Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Потребность и необходимость управления. Управление социально-экономическими системами (организациями)

2.1 Понятие, виды и этапы управления социально-экономическими системами

Управление – это деятельность, связанная с комплексом целенаправленных воздействий субъекта на объект и его структурные составляющие (элементы, взаимосвязи, процессы), направленная на сохранение или изменение его состояния с учетом тенденций развития объекта (его составляющих) и изменения внешней среды.

Выделяют следующие виды управления социально-экономическими системами:

1. По объекту:

Человечество в целом;

Государство;

Группа организаций;

Самостоятельная организация;

Группа людей;

Отдельный человек.

2. По сфере:

Управление политическими организациями;

Управление коммерческими организациями;

Управление некоммерческими организациями;

Управление творческими организациями.

3. По методам воздействия на объекты:

Административно-командное;

Демократическое;

Самоуправление.

Общее управление;

Управление людьми;

Управление технологическими процессами;

Управление материальными потоками;

Управление финансовыми потоками:

Управление информационными потоками.

5. В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность:

Текущее управление;

Перспективное (стратегическое) управление.

Процесс управления является непрерывным и включает в себя следующие этапы:

1. Диагностика текущего состояния объекта управления и оказывающих на него влияние факторов внешней среды;

2. Формулировка целей (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных) с их закреплением в разрабатываемых планах и определении контролируемых параметров;

3. Организация работы для выполнения принятых плановых решений;

4. Реализация решений;

5. Непрерывный текущий контроль полученных результатов и установленных параметров объекта управление, и внесение корректировок;

6. Вознаграждение или наказание исполнителей (охватывает все этапы управления).

Виды управленческого труда:

1. Эвристический труд направлен на изучение проблем и разработку вариантов их решения. Выполняется руководителями и специалистами.

2. Административный труд связан с текущей координацией деятельности подчиненных, контролем, распоряжением с поощрением или наказанием. Выполняется только руководителем.

3. Операторный труд состоит из операций по техническому обеспечению производственных и управленческих процессов и связан с выполнением стереотипных, постоянно повторяющихся операций. Его осуществляют технические исполнители.

Задачи менеджмента:

1. Тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех его элементов (отделов, департаментов, подразделений);

2. Стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние.

Можно выделить следующие виды менеджмента:

1. Производственный менеджмент – решает следующие задачи:

Определение оптимального объема и структуры выпуска продукции;

Улучшение применяемых технологий;

Определение рациональной загрузки оборудования;

Рациональное использование трудовых ресурсов (расстановка людей);

Устранение сбоев и неполадок;

Текущий контроль производственного процесса;

Руководство персоналом;

Разрешение конфликтов.

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент

Организация и заключение договоров закупки, доставки, хранения сырья, материалов и готовой продукции;

Поставка готовой продукции;

3. Менеджмент персонала, задачами которого являются:

Расстановка, обучение, повышение квалификации кадров;

Разрешение трудовых споров и конфликтов;

Улучшение условий работы.

4. Финансовый менеджмент, задачами которого являются:

Определение текущего и перспективного финансового состояния предприятия;

Формирование рациональной структуры имущества и капитала предприятия;

Формирование и рациональное использование финансовых ресурсов;

Финансовое планирование и бюджетирование;

Осуществление финансового контроля и финансовой дисциплины;

Принятие мер по укреплению финансового состояния предприятия.

5. Маркетинг-менеджмент, представляющий собой процесс принятия управленческих решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в производимом предприятием товаре. Маркетинг-менеджмент включает 4 направления:

Анализ рынка, представляющий собой процесс сбора и оценки информации о маркетинговой среде предприятия;

Поиск и отбор целевых рынков, заключающийся в сегментировании рынка, выбора целевых сегментов и позиционировании товара или услуги на рынке;

Разработка комплекса маркетинга, представляющий собой разработку товара, ценообразование, выбор каналов распределения и продвижение определенного товара или услуги на рынке;

Проведение маркетинговых мероприятий, заключающихся в разработке маркетинговой стратегии и осуществлении контроля за ее выполнением.

6. Менеджмент инноваций, объектом которого является процесс научных исследований, осуществления прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в производство.

7. Аккаунтинг-менеджмент, заключающийся в управлении процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности фирмы, сравнении их с исходными и плановыми показателями, а также с результатами деятельности других фирм с целью выявления резервов и возможных проблем.

2.2 Основные принципы и методы управленческой деятельности

Впервые основные принципы управления были сформулированы французским теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной школы менеджментаАнри Файолем (1841-1925) . Данные принципы были представлены в работе Общее и промышленное управление» (франц. Administration Industrielle et Générale). Основные принципы управления, согласно административной школы менеджмента включают:

1. Разделение труда.

2. Власть (полномочия и ответственность).

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства

5. Единство руководства.

6. Подчиненность

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация.

9. Иерархия (скалярная цепь).

10. Порядок.

11. Справедливость

12. Постоянство состава персонала

13. Инициатива

14. Единство персонала (корпоративный дух)

В современных условиях развития науки и практики менеджмента, указанные принципы можно расширить, и в качестве принципов управления можно выделить следующие:

1. Научность в сочетании с элементами искусства

2. Целенаправленность. Любая управленческая деятельность направлена на достижение поставленных целей. Ключевым в данном случае является процесс целеполагания. Целеполагание–это процесс разработки целей предприятияи соответствующих им задач управления; приоритетных направлений развития; тенденций развития всех видов политикк предприятия (кадровой, производственной, финансовой и т.д.).

3. Специализация в сочетании с универсальностью.

4. Последовательность. Управленческая деятельность представляет собой последовательный процесс, начиная с диагностики, постановки цели и планирования деятельности, и заканчивая контролем за ее выполнением.

5. Непрерывность. Управленческая деятельность является непрерывным процессом, направленным на достижение полезного результата.

6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерности межличностных отношений и группового поведения.

8. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой материальным, моральным и организационным поощрением.

9. Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.

10. Дифференциация представляющая собой расчленение крупных проблем на более мелкие:

а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);

б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);

в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);

г) видам работ (разделение труда) и др.

11.Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделений), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы:

а) единства прав, обязанностей и ответственности;

б) иерархии;

в) единства руководства.

12.Исполнительская дисциплина - обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.

13.Системность - рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления: 1) обеспечивает взаимную увязку решаемых задач; 2) координацию взаимодействия различных подразделений внутри предприятия.

14.Обратная связь. Между объектом и субъектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используются: учет, контроль и отчетность.

15.Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, - компетентное выполнение принятых решений.

16.Регламентация - установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации), а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.

17.Адаптация к внешним условиям. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним.

18.Развитие творческой инициативы, привлечение к управлению большого числа работников.

19.Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива. При этом руководитель несет полную ответственность за принимаемые решения.

20.Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем - от экономической эффективности управления (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т.д.

Методы управления представляют собой специфические способы воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга

Классическими методами управленческой деятельности являются:

1. Административные (распорядительные) методы, представляют собой методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Административные методы реализуются в форме: приказов, постановлений, распоряжений, инструкций, рекомендаций.

2. Экономические методы, представляющие систему приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Для использования экономических методов должна быть выстроенная система управления, ориентированная на целевой результат, с установлением количественных и качественных характеристик эффективности работы предприятия (например, сбалансированная система показателей – BSC). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

3. Социально-психологические методы воздействуют на повышение трудовой активности через формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и через раскрытие личностных способностей каждого работника. Социально-психологические методы реализуются в форме морального поощрения, социального планирования, убеждения, внушения, личного примера, регулирования межличностных и межгрупповых отношений, создания и поддержания морального климата в коллективе.

Помимо указанных методов также выделяют организационно-правовые методы. В данном случае создаются необходимые условия функционирования фирмы, формируются управленческие структуры, происходит нормирование и регламентация деятельности, определяются права и обязанности персонала.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

‒ скорость достижения цели;

‒ вероятность достижения цели;

‒ отношения подчинения;

‒ личность управляемого;

‒ личность управляющего;

‒ экономическую самостоятельность;

‒ климат в коллективе.

Сравнительная характеристика методов управления

Признаки методов управления Методы управления
Административные Экономические Социально-психологические
1. Основа использования Законы государственности и права, правовые интересы Экономические законы и экономические интересы Законы социально-психологического развития, социальные интересы
2. Орудия воздействия Административно-правовые и организационные формы Экономические формы Социально-психологические факторы
3. Объекты соблюдения Организационно-правовая среда Экономическая среда Благоприятный социально-психологический климат
4. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
5. Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкуренто-способности выпускаемых объектов Достижение взаимопонимания
6. Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуациям Адаптивная к личности
7. Форма собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
8. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
9. Форма воздействия Нормативно-методические документы Мотивация Управление социально- психологическими процессами
10. Основное требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм Психологическая устойчивость
11. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности
12. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, функциональная Линейная, функциональная, матричная Проектная
13. Преимущественное направление управляющего воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное и горизонтальное
14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов Авторитарный Смешанный Демократический
15. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения Строгое соблюдение нормативно- методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте
16. Конкретные методы и способы управления 1. Государственное регулирование экономики. 2. Стандартизация и сертификация. 3. Мониторинг экосистемы. 4. Нормативно-методическое регулирование системы управления. 5. Планирование, учет и контроль 1. Экономическое стимулирование. 2. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 3. Экономико- математическое моделирование. 4. Балансовые методы 1. Мониторинг социально- психологических процессов. 2. Моделирование социально- психологических процессов. 3. Психо-технологии. 4. Моральное стимулирование

2.3 Понятие и содержание основных функций управления

Процесс управления фирмой, может быть представлен как совокупность выполняемых функций, которые можно представить в трех основных группах:

1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы).

Функции управления – это совокупность видов управленческой деятельности, объективно необходимых для осуществления процесса управления. Процесс реализации функции управления представляет собой последовательность действий по осуществлению функции управления.

Структура функции управления – это характеристика функции управления, определяющая совокупность и взаимосвязь действий, связанных с осуществлением соответствующей функции.

Все функции управления можно разделить на общие и конкретные (специальные).

Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Впервые общие функции управления были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., к которым он относил предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

Впоследствии общие функции управления были расширены, и в настоящее время включают в себя:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Распорядительство;

4. Координация

5. Контроль.

6. Мотивация (Работа с кадрами, управление персоналом.

1. Планирование включает в себя выбор цели, стратегии, линии поведения, разработку программ и процедур их проведения. Планирование распространяется на все уровни и подразделения и представляет собой количественную формализацию целей и задач предприятия.

2. Организация заключается в создании задуманной структуры ролей. Это осуществляется посредством:

Определения видов деятельности, необходимых для достижения целей;

Группировки этих видов деятельности;

Закрепления отдельных видом деятельности за определенным менеджерами;

Делегирования полномочий для осуществления отдельных видов деятельности;

Координации полномочий;

Обеспечения коммуникации в организационной структуре.

3. Суть распорядительства состоит в том, что менеджер должен много работать со своими подчиненными, доводя до них цели и задачи предприятия, а также координировать их работу. Эта функция эффективно работает, когда управляющий является еще и лидером. Задача управляющего лидера состоит в том, чтобы координировать деятельность своих подчиненных с ориентацией на конечный результат.

4. Координация заключается в согласовании деятельности между сотрудниками и структурными подразделениями организации. Координация осуществляется в формах совещаний, личных контактов руководителей, согласование рабочих планов и графиков и т.п.

5. Контроль означает оценку и корректировку деятельности подчиненных для того, чтобы происходящие события соответствовали запланированным. При контроле сопоставляются результаты с целями и планами. При обнаружении отрицательных отклонений должны разрабатываться мероприятия по минимизации возможных последующих отклонений как путем улучшения работы предприятия, так и посредством корректировки плана.

6. Мотивация (работа с кадрами) включает в себя учет, оценку, отбор, подготовку кадров для того, чтобы соответствующие ячейки, соответствующие посты, предусмотренные организационной структурой, были заполнены людьми соответствующей квалификации. Работа с кадрами также подразумевает разработку системы мотивации сотрудников, ориентированную на достижение работниками максимального полезного результата.

Специальные (конкретные) функции управления осуществляются в процессе управления конкретной организацией (функциональной областью организации), характер реализации которых определяется объектом управления.

К специальным функциям современного предприятия относятся следующие:

1. снабжение;

2. производство;

3. сбыт и маркетинг;

4. управление финансами;

5. управление инновациями;

6. управление персоналом;

7. деловые коммуникации;

8. управление конфликтами;

9. управление рисками;

10.организационное развитие;

11.управление качеством продукции;

12.организационная культура.

При системном исследовании функций управления, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова природа и цель данной функции;

2. Каковы структурные свойства данной функции;

3. Каким образом осуществляется каждая функция;

4. Какие ключевые концепции применимы к данной функции;

5. Какие принципы и какая теория являются основополагающими;

6. Какие методы наиболее полезны;

7. Какие трудности встречаются;

8. Каким образом создавать соответствующую среду для осуществления каждой функции.

2.4 Понятие миссии, цели и стратегии организации.

Миссия

Миссия фирмы – это в концентрированном виде выраженный смысл и причина существования фирмы, а также ее предназначение для сотрудников и внешней среды.

Формирование миссии включает в себя три аспекта:

1. Понимание, каким бизнесом занята организация в настоящее время;

2. Решение о том, есть ли необходимость изменить стратегический курс;

3. Коммуникация или распределение информации о миссии таким способом, чтобы она стала ясной и смогла заинтересовать работников, создать положительную реакцию.

Появление миссии способно оказать влияние на изменение восприятия организации её сотрудниками, что может благоприятно сказаться на их вовлеченность в работу и преданность организации. Кроме того, сформулированная миссия способна оказать благоприятное влияние на контактную аудиторию, улучшая её информированность и восприятие организации, что может оказать благоприятное влияние на изменении конкурентного статуса фирмы.

Определение миссии должно содержать ответы на четыре основных вопроса:

1. Чем занимается наш бизнес?

2. Какие потребности удовлетворять?

3. Интересы каких групп потребителей удовлетворять?

4. Каким образом удовлетворять потребности?

Пример миссии строительной организации: Создание для населения комфортных условий проживания посредством качественного строительства современных жилых зданий, что обеспечивает развитие компании, благополучие ее сотрудников и социально-экономическое развитие региона.

Цели

Цели выражают отдельные конкретные результаты деятельности фирмы, и отражают то, к чему стремится фирма в своей деятельности.

С точки зрения периода цели делят на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет).

Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и могут выражаться как получение прибыли. Среднесрочные и долгосрочные цели заключаются в достижении стратегических целей фирмы и реализации ее миссии.

Для различных организаций среднесрочные и долгосрочные цели различаются, и это зависит от срока окупаемости деятельности фирмы, то есть продолжительности производственного и операционного циклов.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей и долгосрочной перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями.

Цели формируются в соответствии с системой ценностей организацией, теми, кто распоряжается ее ключевыми ресурсами.

Функции целей:

1. Цели отражают главный смысл и концепцию развития фирмы;

2. Составляют основу общей и управленческой структур организации;

3. Уменьшают неопределенность текущей деятельности субъекта;

4. Составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, оценки результатов;

5. Являются инструментом сплочения коллектива;

6. Официально провозглашенные цели служат идейной основой необходимости существования организации.

Задачи - конкретизация целей предприятия, выраженная в требуемых действиях. Традиционно выделяется 3 категории задач организации: работа с людьми, предметами и информацией.

Отличительные черты целей называются SMART – характеристикой, которым должна соответствовать сформулированная цель.

S (specific) – быть точным и ясным, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.

M (Measurable) – цели должны быть измеримы и выражать количественно все, чего требуется достичь, в том числе субъективные ожидания. Исполнители должны чётко представлять о количественных показателях, которые необходимо получить для достижения целей.

А (Achievable)– цели должны быть достижимыми, поэтому все сотрудники фирмы должны быть уверены что поставленная цель достижима. Достижимость целей должна быть оценена с точки зрения внутренних ресурсов организации, а также влияния факторов внешней среды.

R (Relevant) – цели должны быть ориентированы на результат и соотноситься с другими целями, в первую очередь со стратегическими целями, миссией и интересами исполнителей.

Т (Timely) – цели должны быть четко определены во времени, для того, чтобы исполнители чётко представляли к кому сроку должны быть выполнены те или иные действия, необходимые для достижения целей.

Примеры целей: Получение прибыли в размере 100 млн. руб. в течение 1 года. Увеличение объема продаж на 10% за предстоящий квартал. Увеличение доли рынка до 50% в течение ближайших 3 лет.

Стратегия

Стратегия 1 – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Стратегия 2 – выработка линии действия фирмы с целью определения ее места на рынке, закрепления на нем и последующего расширения не смотря на изменения, которые ожидают фирму в ближайшем и далеком будущем.

Стратегия отвечает на вопрос: «Каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющего конкурентного окружения?»

Стратегия дает ответы на следующие вопросы относительно сущности организации:

1. Что представляет наш бизнес сегодня?

2. Каким должен стать наш бизнес завтра?

3. Каковы наши товары, функции и рынки?

4. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Стратегическое управление – это система управления организацией, ориентированная на достижение её долгосрочных целей посредством максимального использования своего внутреннего потенциала и внешних возможностей, гибкого реагирования и своевременных изменений, с учетом изменяющихся внешних условий.

Стратегическое управление ориентировано на действия, определяемые разработанными стратегиями предприятия, которые способствуют достижению его стратегических целей.

Вопросы к экзамену по менеджменту

  1. Понятие и необходимость управления
Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

        • В социально-экономических системах

  • В живых организмах

  • Вещами

  • Производительно-технологическими системами
В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

  • Результативное

  • Согласующее (регулирующая)
2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.
Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:


  • Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

  • Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

  • Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

  • Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

  • Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

  • Ограниченность ресурсов

  • Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

  1. Виды управления
Некоторые из видов управления:

^ Признак классификации

Виды управления

Источник управленческого воздействия

Централизованное, децентрализованное

Адаптивность (приспособляемость)

Адаптивное, консервативное

Временной фактор

Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношению к объекту

Внешнее, внутреннее

Стиль управления

Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

Системность управления

Несистемное, системное

Уровень управления

Государственное, региональное, муниципальное и т.д.

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

^ Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

^ Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:


  • Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

  • Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

  • Родственные отношения
Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления - метод убеждения.

^ Военное управление . Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.


  1. ^ Особенности управления социально-экономическими системами
Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

Основные свойства:


  1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

  2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

  3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов
Специфика управления:

  1. Важнейший элемент управления – человек

  2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

  3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)

  1. ^ Ключевые понятия и основные категории управления
Управление – воздействие субъектов на объект.


обратная
прямая
субъект


объект

Субъект – тот, кто управляет.

Объект – тот, кем/чем управляют (это могут быть работник, группа лиц, трудовой коллектив; ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности).

Система управления – совокупность принципов, функций, форм и методов управления.

Принципы – правила управления.

Функции – виды управленческих работ, включают планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию .

Метод управления – способ воздействия субъекта на объект.

Процесс управления – последовательность действий управления.


  1. Система рыночного управления
Существует 3 типа управления:

  • Традиционное

  • Административно-командное

  • Рыночное
Традиционное основывается на разделении труда по полу, возрасту, семейным отношениям, клановым.

Административно-командное основывается на централизованным планировании.

Рыночное на рыночном самоуправлении и государственном регулировании (2 подсистемы), которые взаимосвязаны. Больше государственного управления, меньше самоуправления и наоборот.


госрегулирование


самоуправление

^ Рыночное самоуправление предусматривает самоуправление собственника, профессиональное управление менеджера и самоуправление членов трудового коллектива.

^ Функции (управленческие) собственника : владение, распоряжение и использование.

Функции менеджера : планирование, организация, мотивация, контроль, принятие решений, коммуникативная (на семинаре называли пять: планирование, организация, мотивация, принятие решений, координация) (координация в середине).

^ Трудовые коллективы участвуют в разработке систем стимулирования, обеспечении качества продукции, безопасности труда, а также вносит предложения по совершенствованию работы предприятия.

^ Государственное регулирование . Государство обеспечивает выбор стратегических направлений (приоритетов) развития, обеспечение фундаментальных исследований, формирование производственных и социальных инфраструктур и защиту окружающей среды.

^ Социальное регулирование. Обеспечение минимальных пенсий, пособий и з/п.


  1. Понятие, необходимость и содержание профессионально менеджмента
Оксфордский словарь дает следующие определения менеджмента:

  1. Способ общения с людьми

  2. Власть

  3. Административные навыки

  4. Органы управления
История управления насчитывает 7000 лет. Профессиональный менеджмент существует чуть более 100 лет. Рассматривается как наука, практика, искусство и аппарат управления.

Наука управления – система теорий, законов, принципов, форм и методов управления. Основы науки управления заложены Тейлором.

Менеджер как практика – это обеспечение эффективности функционирования предпринимательской фирмы, ее конкурентоспособности и достижение стоящих перед ней целей. Это искусство. Искусство – образы управления. Зависит от таланта, опыта и интуиции. Искусство делится на административное – способность организовать работу персонала; концептуальное – способность понимать перспективу; коммуникативное – способность передавать свои идеи другим; психологическое – способность интуитивно взаимодействовать.


  1. Менеджер: особенности и компетенции
Каждый менеджер должен обладать следующими качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией

  • компетентность в вопросах состояния состояния и развития отрасли, к которой относится организация

  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках

  • умение обосновывать и принимать решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками

  • наличие практического опыта и заний в области анализа рынка и их сегментов

  • умение анализировать деятельность и действия фирмы конкурентов

  • способность управлять ресурсами организации

  • владения способами повышения эффективности управления и функционирования организации

  • умение прогнозировать и планировать работу организации

  • владение современными информационно технологиями, средствами связи

  • также многие личностные качества, например, умение управлять собой, хорошая риторика, быстрая словесная реакция, высокий интеллект, целеустремленность, уверенность в себе, уверенность в суждениях, высокая работоспособность, обаяние, решительность, энергичность, знания и проницательность

  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования.
Также менеджер должен обладать организаторскими способностями , под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности:

  • адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, инициативность, стремление к нововведениям, самообладание)

  • контактность (общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушать и тд)

  • стрессоустойчивость (самообладание, трезвость мышления при принятии решений)

  • доминантность (стремление к личной независимости, лидерство6 самоуважение)
Также к организаторским способностям относятся:

  • способность организовать людей

  • способность организовать мероприятия
Важнейшее требование к менеджеру любого уровня - умение работать с людьми !

  • знание своих подчиненных

  • знание условий, связывающих предприятия и работников

  • психологическая компетентность менеджера

  • умение устранять неспособных работников с целью удержания единства коллектива и обеспечения эффективности функционирования организации

  • умение строить отношения с людьми, учитывая взаимосвязь формальной и ненормальной структур

  • умение общаться с людьми, знание человеческих отношений
ТО, перечень качеств, которыми должен обладать менеджер любого звена внушителен и противоречив, но благодаря ему мы смогли полностью сформулировать «кто такой менеджер»

  1. ^ Управленческие роли менеджера
Общей чертой управленческой работы является исполнения ролей руководителя. Все менеджеры управленческой иерархии организации, а именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определяет десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители разной степени. Г. Минцберг подразделяет их на три больших класса:

1. Межличностные роли.

2. Информационные роли.

3. Роли по принятию решений.

Все три класса взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого вследствие чего, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает.

Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основываются на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой – в роли центра обработки информации.

Выполняя межличностные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способно оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижения целей организации.

Классификация ролей руководителей по Г. Минцбергу дает представления о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации. Эти функции следующие: планирование, организация, мотивация и контроль

Управленческие роли по Г. Минцбергу.


Роль

Описание

Характер деятельности

1

2

3

Межличностные роли

Руководитель

Символический глава в обязанности которого, входит выполнение обязанностей правового и социального характера.

Церемониалы, действия связанные с положением.

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовка персонала.

Все управленческие действия с участием подчиненных.

Связующее звено

Обеспечивает работу само развивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию, текущую, специализированного характера, которой пользуется в интересах дела, выступает как центр внешней и внутренней информации поступающей в организацию.

Обработка почты, осуществление контактов связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).

Распространитель информации

Передает информацию полученную из внешних источников или от других подчиненных, членами организации, часть этой информации носит фактический характер, др. требуют анализа отдельных факторов для формирования политики организации.

Рассылка почты по организациям с целью получения информации

Проведение обзоров, бесед.


Представитель

Передают информацию внешних пользователей, касающихся планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу ин – формации внешним данным.

Роли по принятию решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов.

Участие в совещаниях с обсуждением стратегии

Обзоры ситуаций, включающие в разработку проектов совершенствование деятельности.


Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений.

Обсуждение стратегических и текущих вопросов.

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений.

Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Ведение переговоров.

§ 3 Управление экономикой

Каково место управления в экономической системе

Знакомство с управлением хозяйством мы завершаем рассмотрением организационно-экономических отношений. Это не случайно. Управление является производным экономическим отношением от всех звеньев системы экономических отношений.

Управление экономикой – это целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов.

Как же управленческие связи взаимодействуют с другими видами экономических отношений?

Управление и собственность. Если известно, что управление призвано упорядочить хозяйственную деятельность, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Ответ на этот вопрос позволяет выявить зависимость управления производством от собственности. Труд на предприятии всегда организуется с определенной целью – как можно лучше применить средства производства, обеспечив их собственнику надлежащий доход.

Такая зависимость управления от собственности неоднократно менялась на протяжении истории хозяйственной жизни. При определенных условиях сам собственник непосредственно руководит предприятием. В других случаях этим занимаются специально нанятые управляющие.

Связь управления с кооперацией и разделением труда. Всякий вид кооперации труда нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу. При простой кооперации труда в небольших размерах управлять хозяйством способен один человек, имеющий определенный жизненный и производственный опыт. Но с переходом от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

Управление и рынок. В дальнейшем (см. гл. 5 и гл. 13) мы увидим, что товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок наделены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эти функции взяло на себя государство.

Управление хозяйством и государство. С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества.

Оно сосредоточилось на выполнении общенациональных социально-экономических задач, которые не в состоянии выполнить рынок.

Как мы видим, руководство производством находится под воздействием ряда хозяйственных условий. С их изменением управление экономикой проходит три качественно различных этапа.

Каковы этапы развития управления хозяйством

В условиях капитализма получили развитие следующие последовательно возникшие виды управленческой деятельности: 1) единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2) управление хозяйственным объединением менеджерами; 3) руководство национальным хозяйством с помощью совокупности определенных государственных учреждений. Теперь кратко рассмотрим, какими историческими особенностями отличались эти виды управления на разных этапах истории.

Первый этап. Начальный вид единоличного управления частным предприятием достиг в XVIII–XIX вв. наибольшего развития при сложной кооперации труда в виде мануфактуры (совместного труда ремесленников, вручную выполнявших отдельные специализированные операции) и фабрики (коллективного труда работников, использующих систему машин). С самого начала этими формами хозяйства руководил сам собственник.

С укрупнением масштабов фабричного производства собственники предприятий стали увеличивать численность управленческих работников. Часть из них непосредственно управляла производственным процессом (директора предприятий, начальники цехов, мастера участков и т. д.), а другие были заняты подготовкой к управлению (бухгалтеры, учетчики, секретари и др.).

Второй этап. На рубеже XIX–XX вв., когда ведущей стала акционерная форма собственности, непосредственное управление хозяйственными объединениями перешло от собственников фирм к менеджерам.

Менеджер – наемный управляющий на предприятии, специалист по управлению.

Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества? 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи?

оценивается будущее положение на рынке – возможность успешно сбывать новую продукцию;

подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные – у банка);

прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

учитываются возможные риски и пути их уменьшения.

Научный характер деятельности менеджера проявляется в том, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности фирмы. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

Третий этап. Во второй половине XX в. развитие управленческой деятельности связано с коренной переменой в регулировании национальной экономики во всех западных странах. В этот период экономическая и рыночная власть перешла к крупнейшим фирмам и государству. Был создан новый механизм управления национальным хозяйством: смешанное регулирование национального хозяйства, в котором принимает участие правовое государство и видоизмененный рынок. Этот довольно-таки сложный механизм будет особо рассмотрен в гл. 13.

Таким образом, мы закончили анализировать типы и виды экономических отношений. Это поможет нам во всех последующих разделах учебника рассмотреть основные формы экономики, которые различаются масштабами охвата хозяйственной деятельности.

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ должны обеспечивать гармоническое сочетание демократии с крепкой экономикой Прежняя точка зрения, рожденная в муках многовековой истории господства одних людей над другими, состояла в том, что неограниченная власть людей с ограниченными

Из книги Реалии экономического кризиса автора Автор неизвестен

Связь фондового рынка с реальной экономикой Денис Емельянов, редактор рубрики "Финансы, фондовый рынок", ИА "Комментарии.ру": Можно ли по техническим сигналам финансовых рынков судить о начале восстановления реального сектора экономики? Что в данном случае является

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 4 Россия: преобразование системы управления экономикой Что такое командно-административная система управленияНачнем с объяснения названия этой системы. Командно-административная система – это централизованное государственное управление экономикой страны,

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

5. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.В сферу непосредственного государственного управления

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

3. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.Формально объектом финансового контроля являются

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Америка против России. Агония финансовой пирамиды ФРС. Рэкет и экспроприации Вашингтонского обкома автора Катасонов Валентин Юрьевич

О внешнем управлении российской экономикой Формирование экономического механизма РФ, основные особенности которого мы перечислили выше, - непрерывный процесс, который раньше назывался красивым словом «реформы», а сейчас (в силу того, что результаты «реформ» оказались

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

Так кто же управляет российской экономикой? В предыдущей статье я назвал пять причин, объясняющих, почему российская экономика находится фактически под внешним управлением. Там же были описаны пять основных механизмов такого внешнего управления. Один из них - уход

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

1. Современный этап развития системы управления экономикой Динамичное и планомерное развитие социалистического общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой и приведения ее в соответствие с уровнем развития производительных сил и

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

85. Особенности основных элементов банковской системы в странах с рыночной экономикой В странах с развитой рыночной экономикой сложилась определенная структура банковской системы.1. Центральный (эмиссионный) банк.2. Коммерческие

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

1.5 Испытание экономикой Основной причиной отката демократической волны были, конечно, трудности в экономике, достигшие экстремального уровня вскоре после начала радикальных рыночных реформ. Напомню, что в 1992 году цены выросли в 26 раз, сбережения обесценились, резко

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

А КАК БЫТЬ С ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ? Хотя влияние образования на экономический рост до сих пор было скромным, вы можете спросить: не изменило ли ситуацию развитие в последнее время экономики знаний? Можно было бы утверждать, что с подъемом экономики знаний, когда основным

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

§ 8. Выбор стратегии развития и формирование модели административного управления экономикой Определяющее воздействие на выбор стратегии экономического развития в это время оказывают марксистская идеология и борьба за власть. Суть альтернативы ясна: что ляжет

Из книги автора

Глава 9 Дурное обращение с экономикой «Человеческие решения, влияющие на будущее… не могут зависеть от строгого математического расчета, учитывая, что база для подобных исчислений не существует… это наша врожденная потребность действовать, что заставляет колесо

Научные подходы:

- Системный подход

- Синергетический подход

- Процессный подход

- Кибернетический подход

- Маркетинговый подход

Метод управления

Методы управления :

- экономические

- социально-психологические

Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.

Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.

Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.

Менеджер и его роли в организации. Классификация ролей менеджера. Мастерство (навыки) менеджера.

Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.

Выделяют три группы ролей менеджера:

1. Межличностная:

- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.

- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.

- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).

2. Информационная:

- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.

- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки

- Роль оратора - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты

3. Группа ролей, связанных с принятием управленческих решений:

- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.

- Роль "пожарного" - урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.

Навыки менеджера:

- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.

- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.

- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.

Целеполагание в управлении. Цель и ее виды. Требования к постановке целей. Система целей организации и методы ее построения. Метод управления по целям (МВО).

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть, достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. Метод управления по целям- концентрация управления руководителя непосредственно по целям и достижения наилучших результатов в бизнесе.

Классификации:

1. По источникам возникновения: -Внешние -Внутренние

2. С точки зрения сложности: -Простые-Сложные

3. По характеру содержания цели: -Стратегические-Тактические-Оперативные-Операционные

4. По сроку действия: -Долгосрочные -Среднесрочные-Краткосрочные

5. По функциональной направленности: -Маркетинговые-Производственные-Финансово-экономические-Технические-Кадровые-Управленческие-Структурные-Социокультурные

6. По приоритетности: -Необходимые-Желательные-Возможные

7. По направленности: -Направлены на конечный результат-Направлены на осуществление деятельности-Направлены на достижение определенного состояния объекта управления

8. По форме выражения: -Количественные-Качественные

9. С точки зрения взаимодействия целей друг с другом: -Индифферентные-Конкурирующие-Комплементарные-Антогонистические-Идентичные

10. По уровню: -Общеорганизационные-Специфические

Требования к постановке цели: Конкретность и измеримость, Реальность (для данных условий), Гибкость целей (возможность корректировки), Четко определенный период, Совместимость целей, Возможность оценки, Признание цели сотрудниками организации как своих собственных

В организации существует иерархическая система целей:

Миссия => Стратегические цели => Тактические цели => Оперативные цели => Операционные цели

Методы построения системы целей:

1. Метод МВО

2. Метод дерева целей

Метод МВО - Метод управления персоналом и организацией, обеспечивающий постановку целей и задач для реализации бизнес-плана, контроль за их исполнением и оценку эффективности результатов;

Принципы МВО :1) цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого его сотрудника. 2) цели разрабатываются сверху вниз, для обеспечения связей со стратегией. 3) участие в принятии решении 4) оценка проделанной работы и постоянная обратная связь 5) все цели должны соответствовать правилу: эффективность системы и мотивации персонала.

Этапы: 1)уточнение и согласование целей 2) разработка и согласование целей 3) составление планов 4) контроль и оценка рабочих.

Модель Хофстида.

Основан на 5 переменных: дистанция власти(степень неравенсва между людьми, которую население считает доступной и нормальной); индивидуализм (степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы); мужественность или женственность (преобладание в обществе образцов поведения, присущих либо представителям женского пола, либо мужского); стремление избежать неопределенности (степень, с которой люди оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным); долгосрочность или краткосрочность ориентации (д-взгляд на будущее, к – взгляд на прошлое).

3.Модель Лэйна и Дистефано. Строится на шести переменных: отношение человека к природе, ориентация во времени, вера о природе человека, ориентация на деятельность, отношения между людьми, ориентация в пространстве.

4.Модель Оучи. Строится на семи переменных: обязательства организации по отношению к своим членам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответсвенности, интерес к человеку.

Методы борьбы

Методы борьбы со стрессами у руководителей:
делегирование полномочий;
анализ стрессовых ситуаций;
установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;
общение с коллегами, др. работниками, посетителями;
беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);
следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

28. *Коммуникации в управлении и их виды. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и стили. Требования к эффективным коммуникациям. Информационные технологии в управлении.

Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Виды коммуникаций

Вертикальная - это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная - представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная - процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная - общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации между двумя (или больше) людьми.

Процесс коммуникации состоит из таких четырех базовых элементов:
1) отправитель;2) сообщение;3) канал передачи информации;4) получатель

Процесс коммуникации состоит из шести базовых этапов:
1) зарождение идеи или отбор информации для передачи;2) выбор канала передачи информации;3) кодирование информации;4) передача информации;5) декодирование информации;6) обратная связь.

Коммуникационная сеть -то соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 9.2). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации,.так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного,с определенным стилем.

29. *Управление организационными изменениями. Модели организационных изменений. Методы проведения организационных изменений. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

По различным классификационным признакам можно выделить различные виды изменений.

В зависимости от причины, инициирующей процесс:

· Непредвиденные – вследствие появления неожиданного обстоятельства, которое угрожает существованию организации (например, сокращения платежей наличными – переход на взаимные зачеты и бартер) либо может способствовать ее развитию (уход с рынка иностранных конкурентов вследствие изменения валютного курса).

· Планомерные – вследствие сознательного стремления что-то изменить (например, создание специализированного подразделения для централизованного снабжения материалами нескольких предприятий корпорации).

В зависимости от преимущественной направленности изменений на определенную организационную сферу:

· Ориентированные на структуру – изменение распределения полномочий (обязанностей, прав и ответственности), изменение методов координации (введение системы планирования) и т.п.

· Ориентированные на поведение людей – изменение ожиданий, знаний и/или навыков, сложившихся неформальных норм поведения и т.п., например, установление другого распорядка дня, или требования к начальникам отделов носить галстуки.

· Ориентированные на технологию – изменение применяемых материалов, оборудования или процедур работы, например, применение калькуляторов или персональных компьютеров для выполнения расчетов.

В зависимости от масштаба изменений:

· Влияющие на отдельных сотрудников – например, установление сокращенного рабочего дня для сотрудников, получающих высшее образование на вечерних факультетов вузов.

· Влияющие на группу сотрудников (подразделение) – например, переподчинение отдела другому руководителю.

· Влияющие на организацию в целом – например, изменение организационной структуры, введение новой системы оплаты труда и т.п.

Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями.
ЭТАП 1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений.
ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Возможно, возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или можно привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли обрадует высшее руководство.
ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ. На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения.
ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. После того, как признано существование проблемы, руководство ищет способ исправления ситуации.
ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ. Путем эксперимента и выявления отрицательных последствий руководство сможет скорректировать свои планы, чтобы добиться их более высокой эффективности.
ЭТАП 6. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. На последнем этапе необходимо мотивировать людей, чтобы они приняли эти изменения.

Существует несколько основных методик осуществления перестроек в организациях:

· Незапланированные изменения, Планируемая перестройка, Навязанные изменения, Изменения с участием, Изменения с использованием переговоров

Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):

Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:

принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;

демонстрация получения индивидуальной выгоды.

формальный или неформальный

достаточность власти и влияния

Фактор 3: предоставление информации группе:

важная информация, относящаяся к делу.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5: чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:

привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).

Фактор 8: информированность членов группы: открытие каналов связи, обмен объективной информацией, знание достигнутых результатов изменения.

30. *Эффективность и качество управления организацией. Виды эффективности управления. Методы оценки эффективности управления. Система показателей.

Э ффективность-соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов.

Виды эффективности:

1)Экономическая эффективность-соотношение финансовых,материальных,трудовых затрат и таких же результатов.

Примеры экономической эффективности:

1)Рост объёмов производства

2)Увелечение объемов продаж

3)Расширение деятельности предприятия

4)Расширение ассортимента товаров и услуг

5)Повышение качнства

2)Социальная эффективность. Выражается условнов денежных еденицах в отношении конкретного индивида и носят частично субъективно характер. Результатами являются повышение социального благополучия индивида,создание условия для наиболее полной реализации его трудового потенциала и в целом создание условий для потенуиального развития индивида

3)Организационная эффективность. Суть –используя имеющиеся управленческие ресурсы так организовать процесс управления,чтобы обнаружились скрытые резервы и возможности.

4)Правовая эффективность. Результат-высокий уровень правоприменения.

5)Экологическая эффективность. Результат выражается в минимум воздействии на окр.среду,создание благоприятных условий.

6)Психологическая эффективность-насколько человек удовлетворен процессом.

Научные подходы к управлению. Методы управления.

Научные подходы:

- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.

- Ситуационный подход (ситуативный) - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.

- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)

- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.

- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментально математического аппарата (теория вероятности, теория функции, математ логики) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.

- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.

Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.

Методы управления :

- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Осн принципы исп эк методов Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении. Сост из 2 подгрупп: методы прямого эк расчета(централизованная реализация, директивное распр благ), методы хоз расчета (основаны на соотношении результ и основн затрат производства и труда).

- административные(организационно-распорядительные) - способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления, основанные на силе и авторитете власти данных руководителю по должности. Проявляются в издании документов распорядительного характера (указы, распоряжения, постановления и т.д.). Система административных методов: распорядительные (установление регламента), организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, по характеру управленческих воздействий - короткого и длительного воздействия. Цель применения методов - обеспечить стабильность организационной культуры. Усл эффективного применения метода – важно сбалансировать права и ответственность на каждом ур-не упр, сбалансированность прав и ответствен м/д уровнями упр (иерархия решений)

- социально-психологические - воздействие субъекта на объект (людей) управления через социально-психологические интересы. их применение должно учитывать объективные подходы поведения людей: (законы) 1 чел всегда стремится достичь результ с мин затратами для себя(рациональный индивид), 2каждый чел стремится действовать так что бы ему лично последовало мах поощрение или мин наказания, 3 каждый чел делает то, что указывает ему инстанция, имеющая власть реально поощрить или наказать.

Классификация социально-психологических методов определяется уровнем иерархии социально-психологических процессов управления:

1.Индивид (основана на законах психологии)

2. Группа (управление направленное на устранение конфликтов внутри группы)

3. Коллектив (направленное на выявление и оценку ориентиров поведения, групповых качеств работника)

4. Общество (методы управления социально-массовыми процессами, выражение соц-психолог методов – нематериальное стимулирование)

Актуальность изучения данной темы. Управление экономическими системами - это управление сложными экономическими объектами в условиях неопределенности. Управление строится на основе математического моделирования и применения средств вычислительной техники.

Объектами исследования управления экономическими системами являются любые экономические объекты. Предметом исследования объектов является управление экономическими объектами. Основой выработки управляющих воздействий являются математические модели, которые рассматриваются как экономические системы.

Прежде чем начать раскрывать тему необходимо разобраться, что из себя представляет экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ .

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную, смешанную и традиционную экономики. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, включающий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Под традиционной экономикой подразумевается архаичное общество, основанное на общей (общинной) собственности, на натуральном хозяйстве, в котором решения принимаются согласно традициям и обычаям .

В современных условиях большинство экономических систем располагаются между крайностями «чистого» рынка и директивной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой .

Возникает необходимость государственного регулирования этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности, расширение государственной собственности в ущерб частной. Большинство экономически развитых стран принадлежат к смешанным хозяйственным системам.

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что эффективность управления экономическими системами во многом зависит от соблюдения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами рыночной экономики.

Для эффективности регионального управления предлагают использовать следующие основные принципы:

  • децентрализация;
  • партнерство;
  • субсидиарность;
  • мобильность;
  • адаптивность;
  • выделенная компетентность.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там, где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптимальной пропорции .

К сожалению, при отсутствии четкого представления об экономической системе управления государства трудно создать адекватную эффективную систему управления.

Противоречивость государственной экономической политики проявляется в том, что декларируемые приоритеты имеют мало общего с реализуемыми крайне дорогостоящими представительскими инвестиционными проектами (Инвестиционный центр в Сколково, мост на о. Русский и строительство комплекса на этом острове, Олимпиада в Сочи, Международная студенческая спартакиада в Казани). Затраты на их осуществление несоизмеримы с их влиянием на развитие соответствующих территорий.

Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблему выбора, которая стоит не только перед обществом, а целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком .

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики: что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время? Как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос - для кого производить, кто будет покупать выбранные товары? Эти три вопроса обычно просто формулируются как: "что? как? и для кого?" производить.

Наряду с устоявшимися, сложившимися экономическими системами сегодня в мире существуют страны с переходными экономиками - экономическими системами, которые характеризуются наличием старых экономических форм, элементами новых, а также смешанных (переходных) форм и отношений. Наглядным примером переходной экономики служит экономика бывших социалистических стран, в том числе России, осуществляющих переход от плановой к смешанной экономике .

Имеется много проблем в управлении экономикой:

  • нарушается управляемость народного хозяйства в связи с инфляцией, долларизацией экономики;
  • существует противостояние между исполнительной и законодательной властями;
  • местная власть отторгнута от функционирования государственных структур;
  • параллелизм власти на местах;
  • разбухание управленческого аппарата;
  • проблемы с наличием кадров высокого качества в управлении;
  • несовершенность законов.

Отсутствие позитивных перспектив неизбежно ведет к социальной напряженности, к потере кредита доверия центральным властям и др.

Концепция управления экономической системой - одно из приоритетных направлений теоретических поисков и практических решений как в России, так и во всем мире. Поэтому важной структурной составляющей общей концепции обновления российской экономики является структурно-функциональный анализ систем управления экономическими системами и их изменений, необходимых для достижения эффективности функционирования в условиях резкого ускорения разнообразных экономических и социальных процессов.