Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Приметы и поверья на пасху и пасхальную неделю. Мытарства: сквозь тернии - в рай

– Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве.

«Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23).

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

– Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

Что положено употреблять в пищу на поминках?

– По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?

– Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В сороковой день душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Для чего нужна смерть тела?

– «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Какое поминовение усопших является самым важным?

– Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

– Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

Молятся ли за нас усопшие?

– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

– Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

– Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

– За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Что такое родительская суббота?

– В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

Когда бывают родительские субботы?

– Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

– Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

– Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

Зачем надо приносить в храм продукты?

– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

– Посмертная участь умерших известна только Господу. Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

– Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Что делать, если снится умерший человек?

– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

– Обличающий за вину голос совести затихает и прекращается после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно помнить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, подавать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоугодно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Что делать при посещении кладбища?

– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

– Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

В течение Светлой седмицы в храмах не совершаются заупокойные богослужения. Однако, священники продолжают поминать усопших на проскомидии, людей, умерших в эти дни, отпевают по специальному пасхальному чину, и, конечно, никто не может вам запретить келейно молиться за ваших почивших близких.

По разъяснению некоторых (см. Цер. Вест. 1891, 27), относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы Устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их (вне храма). Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и в храме (без совершения заупокойных литургий). В Светлую неделю заупокойных служб не бывает, но можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии (см. Цер. Вест. 1895, 47).

Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай воспоминания Воскресения Христа на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца, куличи, сласти. Часть приготовленного яства раздается нуждающимся на помин души. Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых».

Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших. Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Поминки на пасхальной неделе в 2018 году можно справлять после 15 апреля

Первое поминовение усопших и первая панихида совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник - Радоница (от слова радость – ведь празднование Пасхи продолжается). В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Можно ли после Пасхи идти на кладбище и наводить порядок на могилах, до поминальных дней?

После среды Светлой Седмицы уже можно пойти на кладбище, чтобы убрать могилы своих близких после зимы перед праздником Радоницей. В случае смерти человека, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Дома поминать можно, можно подавать и записки, но публичное поминовение в пасхальные дни в виде панихиды не проводится. Если на время Пасхи и Светлой Седмицы выпадает годовщина смерти, поминки переносят на период, начиная с Радоницы.

Поминая усопших, лучше сделать все правильно - по-Евангельски

Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды… Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.

Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время - а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.

Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения. Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!

Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.

Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.

Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.

Пасха - время великой радости , праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. В Светлую седмицу не принято посещать кладбище и совершать панихиды, дабы не омрачать дни радостного ликования.

Для посещения могил назначается специальный день, вторник после пасхальной недели - Радоница. Именно в этот день верующие молятся за усопших, передавая им радость Светлого праздника. Согласно обычаю, на Радоницу, верующие приносят на могилу крашеные яйца, куличи и вспоминают Воскресение Христово.

В этой связи часто задают вопрос: "Хоронят ли на Пасху?"

Хоронить на Пасху можно, более того, умереть на Пасху считалось особой Божьей благодатью. В народе существует поверье, что преставившемуся в Светлую седмицу уготовано Царствие Небесное. Следует объяснять это так: не потому он спасается, что сподобился почить на Пасху, а потому умер именно на Пасху, что за праведную жизнь, покаяние и правдолюбие оказался достойным высокого благоволения. Людей умерших во время Светлого праздника хоронили с красным пасхальным яйцом в правой руке - "Умер на Пасху и яичко в руку".

Также встаёт вопрос: "Совершается ли на Пасхе отпевание?"

По церковным правилам отпевание совершается над усопшим независимо от значимых событий в жизни христиан, так как жизнь и смерть идут своим ходом. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят и отпевают по особому пасхальному чину.

Стоит учитывать, что в Москве в первый день Пасхи кладбища закрыты для захоронений. Это связано с массовыми посещениями граждан могил усопших родственников. В советское время, когда попасть в храм на Пасху было невозможно, а порой и опасно из-за гонений, люди приходили на кладбище, которое находилось рядом с храмом. Обычай сохранился до сих пор, хоть это и не правильно, на кладбище всё же нужно идти после Светлой седмицы, так как Пасха - праздник живых.

Пасха - это ветхозаветное установление. Евреи хотели уйти из Египта, чтобы вернуться на родину. Но фараон, у которого они были в плену, желая обогатиться бесплатной рабочей силой, не выпускал их.

В годы этого плена Господь не раз посылал фараону знамения через раба своего Моисея, чтобы фараон отпустил народ в Землю обетованную. Последнее, что Бог повелел египетскому народу, пока евреи были в их плену, - заклать ангца (то есть ягненка) и его кровью помазать косяки дверей. Сделать это надо было потому, что в ночь должен был прийти ангел-губитель и убить всех первенцев земли египетской. Но если на двери будет кровь агнца, ангел-губитель пройдет мимо дома.

Таким агнцем, но уже в Новом Завете, стал Иисус Христос. «Пасха» как раз переводится как «шествие мимо», шествие мимо смерти. Мы в празднике Воскресения Христова, причащаясь Тела и Крови Ангца Божия, как сам себя называет Христос, становимся помазанными Его кровью. И смерть проходит мимо нас. Пасха - это жизнь вечная, это освобождение от смерти. Христиане нашли тот рецепт, который делает человека бессмертным.

Зачем освящать еду на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Освящение не только еды, но и других материальных вещей, окружающих христианина, - это древняя традиция. Освящая что-то, мы посвящаем это Богу, испрашиваем на это Божие благословение.

На Пасху мы приносим в храм еду. В деревнях в начале XX века вообще все, что выставлялось на стол на Пасху, привозилось в храм, благословлялось, а десятина (десятая часть) оставлялась для нуждающихся. И только после этого люди разговлялись - благоговейно вкушали освященную праздничную еду.

Я думаю, это очень хорошая традиция - на все испрашивать у Бога благословение.

Как поститься перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В Страстную пятницу - самый строгий пост. По Уставу вообще не положено ничего есть в этот день. Если вы можете это понести по здоровью, попробуйте. Во все остальные дни Страстной седмицы пост тоже строгий, мы вкушаем только растительную пищу, причем без масла.

Когда можно разговляться на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи? Есть ли вещи, которые нельзя делать?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить.

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху? Это знак особой милости Божией или наказание?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться. Подробнее о посещение кладбища читайте .

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку вы добавите пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать его ногами.

Почему нельзя красить яйца до года?

Как это нельзя? Кто это сказал? Можно и даже нужно приобщать к этому детей. Им и вам от этого будет радость.

Надо очень остерегаться, если в водной фразе какой-то рекомендации следует «а я вот слышал, что… а мне вот сказали…». Это аналогия испорченного телефона получается. Подобные советы до добра не доведут.

Советское время конечно тоже привнесло что-то своё, например, все на Пасху скопом принялись ездить на кладбище, и праздник, который как раз отрицает смерть, ушёл на второй план. Мы уже живём в победе Христовой. Вот это всё, к сожалению, забывается. Начинаются какие-то автобусы, поездки, рюмочки.

Но это не значит, что нужно перестать ездить на кладбище, нет.

Здесь речь идёт о том, что Пасха – это великая радость, поэтому не время грустить, нужно оставить все мирские хлопоты, заботы и посвятить этот день Богу, воспоминанию Его воскресения, победы жизни над смертью. При этом мы можем помолиться о своих родных и всем сердцем разделить с ними эту радость. У Бога мёртвых нет, он дал нам перспективу жизни вечной, и мы надеемся на его милосердие.

Когда нельзя убираться дома перед Пасхой?

Отвечает отец Александр Абрамов

Есть духовная гигиена, она состоит в том, что мы действительно должны стараться на страстной неделе оградить себя от всяких развлечений, рутинных дел, суеты повседневной. Надо больше бывать в храме. И ясно, что желательно навести порядок заранее, чтобы не пропустить важных событий, богослужений Страстной недели .

Но это не носит характер абсолютного запрета, потому что существует жизнь и существует здравый смысл. Проблема в том, что, приходя в церковь люди духовный здравый смысл ещё не приобрели, а повседневный уже отключили и это создаёт такое отличное пространство, для того чтобы забивать голову всякими глупостями.

Можно ли венчаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Вопрос носит очень ясный характер, и ответ будет однозначный. Если вы придёте в церковь на Светлой неделе вам скажут, что венчаться нельзя.

Есть установленные Церковью дни, в которые совершается венчание - это понедельник, среда, пятница и воскресенье.

Есть дни недели вне зависимости от времени года, когда венчание не совершается, например, в постные дни или в субботу.

Например, почему не венчают во вторник? Потому что в этом случае первый брачный день выпадет на постный. Ну что это за начало семейной жизни, если первый же день уже сопряжён с ограничениями.

Не венчают в субботу, накануне воскресенья, потому что воскресный день – это малая Пасха и по-хорошему говоря, человек в этот день должен вести религиозную жизнь, а не личную.

Понятно, что очень многие склонны пренебрегать всеми этими традициями церковной жизни, но для того, чтобы пренебрежение не приобрело уж совсем такой дикий характер, в эти дни просто не венчают.

Светлая неделя – это всё как один день Пасхи. Большое празднование Светлого Христова Воскресения. И всё внимание конечно сосредоточено именно на этом.

Поэтому венчание на Светлой неделе тоже не совершается. Таков богослужебный строй.

Это не потому, что церковь гнушается венчаниями или людьми, которые хотят устроить свою семейную жизнь. А просто потому, что это время мы полностью посвящаем празднованию Пасхи – это время всеобщей радости.

Можно ли поминать на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если говорить о церковном порядке, то первая панихида совершается на Радоницу (день особого поминовения усопших) – это вторник второй недели после Пасхи. Во многих храмах была такая благочестивая традиция - панихидные столы, то место куда ставят свечи, закрывают тканью, показывая тем самым, что у Бога мёртвых нет. И в Пасхальную неделю это особенно ясно. Пасха - самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль.

Как говорит священное писание: « Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых » (Мк., 12:27) . Поминать естественно можно, то есть проговаривать «упокой Господи…» и произносить имя человека, за которого вы молитесь. Как же этого не делать, если мы любим своих родных и близких и желание донести это до Бога конечно есть.

Заупокойные же службы в храме (панихиды) на Светлой неделе полностью упраздняются, так как это время нашей радости о Христе Воскресшем, а не скорби. Но это не значит, что священник не упоминает об упокоении людей за литургией.

Можно ли хоронить на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если кончина проходится на Светлую неделю, то совершается отпевание особым чином, пасхальным. Особенно трогательное оно относительно младенцев, потому что утверждается их безгрешность и принадлежность к Пасхе сразу.

Можно ли крестить перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Небольшой экскурс в историю.

Интересно, что в древние времена в церкви вообще не крестили индивидуально. Это у нас сейчас такое. Мы переносим потребительские привычки на церковь.

К примеру, мы пришли в поликлинику и нам кажется совершенно диким, что нас примут одновременно ещё с четырьмя людьми. И точно также мы думаем и о крестинах. А раньше крестили совершенно иначе.

Во-первых, крестили не в храме, а как правило, на открытых водоёмах, и выбиралось для этого два или три дня в году. Людей готовили, беседовали с ними, они проходили учения в вере, если речь идёт о взрослых людях и потом либо в Сочельник Рождества, Богоявления (Крещения Господня), либо в Великую субботу всех вместе крестили.

Есть дни, когда неуместно было бы говорить о Крещении, скажем в Страстную пятницу, когда мы целиком сосредоточены на Страстях, страданиях Христовых. Хотя я, просто даже из соображений какого-то благочестия и почитания Бога не стал бы крестить на Страстной неделе.

Но если говорить в целом, то принять таинство Крещения можно в любое время и на Светлой неделе тоже.

Почему нельзя красить яйца на Пасху?

Вообще у нас принято освещать куличи и яйца в Великую субботу, то есть непосредственно перед Пасхой.

Поэтому к этому дню мы готовимся заранее. Но поскольку ситуации в жизни бывают разные, вы можете освятить свои праздничные дары и в сам день Великой Пасхи, это не будет считаться чем то противоестественным. Раньше, ещё до революции куличи и яйца освящали как раз после ночной Пасхальной службы перед тем, как разговляться.

Что касается подготовки к празднику, то желательно сделать всё заранее, чтобы у вас осталось время для самого главного. Чтобы встретить Светлое Христово Воскресение вы могли с радостью, лёгким сердцем, могли придти навстречу с Богом, оставив позади все хлопоты и заботы.

Произошло Великое событие и необходимо об этом помнить, оно должно стать центром всего.

Почему нельзя есть яйца до Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Светлым Пасхальным дням предшествует Великий пост, когда мы старались воздерживаться по возможности от тяжёлой пиши (животного происхождения), то есть держать себя в неком средоточии, даже можно сказать тонусе, подталкивая себя к внутренней работе. То есть мы не едим не только яйца, но в принципе все продукты животного происхождения, так как соблюдаем пост. Никаких иных суеверных причин не есть яйца нет.

В Великую субботу мы приходим в храм, чтобы освятить яйца, куличи, пасхи, которые станут украшением нашего праздничного стола.

И уже после Пасхальной службы в кругу семьи мы разговляемся, то есть теперь мы можем позволить себе без зазрения совести отведать праздничных яств, но только тоже важно соблюдать меру, не наедаться сразу, так как это очень большая нагрузка для нашего организма .

Мы радуемся, наступил праздник и теперь время пировать.

Что нельзя делать в субботу перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Не существует каких-то однозначных запретов. У каждого человека своя, неповторимая жизнь. Он окутан столькими обстоятельствам и нюансами, что сложно что-либо сказать наперёд. Точно также как невозможно по этой причине никого осуждать.

Но, конечно, стоит помнить, что Великая суббота - день сокровенного замирания. Его еще называют «Суббота покоя».

Мы всё ещё печалимся о смерти Христа. Вспоминаем снятие Его с креста и положение во гроб. В одном из ключевых песнопений этого дня есть слова «Да молчит всяка плоть человеча «.

Но все мы уже стоим на пороге Великого дня и праздника.

Мы ждём того часа, когда можно будет воскликнуть «Христос Воскрес!».

Но сейчас мы должны как бы замереть. Наступает затишье в преддверии чего-то очень значительного.

И конечно, в этот день речь не должна идти о каких-либо весёлых гуляниях или черезмерных хлопотах и заботах.

Нужно всё отложить, по возможности. Быть на Литургии утром. И сохранить тишину и мир в душе до начала пасхального богослужения.

Почему нельзя отмечать день рождения на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Пасха - самый Великий день в году. Торжество жизни. Мы прославляем Спасителя нашего Иисуса Христа, за Его безграничную любовь и доброту, за то что он подарил нам жизнь вечную. И конечно это событие в жизни каждого человека должно стать центральным.

Поэтому отмечание дня рождения не может быть важнее Пасхи.

С другой стороны, никаких запретов на это тоже нет.

Просто нужно помнить о том, что это Светлый день.

И не хотелось бы его омрачать излишним пьянством, к примеру, или другими непотребными вещами.

Потому, что у многих, к сожалению, день рождения ассоциируется именно с тем, что бы загулять по полной программе. И Пасха для этого не самое подходящее время. Даже исходя из уважения к традициям церкви и почитанию Бога.

Можно ли охотиться в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Если вы охотитесь ради забавы, то однозначно нельзя ни в какой день. Всё-таки это убийство живых существ.

Иногда люди охотятся для того, чтобы просто с голоду не помереть, тогда это допустимо, здесь уже стоит вопрос выживания.

Или, к примеру, когда это вопрос заработка, который также позволяет выживать. Главное, чтобы это не стало меркантильным развлечением.

Что касается именно Пасхальных дней, то любой верующий православный человек, постарается отложить на этот период охоту, если же не находится в условиях экстренных, когда нужно действовать по обстановке.

Можно ли причащаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Можно и даже нужно. Только подготовиться к Таинству Причащения стоит заранее. И дело здесь не только в посте, но, главное, в очищении сердца и разума.

Необходимо сходить на Исповедь. Вы можете сделать это в Среду, Четверг или Субботу на Страстной неделе. Но более подробное расписание стоит уточнить в том храме, куда вы ходите прийти.

В любом случае, нужно смотреть по обстоятельствам. Если вдруг, по каким-то причинам, вы не успели подготовиться заранее, то вам стоит спросить благословение на Причастие у батюшки, объяснив свою ситуацию.

С недавнего времени появилось официальное разрешение допускать людей на Пасху к Причастию без исповеди. Но это право всё равно остаётся на усмотрение священника. Потому, что люди все разные.

Главное - не молчите, не слушайте чьих-то сторонних советов, если у вас есть вопрос, то идите непосредственно к тому, кто поможет его разрешить, в данном случае - к священнику.

Можно ли ходить на Пасху на Кладбище?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В жизни Церкви всё очень мудро устроено. Каждая традиция или обряд имеет свой смысл. И для всего в ней есть своё место.

Мы можем поминать своих родных и близких усопших в собственных молитвах, это наше право и, более того, это очень важно и для нас и для тех, чью память мы чтим.

Можно ли беременным ходить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Беременным можно ходить на кладбище, как и всем. Но, согласно Православной традиции, на Пасху не посещают кладбища .

Так как Пасха - это не время для поминовения усопших. Это всеобщая радость, всеобщее ликование и прославление Спасителя нашего Иисуса Христа. Первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу .

Когда можно исповедоваться перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно, на исповедь лучше приходить заранее, не откладывать на последний момент.

Исповедоваться можно будет в Великую Среду, Четверг и Субботу Страстной недели.

Но более точную информацию о времени вам необходимо будет уточнить в том храме, куда Вы собираетесь прийти. Так как в каждом храме свой уклад.

Что надеть на Пасху в храм?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Вы можете подобрать любой наряд по своему вкусу, но важно помнить куда вы идёте. И постараться выглядеть опрятно и не слишком вызывающе.

Можно ли беременным готовить куличи и пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно можно, но только осторожно. В том смысле, что будущие мамы очень уязвимы и им нужно более бережно относиться к своему здоровью. Чтобы слишком не уставать.

А подготовка к встрече Великого праздника - всегда есть дело приятное и радостное.

Можно ли работать в неделю после Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Работа - дело очень индивидуальное. У кого то есть возможность отпроситься, взять небольшой отпуск на время Пасхальной недели и полностью этот период посвятить Богу. Поближе познакомится с традициями жизни Церкви. Но у кого-то такой возможности попросту нет. Так что здесь сложно занимать какую-то категоричную позицию. В идеале, конечно, хорошо бы в первые дни Светлой недели побывать на еще раз на пасхальной литургии, во многих храмах совершаются крестные ходы всю Светлую неделю. Эта та Радость, лишать себя которой очень жаль.

Что можно делать в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В принципе, каких-то конкретных ограничений здесь нет.

Закончился Великий пост как период лишений и строгости по отношению к себе.

Настал черёд Великой радости, теперь не время унывать и печалиться.

Делайте то, что приносит вам радость. Общайтесь с близкими и друзьями, делитесь с ними радостью о Христе Воскресшем.

Только не забывайте о самом главном, к чему мы шли через все эти недели Великого поста. Постарайтесь побывать еще хотя бы раз на Пасхальной литургии (во многих храмах также совершается Крестные ходы всю Светлую седмицу) - не лишайте себя этой радости.

Можно ли гадать перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Гадать нельзя никогда. Да друзья, это так.

Что такого плохого в гаданиях, спросите вы.

Во-первых, это неуважение к Воле Божией. Во-вторых, это пренебрежение той свободой, которой Господь наделил каждого из нас от рождения.

Когда мы используем даже шуточное, как нам кажется, гадание, получая ответ, мы себя программируем на определенные действия.

И самое интересное, что это происходит уже неосознанно.

В социальной психологии есть такое понятие как «самореализующееся пророчество». Ребёнку в детстве родители могут навязать какую-то установку, к примеру, «ты неумёха». И это установка будет ему очень мешать по жизни. Бессознательно он будет действовать так, чтобы всячески её подтвердить, заранее обрекая себя на неудачу.

Пройдут долгие годы, прежде чем он попробует разобраться что к чему.

И тут схема очень похожая. Мы узнаём какое-либо предсказание о себе и в этот момент лишаемся свободы выбора, свободы действия, так как всё теперь будет работать на эту установку.

Если вы соотносите себя с миром церкви, вам придётся сделать выбор.

Во что и кому вы верите. Если вы с Богом, то должны Ему доверять, иначе никак.

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова