Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что самое важное в создании дизайна интерьера. Важнейшие принципы дизайна интерьера

Понятие «Интерьер» в большинстве связано с обстановкой и отделкой того или иного помещения. Архитекторы и дизайнеры рассматривают интерьер в связи с экстерьером. Концепция архитектурного интерьера не может до конца реализоваться в виде отдельно взятого помещения, но проектируется как система пространств с выявление акцентов, направлений физического и эмоционального движения. Каждой исторической эпохе соответствовали свои взгляды, представления о внешнем и внутреннем убранстве архитектурного сооружения, жилища. От максимальной приближенности к природе, до величественных архитектурных построек, показывающих высокое положение в обществе и индустриальных гигантов – олицетворяющих достижения научно – технического прогресса.

Интерьер – (от французского Interieur - внутренний) архитектурное внутреннее пространство здания, жилища, помещения. Особая среда обитания человека, обусловленная функциональным комфортом и эстетической привлекательностью, достигаемая проектированием и созданием внутреннего пространства помещений, линий и форм, фактурой и мебелью, цветом и освещенностью. Подходящий интерьер играет ключевую роль в обеспечении психологического комфорта, а также значительно влияет на производительность, здоровье и безопасность Задачей архитектуры на всем протяжении развития было создать внутри сооружения в каждом помещении художественно – архитектурную среду, которая соответствовала бы его практическому назначению.

Дизайн интерьера – проектирование архитектурных сооружений, отделка и обстановка внутренних помещений.

Человеческое представление, о красоте менялось со сменой эпох. Новые возможности научного прогресса принесли нам новые материалы, возникли новые возможности сделать окружающие предметы по структуре своей, более сложными.

Жизненный стиль человека влиял не только на отдельно взятые предметы дизайна интерьера но и на оформление жилища в целом. Стиль в дизайне интерьера на сегодняшний день – это не только повторение элементов архитектурного проектирования, отдельного исторического периода, для взятого помещения.

Стиль в интерьере –в первую очередь это построение комфортной жизни, среды обитания человека, находящегося в нем.

Каждый человек, независимо от своей специальности и рода деятельности, рано или поздно сталкивается с вопросами обустройства своего жилья, созданием интерьера. В отличие от профессионалов, любитель принимает решения на основе собственной интуиции, по наитию, а действительно правильное решение зачастую появляется после многократных проб и ошибок. Многие люди по тем или иным причинам не имеют возможности обратиться к профессионалу – архитектор или дизайнеру. Но погружаясь в область оформления создания дизайна квартиры, человек сразу же сталкивается с массой вопросов: Как правильно определить какие предметы интерьера необходимы? Сколько этих предметов действительно нужно для оптимального благоустройства квартиры? Как и где их разместить, чтобы они максимально эффективно выполняли свое предназначение? Где лучше есть, пить, спать, отдыхать.. ?Как сделать жилье таким, чтобы оно понравилось нам и живущим с нами людям? Для этого существую правила которых нужно придерживаться всегда.

Правило №1. Помещение должно быть максимально функциональным!

Все жилище должно максимально работать на человека, проживающего в нем. Это значит, что оно прежде всего должно быть функциональным и по возможности более полно отвечать физиологическим и духовным потребностям человека, то есть в нем все должно быть целесообразно. Предназначение жилья определяется на основе требований человека, которые должны быть увязаны с характером.

Смысл правила состоит в том, чтобы не усугубить недостаток личного «замкнутого пространства»и не свести к минимуму положительный фактор его «достатка», превратив своё жилище в выставку достижений мебельной промышленности и бытовой техники или унылый мешок о четырех стенах и сделав себя таким образом приложением к нему.

Основные функции в интерьере.

Сон, прием пищи, гигиенические процедуры, уборка и содержание помещений, приготовление пищи, отдых, воспитание и уход за детьми, супружеские обязанности, уход за престарелыми и больными, выполнение учебных занятий, профессиональной работы….Хранение предметов, обращение и получение информации.

Правило №2. Эстетика жилища не должна доминировать над его функциональностью.

Помещение должно быть прежде всего максимально функционально, а потом уже красиво. Красивое, но не удобное, непрактичное и нерационально е не должно быть в вашем доме. Идеальным является сочетание удобства и красоты, но если приходится делать выбор, то следует остановиться на удобстве. Прежде чем затевать устройство дорогого покрытия пола, подумайте о том, будут ли у вас время и деньги содержать его. Это правило распространяется даже на такие вещи как картины, скульптуры, вазы и прочие произведения искусства. Не имея чисто практического значения для своего хозяина, они тем не менее, могут выполнять функцию удовлетворения потребностей человека в эстетическом наслаждении, сглаживать недостатки интерьера комнат и отдельных предметов в ней, придавать уют, определенную цветовую тональность и создавать у находящихся в ей людей определенный настрой, напоминать о каких – то событиях и т.д.

Правило №3. Параметры необходимых вещей должны быть соотнесены с параметрами жилища.

Специфика каждого жилища определяется не только уровнями его функциональности и эстетики, но и его параметрами – общими размерами и размерами отдельных его помещений, их количеством, характером освещенности, степенью защиты от климатических условий данной местности и внешней среды, качеством строительных материалов, качеством и техническим уровнем его инженерного оборудования и т.д. При обустройстве помещения необходимо помнить, что их функциональность и эстетичность опосредовано зависят от перечисленных факторов и находятся с ними во взаимной связи. Например грамоздкая стиральная машина может мешать вам умываться, а удобный красивый диван может выглядеть некрасивым в комнате, в которой он будет занимать половину площади.

Создание интерьера квартиры.

Это отличный способ выразить свою индивидуальность. Каждый человек хочет видеть свое жилище красивыми уютным, удобным и необычным, что наиболее гармонично удовлетворить все требования и создать свой стиль.

При создании интерьеров квартир применяйте передовые технологии в области дизайна и ремонта, такие как управление освещением и звуком, кондиционирование и озонирование воздуха. Очистка воды, система центрального пылесоса и много другое. В создании интерьеров стремитесь придумать что – то новое, ранее нигде не применявшееся, придать дизайну квартиры свою неповторимость.

В сфере дизайна интерьера масштаб означает размер предмета по отношению к размерам всего остального в комнате, включая другие предметы, людей и площадь, на которой все это расположено. Пропорциональность означает соотношение предметов или их частей, основанное на размере. Правильный масштаб достигается в том случае, когда все предметы пропорционально соответствуют друг другу и всему остальному в комнате. Принципы масштаба и пропорциональности относятся ко всем предметам в комнате, начиная с архитектурных элементов, таких как окна, двери и лепные украшения, и заканчивая мебелью, цветовой гаммой, оформлением окон, аксессуарами и даже узорами на тканях. Все эти элементы должны соответствовать размерам комнаты и быть пропорциональными по отношению к другим предметам.

Обставляя мебелью небольшое пространство, всегда учитывайте соотношение размеров выбранных вами предметов к размеру комнаты (масштаб) и друг к другу (пропорциональность). Например, большое пианино не подойдет по масштабу маленькой гостиной, а кресло с откидывающейся спинкой может оказаться чересчур большим по сравнению с другими предметами мебели, визуально уменьшит все вокруг, и остальные предметы покажутся незначительными на его фоне. Изящный же кофейный столик будет выглядеть блекло на фо-не чересчур большого грубого дивана.

Как правило, можно без труда увидеть, является ли определенный элемент слишком маленьким или слишком большим для какой-либо площади, но, конечно, для достижения идеальной пропорциональности требуется практика.

Развивайте свои способности, читая книги и журналы по дизайну интерьера. Изучайте фо-тографии комнат, интерьеры которых создавали профессионалы, и старайтесь понять, почему они так удачно выглядят. Одним словом, тренируйтесь. И вскоре вы станете необычайно проницательными.

Правило 2. Определите линии

Линии определяют пространство. Плоские поверхности, такие как стены, полы и потолки, представляют собой двумерное пространство, образованное пересекающимися линиями.

Добавляя плоским поверхностям глубину или объем, мы создаем трехмерное пространство, которое сразу же воспринимаем, заходя в комнату. Однако линии играют и более важную роль, чем определение пространства, - они обладают различными свойствами.

Вертикальные линии подразумевают сил и гордость, и выделение вертикалей в комнате создает строгую обстановку. Например, классическая колонна всегда кажется величественной. Вертикальные линии также добавляют высоту и компенсируют горизонтальные лини большинства предметов мебели.

Горизонтальные линии , например кровати и столы различного размера, шкафчики и другая встроенная мебель, выражают расслабленность и уверенность.

Диагональные лини и, такие как двускатна крыша или перила лестниц, подразумевают движение, развитие и привлекают к себе внимание.

Кривые линии круглый столик или ручки удобного мягкого стула — означают свобод мягкость и чувственность.

Создавая дизайн для небольшого пространства, ищите способы объединения различны линий. Архитектурная форма большинства комнат прямолинейна, поэтому большая часть мебели является такой же. Чтобы смягчить резкость прямоугольников и квадратов и сделать комнату более яркой и интересной, добавьте несколько кривых или диагональных линий на окнах, мебели, лепных украшениях или аксессуарах. Если вам требуется, чтобы комната казалась более высокой, добавьте вертикальных линий, если более широкой — горизонтальных.

Правило 3. Создайте баланс

Другим важным понятием в дизайне являете баланс. Баланс означает равновесие предметов в комнате. Удачно сбалансированная комнат предполагает тщательное расположение предметов в зависимости от их визуального веса. Если баланс достигнут, отношения между предметами будут казаться естественными, результатом чего станет красивая картинка под названием визуальное равновесие. Для комнаты будет характерно чувство тишины и покоя.

Две картины в рамах, повешенные рядов порадуют глаз, если они будут приблизительно одного размера, в то же время сочетание двух картин разного размера будет выглядеть неудачно. Это же касается мебели, независимо с того, больших она размеров или маленьких; в сбалансированной комнате предметы мебели будут расставлены равномерно, а не собраны в какой-то одной ее части.

Существуют два вида баланса — симметричный и асимметричный .

Симметрия — это одинаковое расположение предметов по обеим сторонам от предполагаемой или существующей линии симметрии, так называемый «зеркальный» подход. По своей природе он является формальным. Представьте себе, что по обе стороны от камина расположены стулья и подсвечники. Чтобы симметрия радовала глаз, стулья и подсвечники в идеале должны быть идентичными или, по крайней мере, одинакового веса и размера. Если они будут отличаться, то это может раздражать.

При асимметричном балансе для достижения чувства равновесия используют различные предметы одинакового визуального веса. Представьте себе несколько длинных, узких подсвечников на одной стороне каминной полки и низкую, широкую вазу — на другой. Если правильно определить масштаб, то эта компоновка будет сбалансирована. Асимметрия может быть так же приятна взору, как и симметрия. Поскольку же она является неформальной, то зача-стую даже более подходит непринужденной атмосфере современных жилых пространств.

Правило 4. Помните о гармонии и ритме

Эти два принципа относятся в основном к узорам. Гармония появляется тогда, когда элементы сочетаются между собой и создают приятную для глаз связь. Она достигается в том случае, когда все элементы соотносятся друг с другом, то есть когда все они сочетаются по цветовой схеме и дизайнерскому мотиву.

Следовать принципу гармонии — не значит использовать один цвет и один узор, подобное повторение кажется скучным и безжизненным. Но для создания гармонии в декоре комнаты эти элементы должны сочетаться определенным образом, например, быть близкими или же, наоборот, контрастными. Можно сочетать несколько узоров или рисунков; попробуйте смешать, например, цветочные узоры, полосы и клетку при условии, что они сочетаются по масштабу, мотиву или цветовой гамме.

Ритмом в декоре часто называют определенную последовательность или нехватку какого-либо элемента, в результате чего создается стимулирующий дизайн. Это достигается путем повторения линий, формы, цвета, узора или текстуры. Если гармония соединяет комнату воедино, то ритм проводит взгляд по кругу: по цветам, текстурам и формам, которые плавно переходят от одной части пространства к другой. Цветовая гамма может не меняться, но акцент на определенном цвете в одной части комнаты и его приглушение в другой части создаст ритм и «оживит» жилое пространство.

«Ритм является эффективным дизайнерским приемом для небольших жилых пространств, — говорит Патрисия Гейлор из «Little Falls» (штат Нью-Джерси). — Чтобы маленькая комната казалась больше, в ней не должно быть визуального беспорядка. Взгляд должен путешествовать в пространстве, нигде не задерживаясь и ни на что не отвлекаясь. Предметы, отвлекающие взгляд, останавливают ход зрения, прерывая изначальную реакцию на комнату».

«Это может показаться немного странным, — предупреждает Патрисия, — но это правда. Когда взгляд может беспрепятственно перемещаться по пространству, вы испытываете своего рода визуальное спокойствие».

Что может отвлечь взгляд от его спокойного путешествия по комнате? «Использование чересчур многих цветов, — считает Гейлор, — или узоры, которые создают резкий контраст. Даже использование светлого и темного дерева в одной комнате, скорее всего, будет неудачным; предметы из дерева должны быть строго одного тона. Чересчур большие предметы мебели, которые выбивают комнату из масштаба, также отвлекают взгляд.

Понимая основные принципы, с помощью которых создается дизайн интерьера, любое пространство можно превратить в сказочную среду. Наверняка вы знаете, каково это, когда находишься в хорошо продуманном помещении. Когда буквально ощущаешь, как всё связано друг с другом, дополняет друг друга и сплоченно работает вместе для нашего с вами удовольствия. А если смотришь на каждый предмет обстановки отдельно, то невольно замечаешь, что он здесь «в самый раз». Желаете достичь такого эффекта в своем собственном доме? Тогда ознакомьтесь со следующими принципами дизайна интерьера. Объедините эти знания с практикой и экспериментами, и вы, несомненно, найдете свой путь создания красивого пространства.

1. Баланс

В дизайне баланс создает ощущение равновесия. Речь идет о выравнивании или аппроксимации визуального веса различных объектов. При этом баланс создается не только через их форму, но и через цвет, рисунок и текстуру.

Что такое визуальный вес? Взять, например, две одинаковые ваза в белом и черном цвете — разве одинаково они будут смотреться на одном и том же фоне? Есть много способов заставить объект выглядеть тяжелее или легче, чем он есть на самом деле. Вот основные из них:

  1. темные тона, яркие, насыщенные цвета и теплые оттенки придают предметам больший вес, чем это делают светлые тона, холодные оттенки и приглушенные цвета;
  2. тяжелые или необычные узоры и формы также имеют больший визуальный вес, поскольку привлекают на себя больше внимания;
  3. прозрачные тела и отражающие поверхности всегда выглядят легче;
  4. текстурные поверхности визуально весят больше, чем гладкие.

Есть три различных вида баланса в интерьере:

  • симметричный или формальный — баланс, который необходимо соблюдать при создании традиционных или формальных пространств. Для этого помещение равномерно разделяется на две стороны, которые отражают друг друга. При этом приветствуется различие между сторонами в некоторых мелких деталях. Если же вы предпочтете не рисковать и сделаете обе стороны абсолютно одинаковыми, то ваша комната может стать монотонной и скучной.

Дизайн интерьера — симметричный баланс

Дизайн интерьера — симметричный баланс

  • асимметричный или неофициальный — баланс, в котором все линии, краски, формы и текстуры сбалансированы без точного дублирования. Создание такого баланса является более сложным, но и более интересным. Например, диван с одной стороны помещения можно сбалансировать путем размещения рояля на другой его стороне.

Дизайн интерьера — асимметричный баланс

  • радиальный — баланс, который достигается с помощью центрального объекта и все остальных элементов, расположенных вокруг него. Примером здесь может служить круглый со стульями вокруг него и шкафчиками для посуды, расположенными у стен по обе стороны комнаты.

Дизайн интерьера — радиальный баланс

2. Ритм

Как и в музыке, ритм в дизайне интерьеров создает повторяющиеся мотивы и контрасты для повышения визуального интереса. Вы можете добиться этого, чередуя одни и те же краски, формы и узоры через определенные интервалы (расстояния). Целью этого является заставить глаза переходить по комнате.

Например, вы можете установить определенный ритм, используя один и тот же узор на диванных подушках, потом поднять его на картину на стене и еще раз повторить его на ковре в другом конце комнаты. Обежав комнату глазами и заметив одинаковые узоры по всему её периметру, человек сможет ощутить целостность дизайна этого интерьера.

Дизайн интерьера — ритм

Дизайн интерьера — ритм

Дизайн интерьера — ритм

3. Гармония

Гармония в интерьере создается, когда все его элементы взаимодействуют вместе, чтобы нести единое сообщение. Так же, как ритм может создавать ажиотаж, гармония приносит ощущение спокойствия. Например, вы можете создать гармонию, используя в дизайне только один цвет, даже если все объекты сильно отличаются по форме, размеру и текстуре.

Дизайн интерьера — гармония

4. Акцент

Комната, где все имеет равное значение, будет казаться либо рассеянной, либо скучной. Вам нужно на чем-то акцентировать внимание. Архитектурные пространства часто имеют так называемые «точки интереса», например, камин или окно с красивым видом.

Дизайн интерьера — акцент

Вы также можете разместить в центре комнаты какой-нибудь яркий объект, например, ковер или , и организовать всю остальную мебель вокруг него так, чтобы она подчеркивала его оригинальность.

Дизайн интерьера — акцент

Дизайн интерьера — акцент

Если же для этого не хватает места, тогда просто сгруппируйте мебель или добавьте один яркий элемент (ковер, ваза или т.п.).

Дизайн интерьера — акцент

5. Пропорции и масштаб

Пропорция представляет собой отношение между размерами двух объектов, а масштаб — это как размер одного объекта относится к другому или же к пространству, в котором он размещен. Например, большая секционная мягкая мебель в маленькой комнате будет выглядеть неуместно, занимая большую её часть, и оставляя место лишь для маленького журнального столика и комода.

Почему так? Некоторые пропорциональные отношения между объектами или объектом и пространством являются более приятными, чем другие. Древние греки придумали золотое правило, которое приводит все пропорции к одной простой формуле: отношение меньшего объекта к большему должно быть таким же, как отношение большего объекта к пространству в целом. Эта пропорция присутствует и в природе, откуда её заимствуют все художники и архитекторы.

Дизайн интерьера — правильные пропорции

Дизайн интерьера — базовые принципы обновлено: Март 21, 2014 автором: Маргарита Глушко

Правило номер шесть. Расширяем пространство по методу Копперфильда.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни заворожено наблюдал, как фокусник извлекает из пустого, на первый взгляд, и крохотного ящичка довольно упитанного и флегматичного кролика. Фокусники, как никто на свете, знают, как с помощью цвета, формы и зеркал сделать предмет зрительно меньше или наоборот больше, чем он есть на самом деле.

Этими же секретами пользуются и дизайнеры-«иллюзионисты». В их арсенале также есть целый набор средств, с помощью которых можно «раздвинуть» стены и «поднять» потолок. К этим средствам относятся: свет, цвет и, конечно же, стёкла и зеркала.

Причём, зеркало – это один из самых древних и любимых дизайнерами аксессуаров для расширения пространства. Использование парных зеркал, размещённых напротив друг друга, применение наклонных зеркал позволяет зрительно увеличить размеры даже очень маленького помещения. Проведите простой эксперимент – снимите зеркало в ванной, и сразу почувствуете, насколько сильно «сжалась» эта комната!

Говоря о свете, как об инструменте работы с пространством, сложно ограничиться рамками этой статьи. Поэтому приведём лишь некоторые общие советы. При освещении небольших комнат можно смело отказаться от центрального потолочного источника света – используйте несколько локальных световых источников. Активнее применяйте настенные, напольные или настольные светильники, создавая своё собственное, комфортное Вам световое «зонирование». И, конечно же, не забывайте о естественном освещении! Окна, в небольшой квартире не стоит наглухо драпировать плотными гардинами. Лучше использовать лёгкую, полупрозрачную ткань.

Цвет также является одним из главнейших инструментов в работе с пространством и этой теме будет посвящено много статей на нашем сайте. В этой статье также приведем лишь несколько простых советов и рекомендаций. Использование однородного по цвету напольного покрытия и сочетаемого цвета стен в смежных помещениях позволяет зрительно, как бы, объединить их. Выбор светлого тона стен и потолка также помогает добиться зрительного «расширения» пространства. Причём, более светлый тон потолка в сравнении со стенами, естественно «приподнимает» его. О свойствах «полосатого» чередования цвета, наверное, знает каждый – вертикальные полосы увеличивают пространство по вертикали, а горизонтальные – по горизонтали, соответственно.

Правило номер семь. Не превращайте свою квартиру в секретный бункер Бэтмена!

В многочисленных фильмах о крылатом блюстителе порядка его секретный подземный бункер буквально напичкан различными приборами и устройствами, на все случаи жизни! Надо что-то сварить – сварочный аппарат под рукой, требуется что-то заточить – и вот вам токарный станок. Но, как вы помните – у Бэтмена, всё-таки, не было особых проблем с габаритами «официального» и «секретного» жилья. Мы же с Вами не Бэтмены, и не обладаем такими бытовыми пространствами, поэтому стоит задуматься: а так ли нам необходимы все эти предметы мебели и интерьера, которые сейчас загромождают квартиру?

К примеру, так ли необходим детский спортивный комплекс, к которому ребенок не подходит уже лет пять, а эта грандиозная конструкция из труб и перекладин занимает треть комнаты? Если у подрастающего поколения сохраняется тяга к спорту – повесьте складной настенный турник! Или, допустим, ванная, которой последний раз пользовалась для замачивания белья по старинке приехавшая из деревни тёща. Установите душевую кабину, выиграв ещё немного места! Взвесьте, нужны ли Вам классическая «советская» пара кресел с журнальным столиком – может быть их заменить одним единственным креслом-мешком, которое можно легко перемещать по квартире.

Правило номер восемь. «По Сеньке и шапка»

В настоящее время производители мебели предлагают довольно широкий ассортимент многофункциональных трансформеров, готовой стать, по Вашему желанию, кроватью, шкафом для одежды, письменным или обеденным столом! Также для квартир со скромными габаритами уместно будет использование мебели без «архитектурных излишеств» или складной мебели. Ведь, зачастую, производители диванов и кресел, идя на поводу у псевдодизайнеров, выносят огромные подлокотники, или делают непомерно высокую спинку, хотя точно такой же диван можно купить и без подлокотников-«крыльев». Складная мебель – это тоже тема отдельного обсуждения, поскольку современный рынок мебели довольно активно развивает этот стильный тренд.

Все эти «мебельные» советы тоже помогут Вам облегчить и расширить жизненное пространство.

Правило номер девять. Кувалдой делу не поможешь.

Парадокс. Казалось бы, если из двух маленьких комнат сделать одну большую, то она поможет сделать квартиру более просторной визуально. На самом деле это вовсе не так.

Конечно, если сначала полностью очистить квартиру от всей мебели и вещей, окинуть её прощальным взглядом и начать крушить стены кувалдой – в итоге Вы почувствуете появившийся простор. Стен и перегородок – нет, вместо кладовки – отличная ниша, от входной двери до противоположного угла квартиры можно устраивать спринтерский забег. А теперь вернём необходимую мебель и вещи, и сразу станет ясно, что, разрушив стены, разделявшие различные зоны квартиры, мы вынуждены чем-то другим вновь зонировать помещение. Ну, не поставишь же кровать посередине этого пространства!

Европейские дизайнеры по интерьерам в этом вопросе пошли ещё дальше. Они советуют даже в небольшой квартире делать дополнительные каморки, кладовки, комнатки. И начинает работать принцип перехода количества – в качество! Большое количество помещений создаёт иллюзию большого пространства!

Правило номер десять. Финальное. Золотое.

Вместо того, чтобы долго и аргументировано описывать это правило, скажем просто: НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ В МАЛЕНЬКОЙ КВАРТИРЕ ГОТОВЫЕ ОБОИ С РИСУНКОМ! Да-да, именно так, заглавными буквами!

Купите качественную, экологически чистую краску, возьмите в руки валик и покрасьте стены своей квартиры! Именно так поступает почти 90% европейцев. Думаете, они глупее нас? При каждой поездке в Европу, почему-то в глупость тамошних жителей веришь с трудом. Европейцы уже давно поняли, что только крашеные стены позволяют сделать своё жилище стильным, комфортным и уютным. Только на фоне крашеных стен, по-особому выглядит красивая мебель. Только крашеные стены создают необходимый простор даже в небольших помещениях.

Завершая тему дизайна малогабаритных квартир, безусловно, следует сказать, что все приведенные в статье правила и советы нужно применять с умом. Простое копирование или использование каких-либо «чистых» идей часто приводит к ещё большему хаосу и безвкусице не только в интерьере, но и во всех сферах жизни. Рекомендации, которые Вы почерпнули текста, выполняют функции своеобразных дорожных указателей, направляющих на более комфортную и короткую дорогу. А куда Вы повернёте на многочисленных перекрёстках трудной и извилистой дороги к стильной квартире – решать только Вам. И, кстати, правила – они для того и нужны, чтобы их, хотя бы изредка, нарушать!

Баланс - важнейший принцип дизайна. В интерьерах под балансом подразумевают равновесие элементов меблировки и декора в комнате, тщательное расположение предметов обстановки на основе так называемого "визуального веса". Если все продумано и достигнут идеальный баланс, то в помещение придет ощущение тишины и покоя.

Принципы формирования и коррекции визуальной массивности элементов дизайна

Что же формирует визуальный вес? Можно выделить три составляющих: размер, цвет и фактура. Чтобы лучше понять принципы влияния каждого параметра, обратимся к конкретным примерам.

1. Чем больше габариты предмета, тем при прочих равных условиях он кажется "тяжелее". Это очевидно, достаточно, скажем, представить диван и кресло одного дизайна. А вот два рядом поставленных кресла зрительно уравновесят вид дивана. В интерьере можно группировать несколько мелких предметов, чтобы сбалансировать визуальную тяжесть одного крупного. Пример - две повешенные рядом картины. Они будут радовать глаз, если окажутся приблизительного одного размера, и наоборот - вызовут визуальный диссонанс, если одна из картин будет значительно меньше другой. Зато две маленьких картины смогут уравновесить расположенную рядом большую.

2. Чем темнее предмет, тем он кажется массивнее такого же, но более светлого. Если для достижения баланса у вас нет возможности использовать, например, мебель разного цвета, то зрительно скомпенсировать массивность больших шкафов можно, расположив их на фоне светлых стен, а мелкие предметы мебели, наоборот, расставить на более темном фоне. Можно использовать и другие приемы коррекции массивности предметов: комбинированные мебельные фасады, контрастный декор на полках, использование зеркал. Но полное совпадение оттенков стены и мебели позволит замаскировать вес габаритных предметов, которые фактически сольются со стенами.

3. Фактурные и текстурные поверхности кажутся более массивными, чем гладкие. Например, рельефные панели на стенах увеличат "вес" соответствующей части комнаты. Точно так же массивнее выглядит узорный декор, чем однотонные поверхности с аналогичным цветом фона. такой прием часто используется в , чтобы подчеркнуть фокусные зоны комнат, притягивая к ним основное внимание.

Основные виды сбалансированных интерьеров

Выделяют три вида баланса, о чем мы рассказали уже в статье о способах . В интерьерном дизайне общий баланс задается и мебелью, и декором, и отделочными материалами, и даже способом зонирования помещений.

Симметричный баланс подразумевает своеобразную предполагаемую или реально существующую линию симметрии, на одном расстоянии от которой располагаются предметы - это так называемый «зеркальный» подход. Но этот подход, строго говоря, не совсем точен. Стоит представить себе, например, подсвечники, расположенные по обе стороны от камина. Ели при они значительно различаются визуально, то это, скорее всего, будет раздражать, а не вызывать чувство гармонии. Другими словами, подсвечники в идеале применяют идентичные. Чаще всего формируют симметричные интерьеры спален и гостиных.

Асимметричный баланс : звучит довольно странно, но он с успехом может вызывать такие же приятные ощущения, как и симметричный баланс, и даже придавать помещению некую непринужденность. Принцип дизайна прост: одинаковым у предметов (или их групп) будет не размер, а визуальный вес. Тогда такой вариант баланса создаст нужный эффект. Как пример можно использовать декор на каминной полке. При правильном масштабе два высоких узких подсвечника с легкостью уравновесит широкая, низкая ваза и подобный асимметричный баланс, бесспорно, будет радовать глаз. Практически всегда подобный вид баланса применяется в дизайне кухни, прихожей или детской комнаты.

Радиальная симметрия позволяет акцентировать внимание на определенном предмете, вокруг которого формируют отдельную зону комнату или даже весь интерьер помещения. Примером таких центров может быть обеденный стол, камин, журнальный столик. Впрочем, радиальную симметрию можно создать вокруг ковра в гостиной. Обычно используют радиальную симметрию в гостиной, библиотеке или столовой.

В интерьерах открытой планировки или достаточно просторных комнатах возможно создание комбинированного баланса , когда сочетают зоны с разными видами симметрии. При подобном способе придется не только уравновешивать элементы внутри каждой зоны, но и добиться гармоничного общего баланса.

Множество приемов зрительной сбалансированности интерьера позволяют создавать гармоничные сочетания элементов декора практически для любого набора мебели. Результатом станет спокойный уравновешенный интерьер, без которого невозможно ощущение уюта в доме.