Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Государственный экологический мониторинг и контроль. Государственный экологический мониторинг, экологический контроль, экологическое нормирование, экологическое лицензирование Понятие и объекты экологического контроля

1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

· обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;

· прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

· обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Хранение информации в рамках единой системы экологического мониторинга осуществляется в установленном порядке Государственным фондом данных государственного экологического мониторинга.

2. Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.

Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования – подразделение Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Главными задачами государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.

3. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабораториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологического контроля - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований экологического законодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выделением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.

В рамкахобщественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений.

В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охраны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность экологических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических проблем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

4. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации хозяйственной и другой деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяйственной деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, представляется на государственную экологическую экспертизу.

5. Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы (Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»).

Сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - предупреждение вредных экологических и иных последствий такой деятельности.

В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а именно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Стратегическая цель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Она наделена правом назначения экологической экспертизы и контроля выполнения ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении функций государственного экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. В связи с этим Закон РФ «Об охране окружающей среды» вводит понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды и определяет его задачи и основные элементы. К числу последних Закон относит рассмотренные выше экономические аспекты учета природных ресурсов, финансирование экологических мероприятий, создание и расходование экологических фондов, экологическое страхование, платность природопользования, а также экологическое стимулирование, которое может выражаться в льготном кредитовании и налогообложении предприятий и организаций при осуществлении ими деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект (внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичного сырья и т. д.), в применении поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экология

Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Экология
Утверждено в качестве учебного пособия Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Аму

Развитие экологических представлений
История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение

Определение экологии, система экологических наук
Изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологий. Это было бы невозможно без выработки общих подходов к

Всеобщие методы
Известно две группы всеобщих методов – метафизические и диалектические методы. Естественные науки используют диалектические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогию, классификацию, обобщен

Общенаучные методы
Известно также две группы общенаучных методов – эмпирические и теоретические. Эмпирические методы – наблюдение, описание, измерение и эксперимент – явились решающими в истории развития естествознан

Частнонаучные методы
Частнонаучные методы используются только в рамках конкретного раздела науки или конкретного явления. Экология, как и каждая частная наука, имеет свои специфические методы исследования. Частнонаучны

Понятие экологических факторов
В основе проявления жизни на всех уровнях ее организации лежит деятельность отдельных организмов, их обмен со средой, а также адаптация к средовым факторам . В экологии широко применяются ме

Температура
Температурные условия – один из важнейших, постоянно действующих экологических факторов, влияющий на интенсивность обменных процессов организмов. Колебания температуры бывают географическими, сезон

Влажность
Вода – это основная среда биохимических реакций в организмах, она составляет основную массу организмов растений и животных (от 50 до 95 %). Весь внутриклеточный и межклеточный обмен происходит поср

Соотношение Основных понятий популяционной экологии
Необходимо ознакомиться также с некоторыми внутривидовыми структурами. Подвид –совокупность особей, населяющих географически однородную часть видового ареала и отличающихся

Статические показатели популяции
Численность– число особей в популяции, зависит от биологического потенциала вида и внешних условий, может значительно изменяться во времени. Плотность

Динамические показатели популяций
Основные динамические показатели – рождаемость (скорость рождаемости), смертность (скорость смертности) и скорость роста популяции.

Понятие и структура биоценозов
Чтобы избежать путаницы в определениях, необходимо объективировать различия в терминах «экосистема» (А. Тенсли, 1935), «биоценоз» (К. Мебиус, 1877) и «биогеоценоз» (В.Н. Сукачев, 1942). В общем, вс

Важнейшие экосистемы
Классификация экосистем представлена на рисунке 8. Экосистемы океана: Биологическая продукция в экосистемах лимитируется недостатком некоторых жизненно важных био

Структура биосферы
Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены живые существа. Термин был введен в 1875 году австрийцем Эдуардом Зюсс

Литосфера
Основную роль в исследовании внутреннего строения Земли играют сейсмические методы, основанные на исследовании распространения в ее толще упругих волн (как продольных, так и поперечных), возникающи

Атмосфера
На атмосферу действует сила земного притяжения, которая удерживает воздушную оболочку у поверхности Земли. Атмосферные газы сжимаются под действием собственного веса. Это сжатие максимально у нижне

Гидросфера
Гидросфера - это водная оболочка Земли. Средняя глубина океана составляет 3800 м, максимальная (Марианская впадина Тихого океана) - 11 022 метра . Около 97 % массы гидросферы с

Обмен веществ в биосфере
Все три оболочки (атмосфера, гидросфера и литосфера) тесно связанны друг с другом, образую единую функциональную систему, обеспечивающую глобальный круговорот веществ, и за счет этого саморегулирую

Круговорот биогенных элементов в биосфере
Живые организмы построены из большого количества химических элементов (рис. 11). Круговорот веществ – многократное участие веществ в процессах, протекающих в атмосфере, гидро- и литосфер

Круговорот углерода
Основные этапы круговоротауглерода: 1) СО2 поглощается при фотосинтезе зелеными растениями и фотосинтезирующими водорослями; 2) углерод проходит по цепям питания в сост

Круговорот кислорода
Круговорот кислорода – планетарный процесс, связывающий атмосферу, гидро- и литосферу через совокупную деятельность живых организмов. Основные этапы круговорота:

Круговорот азота
Основные этапы круговоротаазота: 1) растения и животные содержат азот в составе аминокислот и нуклеиновых кислот; 2) продукты жизнедеятельности организмов (аммиак, мочевина и пр.)

Круговорот серы
Сера – биогенный элемент, который почти не бывает в дефиците. В живых организмах сера – основной компонент некоторых аминокислот (цистеин, метионин). Основные звенья круговорота серы: 1) с

Круговорот фосфора
Фосфор – один из наиболее важных биогенных элементов. Он входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов клеточных мембран, АТФ, ферментов, костной ткани, дентина. Основные звенья круговорота ф

Круговорот микроэлементов в биосфере
Микроэлементы – необходимые живым организмам вещества, содержание которых в них очень мало. Большинство микроэлементов биологически активно, поэтому входит в состав ферментов. Недостаток или избыто

Учение В.И. Вернадского о биосфере
Автором термина «биосфера» является французский ученный Жан Батист Ламарк, который употребил его в 1803 году. У Ламарка биосфера обозначала совокупность организмов, которые обитают

Идея ноосферы в современном мире
На современном этапе развития человечества в научном мире возникает насущная проблема целостности человека как феномена. Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, б

Человек как биологический вид
Биологически человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду Homo (Человек), виду Homo sapiens (Человек разумный), подвиду Homo sapiens sapiens (

Понятие природопользования
На современном этапе можно уверенно говорить о целостной, охватывающей все сферы человеческой деятельности системе природопользования. Природопользование как наука тесным образом связана с экономич

Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
Загрязнитель– это любое химическое вещество, энергетическое воздействие, отходы и прочее, выходящие за рамки безопасного уровня для человека и вызывающие нежелательные изменения в

Загрязнение атмосферы
Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями. Наиболее благоприятен для дыхани

Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы
В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия: 1) превышение ПДК многих токсичных веществ (СО, NО2, SО2

Загрязнение земель
Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т. п. Почвенный по

Энергетическое загрязнение техносферы
Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. Кл

Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
Первой и основной причиной загрязнения водоемов является слишком большое водопотребление (и, соответст

Аспекты социальной экологии
Научно-технический прогресс и освоение углеводородной энергии способствовали повышению комфортности деятельности и быта, увеличению продолжительности жизни на Земле и как следствие росту населения


Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы. Взаимодействие общества и природы как е

Государственное экологическое управление
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную

Наиболее важные функции государственного экологического управления
1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов. Учет и регистрация при­родных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического у

Цель и задачи экологической безопасности
В решении экологических проблем социальная политика адекватна экологической политике. Главные цели социально-экологической политики, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и э

Социально-экологические проблемы как политический фактор
На современном этапе прослеживается прямая связь политических проблем, рационального использования природных ресурсов и охраны природных ресурсов. На сегодняшний день, когда нежелательные

Формирование экологической культуры
Когда мы говорим об экологической культуре, то имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному

Экологическое воспитание и образование
Экологический кризис – это кризис мировоззренческий, напрямую связанный с совокупностью представлений индивидуума или группы о системе «человек – природа», с его отношением к природе и с

Структура экологического образования в России
Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в средних общеобразовательных школах. Во многих из них действует базисный учебный план с набором

Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социа

Международное сотрудничество в области экологии
Экологические проблемы, вставшие перед человечеством во второй половине XX века, стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Глобальные проблемы, которые в настоящее время встают все б

Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
Цельность мировой цивилизации требует единства действий в создании международного механизма технологического сотрудничества по охране природы, экологического мониторинга и контроля, центра срочной

Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
По инициативе ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила конференция экологов мира по окружающей среде и развитию. Конференция продолжила дело, начатое в Стокгольме 20 лет назад. Далеко не все о

Археологические сведения о заселении бассейна Амура
Одно из центральных мест в изучении истории того или иного региона занимает проблема его первоначального заселения человеком . Активные археологические изыскания в бассейне Амура в 60-70-х годах

Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
В конце XV - начале ХVI веков объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство завершилась длительная борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимо

Заселение края
Формирование населенческого потенциала края всегда было связано с решением внешнеполитических и стратегических интересов государства. Закрепляясь на вновь присоединенных окраинных землях, правитель

Климат Приамурья
Радиационные процессы: Климат Хабаровского края формируется в результате взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Радиационные процессы определяют ус

Рельеф, почвы, ландшафты
Геологическое строение территории Хабаровского края исключительно сложно. Самые древние отложения (архей, 4000-2500 млн. лет назад) выходят на поверхность на Сибирской платформе Аяно–Майского район

Водные ресурсы Приамурья
На территории Хабаровского края и ЕАО, площадь которых составляет 824,6 тысяч км2, насчитывается около 210 тысяч рек общей длиной в 584 тысячи км . Из этого количества рек о

Земельные ресурсы Приамурья
Луговые ландшафты: Амур создал огромные равнины, на которых поселилась луговая растительность. На открытых пространствах равнин сформировались луга. Различаются луг

Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
В Хабаровском крае выявлены и разведаны 118 видов полезных ископаемых, которые подразделяются на различные природные ресурсы: Топливно-энергетические горючие полезные ископаемые (доб

Особо охраняемые природные территории хабаровского края
Особо охраняемые природные территории являются национальным достоянием и природным наследием страны. Система ООПТ России включает 101 государственный природный заповедник, 38 национальных парков, 6

Природные парки
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и об

Экологические коридоры
На территории Хабаровского края образовано четыре экологических коридора, их общая площадь составляет 156 580 га. Экологические коридоры организуются, как правило, между особо охраняемыми

Памятники природы
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождени

Дендрологические парки и ботанические сады
Статус дендрологического парка имеет один природный объект - Хабаровский дендрологический парк, расположенный в с. Сосновка Хабаровского муниципального района при селекционно-семеноводческом лесохо

Лечебно-оздоровительные местности и курорты
«Мухенские минеральные воды» являются месторождением природных лечебных ресурсов федерального значения, которое расположено в бассейне реки Мухен Нанайского района. Занимает площадь 8,8 тыс. га. Ре

Оопт местного значения
Перечень особо охраняемых природных территорий местного значения насчитывает 165 объектов различного профиля, он представлен в Постановлении главы Хабаровского края от 20 января 1997 г. № 7.

Кадастр особо охраняемых природных территорий
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных о статусе особо охраняемых природных территорий, их географиче

Ведение Красной книги Хабаровского края
В соответствии с Положением о порядке ведения Красной книги Хабаровского края (постановление Правительства Хабаровского края от 13 октября 2006 г. № 157-пр) Красная книга Хабаровского края является

Физико-географическая характеристика дендрария
Дендрарий расположен в Ленинском районе города Комсомольска-на-Амуре в пойме нижнего течения реки Силинка, на левом ее берегу, в сохраненном участке Силинского леса. Территория дендрария представля

Вопросы к экзамену
1. Экологические представления античного периода. 2. Экологические представления эпохи возрождения. 3. Экологические представления в 18 веке. 4. Экологические представлен

3.5 / 5 ( 2 голоса )

При проведении мониторинга и контроля экологического типа общей деталью в этих мероприятиях является наблюдение и оценка полученной информации с объекта, за которым велось наблюдение.

Но стоит сказать о том, чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Здесь все дело в объектах, за которыми ведется наблюдение, и, конечно же, последующие действия, проделываемые, основываясь на полученных данных.

Экологический контроль

При проведении контроля экологического типа объектами для наблюдения выступают места с антропогенным действием, то есть выбрасывают вредные вещества в экосистему при ведении своей деятельности.

Вот чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. При проведении контроля экологического типа специалисты АНО «Центр экологических экспертиз» производят воздействие управляющего типа над объектом, которые подлегает наблюдению.

При проведении мониторинга в качестве объектов наблюдения выступают воздух, воды разного типа и почва. И это ответ на вопрос чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Цель наблюдения является получение информации по тому, в каком состоянии находятся данные составляющие природы, составление прогнозов предполагаемых изменений в них при воздействии естественных и антропогенных процессов.

Задачи подобного типа наблюдений – это следить за тем, чтобы природная среда оставалась в хорошем состоянии, и ей ничего не угрожало, никакие негативные воздействия объектов, которые изучаются при экологическом контроле. Это и есть самое главное, в чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Так что можно сказать о том, что они взаимно дополняемы.

Экологический контроль (надзор) – система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области .

Виды экологического контроля

  1. Государственный экологический контроль – осуществляют федеральные органы исполнительной власти (росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ. (Виды государственного экологического контроля: государственный земельный контроль, в области охраны атмосферного воздуха и др.);
  2. Производственный экологический контроль – осуществляется самими субъектами хозяйственной деятельности (самоконтроль). С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются специальные структурные подразделения или должности;
  3. Общественный экологический контроль – является одной из гарантий обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. Граждане имеют право осуществлять общественный экологический контроль как единолично, так и совместно.

Экологический мониторинг

– комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды.

Задачи экологического мониторинга

  • Регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды;
  • Хранение и обработка информации о состоянии окружающей среды;
  • Анализ полученной информации;
  • Обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Экологический контроль – это одно из важных звеньев организационно-правового механизма ООС. Его целью является проверка: исполнения требований экологического законодательства; соблюдение нормативов и нормативных документов в области ООС и обеспечения экологической безопасности.

Выполнение этих задач возложено на систему экокнтроля, состоящего из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экоконтроль, как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Государственный экоконтроль проводится от имени государства, это дает независимые и объективные результаты. Это наиболее влиятельный контроля, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов.

Производственный экоконтроль проводится самим предприятием – природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области ООС, а также самопроверки рационального природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС.

Муниципальный экоконтроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Общественный экоконтроль осуществляется общественными или иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача – проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Мониторинг – система выполняемых по заданной программе регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, её загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений. Одни из главных принципов мониторинга – непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

Различают 3 уровня территориального охвата современного мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); региональный (геосистемный, природно-хозяйственный); глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса – космический мониторинг.

В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующим наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

в атмосферном воздухе – оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бензапирена;


в поверхностных водах – нефтепродукты, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;

в биоте – тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.

Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, ЭМП и ЭМИ. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и ЛЭП, телерадиоцентров и ретрансляторов.

Выделяют 2 составные части мониторинга – абиотичесикую (геофизическую) и биотическую.

Государственный экомониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:

Разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, целевых программ в области ООС и соответствующих мероприятий;

Предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

Каково соотношение экологического контроля и мониторинга?

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. В то же время, экологический мониторинг и экологический контроль - это тесно взаимосвязанные процедуры, но:

Объектом мониторинга - выступает окружающая среда,

Объектом контроля - выступает деятельность, влияющая на окружающую среду.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой -- деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий государственного управления. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг - это наблюдение (контроль) за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в гл. X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статью -- ст. 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере, проводятся следующие основные виды наблюдений:

за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;

за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

за фоновым загрязнением атмосферы;

за радиоактивным загрязнением природной среды.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения.

Данные мониторинга служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.