Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Проблемы сохранения биологического разнообразия и использования биологических ресурсов. Живые, или биологические ресурсы

Вся живая природа, окружающая нас - это сложная, многоуровневая система объединённых между собой биологических ресурсов. Человек тоже может рассматриваться как неотъемлемая часть этой системы.

Биологические ресурсы - богатство, данное
человеку планетой

Биоресурсы - это «жизнь Земли». Всё живое, от одноклеточных морских организмов до многотонных млекопитающих - это биологические ресурсы мира. К ним относятся:

Живые организмы, которые нельзя причислять ни к флоре, ни к фауне, например морские также являются частью биоресурсов планеты и в совокупности могут называться биомассой.

Они выполняют одновременно много функций и имеют большое значение для человечества. Давайте рассмотрим все составляющие части, объединенные в понятие "биологические ресурсы".

Животный мир

Животные - неотъемлемый компонент экосистемы Земли. Они играют важную роль как для человека, так и для функционирования остальных элементов биосферы.

Обеспечение плодородия почв, опыление растений, очистка вод в естественных условиях, трансформация органических веществ в экосистеме - это лишь немногие их функции.

Растительные ресурсы мира

К этой группе относятся в первую очередь лесные биологические ресурсы. Они возобновляемые, но исчерпаемые. Размеры этих биоресурсов исчисляют площадью либо объёмами древесины, которая может быть использована человеком. Леса занимают около 30 % площади планеты, что равняется 40 млн кв. км. Если рассматривать запасы древесины как сырья, то её объёмы составляют приблизительно 350 млрд куб. м.

Но лес - это не только материал для производства и топливо, а ещё и место обитания многих видов животных. На данном примере видна тесная взаимосвязь между всеми компонентами биологических ресурсов планеты.

Биологические ресурсы океана и пресных вод

Мировой океан занимает 70 % площади нашей планеты. Запасы полезных ископаемых в недрах океанских шельфов не относят к биоресурсам. Биологические ресурсы — это все живые организмы, находящиеся в глубине водных просторов, которые человек может использовать себе во благо. Общая масса таких живых организмов оценивается в 35 млрд тонн. Самую высокую производительность в плане вылова рыбы имеет Тихий океан, а также Берингово, Норвежское и Японское моря.

Биологические ресурсы океана также являются возобновляемыми.

Как человек использует биоресурсы планеты

Объёмы биологических ресурсов тяжело определить, а ещё сложнее узнать их ценность в денежном эквиваленте. Например, лесные угодья могут одновременно выполнять множество функций: быть строительным материалом, топливом и местом отдыха Также растительный мир - это бесценный источник кислорода.

В случае с сельским хозяйством трудно разграничить биоресурсы и агроресурсы. Все окультуренные сельхозугодья, используемые человеком, появились за счёт сокращения нетронутых естественных площадей, ранее причисляемых к биоресурсам.

Водные биологические ресурсы используются человеком постоянно. являются источником продуктов питания, а также сырьем для других отраслей (медицина, сельское хозяйство).

Наземные животные - это тоже биологические ресурсы. Животный мир, если рассматривать исключительно диких зверей, теряет прежнее значение для человека. Это происходит в связи с развитием животноводства. Хотя в некоторых регионах охота по-прежнему остаётся стратегически важным промыслом.

Состояние биологических ресурсов планеты

Как видим, человек всегда смело пользовался тем, что дарила ему планета. И биоресурсы не стали исключением. Но вмешательство человека не осталось незамеченным.

Биологические ресурсы мира год за годом теряют свой первозданный вид под влиянием человеческих деяний. Мы не всегда задумываемся о том, что одно действие может стать причиной необратимых нарушений функционирования экосистемы планеты. Например, становится причиной исчезновения многих видов животных.

За последние 30 лет значительно уменьшились площади зелёных насаждений. Масштабы вырубки так велики, что это даже видно на снимках, сделанных из космоса. А всего за время существования цивилизации нашими руками уничтожено 35 % лесов. Работы по восстановлению зелёных насаждений, к сожалению, не приносят должного результата. Сейчас скорость сокращения в 18 раз превышает скорость их регенерации.

Неизгладимые последствия от деятельности человека чувствуют на себе и водные биологические ресурсы. Прежде всего, ущерб, наносимый водным биоресурсам, проявляется в масштабных выловах рыбы и других морепродуктов, загрязнении водоёмов, разрушении нерестилищ.

Животные - это источник сырья для многих производственных процессов. Однако масштабы использования дикой наземной фауны - незначительны, если сравнивать с объёмами сельскохозяйственного животноводства.

Охрана биоресурсов - задача каждого из нас

То, что биологические ресурсы мира имеют несоизмеримое значение для жизни человечества, не нуждается в каких-либо аргументах. Даже невозможно представить, как люди смогут существовать без доступа к этим богатствам планеты.

Мировые биологические ресурсы не имеют границ, поэтому вопрос их охраны должен решаться на международном уровне. Всего сейчас существует более тридцати организаций, которые регулируют активные действия, направленные на охрану биоресурсов в каждом отдельно взятом государстве. Инициативой ЮНЕСКО было создание «Международного союза и природных ресурсов». Более 90 стран принимают участие в исследованиях «Человек и биосфера» под руководством этой же организации.

Ещё одно социально активное объединение «Друзья Земли» проводит регулярные кампании в защиту флоры и фауны. «Акция в защиту Земли» — молодёжное подразделение этой организации.

Охрана биологических ресурсов - основная задача деятельности международного объединения «Гринпис». Эта организация действует на местном, национальном и международном уровнях и имеет поддержку широких масс.

Основные методы сохранения биоресурсов

Как видим, организаций, позиционирующих себя защитниками природы, достаточно, но какие же конкретные меры предпринимает человечество, чтобы биологические ресурсы мира подвергались как можно меньшему влиянию с его стороны?

  1. Рациональное отношение к биологическим благам. Внедрение технологий по безотходному производству и повторному использованию сырья.
  2. Защита от загрязнений - целенаправленные мероприятия, задачей которых становится устранение отрицательного влияния жизнедеятельности человека (установка очистных сооружений на предприятиях, утилизация отходов).
  3. Обустройство территорий, где охраняются биологические ресурсы. Животный мир и растительность здесь можно наблюдать в нетронутом виде. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки - это места, где появляется возможность восстановить популяции и растений.

И напоследок...

Каждый из нас осознанно или безотчётно ежедневно пользуется доступными биоресурсами. В связи с этим наша задача — как можно более рационально использовать их, охранять, восстанавливать, чтобы дать возможность нашим детям, внукам и правнуками увидеть и оценить все богатства Земли.

Биологическое разнообразие (БР)- это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Это то, что делает Землю не похожей на другие планеты Солнечной системы. БР-это богатство и многообразие жизни и ее процессов, включающее разнообразие живых организмов и их генетических различий, а так же разнообразие мест их существования. БР делится на три иерархические категории: разнообразие среди представителей тех же самых видов (генетическое разнообразие), между различными видами и между экосистемами. Исследования глобальных проблем БР на уровне генов- дело будущего.

Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов -13-14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия- экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий. Наибольшим видовым разнообразием отличаются (в убывающем порядке): влажные экваториальные леса, коралловые рифы, сухие тропические леса, влажные леса умеренного пояса, океанические острова, ландшафты средиземноморского климата, безлесные (саванновые, степные) ландшафты.

В последние два десятилетия биологическое разнообразие стало привлекать внимание не только специалистов-биологов, но и экономистов, политиков, а также общественность в связи с очевидной угрозой антропогенной деградации биоразнообразия, намного превышающей нормальную, естественную деградацию.

Согласно «Глобальной оценке биологического разнообразия» ЮНЕП(1995), перед угрозой уничтожения стоят более чем30000 видов животных и растений. За последние400 лет исчезли484 вида животных и654 вида растений.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия -

1) быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в условия жизни всех организмов и экологических систем Земли;

2) увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма;

3) усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха;

4) недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды;

5) невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

За последние400 лет основными непосредственными причинами исчезновения видов животных были:

1) интродукция новых видов, сопровождавшаяся вытеснением или истреблением местных видов(39 % всех потерянных видов животных);

2) разрушение условий существования, прямое изъятие территорий, заселенных животными, и их деградация, фрагментация, усиление краевого эффекта(36 % от всех потерянных видов);

3) неконтролируемая охота(23 %);

4) Прочие причины(2 %).

Основные причины необходимости сохранения генетического разнообразия.

Все виды (какими бы вредными или неприятными они ни были) имеют право на существование. Это положение записано во «Всемирной хартии природы», принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Наслаждение природой, ее красотой и разнообразием имеет высочайшую ценность, не выражающуюся в количественных показателях. Разнообразие- это основа эволюции жизненных форм. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле.

Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д.

Имеется много способов защиты биологического разнообразия. На уровне видов выделяются два основных стратегических направления: в месте и вне места обитания. Охрана биоразнообразия на уровне видов- дорогой и трудоемкий путь, возможный только для избранных видов, но недостижимый для охраны всего богатства жизни на Земле. Главное направление стратегии должно быть на уровне экосистем, чтобы планомерное управление экосистемами обеспечивало охрану биологического разнообразия на всех трех иерархических уровнях.
Наиболее эффективный и относительно экономичный способ охраны биологического разнообразия на экосистемном уровне-охраняемые территории.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются8 видов охраняемых территорий:

1.Заповедник. Цель- сохранение природы и природных процессов в ненарушенном состоянии.

2.Национальный парк. Цель- сохранение природных областей национального и международного значения для научных исследований, образования и отдыха. Обычно это значительные территории, в которых использование природных ресурсов и другие материальные воздействия человека не допускаются.

3.Памятник природы. Это обычно небольшие территории.
4.Управляемые природные резерваты. Сбор некоторых природных ресурсов разрешается под контролем администрации.

5.Охраняемые ландшафты и приморские виды. Это живописные смешанные природные и окультуренные территории с сохранением традиционного использования земель.
В статистику по охраняемым территориям обычно включают земли категорий1-5.

6.Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде-временное использование территории.

7.Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения.

8.Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма.
Имеются еще две дополнительные категории, накладывающиеся на вышеперечисленные восемь.

9.Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Включают несколько концентрических зон различной степени использования: от зоны полной недоступности (обычно в центральной части заповедника) до зоны разумной, но достаточно интенсивной эксплуатации.

10.Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения. Управление осуществляется в соответствии с Конвенцией по всемирному наследию.

Всего в мире насчитываетсяоколо 10000 охраняемых территорий (категорий 1-5) общей площадью 9,6 млн км, или 7,1 % от общей площади суши (без ледников). Цель, которую ставит перед мировой общественностью Всемирный Союз охраны природы, -добиться расширения охраняемых территорий до размеров, составляющих 10 % площади каждой крупной растительной формации (биома) и, следовательно, мира в целом. Это способствовало бы не только охране биоразнообразия, но и повышению устойчивости географической среды в целом.

Стратегия расширения числа и площади охраняемых территорий находится в противоречии с использованием земли для других целей, в особенности имея в виду растущее население мира. Поэтому для охраны биологического разнообразия необходимо, наряду с охраняемыми территориями, в возрастающей степени совершенствовать использование «обычных», заселенных, земель и управление популяциями диких видов, причем не только исчезающих, и местами их обитания на таких землях. Необходимо применять такие приемы, как зонирование территорий по степени использования, создание коридоров, соединяющих массивы земель с меньшим антропогенным давлением, сокращение степени фрагментации очагов биоразнообразия, управление экотонами, сохранение природных переувлажненных земель, управление популяциями диких видов и местами их обитания.

К эффективным способам защиты биологического разнообразия относятся биорегиональное управление значительными территориями и акваториями, а также международные соглашения по этой проблеме. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия.

Важным соглашением является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Существует также ряд других конвенций, охраняющих различные аспекты биологических ресурсов и биоразнообразия: Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных, Конвенция по охране водно-болотных угодий, Конвенция по защите китов и др. Наряду с глобальными конвенциями существуют и многочисленные региональные и двухсторонние соглашения, регулирующие конкретные вопросы биоразнообразия.

К сожалению, пока можно констатировать, что, несмотря на многочисленные меры, ускоренная эрозия биологического разнообразия мира продолжается. Однако без этих мер защиты степень потери биоразнообразия была бы еще выше.

Проблемы освоения биологических ресурсов Арктических морей

Промысел рыбаков Европейского Северо-Запада России в последние годы более, чем на 80 % сосредоточен в Северной Атлантике (Северного бассейна - на 81-93 %, Западного - на 70-75 %). Эти районы, включая воды Баренцева, Гренландского и Норвежского морей, относятся к традиционным и наиболее интенсивно используемым рыболовством. Развитие масштабного промысла в Центральной и Южной Атлантике является стратегической задачей и в данной статье не рассматривается.
Потенциальные факторы развития комплекса как на средне-, так и на долгосрочную перспективу, в первую очередь, связаны с внешним окружением: сырьевой базой промысла, нормативноправовым обеспечением и технической политикой.
2. Оценка потенциала морских биологических ресурсов
Сырьевая база в Северной Атлантике, обеспечивающая от 80 % до 90 % общего объема вылова, хорошо изучена, жестко квотируется и по данным ПИНРО находится в следующем состоянии (Состояние., 2004; 2005; 2007; 2008). Из 13 основных объектов лова в Баренцевом море и сопредельных водах по трем (треске, пикше, сайде) промысловые запасы и квоты в последующие годы могут незначительно увеличиваться; промысел сайки целесообразно возобновлять только высокоэффективными судами, так как снижение платы за право лова не решает в полной мере вопрос экономической эффективности ее добычи; для налаживания широкомасштабного промысла креветки необходимы специализированные суда, оборудованные для выпуска продукции в вареномороженом виде, которых в настоящее время имеется 1 единица; добыча мойвы возобновилась в 2009 г. с квотой для России в 152 тыс. т (для Мурманской области - 80-90 тыс. т) и прогнозируется дальнейшее увеличение ОДУ и квоты для России. В Норвежском море наблюдается сокращение ОДУ на путассу. В СевероЗападной Атлантике состояние запасов рыб неудовлетворительное, и существенного увеличения добычи ожидать не следует.


Полное освоение квот (среднегодовой недолов за 2002-2007 гг. составил 79,7 тыс. т) плюс возобновление добычи мойвы в 2008 году (+80 тыс. т), увеличение квот на треску (+7,5 тыс. т), пикшу (+3,0 тыс. т) и сайду (+3,0 тыс. т) позволяет дополнительно вовлечь в промысел около 138 тыс. т биоресурсов, или 24 % к среднему уровню улова за 2000-2007 гг. (экспертные оценки). На 2010 г. и последующий период промысловые запасы трески, пикши и мойвы, согласно прогнозам ПИНРО, будут находиться в хорошем состоянии, позволяющим увеличить ОДУ и квоту России. По шести наиболее значимым объектам промысла (треска, пикша, мойва, путассу, сельдь, скумбрия), общий объем установленных квот может составить около 1 млн тонн.
Кроме этого специалистами ПИНРО недоиспользуемая сырьевая база промысла в морях Европейского Севера и в Северной Атлантике определена в 167-217 тыс. т. (Прищепа, 2008). Следует подчеркнуть, что в связи с продолжающимся потеплением вод Северной Атлантики может произойти смещение ареала некоторых гидробионтов на восток и увеличение продуктивности Баренцева моря, и уловы в экономической зоне РФ могут возрасти (Рыболовство..., 2007).
Для стабильной работы крупных судов необходима сырьевая база за пределами Северной Атлантики и создание экономических условий для достижения приемлемого уровня эффективности
промысла. Полагаем, что часть крупных судов могла бы работать на условиях государственно-частного сотрудничества в намеченной к созданию Корпорации для промысла в Южном океане.
3. Анализ государственного регулирования освоения морских биологических ресурсов
Проблема оптимизации изъятия ресурсов свободного доступа, а также плохо контролируемых решается преимущественно государственным регулированием с помощью соответствующей налоговой политики, технических мер, квотирования биоресурсов, оптимизации размерно-возрастного состава уловов и других биологических мер.
Система квотирования. В условиях роста ресурсных ограничений система регулирования промыслов на основе общего допустимого улова (ОДУ) и установление квот по организациям, судам, орудиям лова и видам рыболовства признана наиболее действенной природоохранной мерой. Однако она решает проблему ресурсов свободного доступа только в том случае, если заданная обществом цель по объему лова как раз соответствует оптимальной величине добычи ресурса. Выяснение этой величины осуществляется не "невидимой рукой" рынка, а государством, которое, пытаясь корректно определить ОДУ, испытывает большой дефицит информации. Наблюдается несовершенство методик, а также давление политических и рыночных сил. В итоге заданные объемы вылова могут существенно отличаться от оптимальных.
Налоговая политика. Экономической мерой, способствующей достижению максимального объема вылова при сохранении в хорошем состоянии исходного запаса, т.е. максимального возможного вылова в состоянии биологического равновесия, является введение налога на объем добычи.
Рыночное равновесие устанавливается лишь тогда, когда для каждого продавца (хозяйствующего субъекта) цена на биоресурсы совпадает с предельными издержками. Это означает, что общие издержки добычи соответствуют общему обороту соответствующей отрасли. Введение налога в виде платы за квоты морских биологических ресурсов может создать условия для формирования равновесной цены еще до нанесения существенного урона запасам рыб и, следовательно, для обеспечения рыболовства на устойчивом уровне. Чем больше будет уровень платы за биоресурсы, тем раньше (при лучшем состоянии запасов) будет достигнут уровень равновесной цены.
Однако эту идею трудно претворить в жизнь из-за того, что государству обычно не хватает информации для определения готовности платить, издержек использования и добычи ресурса. Ситуацию осложняет и тот факт, что налог необходимо все время корректировать в связи с изменениями этих показателей в целях сохранения оптимальности налога на длительное время, что вызывает издержки адаптации, а также политические противостояния. Пионером использования экономических мер регулирования промысла является Россия, осуществившая введение сборов за право пользования морскими биологическими ресурсами.
Технические меры. Действие этого инструмента заключается в том, чтобы сделать улов/добычу ресурса неэффективной, дорогой и тем самым как можно менее выгодной, путем введения запрета на применение некоторых современных эффективных методов лова или использования селективных устройств и орудий промысла, снижающих его производительность. Контроль за применяемой техникой проводить значительно легче (и дешевле по затратам). Поэтому нельзя исключить, что более или менее функционирующая система таких "ухищрений" приведет в итоге к лучшим результатам регулирования, чем налоговая система, связанная с множеством проблем мониторинга и контроля за объектом налогообложения.
В Северо-Восточной Атлантике существуют ограничения на размер ячеи в тралах, предписано использование селективных решеток в тралах, запрещена добыча трески разноглубинным тралом, предпринимаются меры для ограничения тралового лова и замены его пассивными орудиями промысла, в определенной мере соблюдаются ограничения по мощности и размерам судов на добыче донных видов рыб. Однако следует отметить, что эффективность этих мер до сих пор дискуссионна.
Оптимизация размерно-возрастного состава улова. Как с биологической точки зрения, так и с экономической промысел должен базироваться на облове половозрелой, крупной рыбы. Изъятия из стада неполовозрелых особей ведет к уменьшению численности популяций в будущем. Кроме этого, для освоения ОДУ крупных особей необходимо выловить в несколько раз меньше, чем мелких, что также скажется на состоянии и численности промысловых и нерестовых запасов уже в ближайшей перспективе.
Производительность промысла на крупной рыбе по данным ученых ПИНРО значительно выше, чем на мелкой, что ведет к снижению производственных затрат и, следовательно, к повышению экономической эффективности освоения морских биологических ресурсов (Рекомендации..., 2000). Наконец, цена крупной рыбы (трески) на зарубежных рынках на 15-30 % выше, чем мелкой (до 45 см).
Прочие меры. Наряду с перечисленными выше "Правилами рыболовства для
рыбохозяйственных бассейнов" предусмотрены и другие меры. Так, для Северного рыбохозяйственного бассейна определены: районы моря и сроки запрета промысла, минимальный размер ячеи, размеры и оснастки орудий лова, промысловый размер и допустимые приловы молоди водных биоресурсов, приловы при специализированном промысле (Правиларыболовства..., 2007).
Практическая отдача от перечисленных мер регулирования запасов промысловых биоресурсов упирается в проблему контроля. Невозможность его тотального проведения в море по экономическим причинам приводит к переловам, браконьерству, выбросам мелкой рыбы и прилова. По разным оценкам экспертов фактический вылов до недавнего времени превышал ОДУ на 50-100 %, а возможно и более. Объемы выбросов также были значительны. В результате принятых совместно с Норвегией мер в 20082009 гг. положение с нелегальным, незаявленным и нерегулируемым (ННН) промыслом несколько улучшилось. Уровень эффективности управления и регулирования рыболовства проявляется в состоянии запасов и в финансовых результатах функционирования отрасли.
В целях совершенствования государственного регулирования использования морских биоресурсов нами исследован опыт зарубежных стран с развитым рыболовством.
Норвегия. Квоты распределяются в зависимости от длины судна (или тоннажа). В основе распределения лежат два принципа: регулирование промыслового усилия и регулирование изъятия. Квоты достаются судовладельцам, объединенным в союзы, которые несут ответственность за своих членов и контролируются властями. Число разрешений определяется состоянием запасов.
Судну, поставляющему улов на переработку в Норвегию, выделяется большая квота, чем судну, осуществляющему переработку улова в море. Приоритеты, как правило, отдаются прибрежному рыболовному флоту, суда которого составляют около 75 % общей численности рыболовного флота (Зеленцов, 2001). На их долю приходится около 70 % ОДУ Норвегии по треске и пикше.
Исландия.
1. Квоты получают суда, имеющие лицензии на осуществление коммерческого промысла.
2. Критерием на право получения квот является среднегодовой вылов судна за 3 года, предшествующих внедрению индивидуальных передаваемых квот (ИПК). Квота выделяется на промысловый год (в Исландии с 1 сентября по 31 августа следующего календарного года).
3. В течение промыслового года владельцы судов имеют право произвести полную или частичную передачу (по существу, продажу) ИПК через специальные биржи (конторы), контролируемые Директоратом рыболовства Министерства.
4. Владельцы ИПК должны ежегодно осваивать не менее 50 % выделенной квоты. Если условие нарушается два года подряд, судовладелец рискует лишиться квоты.
Система ИПК препятствует новичкам и приводит к тому, что квоты часто сосредотачиваются в руках крупных компаний, т.е. монополизируются (Зиланов, Шевченко, 1999). По оценкам специалистов, около 70 % первоначальных владельцев квот продали их крупным компаниям1.
Канада. Морской промысел делится на прибрежный (суда до 25 м длиной) и океанический (траулеры более 25 м длиной).
На прибрежном лове судовладелец имеет только одно лицензированное судно со строго определенным количеством квот. Он не имеет права увеличивать количество судов. Если ОДУ резко возрастает, то для освоения "излишков" приглашаются другие желающие, чтобы увеличить количество рабочих мест в отрасли. Улов обязательно должен продаваться береговым предприятиям. Нижний предел цен контролируется государством. В случае, если рыбообработчики и рыбаки не могут договориться, то государство назначает арбитраж, решение которого обязательно для всех. Таким образом, рыбаки имеют гарантированные твердые цены, а рыбопереработчики получают в оговоренные сроки качественный сырец.
На океаническом промысле действуют другие правила. Квоты распределяются пропорционально мощностям. Компании вправе увеличивать свои промысловые возможности и квоты в случае увеличения ОДУ. Продукция глубокой переработки, как правило, поставляется на экспорт1 2.
Великобритания. Рыболовные лицензии выдаются по решению Министерства. Выдача лицензий на промысел во внутренних и внешних водах по квотируемым видам водных биоресурсов судам более 10 метров длиной зависит от уровня экономической связи, которую судовладелец поддерживал в предпоследний год действия лицензии. Важно подчеркнуть, что рыболовным судам,
1 Шейнис Л.З. Анализ управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран.
URL: http://www.fishkamchatka.ru/?key=,problem&con=abc_persons&id_thema=1 &one=1&cpos=30&PHPSESSID=
2 Рыбная промышленность Канады: прошлое, настоящее, будущее. URL: http://fishkamchatka.ru/
зарегистрированным в Великобритании и не обеспечившим установленные экономические связи с Великобританией, и в то же время имеющим право на получение лицензии, могут быть выданы лицензии на право вылова не квотируемых водных биоресурсов и только во внутренних водах. При этом квота (или часть ее) не может передаваться другим судам.
Шетландские острова. Среди причин снижения запасов рыбаки называют несостоятельность подхода к регулированию промысла через систему индивидуально передаваемых квот. Возможным решением этой проблемы ассоциация Шетландских островов считает списание значительной части флота с выплатой компенсации из средств правительства. Оставшиеся на промысле суда должны управляться через систему ограничения количества суток нахождения в море.
Торговля лицензиями на промысел и индивидуальными квотами, поддерживаемая правительством, привела к резкому повышению цен на квоты и лицензии, которые зачастую превышают стоимость орудий лова и даже судов. Одна лицензия на пелагический лов стоит несколько миллионов фунтов стерлингов3 4 5.
США. Рыболовство в США регулируется законом Магнусона-Стивенса от 11 октября 1996 г.
ОДУ делится только между прибрежным и морским промыслами. Объявляется его объем и время начала путины. Количество пользователей и судов не ограничивается. Промысел начинается и кончается одновременно для всех с выбором установленных объемов квот. Эта, так называемая "олимпийская", система освободила государство от обязанностей наделения предпринимателей квотами, и главной ее целью было создать условия для быстрого развития рыболовства в стране. Подрыв запасов основных промысловых рыб вынуждает власти искать альтернативные методы регулирования промысла. Для добычи угольной рыбы и палтуса с 1995 г. введены ИПК.
Заслуживает внимания опыт наделения квотами морских биологических ресурсов местного населения Тихоокеанского побережья Аляски по программе "Квоты на развитие общин". Ими наделяется население поселков, располагающихся на расстоянии 50 миль от побережья Берингова моря. Заявки на получение квот должны содержать подробный бизнес-план развития общин. Простая перепродажа квот не разрешается. Представители местных общин должны непосредственно принимать участие в производственном процессе. Доходы, полученные от реализации программы, должны инвестироваться в развитие рыболовецкой отрасли и стимулировать развитие стабильной экономики на западе штата Аляска (Вылегжанин, 1998)4 5.
Япония. С 1 января 1997 г. начала действовать система ОДУ. Особенность ее введения -ограниченный перечень объектов промысла (на первых порах - шесть). Вводимая новая система регулирования рыболовства предполагает дополнительные меры регулирования: наряду с традиционными (регулирование на входе), ввести квотирование по отдельным видам гидробионтов (регулирование на выходе из промысла). Эту систему можно отнести к "олимпийской" (подобные примеры есть в Дании, Франции, Испании, США), она дополнительно предусматривает меры ограничения промысла на промежуточном этапе.
Опыт регулирования рыболовства по "олимпийской системе" в других странах показывает, что существует опасность неоправданно высокой конкуренции на промысле и излишней концентрации промысловых усилий6.
Россия. Квоты в долях от ОДУ получают рыбодобывающие компании. Критерием на право получения долей является среднегодовой вылов организации за 3 года, предшествующих распределению. Первое наделение долями в конце 2003 г. осуществлено на 5 лет и в дальнейшем пролонгировано на десять лет.
Организации прибрежного лова не менее 50 % улова должны доставлять на российский берег.
Судовладельцы имеют право произвести полную или частичную передачу (продажу) долей через региональные аукционы.
Основные отличия российской системы распределения квот:
1. Долговременность наделения.
2. Слабый контроль и отсутствие мер по наказанию организаций, не осваивающих квоты.
3. Разрешение осваивать квоты не только собственными судами (порождение рантье).
3 Шейнис Л.З. Анализ управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран.
URL: http://www.fishkamchatka.ru/?key=,problem&con=abc_persons&id_thema=1&one=1&cpos=30&PHPSESSID=
4 Рыболовство на Аляске. URL: http://www.westvisa.com/alaska_jobs.htm
5 Cистема управления рыбным хозяйством в США: Основные Положения.
URL: http://www.usda.ru/usda_programs/2005/03/16/46/
6 Курмазов А. А. Новый шаг Японии на пути установления морского правопорядка в соответствии с принципами Конвенции ООН по морскому праву. URL: http://npacific.kamchatka.ru/np/magazin/2-97_r/articl88-91.htm
4. Наделение квотами организаций, суда которых утратили связь с берегом.
5. Отсутствие лицензирования судов.
6. Наличие сборов за биоресурсы.
7. Обязательное декларирование в российских портах рыбопродукции из уловов, добытых в Баренцевом море.
4. Обоснование модели согласования экономических интересов субъектов рыбопромысловой деятельности
Являясь собственником морских биоресурсов, государство может решать за счет их использования различные проблемы в зависимости от приоритетности: геополитические, продовольственной безопасности, занятости населения, бюджетной наполняемости, заселения побережья. Решая различные задачи, оно вступает во взаимодействие с различными хозяйствующими субъектами, а те, в свою очередь, между собой. Гармонизация экономических интересов при использовании биоресурсов, по нашему мнению, играет главную роль в достижении поставленных целей. Таким образом, в первую очередь руководство страны и рыбной отрасли должно определить приоритеты.
В "Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года" предусмотрена "...оптимизация промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, усиление государственного контроля за выловом рыбы и рациональным использованием рыбопромысловым флотом, .создание (экономических - А.В.) условий для переориентации поставок на внутренний рынок." (Морская доктрина., 2001). Из приведенного можно сделать вывод, что первостепенной задачей считается усиление контроля за промыслом, участие в обеспечении продовольственной безопасности и повышение эффективности использования биоресурсов. В "Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года" эти вопросы предусматривалось решить на первом этапе в 2003-2005 годах. Анализ действительного положения дел показывает, что решение перешло на второй этап (2006-2010 гг.) (Концепцияразвития..., 2003).
Отношения хозяйствующих субъектов при современном уровне развития и разнообразии форм собственности характеризуются многообразием и противоречивостью интересов. Поэтому возникает объективная необходимость согласования этих отношений на макро- и микроуровнях, разработки и использования механизмов государственного регулирования. При этом система регулирования должна иметь не только административный, организационно-распорядительный, но преимущественно экономико-правовой характер и учитывать отраслевую и региональную специфику.
Ситуация в рыбной отрасли обусловлена превалированием интересов первичного (добывающего) комплекса. Его представители не заинтересованы в объединении с береговыми предприятиями или создании собственного рыбоперерабатывающего производства, вследствие необходимости делиться рентными доходами. Обеспечение продовольственной безопасности в целом для государства, в том числе и обеспечение населения доступной рыбопродукцией, при прочих равных условиях, является, совместно с аквакультурой, преимущественно функцией и задачей рыбопромысловых организаций. Рыбопереработка по своей сути относится к сервисной производственной деятельности, развитие которой в рыночных условиях определяется, главным образом, экономическими факторами, и определяющими среди них становятся предпочтения и совокупная платежеспособность населения, конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Как известно, экономическая политика ведущих рыболовных стран (Норвегии, Японии, Великобритании и др.) дает возможность за счет государственной системы регулирования использования водных биологических ресурсов обеспечивать деятельность не только добывающих, но и береговых предприятий (рыбоперерабатывающих, судоремонтных, рыбных портов и др.). В России эти проблемы до сего времени не решены, и проходившая в последние годы трансформация системы распределения биоресурсов не дала положительных результатов в достижении целей, поставленных в Морской доктрине и Концепции. Позитивным с этой точки зрения стало принятие решения о значительном увеличении прибрежной квоты с обязательной выгрузкой охлажденного сырья на российский берег, что позволило увеличить занятость и производство рыбопродукции глубокой переработки.
Низкая доступность приобретения сырья стала существенным фактором уменьшением объемов производства перерабатывающих предприятий. Добывающие предприятия Мурманской области имеют устойчивые и долгосрочные взаимосвязи по реализации своей рыбопродукции за пределами региона. Это объясняется более высокой платежеспособностью посреднических структур и наличием теневого оборота. Для преодоления этих негативных тенденций, наряду с дальнейшим увеличением масштабов прибрежного рыболовства, предлагается:
осуществлять первичную продажу рыбопродукции промысловых предприятий на аукционных
торгах;
ввести государственную систему стимулирования поставок сырья и полуфабриката водных
биологических ресурсов океанического и морского промысла;
запретить поставки с моря за рубеж продукции неглубокой разделки.
Государственная поддержка береговых предприятий может быть оказана в форме субсидий и снижения налоговой нагрузки (налога на имущество, арендной платы за землю, платы за ресурсы и др.), при условии, что большая часть их продукции (не менее 80 %) будет реализована на внутреннем рынке. Что касается специфики обеспечения жизнедеятельности и поддержки градообразующих рыбоперерабатывающих предприятий, окраинных и депрессивных территорий зависимых от этого вида деятельности, то здесь, по нашему мнению, необходимо государственное регулирование посредством установления временных преференций (налоговых, таможенных и др.) или законодательно установленного выделения ресурсных квот целевой направленности.
В условиях растущих требований к общественным услугам и инфраструктуре при финансовых и бюджетных ограничениях государства в западных странах развиваются модели партнерства государства и бизнеса. Концепция партнерства государственного и частного секторов (ГЧП) предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации общественной инфраструктуры. В рамках концепции ГЧП сформировалось пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, характеризующихся особыми формами собственности, финансирования и управления (модель оператора, модель кооперации, модель концессии, договорная модель, модель лизинга). В целом государственночастное партнерство рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов (Сильвестров, 2001). В рыбной отрасли ГЧП, по нашему мнению, может эффективно использоваться для развития океанического промысла в дальних районах.
Наряду с этим, в мировой практике, в зависимости от конкретной ситуации и в разнообразных формах, осуществляется непосредственная государственная поддержка товаропроизводителей. Ниже приведена классификация сложившегося в 90-е гг. субсидирования предприятий в мировом рыбном хозяйстве (по данным ФАО и зарубежной печати) (Бобылов, 2004):
1. бюджетные субсидии (дотации на развитие, государственные инвестиции, финансирование доступа в иностранные зоны, стимулирование развития рынка);
2. внебюджетные субсидии (льготное кредитование, гарантия займов, реструктуризация займов, освобождение от налога на топливо, снижение подоходного налога, ускоренная амортизация);
3. межотраслевые субсидии (финансовая помощь судостроению и развитию инфраструктуры рыбного хозяйства);
4. субсидии, направленные на снижение внутренних рентных платежей (дотации пользователям ресурсов).
Разрушение дореформенных системных принципов управления (как на федеральном, так и на региональном уровнях), деквалификация по кадровому составу в сочетании с лоббированием узкогрупповых интересов оказывает негативное воздействие на состояние и развитие бассейновых рыбохозяйственных комплексов. Трансформация функций государственного управления и контроля способствовала появлению неэффективных квотопользователей, теневых оборотов и предприятий-рантье. С другой стороны, наблюдается устойчивое игнорирование позиции региональных ассоциированных объединений при формировании нормативно-правовой базы и принятии на федеральном уровне административных решений по регулированию промысловой деятельности. Все это снижает возможности всестороннего согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности и государства.
5. Влияние развития нефтегазовой отрасли на рыболовство в Баренцевом море
Освоение морских ресурсов и коммуникаций - одно из основных направлений и составляющих развития мировой экономики как в прошедшем, так и наступившем столетии. С середины прошлого века мировые океанические и морские уловы выросли более чем в 4 раза и в последние годы колебались в пределах 84-87 млн т (Борисов и др., 2001). За этот же период объем мировых морских перевозок и, соответственно, общий грузооборот в тонно-милях увеличился в 11,5 раза. При этом в составе общего тоннажа морского транспортного флота удельный вес танкеров повысился с одной четверти до одной трети (Андрианов, 2005). С конца 40-х годов развивается освоение шельфовых нефтегазовых месторождений Мексиканского залива. Энергетический кризис 70-х годов в значительной мере ускорил
этот процесс, интенсифицировав добычу в Северном море. Уже к середине 80-х годов доля нефти, добываемой на шельфе, превышала в Западной Европе 90 %, в Латинской Америке - 50 % 7. В настоящее время в структуре общей добычи нефти морская составляющая достигает одной трети, в аналогичных показателях по газу - 12-15 %.
Расширение разнонаправленного морепользования способствовало развитию береговой экономики, основной и инфраструктурной деятельности. За последние 40 лет удельный вес населения приморских регионов Земли увеличился с 30-35 до 40-45 %.
Отмеченные тенденции все в большей степени сопровождаются возрастанием антропогенной нагрузки на морскую экосистему, противоречий и конфликтных ситуаций между различными морепользователями, дифференцированных по приморским регионам и уровню воздействия на виды деятельности. В наибольшей степени негативные последствия отразились на биопродуктивности и рыбопромысловой деятельности, менее защищенных от воздействия расширяющейся морской добычи углеводородного сырья и транспортировки (танкерной, трубопроводной) нефти и газа.
В соответствии с официальной позицией ФАО, в океаническом и морском рыболовстве достигнуты предельные возможные уровни вылова водных биоресурсов. По мнению экспертов этой организации, для восстановления и сохранения рыбных запасов необходимо более эффективно регулировать процесс лова, опираясь, прежде всего, на предотвращение ННН промысла. По существу этой же позиции придерживаются и некоторые российские авторы при ретроспективной оценке причин истощения сырьевых промысловых ресурсов и снижения объемов вылова, методов и организации промысловой деятельности в Баренцевом и Норвежском морях (Матишов и др., 2008).
Влияние же добычи нефти и газа на шельфах морей, при отсутствии масштабных аварийных разливов, как показывает практика, в том числе в Северном и Норвежском морях, незначительно. Имеющиеся данные по норвежскому рыболовству показывают, что в первые годы эксплуатации нефтегазовых скважин компенсации рыболовству за повреждение орудий лова достигали 6 млн крон, что не имело существенного значения при валовой продукции рыбной отрасли в эти годы в 3-5 млрд. крон (таблица). Ущерб от разливов отсутствовал.
Таблица. Компенсации норвежским рыбакам по временному соглашению за повреждение орудий лова в результате нефтяной деятельности на шельфе
Показатели 1983 г. 1984 г. 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г.
Число случаев обращений за компенсациями 348 287 264 283 193 99 75
Количество принятых компенсаций 316 272 225 234 150 68 52
Выплаты, тыс. NOK 5803 5946 5257 5350 3988 1838 1561
В последующие годы, по заявлению норвежских ученых, выплаты стали незначительными и перестали публиковаться в статистике (Fishery statistics).
Отсутствие значительного вреда рыболовству косвенно подтверждает развернувшаяся в Норвегии дискуссия по поводу возможностей добычи нефти у Лофотен, в районе, являющимся "роддомом" для трески. И судя по ходу дискуссии верх возьмут сторонники добычи углеводородов.
Известно, что в перспективе основные приросты запасов и добычи углеводородов будут происходить за счет ресурсов морского шельфа, включая Арктику. Их разработка, с одной стороны, потребует применения новых технологий и соблюдения жестких экологических требований, с другой -привнесет, в дополнение к рассмотренным выше, возрастающие реальные и потенциальные ограничения и потери в рыбопромысловой деятельности, в том числе и в промысловых районах Северного бассейна. Это подтверждается, например, практикой возникновения конфликтных ситуаций и экономических потерь (убытков) добывающих предприятий при осуществлении разведочных, поисковых и эксплуатационных работ при освоении шельфовых углеводородных месторождений в Норвежском море (Норвегия) и Охотском море (Сахалин, РФ).
В конце 80-х годов прошлого века морские транспортные перевозки (экспорт, импорт, каботаж) в Баренцевом море не превышали 12-13 млн т. Их основу составляли лес, генеральные и навалочные грузы. После спада в середине 90-х годов объемы морских перевозок возрастали, и уже с начала 2000-х годов - за счет нефтеналивных грузов. В последние годы суммарные объемы морских перевозок вышли на уровень 31-32 млн т, в том числе до 40 % - наливные грузы. В дальнейшем прогнозируется общий рост морских грузопотоков, в том числе и наливных, преимущественно за счет освоения арктических шельфовых месторождений (Приразломное) и увеличения мощностей морских перевалочных терминалов (Варандей и др.). Значительное увеличение морских перевозок (суда обслуживания и
7 Данные Комитета по энергетической политике Государственной Думы РФ.
газоперевозчики) в Баренцевом море будет связано с разработкой газоконденсатного Штокмановского месторождения.
Освоение месторождений на шельфе объективно связано с отторжением площадей, выполнением подготовительных (поисковые, бурение и обустройство скважин и др.) и эксплуатационных работ, технологических и перевалочных операций, имеющих разную степень негативного воздействия на морскую среду, био- и рыбопродуктивность промысловых районов, ограничения промысловой деятельности. В, частности, одним из наиболее существенных привносимых ограничительных факторов проектируемого Штокмановского газоконденсатного месторождения в южной части Баренцева моря будет прокладка трассы трубопровода. Связанное с этим отчуждение промысловых участков может привести к промысловым потерям и утрате части вылова, которые в максимальной среднегодовой оценке достигают 50-70 тыс. т (Никитин, 2008).
Таким образом, снижение и предотвращение загрязнения морской среды нефтью при ее добыче и транспортировке, судовыми отходами и загрязнителями, образующимися в процессе нормальной эксплуатации судов, нивелирование комплексных негативных последствий при осуществлении поисковых, разведочных и эксплуатационных работ на шельфовых нефтегазовых месторождениях становятся определяющей составляющей принимаемых решений в процессе комплексного освоения морских ресурсов и коммуникаций.
В настоящее время все виды морехозяйственной деятельности в России регламентируются большим количеством ратифицированных международных конвенций, федеральных законов и постановлений правительства, ведомственной нормативно-методической документацией. Они составляют нормативно-правовая база обеспечения, в широком понимании, охраны окружающей среды, в том числе предотвращения, оценки и возмещения причиненного ущерба.
В концепции проекта Федерального Закона "О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения" отмечается, что общие и специальные международные конвенции, относящиеся к загрязнению морей нефтью, не отражают специфику морского права. Предотвращение экологического вреда, если и провозглашается в качестве одной из целей, не является их основной задачей, а обязательные компенсации ограничиваются покрытием прямого ущерба. Анализируя российское правовое регулирование в рассматриваемой области, можно сделать вывод, что оно носит фрагментарный и бессистемный характер, правовые нормы разбросаны по многочисленным законам и подзаконным актам, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции. В дополнение можно констатировать, что вопросами морской деятельности в настоящее время занимается более 20 федеральных органов исполнительной власти, система которых нестабильна, многие годы находится в условиях перманентной административной реформы, функции, названия и количество органов постоянно меняются.
Характеризуя российскую нормативно-правовую базу охраны окружающей среды при эксплуатации нефтяных месторождений и транспортировке нефти, к ее недостаткам в целом эксперты относят незавершенность системы методических документов оценки ущерба природным ресурсам и то, что не отработаны порядок и процедура компенсации экологического вреда (Danilov-Danilian et al., 2005). Расчет ущерба, причиняемого рыбным запасам, обычно ведется исходя из объема потерянной продукции за год. Но потери повторяются и в последующие годы. В научной литературе можно найти предложения подсчитывать ущерб за 10 или 100 лет, а например, при расчете капитализированной стоимости водных биологических запасов срок их эксплуатации принимается бесконечным (Ширков и др., 2006). Вопрос остается открытым. Действительно, если считать ущерб морским гидробионтам за срок, равный бесконечности, а прибыль по углеводородам за срок, равный эксплуатации, то многие нефтегазовые проекты были бы отвергнуты.
6. Заключение
В связи с вышеизложенным и возрастанием конфликтности в природопользовании актуальными становятся вопросы введения интегрированного управления морехозяйственной деятельностью. Канада, США и Норвегия уже приступили к разработке планов интегрированного управления деятельности на морях. В России система взглядов и методов в этой области только формируется. В настоящее время координирующие функции выполняют Морская коллегия и региональные Советы по морской деятельности при областных администрациях. Однако опыт разработки и реализации комплексных управленческих программ в различных странах показывает, что без властных полномочий, превышающих уровень отдельных министерств, их успех минимален из-за антагонизма целей и методов различных природопользователей.
А.М. Васильев, Ю.Ф. Куранов
Институт экономических проблем КНЦ РАН
  • 3.1. Организм как самовоспроизводящаяся открытая система.
  • 3.2. Разнообразие организмов.
  • 3.3. Организм и среда
  • 3.4. Экологические факторы среды (абиотические, биотические)
  • 3.5. Взаимодействие экологических факторов,
  • 3.6. Экологическая ниша (потенциальная, реализованная).
  • 3.6. Качество окружающей среды
  • 4. Экология популяций (демэкология)
  • 4.1. Определение понятий «биологиче­ский вид» и «популяция».
  • 4.2. Статистические характеристики популяции.
  • 4.3.Динамические характеристики популяции
  • 4.4. Динамика биомассы. Понятие о биопродуктивности
  • 4.5. Устойчивость и жизнеспособность популяций
  • 5. Основы синэкологии
  • 5.1. Биоценозы (сообщества)
  • 5.2. Типы взаимоотношений между организмами
  • 5.3. Стабильность (гомеостаз) и развитие (динамика и сукцессия) экосистем
  • Сукцессия экологической системы
  • 6. Материальный и энергетический баланс биосферы
  • 6.2. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы, редуценты
  • 6.3. Потоки вещества и энергии в экосистеме
  • 6.4. Пирамида биомасс и пирамида энергий.
  • 6.5. Круговорот вещества в природе
  • 7. Антропогенные воздействия на окружающую природную среду
  • 7.1. Понятие о загрязнении окружающей среды.
  • Концентрация оксида углерода и бенз(а)пирена в выхлопных газах бензиновых двигателей
  • 7.3. Классификация природных ресурсов. Особенности использования исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов
  • 7.4. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
  • 7.5. Особо охраняемые природные территории и объекты как природно-заповедный фонд рф
  • Глобальные экологические проблемы
  • 8.1. Глобальные экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием человека на природу
  • 8.2. Разрушение озонового слоя
  • 8.3. «Парниковый эффект»
  • 8.4. Смог, кислотные осадки
  • Загрязнение Мирового океана
  • 8.6. Уменьшение биоразнообразия
  • Радиационное загрязнение планеты
  • 9. Урбанизация и экология городской среды
  • 9.1. Динамика урбанизации
  • 9.2. Урбанизация в России
  • 9.3. Город как искусственная среда обитания
  • 9.4. Структура городской среды
  • 9.5. Проблемы экологии и безопасности городской среды
  • 10. Экологическая обстановка на территории Омской области
  • 10.1. Воздействие отраслей экономики на окружающую среду
  • Экологическое состояние
  • 12.2. Особенности роста и развития современного человека
  • 12.3. Здоровье – интегральный критерий, характеризующий взаимоотношение человека и окружающей среды. Экологические факторы и здоровье человека.
  • 13.1. Качество жизни, экологический риск и безопасность.
  • 13.2. Демографические показатели здоровья населения
  • 13.3. Здоровый образ жизни граждан как основа устойчивого развития общества
  • Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
  • 14.1. Принципы международного сотрудничества
  • 14.2. Международное сотруничество и национальные интересы России в сфере экологии
  • 14.3. Экологические стратегии. Идеология биоцентризма как путь к устойчивому развитию человечества
  • 15. Правовые основы охраны природы.
  • 15.1. Правовые аспекты охраны природы. Законодательные акты России
  • 15. 2. Экологическая экспертиза, экологический контроль
  • 15.3. Управление природоохранной деятельности предприятий
  • 15.4. Ответственность за экологические правонарушения
  • 16. Нормативные основы охраны природы
  • 16.1. Стандартизация в области охраны окружающей среды (оос)
  • 16.2. Принципы обеспечения качества окружающей среды
  • 16.3. Экологический мониторинг и классификация мониторинга
  • Критерии оценки качества окружающей среды Требования к качеству воды в водных объектах.
  • Требования к качеству атмосферного воздуха.
  • 16.5. Понятие об эффекте суммации
  • Контроль загрязнения почвы.
  • 17. Основы экономики природопользования
  • 17.1. Особенности экономического механизма охраны окружающей среды
  • 17.2. Лицензирование, договор и лимиты на природопользование
  • 17.3. Виды платежей
  • 17.4. Система стимулирования природоохранной деятельности
  • 18. Экозащитная техника и технологии
  • 18.1. Основные направления обеспечения чистоты атмосферы
  • 18.2. Методы очистки сточных вод
  • Современные технологии утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов
  • 18.4. Научно-технический прогресс и направления улучшения природопользования
  • 7.4. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов

    Рациональное использование природных ресурсов предусматривает определение адекватной цены или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг.

    Окружающая среда выполняет три функции:

      обеспечение природными ресурсами;

      ассимиляцию отходов и загрязнений;

      обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие и пр.)

    Для формирования оценочных тарифов на природные ресурсы используются кадастры , предназначенные для установления и фиксирования стоимости природного ресурса в зависимости от его назначения, качества, возможности и удобства добычи и доставки к месту потребления и прочих характеристик. Существует земельный, водный, лесной кадастры и различаются они по территориально-административному принципу. Приходится констатировать, что природные ресурсы, составляющие природный потенциал в стране в размере более 40% национального богатства до сих пор не включаются в общий объем национального богатства страны.

    Многими миллиардами долларов оцениваются ежегодные потери нефти, деградированной земли, леса и пр. Эффективность ресурсосбережения в настоящее время должна превалировать над темпами роста природоемкости экономики. Это возможно лишь при правильном, адекватном учете экологического ущерба, при учете издержек, связанных с нерациональным хозяйствованием.

    Однако оценить экономически точно все природные блага и услуги не представляется возможным. Как, например, оценить красивый ландшафт? Для многих природных благ и услуг нет традиционных рынков, стандартов спроса и предложений. Вследствие этого предлагается экономическая попытка учесть последствия принимаемых решений с учетом приоритета охраны природной среды и экономии природных ресурсов.

    Стоимость определенного экологического блага определяется путем сложения рыночной стоимости и –дополнительной выгоды потребителя.

    Существующие подходы к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг, позволяющие получить конкретную оценку, базируются на:

    Рыночной оценке;

    Затратном подходе;

    Альтернативной стоимости;

    Общей экономической стоимости.

    Не все эти подходы хорошо разработаны, в них имеются противоречивые моменты, однако, на их основе можно в первом приближении оценить экономическую ценность природы.

    7.5. Особо охраняемые природные территории и объекты как природно-заповедный фонд рф

    В России важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использова­ния особо охраняемых природных территорий, является федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях, принятый Государственной Думой 15 февраля 1995г.

    Все особо охраняемые природные территории с учетом особенностей режима и статуса находящихся на них приро­доохранных учреждений подразделяются на:

    Государственные природные заповедники, в том чис­ле биосферные;

    Национальные парки;

    Природные парки;

    Государственные природные заказники;

    Памятники природы;

    Дендрологические парки и ботанические сады;

    Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Они учитываются при разработке территориальных ком­плексных схем развития, землеустройства и районной пла­нировки. На основании принятых программ развития и раз­мещения особо охраняемых природных территорий или тер­риториальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов РФ принимают решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить как особо охраняемые природные территории, и об органичении на них хозяйственной деятельности.

    Особо охраняемые природные территории могут иметь фе­деральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных пар­ков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказни­ков, памятников природы, дендрологических парков и ботани­ческих садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным террито­риям либо федерального, либо регионального значения.

    Высшей формой охраны природных комплексов в России являются заповедники и национальные парки (табл.).

    Число заповедников и национальных парков в РФ

    число заповедников

    Их плошадь. млн. га

    Число национальных парков

    Их площадь, млн. га

    Государственные природные заповедники - один из ви­дов особо охраняемых природных территорий и объектов, предусмотренный Законом об охране окружающей среды и Законом об особо охраняемых природных территориях. К ним относятся природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью со­хранение и изучение естественного хода природных процес­сов и явлений, генетического фонда растительного и живот­ного мира, отдельных видов сообществ растений и живот­ных, типичных и уникальных экологических систем.

    Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации утверждено постановлением Пра­вительства РФ от 18 декабря 1991 г.

    На государственные природные заповедники возлагают­ся следующие задачи:

    Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

    Организация и проведение научных исследований, вклю­чая ведение "Летописи природы";

    Осуществление экологического мониторинга в рамках об­щегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

    Экологическое просвещение;

    Экологическое образование;

    Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов"

    Содействие в подготовке научных кадров и специалис­тов в области охраны окружающей среды.

    Основное назначение заповедников - служить эталона­ми природы, быть местом познания хода естественных, не нарушенных человеком процессов, свойственных ландшаф­там определенного географического региона.

    В России число заповедников к началу XXI в. достигло ста общей площадью 33,7 млн. га, в том числе 20 биосфер­ных, которые ведут долговременные научные исследования по единой программе "Летопись природы". В заповедниках проводятся зоологические и ботанические исследования для оперативного анализа воздуха, воды, почв, создаются мини-лаборатории, функционируют метеостанции и метеопосты.

    Особое место среди заповедников России занимают био­сферные, входящие в мировую сеть биосферных заповедни­ков ЮНЕСКО. Заповедник биосферный обеспечивает выпол­нение следующих функций:

    Охрана ландшафтов, экосистем и видов;

    Демонстрация возможностей и содействие устойчив му социально-экономическому развитию;

    Осуществление демонстрационных проектов, образо- в ательных программ в области окружающей среды, научных исследований и мониторинга на местном, региональном и гло­бальном уровнях в целях охраны природы.

    В шести из них функционируют станции комплексного фонового мониторинга, которые поставляют данные о хи­мическом загрязнении эталонных заповедных экосистем. Они создаются в различных природно-климатических зонах. Од­ним из известных заповедников, расположенным в тундре, является Кандалакшский, который был создан в 1932 г. для охраны в первую очередь еще сохранившихся крупных ко­лоний гаги. Заповедник занимает площадь около 29 тыс. га и состоит из трех участков материкового побережья и пяти групп островов разного размера.

    В зоне тайги находятся такие заповедники, как Лапланд­ский, "Кивач", Печеро-Илычский, Дарвинский, "Столбы", Баргузинский, Кроноцкий, Алтайский.

    В зоне смешанных лесов находятся заповедники: на Дальнем Востоке - Зейский, Комсомольский, Хинганский, Сихотэ-Алинский, Судзухинский и "Кедровая падь"; на Южном Урале -- Ильменский и Баш­кирский; в Центральном районе - Приокско-террасный, Окский.

    В зоне лесостепи и степи расположены такие заповедни­ки, как Воронежский, Хоперский, Жигулевский, Централь­но-черноземный.

    На Кавказе следует назвать такие заповедники, как Кав­казский и Тебердинский.

    Национальные парки - это природоохранные эколого-просве-тительские учреждения, территории которых вклю­чают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую ценность. Они предназначены для использо­вания в природоохранных, просвети-тельских, научных и куль­турных целях и для регулируемого туризма.

    В России национальные природные парки стали создаваться в 80-е гг. XX в. Первый национальный парк "Сочинский" был создан в 1983 г. В настоящее время в России 35 национальных парков, а их площадь составляет 6,9 млн. га. Особенно целесо­образна организация национальных парков в горных террито­риях, экосистемы которых не выдерживают интенсивного хозяйственного использования. Одним из известных нацио­нальных парков является Лосиный остров (Москва). Природные парки - это природоохранные рекреацион­ные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории которых включают природные комплексы и объек­ты, имеющие значительную эколо-гическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоох­ранных, просветительских и рекреационных целях.

    В настоящее время число особо охраняемых природных территорий, подпадающих под статус природных парков, в России око-ло 10. Из них наиболее известны: природно-этни­ческий парк "Берингия" - в Чукотском автономном округе, "Ленские Столбы" - в республике Саха (Якутия), "Остров Монерон" - в Сахалинской области.

    На природные парки возлагаются следующие задачи:

    Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

    Создание условий для отдыха;

    Сохранение рекреационных ресурсов;

    Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы;

    Поддержание экологического баланса в условиях рекреацион-ного использования территорий природных парков.

    Государственные природные заказники - территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановле­ния природных комп-лексов или их компонентов и поддержа­ния экологического баланса.

    Количество заказников на территории Российской Феде­рации пре-вышает 1500, а их общая площадь составляет око­ло 3% от всей терри-тории страны. Заказники разнообразны по своим целям и создаются для:

    Восстановления или увеличения численности охотни­чье-промысловых животных (охотничьи заказники);

    - создания благоприятной обстановки для птиц во время гнездования, линьки, миграций и зимовок (орнитологические);

    Охраны мест нереста рыб, нагула молоди или мест их зимних скоплений;

    Сохранения особо ценных лесных рощ, отдельных уча­стков ландшафта, имеющих большое эстетическое, культур­ное или историческое значение (ландшафтные заказники).

    Заказники являются наиболее мобильной формой охраны природы. После того как охраняемые популяции восстанав­ливаются, заказник ликвидируется и на территории разре­шается охота или сбор лекарственного сырья с учетом эко­логических нормативов.

    Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетичес­ком отношениях природные комплексы, а также объекты ес­тественного и искусственного происхождения. Они представ­ляют собой небольшие по площади природные комплексы или отдельные объекты естественного или искусственного проис­хождения: рощи, озера, водопады, пруды, пещеры, живо­писные скалы, старинные парки, отдельные деревья и быв­шие "свидетелями" каких-либо исторических событий, на­пример дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся с времен Ивана Грозного.

    В настоящее время в Российской Федерации охраняется око­ло 8000 памятников природы, в том числе 29 памятников приро­ды федерального значения, занимающие площадь 15,5 тыс. га и расположенные большей частью на европейской территории. Дендрологические парки и ботанические сады - это при­родоохранные учреждения, в задачи которых входит созда­ние специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской дея­тельности. В Российской Федерации насчитывается 55 бота­нических садов и 22 дендрологических парка и дендрария.

    Лечебно-оздоровительные местности и курорты - это особо охраняемая территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения. Ос­военные и используемые в лечебно-профилактических целях лечебно-оздоровительные местности признаются курортами. Например, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки на Кавка­зе, Белокуриха на Алтае, Солотса в Рязанской области.

    Первые мероприятия по охране отдельных элементов биосферы (видов организмов) осуществлялись еще до начала нашей эры в странах древней культуры - Египте, Индии, Китае и др.. Основная масса живого вещества окружает Землю тонким слоем - от нескольких миллиметров до десятков метров.

    В связи с тем, что живые организмы находятся в тонком приповерхностном слое, они легкодоступны для прямого и косвенного воздействия человека. Живое вещество биосферы имеет огромное химическую активность, обусловленную биологическим обменом веществ. В процессе фотосинтеза за год наземной и водной растительностью аккумулируется огромная энергия Солнца, связывается 35 млрд. т углерода, фиксируется 44 млрд. т азота, выделяется несколько десятков миллиардов тонн кислорода и т.д..

    К биологическим (биотических) ресурсам относятся ресурсы растительного и животного миров. Растительные ресурсы представлены на территориях и акваториях высшими растениями, грибами, мхами, лишайниками, водорослями, которые используются или могут быть использованы для нужд общества. Хозяйственное значение имеют лесные, степные, луговые, болотные и водные растительные ресурсы.

    Сейчас исследованы, названо и определено более 1,5 млн видов растений и животных, но ученые считают, что существуют еще 5-10 млн. неисследованных видов, особенно в тропических лесах, морях и океанах. Все виды живых существ в совокупности называются биотой. Важнейшей ее свойством является способность к самовосстановлению на основе обмена веществ. В благоприятных условиях организмы биосферы способны за короткое время заполнить всю планету.

    Природные условия Украины способствуют развитию богатой и разнообразной флоры. Здесь растет около 5 тыс. видов растений природной флоры и около 1 тыс. видов культурной и заносных флоры, которая распределена весьма неравномерно. Богатейшая флора Крыма и Карпат (почти 2 тыс. видов), в Полесье и лесостепной зоне насчитывают только 1600-1700 видов, а в степи их еще меньше - около 1 тыс. На территории Украины есть 45 тыс. видов, из которых 17 видов - земноводные, 20 - пресмыкающихся, около 400 - птицы, 200 - рыбы.

    Использование человеком биосферы началось с момента ее возникновения и непрерывно усиливалось с увеличением численности и потребностей человечества. Наиболее распространены два вида применения живых организмов и производимых ими продуктов:

    Непосредственное использование - как еда, сырье, строительные материалы;

    Опосредованное - как источника кислорода для дыхания и технологических процессов, связывания углекислоты, регуляции стока, защиты полей от действия ветра, эстетических потребностей и т.д..

    Ценность природной биоты для человека рассматривают по следующим основным направлениям:

    Основа сельского и лесного хозяйств;

    Ресурсы для медицины;

    Прямая польза, которая проявляется в том, что растительный покров является фактором предотвращения эрозии, сохранение пахотного слоя почвы, обеспечения инфильтрации и пополнения запасов грунтовых вод, уменьшение поверхностного стока, поддержки круговорота биогенов в экосистемах. Биота непрерывно воспроизводит древесину, диких зверей и птиц, рыбу и др..;

    Возможности для отдыха, удовлетворения эстетических и научных потребностей;

    Коммерческий стимулятор спортивного бизнеса, обслуживания туристов и т.д..