Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Жизнь православной общиной в деревне. Православная деревня

Перед въездом в Потеряевку стоит табличка "На территории деревни курить запрещено". Добавлю ещё, что в деревне не только не курят — и не пьют, и не сквернословят. Да и всё дурное, что человека не красит, кажется, осталось там — в затерянном для Потеряевки, почти что виртуальном далёком мире "цивилизации".

Прежде, чем Потеряевке обрестись в её нынешних чертах и облике, она должна была исчезнуть. Исчезала зажиточная деревня долго, с 1930-го года, когда первые семь раскулаченных семей отправили по этапу. Их имущество, скот, амбары с зерном, добротные дома стали общественными. Добило Потеряевку в 71-м году постановление об укрупнении сёл, практически превратившееся в насильственное выселение. Методы известные — закрывают школу, магазин, отключают электричество… В числе последних уезжала многодетная семья Лапкиных. Покидали, чтобы вернуться.

Только спустя 20 лет после изгнания потеряевцев, благодаря братьям Лапкиным пришло время вновь отыскаться Потеряевке на этой земле.

С тех пор, как уехали последние жители Потеряевки, на месте деревни обосновался православный лагерь-стан. Трудным было его существование в советские времена — постоянное преследование привело к нелегальной жизни в подземелье. Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал — раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и брёвнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», — смеётся Игнатий Тихонович Лапкин.

Даже сдвинув брёвна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена, и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом и светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением — подземной церковью, где можно было молиться. Всё это делалось верующими по ночам. Землю долбили и вытаскивали наверх вёдрами. Сегодня здесь всё обыденно и похоже на обычное овощехранилище

Другой Лапкин — Иоаким Тихонович, — отслужив срочную службу в армии, в 1978 году после окончания Московской духовной семинарии стал священником. «Никогда не покидало меня желание вернуться в родные края, — рассказывает Иоаким Тихонович. — Приезжал сюда и видел, как земля зарастает бурьяном. Тогда-то мы и решили: пора начинать возрождение посёлка».

Весной 1991 года он приехал на свою малую родину. Началом новой Потеряевки стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. Поселенцы стали готовить простейший строительный материал — саман-кирпич из глины. Заготовили около семи тысяч кирпичей и за две недели сложили стены. Вот где Иоакиму Тихоновичу пригодилась служба в стройбате (там он был каменщиком). До осенних дождей успели поставить крышу, а осенью соорудили баню, скотный двор, выкопали колодец. В тот год первый раз после двух десятилетий в Потеряевке зимовали её жители: братья Иоаким и Павел Лапкины, их мама Мария Егоровна, племянник Ося да ещё живность на скотном дворе.

И хотя стоял только один дом, весть о возрождении посёлка уже пошла по России, стали приходить письма с заявлениями на жительство от близких по духу и вере людей. Прослышали о возрождении Потеряевки даже в Америке. Из Калифорнии приехал потрудиться на благо деревни земляк, Никита Феоктистович Орлов.

Сегодня Потеряевка — настоящая деревня, где появились электричество и телефоны, медпункт, начальная школа, церковь, добротные дома, у многих из которых стоят автомобили, тракторы. Среди живущих в деревне, люди разных специальностей — врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор… Но все они живут своим подсобным хозяйством, для всех действует общинный устав. Работают здесь много, до позднего вечера. Отдыхают по воскресеньям и религиозным праздникам.

Создаётся православное самоуправляемое поселение.
Обращение к патриотически-мыслящим предпринимателям.

Для удобства обсуждения тема перенесена на наш ФОРУМ:

_________________________

Дорогие коллеги!

Все мы хотим видеть Россию могучей и процветающей державой. Все мы прекрасно понимаем, что наша Родина будет стремительно развиваться только в рамках самобытной мировоззренческой концепции, и станет еще более стремительно деградировать, если по сценарию стран-идеологов нового мирового порядка продолжит послушно исполнять роль сырьевой служанки. Но как реально в условиях глобализации сохранить свою культурную самобытность? Как защитить своих детей от влияния наркотиков, пьянства и сатанинской культуры? Приходится констатировать, что в существующих условиях уберечь не только своих детей, но и самого себя от разлагающего действия глобализации, этого смрадного "духа века сего", достаточно проблематично. Не запирать же дитя в квартире, а самому закрывать глаза и затыкать уши, перемещаясь по московским улицам! Иными словами, перед тем, кто хочет жить по- православному, да и просто жить традиционными ценностями, достаточно остро встает вопрос "о тылах".

Говоря о возможном противоядии духовной агрессии, хотелось бы, в первую очередь, обратить свой взор на наши православные монастыри, но так как речь все же идет о жизни в миру, то, как ни странно, достаточно интересный пример показывают нам США. Вернее, её фермерские хозяйства юга страны, где часть населения живет в условиях некой "культурной автономии", основанной не на лживых постулатах массовой культуры, а на традиционных западно-европейских консервативных христианских ценностях. Фермерские дети- а их, как правило, значительно больше, чем в городских семьях,- обучаются в закрытых частных школах или на дому. Нам видится, что подобное вполне возможно и в нашей стране.

Мы предлагаем создание православной общины-поселения, с традиционным для русского народа укладом жизни и нормами поведения, который позволит, с одной стороны, уберечь наши семьи от удушающего влияния мегаполиса, с другой - даст возможность вести развитое хозяйство и обеспечить достойный уровень жизни и образования каждому жителю поселения. Место для создания православного самоуправляемого поселения (лесной массив на границе Московской и Владимирской областей, недалеко от трассы) подобрано как исходя из соображений необходимой изоляции, так и относительной близости к Москве, что в совокупности с интенсивным экономическим развитием региона позволяет успешно заниматься предпринимательской деятельностью. В настоящее время приобретено либо зарезервировано под приобретение достаточное количество земельных участков.

Эта тема касается всех православных христиан, проживающих сейчас в Германии, как и мы.

Все вы знаете о жизни здесь не понаслышке. Всем вам известны сегодняшние проблемы Германии и жизни православных людей в Германии в частности. В первую очередь это проблема нашей удаленности от Храма Божия, куда приходится добираться порой по несколько часов. Часто бывает так, что службы в доступном нам храме проходят один-два раза в месяц, и как раз в эти дни (как это обычно случается) на нас наваливается много других забот, да так серьезно, что приходится выбирать между заботами и встречей в Храме с Богом. И как это ни горько сознавать, но часто борьба эта внутри нас оканчивается не в Его пользу.

И как хорошо было бы, если бы Храм был рядом с нашим домом, и службы в нем были бы хотя бы два раза в неделю, чтобы не приходилось выбирать между храмом и мiром.

А еще было бы здорово, если бы при храме была воскресная школа для детей и взрослых, чтобы была трапезная, где можно собраться после службы с такими же верующими людьми, как и ты, пообщаться с единомышленниками, попросить помощи или предложить кому-то свою, чтобы священник мог уделить время всем и конкретно вам. Самое главное во всем этом, как мне кажется, это то, что мы могли бы показать пример нашим детям. Чтобы они знали, что кроме того, что они видят в школе и на улице, может существовать и другая жизнь. И что кроме их папы и мамы, возможно несколько «странных» с их точки зрения (не похожих на других людей, их окружающих), существуют рядом и другие такие же «странные» люди, которые живут так же, и жизнь эта светлее, чище, и ярче той, другой жизни в мiру. И что, возможно, странными являются скорее те, другие люди, которые окружают наших детей в школе и на улице, потому что они не хотят жить той жизнью, полной добра и радости, которой живут их родители, а хотят «брать от жизни все», наступая при этом на дружбу, распиная любовь и совесть, пачкая руки и душу во всевозможной грязи. Наши дети чувствуют это подспудно, но не видят примера того, как можно иначе жить в обществе. Ведь семья это еще не все общество. Им очень трудно… Показать такой пример, или даже не пример, а возможность иной жизни, без тесного общения друг с другом, только за 2 часа богослужения достаточно сложно… Общение такое должно быть намного большим по времени. Этот островок нормальной жизни (жизнь в мiре сейчас на мой взгляд является не совсем нормальной) не должен ограничиваться богослужением, он должен оставаться постоянным во времени и желательно… в пространстве. Иначе остальные 166 часов в неделю легко перевесят 2. Очень уж тяжелая пропорция получается – 1 к 83.

Замечали ли вы, как порой после службы не хочется уходить из храма, хочется продлить это краткое время нахождения в православной среде, хотя бы просто посидеть тихо, рядом с людьми, которых ты видишь раз в неделю в лучшем случае. Это потому, что душа наша, по природе христианка, знает ощущение нашего настоящего Дома – Небесного нашего Отечества и тянется сама собой туда, где это ощущение она может получить наиболее полно. Для нас, находящихся здесь, такое ощущение душа может получить только в православном храме и глубоко счастлив тот, душа которого может получить аналогичное ощущение и в семье. Все остальное, что может предложить нам мiр – уводит нас в другую сторону.

Долгое время, преподавая в воскресной школе, я размышлял над этим вопросом. Как же нам объединить наших детей, как показать им пример другой жизни, как отвлечь их от прелестей и приманок этого мiра. Сделать это, живя на западе, очень трудно. И самое главное – как сделать этот пример непрерывным, или хотя бы 50 на 50. Тогда у нас есть шанс.

В свое время я узнал, что в Германии существуют коммуны. Что это такое? Люди объединяются на основе общего интереса к чему либо, приобретают жилье для совместного проживания, землю и помещения для работы, и создают на основе этого общего интереса предприятия. В таких коммунах есть практически все для автономного проживания. Часть людей занимается сельским хозяйством (как правило, оно био-ориентированное) — растениеводством (овощи, фрукты и т.д.) и животноводством. Коммуны имеют свой детский сад, как правило — общую кухню, библиотеку, автопарк, мастерские – те, для которых есть специалисты. Часть произведенного идет на внутреннее потребление, а часть – на продажу за пределами коммуны. Ознакомиться с такой функционирующей с 1986г. коммуной можно на примере Kommune Niederkaufungen (просто наберите это название в поисковой системе).

Что меня смущало в этих объединениях – отсутствие общего мировоззрения, и как следствие — различные негативные моменты в жизни, воспитании детей и т.д. Но сам факт того, что в Европе возможны объединения людей по какому-либо признаку, их совместное проживание и юридическое и экономическое оформление, внушало большой оптимизм.

И вот в какой-то момент возникла такая идея – а что, если объединиться не по признаку любви к био-овощам, а по признаку любви к Богу. Почему мы, православные, разбросанные по всей стране, не можем объединиться на почве единого вероисповедания? Толчок этой идее дал другой проект – строительство русского православного храма для нашего прихода в г. Штраубинг. Сейчас этот проект находится в стадии сбора средств. Как оказалось, поставить сам храм (например, деревянный – в стиле русских старых церквей) – не очень дорогостоящее дело. Гораздо дороже (в разы) – приобретение земли для него. Поэтому в ходе раздумий на эту тему возникла идея строительства храма за городом, где земля намного дешевле. Дальнейший полет мысли привел к тому, что неплохо было бы и поселиться возле этого храма, чтобы было недалеко ходить на службы.

Итак, чтобы не утомлять вас более моими словесными изысканиями, перехожу к основной части письма, которую постараюсь сформулировать кратко, дабы не заинтересовавшиеся не ругали меня за потраченное время, а заинтересовавшимся охотно отвечу лично более подробно. Идею можно озаглавить так:

Православное поселение в Германии.

Для начала осуществления идеи требуется несколько православных семей, согласных с базовыми принципами и имеющих возможность (в том числе и материальную) переехать .

На первом этапе – нахождение единомышленников, знакомство, выработка общего плана и согласование места для покупки базового жилого фонда.

На втором этапе – приобретение старого Bauernhof (или чего-то подобного) с возможностью жилья для 3-5 семей и до 1 га. земли. Такие хозяйства сейчас продаются не очень дорого, т.к. старые байеры уходят, а их дети не хотят работать на земле и продают дома вместе с землей. Возможны также и другие варианты жилья.

Третий этап — строительство деревянной церкви с помещением для воскресной школы и трапезной.

Одновременно с этим — развитие поселения, необходимых производств, с/х участков, мастерских и т.д. (см. ).

Четвертый этап (в мечтах) – православная общеобразовательная школа, паломнический центр, каменный храм …

Идея была представлена на рассмотрение Его Высокопреосвященства Архиепископа Берлинского и Германского Марка и нашла поддержку. Было получено благословение Владыки на организацию такого поселения и начата деятельность по поиску единомышленников, о чем и свидетельствует данное письмо.

Если вас заинтересовал данный проект, и вы хотите принять в нем участие или просто хотите помочь его развитию – просим связываться любыми доступными вам способами, указанными на странице . Просим также показать это письмо в ваших приходах, а также вашим друзьям и знакомым – возможно, кто-то из прихожан проявит интерес к нашему проекту.

Иерей Анатолий Акулиничев

настоятель храма Пресвятой Троицы (Erlangen)
и общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Nürnberg)

Приложение 1. Возможные виды деятельности в поселении.

  1. Bio производство – овощи, фрукты и т.д.
  2. Растениеводство (выращивание редких для Германии высокоэффективных растений)
  3. Козы – молоко, сыр, др. молочные продукты (редкость и полезно)
  4. Птица – яйца и т.д.
  5. Детские лагеря на время каникул
  6. Pflegedienst
  7. Пчеловодство
  8. Рыбоводство
  9. Семенной фонд – продажа био-семян овощей, лекарств. растений и др.
  10. Tagespflege
  11. Tagungshaus (Seminare usw)
  12. Детский сад
  13. Мастерские по имеющимся в наличии специальностям
  14. Гостиница
  15. Ресторан (с русской кухней)
  16. Булочная
  17. И т.д. — список зависит от специальностей поселян

Д ля православных христиан жизнь общиной является самым естественным и правильным образом жизни, хотя многие современные христиане об этом подзабыли. Вводит в заблуждение дух индивидуализма окружающего мира, слабое знание истории Церкви, восприятие христианства на уровне обрядов, которые лишь "дополняют" материалистический строй жизни. Но если поинтересоваться, как жили первохристианские общины, а затем и общины монастырей; как выживали в борьбе с суровым российским климатом деревенские общины наших предков; если почитать омельничной общине прп. Серафима Саровского - то образ жизни современного "раздробленного" общества уже не будет восприниматься как единственно правильный.

П рихожане городского храма, среди которых зарождается духовное единство, ощущают желание больше общаться и в бытовых вопросах, проводить вместе больше времени. Но в городских условиях это трудно сделать, ведь у всех разный режим работы, свои маршруты, семейные обязанности. Совсем другое дело - совместный труд и близкое соседство при жизни в деревне, когда двое, трое или более собраны вместе во имя Господа Иисуса Христа не только в праздник, но ежедневно.

К онечно, нельзя идеализировать жизнь православной общины в деревне. Такая жизнь нелегка, требует постоянного труда и молитвы, обуздания самости, терпеливого ношения немощей друг друга. Но ведь лёгкий путь не приводит к спасению души. А в нынешнее тревожное время жизнь общиной в деревне может оказаться одним из немногих путей ко спасению.

Н екоторые христиане стали возвращаться из городов в деревни ещё в 90-х годах прошлого века. Одни обустраивались индивидуально. Для примера можно познакомиться с историей жизни в деревне Владимира Киприянова, около 20 лет назад вместе с семьёй переехавшего из Москвы в село Кажирово Костромской области. РАДУГА НАД КАЖИРОВО

Ещё одна статья В.Киприянова: ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН. ИСХОД ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН (от эйфории до…реальности).

Н еоднозначная личность Германа Стерлигова и его семейный хутор, а затем и целая "слобода" привлекают постоянное внимание СМИ. Этот опыт (как позитивный, так и негативный) можно также принять во внимание. Фильм "Слобода свободы".

С уществуют сейчас и общины, стемящиеся жить максимально автономно и удалённо. Одни из них никак не дают о себе знать в СМИ, о жизни других кое-что известно, как, например, об общине иеромонаха Евстратия Филиппова, которая жила сначала в Костромской области, а затем вынуждена была переселиться в Пермский край. Смотрите на YouTube ролики: "Опыт исхода в православные поселения" и "Давление силовых структур на православное поселение".

Н екоторые общины обвиняются в сектантстве. Об опасности попасть в секту никогда не следует забывать, а поэтому необходимо твёрдо помнить Православный Катехизис и заповеди Св. Евангелия. Если есть сомнения в чистоте учения, приносимого каким-либо пастырем, необходима особая осторожность. Для примера приведём обсуждение жизни общины о. Михаила Агеева (Псковская обл.), а также последователей схимонаха Симона Ширяева, живущих в Шуйском районе Ивановской области (противоположные точки зрения: ruskline.ru и


Не совсем свежее интервью с одного нашего хорошего знакомого

КПР: Когда разговор заходит о каком-либо православном поселении, у обывателя почему-то сразу возникают мысли: странные люди. Но ведь они сами толком-то не представляют, почему вдруг взрослые, состоявшиеся люди принимают столь важное в своей жизни решение уйти от городской суеты поближе к земле. Все-таки интересно, когда и под влиянием чего, у Вас созрела идея создания поселения?

А.Р.: Фактически все началось в октябре 2003 года, когда нам удалось относительно недорого приобрести громадный недостроенный коттедж на границе Московской и Владимирской областей. Однако сама идея создания православного поселения родилась значительно раньше. Мы достаточно долго искали место под застройку в Калужской и в Тверской областях, однако остановили свой выбор именно на Владимирщине. Наверное, это в какой-то степени символично: освобождение страны от монголо-татарского ига начиналось с возрождения Владимирских земель.

КПР: Как сформировался коллектив общины, что способствовало?

А.Р.: Сам коллектив сложился из около-предпринимательской среды. В свободное время мы вместе ездили в паломнические поездки, а в Москве помогали друг другу в решении различных деловых проблем. Затем пришло сознание того, что впереди – «времена крутые», и надо быть готовым встать плечом к плечу для защиты не только своего бизнеса, но и своих семей. Для этого необходимо, как минимум, жить поблизости друг от друга.

КПР: С чем связаны такие убеждения? Вы считаете, что есть сегодня какие-то реальные угрозы, которые способствуют осознанию необходимости подобных поселений?

А.Р.: Лично я глубоко убежден, что где-то через 10 лет в развитых городах России начнется нечто похожее на то, что творилось в Грозном в начале 90-х. У русских будут отнимать квартиры, имущество, со вступлением страны в ВТО к нам нахлынет поток дешевой рабочей силы, которая вместо того, чтобы собственно работать, начнет заниматься откровенным криминалом. Более того, как бы нам это не претило, развал России и последующая за этим анархия - объективная реальность, в стократ более вероятная, чем возрождение нашей державы. Конечно, можно прятать голову в песок или трубить об удвоении ВВП и мифических успехах, но демографическая яма в полтора миллиона русских в год уже через десяток лет заставит с собой считаться. В настоящее время приходится думать уже не о восстановлении великой страны, а о сохранении русского этноса и православия как такового, ведь без русских никто не удержит бремени хранителей истинной веры.

КПР: Вполне уместный в этом случае вопрос: каков, как говорят, социальный статус Ваших единомышленников. Уж очень здраво они оценивают сложившееся положение…

А.Р.: Это люди разных профессий. В основном, предприниматели. Есть бывшие военные. Есть несколько человек, опустившихся на самое дно, которых мы буквально подобрали на улице. Милость Господня, влияние коллектива и «сухой закон» привели к тому, что на сегодняшний день это вполне нормальные люди, глядя на которых ни за что не поверишь, что когда-то они были типичными бомжами.

КПР: Каково отношение к вашему поселению местных жителей? Как вообще реагируют на вас сторонние люди?

А.Р.: В отношении к нам есть две крайности. Первая заключается в том, что люди видят на фотографии большие дома, машины, узнают о том, что мы избираемся в органы государственной власти и местного самоуправления, имеем бизнес в ближайших населенных пунктах, и когда едут к нам, ожидают попасть в некий «город-сад», «государство в государстве». Но, приехав (особенно зимой), видят 5 домов, столько же насельников и сильно разочаровываются. Дело в том, что поселение наше достаточно молодое, и вся его община (22 человека), в основном проживает в Москве. В поселение члены общины приезжают на выходные и в летний период. Впрочем, по нашим прогнозам, осенью по завершении выборов глав районов, в которых мы планируем принять непосредственное участие, состоится массовое переселение. Да и сам переезд - это не главное. Главное - это люди, ну, а земля на необъятных Российских просторах всегда найдется.

Другая крайность - люди считают нас за бродяг, маргиналов, сектантов и т.п. Чтобы развеять этот миф, надо попросту с нами познакомиться. Мы обычные православные люди, которые ходят в церковь, занимаются спортом, не пьют и стараются не сквернословить. Да и само место под поселение – это же не таежная староверческая глушь, а промышленно развитый центр России, что говорит о нашей прагматичности.

КПР: Какие основные правила общежития действуют в вашем поселении? Например, какое отношение в поселении к потреблению спиртного?

А.Р.: На территории ПСП запрещено потребление алкогольных напитков в любых количествах и видах, а также появление в нетрезвом виде. Если кому-то невмоготу, может поехать в город, напиться там до свинского состояния и валятся в грязи это его личное дело. А окончательно протрезвев, вернуться обратно. Впрочем, если человек хочет, чтобы его голос имел вес при принятии общих решений, он должен отказаться от спиртного раз и навсегда.

КПР: «Сухой закон» в общине это необходимость?

А.Р.: Про армейский устав говорят, что он «написан кровью». Слишком дорого обходится его несоблюдение. Практика показала, что наш народ в основной своей массе может решать проблемы только радикально - либо пить, либо не пить. Либо проиграть, либо победить. Третьего не дано. Ни один человек, отказавшийся от алкоголя в принципе, не пожалел о своем решении. В том числе и я, который пил очень мало, редко и «культурно», но, несмотря на это, решил покончить с пагубным пороком.

КПР: Понятно, и вправду для всей страны удовольствие сие обходится очень дорого. Но нужен нравственный стержень, противостоящий этим пагубным. Культивирование духовного начала приветствуется в вашем коллективе?

А.Р.: Это личное дело каждого поселянина, которое он решает сам или вместе со своим духовником. Мы не обязываем людей посещать храм, соблюдать посты, молится и т.д. Мы строго регламентируем социальную, но ни в коем случае не духовную жизнь. Появление «под шафе», в непристойной одежде, сквернословие в общественных местах запрещает даже светский административный кодекс, а мы считаем своим гражданским долгом обеспечивать его соблюдение. Ну, а если серьезно - за свое поведение человек отвечает не только перед Богом (эта сфера церковного воспитания), но и перед людьми, и в целях самосохранения ответственность должна быть достаточно жесткая. Наши дети не должны страдать из-за слабоволия взрослых. Грех, губящий душу, будет судить Господь. Грех, который не только губит душу, но и разлагает коллектив, мешает нормальному общежитию, должен быть немедленно остановлен.

КПР: Общинам характерно общее хозяйство. Как у вас с этим обстоят дела?

А.Р.: Кому как удобно. Пока только индивидуальное. Надеемся, что когда-нибудь появятся желающие создать серьезное крестьянское хозяйство.

КПР: Наверняка после публикации нашего материала найдутся люди, которым близки ваши взгляды и которые захотят стать частью вашего коллектива. Что им нужно сделать?

А.Р.: Позвонить или прислать письмо на электронный адрес. А затем приехать и увидеть все своими глазами. Если наш образ жизни устраивает - то ничто не мешает присоединится к общине. Мы твердо уверены - православное самоуправляемое поселение - это не ностальгия по прошлому, это широкий шаг в будущее. Спаси Господи!