Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Какие постройки возводили египтяне для гробниц фараонов. Храм царицы Хатшепсут

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

ГРОБНИЦЫ

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов - склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане ), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса .

Примечание: Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.


Гробница в форме жилища

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы », несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.

В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В ) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

Рис. 55

Рис. 56


Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56 ). Они сводятся к следующим типам:

А - собственно пирамида (Гизех);

D - пирамида с ломаным профилем (Дашур);

S - ступенчатая пирамида (Саккара).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.

Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57 ). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Рисунок 57 , А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной - синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Методы стройки. Последовательная кладка. - Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58 .

1. Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.

2. Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

4. Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это - тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Различное назначение пирамид. - Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пира­мид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер - с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений - с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб - около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Примечание: Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана ; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Примечание: Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц. - Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

В Долине Царей в Египте среди песчаных гор есть одно место. Расположенная недалеко от древнего города Фивы (современного Луксора). Засушливая долина не имеет никакой растительности. Найти защиту и тень от неутомимого солнца в этих краях путнику невозможно. Местность представляет собой смесь песка и мелких камней. Температура воздуха в этой части страны в зимние месяцы стойко держится на отметке +40-45С. В летний сезон достигает +60С.

Именно это место с пустынным ничем не примечательным пейзажем около 3000 лет назад фараоны Древнего Египта выбрали для обретения другой жизни в потустороннем мире. Окруженные после смерти несметными сокровищами они надеялись на то, что расхитителям гробниц не удастся обнаружить их. Их усилия не увенчались успехом: практически все склепы царственных особ династии фараонов в были разграблены. За исключением одной – гробницы царя Тутанхамона, который умер в возрасте 18 лет в 1346 до н.э.

Египетские жрецы и гробница Тутанхамона

Существуют исторические доказательства того, что злоумышленники неоднократно пытались найти место упокоения египетского фараона. Однако священники, охранявшие гробницу в , перезахоронили Тутанхамона. Местонахождение его останков оставалось тайной на протяжении более, чем 3000 лет. Заключенный в массивный саркофаг из чистого золота, египетский царь находился в полной темноте и непостижимой тишине. Все это время он пребывал в привычном для него мире роскоши дворцов фараонов. Золотые колесницы, статуи из драгоценного металла и черного дерева, деревянные лодки для совершения путешествия в потусторонний мир. Его золотой трон, игрушки царя, благоухающие масла, драгоценные ювелирные изделия и другие предметы, сопровождающие царственную особу при жизни. Каждый уголок, каждая ниша этой гробницы фараона Египта была наполнена бесценными объектами для культуры и истории древнейшей цивилизации на земле.


Значение открытия гробницы Тутанхамона

Английский египтолог, Говард Картер, предполагал, что гробница Тутанхамона находилась в Долине Мертвых в . Однако археологи заявляли о том, что все районы этого некрополя уже изучены и среди них не было найдено склепа египетского царя.

В 1914 году, при финансовой и организационной поддержке британца по происхождению лорда Карнарвона, Картер начал проведение собственных раскопок. В течение семи лет его труды не приносили какого-либо результата. Спонсоры грозили прекратить выделение денег на поиски. В итоге в ноябре 1922 года лорд Карнарвон заявил о том, что он больше не может поддерживать проект по поиску гробницы и считает, что удача изменила Картеру. В это же время египетские рабочие находились всего в шаге от одной из важнейших в истории человечества находке: они обнаружили путь, ведущий к запечатанной двери гробницы сына Солнца.


Сокровища гробницы Тутанхамона. 1924 год

Гробница Тутанхамона: история открытия

Открыв эту дверь экспедиция Картера обнаружила коридор, заполненный камнями и щебнем. После прохода перед археологами возникло еще одно препятствие, но на этот раз вход был отмечен символикой царя Тутанхамона. Картер был уверен, что нашел гробницу царя. Но он боялся, что возможно она была разграблена и внутри не осталось ни одной регалии фараона.

26 ноября Картер и лорд Карнарвон начали ломать вторую дверь. Позже Картер заявил на весь мир, что это был:

«День из дней, самый замечательный из тех, которые я когда-либо переживал. Мне казалось, что время застыло. Мы наблюдали, как рабочие расчищают проход и удаляют нижнюю часть дверного проема. Решающий момент настал. Дрожащими руками я сделал шаг во тьму. Накануне мы тестировали железоискателем пространство за дверью.

Он показал, что за стеной полная пустота. Рассмотреть было ничего невозможно, так как мы не применяли свечи при ведении работ из-за возможных вредных газов под землей. Все же я достал свечу, зажег ее и продвинулся внутрь только то обнаруженного помещения. Лорд Карнарвон, леди Эвелин, дочь Карнарвона и помощник Каллендер встали рядом со мной в тревожном ожидании «приговора».

Сначала я ничего не видел. Горячий воздух, выходящий из камеры гасил мерцание свечи. Мои глаза стали привыкать к свету. В тумане начали проясняться детали вещей, находящихся в склепе. Там находились неизвестные мне по виду животные, статуи, предметы – все светилось золотом. Я онемел от изумления. Лорд Карнарвон не выдержав ожидания спросил меня: «Ты видишь что-нибудь?». Все, что я мог сделать, это сказать: «Да, чудесные вещи. Расширьте проход немного больше, тогда мы оба сможем увидеть, что находится внутри». Комната осветилась электрическим фонариком.


Древний Египет. Гробница Тутанхамона

Говард Картер: открытие гробницы Тутанхамона

«Замечательные вещи», которые увидел Картер в этом зале, оказались самой большой коллекцией артефактов эпохи фараонов Древнего Египта из когда-либо обнаруженных. Но это была лишь верхушка айсберга. В рядом расположенной с ней комнатой, меньшей по размеру, находились великолепные сокровища. Археологический экспедиции потребовалось около 2,5 месяцев, чтобы тщательно очистить входы и составить инвентаризацию наследия правителя Египта .

Чуть позже Картер открыл четвертую запечатанную дверь, где считал и находится гробница фараона Тутанхамона. Здесь и был найден его богато украшенный золотой саркофаг.

«Моей первой задачей было обнаружить деревянные перемычки над дверью. Я осторожно снял сколы от штукатурки и убрал несколько камней, которые покрывали верхний слой надписи. Искушение узнать, что находится за дверью, было невообразимо. После 10-минутной работы я сделал достаточно большое отверстие в стене и вставил в него фонарь. Удивительное зрелище представилось мне. Ибо там, всего в полуметре от двери, блокирующей вход в камеру, стояла, судя по всему, сплошная стена из золота. Я принялся расчищать проем».

«Открытие гробницы Тутанхамона»: документальный фильм был снят каналом BBC о событиях этого великого дня в египтологии.

По мере удаления камней из прохода вырисовывалась реальная картина: мы находились у входа в камеру, где был захоронен царь. Стена, заграждающая наш путь, была покрыта чистым золотом и служила защитой для саркофага. Камень за камнем, мы чувствовали дрожь подобную электрическому шоку. Это была вне всякого сомнения могила . И мы находились в ней!


Саркофаг был огромным, 17 фунтов на 11 футов. И в 9 футов высотой. Он занимал почти всю площадь камеры. Пространство в два шага отделяли его от стен с четырех сторон. В высоту он почти достигал потолка. Сверху до низу он был обложен золотом. По его краям были выложены инкрустированные панели блестящим синим фаянсом. В них повторялись снова и снова магические символы, которые служили обеспечению его прочности и безопасности. Вокруг царственных останков был выложен ряд погребальных эмблем. В северной части были изображены семь весел лодки, служившие для того, чтобы переправить фараона через воды, ведущие к подземному миру. Стены камеры в отличие от коридора были украшены сценами и надписями в окружении блестящих цветов.

Открытие гробницы Тутанхамона: видео

С древнеегипетскими правителями связано много легенд и тайн. Археологов и любителей древней истории постоянно интересовали могилы и гробницы фараонов. И неудивительно, ведь это настоящие сокровищницы.

Гробница фараона: интересные факты

Верховным правителем древнего Египта считался фараон, который буквально приравнивался к божеству. Его свято чтили и уважали при жизни, а после смерти также оказывали немало почестей, особенно во время похорон. Гробницы обустраивались по специальным схемам, они до сих пор умеют хранить свои тайны и секреты.

Например, гробницу Тутанхамона искали на протяжении шести лет, и когда археологи уже вовсе отчаялись, когда надежда найти потайную дверь была потеряна, случилось чудо. Гробница оказалась вовсе не там, где ее предполагали найти. В 1922 году поиски завершились успехом, а затем последовали многие годы тщательных раскопок, вскрытий и так далее. Вам действительно следует выделить время и почитать тщательное описание усыпальницы Тутанхамона, в которой одна только мумия поражает своими размерами и роскошью. Когда ученые откопали вход, стена была замурованной, но внутри сразу же стали заметны следы грабителей. Никто не может объяснить, почему не вынесли несчетное количество сокровищ из усыпальницы молодого правителя. Вряд ли они были не найдены, скорее всего, здесь замешана очередная тайна. Внутри комнат было столько золота, украшений, посуды, одежды, обуви, предметов интерьера, символов царской власти, колесниц, кораблей, что главе экспедиции пришлось прекратить раскопки и отправиться на переговоры с властями. Также было найдено два тела девочек, дочерей фараона, которые родились мертвыми. Чтобы вывезти сокровища, пришлось провести отдельную железную дорогу к могиле.

Египетские легенды гласят, что Тутанхамон правил всего несколько лет и умер в возрасте 18-19 лет, еще совсем молодым парнишкой. Но хоронили фараона с огромными почестями, это был последний правитель своей династии.

Много говорили о смертях, будто бы связанных с раскопками могилы знаменитого Тутанхамона. Проклятие настигло многих. Но так ли это на самом деле, или же это просто вымыслы журналистов, историков и прочих любителей пикантных историй? На стене гробницы действительно была надпись, что смерть грозит тому, кто посмеет нарушить покой спящего Тутанхамона. После известной раскопки могилы многие члены археологической группы и их близкие родственники или друзья скончались на протяжении 10 лет. Череда смертей привлекла внимание прессы и по всему миру разнеслась сенсационная новость. Но многие археологи были уже старыми, кто-то болел астмой, а кто-то после находки прожил еще не один десяток лет. Так что нет причин верить в несуществующее проклятие языческих богов. Хотя, конечно, нельзя исключать тот факт, что в гробнице распространен особый грибок, много радиоактивных веществ, ядов, да и сама мумия насквозь пропитана вредными бактериями. Еще здесь нужно брать во внимание затхлый пещерный воздух. Так что смерть или отравление можно объяснить с научной точки зрения, а не мистической. Надписи в гробнице честно предупреждают о возможных последствиях. Древнеегипетские жители были довольно смышлеными и мудрыми людьми, им было доступно множество секретов.



Раскопки в Египте, открытие новой гробницы, слухи о мифических жучках, мистика и «проклятие», все это встревожило не только мир науки, но быстро просочилось и в другие сферы общества. Древнеегипетская тематика стала популярной в мировой массовой культуре. Было написано много книг, снято несколько фантастических фильмов, один из которых носит вполне предсказуемое название — Тутанхамон: проклятие гробницы (2006).

Но ведь гробница Тутанхамона является не единственной в своем роде. Много интересных фактов известно об усыпальницах Хефрена, Хеопса, Нимрод. Самая большая усыпальница, которая относится к одному из чудес света — это пирамида Хеопса. Она является очень красивым строением, которое практически сохранило свой первоначальный вид.

В 2017 году памятку культуры и архитектуры посетило огромное количество туристов. Сейчас уже не так часто появляются новые раскопки в Египте. Ведь многое уже было найдено, все оберегается законом, ученые пытаются сохранить и не повредить то, что удалось восстановить из недр земли. Хотя многих интересует наличие захоронений таинственной Нефертити. Говорят, что ее останки могут храниться в гробнице Тутанхамона.

Как называется гробница фараона?

Сегодня названия гробниц фараонов очень просты, они просто присвоили имена своих владельцев либо же архитекторов. Так ученым легчеклассифицировать найденные захоронения. Мы уже немного рассказали, что сегодня известно о Тутанхамоне, также упоминали о том, что прежде археологов в гробнице уже побывали посторонние. А вот как проникали грабители в сокровищницы, точно не известно. Они рисковали своей жизнью, потому что везде была стража, охранники, смотрители. Но, видимо, сокровища того стоили. Кстати, в период падения Египта, экономических трудностей грабителями были не только мошенники, но и представители царского рода. Не считалось грехом одолжить парочку золотых чаш или фресок у покойных предков.

Даже если вы никогда не были в Египте, вы наверняка знаете, имеете представление, как выглядит пирамида фараона. Пирамиды не были похожи на жилища обычных людей, они напоминали собой своеобразную форму объемного треугольника и располагались не просто в хаотическом порядке одна от другой. Трудно сказать, почему гробницы фараонов имели форму именно пирамиды, но не следует забывать, что древние египтяне никогда и ничего не делали просто так. Во всем был смысл, который иногда остается для нас тайным. Есть множество версий постройки именно пирамидальных зданий, но никто не может утверждать свою правоту.

О том, как выглядели правители древнего царства, мы можем судить по найденным мумиям. В сфере бальзамирования тел, создания — египтянам не было равным во всем мире. Этот народ владел несчетным количеством тайн и секретов, египетская наука была действительно на высоком уровне развития. Возможно тесное общение с языческими богами и потусторонним миром, помогло египтянам добиться столь высоких результатов.

Вам, наверное, будет интересно узнать, как назывались первые предшественники пирамид гробниц. Это были своеобразные постройки мастабы. Именно первая пирамида Джосера состоит из ступенек, которые напоминают мастабы.

Внутри, пирамиды, с их несчетным количеством коридоров, тайников, комнат, усыпальниц, напоминают таинственные пещеры. Огромное значение уделялось тому, чтобы сделать роспись в разных помещениях, это был так называемый декор. До сих пор не прекращает вызывать восторг и украшение саркофагов в гробницах. До чего только не додумывались жители древнего Египта. В то время культ мертвых был настолько развит, что в гробницы клали не просто предметы первой необходимости, а даже колесницы, корабли, все сокровища. Египтяне заботились о том, чтобы представители власти на земле ни в чем не имели нужды и после перехода в потусторонний мир. Архитектура пирамид никого не оставит равнодушным, ведь здесь все продумано до мелочей (вентиляция, защита от воздействия внешней среды, защита от влаги). Прошли века, а многие вещи сохранили прекрасный вид, чего не случилось бы, если бы они просто были закопаны в сырую землю.

Конечно, раз столько внимания уделялось построению могил, точто уже можно говорить про дворцы фараонов. Если бы эти роскошные здания сохранились в первоначальном виде, то современным архитекторам было бы чему поучиться у своих предков. Египтяне намного опередили развитие цивилизации, они действительно сумели оставить после себя уникальный след.

Вы только посмотрите на необычные скальные храмы, которые тоже, между прочим, создавались вручную. Порой на постройку оригинального храма требовалось несколько столетий. Огромные ниши, коридоры, комнаты, порой даже целые улицы встречаются в некоторых особенных скалах. Среди туристов необычайной популярностью пользуется город в скале под названием Петра, который находится на территории современной Иордании. Скальные храмы строились в честь богов и тоже играли роль гробниц.

Гробницы и пирамиды Древнего Египта

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати - мастабы , а для фараонов даже еще при их жизни - огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях - мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски - скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды . Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание - прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более плутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной циллиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали ().

Пирамиды фараонов - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения - деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900-2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений. .

Высота самой большой из них - пирамиды Хеопса - около 150 м, со стороной квадрата основания - 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины - 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание - гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона .

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун , стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) - пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения - не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри (3, стр. 7-9; 4, стр. 6-7; 5, 195-219; 6, том 1, стр. 49-61, 144-147; 8, стр. 11-13; 11, стр. 7-10; 12, 9-11).

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,
в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе