Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Сроки сдачи отчета природопользования. Пример составления отчета мсп

Экологическая отчетность - это один из видов документов, которые необходимо передавать в уполномоченные органы. Но такое обязательство накладывается не на каждое предприятие. Получение прибыли при осуществлении деятельности практически всегда будет приводить к обязательной подачи отчета по экологии.

Что это такое

Экологическая отчетность - это свод данных , который должен передаваться всеми предприятиями, использующих природу в собственных целях, так как такая деятельность может повлечь за собой нанесение вреда природе. Отчеты составляются каждым предприятием индивидуально, так как уровень загрязнения природы различается.

С какой целью предоставляется

Главная цель - дать достаточную информацию для компании, чтобы она могла следить за соответствием экологическим нормам. Существует несколько экологических отчетов по:

Экологическая отчетность связывается с общей годовой, так как для формы потребуются финансовые данные предприятия. Формулирование цели - это способ обеспечения стабильного развития бизнеса. При составлении проводится аудит . Чтобы его провести, потребуется определенная структура и форма отчетов, которая будет заполняться в соответствии с приложенной методикой.

Экологическая отчетность используется для отражения следующей информации :

  • используемая программа или политика для сохранения природы;
  • количество выбросов и сбросов в природу;
  • подача потенциально крупных экологических проблем;
  • последствия для компании в финансовой сфере по причине применяемых мер защиты окружающей среды;
  • степень выполнение предписанных норм законодательством РФ;
  • экономические проблемы предприятия.

Какие субъекты обязаны подавать

Субъекты, в обязательство которых входит сдача экологической отчетности, определены несколькими нормативными актами . ИП и юридические лица, действия которых регламентируются законодательными актами в сфере экологической отчетности:

  • сдают декларацию за негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 16.4 ФЗ №7);
  • ведут деятельность не только на объектах 4 категории НВОС МСП;
  • представители малого и среднего бизнеса, сдают отчет МПС (п. 8 ст. 18 ФЗ №89);
  • обязательно ведут проект ПНООЛР, сдают технический отчет обращения с отходами (п. 12 Приказа Минприроды России №50);
  • сдают сведения в сводный кадастр отходов (п. 3 ст. 20 ФЗ №89);
  • сдают 2-ТП (Отходы) (п. 2 ст. 19 ФЗ №89);
  • которые выбрасывают отходы в стационарных точках, объем более 10 тонн в год или от 5 до 10 тонн, если выбрасываются вещества 1 или 2 класса опасности, сдается 2-ТП (Воздух) (Приказ Росстата №387);
  • которые предъявляют 2-ТП (Водхоз) (Приказ Росстата №230): сбрасывают сточные воды, изымают более 50 кубометров воды в сутки из природных объектов, получают более 300 кубометров воды в сутки из системы водоснабжения для любой деятельности, кроме сельского хозяйства, получают более 300 кубометров воды в сутки из системы водоснабжения для ведения сельского хозяйства, располагают системами с мощностью более 5 000 кубометров в сутки (даже если система вовсе не используется).
  • импортеры и производители, сдают расчет и уплачивают экологический сбор за упаковку (статьи и 24.5 ФЗ №89);
  • те, чьи затраты на охрану природы или за негативное воздействие превышают 100 000 рублей в год, сдают форму 4-ОС (Приказ Росстата №387).

Кто принимает и какой орган рассматривает

Главный орган, проявляющий контроль за деятельностью предприятий - Росприроднадзор. Именно сюда отправляются все экологические отчетности . Расчеты должны предъявляться в одном экземпляре в ближайшее отделение органа.

Для каждой формы устанавливаются отдельные правила по частоте сдачи отчетности. Для статистических отчетов период равен одному году, а для расчета суммы платежа за воздействие на окружающую среду - ежеквартально.

Определены следующие виды негативного воздействия предприятия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферу;
  • загрязнение воды;
  • расположение отходов.

Оплата должна поступить до 20 числа следующего месяца за отчетным кварталом. При несоблюдении сроков будет наложен штраф, размер которого установлен статьей 8.41 КоАП РФ .

Любая из форм должен составляться с учетом следующего :

  • информация по каждому виду отходов вписывается отдельно;
  • количество - тонны;
  • учет переданных отходов - это обязательное условие для дальнейшего принятия формы.

Если же в заполняемой форме в раздел не вносится информация, то его можно не включать в отчетность. Пустые листы не требуется сдавать. Так, второй раздел заполняется только теми предприятиями, которые используют в своей деятельности транспорт.

Титульный и расчетный листы обязательны. Третья страница определяется в зависимости от того, какое влияние предприятие оказывает на природу. Расчеты могут быть переданы в бумажном (если размер оплаты за нанесение вреда природе менее 50 000 рублей) и электронном виде (если размер оплаты за нанесение вреда природе более 50 000 рублей).

Из чего состоит отчет

Экологическая отчетность состоит из следующих документов :

  • годовой или квартальный отчет по платежам, совершенных за негативное влияние на окружающую среду;
  • кадастр отходов;
  • форма 2-ТП;
  • о сохранности метода производства;
  • отчеты об образовании отходов.

Также может востребоваться паспорт безопасности - это документ, который необходимо при работе с особыми веществами и отходами. Включает в себя информацию о способах обеспечения безопасности для работников, граждан и защиты природы.

Пример заполнения формы 2-ТП (Отходы), которую можно составлять вручную или при использовании специальной программы :

  1. Заполнить все обязательные поля (ИНН, почтовый адрес, кто составляет и так далее).
  2. Введение ИНН повлечет за собой автоматическое введение кодов классификации.
  3. «Сведения об отходах», код определяется от типа выбранного отхода автоматически. Указывать класс вручную требуется только в тех случаях, его он не определяет. Наличие нулевого класса опасности не позволит сохранить отчетность.
  4. При заполнении «ГОС» используется справочник. Серые поля будут заполняться в автоматическом режиме после введения другой информации.
  5. Таблица может быть отредактирована.
  6. После введения всей информации необходимо форматировать отчет (простое форматирование, по ОКТМО или по МПС).

Виды и формы

Установленные формы:

  • 2-ТП (Водхоз);
  • 2-ТП (Воздух);
  • 2-ТП (Отходы);
  • внесение сведений в сводный кадастр отходов;
  • декларация платы на негативное воздействие на окружающую среду;
  • форма МПС;
  • расчет и уплата экологического сбора за упаковку;
  • технический отчет обращения с отходами.

Составление формы 2-ТП (воздух) возможно на основании документов :

  • итоги замеров размера выбросов;
  • нормы выбросов вредных веществ в открытый воздух;
  • справка о расходе вредных веществ за отчетный период.

Составление формы 2-ТП (водхоз) возможно на основании документов :

  • допустимые нормы вредных веществ, сбрасываемых в воду;
  • разрешения на выброс вредных веществ в водное пространство;
  • расчеты платежей за нанесение вреда природе;
  • справка об объеме используемой воды, размере сброса;
  • финансовые расчеты по снабжению и отведению воды.

Особенности формирования

Каждый из субъектов, сдающих отчетность, должен учитывать некоторые нюансы . Они является необходимой частью сдачи качественной и правильно отчетности.

Каждый субъект малого и среднего предпринимательства обязан передавать отчетность в органы власти в тех случаях, если их деятельность связана с образованиями отходов.

Некоммерческое предприятие должно будет вести первичный учет отходов, а отчетность СМБ от них не потребуется в соответствии с имеющимися изменениями в п. 3 ст. 50 ГК РФ .

Отчет будет включать в себя пункты относительно передачи отходов, данные фирмы, средства, которые были затрачены на образование отходов, приложения.

Организация с филиалами

Предъявление отчетов потребуется от каждого филиала в отдельности. Но для этого потребуется составление специальной доверенности . В противном случае всю информацию будет собирать головное предприятие.

ИП

Для ИП законодательство не определяет никаких исключений . Юридическое лицо обязано:

  • вести учет образующихся отходов;
  • предоставлять возможность сбора данных без препятствий;
  • сохранять отчетные журналы в течение 5 лет.

Последствия некорректного составления

Некорректное составление отечности является веской причиной для отказа в принятии составленного документа. Также проблемы могут возникнуть при невыполнении условий относительно сроков сдачи. В таком случае назначается административный штраф , который увеличивается при повторном нарушении правил.

Подробнее про экологическую отчетность и контроль — ниже на видео.

(об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего бизнеса).

Стоимость - от 9900 рублей.

Сроки - от 3 дней.

Отчетность МСП - специализированная экологическая документация, разрабатываемая непосредственно предприятиями, зарегистрированными как предприятия малого и среднего предпринимательства, и касающаяся их сферы деятельность в отношении образующихся отходов.

Таким образом, если предприятие относится к среднему и малому бизнесу, ему нет необходимости делать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Достаточно сделать отчет МСП 1 раз в год. Это позволит не платить за отходы с 25-кратным коэффициентом, тем самым сэкономив значительную часть средств.

Оформление отчетности МСП может осуществляться как штатным экологом компании, так и с помощью специализированной фирмы, как правило, разработчика экологической документации. Лицензированию такая деятельность не подлежит.

Разработка отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего бизнеса МСП охватывает следующие данные:

  • наименование и объем образовавшихся в ходе выполняемой деятельности отходов,
  • движение отходов непосредственно в самой организации,
  • условия передачи отходов для дальнейшего обращения в специализированные компании, областью деятельности которых является утилизация, обезвреживание или хранение отходов.

Факт передачи отходов необходимо подтвердить документально - приложить к сформированному отчету договора о передаче, талоны, акты приема-передачи и прочие документы, способные удостоверить в этом проверяющие организации. Если вывозом отходов занимается предприятие-арендодатель помещения, где располагаются объекты производственной длительности малого и среднего предпринимательства, то подобные сведения должны быть прописаны в договоре. Он послужит подтверждающим документом для контролирующих организаций.

Законодательные требования к отчету.

В первую очередь, необходимость разработки отчета МСП прописана в Законе «Об отходах производства и потребления» Российской Федерации от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ. В пунктах 7 и 8 данного закона сказано, что данный отчет направляется в контролирующие организации исключительно в уведомительном порядке.

Что касается сроков сдачи отчета, то в каждом регионе РФ выходит собственное постановление, регламентирующее порядок и сроки сдачи данного отчета. Как правило, они сдаются либо до 15 января, либо до 1 марта года, следующего за отчетным. В любом случае, лучше уточнить сроки в департаменте по экологическому надзору, расположенному в районе действия отчитывающегося объекта. Сдается отчет один раз в год. При этом контролирующей организацией в данном случае выступает Министерство природных ресурсов.

Вторым законодательным актом, регулирующим правовые отношения по вопросу сдачи отчета МСП является приказ №30 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.02.2010 г. «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещению отходов (за исключением статотчетности)».

Также, в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50 для отходов, образовавшихся на предприятиях малого и среднего бизнеса, не устанавливаются лимит на их размещение. Другими словами, им не нужно разрабатывать проект нормативов ПНООЛР.

Лимитами для них признается количество образовавшихся в ходе хозяйственной деятельности отходов по факту. Именно для подтверждения фактического объема образовавшихся отходов и служит отчет МСП.

Соответственно, для предприятий, зарегистрированных в сфере малого и среднего предпринимательства нет необходимости разрабатывать проект ПНООРЛ, что в целом является для предпринимателей довольно выгодным условием законодательства, так как не требует дополнительных финансовых и временных затрат на формирование данного проекта. А в последующем нет необходимости разрабатывать и сдавать техническую отчетность о неизменности производственного процесса.

Как сдается отчетность МСП?

Сдается отчет 2 способами:

1 способ. Посредством заполнения определенной формы в программе «Модуль природопользователя», что расценивается как электронный вариант.

2 способ. В бумажном варианте в двух экземплярах, второй из которых направляется для последующего хранения в отчитывающуюся организацию. При этом бумажный вариант необходимо в обязательном порядке утвердить печатью организации, прошить и установить для нее сквозную нумерацию.

Состав и формирование отчета.

Формируется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего бизнеса МСП на основании документации первичного учета отходов, образовавшихся, обезвреженных, размещенных, переработанных и утилизированных.

В состав отчета входят следующие данные;

  1. Общие сведения отчитывающегося предприятия, куда входят

    для юрлиц:

      • полное или краткое наименование компании,
      • данные об организационно-правовой форме,
      • территориальное расположение,
      • дата регистрации,
      • сведения ЕГРЮЛ, ОКАТО,
      • контактные данные.
    • паспортные данные руководителя,
    • контакты,
    • сведения о месте проживания,
    • данные об ЕГРИП и ОКАТО.
  2. Баланс масс всех отходов, обращение с которыми происходило в организации МСП в течении отчетного года. Все данные формируются по факту передачи отходов сторонним организациям суммарно по каждому наименованию отходов и его массе с указанием способа обращения с каждым из представленных видов отходов.
  3. Информация о коммерческих организациях, которым были переданы отходы для дальнейшего обращения. Сюда относятся:
    • место расположения по ОКАТО, ЕГРЮЛ принявших отходы организаций,
    • их наименования или ФИО руководителя,
    • дата и номер лицензии, подтверждающей право обращения с отходами,
    • номера и даты заключения всех договоров.

    Также сюда относятся такие сведения, как наименование отходов с разбивкой по массам и способам управления.

  4. Приложения, состав которых определен приказом №30, указанным ранее. В их состав входят:
    • заверенная печатью организации копия лицензии на обращение с отходами 1-4 классов опасности, при наличии таковой на предприятии,
    • копии документов, подтверждающих передачу отходов сторонним спецорганизациям на договорной основе (договора, акты и т.п.),
    • копии договоров или актов о приеме лома цветных и черных металлов;
    • копии лицензии на обращение с отходами 1-4 классов, оформленная на предприятие, которому отходы были переданы с заверением печатью данной организации.

Таким образом, для разработки МСП руководителям понадобятся такие документы, как:

  • наименование, реквизиты, ОГРН, СНИЛС предприятия;
  • копии договоров о передаче отходов о которых говорилось ранее.

Как правило, все необходимые документы хранятся непосредственно на предприятии и их сбор не составляет особого труда для его руководителя.

Несмотря на то, что отчет предоставляется в уведомительном порядке, за его непредставление в срок в контролирующую организацию «Кодексом об административных правонарушениях» №195-ФЗ предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 в размере от 30 до 60 тысяч рублей для самого предприятия и от 10 до 30 тысяч для ответственного должностного лица. Также вероятно прекращение деятельности предприятия сроком до 90 суток. Это регламентировано многочисленными постановлениями арбитражного суда, а также письмом Минприроды от 13 июля 2015 г. N ВС-02-01-36/11991.

Сроки и стоимости работы по формированию отчета в случае привлечения коммерческой организации.

Что касается разработки, то здесь не существует четких требований к исполнителю. Им может выступать как само предприятие, так и сторонняя организация, выполняющая данный вид работ на договорной основе.

В случае привлечения к выполнению отчета МСП коммерческой организации стоит учесть, что стоимость данного вида работ определяется, в первую очередь, количеством наименований отходов отчитывающегося предприятия и составляет в среднем на рынке экологических услуг от 10000 рублей. Срок разработки и формирования отчета зависит от быстроты предоставления предприятием-заказчиком всех необходимых данных исполнителю, а также общим объемом работы. Сроки разработки отчета МСП - от 3дней. При этом зачастую на исполнителя также ложится ответственность по предоставлению отчета в контролирующие организации.

Экологическую отчетность сдают хозяйствующие субъекты, которые оказывают на природу какое-либо влияние. Основные ее виды сдаются в первом квартале следующего за отчетным года, также некоторые документы предоставляются в апреле.

Федеральные отчеты по экологии

В следующем году предусмотрена сдача нескольких видов отчетов в зависимости от направления деятельности и профиля хозяйствующего субъекта. Информация может предоставляться как в бумажном виде в департамент Росприроднадзора, так и в электронном виде на сайтах госуслуг или указанной ранее организации.

Отчетность экономических субъектов, относящихся к малому и среднему бизнесу

Она должна быть представлена до 15.01.2018. Экологическая отчетность, предоставляемая данными субъектами, имеет уведомительный характер. Обязаны предоставлять такую отчетность те из них, у которых в процессе осуществления деятельности образуются отходы, или они их обеззараживают, иным образом используют, размещают, передают или получают от других экономических субъектов или утилизируют.

Здесь предоставляются сведения об объеме отходов и их классификации, включающей код, вид и класс опасности. К отчету должны быть приложены подтверждающие документы об их передаче, копии лицензий на транспортировку и утилизацию, даже в том случае, если этой деятельностью занимается не сам хозяйствующий субъект. Данный отчет предоставляется в департамент Росприроднадзора.

Январские формы 2-ТП

Они сдаются до 22.01.2018 в территориальные управления Росприроднадзора. Этих форм отчетов по экологии два. Одна из них сдается в виде об охране атмосферы в случае, если на балансе хозяйствующего субъекта имеются источники выбросов. Другая сдается теми организациями и ИП, которые потребляют в сутки воды не менее 50 кубометров.

Формы экологической отчетности 2-ТП «Отходы» и 4-ОС

Форма 4-ОС предоставляется в ту же организацию в случае, если хозяйствующий субъект имеет на балансе очистные сооружения. Отчет подается о затратах, произведенных по последним, до 25.01.2018.

В 2018 г. будет использоваться новая форма 2-ТП «Отходы», которая должна быть предоставлена уже за 2017 год. Отчетность сдается по информации об образовании производственных и ТКО отходов, которая должна включать их обработку, перевозку, размещение и утилизацию. В данном документе предусмотрено использование единицы измерения — тонны. Этот вид отчета должен быть предоставлен до 01.02.2018.

Отчитываемся за НВОС

Данный отчет предоставляют любые оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), кроме тех из них, которые относятся к 4-й категории опасности, отвечающих одновременно следующим показателям: суммарные выбросы в атмосферный воздух в течение года не должны превышать 10 т, при этом в них не должно находиться радиоактивных веществ, а также поллютантов I и II классов опасности; сбросы загрязнителей не должны осуществляться в окружающую среду и канализацию; тепловая мощность парового оборудования, энерго- и газоустановок, находящихся в хозяйствующем субъекте, не должна превышать 2 Гкал/ч; оборудование должно применяться только в научных целях, то есть в ОКБ, НИИ или организациях опытного производства.

Декларация по плате за НВОС предоставляется до 10.03.2018 в те же органы. В случае если объекты негативного воздействия расположены в разных субъектах РФ, то она предоставляется по каждому объекту в тот департамент, который расположен в данном регионе. В данной экологической отчетности показывают расчет суммы, перечисляемой в бюджет за размещение, сбросы и выбросы отходов.

Декларация о подлежащих в перспективе утилизации товарах, реализуемых на территории нашей страны

Эта отчетность в Росприроднадзор сдается до 01.04.2018 по месту поставки импорта или регистрации изготовителя. Сюда включаются те товары, которые зарегистрированы в первичных учетных или таможенных документах. Здесь, помимо названия товара, необходимо указать его код, количество и массу. Последняя должна представляться в кг.

Иные отчеты, сдающиеся в конце марта

Также до 01.04.2018 должна быть сдана следующая экологическая отчетность:

  • о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции;
  • об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора;
  • о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции.

Первый отчет при импорте товаров должен представляться в головную организацию Росприроднадзора. Его сдают изготовители товаров и импортеры по отношению к продукции, включенной в федеральный перечень со списком товаров, подлежащих утилизации после использования или эксплуатации. На разных листах подается информация об упаковке продукции и о самом товаре. Этот вид отчетности предполагает предоставление названия товара и его кода, в том числе в ЕАЭС, массу, количество товара и отходов, также необходимо указывать реквизиты документов, которые удостоверяют проведение утилизации.

Второй отчет предоставляется экономическими субъектами, которые обращаются с образующимися отходами от использования или эксплуатации продукции. В данной форме предоставляется следующая информация: название и назначение агрегата, когда он выпущен, изготовитель, тип и мощность оборудования, вид и код отходов, ОКТМО, адрес нахождения агрегата, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Третий отчет сдается не о местах стихийных свалок, а теми экономическими субъектами, которые имеют лицензии на обращение с отходами, образующимися от эксплуатации или использования продукции. В нем представляется следующая информация: название, юридический адрес или координаты места нахождения, назначение, емкость площадки, время накопления отходов, их вид и код, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Таким образом, разные виды экологической отчетности по срокам представления различаются.

Виды платежей

Оплата должна производиться любых видов загрязнений, кроме иных, включающих шум, вибрацию и электромагнитное излучение. Здесь экономический субъект должен сам определиться, за что он будет платить — за размещение отходов или выбросы в атмосферный воздух. Экологический платеж зависит от того, к какому классу относятся отходы. должны паспортизоваться. Узнать его можно из Федерального классификационного каталога отходов по 13-й цифре кода. Вносить плату за отходы должен их собственник. Расчет суммы экологических платежей осуществляется в пределах нормативов и лимитов. Помимо этого, на территории различных районов вводятся специальные коэффициенты. Также вводятся повышающие ежегодные коэффициенты на инфляцию.

Платежи также осуществляются за пользование транспортом. Допустимые выбросы устанавливаются при техосмотре. Здесь платеж рассчитывается, исходя из количества топлива, израсходованного за отчетный период, умноженного на норматив и поправочные коэффициенты. Производители и импортеры товаров, которые должны будут утилизированы в будущем, должны уплачивать Расчет его суммы и оплата должны быть произведены до 15.04.2018.

Санкции

При непредставлении отчетности вовремя могут быть наложены штрафы до 20 тыс. руб. на должностных лиц и до 80 тыс. руб. на юридических лиц. Для небольших хозяйствующих субъектов, относящихся к малому и среднему предпринимательству, данные штрафы еще выше: до 50 тыс. руб. для ИП, до 250 тыс. руб. - на юридическое лицо, причем здесь деятельность юрлица может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Государственный экологический контроль

Его проводят для проверки выполнения требований по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов. Он имеет надведомственный характер. В ходе проведения данного вида контроля деятельность объектов, наносящих экологический вред, может быть приостановлена или прекращена, могут быть сделаны предупреждения, наложены штрафы, поставлен вопрос о привлечении к разным видам ответственности, возмещении вреда или общественному принуждению.

Государственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. Также он подразделяется на общий и специальный. Первый вид осуществляется президентом и правительством РФ, парламентом, региональными и местными органами самоуправления. Специальный контроль проводят Минприроды, Росприроднадзор, Федеральные агентства водных ресурсов, по недропользованию, лесного хозяйства, некоторые министерства и ведомства в рамках осуществляемых ими функций. Решение данных органов носит обязательный характер, обжалование может быть сделано через суд.

В заключение

Существуют различные формы экологической отчетности, которые применяются разными хозяйствующими субъектами в зависимости от осуществляемой ими деятельности. Предоставление документации сопровождается уплатой соответствующих платежей. За нарушение сроков и непредставление отчетности предусмотрены санкции. Выполнение требований природоохранного законодательства может быть проверено в ходе проведения государственного Необходимо следить за изменениями форм, сроков предоставления отчетности, поскольку они периодически пересматриваются.

, были изложены основные сведения о техническом отчете по обращению с отходами (далее — Техотчет) и даны советы о том, как его заполнять. В настоящей статье, призванной дополнить указанную публикацию, остановимся на некоторых тонкостях и важных вопросах, связанных с составлением и представлением Техотчета, которые нам часто задают коллеги и с которыми мы сталкиваемся на практике. Также вкратце расскажем об изменениях в правилах составления Техотчета, которые запланированы в проектах Приказов Минприроды России, опубликованных в конце июля 2017 г.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Один из самых часто возникающих вопросов — за какой период составлять Техотчет? В Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), применительно к Техотчету речь идет об «отчетном периоде» . Но какой период считать отчетным ? Каждый календарный год? Год с даты выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит)? Об этом ни в Методических указаниях, ни в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014; далее — Порядок утверждения НООЛР), ничего не сказано.

КСТАТИ

Аналогичных вопросов, связанных с заполнением формы № 2-ТП (отходы), декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства в области обращения с отходами, не возникает! Там все очевидно: отчетный период — очередной календарный год. Это следует из текстов соответствующих нормативных правовых актов, из их сути, из утвержденных форм документов, из установленных законодательством сроков представления документации, привязанных к календарным датам.

В случае же определения отчетного периода для целей составления Техотчета все осложняется тем, как сформулированы сроки его представления: согласно п. 12 Порядка утверждения НООЛР Техотчет должен быть представлен (или направлен) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . То есть срок представления Техотчета не привязан к календарному году, а лишь к дате выдачи Лимита. Полагаем, указанное требование все-таки не дает явных оснований вести отчетный период с даты выдачи Лимита.

Но, ориентируясь на предписанные сроки представления Техотчетов, и многие экологи предприятий, и представители государственных органов делают вывод о том, что отчетным периодом является период в 365 (для високосных лет — 366) дней, начинающийся с даты выдачи Лимита. Такая позиция, например, нашла свое отражение в ответе Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 16.06.2014 (на запрос от 04.06.2014), в котором сказано, что «если нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены 13.05.2014, то технический отчет оформляется за отчетный период 13.05.2014-13.05.2015 и направляется в течение десяти рабочих дней после окончания отчетного периода» .

Можно, конечно, принять такую позицию Росприроднадзора и — во избежание претензий этого надзорного органа — ею руководствоваться на практике. Но, по нашему мнению, это не будет соответствовать другим положениям законодательства.

Напомним, основной нормативный правовой акт, в соответствии с которым ведется учет в области обращения с отходами, — Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок учета), утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014). Согласно п. 3 Порядка учета материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе при подготовке Техотчетов. Не случайно в письме Росприроднадзора от 02.06.2015 № АА-03-04-36/9244 «О направлении разъяснений» (далее — письмо № АА-03-04-36/9244) делается упор на Порядок учета как на основной источник сведений при составлении Техотчетов.

В пункте 7 Порядка учета сформулировано следующее:

Извлечение
из Порядка учета

[…]
7. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
[…]

Обратите внимание: требование обобщать данные учета в области обращения с отходами с 13 мая по 13 мая каждого следующего года (как и за любой произвольный период, если он не равен календарному году или календарному кварталу) в законодательстве отсутствует. Поэтому если отчетным периодом считать 13 мая одного года — 13 мая следующего года, то для составления Техотчета просто не будет в наличии данных об учете отходов, а без этого корректно составить Техотчет не получится!

В такой ситуации можно использовать сведения учета образованных отходов за максимально близкий к установленному сроку представления Техотчета период — с 1 апреля по 1 апреля следующего года (поскольку данные учета должны обобщаться каждый квартал), но и отчетный период в этом случае, очевидно, окажется с 1 апреля по 1 апреля.

Но в утверждаемых Росприроднадзором Лимитах указаны лимиты на размещение отходов на каждый календарный год (а не, например, на период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля), поэтому будет невозможно верифицировать сведения в Техотчете и выявить превышение лимитов в случае представления Техотчета за период с 13 мая по 13 мая (или с 1 апреля по 1 апреля).

Таким образом, Техотчет, составленный за период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля, не будет соответствовать целям его составления , заявленным в пп. 7-8 Методических указаний:

. подтверждение соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ;

. подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) видов, классов опасности и количества отходов , образовавшихся за отчетный период.

В связи с этим более логичным было бы считать отчетным периодом именно календарный год (а срок подачи — 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты выдачи Лимита, — это только срок подачи, и его, конечно, нужно соблюдать, пока в законодательстве не установлено иное).

Кстати говоря, подобная логика, весьма вероятно, скоро окончательно возобладает. Дело в том, что 19 и 27 июля 2017 г. соответственно были опубликованы проекты двух Приказов Минприроды России (на момент написания статьи проекты находились на стадии размещения текста проекта):

. «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды России» ;

. «О внесении изменений в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349» ,

согласно которым планируется установить единый срок представления Техотчетов — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным . При этом, очевидно, отчетным периодом станет календарный год.

«Справочник эколога» будет следить за судьбой указанных приказов и обязательно проинформирует читателей, когда они будут приняты в окончательном виде . А до тех пор и с толкованием понятия «отчетный период» сохраняется неопределенность, и срок подачи остается прежним.

Что такое отчетность МСП
Отчетность МСП представляет собой отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Регламентируется:
Порядок представления и контроля Отчетности определен приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30 (с изменениями на 9 декабря 2010 года) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)– далее Порядок.
Кто сдает отчетность МСП
Согласно Порядка, Отчетность сдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
За какой период сдают отчетность МСП
Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства.
Когда и куда сдают отчетность МСП?
Срок сдачи Отчетности - до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Отчетность представляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Особенности сдачи отчетности МСП
С 17 декабря 2012 года Росприроднадзор перешел на прием отчетности от природопользователей в электронном виде, т.е. при подаче бумажной версии отчета и подтверждающих документов в территориальные органы Росприроднадзора, необходимо предоставить электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности. Электронные версии отчетов формируются в программе «Модуль природопользователя».
Что будет, если не сдать отчетность МСП
В случае несвоевременной сдачи, или несоответствия по содержанию требованиям Порядка или отсутствия Отчета, плата за негативное воздействие на окружающую среду в форме размещения отходов будет исчисляться в пятикратном размере, т.к. указанные в Отчете объемы размещенных отходов учитываются в качестве лимитов в Расчетах платы за размещение отходов.
Ответственность
В случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена Отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьями 8.2 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями на 23 февраля 2013 года):
Штраф за непредоставленную отчетность - до 250 тысяч рублей.
Штраф за несвоевременную подачу отчетности - до 20 тысяч рублей.