Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Задания и методические указания по выполнению контрольной работы. Экология_зачачи_тесты

Растения широко распространены на Земле. Они встречаются в подавляющем большинстве мест, пригодных для жизни.

При этом для каждого места обитания и климатической зоны характерна своя растительность. Растениям нужна жидкая вода, поэтому их много там, где выпадает достаточное количество осадков и нет морозов круглый год. В таких климатических зонах формируются леса и луга. В более сухих местах мы встречаем степи. Но даже в пустынях и в условиях вечной мерзлоты растут некоторые растения.

Человек для своих нужд выращивает многие виды растений, в том числе завезенные из далеких мест обитания. Культурные растения растут на полях, в садах, в теплицах, где создаются условия, при которых растения могут расти и плодоносить круглый год. Человек выращивает много декоративных растений.

В природе растения играют очень важную роль, ведь благодаря им возможна жизнь животных.

Во-первых, растения производят органические вещества из неорганических . Животные этого делать не умеют, им приходится питаться готовыми органическими веществами, т. е. поедать растения или других животных, которые питаются растительностью. Без растений животные умерли бы от голода. Сначала растения синтезируют органическое вещество глюкозу, потом ее превращают в другие органические вещества, в основном в крахмал. Для синтеза глюкозы растениям нужны в основном два неорганических вещества - это вода и углекислый газ. Воду растения всасывают по большей части из почвы, а углекислый газ поглощают из воздуха. Для синтеза органического вещества растениям необходима энергия. Они ее получают от лучей Солнца. Процесс такого синтеза называется фотосинтезом .

Как известно, углекислый газ выделяется в процессе дыхания. Если бы его не поглощали растения, то он бы накопился в атмосфере. Это бы привело к плачевным последствиям (проблемам с дыханием у животных, парниковому эффекту). Поэтому второе важное значение растений - это поглощение углекислого газа .

В процессе фотосинтеза выделяется побочный продукт - кислород. Именно кислородом дышат все живые организмы (они его поглощают из атмосферы). Поэтому третье важное значение растений в природе - это обогащение атмосферы кислородом .

Велика роль растений и в жизнедеятельности человека. Люди используют их в пищу, кормят ими домашних животных, строят из растений дома, мебель и многие другие вещи. Из растений получают бумагу, различные вещества (ткани, лекарства и др.). Растения используются как топливо. При этом используется не только древесина, но также торф и каменный уголь, представляющие собой остатки древних растений. Можно сказать, природа за свой долгий путь развития сумела сделать энергетический запас для человека. Благодаря этой запасенной энергии, человеческое общество получило шанс на быстрое развитие.

В пищевом рационе человека присутствуют разные растения. У одних съедобными являются плоды, у других - семена, у третьих - зеленые части, а у многих - подземные части (клубни, корни и др.).

Люди перерабатывают растения и получают из них многие пищевые продукты: муку, каши, сахар и другое.

Велика эстетическая роль растений. У многих из них расцветают красивые цветы, другие выращиваются как комнатные растения.

К сожалению влияние человека на растительный мир во многом отрицательно. Из-за хозяйственной деятельности исчезли многие виды растений, а другие находятся под угрозой вымирания. Часто человек изменяет места обитания растений, в результате они уже не могут расти.

384. С точки зрения охраны природы рациональное природопользование подразумевает:

б) наиболее полное использование природы как ресурса;

в) соотнесение возможностей хозяйственного использования территории человеком с экологической емкостью этой территории.
6.2. Современное состояние и охрана атмосферы

385. Выберите правильное утверждение. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота; б) кислорода; в) углекислого газа; г) углеводородов; д) аргона.

386. Выберите правильные утверждения. Парниковый эф­фект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:

а) к понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) к повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участ­ков земли;

г) к отравлению организмов;

д) к увеличению радиационного фона на Земле.

387. Какова причина возникновения «озоновых дыр»? Выбе­рите правильный ответ:

а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

в) увеличение выбросов в атмосферу фреонов;

г) уменьшение в атмосфере доли кислорода.

Чем опасно разрушение озонового экрана?

388. Назовите газ атмосферы Земли, доля которого увеличивается вследствие деятельности человека.

389. Доля какого газа атмосферы Земли по вине человека уменьшается?

390. Объясните, почему в черте города заболеваемость де­ревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.

391. Озоновый слой на­ходится:

а) в нижнем слое атмосферы; в) в верхнем слое океана ;

б) в верхнем слое атмосферы; г) на глубине океана.

392. Объясните, почему в крупных городах главные автомо­бильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.

393. Дайте прогноз состояния окружающей среды при по­вышении концентрации углекислого газа в атмосфере.

394. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием. Перечислите виды человеческой деятельности, которые способствуют сокращению доли кислорода в атмо­сфере.

395. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает зна­чительно (во много раз) меньше кислорода, чем его потребля­ют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Объясните, почему на этих территориях сохраняется жизнь. Что произойдет, если подобное соотноше­ние потребления и воспроизводства кислорода будет на боль­шей части Земли?

396. Накопление в атмосфере парниковых газов (углекисло­го газа и др.) является опасным для всех стран. Выберите из спи­ска одну первоочередную природоохранную задачу для эконо­мически развитой Германии (А) и другую – для экономически слабо развитой Эфиопии (Б), выполнение которой будет способствовать ослаблению парникового эффекта:

а) запретить охоту;

б) прекратить строительство промышленных теплиц по вы­ращиванию овощей;

в) прекратить уничтожение лесов;

г) уменьшить сжигание нефтепродуктов;

д) уменьшить поступление в атмосферу фреонов;

е) противостоять процессу роста городов.

Объясните свой выбор.

397. Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повы­шение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 – 3–4 градуса. Опишите прогноз последствий для России.

398. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы – более ус­тойчивы. Объясните, с чем это связано.
6.3.

399. Расшифруйте аббревиатуры: ПАВ, СМС, ГЭС, АЭС.

400. Перечислите отрасли хозяйства – основные потребите­ли пресной воды.

401. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды.

402. Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танке­рах, промышленных и транспортных выбросов, мойки авто­машин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти или нефтепродуктов способен образовать пленку на площади 10 м водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

403. Зимой для таяния ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному сокращению дорожно-транспортных происшествий. Опишите, какие изменения происходят в водоемах и в почве рядом с дорогой. Как и поче­му может измениться состояние деревьев и травы в придорож­ной зоне?

404. Объясните, почему химические вещества, используемые для обработки полей, обнаруживают в рыбе, вылавливаемой в ближайшем пруду (озере, реке).

405. Укажите, где накапливаются уносимые с полей химиче­ские вещества, применяемые в сельском хозяйстве.

406. Озеро находится в сельской местности. Промышленных предприятий вокруг нет. Можем ли мы быть уверенными, что вода этого озера не содержит вредных веществ?

407. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в ос­новном нерастворимы и по сравнению с другими загрязните­лями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных.

408. Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совер­шенных очистных сооружений.

409. Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую техни­ку, расходовать топливо и т.д.). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не свя­зываются в плоты, а сплавляются поодиночке. Почему в та­ких реках исчезает рыба и другие водные организмы?

410. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая эконо­мические и экологические последствия) этот снег? Выберите правильный ответ: а) на поле; б) в реку или озеро; в) в специально вырытый котлован; г) в любое место. Обоснуйте выбранный ответ.

411. Человек забирает из водоемов много воды на хозяйст­венные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки 1/25 часть годового речного стока. Из Волги на различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока. Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды из Волги. К каким последствиям это приводит?

412. Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение деревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно испра­вить это положение при строительстве дорог?
6.4. Рациональное использование и охрана недр и почвенных ресурсов

413. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлоло­ма и макулатуры – это важное природоохранное мероприятие.

414. Перечислите невозобновимые полезные ископаемые, запасы которых в первой половине XXI в. будут исчерпаны более чем наполовину.

415. Как необходимо проводить вспашку почвы (или форми­рование грядок) на склоне, чтобы предотвратить почвенную эрозию? Выберите правильный ответ: а) вдоль склона; б) поперек склона; в) по диагонали склона. Обоснуйте выбранный ответ.

416. Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

1) переход на малоотходные технологии;

2) организация заказников и заповедников;

3) безотвальная и плоскорезная вспашка;

4) вспашка поперек склонов;

5) регулирование снеготаяния;

6) борьба с загрязнением воды, воздуха;

7) создание полезащитных, водорегулирующих и приов­ражных полос;

8) обработка почвы с оборотом пласта;

10) применение тяжелой техники при обработке почвы;

11) строительство противоэрозионных прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;

12) строительство земляных валов;

13) строительство водоотводящих каналов.

417. В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самые плодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е гг. XX века в СССР и Канаде проводилось ос­воение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Что вам известно об этом? Почему некоторые ученые выступали против распаш­ки степей и использования их для выращивания сельскохозяй­ственных культур? Какие факторы являются лимитирующими для выращивания сельскохозяйственных растений в степных районах? К каким последствиям может привести частая обра­ботка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?

418. Какова роль многолетних трав в защите почвы от эрозии? Почему в степных условиях рекомендуется безот­вальная вспашка? В чем сущность рекультивации земель?

419. По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяй­ственная организации ООН), человечество теряет (за счет вы­мывания, засоления, загрязнения и т.п.) 6–7 млн. т почвы в год. Если не брать в расчет возобновление почвы и распашку новых территорий, рассчитайте, за какой срок при нынешнем хозяйствовании человечество потеряет всю обрабатываемую сегодня почву (около 150 млн т).

420. Докажите на конкретных примерах связь продоволь­ственной проблемы с проблемой деградации почв.
6.5. Рациональное использование и охрана растительного покрова

421. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – воз­можен выход воды из берегов и затопление населенных пунк­тов, полей и т.д. Почему наводнения на лесных реках случа­ются редко?

422. Сель – опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громад­ные разрушения с человеческими жертвами. Объясните, поче­му сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая. Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность воз­никновения селей очень высока?

Валовую первичную продукцию.
8. Экология как научная дисциплина относится к … наукам.

Социальным;

Биологическим;

Экономическим;

Техническим.
9. Основным программным документом Международного Союза Охраны Природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) является...

- «Концепция устойчивого развитая»;

Программа «Человек и биосфера»;

- «Международная биологическая программа»;

- «Всемирная стратегия охраны природы».
10. Живое вещество биосферы устойчиво только...

В живых организмах;

В биополимерах;

На уровне биосферы;

На уровне популяций.
11. Процесс разделения популяциями разных видов пространства и пищевых ресурсов называется...

Акклиматизацией;

Сегрегацией;

Дифференциацией экологических ниш;

Дивергенцией.
12. Установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ – это прерогатива Закона Российской Федерации...

- «О радиационной безопасности населения»;

- «Об охране атмосферного воздуха»;

- «Об отходах производства и потребления»;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
13. Мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах называется...

Авиационным;

Импактным;

Зональным;

Экология

Люди, по большому счету, очень странные создания: сначала мы разрушаем, а затем начинаем все отстраивать вновь. Наша история подчеркивает важность научных открытий, позволяя нам улучшать нашу жизнь. Однако мы можем использовать многие научные достижения для того, чтобы, например, причинить кому-то ненужную боль. Мы называем это "человеческой натурой".

Сегодня мы находимся на грани, так как нанесли огромный вред своей окружающей среде, однако пытаемся все исправить. Узнайте о тех животных и растениях, которых человек действительно спас от исчезновения, иногда совершенно ненамеренно.


1) Головные вши



2) Авокадо


Многие растения обязаны человеку тем, что он распространяет их семена. Семена авокадо (лат. Persea americana ) имеют вкусную оболочку, благодаря чему некоторые животные заглатывали плоды целиком, а их косточки выходили непереваренными естественным путем. Это не только приносило пользу животным, но также позволяло семенам распространяться в разных уголках дикой местности.

Однако если учитывать, что семя авокадо размером с куриное яйцо, возникает вопрос, какие животные могут проглотить его сегодня, а затем успешно провести через всю свою пищеварительную систему? Например, человек является достаточно крупным живым существом, однако в нашем кишечнике проход слишком мал, чтобы съесть такое большое семя. По логике животные, которые могут его проглотить, должны быть существеннее больше нас.


Мегафауна вымерла примерно 12 тысяч лет назад. Авокадо мог таким же образом исчезнуть вместе с животными-гигантами, однако жители Центральной Америки прекрасно распространяли семена, собирая и употребляя в пищу плоды. Таким образом авокадо сумело выжить в течение многих тысяч лет благодаря человеку. Если человек перестанет есть авокадо (что маловероятно), растение просто не сможет распространяться и исчезнет.

3) Хомяки


В начале прошлого столетия один зоолог отловил нескольких странных и редких грызунов в Сирии. Они были описаны всего столетием раньше и получили название Сирийские или переднеазиатские хомячки (лат. Mesocricetus auratus ). Среди пойманных животных оказалась всего одна самка. Их стали видеть все реже, и зоологи посчитали, что они исчезли в дикой природе.


После изучения и разведения хомячков в неволе в течение нескольких поколений для того, чтобы увеличить их популяции, некоторые из них сбегали, остальные явились предками современных домашних хомяков. Прародительницей всех хомячков, которые живут у нас дома, являлась та самая единственная самка, которую поймали в начале 20-го века, а генетические анализы хомяков, которые живут в дикой природе Израиля – потомки тех, которые когда-то сбежали. Благодаря одному единственному зоологу, хомячки не исчезли.

4) Гинко


По легендам давным-давно один китайский император посадил у себя в саду растение особого вида, которое ему очень нравилось. Придворные садовники помогли его вырастить, и многие поколения наслаждались этим растением в течение тысячи лет.

Спустя несколько веков гинко долгое время считалось вымершим деревом в других частях мира, и его могли описывать только на основе окаменелостей. Когда Китай стал открытой страной для западного мира, стало очевидным, что растение выжило, причем исключительно потому, что оно так полюбилось китайскому императору.


Сегодня растение вида Гинкго двулопастный (лат. Gínkgo bilóba ) можно встретить по всему миру, однако генетически все деревья мира тесно связаны лишь с одним деревом или, вероятно, очень маленькой группой деревьев, которые росли в Китае около 3 тысяч лет назад.

5) Тутовый шелкопряд


Тутовый шелкопряд (лат. Bombyx mori ) полностью зависит от человека и обязан ему своим существованием. Это насекомое иногда называют шелковичный червяк, хотя оно совершенно не является червяком – это бабочка. Коконы гусениц этих бабочек созданы из шелка, который человек повсеместно использует. Гусениц разводят специально для получения шелка уже более 5 тысяч лет, за это время их дикие родственники постепенно вымерли.


Гусеницы, которых разводят для получения шелка, очень беспомощны, и даже после того, как с ними случится метаморфоза, бабочки не могут летать и нормально питаться. Их крылья остаются недоразвитыми, а их ротовые органы слишком малы, чтобы нормально есть. В результате одомашнивания у насекомых отсутствует инстинкт самосохранения, они не боятся врагов, а в дикой природе выжить не могут. Чтобы размножаться, им нужна помощь человека. Несмотря на это тутовый шелкопряд не собирается исчезать и прекрасно себя чувствует. Известно, что самые здоровые и хорошо откормленные гусеницы дадут самый лучший шелк, поэтому их холят и лелеют.

6) Бермудский тайфунник


Эта редкая птица обитает на Бермудских островах. Когда эти острова впервые посетили европейцы, они привезли с собой множество крыс, собак и других животных, которые стали истреблять птиц. Три сотни лет Бермудский тайфунник (лат. Pterodroma cahow ) считался вымершим.

В 1951 году 18 птиц было случайно обнаружено гнездящимися на побережье, поэтому их сразу же занесли в Красную книгу и взяли под охрану. Даже при самых идеальных условиях, если остается даже 18 представителей вида, его ждет не самое радужное будущее. Гнезда тайфунников были изолированы от остальной части острова стенами, чтобы уберечь их от вмешательства других животных. Сотрудники службы охраны дикой природы создали и другие места для безопасного гнездования этих птиц, поэтому за несколько лет удалось увеличить их численность.


Добровольцы бросились на защиту птиц, рискуя собственной жизнью, во время урагана 2003 года, многие гнезда были разрушены, которые затем восстановили охранники природы. Сегодня на островах живут 250 бермудских тайфунников. Благодаря стараниям человека, возможно, когда-то их численность снова возрастет до нескольких тысяч особей.

7) Медузагина


Это растение названо так благодаря тому, что центр его цветов напоминает щупальца медуз. Оно считалось вымершим до конца прошлого века, когда несколько небольших популяций были снова обнаружены на Сейшельских Островах. Сегодня растение находится под защитой.

Это древнее растение очень плохо приспосабливается к современному климату. Его популяции сокращались естественным путем в течение тысяч лет из-за климатических изменений на планете. В 1970-м году были обнаружены три выживших дерева. Сегодня растение охраняется законом, а ботаники стараются найти способ, как ему помочь.


Семена этого растения не хотят прорастать в дикой природе, и только при очень большой влажности человек может искусственно культивировать его. Без дальнейшего участия человека медузагина (лат. Medusagyne ) вряд ли сможет выжить и справиться с климатическими изменениями современности, она просто не выдержит конкуренции лучше адаптирующихся родственников.

8) Европейский зубр


Как и в случае с бермудским тайфунником, этого зверя человек также почти довел до исчезновения. Европейский зубр (лат. Bison bonasus ) – самое крупное наземное животное Европы, однако он был полностью уничтожен в дикой природе из-за чрезмерной охоты. Традиционно люди охотились за его шкурой и рогами еще с эпохи Палеолита, однако современные охотники довели зверя до исчезновения.

Солдаты во время Первой Мировой Войны охотились на зубров для получения мяса, несмотря на то, что прекрасно знали о том, что животное очень редкое и находится под угрозой. Последний дикий европейский зубр был застрелен в 1927 году. К счастью, несколько представителей продолжали жить в зоопарках и бродячих зверинцах. Они привлеки пристальное внимание немецкого биолога Хайнца Хека. Хек предположил, что так как современные животные несут гены своих вымерших предков, они могли бы разводиться в неволе и пополнить дикую популяцию.


Хек не хотел, чтобы новые зубры снова вымерли по вине человека, как их предки. Он попробовал размножать их, взяв за основу всего 12 животных. Сегодня численность европейских зубров составляет 4 тысячи особей, которых снова вернули в дикую природу. К сожалению, из-за бедного генетического разнообразия эти животные очень чувствительны к ряду болезней, а фертильность самцов постоянно сокращается, поэтому, вероятно, им снова потребуется помощь человека.

9) Воллемия


Воллемия (лат. Wollémia ) является хвойным растением, которое считалось вымершим. Она была известна лишь по окаменелым останкам, которым миллионы лет. Неожиданно в 1994 году один из служащих национального парка в Австралии наткнулся на представителя этого вида. Ботаники быстро сообразили, что имеют дело с древним растением, "живой окаменелостью", и что растение на самом деле живет до сих пор, хотя очень редкое. В мире осталось не более сотни деревьев, многие из которых страдают заболеваниями, умирают и не могут давать потомство.


Математические модели подтвердили, что без вмешательства человека эти растения скоро исчезнут. Программа по восстановлению воллемии защищает растение, за это время было культивировано более тысячи новых деревьев. Сегодня его можно встретить в Новом Южном Уэльсе, Австралии, где оно выступает альтернативой новогодней елке. Растения сажают в горшки и держат во время праздников дома, а затем высаживают в грунт.

10) Лошадь Пржевальского


Большинство лошадей, живущих в дикой природе, являются родственниками одомашненных предков. Однако лошадь Пржевальского (лат. Equus ferus przewalskii ) никогда не была одомашнена и является единственной по-настоящему дикой лошадью. Древние наскальные рисунки демонстрируют, что люди охотились на них еще 20 тысяч лет назад! С тех пор климат на планете стал теплее и наступил межледниковый период.

Среда обитания этих лошадей сократилась, поэтому их численность стала уменьшаться. После Второй Мировой Войны все дикие лошади Пржевальского умерли из-за разрушения их среды обитания в военное время и потому что на них охотились отчаянные немецкие солдаты.


Существовавшие популяции в неволе также сократились, и к 1945 году остался всего 31 процент лошадей Пржевальского из тех, кто жил до войны. Человек стал разводить лошадей и сегодня их насчитывается около 1800 особей. Из них 300 вернулись в дикую природу в Монголии и Китае в те районы, где их видели последний раз. Лошадей Пржевальского тщательно охраняют, и есть надежда, что они смогут восстановить свои популяции.

11) Сумчатый волк


Хотя популяции многих живых существ человеку удалось восстановить, некоторые из них все-таки были истреблены полностью и вернуть их назад пока не представляется возможным. Тасманский или сумчатый волк (лат. Thylacinus cynocephalus ) – пример одного такого животного.

Он был самым крупным плотоядным сумчатым на планете, и вымер на территории Австралии несколько тысяч лет назад, кроме острова Тасмания. Численность этих животных падала с каждым годом из-за болезней, исчезновения других существ, которыми питался волк, и из-за чрезмерной охоты на него европейскими переселенцами. Последний представитель скончался в Тасманском зоопарке в 1930-м году.


Сохранились образцы ДНК из останков этого волка, поэтому наука не теряет надежды когда-то разработать технологии по восстановлению этого уникального вида. Может быть, нам удастся исправить наши ошибки в будущем и никогда не совершать их снова.

Читайте также:
  1. Административная ответственность за нарушения прав на использование информацией
  2. Биохимические основы технологии переработки растительного сырья
  3. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА. ОХРАНА ТРУДА КАК НАУКА
  4. Вопрос 5.4. Распределение и использование прибыли на предприятии.
  5. Вопрос 6. Какое определение понятия «охрана труда» будет верным?
  6. Выбор максимального из трёх чисел с использованием подпрограммы–функции выбора максимума из двух чисел.
  7. Гарантии, охрана и формы защиты экологических прав граждан
  8. Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ.
  9. Глава 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА БАНКРОТСТВА И ЛИКВИДАЦИИ БАНКОВ

421. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – воз­можен выход воды из берегов и затопление населенных пунк­тов, полей и т.д. Почему наводнения на лесных реках случа­ются редко?

422. Сель – опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громад­ные разрушения с человеческими жертвами. Объясните, поче­му сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая. Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность воз­никновения селей очень высока?

423. Объясните, почему весной в лесу снег тает дольше, чем на поле. Какое это имеет значение для растений; для гидроре­жима полей, леса, рек?

424. Объясните, почему в национальных парках и заповед­ных участках посетителям можно ходить только по дорожкам или тропинкам. Почему это требование особенно строго в хол­мистых и горных районах?

425. Выберите правильное утверждение. В Красной книге России находится:

а) василек синий; б) ландыш майский; в) венерин башмачок; г) ромашка лекарственная; д) зверобой продырявленный.

Назовите виды растений, охраняемые в вашей местности.

426. Почему нужно сохранять редкие и исчезающие виды и как это делается?

427. Объясните, почему ель очень чувствительна даже к бег­лым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава.

428. Липа мелколистная живет в лесу до 300–400 лет, в го­родских условиях – до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чем причина плохо­го развития деревьев в городе.

429. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему.

430. Укажите возможные последствия сокращения площа­ди тропических лесов для биосферы.

431. Поясните смысл высказывания: «Один человек остав­ляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню».

432. Благодаря человеку многие виды растений попали с од­ного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

433. Опишите, какие изменения в популяциях растений с красивыми цветками могут возникать в результате интенсив­ного сбора цветущих экземпляров на букеты.

Конспект урока составлен в соответствии с требованияим ФГОС. на этом уроке предполагается использование учениками компьютерное оборудование и электронные папки с материалами по дпнной теме. Ученики самостоятельно получают знания по теме использую разнообразную информацию как в электронном так и в бумажном виде, делают выводы, а полученные знания используют для решения проблемы урока и экологических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полякова Марина Николаевна,

учитель биологии и химии МБОУ СОШ №130 г.Уссурийска Приморского края

Тема «Современное состояние и охрана растительности»

Форма организации учебной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой, дискуссионный

Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования.

Задачи:

  • Углубить представление о роли растений в природе и жизни человека;
  • Формировать понятия “биологические ресурсы”, “заповедник”;
  • Показать примеры отрицательного воздействия человека на живую природу, примеры рационального использования биологических ресурсов;
  • Формировать умение прогнозировать применение растительности в результате хозяйственной деятельности человека;
  • Способствовать вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по предмету практической направленности.

Оборудование: атласы Приморского края , Красная книга РФ, Красная книга Приморского края и Уссурийского района , буклеты о редких и исчезающих видах растений Приморского края, DVD – проигрыватель, мультимедийный проектор , презентации учеников, информационные листы, карточки-задания, электронные папки с материалом по уроку, презентация учителя.

I. Подготовительный этап:

  • Два ученика готовят презентации по темам « по темам “Влияние человека на живую природу”, “Охрана растений в России”;
  • Один учащийся проводит проектную работу по теме “Редкие и исчезающие виды растений Приморского края” на примере Лилии дальневосточной, результаты оформляет в виде презентации, теста ХL, буклета.
  • Учащимся класса предлагается дополнить электронную папку материалов статьями по данной теме.

II. Ход урока (конспект – схема).

№ п/п

Вопросы семинара

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

Организационный момент.

Сообщение темы урока, всеобуч, схема урока

Записывают в тетрадь тему урока, знакомятся с программой семинара.

№1

Актуализации знаний.

Эпиграф урока.

Учитель сообщает ученикам эпиграф урока: «Из всех работающих на нас «машин», лес – одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающихся починке». Л.Леонов

Учащиеся выслушивают эпиграф и обсуждают его.

№2

Постановка проблемы урока

Учитель ставит перед учащимися проблему, которую надо решить на уроке : Была на улице аллея лип. Однажды появился бульдозер и двинулся на деревья. Первыми его увидели старушки, сидевшие на скамейке, и спросили бульдозериста, что он собирается делать. Тот ответил, что здесь будут прокладывать трубы и поэтому нужно выкорчевать деревья. И снова сел за руль. Тогда женщины расположились прямо на земле перед деревьями. Растерялся парень… и повернул обратно. Приехал инженер из стройтреста. И оказалось, что вполне можно траншею проложить на несколько метров в стороне, не задевая деревья.

Могло ли не быть конфликта? Как могли бы развиваться события? Какое решение нужно было принять работникам стройтреста, чтобы решить свою задачу и не нанести урон зеленым насаждениям города?

Учащиеся слушают проблему и делают предварительные, письменные наброски ее решения

№3

План урока

Учитель знакомит учащихся с планом работы на уроке, который поможет решить проблему урока.

План:

1 Роль растительных ресурсов в жизни биосферы и в жизни человека.

2 Причины и последствия сокращения лесов. Борьба с лесными пожарами.

3 Охрана и восстановление лесов. Рациональное

лесопользование.

4 Причины исчезновения редких видов растений. Охраняемые растения родного края.

Учащиеся заслушивают план урока

№4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Работа в малых группах.

Учитель дает задания учащимся в группы для работы с электронными папками и презентациями учащихся.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

5 группа:

Учащиеся работают с электронными папками и презентациями, выполняют задания данные группам, оформляют информационные листы

(приложение №1)

Примерные ответы:

1 группа:

Создание биологической продукции, за счет которой существуют все другие организмы;

Постоянное пополнение запасов кислорода и поддержание уровня содержания углекислого газа;

Поддержание круговорота воды в природе;

Защита почв от эрозии;

Поддержание определенного микроклимата.

2 группа:

Обеспечение продуктами питания;

Обеспечение различных отраслей хозяйственной деятельности (древесина, сырье для текстильной промышленности, лекарственные растения);

Санитарное значение (задержка пыли);

Рекреационное значение (отдых, лечение, удовлетворение познавательных интересов, спортивные занятия, туризм).

3 группа:

Леса вырубаются с целью расширения обрабатываемых площадей, под строительство промышленных объектов, городов, транспортных коммуникаций;

Лес является высококачественным строительным материалом; из различных пород деревьев изготавливают мебель, бумагу, карандаши, спички и т.д.;

Лес используется как топливо;

Леса сокращаются и деградируют из-за загрязнения воздушной среды;

Лесные пожары.

4 группа:

Вода не задерживается подстилкой, корнями и стекает по склонам;

Смывается верхний слой почвы;

Образуются овраги;

Устья рек разливаются и мелеют, уменьшаются запасы пресной воды;

Снижаются урожаи на прилегающих полях и т.д.

5 группа:

Практика вырубки определенных древесных пород и сборов растений для фармацевтических производств и коллекций;

Химическое загрязнение;

Преобразование земель для сельскохозяйственных нужд и многие другие способы, приводящие к уменьшению популяций тех или иных растений и т.д.

Этап закрепления и применения изученного

Подведение итогов работы в группах.

Учитель организует подведение итогов работы в группах, участвует в обсуждении вопросов.

Индивидуальные выступления учащихся с ответами на поставленные задачи групп. Участники других групп заполняют свои информационные листы.

Защита проекта «Охраняемые растения родного края»

Учитель предлагает ученикам заслушать рассказ о проектной работе школьницы по теме «Охраняемые растения родного края»

Выступления ученицы с сообщением о своей проектной работе и его продукте.

Демонстрация продуктов проекта (буклет, презентация, тест)

(приложение №2)

№5

VIII

Решение проблемы урока.

Вступительное слово учителя, участие в дискуссии.

Выступление учащихся, участие в дискуссии, запись вывода.

№6

Этап

подведения

итогов

и рефлексии

Итог семинара.

Учитель совместно с учащимися делает вывод о богатстве биологических ресурсов России их уязвимости и охране, о возможностях учащихся в организации и проведении природоохранных мероприятий;

Выставление оценок за урок.

Учитель задает домашнее задание:

Творческое (буклет, правила поведения в лесу, предотвращение лесных пожаров, охрана редких видов растений родного края)

Решение индивидуальных экологических задач (приложение №4)

Создание электронной папки по теме «Рациональное использование и охрана животных»

Или учащиеся делают вывод самостоятельно. (приложение №3)

№ 7-8

Рефлексия.

Давайте вспомним с какими новыми понятиями мы сегодня с Вами встретились. Какое понятие самое легкое?

Какой вопрос больше всего запомнился?

Что нового вы узнали сегодня?

Какой вопрос у вас может вызвать затруднение?

Заключение: Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарство заменяют,

И лакомством бывают

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья,

Зовем мы их - РАСТЕНИЯ.

Приложение№1

«Современное состояние и охрана растительности»

Информационный лист

Задания

Ответ

1 группа: Охарактеризуйте роль растительности в жизни биосферы

2 группа:

Охарактеризуйте роль растительных ресурсов в жизни человека.

3 группа:

Укажите основные причины сокращения лесных ресурсов мира. Борьба с лесными пожарами.

4 группа:

Укажите последствия вырубки леса по берегам рек, на прилегающих к ним территориях и в черте города. Охрана и восстановления лесов.

5 группа:

Укажите причины исчезновения редких видов растений. Роль заповедников, национальных парков в охране редких и исчезающих видов растений. Роль школьников в защите леса.

Приложение №3 Решение проблемы

В этой истории представлены типичные позиции в отношении «человек – природа». Одна из сторон – стройтрест в лице инженера и бульдозериста. Другая – бабушки, жительницы этого района. Для инженера улица – очередной объект, место работы и главное – не улица, а трубопровод. Для бульдозериста и того проще: «Сказали – сделай, а мне-то что, мое дело – выполнить». Для обоих улица чужая, оба безразличны к тому, как их действия отзовутся. А для женщин улица «наша», жили на ней, жить будем и дальше. Как же ее украшение, ее свежесть – да под нож бульдозера?

Разница в позициях идет от укорененности одних в этом мире и безразличием к нему других. Хорошо, что конфликт остановил одного, заставил задуматься другого и привел к изменению решения, принятого с узкопрофессионаной точки зрения. Могло ли не быть конфликта? Конечно! Например, женщины, сидя на лавочке, смотрели бы на выкорчевку деревьев и осуждали бульдозериста, но никаких действий бы не предпринимали: «Наше дело сторона, мы люди маленькие, начальству виднее». И исчезла бы аллея, как исчезают в наших городах целые зеленые массивы, сады и парки в результате таких же «волевых» решений. В основе их лежат узость кругозора безответственных руководителей разного ранга и уровня и столь же безответственных исполнителей-поденщиков.

Но конфликта вообще могло не быть, если бы бульдозерист, приехав на место, задумался, надо ли губить аллею! Может быть, не подумали, подписывая ему наряд и надо поискать другое решение. Или если бы инженер, составлявший рабочий проект прокладки трассы трубопровода (водопровода, телефонного или электрического кабеля) прошли вдоль будущей трассы, посмотрел сам, подумал и нашел бы экономическое и без ущерба для аллеи направление работ.

Не хватало самой малости: заинтересованности человеческой и ответственности профессиональной. Не хватило чувства хозяина или чувства патриотизма – любви к городу своему, заботы о нем…

(В.Иванов «Конфликт ценностей и решение проблем экологии», - М.: Знание. 1991. №8.)

Приложение №4 Экологические задачи

Задача №489 Сель - опасное природное явление, представляет собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Эти потоки могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами. Объясните, почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения в горах низкая. Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?

Задача № 491 Объясните, почему в национальных парках и заповедных участках посетителям моно ходить только по дорожкам и тропинкам. Почему это требование особенно строго в холмистых и горных районах?

Задача №494 Объясните, почему ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?

Задача № 495 Липа мелколиственная живет в лесу до 300 – 400 лет, в городских условиях – до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чем причина плохого развития деревьев в городе.

Задача №500* Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

Задача №502* Опишите, какие изменения в популяциях растений с красивыми цветками могут возникать в результате интенсивного сбора цветущих экземпляров на букеты.

Задача №503** Известный французский исследователь африканской Сахары Анри Лот так описывает превращение цветущего края Нигерии Аир в безжизненную пустыню всего за несколько месяцев: «В 1973 году разыгралась трагедия. Сезон дождей начался слишком рано и прекратился внезапно. С февраля пастбища северных зон Аира были совершенно опустошены (до этого года здесь обитало очень много людей и домашних животных), и стада пришлось перегнать на юг, в более благоприятные места, которые не выдерживали такого наплыва скота. Кочевники оказались в совершенно безвыходном положении, их ничто уже не могло спасти от подстерегающей беды. В качестве последнего источника питания для коз срубали верхние ветки акаций, опустошая целые долины, неумолимо ускоряя гибель деревьев и способствуя тем самым наступление пустыни… отсюда и вывод: не пустыня наступает, а кочевники, уничтожая растительность, способствуют ее наступлению».

Какие, на ваш взгляд, меры необходимо применять в засушливых районах, чтобы избежать увеличения опустынивания? Например, Сахара продвигается на юг континента по всему фронту со средней скоростью 48 км в год.