Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Слово в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания

В 2018 году православный праздник Прощеное воскресенье выпадает на 18 февраля. Это последний день Масленицы. В Прощеное воскресенье принято готовиться в Великому посту. Рассказываем, почему важно 18 февраля попросить прощения у близких и отказаться от алкоголя.

Что нужно делать в Прощеное воскресенье?

  • В Прощеное воскресенье нужно искренне и от души попросить прощения у своих родных и близких.
  • По традиции в Прощеное воскресенье нужно сходить в церковь и помолиться об усопших.
  • В Прощеное воскресение также пекут блины. Предки в этот день обязательно мылись в бане. Таким образом они старались очистить тело и мысли.
  • Считается, что перед тем, как ложиться спать 18 февраля, необходимо надеть чистую одежду.
  • В Прощеное воскресение, последний день Масленицы, устраивали проводы зимы: разводили костер и сжигали чучело.

Что нельзя делать на Прощеное воскресенье?

  • В Прощеное воскресенье нельзя думать о плохом и вступать в конфликты. Это считается большим грехом. В этот день нужно постараться быть искренним.
  • В воскресенье 18 февраля запрещается заниматься физическим трудом, нежелательно убирать квартиру и заниматься стиркой.
  • В Прощеное воскресенье нельзя есть мясо. Отказаться от этого продукта нужно еще в первый день Масленицы
  • Считается, что вечером в Прощеное воскресенье нельзя оставлять еду. Все остатки пищи лучше кинуть в огонь либо отдать домашнему питомцу.
  • В этот день нельзя пить алкоголь и поздно ложиться спать, ведь после полуночи наступает Великий пост.

Зачем признавать свою вину и покаяться на Прощеное воскресенье?

Попросить прощения - значит, войти в Великий пост с чистой душой, без вины перед близкими за плечами. Это символичное очищение, которое позволяет полностью сосредоточить свое внимание на духовной жизни и не отвлекаться на мирскую суету.

Что можно есть в Прощеное воскресенье?

Прощеное воскресенье называют также «заговенье». Это последний день перед Великим Постом. Несмотря на то, что масленичная неделя считается сыропустной и мясо есть нельзя, можно поесть блинов с маслом или сметаной, а также приготовить рыбные блюда.

Прощеное воскресение

Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.

Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») - самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, - мы приходим уже подготовленными.

Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями - золовкины посиделки, тещины вечерки - как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.

Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

Простить непрощаемое

Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?

Любого человека - даже самого страшного тирана - можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.

Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться - лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь - это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку - то есть я осуждаю не его, а себя - то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни - от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

Простить по-настоящему — как?

Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло - это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим,написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди - ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

Следующий, очень важный шаг в деле прощения - отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.

Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной - кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться - а молиться и думать, что с этим можно сделать.

Как правильно: прощённое воскресенье или прощёное воскресение?

    Прощное воскресенье.

    Правильно писать с одной буквой н, а не с двумя.

    Это следует из того, что слово воскресенье является именно прилагательным, и не является причастием, потому что в этом сдучае не идт речь о прощении воскресенья, а именно идт речь о событиях в этот день.

    Что касается мягкого знака, то традиционно слово воскресенье мы пишем именно так, а не с буквой и.

    Обычно в такой день наши умы заняты чем то более важным, и зачастую у нас возникают именно такие вопросы. И что бы убедиться, не говорим, или не пишем мы с ошибкой, мы прибегаем к помощи и подсказкам, вроде тех, что изложены здесь.

    Прощенное Воскресенье или прощеное?Как пишется?Неважно!Главное- простить!Главное-прощение!/из воскресной проповеди/

    Как верно пишетсяПрощенное?

    Неважно.Важно всех простить.

    Крещеные мы в храме,не крещеные,

    Давайте просто жить.

    Зачем вражду на свете множить нам?

    Зачем копить обиды нам?

    Собрать бы в кучу всех их множество

    И выбросить как старый хлам

    А на очищенном пространстве парк

    Любви,Согласия,Весны

    Мы обустроим.И повесим мирный флаг-

    Пред совестью своей чисты.

    (стихи Натальи Алексеевны Исаевой)

    Правильным будет следующее правописание: ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

    В данном случае речь идет о прилагательном. Правописание одной или двух согласных Н в суффиксе зависит от того, какой это суффикс.

    Два НН пишется, например, в суффиксе ИНН (длинный).

    В суффиксе ЕН будет писаться одна согласная Н. Как например в таком слове как масленый. Но впричатиях будет писаться уже две буквы Н.

    В словосочетании Прощеное воскресенье слово прощеное пишется с одной буквой Н. Скорее всего это слово образовалось от глагола прощать, а не простить. В Прощеное воскресенье всех прощают. Хотя в этимологии слова я могу ошибаться. Но пишется оно точно с одной Н. Если причастие (чем по форме является слово прощеное) образовано от глагола несовершенного вида, у него нет приставки, зависимого слова, суффикса -ова-/-ева-, то в нем пишется одна Н. А вот в словосочетании прощенный муж причастие прощенный образовалось от глагола простить, т.е. мужа простили за плохое поведение. Этот глагол совершенного вида, поэтому в причастии пишется одна Н.

    Чтобы не ошибаться и писать правильно, нужно понимать, какая часть речи перед нами - прилагательное или причастие.

    Для этого вспомним, в чем состоит основное отличие прилагательного от причастия: прилагательное обозначает качество (предмета), а причастие - совершаемое действие.

    Теперь другое правило: правописание н и нн в прилагательных и причастиях: одну букву н пишем в прилагательных, две - в причастиях. Для самопроверки: в причастиях обычно присутствуют или приставки, или зависимые слова. Так, в предложении: Прощенные мною друзья-товарищи никогда более на моем горизонте не появлялись, слово прощенные является причастием и пишется с двумя буками н, а в словосочетании прощеное воскресенье, прощеное - это прилагательное, соответственно, пишем с одной н.

    В русском языке сосуществуют оба слова: прощное и прощнное . Думаю, что оба слова с суффиксами -ен- или -енн- являются отглагольным образованием. Они образованы от глагола простить. Но в этих словах есть семантическая, смысловая разница

    Слово прощное в единстве со словом воскресенье является прилагательным и обозначает только признак предмета. Пишется оно традиционно с одной буквой н в суффиксе. А слово прощнное - это страдательное причастие прошедшего времени в полной форме, которое имеет в себе признак действия , то есть кого-то за что-то должны простить:

    Я ушла, прощенная им, с легкой душой.

    Различаем также подобные пары слов:

    посажный отец - посаженный мной куст;

    суженый жених - суженный ручей;

    конченый человек - конченный разговор;

    приданое невесты - приданное частице ускорение.

    Для того, чтобы определиться с правильностью написания слова, необходимо разобраться к какой части речи оно относится: к прилагательному или же к причастию. Итак, в случае с прилагательным, а это как раз и есть наш случай, в суффиксе ен пишется одна буква н, а вот две буквы нн будут писаться в случае, если имеет место суффикс инн. Поэтому правильно писать ПРОЩНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

    А вот если бы речь шла о причастии, то мы бы писали в суффиксе енн удвоенную н.

    Да, действительно, наш русский могучий язык сразу и не поймешь правильно, этому еще необходимо поучиться. По правилам русского языка, правильно будет писать, так Прощеное воскресенье .

    Слово прощенное , является прилагательным, потому что отвечает на вопрос какое , образовано от слова прощать имеет средний род и находится в единственном числе.

    Согласитесь, для того, чтобы на душе было легко спокойно, нам людям необходимо прощать своих обидчиков и забывать все зло которое они нам причинили.

    Хотя оба слова ПРОЩННОЕ и ПРОЩНОЕ существуют в русском языке, правильно будет ПРОЩНОЕ ВОСКРЕСЕННЬЕ, то есть использование прилагательного, так как страдательное причастие здесь не при чм: воскресенье ни в чм не провинилось и его никто не прощал.

    Задавая этот вопрос, я ставила целью привлечь внимание к 4м словам: к прилагательному прощное -с единственной н, к причастию - прощнное (с двойной н), а также к окончаниям слов воскресенье - с мягким знаком, и воскресение - с буквой и. В русском языке сосуществуют все четыре слова: прощное и прощнное, воскресенье и воскресение. И если с прощением все более или менее понятно, то суть воскресений, которые являются близкородственными, но не взаимозаменяемыми, - требует дополнительной расшифровки, так как слова воскресение и воскресенье этимологически близки, но в современной речи несут разную смысловую нагрузку:

    • Воскресение от глагола воскрес нуть(этимологич. связано со словом крест), в русском языке это возрождение, возвращение к духовным истокам, возвращение к жизни на более высоком нравственном уровне - в библейском контексте.

    воскресенье - употребляется в узком смысле определения 7 дня недели, посвященному духовным практикам совершенствования, день связан с библейским преданием о воскресении Иисуса Христа, отсюда их родственная связь.

    Подводя итог, правильнее будет говорить - прощное воскресенье (как духовная практика), но воскресение Христа.

    Правильно будет писать Прощеное Воскресенье с одной буквой н.

    В данным словосочетании прилагательное прощеное означает признак предмета и пишется с суффиксом -ен согласно принятым правилам русского языка.

— это особенный праздник. В последний день Масленицы все хотят очистить свою душу. Этот день специально создан для того, чтоб очиститься к Великому посту и на сердце стало легко. Бывает так, что случайно обижаешь человека неловкой фразой и даже не знаешь этого. Иногда так сложно попросить простить тебя, но этот день специально создан для этого. Каждый человек может ошибиться и нужно давать ему шанс на исправление, Прощеное воскресение именно тот подходящий день. Часто случайно мы обижаем своих близких людей и потом жалеем об этом. Поэтому, есть шанс у каждого, что в Прощеное воскресение он получит долгожданное прощение. Сначала каются те, кто младше, затем по старшинству.

Что делают в Прощеное воскресенье

Днем по традиции люди идут на кладбище, поминают ушедших в мир иной. Приносят дары умершим просят защитить от нечистой силы и злых духов. Прощения правильно просить в церкви вечером на литургии. В этот день по традиции на вечерней службе настоятель храма просит прощения у прихожан и клира. Те должны ответить ему взаимностью, поклониться. Прихожане по очереди подходят и просят прощения у настоятеля. После посещения церкви все собираются дома за столом, просят еще раз простить их и идут спать. В деревнях люди ходят в баню, чтоб очистить тело, мысли и душу. В прощеное воскресение обязательно нужно молиться.

Прощения просят вслух, громко, от души. На просьбу простить следует отвечать либо «Бог простит, меня прости», либо «Бог простит, и я прощаю». Этот день, несомненно, важный для каждого человека, ведь так сложно бывает добиться прощения.

Прощеное воскресенье. Традиции.

Служители церкви с древних времен перед наступлением Великого поста уходили далеко в пустыню, чтоб подготовить душу к празднованию светлой Пасхи. Расходились на расстояние друг от друга и в течение 40 дней молились в одиночестве. Пустыня полна опасностей, сложно прожить в ней, особенно в одиночестве. Многие не могли пережить такое и умирали, поэтому каждый хотел проститься друг с другом и просил прощения. Было принято прощать всех, потому что существовала возможность больше никогда не увидеться. Когда заканчивался Великий пост, все были чисты душой.

В наши дни традиция сохранилась и все, подражая древним монахам хотят очистить душу от обид и злобы. Главной традицией также является сжигание чучела Масленицы, тем самым очищая дорогу весне и плодородию, растапливая лед, снег и холод, защищаясь от смерти и неприятностей.

Неповторимый и незаменимый атрибут Прощеного воскресения это блины. Они представляют собой образ солнца, такого же круглого желтого и теплого. После праздника наступает Великий пост — самый долгий православный пост.

Еще на Руси существовала традиция, что царь просил прощения у всех, с кем приходится общаться. Он объезжал земли, посещал монастыри и навещал войска. Сейчас во многих семьях остается такая традиция, что самый старший садится на стул, и все члены семьи подходят к нему по очереди и просят прощения. После старший выходит на середину комнаты и просит прощения у своей семьи. За грубые слова, за то, что не оказывал должной помощи или не выслушал вовремя. Все должны простить друг друга. После проведения такого традиционного обряда, с чистой душой и хорошим настроением все члены семьи садятся за один стол, и начинается вечерняя трапеза, потому что в понедельник наступает долгий Великий пост, который заканчивается

Разговор о приходской практике причащения продолжает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г.Валуйки.

– Отец Агафангел, как часто следует, на ваш взгляд, причащаться?

– Думаю, мы совершаем большую ошибку, когда говорим о частоте или редкости причащения. Это навязанный термин. Нужно говорить не о том, что следует причащаться чаще или реже, а о том, что это необходимо делать регулярно, по мере возможности.

Существуют канонические правила, предписывающие нам бывать на службе ежевоскресно. Также мы знаем о каноне, по которому трижды пропустивший воскресную литургию отлучается от Церкви.

Если человек имеет возможность причащаться каждое воскресение и причащается – это не часто, не редко, а так, как нужно.

Понятно, что в реальной приходской жизни всё происходит по-разному. В случаях, когда есть возможность формирования прихода буквально с нуля, где не было традиций, появившихся еще в Синодальный период или позднее – в советский, у людей не возникает сомнений, что если ты пришел на воскресную литургию, то причащаешься.

В приходах, существующих много лет, нередко нужно объяснять, почему желательно причащаться каждую неделю и что для этого совсем не обязательна недельная постовая подготовка. Потому что люди немного пугались: «Батюшка, если причащаться каждое воскресенье, это ж, получается, вся жизнь – только пост».

О посте перед причастием священника, который ничем не отличается от мирянина, никаких специальных указаний нет. Священник постится положенные дни – в среду и пятницу, а причащается в воскресение, а бывает и чаще, но какой-то особенной благодати, отличной от мирян, у него для этого нет.

В нашем тиксинском приходе люди стараются приступать к таинству на каждой службе, в Николаевском соборе, в Валуйках, где я сейчас служу – постоянные прихожане причащаются два-три раза в месяц.

– Существует прекрасный опыт, который отражен и в документе «Об участии верных в Евхаристии» : Последование ко Святому Причащению, состоящее из канона, молитв, а также есть благочестивая традиция добавлять, по возможности, и другие каноны и акафисты.

Поэтому, если человек читает вечерние и утренние молитвы, то добавить к ним один канон и десять молитв – не сложно. Если есть силы и желание помолиться больше, тогда можно добавить и иные традиционные каноны.

Другое дело – исповедальная дисциплина. Потому что для кого-то легче еженедельно вымучивать из себя несущественные дисциплинарные ошибки, чтобы подойти к причастию более «подготовленным», чем однажды глубоко разобраться в себе.

Мы знаем, что есть грехи, которые действительно отторгают нас от Бога, отделяют от Чаши Христовой, и их нужно исповедовать перед причастием. Но речь не о мелочах, которые тоже, конечно, не хороши и требуют исправления, однако они не являются препятствием причащаться для взрослого человека.

Причастие – не оценка «пять» за поведение, а исцеляющее лекарство, которое даёт Господь. Таинственное соучастие в жертве и воскресении Христовом. Поэтому понятно, что к причастию приступают люди, обременённые своей несовершенностью. Но для чего выцеживать комара?

Есть такая поговорка: «За еду не будешь в аду». Но от 90% исповедующихся слышишь: «Съел конфету не в тот день, грешен, нуждаюсь в исповеди» – притом, что человек может быть в многолетней нераскаянной немирности с ближними или еще в каком духовном обстоянии.

Что касается постовой подготовки – если человек причащается ежевоскресно, то соблюдения положенного поста в среду и в пятницу и какого-то разумного ограничения в пище в субботу – вполне достаточно.

– А в случаях, когда люди причащаются почти каждый день – на Страстной седмице, на Светлой? Им нужна такая же молитвенная подготовка?

– Да, конечно, «Последование» – обязательно. Священник, который причащается в такие дни каждый день и который ничем не отличается, как уже было сказано, от прихожан, читает Правило ежедневно.

Что касается постовой подготовки перед причащением на Светлой: разговеться – это не значит объесться и обпиться. Хочешь съесть три котлетки – съешь две. Вот и подготовка. А если человек съел накануне казан плова, выпил бочонок вина – такое разговенье во вред.

– Существует разница подготовки к причастию в средней полосе России и, скажем, в Якутии?

– Наши прихожане на севере Якутии всё равно пытаются поститься, в том числе накануне причастия, овощами и фруктами, как принято в центральных и южных регионах России. Хотя цены на все это – запредельные, и намного дешевле было бы питаться местной рыбой.

Но сформировавшийся стереотип сломить сложно. Об этом ещё писал, если я не ошибаюсь, Ломоносов, сетуя на отцов палестинских и греческих, что они навязали свой постовой устав нам, северянам.

А вот молитвенная подготовка точно не зависит от региона: основное – Последование ко Святому Причащению – молитвы и канон, а дальше – по силам и желанию.

– Если к вам приходит человек, собирающийся причаститься впервые…

– Такое бывает редко. Обычно впервые приходят те, кто собирается креститься, проходят специальную подготовку: участвуют в беседах, читают рекомендованные книги, посещают богослужения, общаются с прихожанами… Так что когда они подходят к причастию, то специально говорить с ними об этом не нужно.

В тех редких случаях, когда человек приходит буквально «с улицы», говорит, что он крещен и вот бы хотел причаститься, но не знает, как, мы проводим небольшую катехизаторскую беседу, рассказываем, как приготовиться, объясняем смысл таинства. Такому человеку, скорее всего, я предложу молитвы не на церковнославянском, а на русском языке.

– Если человек, по разным причинам, причащается нерегулярно, значит, ему требуется усиленная подготовка. Пост – неделю, по возможности, походить на богослужения. За неделю можно успеть и Последование прочесть и дополнительные каноны, причём не сразу всё – это тяжело, а распределить по дням недели.

– По апостолу Павлу: воздержание назначается супругами по взаимному согласию. Я на себя не беру такой дерзости – лезть в чужую постель и регулировать отношения мужа и жены. Но какие-то общие евангельские рамки я как священник, конечно, обязан обозначить. А решение, как быть, они должны принимать сами.

– Допускаете ли вы кого-то из прихожан к причастию без исповеди?

– Да, без исповеди перед каждым причастием я допускаю тех прихожан, которых давно знаю, знаю их духовную жизнь. Предварительно спрашиваю: «Нет ли за прошедшую неделю греха, который не допускал бы вас к Чаше?»

Если человека знаю плохо, обязательно попрошу его подойти к исповеди.

– Кого вы можете не допустить к причастию?

– Я никогда не запрещаю подходить к причастию. Вот посоветовать – могу: «Вы знаете, вам сегодня лучше воздержаться от причастия, мне кажется, вы не вполне готовы».

Если я вижу человека впервые, он пришел к исповеди, собираясь причаститься (такое чаще бывает в Валуйках, в Тикси – маленький приход, все знают друг друга), и я вижу, что он просто не ориентируется, для чего и как, то понимаю, что причаститься в этом состоянии для него будет душевредно.

Я предлагаю такому человеку обязательно встретиться после службы, когда я смогу все объяснить. Поясняю: «А сейчас я вижу, вам причаститься будет не полезно». В большинстве случаев люди остаются, слушают и приходят вновь через какое-то время.

– Бывали ли случаи в вашей приходской практике, когда люди все-таки не понимали, для чего причащаться?

– Расскажу об одной своей миссионерской неудаче в Тикси. Некрещеные муж и жена долго ходили в храм на огласительные беседы, готовились ко крещению. Мы обычно сначала проводим первую часть бесед, потом – чин оглашения и после него уже говорим о таинствах. Супруги ходили на все службы, участвовали в беседах, в общих трапезах.

Вот, наконец, крещение совершено (а мы стараемся совершить таинство до литургии, чтобы вновь крещёные могли причаститься), супруги приняли Причастие и… женщина сказала: «Что это такое? Это вот то самое, о чём вы нам рассказывали?! Мне совсем это не по нраву!»

Больше они не переступили порог храма. Маленький посёлок, мы постоянно встречаемся, и только спустя несколько лет они стали отвечать на мои приветствия. Вот такая история пока без позитивного финала.

Но часто большинство прихожан и в Центральной России не вполне понимает смысл Таинства Тела и Крови Христовых, важность общего соучастия в Евхаристии. Хорошо, что сейчас такое обилие православных сайтов, газет, телепередач, рассказывающих об этом. Однако, в целом, это большая проблема, которая требует времени на разрешение.

Оксана Головко