Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Демонтаж конструкций зданий. Монтажные работы при замене и усилении колонн

Монтаж и демонтаж металлических и железобетонных колонн при возведении пристраиваемых пролетов или взамен сносимых выполняют теми же монтажными средствами и методами, что и на объектах нового строительства. Поэтому следует рассмотреть только некоторые особенности демонтажа железобетонных колонн. Если железобетонные колонны, подлежащие демонтажу, находятся в удовлетворительном техническом состоянии и пригодны для повторного использования, то они должны сниматься целиком. Для этого стропят колонну, крюком крана выбирают слабину канатов и вырубают со всех сторон и на всю глубину бетонную заделку в стакане фундамента. По мере вырубки бетона в образовавшиеся полости устанавливают инвентарные клинья для обеспечения устойчивости колонны. При больших объемах работ по демонтажу колонн с целью повышения эффективности монтажного процесса освобождать колонну от заделки в фундаменте можно заблаговременно, но при этом колонна на весь период подготовительных работ должна быть надежно закреплена расчалками и клиньями. Если колонна не подлежит повторному использованию, то ее срубают выше уровня фундамента. Высоту места срубания колонны назначают исходя из того, будет ли осуществляться выемка корня колонны из фундамента и каким способом. Срубание выполняют в два этапа. Сначала подрубают бетон так, чтобы были обнажены для перерезания все арматурные стержни, но при этом оставалось недорубленным 30-35 % площади поперечного сечения колонны. После застрапливания оголовка колонны и натяжения стропов краном вырубают оставленную часть бетона и перерезают арматурные стержни. Для выемки корня колонны из стакана фундамента целесообразно применять специальную установку, в качестве рабочих органов которой использованы гидроагрегаты ДЗГ-300 (рис.6, а). Верхняя и нижняя плиты станины агрегата соединены четырьмя тягами. При работе с этой установкой вокруг прилегаемой части колонны устраивают паз шириной не менее 150 мм на всю толщину пола и бетонной подготовки (до отметки верха стакана фундамента). Затем с помощью газовой горелки выпрямляют стержни арматуры корня колонны и обрезают их так, чтобы они выступали над плоскостью сруба на 5-7 см. Установку подают краном и устанавливают над стаканом фундамента с таким расчетом, чтобы стержни арматуры вошли в отверстия нижней плиты. После этого их захватывают цанговыми зажимами. Включив двигатель насосной станции, гидродомкратами извлекают корень колонны из стакана фундамента. Если суммарная прочность стержней арматуры на растяжение меньше усилия, необходимого для извлечения корня колонны, следует вырубить бетон замоноличива-ния колонны в стакане на глубину 129-150 мм. Установка рассчитана на извлечение остатков колонн с глубиной заделки их в стакане до 950 мм, имеющих арматуру диаметром 18-28 мм из стали класса А-1П. В более сложных условиях проводят замену существующих железобетонных колонн внутри реконструируемых цехов. Высокая внутренняя стесненность и ограниченность высотного габарита существующими конструкциями покрытия требует специальных приемов демонтажа и технологического оснащения. Метод демонтажа колонны должен быть увязан с методом вывешивания конструкций покрытия.

При возможности подхода крана к демонтируемой колонне наиболее целесообразно использование самоходных стреловых кранов, Оборудованных укороченной стрелой с вильчатым оголовником (рис.6, б). Такое оборудование позволяет разместить ствол колонны внутри вильчатого оголовника и использовать краны, высота стрелы которых меньше высоты колонны. До начала демонтажа колонны должны быть демонтированы подкрановые балки и вывешены конструкции покрытия. Следует выбирать такой метод вывешивания, чтобы используемые монтажные приспособления создавали минимальные помехи для работы крана. Высота слов вырубаемого бетона должна быть не менее 100 мм. После перерубания ствола и перерезания арматуры колонну опускают краном на 50 мм для увеличения зазора между верхом колонны и вывешенной стропильной фермой. В зависимости от стесненности колонну выводят из-под фермы поворотом стрелы или перемещением крана и укладывают ее на основание. Когда стесненность реконструируемого участка цеха не позволяет использовать для демонтажа колонн стреловые краны, применяют простые такелажные приспособления и устройства: блоки, полиспасты, лебедки, поворотные шарниры и др. Наиболее простой и надежный способ демонтажа с применением этих приспособлений-метод поворота вокруг Шарнира (рис.7, а). Поворотный шарнир состоит из верхней и нижней разъемных обойм, соединенных шарнирно в уровне нижней обоймы. Расстояние между обоймами должно быть около 800 мм. Назначение шарнира - обеспечить устойчивость колонны после вырубания ее участка вблизи фундамента и четкое направление ее наклона. Поэтому конструкция верхней и нижней обойм должна обеспечивать плотное крепление их к стволу колонны.

Рис.6. Демонтаж железобетонных колонн с помощью крана а - установка для извлечения остатков колонн из фундаментов; б - демонтаж колонны с помощью крана, оборудованного вильчатым оголовником; 1 - станина; 2- гидродомкраты; 3 - насосная станция; 4 - трубопровод масло-подачи; 5 - навлекаемая часть колонн; 6 - фундамент; 7 - тяга; 8 - верхняя плита: 9 - стальной клин; 10 - конусная втулка; 11 - нижняя плита; 12 - вывешенная ферма; 13 - вильчатый оголовник; 14 - демонтируемая колонна; 15 - место перерубания колонны

Рис.7. Демонтаж колонн

а - железобетонных, поворота" вокруг шарнира: б - железобетонных лебедками; в - замена металлических колони с помощью опорного шарнира; 1 - демонтируемая колонна. 2 - временная опора вывешенной фермы; 3 - полиспаст; 4 - поворотный шарнир; 5 - большепролетная подкрановая балка; 6 - оттяжной канат; 7 - ригель для крепления полиспаста; 8 - отводной блок; 9 - опоры шарнира; 10 - падающая мачта

Демонтажу колонны предшествуют: демонтаж подкрановых балок, вывешивание конструкций покрытия, установка и закрепление двух лебедок, установка отводных блоков, запасовка канатов полиспастов, мероприятия по охране труда. После выполнения этих работ колонну стропят выше ее центра тяжести канатами, идущими от двух лебедок (одна - тянущая, другая - удерживающая) и лебедками выбирают слабину канатов. На колонне жестко закрепляют поворотный шарнир и вырубают бетон участка колонны между верхней и нижней обоймами шарнира. После перерезания арматуры колонну опускают поворотом вокруг шарнира включением тянущей и тормозной лебедок. Демонтированную колонну освобождают от оснастки, грузят на транспорт (автомобильный или железнодорожный) и вывозят. Железобетонные колонны массой до 15 т демонтирует звено, состоящее из монтажников 2-го, 6-го разрядов (по 1 чел.), 4-го разряда (3 чел.), 5-го разряда (2 чел.), сварщика 5-го разряда и моториста электролебедки 6-го разряда. Затраты труда на демонтаж одной колонны составляют в среднем 10 чел.-дн.; а выработка на 1 чел.-дн. - 0,63 м. Если объемно-планировочными решениями реконструкции предусматривается увеличение шага колонн существующего каркаса без демонтажа конструкций покрытия, существующие подкрановые балки заменяют на большепролетные (2-3 шага существующих колонн), а конструкции покрытия переопирают на них, превращая подкрановые балки в подкраново-подстропильные. Работы выполняют в такой последовательности. Демонтируют подкрановые балки, опирающиеся на подлежащую демонтажу колонну, и подготавливают опорные узлы вновь устанавливаемых подкрановых балок. В этой колонне для свободной установки большепролетных подкрановых балок вырубают бетон и, используя смонтированные электрические лебедки, монтируют большепролетные подкрановые балки. После этого выполняют комплекс работ по вывешиванию и переопиранию стропильных ферм. Для закрепления полиспаста монтируют ригель, опирающийся на смонтированные большепролетные подкрановые балки, устанавливают остальные электролебедки, отводные блоки и запасовывают канаты. Затем закрепляют полиспаст и оттяжки к колонне, подлежащей демонтажу. Для демонтажа колонны производят рубку бетона в ее нижних ветвях (при необходимости - ив верхней часта колонны) и включением в работу электролебедок опускают ее в крайнее нижнее положение. В дальнейшем осуществляют комплекс работ, связанных с передачей нагрузки от покрытия на вновь смонтированные под крановые балки и демонтажем временных опор, связей и т.д. Состав звена, затраты труда и выработка при демонтаже железобетонных колонн массой до 15 т этим методом примерно аналогичны приведенным выше. При реконструкции одноэтажных промышленных зданий железобетонные колонны монтируют только при возведении пристраиваемых пролетов и взамен сносимых, что позволяет использовать для их монтажа те же методы и оснастку, что и на объектах нового строительства. При производстве работ во внутрицеховых условиях взамен удаляемых железобетонных колонн устанавливают металлические. В связи с этим вопросы монтажа железобетонных колонн в настоящем справочнике не рассматриваются. Демонтаж и монтаж металлических колонн при демонтированном покрытии осуществляются теми же монтажными средствами, что и в условиях нового строительства. Демонтируя металлическую колонну, следует освободить ее базу от наплывов бетона, застропить и взять на крюк крана, свинтить гайки с анкерных болтов или срезать их, приподнять, поворотом стрелы вынести в зону складирования и спустить. Демонтаж колонн во внутрицеховых условиях с невысокой степенью стесненности и при возможности подхода крана в рабочую зону следует выполнять самоходными стреловыми кранами, оборудованными укороченными стрелами с вильчатым оголовником. Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет опустить и поднять новую колонну в строго фиксированной плоскости (рис.7, в). Доставку колонн в зону монтажа и вывозку демонтированных осуществляют электромостовыми кранами. До начала демонтажа колонны выполняют демонтаж подкрановых балок и вывешивание стропильной фермы, опирающейся на демонтируемую колонну, установку лебедок и отводных блоков. Затем устанавливают опорный шарнир. С этой целью в конструкции фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты (диаметр болтов определяют расчетом, а место установки - размером и конструкцией шарнира). После приобретения эпоксидным клеем расчетной прочности на фундамент устанавливают опорный поворотный шарнир, крепят опорную часть анкерными болтами к фундаменту, а обойму - к стволу колонны. Затем стропят колонну двумя канатами, идущими через отводные блоки на тормозную и тянущие лебедки, отсоединяют от фундамента; лебедками поворачивают колонну вокруг шарнира я укладывают а горизонтальное положение на подготовленные площадки. После вывозки демонтированной колонны подготавливают поверхность фундамента к установке новой колонны. Затем колонну, подлежащую монтажу, укладывают на деревянные брусья и вводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко, закрепляют, выверив положение в плане и по высоте с учетом размеров и конструкции шарнира. Затем колонну стропят и переводят в вертикальное положение, используя электрическую лебедку. Проверив правильность установки колонны, осуществляют ее проектное крепление к фундаменту. После этого выполняют комплекс работ по переопиранию вывешенной стропильной фермы. При монтаже новой колонны должно соблюдаться одно из условий: опорные узлы стропильной фермы должны быть подняты выше проектной отметки на расчетную высоту или же высоту верхней ветви колонны следует уменьшить на расчетную длину. При соблюдении первого условия после установки колонны в проектное положение производят посадку узла стропильной фермы на оголовок колонны и его закрепление. При соблюдении второго условия пространство между оголовком колонны и проектным положением опорного узла стропильной фермы заполняют стальным вкладышем с последующим его закреплением. В процессе производства работ необходимо соблюдать следующие дополнительные требования по технике безопасности; при подъеме колонны грузовой полиспаст должен находиться в вертикальной плоскости, проходящей через шарнир; устанавливать вкладыш и опускать стропильные фермы можно только после проектного закрепления базы, пульт управления электрической лебедкой должен располагаться за пределами опасной зоны: в пределах опасной зоны на пути мостовых кранов устанавливают временные тупиковые упоры (на период производства работ). Относительная простота укорочения стрел мобильных кранов с целью приспосабливания их к работе в стесненных внутрицеховых условиях заставляет искать и новые методы монтажа строительных конструкций, позволяющих расширить область эффективного использования модернизированных кранов. Целесообразно применение методов монтажа тяжеловесных аппаратов при помощи специальных устройств и кранов, грузоподъемность которых ниже массы монтируемого оборудования, для нужд реконструкции зданий, в частности при монтаже колонн в условиям ограниченного высотного габарита внутрицехового пространства. Например, демонтаж и монтаж металлических колонн можно выполнить двумя кранами с укороченными стрелами или этими же кранами с применением опорной стойки и опорно-поворотного шарнира. В специфических условиях приходится выполнять работы по замене колонн эстакад промпроводок. В тех случаях, когда опертые на стальную колонну действующие промпроводки, расположенные с обеих ее сторон, перенести или временно убрать из зоны монтаж невозможно, применяют метод, предусматривающий переопираиие промышленных проводок на временные металлические опоры, располагаемые по обе стороны на- некотором расстоянии от заменяемой колонны (рис.8). На подготовленные для установки временных опор основания устанавливают домкраты грузоподъемностью 5- 10 т. На их ологовки опорными башмаками устанавливают заранее изготовленные временные опоры с таким расчетом, чтобы их Несущие кронштейны были подведены под трубы промышленных проводок. Затем их отсоединяют от опорных конструкций, установленных на колонне, снимая крепежные болты. После этого при помощи домкратов синхронно поднимают временные опоры с расположенными на них трубами промышленных проводок. Подъем производят до образования зазора 70-100мм между проводками и опорными конструкциями, закрепленными на колонне.

Рис.8. Замена колонн при опирании на них действующих промышленных проводок 1 - демонтируемая колонна; 2 - промышленные проводки; 3 - временные опоры; 4 - расчалки; 5 - стреловой самоходный кран

Затем трубы промышленных проводок закрепляют на временных опорах при помощи хомутов, прикрепляемых к несущим кронштейнам болтами. Перед подъемом с колонны срезают все выступающие за наружные грани детали, препятствующие подъему. Колонну стропят, выбирают слабину канатов и после этого отсоединяют от фундамента, раскручивая гайки анкерных болтов; Производят вертикальный подъем колонны, удерживая ее расчалками от ударов о трубы проводок. Монтажный края должен иметь такие характеристики подъемного оборудования, которые позволили бы поднять нижний торен колонны на высоту, превышающую на 500 мм верхнюю отметку промышленных проводок. После подъема демонторуемую колонну поворотом стрелы крана подают на специальную площадку или укладывают на транспортное средство. Перед установкой новой колонны готовят опорную поверхность фундамента, выравнивая ее при необходимости цементным раствором. Анкерные болты выправляют, смазывают резьбу и прогоняют сайку по всей ее длине. Подлежащую монтажу колонну, находящуюся на специальной площадке, стропят и поднимают в вертикальном положении с таким расчетом, чтобы ее нижний торец находился на высоте, превышающей на 500 мм отметку верха проводок. Затем поворотом стрелы крана ее наводят на место- установки. Опускают колонну, удерживая от раскачивания двумя парами расчалок, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях. Установку на опорную поверхность, выверку и проектное закрепление колонны осуществляют общепринятыми методами. К закрепленной колонне присоединяют проектные конструкции для опирания промышленных проводок. Синхронно работающими домкратами опускают временные опоры, переопирая проводки на вновь установленную колонну, и закрепляют их. Затем убирают временные опоры и домкраты. При производстве вышеназванных работ необходимо соблюдать следующие дополнительные требования техники безопасности: запрещается производить работы на трубопроводах, находящихся под давлением или транспортирующих взрыво- и пожароопасные пары и газы, находящиеся под разрежением; перед демонтажем и монтажом конструкций, связанных с воздействием на трубопроводы для транспортировки взрыво- и пожароопасных продуктов и сжиженных газов, необходимо произвести продувку их инертным газом или водяным паром; при работе металлические трубопроводы должны быть заземлены.

Демонтаж, разборка и разрушение строительных конструкций

В процессе разборки зданий осуществляют работы по демонтажу, разборке, частичному и полному разруше­нию конструкций.

Демонтаж строительной конструкции - механизиро­ванный процесс по ее удалению в неразрушенном виде с использованием грузоподъемных, такелажных и транс­портных средств. В процессе демонтажа конструкций производят частичное разрушение отдельных крепежных и связевых элементов.

Разборка строительной конструкции - процесс по частичному ее разрушению с целью членения на отдель­ные элементы и с последующей их вывозкой.

Демонтаж и разборка конструкций могут осущест­вляться поэлементно и укрупненными блоками.

Демонтаж укрупненными блоками имеет ряд преиму­ществ по сравнению с поэлементной разборкой, в част­ности сокращаются сроки производства работ, в 1.5...2 ра­за уменьшается их трудоемкость, повышается безопас­ность работ и культура производства.

В особых случаях может производиться демонтаж це­ликом надземной части зданий и сооружений (админи­стративно-бытовые одноэтажные здания, высокие дымо­вые трубы, опоры ЛЭП и др.). При этом демонтируемую часть здания или сооружения освобождают от связей с фундаментами и в целом виде передвигают на другое место или с помощью специальных транспортных средств перевозят за пределы осваиваемой строительной пло­щадки.

Демонтаж конструкций здания выполняют, как пра­вило, в процессе их замены. При этом работы по де­монтажу заменяемых и монтажу новых конструкций ве­дут в большинстве случаев одними и теми же монтажны­ми машинами, что позволяет рассматривать механиза­цию демонтажных и монтажных работ как единый ком­плексный процесс.

Поэлементную разборку строительных конструкций осуществляют вручную или с применением ручных машин в целях максимального выхода материалов для их по­вторного использования. Вручную производят разборку, как правило, отделочных декоративных, деревянных и мелких металлических конструкций. Разборку кирпич­ных и бутобетонных конструкций вручную выполняют только при небольшом объеме работ и в тех случаях, когда остальные способы по каким-либо причинам не мо­гут быть использованы.

Способ разборки с использованием ручных машин до­вольно трудоемок и дорог. Из-за образования шума, пы­ли и вибраций этот способ следует применять при невоз­можности использования более производительных спосо­бов разборки (демонтажа).

Способы разрушения строительных конструкций и мо­нолитных массивов различают в зависимости от приме­няемых средств: полумеханизированный (с применением пневматических и электрических ручных машин); меха­низированный (с применением машин и механизмов ударного и раскалывающего действия, тракторов, бульдозеров, стреловых кранов и экскаваторов в сочетании с различным навесным сменным оборудованием в виде шар- и клин-молотов, пневмо- и гидромолотов и др., ав-тобетоноломов и скалоломов, гидравлических клиновых и цилиндрических раскалывателей); взрывной (буро-и гидровзрывной - с применением буровых установок, перфораторов, взрывчатых веществ и средств взрыва­ния); электрогидравлический (с применением установок электрогидравлического эффекта); с применением рас­ширяющихся при твердении смесей (табл. 16.1).

Для разделения конструкций при их разборке и для устройства проемов и отверстий в различных конструк­циях применяют следующие способы: механическое свер­ление, бурение и резку с использованием ручных свер­лильных машин и станков с твердосплавными и алмаз­ными кольцевыми сверлами, буровых установок и перфораторов, машин и станков с алмазными отрезны­ми дисками, гидравлического навесного оборудования и установок для срезки голов свай, электрических бороз-доделов; газокислородную и термическую резку (кисло­родное копье, газоструйное порошково-кислородное копье, порошково-кислородный резак, реактивно-струйная го­релка, термобур); электродуговую, плазменную и лазер­ную резку (установки электродугового плавления, плаз­менную и лазерную резку), гидроструйную резку (уста­новки гидроструйного действия).

Полумеханизированный способ используют для раз­рушения монолитных бетонных, железобетонных и кир­пичных сводчатых перекрытий, а также иных монолит­ных бетонных конструкций небольшого объема. Из-за трудности и высокой стоимости работ его применение ограничено.

Механизированный способ применяют: для разруше­ния сводчатых кирпичных, бетонных и железобетонных перекрытий (с применением клин-молотов на экскавато­ре, кране); кирпичных стен и перегородок (с примене­нием шар-молотов); бетонных оснований (автобетоноло-мами, рыхлителями ударного действия, гидро- и пневмо-молотами от гидравлических экскаваторов); бетонных и кирпичных конструкций (гидро- и пневмомолотами, гид­равлическими раскалывателями).

Взрывной способ при реконструкции промышленных зданий применяют для разрушения каменных, железобе­тонных и металлических конструкций, обрушения элементов старых зданий и сооружений на их основание или в заданном направлении. При проведении взрывных paбот.


следует обеспечить мероприятия по защите от воздействия воздушной ударной волны, разлета кусков взорванного материала и воздействия газов, что существенно увеличивает трудоемкость и сроки работ.

Таблица 16.1. Методы разрушения конструкций зданий и сооружений с применением различных машин и механизмов

При выборе способов разборки и разрушения строительных конструкций учитывают выход годных к повторному использованию материалов. Выбор того или иного способа разборки и разрушения следует обосновывать в каждом конкретном случае технико-экономическими расчетами. На рис. 16.1 представлена схема последова­тельности разработки организационных решений по раз­борке зданий с учетом повторного использования конст­рукций и материалов.



Рис. 16.1. Схема организации процессов разрушения конструкций:

I этап - подготовка; II этап - разрушение; III этап - удаление обломков; IV этап - использование

До начала работ по разборке необходимо наметить места разъединения конструкций в соответствии с поэле­ментной схемой их удаления, установить временные креп­ления конструкций, а также устроить временные ограж­дения, настилы и защитные козырьки.

Первоначально демонтируют технологическое и спе­циальное оборудование, КИПиА, электрические и слабо­точные сети.

Разборку ведут, как правило, сверху вниз в следую­щем порядке: 1) технологические конструкции (трубопро­воды, инженерные коммуникации, мачты, опоры, этажер­ки под оборудование, подъемники); 2) горизонтальные ограждающие конструкции (полы, кровля), вертикаль­ные (ворота, двери, окна, витражи и несущие наружные и внутренние стены); 3) специальные конструкции (лест­ницы, смотровые площадки, пандусы, шахты, галереи, рельсовые пути); 4) горизонтальные несущие конструк­ции (фонари, плиты покрытий и перекрытий, фермы, бал­ки, ригели, подкрановые балки); вертикальные (стены, колонны, стоики); 5) тоннели, подвалы, фундаменты.

Одноэтажные здания разбирают последовательным способом, включающим поэлементную разборку конст­рукций по всему зданию; комплексным, при котором зда­ние разбирают посекционно, а также комбинированным. Многоэтажные здания следует разбирать поэтажно по отдельным секциям или по всей длине здания.

Разборку электросети следует начинать со снятия плафонов, патронов, выключателей, розеток, щитов и т. п., затем приступают к демонтажу проводки. Снятые прово­да следует разглаживать и сматывать в бухты.

При разборке инженерные сети и оборудование сле­дует расчленять с помощью электрической или газовой резки. Непригодные чугунные трубопроводы разбирают без расчеканки раструба, места их соединения можно разбивать молотком. Все снятые элементы инженерного оборудования (раковины, умывальники, ванны, унитазы, смывные бачки, нагревательные приборы систем цент­рального отопления, водоразборные краны и т. д.) необ­ходимо сортировать с отборкой годных для дальнейшей эксплуатации.


Кровлю обычно разбирают в два этапа: сначала - кровельное покрытие, а затем - основные несущие эле­менты кровли. Конструкцию рулонной кровли, содержа­щую утеплитель, снимают одновременно с утеплителем, работы следует вести в поперечном направлении, начиная с самой высокой отметки кровли. В качестве инструмен­та можно применять легкие ломы, штыковые или совко­вые лопаты. Разбираемый материал следует опускать с помощью кранов в бадьях или специальных ящиках либо по закрытым желобам. Кровельное покрытие из ру­лонных материалов без утеплителя рекомендуется отры­вать от сплошного основания стальной лопаткой, а учас­ток его вдоль ската - отрезать ножницами.

Кровли из штучных мелких материалов разбирают поэлементно в порядке, обратном их устройству. При аккуратной разборке можно сохранить до 80...85 % ма­териала.

При реконструкции многоэтажных зданий часто при­ходится разбирать междуэтажные перекрытия, которые обычно бывают из монолитного железобетона (плоскими или ребристыми), из кирпича в виде сводов или выпол­ненными по металлическим балкам с деревянным или бетонным заполнением. Реже встречаются стальные пе­рекрытия.

Исходными данными для разработки ППР (проекты производства работ) являются результаты обследования и обмеры (при отсутствии чертежей конструкций зда­ний).

Перекрытие по металлическим балкам с кирпичным заполнением в виде сводов наиболее целесообразно раз­бирать поперек по отношению к блокам, участками ши­риной до 2 м и длиной по размеру перекрытия (рис. 16.2).

Если почему-либо невозможно вести разборку пере­крытия поперек, его разбирают вдоль участка, ограни­ченного двумя соседними балками, однако при этом до начала разборки следует между балками установить специальные распорки. Распорки могут быть из бревен диаметром 16...18 см, их устанавливают через 2...3 м по длине балок.

Работу по разборке сводчатых кирпичных перекрытий
следует вести только с рабочих настилов из досок на сшивных планках, укладываемых по балкам перекрытия. Настилы имеют ширину 60...80 см.

Цилиндрические кирпичные своды разбирают отдельными участками шириной 0.8...1 м от торцевых стен с середины дуги к опорам одновременно с двух сторон. Последний средний участок обрушивают подсечкой основа ния опор.

Рис. 16.2. Схема разборки сводов между стальными балками:

I…VI - очередность разборки сводов; а - расположение деревянных распорок между стальными балками; б -разборка сводов поперечными участками, 1- деревянная распорка; 2 - кирпичный свод; 3 - поперечный участок раз­борки; 4 - стальная балка; 5 - свод на балке

Сомкнутые, крестовые, купольные и парусные своды разбирают по кольцевым зонам шириной 250 мм от цент­ра (замка) к пятам (рис. 16.3).

При наличии сквозных трещин и выпадении отдель­ных кирпичей своды в зависимости от характера трещин и степени развития деформаций обрушают, расширяя трещины, или разбирают их по частям. Для разборки кирпичных сводчатых и монолитных железобетонных пе­рекрытий следует использовать пневматические и элек­трические отбойные молотки.

Кирпичные стены старых зданий, сложенные на из­вестковом растворе, обычно легко разбираются по пло­скостям отдельных кирпичей. Поэтому основная масса кирпичей может быть повторно использована. Однако при разборке такой кирпичной кладки образуется зна­чительное количество пыли.

Разборка кирпичной кладки на цементно-известковых растворах требует значительно больших усилий. При этом кирпич и раствор разламываются на большие глыбы и отделить кирпич от раствора практически невоз­можно. В этих случаях при разборке следует применять ручные машины.



Рис. 16.3. Схема разборки цилиндрического (я), сомкнутого (б) и крестового (е) сводов:

I. ..VII - последовательность разборки по участкам- 1- опорная стена- 2 - пята свода;

3 - начало разборки; 4 - торцевая стена

Кирпичные стены обычно разбирают с лесов. Часто применяют инвентарные трубчатые леса, которые крепят к разбираемой стене в соответствии с типовым проектом на применение этих лесов. Для этого ввертывают на­пример, анкеры в деревянные пробки, забиваемые в предварительно пробитые шлямбуром гнезда или ис­пользуют инвентарные анкеры-пробки. Порядок установ­ки и последовательность их разборки должны быть изложены в ППР.

Кирпичные стены в стесненных условиях действующего цеха разбирают по рядам обычно вручную с использованием ломов, легких кувалд, клиньев и кирок или полумеханизированным способом с помощью отбойных молотков. Все остальные способы в большинстве случаев оказываются неприемлемы. В зависимости от прочности кладки, толщины стены и применяемого инструмента разборку ведут на высоту двух или трех рядов.

Все работы по разрушению старых стен на каждом этаже необходимо начинать после полного окончания демонтажа конструкций перекрытий под этим этажом и выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих в здании.

Один из методов, позволяющих осуществлять разбор­ку внутренних и наружных стен большими площадями, был применен на одном из реконструируемых объектов в Москве. Метод исключает распространенную поштуч­ную разборку здания из-за обрушения участков стен на перекрытие нижележащего этажа. Расчет перекрытий под нагрузку от падения участков стен позволяет опре­делить размер перекрытия, способного выдержать паде­ние на него элементов массой до 4 т.


Рис. 16.4. Схема разборки стен:

а - расчленение стен на блоки; б - разборка про­стенков способом «валки на щит»; 1 - щит; 2 - лебедка; 3 - трос

По этим расчетам, в целях равномерного распределе­ния нагрузки на перекрытие (рис. 16.4) от падающего кирпичного блока, изготовляется щит с каркасом из про­катного профиля с установленным на нем при помощи фиксаторов приемным бункером. Из бункера обломки конструкций перегружаются башенным краном в авто­транспорт. Здание разбивается на захватки. На первой захватке выполняется отсечение перемычечной части сте­ны от простенка. На второй, после демонтажа перемычек, осуществляется расчленение стен на блоки. На третьей захватке производится подсечка блока на уровне пере­крытия и его обрушение.

Перед опрокидыванием блока на место его падения на тщательно убранный участок перекрытия укладывается приемный щит. Затем на блок крепится специально из­готовленная струбцина с тросом от лебедки, установлен­ной на перекрытии с тяговым усилием 45 т. С включени­ем лебедки блок падает в приемный бункер щита и ба­шенным, краном подается в автотранспорт.

Монтаж конструкций

Монтаж и демонтаж строительных конструкций ре­конструируемых промышленных, гражданских и жилых зданий выполняют различными методами. Выбор метода и способа его осуществления определяется в основном объемом работ, степенью стесненности строительной площадки, условиями совмещения монтажных с другими видами строительно-монтажных работ, комплектностью поставки конструкций, номенклатурой имеющихся мон­тажных кранов, конструктивными решениями зданий, техническим состоянием демонтируемых.конструкций и узловых соединений зданий, установленными сроками реконструкции.

Условия строительной площадки реконструируемого объекта должны способствовать наиболее эффективному использованию монтажных комплектов и ограничивать влияние параметров стесненности на эксплуатационную производительность ведущих машин. С этой целью в предмонтажный период в соответствии с проектом ре­конструкции должен быть полностью выполнен снос и пе­ренос всех наружных объектов и сетей.

Уровень организации и темпы производства демонтажных работ во многих случаях определяют технологию и темпы монтажа строительных конструкций.

Основным материалом для изготовления сборных конструкций, предназначенных для реконструкции жилых, общественных и промышленных зданий, является; железобетон.

К сборным железобетонным конструкциям, применяемым при реконструкции зданий и сооружений, предъявляется ряд специфических требований:

необходимость сочленения новых конструктивных элементов со старыми, что обеспечивает их совместную, работу, восстановление нарушенных пространственных связей, прочность, жесткость и устойчивость как отдель­ных конструкций, так и здания в целом на всех этапах реконструкции;

невозможность устройства протяженных опор в суще­ствующих стенах для установки новых конструкций вследствие опасности обрушения;

ограничение массы и геометрических размеров сбор­ных железобетонных конструкций и монтажных блоков после укрупнительной сборки из условий вписываемости монтажных машин соответствующих грузоподъемностей и оптимальной проходимости конструкций при их мон­таже.

Увеличение грузоподъемности машин при ограничен­ных рабочих зонах и, следовательно, габарита машин, повышение уровня мобильности, универсальности и про­ходимости дают возможность применять для реконструк­ции жилых зданий более индустриальные конструкции, производить их монтаж укрупненными блоками.

При реконструкции общественных зданий монтаж строительных конструкций может быть усложнен не толь­ко стесненной строительной площадкой, внутренней пла­нировкой объекта, но и крупногабаритностью строитель­ных конструкций, относительно высокой отметкой их проектного положения, значительной массой конструк­тивных элементов.

В зависимости от степени износа строительных конст­рукций, последовательности их демонтажа, объемов и по­рядка их усиления, количества сменяемых междуэтажных перекрытий и используемых монтажных машин при ре­конструкции многоэтажных зданий монтаж конструкций производится по горизонтали (поэтажный) либо по вер­тикали (на всю высоту определенного пролета).

Поэтажный монтаж целесообразно вести при незна­чительной смене междуэтажных перекрытий, относи­тельно малом объеме работ по усилению колонн и риге­лей применяемыми при монтаже кранами «в окно» и под­весными монорельсовыми или канатными системами.

Монтаж конструкций по горизонтали соответствует комплексному методу организации монтажных работ, а по вертикали - дифференцированному.

При монтаже конструкций по горизонтали обеспечи­вается время технологического перерыва, требуемого для приобретения бетоном в стыках, сборно-монолитных кон­струкциях, элементах усиления достаточной прочности, позволяющей начинать монтажные работы на следую­щем этаже.

При вертикальном монтаже предпочтение должно от­даваться сварным соединениям посредством закладных деталей. Для временного закрепления элементов каркаса или усиления используют специальные кондукторы, фиксаторы и др.

Если проектом реконструкции предусмотрены значи­тельные объемы работ по усилению существующих ко­лонн и ригелей на всех этажах здания с применением монолитного бетонирования, то к монтажу конструкций приступают после завершения этих работ и приобрете­ния бетоном в нижних усиливаемых конструкциях доста­точной прочности.

В процессе усиления существующих конструкций и монтажа новых используют переносные монтажные площадки, инвентарные подмости, а для сварки заклад­ных деталей - навесные металлические лестницы.

При производстве монтажных и демонтажных работ на реконструируемых промышленных объектах применя­ют все известные в новом строительстве методы монта­жа. В то же время индивидуальность объемно-планиро­вочных решений реконструируемых зданий, разнотип­ность внешней и внутренней стесненности, необходимость совмещения работ с основной деятельностью предприя­тия и со смежными строительно-монтажными работами, отличающаяся от нового строительства технологическая структура работ и другие факторы накладывают ряд ог­раничений на возможность применения тех или иных методов.

Для замены колонн внутри действующих производст­венных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 16.5). При этом способе сначала конструкции покрытия опирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны.


Рис. 16.5. Демонтаж железобетонных колонн:

а - методом поворота вокруг шарнира; б -лебедками; 1 - демонтируемая колонна; 2 - временная опора; 3 - полиспаст; 4 - опорный столик- 5- пово­ротный шарнир; 6 - страховочный трос; 7 - подкрановая балка; 8 - оттяжной трос: 9 - шкальные клетки; 10 - ригель для крепления грузового полиспаста; 11- отводные блоки

Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разруше­ния участка колонны вблизи фундамента. Затем на ко­лонне закрепляют два подвижных блока полиспастов-, один на верхнюю часть, другой ниже центра тяжести ко­лонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм) и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и срезки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединен­ного к верхней части. Другой полиспаст вступает в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Железобетонные колонны демонтируют лебедками в том случае, когда работы внутри действующих цехов выполняются без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять допол­нительные нагрузки, возникающие при демонтаже колон­ны и подкрановых балок.

Внутрицеховые перегородки в стесненных условиях целесообразно монтировать краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ при­меняют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана.

В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется де­монтировать и монтировать с помощью электролебедок и полиспастов.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкра­новыми балками большего пролета при увеличении су­ществующего шага колонн. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее ча­сто лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса.

Подкрановые рельсы можно заменять самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри дейст­вующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых само­ходных кранов для замены рельсов используют электро­лебедки (если несущие конструкции способны воспри­нимать дополнительные монтажные нагрузки).

На рис. 16.6 показан пример замены подкрановых ба­лок через окна, устроенные путем разборки Наружных стеновых панелей.

Фонарные конструкции одноэтажных промышленных зданий демонтируют с помощью различных средств ме­ханизации, включая использование кабельных, крышевых стреловых или козловых кранов.

Разбирать фонари с помощью кабельного крана ре­комендуется при длине цеха до 400 м и массе монтируе­мых элементов до 1,5 т.

Демонтировать конструкции фонаря при их замене можно с помощью крышевых стреловых кранов. Этим достигается сокращение сроков работ. Во время спарен ной работы кранов первый выполняет демонтажные а второй - монтажные работы.

Рис. 16.6. Замена подкрановых балок в действующем цее через оконные проемы

В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют раз­личные типы подъемно-транспортных монтажных меха­низмов: кабельные краны (стационарные и передвиж­ные), установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками), крышевые краны (козловые и стреловые), мостостреловые, самоходные стреловые и башенные краны. Последние три типа могут работать над крайними пролетами, а ос­тальные механизмы - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолет.

Разбирать покрытия одноэтажных зданий при оста­новке производства можно с помощью самоходных стре­ловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или спе­циальных кранов, смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытии без остановки про­изводства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с мон­тажом новых конструкций.

Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная пло­щадка, достаточная для установки самоходного стрело­вого или башенного крана, а также для складирования и укрупнительной сборки конструкций.

В СССР накоплен большой опыт по использованию вертолетов при реконструкции зданий и сооружений. Так, при выборе возможных методов монтажа и демонтажа конструкций искрогасителей вагранок на Харьковском тракторном заводе предпочтение было отдано монтажу с помощью вертолета МИ-10К. В процессе реконструк­ции искрогасители демонтировались блоками, масса ко­торых соответствовала грузоподъемности вертолета. Учитывая, что каждый искрогаситель был разбит на два блока, было выполнено в процессе демонтажных и мон­тажных работ 16 подъемов (рис. 16.7).

При реконструкции многоэтажных зданий, когда при­меняют конструкции массой до 3 т, в зависимости от ши­рины монтаж может осуществляться башенным краном, движущимся с одной стороны здания, с двух сторон или по центральной оси.

Рис. 16.7, Замена искрогасителей вагранок с использованием вер­толета МИ-10К

При монтаже тяжелых конструкций и незначительной стесненности площадки возможно использование двух башенных кранов.

При небольшой высоте каркасов монтажные работы производятся автомобильными, пневмоколесными и гу­сеничными кранами.

При реконструкции зданий большой высоты, когда ис­пользуют значительное число мелких элементов, монтаж может осуществляться кран-мачтой, переставляемой вверх по мере усиления и монтажа нижележащих конст­рукций.

В практике реконструкции многоэтажных зданий для монтажа строительных конструкций нередко применяют самоподъемные башенные краны.

При отсутствии мостовых кранов или невозможности их применения элементы покрытия монтируют с помощью механизма, состоящего из крановой части автомобиль­ного крана, установленного на ходовой платформе, пере­двигающейся по ездовым балкам, уложенным на верхние пояса стропильных ферм и перекладываемым по ходу работ.

Такая схема применяется при использовании крано­вых установок грузоподъемностью 7.5...16 т.

Простейшие грузоподъемные устройства используют для единичных подъемов, а также в весьма стесненных условиях, когда применение монтажных кранов эконо­мически нецелесообразно или технически невозможно. К ним относятся монтажные мачты, переносные монтаж­ные стрелы, мачтовые краны, лебедки, домкраты, мон­тажные балки, подвесные кран-балки, монорельсовые установки. С использованием простейших механизмов производят замену отдельных колонн внутри цеха с пред­варительным вывешиванием примыкающих несущих кон­струкций покрытия, т. е. переопиранием ферм на времен­ные стойки; замену стеновых панелей, подкрановых ба­лок и крановых путей в местах, недоступных для подхода и размещения монтажных кранов; усиление конструкций действующего цеха.

В условиях реконструкции промышленных предприя­тии можно использовать с высокой эффективностью при полной или частичной остановке производства мостовые краны. Область применения их расширится, если на них установить грузоподъемное оборудование и оснастку башенно-стреловых кранов - полноповоротную стрелу, башню и обоймы с радиальными кронштейнами, на которых установлены ходовые тележки (рис. 16.8, а). Приме­нение таких мостостреловых кранов позволяет решить все вопросы, связанные как с демонтажом, так и с мон­тажом всех конструктивных элементов здания. Устанав­ливают сменную оснастку на мостовой кран в крайней торцевой ячейке пролета, где предварительно демонти­руют покрытие самоходным стреловым краном, установ­ленным вне габаритов цеха.

Вдоль пролета мостостреловым краном при движении от себя демонтируют конструкции старого покрытия, под­крановые балки и колонны, при движении крана «на се­бя» монтируют все новые конструкции каркаса здания. Применение таких кранов обеспечивает значительное повышение производительности труда.

Механосборочные цехи машиностроительных пред­приятий характерны наличием четко выраженных транс­портных зон. Однако ширина их недостаточна для уста­новки и перемещения в пролете самоходных стреловых кранов. В этих условиях можно применять переоборудо­ванный башенный кран, перемещающийся по одной нит­ке рельсового пути, уложенного в транспортной зоне. Устойчивость его обеспечивается за счет жесткого со­членения с мостовым краном (рис. 16.8, б).

В действующих цехах мостовые краны можно исполь­зовать также для механизации работ при замене и рих­товке подкрановых балок и рельсов. Для этого их нужно оснастить поворотной стрелой, прикрепленной к главной балке или установленной на грузовой тележке крана (рис. 16.8, в).

Совершенствование монтажных кранов для условий реконструкции в сочетании с совершенствованием средств малой механизации сокращает затраты ручного труда, комплексно решает проблему механизации работ и спо­собствует значительному росту производительности труда.

Многообразие объемно-планировочных и конструктив­ных решений, широкая номенклатура работ обусловли­вают разнообразие организационно-технологических решении в условиях реконструкции. Поэтому одной из ос­новных задач в области дальнейшего повышения эффек­тивности работ при реконструкции является разработка типизированных технологических схем производства ра­бот и создание на их основе комплекта унифицированных монтажных средств и приспособлений.


Рис. 16.8. Варианты использования мостовых кранов для монтажно-демонтажных работ:

1 - полноповоротная стрела; 2-башня; 3 - обойма: 4 - кронштейны с ходо­выми тележками; 5 - лебедка; 6 - электромостовой кран; 7 - самоходный мост; 8 - переоборудованный башенный кран; 9 - монтажная стрела

16.5. Бетонные работы при реконструкции

Для организации бетонных работ в условиях реконст­рукции при разработке ППР в дополнение к используе­мым при новом строительстве исходным данным необхо­димо учитывать: сведения об источниках получения бе­тонной смеси, опалубки и арматурных заготовок, данные о режимах выполнения работ в действующих цехах с ука­занием времени остановки производства и количества смен работы в сутки, сведения об использовании ресур­сов предприятия (внешнего и внутрицехового транспор­та, электроэнергии, воды, сжатого воздуха) и указания мест возможного подключения, а также другие сведения, отражающие особенности местных условий.

В ППР должны быть указания по увязке производст­ва бетонных работ (установка опалубки и арматуры, транспортирование и уплотнение бетонной смеси) с функ­ционированием действующего предприятия.

Особенно велики объемы работ при реконструкции фундаментов под новое технологическое оборудование, которое чаще всего требует реконструкции (перестрой­ки, усиления, замены) или возведения новых фундамен­тов в стесненных условиях действующего производства. Эти фундаменты, как правило, сложны как по конструк­ции, так и по очертанию в плане, особенно под оборудо­вание прокатных и мартеновских цехов, блюминги, тур­боагрегаты, кузнечно-прессовое оборудование, шаровые мельницы горно-обогатительных комбинатов. Объемы монолитного бетона и железобетона в фундаментах и их номенклатура существенно отличаются в зависимости от отрасли промышленности.

Выбор способа производства бетонных работ зависит от условий производства, стесненности строительной пло­щадки, глубины заложения и конструкции существующих фундаментов, грунтовых условий, высоты помещения, ширины пролета, шага колонн, доступности мест бето­нирования.

Наиболее трудоемкими и дорогостоящими являются опалубочные работы, на производство которых затрачи­вается 40 % общих затрат труда и более 17 % стоимости работ.

Применение несъемной опалубки при возведении мо­нолитных конструкций в действующих цехах позволяет сократить объемы и фронт работ, сроки реконструкции, снизить трудо- и машиноемкость, а также дает возмож­ность максимально совмещать процессы. При этом вместо обычной опалубки применяют плиты оболочки завод­ского изготовления (железобетонные или армоцементные). Их монтируют вместо защитного слоя бетона, пре­дусмотренного проектом, и оставляют в теле конструкции после бетонирования. При использовании несъемной опа­лубки из армоцементных или железобетонных плит до­стигается определенная экономия материалов, посколь­ку не нужно изготовлять специальные опалубочные фор­мы, снижается трудоемкость работ, так как отпадает необходимость в распалубливании конструкций.

Бетонную смесь в опалубку фундаментов подают преимущественно бетононасосами и пневмонагнетателями, бетоноукладчиками, автосамосвалами с бетоновозных эстакад и передвижных мостов, ленточными кон­вейерами.

Преимущество бетононасосов и пневмонагнетателей - высокая производительность, что позволяет вы­полнить большие объемы работ и обеспечить подачу бе­тонной смеси в любую точку фундамента независимо от его сложности и конфигурации. Эффективность этого фактора особенно заметно проявляется при совмещении работ и выполнении их в стесненных условиях. При этом на 25...30 % сокращаются трудоемкость и себестоимость работ по укладке бетонной смеси по сравнению с пода­чей ее кранами.

Как показывает практика, в условиях реконструкции способ подачи бетонной смеси к месту укладки с по­мощью ленточнык конвейеров и транспортеров эффек­тивнее других. Он позволяет обеспечить большую произ­водительность при меньшей трудоемкости по сравнению, например, с подачей смеси кранами, создать любую трас­сировку транспортной магистрали, что имеет значение при организации работ в стесненных условиях действу­ющего производства. Для бетонирования отдельно стоя­щих фундаментов и колонн при внутрицеховой реконст­рукции удобно также использовать автопогрузчик, обо­рудованный вибробункером.

Широкое применение при реконструкции жилых и об­щественных зданий находят монолитные железобетон­ные конструкции, которые по трудоемкости успешно конкурируют со сборными вариантами решения перекры­тий. Используют следующие типы конструкций: плоские плиты перекрытий с опиранием по контуру или по двум сторонам (в зданиях пролетом до 6 м); ребристые (реб­рами вверх) и пустотные перекрытия (для зданий про­летом свыше 6 м); ребристые по существующим метал­личе

Технология демонтажа и монтажа конструкций одноэтажных зданий

Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

  • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
  • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
  • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
  • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
  • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.

Последние материалы

  • Основные закономерности татического деформирования грунтов

    За последние 15...20 лет в результате многочисленных экспериментальных исследований с применением рассмотренных выше схем испытаний получены обширные данные о поведении грунтов при сложном напряженном состоянии. Поскольку в настоящее время в…

  • Упругопластическое деформирование среды и поверхности нагружения

    Деформации упругопластических материалов, в том числе и грунтов, состоят из упругих (обратимых) и остаточных (пластических). Для составления наиболее общих представлений о поведении грунтов при произвольном нагружении необходимо изучить отдельно закономерности…

  • Описание схем и результатов испытаний грунтов с использованием инвариантов напряженного и деформированного состояний

    При исследовании грунтов, как и конструкционных материалов, в теории пластичности принято различать нагружение и разгрузку. Нагружением называют процесс, при котором происходит нарастание пластических (остаточных) деформаций, а процесс, сопровождающийся изменением (уменьшением)…

  • Инварианты напряженного и деформированного состояний грунтовой среды

    Применение инвариантов напряженного и деформированного состояний в механике грунтов началось с появления и развития исследований грунтов в приборах, позволяющих осуществлять двух- и трехосное деформирование образцов в условиях сложного напряженного состояния…

  • О коэффициентах устойчивости и сопоставление с результатами опытов

    Так как во всех рассмотренных в этой главе задачах грунт считается находящимся в предельном напряженном состоянии, то все результаты расчетов соответствуют случаю, когда коэффициент запаса устойчивости к3 = 1. Для…

  • Давление грунта на сооружения

    Особенно эффективны методы теории предельного равновесия в задачах определения давления грунта на сооружения, в частности подпорные стенки. При этом обычно принимается заданной нагрузка на поверхности грунта, например, нормальное давление р(х), и…

  • Несущая способность оснований

    Наиболее типичной задачей о предельном равновесии грунтовой среды является определение несущей способности основания под действием нормальной или наклонной нагрузок. Например, в случае вертикальных нагрузок на основании задача сводится к тому…

  • Процесс отрыва сооружений от оснований

    Задача оценки условий отрыва и определения требуемого для этого усилия возникает при подъеме судов, расчете держащей силы «мертвых» якорей, снятии с грунта морских гравитационных буровых опор при их перестановке, а…

  • Решения плоской и пространственной задач консолидации и их приложения

    Решений плоской и тем более пространственных задач консолидации в виде простейших зависимостей, таблиц или графиков очень ограниченное число. Имеются решения для случая приложения к поверхности двухфазного грунта сосредоточенной силы (В…

В последнее время выросла необходимость сносить старые здания и промышленные объекты, и возвести на их месте новые. Для того чтобы полностью разобрать здание, необходимо правильно осуществить демонтаж колонн и столбов, которые являются основными несущими деталями всей конструкции. Наша компания предлагает вам ознакомиться с услугами и по необходимости воспользоваться ими.

Стоимость и цены

Заказать услугу

Если еще остались вопросы о том, сколько стоит работа - звоните нашим менеджерам, не стесняйтесь! Наши расценки действительно низкие!

Как выглядит рабочий процесс

Удаление колонн - это ответственное и сложное мероприятие. Прежде чем приступать к рабочему процессу, бригада наших мастеров изучит все особенности конструкции, а также проект и план здания, а затем подготовит рабочую стратегию.

В таком деле не стоит экономить и доверять работу некомпетентным людям или же приступать к процессу самостоятельно. Для начала следует отметить, что ликвидация железобетонных колонн осуществляется при помощи такого специального оборудования, как лебедка, а иногда могут понадобиться технологии алмазной резки.

В случае с монолитными колоннами мы можем воспользоваться иными инструментами. Все будет зависеть от таких конструктивных особенностей, как:

  • толщина столбов;
  • проект здания;
  • вид работ (коррекция, перепланировка или полный снос).

Какие услуги мы предлагаем

Чаще всего на промышленных предприятиях и в домах устанавливали несущие элементы из металла. Может показаться, что снос металлической колонны - это незатруднительный процесс, который можно с легкостью выполнить самостоятельно. Но и здесь есть свои нюансы. Металлические столбы необходимо аккуратно удалить из прочного бетонного фундамента. Для этого понадобятся специальные инструменты и оборудование.

Мы работаем качественно и поэтапно:

  • первым делом наши специалисты изучат все особенности и подготовят план действий;
  • далее мы подготовим рабочую площадку;
  • наши мастера в сжатые сроки произведут демонтажные работы;
  • рабочие помогут вам с вывозом неликвидного мусора.

Преимущества сотрудничества с нашей организацией

Мы имеем в своем арсенале все необходимое оборудование, собственный автопарк спецтехники и современные инструменты. Сотрудники нашей компании имеют огромный опыт работы и проходят курсы повышения квалификации.

2.21. Раздельный метод рекомендуется применять для монтажа и демонтажа пролетов значительной протяженности при следующих условиях: небольшая внутренняя стесненность, позволяющая свободный проход монтажных кранов внутри пролета; малое влияние выполняемых работ на основную деятельность цеха; отсутствие или небольшие объемы других видов строительно-монтажных работ, выполняемых.в период монтажа конструкций; комплектная, и некомплектная поставка конструкций; наличие монтажных кранов с минимально необходимыми параметрами.
2.22. Комплексный метод рекомендуется применять для монтажа и демонтажа пролетов любой протяженности, при следующих условиях: повышенная внутренняя стесненность, большое отрицательное влияние выполняемых работ на основную деятельность цеха; значительная степень совмещения различных видов строительно-монтажных работ; полная комплектность поставки; наличие монтажных кранов с повышенными грузовысотными параметрами; конструктивные решения, обеспечивающие устойчивость монтируемых и демонтируемых ячеек.
2.23. Реконструкция пролетов существующих цехов может выполняться
при необходимости возведения пролетов отдельными выборочными участками комбинированием раздельного и комплексного методов.
2.24. В случае необходимости монтажа и демонтажа конструкций в пределах одного пролета указанные работы можно выполнять по параллельно и параллельно-последовательной схемам. При этом необходимо стремиться к максимально возможному совмещению этих работ с целью сокращения продолжительности остановки действующего производства. В случае достаточного резерва времени, отсутствия требуемой строительной готовности к монтажу, а также при возведении нового каркаса, объемлющего старое здание цеха, может применяться последовательная схема производства работ.
2.25. Эффективность монтажного процесса при реконструкции промышленных зданий предопределяется выбором оптимальной марки крана, грузовысотные характеристики которого в наибольшей степени соответствуют требованиям монтажа и параметрам конструкций возводимого здания. С целью упрощения и ускорения выбора кранов предлагается использовать специально разработанные совмещенные объемлющие графики характеристик кранов. Област ь технически возможных характеристик каждой марки крана на графике представлена площадью, ограниченной ломаной линией, ограниченной сверку линией предела грузоподъемности, слева -высоты подъема крана, справа - вылета стрелы.
Вертикальные участка линии предела высоты подъема крана представляют собой предельный параметр конкретного стрелового оборудования /на участках кривой указана длина стрел/. Пунктирная кривая, продолжающая вертикальный участок, характеризует изменение высоты подъема крана в зависимости от изменения вылета стрелы.

Методика выбора крана заключается в нанесении на график точки с координатами "масса монтируемой конструкции - вылет стрелы". Для заданных параметров оптимальным является кран, марка которого обозначена буквой в кружочке на кривой, расположенной правее левой точки. Из точки проводится вертикаль. до пересечения с выбранной кривой и с места их пересечения проводится горизонталь до пересечения с пунктирной кривой зашифрованной той же буквой. Из полученного места пересечения опускается вертикальная линия до пересечения с осью абсцисс, где находится высота подъема крана.
Предложенный метод может использоваться для предварительного определения требуемой марки. крана при рассмотрении различных вариантов монтажа.

Выбранный таким образом кран должен быть дополнительно проверен на возможность работы в стесненных условиях. реконструкции данного объекта.
После, принятия окончательного варианта необходимо произвести точную проверку соответствия требующихся грузовысотных характеристик крана.

Организация специализированных потоков производства работ
2.26. Строительно-монтажные работы по реконструкции цехов следует по возможности осуществлять поточными методами. Для монтажа и демонтажа конструкций необходимо организовать специализированный поток.

....
2.32, Если проектом реконструкции предусмотрено повтор ное использование демонтированных конструкций, следует оценить целесообразность организаций частного потока но их вос становления и усилению.

3. ПРОИЗВОДСТВО МОНТАЖНЫХ /ДЕМОНТАЖНЫХ/ РАБОТ

Подготовка монтажной площадки.

3.1. До начала работ по реконструкции цехов необходимо осуществить ряд мероприятий, в том числе перенести за пределы монтажной зоны действующие инженерные коммуникации и тех нологическое оборудование. В случае невозможности переноса они должны быть надежно защищены от возможного повреждения во время производства монтажных работ.
При этом рекомендуется:
воздушные линии электропередач заменить подземными кабельными, а над технологическим оборудованием и действующими трубопроводами устраивать специальные защитные настилы;
устраивать, при необходимости временные ограждения, отсекающие монтажную зону от действующего производства;
устраивать монтажные проемы и проезды в реконструируемом цехе;
выявлять требования, предъявляемые режимом действующего предприятия к организации и технологии производства монтажных работ и осуществлять мероприятия, обеспечивающие его функционирование;
обесточивать оборудование реконструируемого цеха, находящееся в зоне производства работ;
закрывать в действующих цехах входы и выходы, расположенные в опасной зоне монтажа;
устанавливать автоматическую звуковую сигнализацию на действующих железнодорожных путях, проходящих вблизи или в пределах монтажной зоны;
подготавливать средства защиты рабочих монтажных организаций и -механизмов от вредного воздействия производственной среды действующего предприятия.
3.2. Монтаж конструкций каркасов реконструируемых цехов. осуществляется, как правило, при различной степени готовности подземных сооружений /фундаментов под технологическое оборудование, каналов, тоннелей, подвалов а др. Если нагрузки от монтажного крана, транспортных средств и уложенных конструкций передаются на существующие подземные сооружения, их значения и места приложения должна быть сообщены проектной организаций для согласования и принятия в необходимых случаях мер по усилению и защите подземных сооружений от повреждения.
3.3. Конструкции специальных устройств для передвижения кранов и транспортных средств через препятствия должна обеспечивать прочность и устойчивость против воздействия статических а динамических монтажных нагрузок, а также простоту изготовления, сборки и рациональное использование материалов после разборки. Выбор и разработка конструкции специальных.устройств осуществляются в проекте производства работ с учетом, следующих рекомендаций:
пазухи фундаментов и других подземных сооружений следу» ау засыпать уплотненным грунтом, песком, обязательно залитым водой после послойной засыпки; шлаком щебнем с послойным укатыванием и другими материалами, обеспечивающими минимальные просадки:
при.установке монтажных кранов и складирований конструкций бровку откосов для обеспечения устойчивости откосов следу ет укреплять сборными железобетонными платами, стальными листами, деревянным брусчатым настилом, устройством временных подпорных стан из шпунта или сборных бетонных блоков /конструкция укрепления бровок должна быть обоснована соответствующими расчетами;
приямки фундаментов, лотки каналов могут заполняться шпальными клетками, пакетами из прокатных балок, сборными бетонными блоками и др.;
по поверхности фундаментов во избежание их повреждения должны быть устроены колеи из шпального бруса;
при большой глубине приямков, а также в разрывах между подземными сооружениями, когда их засыпка по каким-либо причинам невозможна, следует устраивать эстакады или выкладки из шпал;
стеновые конструкции подземных сооружений и конструкции перекрытий при передаче на них монтажных нагрузок необходимо по возможности усилить ила укреплять установкой временных опор и распорок.
3.4. Конструкция временных ограждений и перегородок, отсекающих монтажную зону от действующего производства, должна обеспечивать простоту их монтажа и демонтажа в условиях замкнутого пространства действующего цеха и выполняться из недорогих материалов. Ограждения могут выполняться так же /по согласованию/ из профилированного настила или асбоцементнях листов с последующим использованием их по пряному назначению.
3.5. Защитные настилы над технологическим оборудованием и действующими трубопроводами должны выполняться сборно-разборными, устраиваться участками и обеспечивать возможность многократного использования.
3.6. Решения по засыпке пазух котлованов, укреплению от косов, заполнению приямков и выполнению мелких приспособлений
и устройств разрабатываются и составе ППР.
Проектные решения конструкций эстакад под краны, начаточных путей и других подобных устройств, требующих значитель ных затрат материалов и средств, а также по усилению конструкции на монтажные нагрузки выполняются и выдаются соответствующими проектными организациями.
Указанные в пп. 3.3-3.5 решения должны быть согласованы с проектной и проектно-технологической организациями.

Монтаж, демонтаж и замена колонн

3.7. Монтаж и демонтаж колонн одноэтажных промышленных зданий производятся, как правило, с помощью самоходных стреловых кранов в комплекте со специальной монтажной оснасткой /траверсы, опорные и поворотные шарниры, клинья, подкладки и др./. В этих случаях следует руководствоваться действующими типовыми технологическими картами, распространяемыми Центральным институтом типового проектирования и Центральным бюро научно-технической информации Минмонтажспецстроя СССР, разработанными для объектов нового строительства с привязкой к конкретной ситуации реконструируемого цеха
3.8. Замену отдельных колонн следует производить различными способами с применением грузоподъемных средств /самоходных стреловых кранов, мачт лебедок, полиспастов, домкратов, специальных грузоподъемных устройств, опор и приспособлений/методами, обеспечивающими прочность и устойчивость остающихся конструкций и безопасность выполнения демонтажных /монтажных/ работ .
3.9. Замену отдельной металлической колонны с опертыми на нее промышленными проводками в условиях, когда конструкции покрытия и подкрановые балки ранее демонтированы /рис.11/ рекомендуется осуществлять в такой последовательности: установка временных опор с расчаливанием верха на специально подготовленное основание, установка прокладок между кронштейнами временных опор и трубами промышленных проводов отсоединение промышленных проводок от опорных конструкций, установленных на колонне, переопирание их на временные опоры путем поддомкрачивания трубопроводов, с заполнением образовавшегося зазора по месту; прикрепление промышленных проводок к опорным кронштейнам временных опор; срезка деталей, выступающих за наружные грани колонны, строповка колонны,
отсоединение ее от фундамента, вертикальная подъем и подача к месту складирования; подготовка опорной поверхности фундамента к установке новой колонны; монтаж и обратное переопирание промышленных проводок на смонтированную колонку; удаление временных опор.

3.10. При разработке проектно-технологических решений и производстве работ по замене колонн в сходной ситуации рекомендуется обратить внимание на необходимость надежного закрепления временных опор, обеспечения устойчивости и прочности временных опор, местной устойчивости трубопроводов в месте поддомкрачивания, разработки мер, предотвращающих возможность передачи горизонтальных нагрузок на домкраты, выбора крана, позволяющего поднять колонну над промышленными проводками, прикрепления оттяжек для удержания полонии от раскачивания при заводке ее между промышленными проводками.