, когда, случается, мы спрашиваем лишь для проформы.

Вопрос телезрительницы: Когда я подхожу к батюшке под благословение, должна ли я объяснить ему, для какой цели я беру у него благословение?

Если мы берем благословение на простое, житейское дело, на какой-то отрезок сегодняшней жизни, здесь не надо ничего пояснять. Но когда мы приходим к священнику, чтобы, кроме его помощи, попросить и совета, то, разумеется, мы поясняем и свой вопрос, и то смятение или печаль, которые нас сегодня смущают или терзают. Если мы хотим, чтобы священник дал нам наказ, совет, как нам поступить в этой ситуации и благословил на выполнение этого вектора, то здесь необходимо пояснять.

Может быть, Вы, батюшка, не сталкивались с такой ситуацией, но она существует: когда миряне, держа в уме какую-то проблему, подходят к священнику, просят благословить, а потом говорят о том, что делают нечто по благословению батюшки. Хотя тот батюшка об этом не знает, поскольку было испрошено простое благословение. Как быть?

Может быть, такое и случается. Но как я верю в наше духовенство, так же я верю и в наших мирян. Не думаю, что у большого процента наших верующих есть такие извращенные представления о благословении.

Если кто-то так и считает, он, разумеется, глубоко заблуждается, когда считает, что подставляя под благословение голову, в которой роятся какие-то мысли, считает, что эти мысли были благословлены рукой священника. Это весьма сатирическая схема и, конечно же, глубоко ошибочная.

Такое явление как младостарчество, будучи негативным явлением, довольно часто основывается на благословении.

Думаю, что нам, священникам, нельзя терять контроль над собой ни на каком промежутке от рукоположения. Надо всегда помнить, что мы всего лишь люди, и все мы пасомые у Бога. Даже если я священник, я все равно пасомый, потому что наш самый главный пастырь - это Христос.

Бывают случаи, когда не только священники, но даже просто служители, к сожалению, начинают считать себя персонами, важными в Церкви, в данной общине. К сожалению, это часто бывает. Путешествуя по России, посещая храмы и видя, как монахи или монахини общаются с пришедшими в храм, мне порой хотелось сказать: отец (или мать, или брат, сестра) помни, что ни ты, ни я не Христос и не Богородица. Ты лишь служитель, чтобы подвести этого человека к святыне, к священнику, но никак не карающий меч Бога. К сожалению, эта самоуверенность свойственна не только молодым, но и пожилым. Эта самоуверенность начинает преобладать у людей, либо потерявших, либо так и не сумевших приобрести культуру поведения. Это уже не смешные поведенческие стереотипы, но они вызывают уже скорбь: когда человек начинает самоутверждаться за счет кого-либо, начиная заслонять собой Бога.

Это печаль и это болезнь, и болезнь, которой подвержены не только молодые священники, хотя все мы находимся под надзором и настоятеля, и епископа. Я верю в нашу иерархию, в целительную природу Церкви, верю, что благодать Божия, подаваемая в Церкви, немощное врачует, а оскудевающее восполняет. Постоянно ощущаю это и на себе, и на людях, вижу, как благодать Божия исправляет нас, но для этого необходимо иметь смирение. Если мы отвергаем смирение, не понимаем и не принимаем его, то благодать Божия, к сожалению, ничего не может сделать с нами. Смирение - это жизненная необходимость для каждого из нас.

Подвиг смирения не надо понимать, как некую тяжелую ношу, которую надо донести до смерти, чтобы скинуть ее и обрести от Бога некую награду. Нет, смирение - это то, что позволяет нам сейчас выживать и жить полноценной жизнью христианина.

Вопрос телезрителя из Ейска: Мы люди престарелые: не можем приходить в храм на причастие. Батюшка приходит к нам домой, и мы общаемся с ним по телефону. Как в таком случае просить у батюшки благословения? Возможно ли это по телефону?

Во-первых, очень рад, что Вы пребываете в общении с Богом, принимаете святое причастие. Разумеется, когда батюшка приносит Вам Святые Дары, Вы можете испрашивать у него благословение. Когда же Вы находитесь дома, а батюшка в церкви, и Вам необходимо принять какое-то решение, каждый священник получает в течение дня звонки, когда прихожане просят благословения на то или иное действие. Это вполне допустимо, и обрядовая сторона здесь не имеет никакого значения. Бывает, что люди звонят, когда уезжают куда-то, и просят помянуть их в молитве как путешествующих, либо как болящих.

Хочется вернуться к вопросу о разнице в священническом и архиерейском благословениях. Говорят, что есть определенные случаи, когда за благословение нужно идти только к архиерею.

В случае, когда мы говорим о каких-то дисциплинарных проявлениях, это так. В таком случае мы говорим не о таинственной природе благословения, здесь уже иной контекст: канонический, дисциплинарный.

Сегодня мы уже проводили слова Игнатия Богоносца: ничего не делай без епископа. Действительно, есть ряд вопросов, которые не могут решаться без архиерейского благословения. Но здесь речь идет о благословении не как о некоем духовном толчке, потенции, даваемой на совершение человеком какого-то дела, но о решении, которое может принять только архипастырь. Это могут быть вопросы, касающиеся отпевания человека, который скончался при особых обстоятельствах, либо вопрос браковенчания, - разные сложные моменты, которые касаются совершения таинств или обрядов.

Хотелось бы спросить о благословениях, которые часто испрашиваются у священников: это разные послабления в молитвенном правиле или постном делании. Как Вы считаете, насколько велика свобода мирянина в этих вопросах?

Не всегда возможно сразу же встретиться с батюшкой или дозвониться ему. Если врач предписывает нам в связи с болезнью изменение рациона, мы не должны отключать свою волю, можем принять решение, а затем обсудить его со священником. Тем более, когда речь идет о нашем самосохранении.

Что касается дисциплинарных вещей, таких как проведение поста, то уже до поста мы можем обсудить со священником, насколько наши духовные и телесные силы позволяют нам ту или иную меру поста. Это касается и молитвенного правила, мы можем обговорить этот момент со священником и решить, как это сделать, чтобы реализовать нашу церковную жизнь. Бывают разные ситуации в семье, разные отношения наших близких к нашей вере.

Если мы вдруг не успели чего-то решить, не взяли благословения, но должны принять решение, не надо доходить до карикатурности.

Бывает, что даже в рамках одного прихода разные священники придерживаются разной меры строгости, и миряне знают, что если один священник обязательно запретит, другой разрешит. Является ли такой выбор лукавством?

Возможно, у одного священника может быть более строгое мнение по практике поста, по приготовлению к причастию. Здесь может быть лукавство, когда мы, чтобы оправдать свою леность, идем к более мягкому священнику, давим на жалость, и он благословляет нам какие-то послабления. Думаю, что сам человек рано или поздно поймет, что его лукавство не привело его ни к чему хорошему, но лишь к духовному расслаблению, расхлябанности и даже обезбоженности, как обезвоженности, когда мы теряем духовную благодать.

- Насколько духовничество привязывает человека к благословению одного священника?

Если мы начали проводить духовную работу и, как врачу, доверили себя некоему священнику, то ни один врач не любит, когда пациент перебегает от одного врача к другому, не любит долечивать того, кого начал лечить другой врач. Дело здесь не в жестокосердии, но в том, что у каждого из нас разные приемы по отношению к нашему телу. Что касается нашей души, здесь надо постоянно находиться в постоянно духовном общении, ведь здесь пастырство, отцовство, когда между пастырем и мирянином выстраиваются некие родственные отношения, поэтому непрерывность этого общения очень важна.

Другое дело, что тот и другой должны понимать, что никаких рамок переступать не надо. Священник не должен порабощать человека, но и человек не должен давать себя в рабство кому-то. Нельзя стремиться снять с себя обязательства, отключить полностью свою волю, отдать себя кому-то в рабство и ни о чем не думать. Это тоже, к сожалению, ложная ситуация, которая заводит в тупик и мирянина, и священника.

Когда мы ищем человека, которому могли бы отдаться в рабство, здесь уже наша духовная природа повреждена, мы уже вступили в некую ошибку, изъян, который мы должны вовремя исправить, одуматься. Поэтому надо всем помнить, что мы только рабы Божии. Сам Господь не называет нас рабами, но детьми, Он называет нас друзьями. Рабами мы называем себя сами по смирению, как блудный сын, который, предав отца, возвращается домой и говорит ему: я недостоин быть твоим сыном, возьми меня хотя бы своим рабом. Писание говорит нам: не будьте рабами человекам. Эта ложная природа должна быть нами серьезно наблюдаема и вовремя исправляема или даже отсекаема.

- Спаси Господи, батюшка, за ответы, и прошу благословить нас на окончание передачи.

Помощи Божией всем. Благ Вам в Вашем труде. Всем Божие благословение на все добрые дела и начинания. Храни всех Господь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Строка поиска: благословение на чтение молитв

Найдено записей : 35

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов (часто встречаю в Ваших ответах), если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? (Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда). Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения. А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ.

Наталья

Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы отмолить дочь от пьянства, нужно ли брать благословение священника на чтение акафиста "Неупиваемая Чаша"в течение 40 дней и на заказывание сорокоуста в Высоцком монастыре?Такой же вопрос стоит в отношении меня относительно табакокурения. И что вообще реально делать в подобной ситуации?

Мария

Мария, для того, чтобы заказать сорокоуст, благословение брать не нужно. А перед чтением акафиста лучше взять благословение у священника и попросить его молитв. Нужно просить Господа, чтобы укрепил в добром намерении и помог справиться с греховной страстью.

иерей Владимир Шлыков

Очень прошу, помогите! Мой сын покончил собой, хочу молиться за него, но не знаю, какие молитвы можно читать? Какими молитвами я ему могу помочь?

Елена

Елена, за самоубийц Церковь не молится, но Вам как матери можно попросить благословение на молитву за сына. Обратитесь в ближайший храм. Там Вам подскажут, к какому священнику обратиться за таким благословением и прочтением специальных молитв. Кроме того с благословения священника дома можно будет читать молитву преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".

иерей Владимир Шлыков

Мария

Чтение Псалтири - занятие, в основном, монашеское. Какого-то особого устава для чтения псалтири нет. Можно читать по одному псалму или по кафизме, прочитав перед ней начальные молитвы (с Царю Небесный... по Отче наш). Лучше всего побеседовать на эту тему с батюшкой в храме, определившись с количеством и взяв благословение. Во время занятий физическим трудом можно читать краткие молитвы, которые Вы знаете наизусть: Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся... и т.п.).

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Пишет Вам раба Божья Юлия. Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист Киприану и Иустине без благослоения священника? Дело в том, что у меня заболела сестра, в один миг стало болеть все. Мы знаем, что наша родная бабушка занималась колдовством. После смерти папы мы с ней перестали общаться. Пожалуйста, ответьте, батюшка, можно ли читать акафист без благословения? Спаси Вас Господи!

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Акафисты как раз для домашних молитв и писались, специально брать благословение на их чтение не нужно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно благословение от батюшки, чтобы читать дома акафист? Моя мама купила икону Божьей Матери "Скоропослушница" на рынке, продавец сказала, что икона освящена. Но у меня сомнения, можно ли освятить икону, и каким образом? Не будет ли грехом, если вдруг икона будет освящена два раза?

вера

Здравствуйте, Вера. Благословение священника обязательно надо брать на регулярное чтение акафиста, когда Вы берете на себя особый подвиг, добавляете акафист к молитвенному правилу. А на разовые чтения, раз в неделю, например, благословения можно не спрашивать. Икону можно отнести в храм и попросить освятить, так будет лучше. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Спаси Вас Господь. Необходимо ли просить благословления на чтение Богородичного правила? Благословляется ли чтение Евангельских отрывков, из Апостолов и поучений Святых отцов о том, о чем следует поминать при чтении Богородичного правила после каждого десятка? Могу ли я почитать за духовного наставника человека, который не знает меня, но через наставления которого я пытаюсь прийти к покаянию?

Николай

Николай! На любое правило, которое Вы собираетесь исполнять, нужно испрашивать совет и благословение духовника или священника на исповеди. Если Вы ежедневно читаете утренние и вечерние молитвы, а жизненные обстоятельства позволяют Вам увеличить свое молитвенное правило, то батюшка Вас благословит. Нужно молиться за своих наставников, но не забывайте, что книги могут только дополнить, а не заменить личное общение со священником на исповеди и обсуждение с ним своих духовных вопросов.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, надо ли брать благословение в храме на прочтение акафиста Николаю Чудотворцу дома, или это не обязательно? Спасибо.

Светлана

Светлана, если Вы не собираетесь добавлять этот акафист к своему ежедневному молитвенному правилу на постоянной основе, а хотите просто почитать несколько раз, то брать благословение у священника не нужно. Читайте дома акафист без всякого смущения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, сегодня умерла моя бабушка, раба Божья Парасковья, скажите мне, пожалуйста, чем я могу помочь ее душе, какой молитвой за нее помолится чтоб укрепить, спасти ее душу на том свете? Спасибо.

Инна

Инна, прежде всего, нужно заказать поминовение в храме на литургии. Это может быть разовое поминание, сорокоуст (когда об усопшем молятся сорок дней) или годовое поминание. Ближайшая заупокойная служба и панихида возможна после Пасхи, на Радоницу. Дома читайте молитву об усопших в составе утренних молитв, а если есть желание и соответствующая подготовка, можно попросить благословение у священника в храме на чтение Псалтири.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Благодарю за вашу помощь и мудрые советы. Я купила "Полный молитвослов и Псалтирь", для чтения которого, как написано во ведении, необходимости брать благословение у священника, потому что "употребление множества указанных в книге молитв может вместо пользы принести вред и ввести в прелесть". Почему чтение молитв может ввести в прелесть, и как различать ее "симптомы"? Спасибо!

Анна

Анна, это странно, что для чтения молитв из этого молитвослова требуется благословение. И тем более странно то, что написано дальше в аннотации про вред, который якобы могут принести эти молитвы. Я предполагаю, что издатели включили в молитвослов те молитвы, которые значатся в Требнике – книге, по которой совершает требы священник. Я бы не стал пользоваться таким молитвословом. Да и вообще, зачем покупать какие-то «полные» молитвословы? Разве нам надо искать на каждый случай жизни свои «специальные» молитвы? Это же язычество! На каждый чих не наздравствуешься! Читайте утреннее и вечернее правило, Псалтирь и Евангелие, и довольно Вам, как мирянке. А если есть силы, прибавьте канончики – Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Вопрос такой: можно ли читать Евангелие о болящих? Перед чтением предлагается такая молитва: "Спаси, Господи и помилуй Раба Твоего (имя) словами Святаго Евангелия Твоего и попали, Господи, терние всех его прегрешений и да вселится в него благодать Твоя опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". И можно ли не об одном человеке читать, а о многих, перечисляя их имена? Спаси Господи за ответ!

Виктория

Да, можно, Виктория, Бог Вам в помощь! Можно и о многих. Возьмите лишь благословение на этот труд и обсудите со священником, будет ли он Вам по силам.

игумен Никон (Головко)

Как правильно читать Псалтирь? Скажите, пожалуйста, является ли правильным чтение Псалтири без вычитывания тропарей и молитв в конце каждой кафизмы? Я их не читаю, но если без них чтение Псалтири недействтельно, то я тогда попытаюсь их читать. Благословение на чтение Псалтири взяла, а спросить у того батюшки об этом не могу, так как он очень далеко. Спасибо.

Тамара

Можно и без тропарей, просто кафизму за кафизмой, это тоже правильно. И вообще не ставьте так вопрос: действительно - недействительно. Это странно как-то. Все, что делаем, действительно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя. Если действительно нужно брать благословение, то благословите меня, пожалуйста. Псалтирь я читаю на русском языке, а молитвы на церковнославянском. Можно ли так?

Евгения

Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте. Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно. Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня сложилась очень трудная ситуация в семье с выплатой кредитов. Я постоянно хожу в церковь, молюсь, ставлю свечки. Мне посоветовали читать молитву Спиридону Тримифутскому и аАкафист, я начала читать, говорят, он помогает. Скажите, пожалуйста, надо было брать благословение у батюшки, чтобы читать акафист? Сейчас мне очень тяжело и трудно. У меня нет возможности поехать и приложиться к его мощам.

наташа

Наташа, лично я вообще противник кредитов. Я считаю, что нужно жить тем, что есть, и тогда не будет таких проблем. В жизни всегда хочется большего, но нужно учиться жить по средствам, а не в долг. На чтение акафиста благословение не требуется, молитесь, чтобы Господь помог. На будущее я бы посоветовал воздержаться от кредитов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хотела бы почитать акафисты св. Ксении Петербургской, Петру и Февронии, Вере, Надежде Любви и их матери Софии, и "Умягчение злых сердец", в надежде, что молитвы помогут мне сохранить отношения с любимым. Но сомневаюсь, узнала, что на чтение акафистов нужно благословение! Скажите, правда это? Как Вы думаете, у меня есть шансы сохранить отношения с любимым и растопить его сердце, которое немного затуманилось и охладело ко мне? И с помощью каких молитв помочь любимому избавиться от прошлых воспоминаний, которые тяготят его душу, сердце, мысли и разум? Я вижу, как ему тяжело. Дай мне сил Боже! Простите, спаси Вас, Господи!

Наталия

Наташа, дорогая! Что же Вы акафисты превращает в любовный приворот, отдачи такой от них ждете?! А не стоит ли Вам рассказать о реальных проблемах с любимым, «про воспоминания» и т.п.? Может, лучше начать с анализа проблем? Кстати, я так понял, что у вас сожительство было, а не законный брак?

протоиерей Максим Хижий

Спасибо огромное за ваши ответы и спасибо тем, кто создал и следит за работой этого сайта. Помогите разобраться еще с одним вопросом. Я очень хочу исповедоваться и найти своего духовника, но я не знаю, что нужно для исповеди. Расскажите, пожалуйста, как происходит исповедь и как к ней готовиться, подробно. Спасибо.

Здравствуйте, Оля. К первой исповеди стоит не полениться и составить для себя конспект-шпаргалку. Не нужно описывать историю своей жизни, надо просто назвать своими именами те Ваши поступки, мысли, желания, которые тяготят совесть, противоречат Вашему мировоззрению, осуждаются Вами. Лучше всего для первой исповеди подойти к священнику и попросить его назначить Вам время для индивидуальной исповеди. Можно взять благословение на определенное правило подготовки к исповеди. Оно может включать в себя молитвенное чтение канонов, псалмов, молитв. Не лишним будет почитать пособие готовящимся к исповеди. Например, «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина). Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! если нет возможности взять благословения на чтение акафиста (отсутствие церкви в поселке, а возможность выезжать в город появляется раз в год), можно ли у вас попросить его? И другой вопрос: почему необходимо брать благословение на чтение акафиста или выполнение молитвенного правила?

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать. Если в данный момент у Вас нет возможности попасть в храм, можно читать акафист, а когда будете в храме, скажите об этом батюшке и возьмите благословение. Поинтересуйтесь также, может быть, у вашего храма есть сайт в интернете, через который Вы могли бы общаться со священником между посещениями храма или есть возможность решить важные проблемы по телефону. Все-таки лучше общаться с тем священником, которому Вы знакомы, который Вас окормляет.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста,я курила очень долго, потом Бог миловал, я молилась, просила, и в один день после причастия бросила. Но случилось ужасное. Как-то, тоже после причастия, у меня был большой скандал, я очень сильно гневалась, и закурила, мало того, еще и хорошо выпила (очень сильно жалею и каюсь). После я покаялась и причастилась, но курить не перестала. Я очень виновата. Теперь так трудно вернуть то былое состояние. А ведь так легко было мне бросить, даже сама удивлялась. Как же быть? И еще, батюшка меня благословил на чтение молитвы Богородице на четках, чтение должно быть ежедневным? Спасибо за Вашу помощь.

Ангелина

Про то, как часто молиться и в каком количестве, лучше уточните у батюшки, который дал на это благословение. Что касается курения, то первый раз Вам Господь сделал подарок, а теперь придется «заработать» свободу от этой страсти. Старайтесь постепенно уменьшать количество выкуриваемых сигарет и молитесь о том, чтобы Господь дал Вам сил освободиться от этой страсти.

диакон Илья Кокин

1
За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме Измайлов Владимир Александрович

Благословение священника

Благословение священника

Благословение – восхваление Господа служителями Церкви, сопровождаемое крестным знамением. Во время благословения священник складывает пальцы таким образом, что получаются буквы IC XC – Иисус Христос. Через священника нас благословляет сам Господь Бог, и принимать его мы должны с глубоким благоговением.

Находясь в храме и слыша слова общего благословения («мир вам» и другие), мы должны поклониться, не совершая крестного знамения. Если вы хотите получить благословение от священника лично для себя, то необходимо сложить руки крестом (правую на левую, ладонями кверху), а затем поцеловать руку священнослужителя.

Принимая благословение от епископа или священника, человек тем самым свидетельствует о своей православной вере, о своей церковности, исповедуя десятый догмат «Символа веры»: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Таким образом, он через священнослужителя принимает благословение от Господа нашего Иисуса Христа. Целуя руку священника, благословившего нас, мы тем самым воздаем почитание не ему, но, в первую очередь, самому Господу, чьим именем благословляет нас священнослужитель.

Как обращаться к священнику?

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, нужно называть его полным именем, прибавляя слово «отец» или «батюшка». Священникам не принято говорить «здравствуйте» или что-либо подобное.

Каким бывает благословение?

Благословение священника, в свою очередь, бывает разным. К примеру, приветствие. Встречая батюшку, мы обращаемся к нему со словами: «Батюшка, благословите!» В ответ батюшка произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» или «Бог благословит!»

Существует и другое благословение. К примеру, когда человек, выходя из храма, просит батюшку благословить его на дорогу, тем самым прощаясь. Или когда мы просим благословения, находясь в сложной жизненной ситуации, не зная, как правильно поступить, какое решение принять. Таким образом, мы, избегая своеволия, полагаемся на волю Божию. Именно через благословение Господь подсказывает нам, что нужно сделать, направляет нас к лучшему, помогает сделать правильный выбор.

К тому же батюшка может благословить нас и издалека, а также наложить крестное знамение на склоненную голову человека, коснувшись ее ладонью. Не стоит делать лишь одного: перед тем, как взять благословение у священника, не нужно креститься.

Также не стоит в то время, когда священник направляется от алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, просить у него благословения, как делают многие прихожане. Такое поведение считается некорректным и некрасивым.

В том случае, если вы подошли к нескольким священнослужителям, благословение необходимо брать принимать в зависимости от чина (вначале у протоиереев, затем у иереев), но можно попросить благословение у всех, совершив общий поклон и сказав: «Благослови те, честные отцы». Благословение лучше брать до или после совершения литургии.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Благословение священника Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Благословляющая рука

Из книги Тайная жизнь души. Бессознательное. автора Дьяченко Григорий Михайлович

9. Рассказ священника. «30-го сентября 1891 года, – пишет г-ну Стэду священник маленького прихода N в окрестностях Лондона, – меня пригласил к себе один из моих прихожан, лежавший на смертном одре. Он уже несколько лет страдал грудной болезнью. Я исповедал его и, посидев у него

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Исходящее от сердца благословение есть благословение божественное...Ну, а сейчас я тоже "предам вас проклятию"! Вот оно: "Да преисполнит Бог ваши сердца Своей благостью и Своей многой любовью - до такой степени, чтобы вы стали безумны, чтобы ваш ум был уже оторван от земли и

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Роль священника По этой же причине важно правильно понимать уникальную роль предстоятеля, рукоположенного служителя: епископа - преемника апостолов, или священника, который благодаря таинству священства причастен миссии епископа.По сути дела, предстоятельствующий

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Проповедь священника Обычно она составляет единое целое с провозглашением Евангелия. Это поистине действие Христа, Который устами священника осуществляет присутствие Своего Слова. Вот почему, подчеркну ещё раз, всегда именно рукоположенный служитель должен говорить

Из книги Домашняя церковь автора Каледа Глеб Александрович

2. О служении священника В том, что говорил Владыка о служении священника, скамзывался его огромный личный пастырский опыт… Если на Западе издавна сложился тип практического, деятельного церковного служения, то в нашей Церкви социальная служба все же больше была

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

XII. Семья и дом священника Настоящий очерк предназначается для лиц, имеющих духовный сан или готовящихся к его принятию, и их жен. Им необходимо постоянно осознавать:1) что священство - не должность, но сан, дарованный благодатию Божией;2) что священником может быть лишь

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги "Православные колдуны" –кто они? автора (Берестов) Иеромонах Анатолий

Погребение Священника Это отпевание совершается и над архиереями. Оно значительно длительнее чина погребения мiрян и отличается от него следующими особенностями:После 17–ой кафизмы и «тропарей непорочных» читается пять Апостолов и Евангелий. Чтению каждого Апостола

Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Бог подает нам Свое благословение, когда мы подаем благословение Отец Савва из монастыря преподобного Филофея рассказывал мне, что во время голода 1917 года иверские монахи, видя, как пустеют склады обители, ограничили свое гостеприимство. Один скупой проэстос даже

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Из книги Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ автора Киценко Надежда

Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир Александрович

Поклон священника Встретил один человек своего знакомого, который раньше был заядлым пьяницей и дебоширом. Смотрит на него, а он изменился: выглядит прилично, опрятно одет, в глазах свет. Поинтересовался он у знакомого о его жизни, а тот и рассказал, что его сын стал

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Из книги автора

Благословение священника Благословение – восхваление Господа служителями Церкви, сопровождаемое крестным знамением. Во время благословения священник складывает пальцы таким образом, что получаются буквы IC XC – Иисус Христос. Через священника нас благословляет сам

Из книги автора

Оставь нам священника! Один батюшка с особенным усердием поминал за литургией усопших, так что если кто однажды подавал ему записку о их поминовении, он выписывал их имена в свой синодик и, не говоря о том подавшему, поминал всю жизнь. При соблюдении этого правила его