Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Сильный неуравновешенный тип по павлову соответствует. Три типа нервной системы человека

Типы высшей нервной деятельности (ВНД).

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, благодаря которым формулируется тип поведения.

Существует несколько классификаций типов ВНД.

Понятие генотип и фенотип.

I Классификация И. П. Павлова. Он положил в основу классификации свойства процессов возбуждения и торможения:

а) силу нервных процессов , т. е. работоспособность корковых клеток. Определяется длительностью нервного напряжения, связанного с возбуждением или торможением.

б) уравновешенность нервных процессов – т. е. соотношение процессов возбуждения и торможения.

в) подвижность нервных процессов – способность корковых клеток по требованию обстоятельств давать преимущество одного процесса перед другим, или способность к быстрой смене одного процесса другим.

сильный слабый

уравновешенный неуравновешенный ↓

подвижный инертный ↓ ↓

психологическая живой спокойный безудержный слабый

характеристика

Т. е. по Павлову выделяют 4 типа:

1) сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип);

2) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип);

3) сильный, неуравновешенный (безудержный);

4) слабый тип.

II Классификация типов по возбудимости и впечатлительности.

Эту классификацию дал еще Гиппократ (460 – 377г. до н. э.). Классификация темпераментов основывалась на преобладании различных жидкостей тела.

Согласно Гиппократу выделяют 4 темперамента:

Сангвинический (горячая кровь);

Холерический (желчь);

Флегматический (слизь);

Меланхолический (черная желчь).

Классификация по Павлову хорошо коррелирует с классификацией темпераментов по Гиппократу:

Сангвиник – живой тип;

Холерик – безудержный;

Флегматик – спокойный;

Меланхолик – слабый.

Характеристика личности по возбудимости и впечатлительности.

1) Сангвиник – доминирует «центр удовольствия». Характеризуется высокой возбудимостью, живой реакцией на изменения обстоятельств. Сохраняет уравновешенность в трудных ситуациях.

2) Холерик – доминирует центр нетерпения. Характеризуется повышенной возбудимостью, даже нервозностью, очень эмоционален, бурно реагирует на воздействия.

3) Флегматик – доминирует центр терпения. Характеризуется высокой возбудимостью, но человек с трудом меняет деятельность, эмоции погашены.

4) Меланхолик – доминирует центр уныния. Возбудимость слабая. Характерна быстрая истощаемость процессов возбуждения и торможения. Впечатлительность повышена, эмоционален, преобладают отрицательные эмоции.

Характеристика поведенческих реакций.

1) Сангвиник – общителен, контактен, целеустремлен.

2) Холерик – высокая потребность деятельности, целеустремленность, но интересы часто меняются.

3) Флегматик – замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и работоспособность.

4) Меланхолик – трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязнь, высокая утомляемость. При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение.

Генотип – наследственно передаваемые качества нервных процессов.

Фенотип – их изменение в результате образа жизни, жизненного опыта, воспитания.

Особенности ВНД человека.

Классификация темпераментов Гиппократа и классификация типов ВНД и И.П. Павлова являются общими и для животных и для человека.

Особенностью ВНД человека является наличие IIсигнальной системы.

Первая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование непосредственного представления об окружающей действительности. Сигналами дляIсигнальной системы служат предметы и их определенные свойства (цвет, запах, форма), явления окружающего мира,

Вторая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи.

У человека выделено 4 типа ВНД на основе соотношения сигнальных систем.

I тип – художественный , вторая сигнальная система доминирует, преобладает правое полушарие.

II тип – мыслительный – преобладаетIIсигнальная система надI, доминирует левое полушарие.

III тип – средний – равенство сигнальных систем.

IV художественно – мыслительный – с преобладаниемIиIIсигнальных систем над средним уровнем их активности (тип гениев). Другие признаки классификации см.II том лекций стр. 295.

Неврозы и невротические компоненты.

Под неврозом понимают функциональные нарушения или срывы нервной деятельности.

Основы неврозов заключаются:

1) в перенапряжении процессов возбуждения и торможения;

2) в перенапряжении подвижности возбуждения и торможения.

Неврозы проявляются в виде различных компонентов или их сочетаний.

Классификация невротических компонентов.

1) Психические компоненты:

а) изменение эмоционального статуса и самочувствия;

б) снижение работоспособности.

1) Психосоматические компоненты:

а) появляются боли;

б) ощущение дискомфорта, связанного с деятельностью внутренних органов;

в) нарушения в сексуальной сфере.

3) Вегетативные компоненты:

а) вегетативные реакции имеют парадоксальный характер, изменяются волнообразно;

б) отмечается рассогласование реакций различных физиологических систем.

Проявившись однажды, невротические компоненты или их комбинации могут закрепиться надолго. Поэтому считают, что невроз – это процесс образования и закрепления в ЦНС невротических компонентов. При этом психический компонент может исчезать, а психосоматический и вегетативный оставаться надолго.

Невротические компоненты являются содержанием жалоб больных.

Условия возникновения неврозов:

1) избыток или недостаток информации;

2) недостаток времени для принятия решения;

3) высокий уровень мотивации, а решение задачи невозможно.

Факторы, способствующие развитию неврозов:

1) сила действующего раздражителя;

2) индивидуальные свойства ЦНС;

3) состояние устойчивости ЦНС в данный момент.

Экспериментальные неврозы.

Они развивались при выработке условных рефлексов при условиях:

1) если использовали сильные условные и безусловные раздражители;

2) при выработке сложных и тонких дифференцировок;

3) при длительном применении тормозных сигналов (запреты).

Неврозы возникают при угрожающих жизни состояниях. Впервые их наблюдали в лаборатории Павлова, когда после наводнения, у части собак уже выработанные рефлексы либо исчезали, либо проявлялись иначе, чем до этого события. Т.е. наблюдалось изменение условнорефлекторной деятельности у собак, подвергшихся затоплению.

При неврозах часто нарушается закон силовых отношений. В зависимости от степени невротического состояния наблюдаются различные фазы изменения закона силовых отношений:

1) уравнительная;

2) парадоксальная;

3) ультрапарадоксальная;

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении о высшей нервной деятельности. Тип ВНД – это комплекс индивидуальных особенностей ВНД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВНД – сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в запредельное торможение при действии сильного раздражителя. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, – баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделён на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы – подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека (рис. 13.4), которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента Гиппократа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

1. Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип – процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность).

2. Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип – человек наделён хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность).

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип – характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность).

4. Слабый тип – характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению.

Рис. 13.4. Схема типов высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову)


Принадлежность к тому или иному типу ВНД отнюдь не означает оценку биологической приспособленности животного или социальной полноценности человека. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все четыре общих типа нервной системы животных выдержали беспощадную проверку временем в эволюции. Нет оснований считать людей разного типа нервной системы людьми «разного сорта». Каждый нужен и может найти своё место в жизни.

Наблюдая за различными формами поведения, за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил ещё одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии I и II сигнальных систем. По мнению Павлова, есть три типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

1. Для людей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди наиболее склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

2. Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлечённому мышлению. К этому типу ВНД И.П. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского учёного Ч. Дарвина.

3. Есть категории людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнёс к смешанному типу . К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства Павлов относил разносторонне одарённого Леонардо да Винчи – гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению учёного, обладали немецкий поэт и философ Гёте, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Асимметрия мозга

У подавляющего большинства людей двигательная активность рук, ног, левой и правой половины тела, лица неодинаковы. Также неоднозначно восприятие объектов, расположенных слева или справа от средней плоскости тела. Иными словами, человеку присущи моторная и сенсорная асимметрия. Для выполнения трудовых операций в быту большая часть людей пользуется правой рукой, т.е. являются правшами. При этом правая рука превосходит левую в ловкости, силе, скорости реакции, в возможности чёткого выполнения сложнокоординированных действий. Значительно меньшая часть человечества (левши) для тех же целей пользуется левой рукой. Кроме того, существуют люди, в равной степени использующие обе руки, – так называемые амбидекстры. Устойчивое предпочтение одной из рук присуще только человеку, выделяющемуся по этому признаку из других групп живых существ. Доля левшей, по данным различных авторов, колеблется от 1 до 30%. Моторная и сенсорная асимметрии, т.е. доминанта рук (ног) и органов чувств (зрения, слуха, осязания) у каждого индивидуума могут не совпадать.

У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс, и неравноценность рук постепенно сглаживается.

У девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчётливо, а левшей среди них в 1,5 – 2 раза меньше, чем среди представителей «сильного» пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на более значительный срок и совершается медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто ещё только намечается.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся по одиночке, причём оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, то левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой – левшой.

У правшей центр речи Брока находится в левом полушарии мозга. В правой части полушария мозга расположена структурно одинаковая область головного мозга, поражение которой, однако, не ведёт к каким-либо последствиям для них. Напротив, в случае выхода из строя левой моторной области речи, у правшей возникает моторная афазия. Во всяком случае, примерно у 3% населения область речи обнаруживает полную функциональную способность в обоих полушариях головного мозга. Примечательно, что не всегда доминирующим центром речи у левши оказывается правая область – у них в большинстве случаев доминирующий центр речи также находится в левой височной доле головного мозга. При длительном нарушении центра речи Брока правое полушарие постепенно может перенять его функции на себя. Если у ребёнка процесс перераспределения функций полушарий головного мозга протекает сравнительно быстро (примерно в течение года), то с возрастом резервная функция всё более и более остаётся за правым полушарием. Локализация области речи Брока в левом полушарии головного мозга является, по-видимому, наиболее характерным примером специализации обоих полушарий. Все другие функции головного мозга не имеют такой ярко выраженной доминанты.

Как известно, между обоими полушариями головного мозга располагается мозолистое тело, в котором миллионы нервных окончаний создают интенсивную поперечную связь. Более выраженное мозолистое тело у женщин является одной из причин меньшей асимметрии полушарий головного мозга у них. Если расчленить это мозолистое тело, то каждое полушарие головного мозга окажется в изоляции, будет предоставлено самому себе. Правое полушарие может по-прежнему управлять движениями левой руки и левой ноги (в спинном мозге происходит перекрещивание нервных волокон так, что нейроны правого полушария попадают по нервным путям в левую часть тела). Например, при ощупывании гвоздя левой рукой полученные впечатления свободно достигают головного мозга и сознания, но назвать этот предмет пациент не в состоянии, так как за вербальное обозначение отвечает расположенный в левом полушарии центр речи Брока, связь с которым в результате расчленения мозолистого тела прервана. При ощупывании предметов правой рукой таких проблем не возникает. Центр речи получает нужную информацию. То же самое получается, если предмет рассматривают только левым полем зрения или воспринимают звук только левым ухом.

Приведённые примеры говорят о том, что левое полушарие головного мозга играет ведущую роль в осуществлении речевой функции. Но это не означает, что правое полушарие является ненужным или второстепенным. Например, в таких областях как ориентация в пространстве, распознавание форм и понимание музыки, интонации голоса оно превосходит левое полушарие.

Специализация обоих полушарий головного мозга позволяет сделать вывод, что мозг человека в определённой степени располагает возможностью «самостоятельного ремонта» при нарушении функций того или иного полушария. При выходе из строя одного полушария, может включиться второе, не достигая полной эффективности доминантного полушария. Этот факт имеет принципиальное значение, например, при поражении (гибели) ткани головного мозга после инсульта; интенсивные длительные упражнения могут привести к значительному восстановлению функций полушария и в определённом объёме восстановить утраченные навыки. Конечно, этот процесс происходит медленно, не всегда приводит к полному функциональному восстановлению, но в большинстве случаев это возможно.

Установлено, что правое полушарие отвечает за гомеостаз, поэтому обеспечивает биологическую адаптацию, а левое полушарие обеспечивает социальную адаптацию. Не случайно, женщины, у которых межполушарная асимметрия выражена меньше, имеют, как правило, более совершенную стратегию адаптации к различным условиям.

Различия между функциями правого и левого полушарий приведены в таблице 13.1.

Таблица 13.1.

Межполушарная асимметрия

Левое полушарие Правое полушарие
ЛУЧШЕ УЗНАЮТ СТИМУЛЫ
Словесные Не словесные
Легкоразличимые Трудноразличимые
Знаковые Незнаковые
ЛУЧШЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЗАДАЧИ
На временные отношения На пространственные отношения
Установление сходства Установление различий
Идентичность стимулов по названиям Идентичность стимулов по физическим свойствам
Творческие, где нужна фантазия Не любят творческие задания
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Аналитическое восприятие Целостное восприятие
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Обобщённое узнавание Конкретное узнавание
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ
Абстрактно-логическое мышление Конкретно-образное мышление
Основано на реальности Основано на фантазии
Восприятие родного языка Восприятие иностранных языков
Имеют хороший подчерк Имеют плохой подчерк
Работу заканчивают вовремя, есть чувство времени Не заканчивают работу во время, нет чувства времени
Ведущее произвольное внимание Долго сохраняется непроизвольное внимание
Хорошая концентрация Большая отвлекаемость

Наша система образования, также как и наша наука, в общем имеет тенденцию игнорировать невербальную форму интеллекта. Таким образом, современное общество дискриминирует правое полушарие. В 1981 г. американский невролог Р. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной асимметрии мозга.

Физиология сна

Сон – периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается. Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет.

Анализ ряда фактов привел И.П. Павлова к выводу о том, что сон и условное торможение по своей природе являются единым процессом. Различие между ними состоит лишь в том, что условное торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы нейронов, в то время как в процессе развития сна торможение иррадиирует по коре полушарий головного мозга, распространяясь и на лежащие ниже отделы головного мозга.

Сон, развивающийся у человека и животных под влиянием условных тормозных раздражителей, И.П. Павлов называл активным, противопоставляя ему пассивный сон, возникающий в случаях прекращения или резкого ограничения притока афферентных сигналов к коре полушарий большого мозга.

Важное значение афферентной сигнализации в поддержании состояния бодрствования было показано ещё И.М. Сеченовым, который приводит известные из клинической практики случаи наступления длительного сна у больных, страдающих распространёнными нарушениями органов чувств.

В клинике наблюдали больного, у которого из всех органов чувств сохранились функции только одного глаза и одного уха. Пока глаз мог видеть, а ухо слышать, человек бодрствовал, но как только врачи закрыли у больного эти единственные пути общения с внешним миром, пациент тотчас засыпал. А.Д. Сперанский и В.С. Галкин перерезали у собаки зрительные и обонятельные нервы и разрушили обе улитки внутреннего уха. После такой операции собака впала в сонное состояние, которое продолжалось свыше 23 ч в сутки. Она просыпалась лишь на короткое время от голода или при переполнении прямой кишки и мочевого пузыря.

Все эти факты получили новое объяснение после того, как было установлено функциональное значение ретикулярной формации и выяснено взаимодействие между ней и корой больших полушарий.

Афферентные сигналы, идущие через ретикулярную формацию среднего мозга и неспецифические ядра таламуса в кору большого мозга, оказывают на неё активирующее влияние и поддерживают деятельное состояние. Устранение этих влияний (при поражении нескольких рецепторных систем либо в результате разрушения ретикулярной формации или выключения её функций при действии некоторых наркотических средств, например, барбитуратов) приводит к наступлению глубокого сна. В свою очередь ретикулярная формация ствола мозга находится под непрерывным тонизирующим влиянием коры больших полушарий.

Рис. 13.6. Схема взаимодействия "центров сна" и "пробуждающих" структур при бодрствовании и наступлении сна (по П.К. Анохину). А. Бодрствование. Корковые влияния (I) тормозят "центры сна" (II) и восходящие активизирующие влияния ретикулярных структур (III) и возбуждения, идущие по лемнисковым путям (IV), свободно достигают коры. Б. Сон. Заторможенные отделы коры (I) перестают оказывать сдерживающее влияние на "центры сна" (II), они блокируют восходящие активизирующие влияния (III), не затрагивая возбуждений по лемнисковым путям (IV) .

Существование двусторонней связи между корой большого мозга и ретикулярной формацией играет важную роль в механизме возникновения сна. Действительно, развитие торможения в участках коры снижает тонус ретикулярной формации, а это ослабляет её восходящее активирующее влияние, что влечёт за собой снижение активности всей коры головного мозга. Таким образом, торможение, первоначально возникшее в ограниченной области коры, может вызвать торможение нейронов всей коры полушарий большого мозга.

Одна из попыток создания единой теории сна была предпринята П.К. Анохиным (рис. 13.6). В своей гипотезе он исходил из того, что гипоталамические «центры сна» находятся под тоническим угнетающим влиянием со стороны коры больших полушарий. При ослаблении этого влияния вследствие снижения рабочего тонуса корковых клеток («активный сон» по И.П. Павлову) гипоталамические структуры как бы «высвобождаются» и определяют всю ту сложную картину перераспределения вегетативных компонентов, которое характерно для состояния сна. При этом гипоталамические центры оказывают угнетающее влияние на восходящую активирующую систему, прекращая доступ в кору всего комплекса активирующих воздействий («пассивный сон» по И.П. Павлову). Эти взаимодействия представляются циклическими, поэтому состояние сна можно вызвать искусственно (или в результате патологического процесса), воздействуя на любую часть цикла.

Стадии сна

За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических смен медленного и быстрого сна.

Медленный сон (ортодоксальный) Быстрый сон (парадоксальный)
Физиологическое состояние организма
Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, мышечный тонус падает, мышцы расслабляются температура понижается. Полагают, что снижение температуры тела может являться одной из причин наступления сна. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела. Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы тонус скелетной мускулатуры отсутствует.
Психические процессы мозга
Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм). Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации, консолидация памяти. Лишение человека этого вида сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям.
Сновидения И.М. Сеченов называл небывалыми комбинациями бывалых впечатлений

На основании электроэнцефалографической картины фазу «медленного сна» в свою очередь подразделяют на несколько стадий.

Стадия I – дремота, процесс погружения в сон. На ЭЭГ преобладают α- и θ-ритмы, в конце стадии возникают К-комплексы (серии высокоамплитудных медленных потенциалов длительностью 3-5 с).

Стадия II – поверхностный сон (стадия сонных веретён). На ЭЭГ имеются К-комплексы и появляются веретена сна (частота примерно 15 Гц, вариант α-ритма). Их появление совпадает с отключением сознания; стадия занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого к последнему циклу.

Стадия III – глубокий сон (дельта-сон), характеризуется наличием ∆-ритма частотой 3,0-3, 5 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ.

Стадия IV – стадия «быстрого» или «парадоксального сна», характеризуется наличием δ-ритма частотой примерно 1 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ. III и IV стадии имеются в первых циклах сна и отсутствуют в последних (перед пробуждением).

Ночной сон обычно состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90-100 минут. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних – «быстрый», а «дельта»-сон резко сокращён и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75-85%, а «парадоксального» – 15-25% от общей продолжительности ночного сна.

Физиологическая роль сна.

· Восстановительная функция – преобладание процессов анаболизма.

· Антистрессорная функция – сон служит одним из механизмов психической защиты личности.

· Адаптивная функция – синхронизация с циклом смены дня и ночи обеспечивает оптимальное взаимодействие организма со средой, подготовку организма к деятельности во время бодрствования.

· Роль в переработке информации – осуществление процесса консолидации памяти: перевод информации из кратковременной в долговременную память.

Виды сна.

1. периодический ежесуточный сон;

2. периодический сезонный сон (зимняя или летняя спячка животных);

3. наркотический сон, вызываемый различными химическими или физическими агентами;

4. гипнотический сон;

5. патологический сон.

Первые два вида являются разновидностями физиологического сна, последние три вида – следствие особых нефизиологических воздействий на организм.

Нарушение сна. Нарушения сна очень распространены среди населения цивилизованных стран. Бессонница – хроническое заболевание, связанное с нарушением синхронизации биологических часов с суточными ритмами. Расстройства сна отмечены у 45% городского населения. Среди сельских жителей бессонница встречается значительно реже.

Расстройства сна подразделяются на три основные формы:

1. Затруднённое засыпание. Оно встречается наиболее часто. Человек, страдающий этим видом бессонницы, долго не может заснуть: сну мешают тревожные воспоминания и мысли, которые беспрерывно нагромождаются друг на друга. Всякие старания и мучительные попытки заснуть ни к чему не приводят. Сама тревога за сон, напряжённое ожидание его, страх перед предстоящей бессонной ночью, беспокойство за тяжёлый день после бессонной ночи ещё больше усугубляют бессонницу. Страдающий бессонницей человек не может долго находиться в одном положении, постоянно поворачивается в постели в поисках наиболее удобного положения и длительное время не может уснуть.

2. Поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Такие люди обычно просыпаются через 1-2 ч после погружения в сон. Продолжительность засыпания после пробуждения среди ночи колеблется от нескольких минут до нескольких часов. Однако, бывает и так, что проснувшись один раз, человек не засыпает до самого утра, и лишь тогда наступает поверхностный сон. Обычно люди, часто просыпающиеся, жалуются на поверхностный сон, не приносящий удовлетворения и бодрости.

3. Раннее окончательное пробуждение. Такое расстройство сна встречается реже. После него не наступает никаких признаков дремоты, и человек бодрствует. Раннее пробуждение похоже на пробуждение среди ночи, но отличается лишь тем, что за ним не следует засыпание и что оно происходит из дремотного состояния и поверхностного сна (первое пробуждение происходит после глубокого сна). Преждевременно пробуждаются люди, у которых повышенная возбудимость нервной системы.

Сокращение длительности сна – один из постоянных признаков бессонницы – сравнительно редко бывает выраженным. При частичной бессоннице периоды бодрствования имеются в начале, в середине и в конце ночи. При тотальной бессоннице преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой. Этот вид бессонницы встречается значительно реже.

К расстройствам сна можно отнести и повышенную сонливость, так называемую гиперсомнию . Наблюдать сонливость можно у людей со слабой нервной системой: в этом случае её можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую нервные клетки от перенапряжения.

В противоположность бессоннице повышенная патологическая сонливость приводит к длительному сну, которое часто является следствием воспалительных заболеваний головного мозга, например, при вирусном энцефалите. В этих случаях сон может длиться неделю и месяцы, и даже, в редких случаях, годы. Такой сон называется летаргическим.

Патологическая сонливость чаще всего возникает у людей, перенёсших тяжёлые инфекционные заболевания, – сыпной тиф, менингит, грипп. Возникает сонливость при малокровии и функциональных нарушениях нервной системы.

В отличие от бессонницы повышенная сонливость встречается реже.

Последние исследования по выяснению необходимой длительности сна показали, что потребность сна у молодёжи в среднем составляет 8,5 ч за ночь. Продолжительность ночного сна в 7,2-7,4 ч недостаточна, а сон менее 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье.

Эффект «накопления нехватки сна» полностью исчезает уже после первого 10 ч периода «восстановительного» сна. Поэтому хроническое недосыпание по рабочим дням и пересыпание по утрам в выходные – явления взаимосвязанные.

Искусственное лишение человека сна – тяжёлое испытание. Эксперименты с депривацией сна показали, что у добровольцев возникает эмоциональная неуравновешенность, повышенная утомляемость, бредовые идеи, нарушение сна, вестибулярные дисфункции, через 90 ч лишения сна появляются галлюцинации, к 170 ч – деперсонализация, к 200-му часу испытуемый проявляет психические и психомоторные расстройства. В ходе этих экспериментов было установлено, что организм особенно нуждается в медленном (дельта) сне и быстром сне. После длительной депривации сна основным эффектом является увеличение дельта-сна. Так, после 200-часового непрерывного бодрствования процент дельта-сна в первые 9 ч регистрации восстановительного сна увеличивается в два раза по сравнению с нормой, а длительность быстрого сна увеличивается на 57%.

В целях изучения роли отдельных фаз сна разработаны способы, позволяющие избирательно предотвращать их появление. При подавлении дельта-сна у испытуемых появляется чувство разбитости, усталости, ухудшается память и снижается внимание. Чувство разбитости и повышенной утомляемости, особенно нарастающее ко второй половине дне, у больных неврозом обусловлено хроническим дефицитом дельта-сна (В.С. Ротенберг, 1984).

Депривация быстрого сна меняет настроение, ухудшает работоспособность, влияет на память.

Гигиена сна. Полноценный сон может быть обеспечен выполнением определённых правил. Перед сном необходимо исключить возбуждающие игры, умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение. Рекомендуется перед сном прогулка 20-30 мин в тихую погоду. Ужин должен быть лёгким за 1,5-2 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь не рекомендуются.

  • III. Сущность проекта (информация о профиле деятельности компании).
  • III. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
  • IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ
  • SWOT- анализ деятельности государственного учреждения Центра социального обслуживания "N" в г. Москве
  • V1: Общая характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

  • это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.

    В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в двух : и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

    1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

    Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

    Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

    Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

    2) (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

    Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

    Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью , причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным с частыми кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

    3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

    Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

    Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

    На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия . По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД , отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам .

    1) Сильный, неуравновешенный , («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими , ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

    2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением и лёгкой их сменяемостью.

    3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

    4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.

    Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:

    Свойства нервных процессов

    Темпераменты (по Гиппократу)

    Сангвиник

    Флегматик

    Меланхолик

    Уравновешенность

    Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

    Уравновешенный

    Уравновешенный

    Подвижность

    Подвижный

    Инертный

    Однако в жизни такие «чистые» встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

    Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П.Павлов выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:

    1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе чувственными образами.

    2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.

    3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные , так и умозрительные заключения.

    Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.

    Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

    Способность к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

    Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

    Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

    1) сила процессов возбуждения и торможения,

    2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

    3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

    Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

    Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

    Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

    Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни) , скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации) , быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

    Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

    Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

    Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

    Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

    Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

    Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

    Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

    Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Для холерика характерна вспыльчивость и отходчивость, что непосредственно следует за бурными вспышками чувств. Холерик - человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение.

    В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый. Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

    Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Особенности меланхолического темперамента проявляются внешне: мимика и движения медленные, однообразны, сдержанны, бедные, голос тихий, невыразительный.

    Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения.

    Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы.

    Дети меланхолики не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

    Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой, однако отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

    Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

    Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми.

    Флегматики

    Внешне человек флегматического темперамента отличается, прежде всего, малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

    Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями.

    Ученые дают разные определения понятиям «экстраверт» и «интроверт» . Для классификации К. Леонгарда приоритетным стало отношение человека к информации , к реакции на события внешней среды: экстраверты восприимчивы к такой информации, реагируют на нее; интроверты же могут в большей степени внешнюю среду игнорировать, ориентируясь на собственный внутренний мир.

    Вследствие различий в подходе, К. Леонгард делает главный вывод, что интроверт - личность более волевая, сильная, стойкая к влиянию из вне .Экстраверты в этом плане менее стойки - онилегко поддаются чужому влиянию и, в отличие от интровертов, могут менять свои внутренние установки в зависимости от внешней среды.

    Круг общения интровертов довольно узок, они склонны к философствованию, самокопанию. Некоторые из них противопоставляют себя окружающей среде, а потому не следят за изменяющимися обстоятельствами вовсе, отставая от темпа жизни. Как правило, интроверты категорически не терпят вмешательства в свою жизнь, в свои установки и в свой внутренний мир. Такие личности привыкли следовать своим принципам и убеждениям до конца. Экстраверты лучше приспосабливаются к меняющимся условиям, проще заводят знакомства и расширяют круг общения, открыты для нового, в том числе для новой информации. Они готовы поступиться своими убеждениями ради некой цели, легко уступают другим людям. Не склонны к самокопанию, некоторых экстравертов можно даже упрекнуть в легкомыслии.

    Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

    Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении : 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера . В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

    Акцентуация характера и личности – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера, это крайний вариант нормы граничащий с психопатией.

    Акцентуации характера: 1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, не дисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов. 2.Дистимный тип - противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.3.Циклоидный тип . Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада - дистимно. Самооценка неустойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем. 4. Возбудимый тип . Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состояниидобросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 5. Застревающий тип . Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 6. Педантичный тип . Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях - бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно. 7. Тревожный тип . Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка. 8. Эмотивный тип . Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для негохарактерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам. 9. Демонстративный тип . Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен. 10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio - восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям. Искренне переживают чужие проблемы.

    Механизмы развития и формирования характера

    Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера

    Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.

    Черты характера формируются на трех уровнях:

    физиологическом - на основе темперамента,

    социальном - под влиянием социума

    на уровне сознания - самоформирование характер.

    Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

    Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

    Периоды формирования характера

    Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее, выделяют специальный Сензитивным период жизни. Данный период приходится примерно на возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

    Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

    Взрослых со взрослыми,

    Взрослых с детьми,

    Детей с детьми.

    Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ общения с ним самим весьма важны для становления характера.

    Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

    Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

    Доброта-эгоистичность,

    Общительность-замкнутость,

    Отзывчивость-безразличие.

    Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

    Позже формируются другие черты характера:

    Трудолюбие-лень,

    Аккуратность-неаккуратность,

    Добросовестность-злонамеренность,

    Ответственность-безответственность,

    Настойчивость-малодушие.

    Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

    Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

    В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку.

    В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

    В школе ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".

    В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.

    Типы неправильного воспитания и типы характера с патологиями

    Социальная среда, конечно, очень важное условие формирования характера. Но не менее важным является воспитание. Нельзя исключать роль воспитания в формировании характера, так как неправильное воспитание может вызвать определенные патологии в характере. Воспитание можно классифицировать на целенаправленное или стихийное.

    По целям воспитание можно разделить на три вида:

    воспитание для воспитателя,

    воспитание для общества

    воспитание для воспитуемого.

    Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание, такое как послушание.

    Задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.

    Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

    Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

    Под специальными понимают способности , которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

    Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

    ОДАРЕННОСТЬ - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде.

    В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

    Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

    В психологии выделяется три концепции способностей:

    А) теория наследственности способностей,

    Б) теория приобретенных способностей,

    В) приобретенное и природное в способностях.

    1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. www.pclever.ru

    Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.

    2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

    В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок по каким-то причинам лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.

    Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.

    Но и эта концепция встречала и встречает возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде профессий они имеют особо важное значение.

    3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.

    Исследователи разделяют способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.

    Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Виды и классификация ощущений. По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.

    Существуют различные основания классификации ощущений.
    Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):
    - обоняние,
    - вкус,
    - осязание,
    - зрение
    - слух.
    Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений.
    Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:
    - интероцептивные,
    - проприоцептивпые,
    - экстероцептивные.
    Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

    Интероцептивные ощущения

    Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся:
    - на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов,
    - внутри мышц и других оранов.
    Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
    Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.

    Проприоцептивпые ощущения

    Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают:
    - ощущение равновесия (статическое ощущение),
    - двигательное (кинестетическое) ощущение.
    Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини.
    Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
    Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

    Экстероцептивные ощущения

    В них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на:
    - контактные (вкус и осязание),
    - дистантные (слух, зрение и обоняние).
    Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями. Формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но сам запах представляет из себя своеобразный объект (можно сказать, что это облако газа). И тогда получается, что нос непосредственно контактирует с этим объектом. Можно также заметить, что сам объект уже прекратил своё существование, но запах от него остался (например, сгорело дерево, но дым от него остался). Обоняние также играет огромную роль в восприятии качества продукта, употребляемого в пищу.

    Интермодальные ощущения

    Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е. Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

    При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

    Что это такое?

    Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

    Типы высшей нервной деятельности знают не все.

    Свойства нервной системы

    В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

    Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

    Сильная и слабая нервная система

    Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

    Типы высшей нервной деятельности

    Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

    • сильный, подвижный и уравновешенный;
    • сильный и неуравновешенный;
    • сильный, уравновешенный, инертный;
    • слабый тип.

    В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

    Сигнальные системы

    Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

    Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

    Разделение на типы по темпераменту

    Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

    Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

    Сангвиники

    Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

    Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

    Холерики

    У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

    Флегматики

    Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

    Меланхолики

    Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

    Отличительные черты

    Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

    У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

    Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

    При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.