Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что можно святить на пасху. Что можно и что нельзя освящать на пасху

Приближается светлая и радостная Пасхальная ночь. Соберутся верующие люди в храмы, чтобы прославить Воскресшего Христа.

Праздник и его исторические корни

Пасха – Светлое и радостное торжество в Христианстве, хотя праздник Пасхи уходит своими корнями еще в Ветхий Завет. Связано это с исходом иудеев из египетского плена.

Исход, старозаветная книга пророка Моисея, вторая половина XII ст. до Рождества Христова. Именно здесь разворачиваются все основные историко-символические события ветхозаветной Пасхи. Четырехсотлетнее пребывание иудеев в рабстве египетского фараона, десять казней, смерть всех первенцев. Именно эта последняя казнь смягчила сердце фараона, и он отпустил евреев с Моисеем.

В ночь, которая должна была стать решающей, все семейство должно было есть заколотого ягненка с пресным хлебом и горькими травами и: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его» . (Исход 12: 11-14)

Эта ночь и стала вторым рождением израильского народа. А вот полноценное «спасение от духовного рабства» совершил Помазанник Божий из рода Давидова – Мессия, или по-гречески Христос.

Новозаветная история

«Ветхозаветная Пасха – празднуется благодаря спасению кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – благодаря дарованию вечной жизни всем людям» – именно так логично выражает соотношение двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.

Иисус Христос пришел для спасения человечества в простоте и смирении. Проповедуя, исцеляя и утверждая Царство Божие на земле, люди ждали от Христа царства, но царства земного и политического. Во время Тайной вечери с учениками Христос кардинально меняет значение Пасхи и соотношение Бога и человека. Христос сам занимает место Агнца, для того, чтобы освободить человека от греха раз и навсегда. Начинает Спаситель и оставляет апостолам Таинство Евхаристии и предупреждает о Своей Крестной жертве, как о жертвоприношении «от сотворения мира ».

Параллельность двух библейских и спасительных историй очевидна, – евреи использовали пасхального агнца мужского пола, не перемалывая ему костей. Так и Христу римские воины не перебили голени. Сочетанием этих двух событий, Христос отменяет одно, но дарит совершенно новое представление и понимание Пасхи, то есть избавление от рабства греха и дарование вечной жизни человечеству. «…Пасха наша, Христос, заклан за нас », – утверждает апостол Павел (1 Кор. 5:7).

Что можно и что нельзя освящать на Пасху

Символизм Пасхи не утрачен и в современном мире. Мы должны понимать, что кулич, (который мы приносим на освящение в храм), символически – это сам Христос. Потому и апостолы после Вознесения Спасителя на небо, всегда во время трапезы оставляли на столе частичку хлеба, в знак присутствия своего Учителя и Господа. И мы, в течение пасхальных праздников, имеем на столах кулич, который, символически, напоминает нам о Воскресшем Христе. Так вот, кулич в корзину обязательно кладем.

Далее, пасхальное яйцо. Обычай дарить яйца очень древний: еще в странах далекой Азии люди, приветствуя друг друга с новым годом или днем рождения, дарили яйцо, в знак умножения рода и богатства. Для нас, христиан, пасхальное яйцо содержит глубокий духовный смысл. Даря и обмениваясь яйцами, мы напоминаем друг другу о главном догмате нашего спасения – Воскресении Христовом. А красный цвет символизирует пролитую на Кресте Кровь Нашего Бога за нас.

Из Священного предания нам известно о святой жене мироносице Марии Магдалине, которая дошла до Рима, где о Воскресшем Христе сообщила императору Тиберию и подарила ему красное яйцо со словами: «Христос Воскресе ». До настоящего времени осталось в традициях православной иконописи изображать равноапостольную Марию Магдалину с красным яйцом в руке. И яйцо будет на Пасху в нашей корзине.

Также, по окончании Пасхального богослужения читаются молитвы: «…во еже благословити брашна мяс, во святую и великую Неделю Пасхи » и «…во еже благословити сыр и яйца ». Согласно церковным предписаниям, мы кладем в корзину мясо и сыр, то есть, творог. Мясо освящается для того, чтобы утешить всех, кто нёс подвиг Великого поста, чтобы он почувствовал настоящую радость от разговения. Относительно сыра и яиц, – эта традиция больше относится к монашествующим, ибо монахи, по традиции, мяса не вкушают.

Вот и имеем мы традиционный и уставный состав, или набор всего того, что Церковь освящает и благословляет в Пасхальную ночь. Стоит заметить о том, что в храм мы свою корзину не заносим, как советует и наставляет нас книга «Триодь Цветная» (богослужебная книга, по которой совершаются все богослужения от Пасхи до недели Всех Святых): «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею».

Очень важно знать

В выше упомянутой богослужебной книге, содержится следующее и важное разъяснение значения Пасхи для православного христианина, это: «Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет. Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мира, на олтари в безкровной Жертве, в пречистых Тайнах, честнаго Тела, и животворящия Крове Своея, от иереа Богу и Отцу приносимый, и Тому достойно причащающиися истинную ядят Пасху ».

Попробуем разобраться: не мясо, сыр и не яйцо, и даже не кулич, испеченный хозяйкой дома и принесенный на освящение, является самой Пасхой. Только тот, кто причащается Тела и Крови Христовой, – тот ест истинную и настоящую Пасху. Кажется, все комментарии далее будут излишни.

Однозначно в праздничную и пасхальную корзину нельзя класть кровянку, ибо, согласно Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, нам запрещено вкушать кровь. «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь эта душу очищает ». (Лев.17:11, см. также Лев. 3:17, Втор. 12:16, Втор. 12:23, Быт. 9:4). На апостольском соборе тоже был установлен запрет на вкушение крови: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы » (Деян. 15:28-29).

Относительно этой темы можно много дискутировать, но наверняка, стоит прислушаться к учению Священного Писания и не проявлять лишний раз свою фантазию и пищевые желания. Священникам во время освящения приходится видеть довольно разнообразный набор пасхальной корзины: кладут туда и алкогольные напитки, хрен, лук с чесноком, шоколад и многое другое.

Дорогие христиане, после завершения пасхальной службы, придите домой, разложите все яства на стол и прочитайте молитву «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в », и вся еда, которая будет на столе, освятится и благословится вашей молитвой. Время нам отходить, но не привносить в церковные традиции то, чего там никогда не было и не должно быть.

И еще несколько практических советов относительно праздничной службы

Узнайте точное время начала богослужения;

Придите или приезжайте в храм без опоздания;

Попробуйте сконцентрироваться на церковном пении и чтении;

Если решили приступить ко Святому Причастию, подготовьтесь к нему постом, молитвой и примирением;

Узнайте, когда будет совершаться исповедь.

Ну что же, завершим наши размышления и сделаем выводы. Будем знать и помнить историю важнейшего и самого великого праздника в истории человечества. Прислушаемся к тысячелетним советам Церкви и законам Священного Писания, сбережем Ее традиции и избежим советов людей, далеких от Бога.

А Пасха Христова пусть будет для нас настоящим спасительным и духовным праздником.

Перед священным для нашего народа праздником Пасха , в субботу Страстной недели, верующие стремятся попасть в храм или церковь, чтобы освятить еду! Торжественное освящение продуктов – это целый обряд, который люди начали совершать очень давно, еще в XV веке.

Согласно христианским законам, освящать можно определенные продукты, и обязательно на время освящения помещать их в корзину. Собранную еду называют пасхальной коврижкой. Сегодня человек несколько отступает от традиций в выборе продуктов для освящения. Более часто подбирает то, что хочется ему, однако все равно берет и «нужные» продукты, освящение которых несет некий тайный смысл, скрытое таинство, словно послание Богу.

Что входит в пасхальную корзину?

Готовясь к Пасхе, прежде всего, освящают пасхальный кулич, который часто называют «пасха». Приготовить такой символ хлеба можно из сладкого дрожжевого теста, замешанного на молоке, кефире, твороге, однако у него обязательно должна быть круглая форма. Наряду с пасхальным кладут сдобные булочки, которые по традиции перед Пасхой выпекают в каждом доме. В дополнение можно положить немного сладостей. Это могут быть конфеты, пироги с вареньем и маком, кокосовой стружкой.

Следующий важный продукт, который должен быть освящен в церкви – это молоко и все, что из него производят – творог, сметана, кефир, сыр. Все, что сделано на молочной основе рассматривается как символ жертвенности и одновременно божественной нежности. Человек должен постоянно думать и просить о божией благодати, словно младенец просит испить грудного молока!

Существует поверье, что тайна жизни сокрыта в замкнутом пространстве яйца, именно оттуда пошла жизнь. Христиане же верят, что яйцо – это символ жертвы, на которую пошел Христос ради человечества. Учитывая это, коврижку дополняют яйцами, заведомо украшенными на усмотрение хозяйки. Обычно их раскраивают или оклеивают разноцветными наклейками, символизирующими праздник Пасху. Принято освящать и мясные продукты, в первую очередь это колбасы, копченые и соленые мясопродукты, печеное мясо.

В пасхальной корзине обязательно должен лежать хрен. Связана эта традиция с Ветхим Заветом. Хрен символизирует силу и несокрушимость человеческого духа, после того как тот примет таинство Исповеди.

Взаимодействие человека с Богом символизируется солью, которая любой пище придает особый неповторимый вкус. Соль стоит на каждом столе в момент трапезы, и она должна занимать определенное место в пасхальной корзинке.

Пасхальную корзинку важно дополнить веткой вечнозеленого растения. Нет, не для красоты, а в знак вечной, бессмертной жизни. Используют все, что есть под рукой (ель, сосну, мирт). Прообразом нити, которая символизирует линию человеческой жизни, является рушник, который важно положить на освящение. Говорят, что свет в душу каждого и в дом несет свеча, которую также кладут в корзинку.

Что нужно помнить?

Продукты, которые входят в пасхальную корзину, не должны наполнять ее в хаотичном порядке, всему свое место. Еда укладывается компактно и берется в небольшом количестве, не забывайте, что продукт для освящения – это ритуальная еда, которой должно быть немного! Освященной пищи должно лишь хватать на разговение и все. Коврижка не должна содержать спиртных напитков, несмотря на то, что в Библии имеются упоминания о вине!

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Одним из самых популярных в наших кругах праздников является Пасха. Она отмечается только раз в году, что делает ее неким эксклюзивом типа Нового Года для многих. Люди забывают о том, что Пасха является в первую очередь религиозным праздником, а потому нужно подходить к его отмечанию не формально, а со всем благоговением и трепетом. Перед отмечанием желательно попоститься, чтобы с чистой душой и сердцем разговеться и начать кушать все, что можно и пить все.

Что такое Пасха?

Пасха – это православный праздник, который означает Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых. Он специально пришел в этот мир, чтобы кровью искупить все грехи, ранее совершенные людьми. Его пришествие предрекалось почти всеми пророками в той или иной форме, подтверждение чему можно найти в Библии. Этот день самый торжественный и светлый из всех остальных 364-365 в году.

Ведь аналогичных событий невозможно представить. И недаром многие православные люди в данный праздник даже ночью не спят и стоят на Пасхальной Всенощной, молятся и слушают торжественные песнопения. Сама служба очень длинная. Начинается еще до начала самого праздника, часов в 11 ночи, а заканчивается где-то около трех. Многие люди приходят святить все ночью, ближе к этому времени, и начинают праздновать ближе к утру.

Когда отмечается Пасха?

Пасха отмечается в первое воскресение после полнолуния, случившегося вслед за днем весеннего равноденствия. То есть, раньше 20-21 марта Пасхи не бывает никогда. Причем это не по григорианскому календарю, а юлианскому. Эта особенность характерна для всех основных христианских конфессий: католиков, православных. Просто день равноденствия разный по различным календарям. Более правильная дата у католиков. Они имеют григорианский календарь, который точнее.

Что необходимо нести в этот день?

Ассортимент еды, которую люди могут приносить для освящения на Пасху, совершенно разнообразный. В этот праздничный день православные могут приносить и ароматное мясо, и красивую рыбу, и крепкое вино. Также часто кладут в корзинку выросшие в теплице яблоки. Хотя они еще не созревают, но сейчас купить фрукты нет никакой проблемы в магазине даже ранней весной. А если Пасха поздняя, так количество овощей и фруктов может существенно увеличиваться.

Но естественно, самым главным блюдом, которое кладут в пакет или корзинку, является пасхальный кулич. Вторым символом Воскресения Христового являются крашенные яйца. Традиции такие, что этими яйцами люди бьются. Это народная забава на то время, пока они не закончатся. Люди очень изобретательные, потому часто могут приносить и воду, и спиртные напитки и даже иконки, которые они думают, что от этого освящаются. На самом деле нет, но об этом более подробно далее.

Пасхальный кулич

Существует множество интересных рецептов пасхальных куличей. Удивительно, но такое простое на первый взгляд блюдо имеет множество особенностей приготовления, влияющих на его вкус и аромат. Например, можно делать присыпку сверху, а можно использовать покрытие кекса из белка. Также рецептура теста может отличаться. Куличи делаются как из теста, так и творога. Туда могут добавляться сухофрукты, орехи, изюм (это вообще классика) и другие интересные ингредиенты.

Такое разнообразие рецептов и постоянное создание новых хозяйками приводит к предпасхальной гонке, кто вкуснее блюдо приготовит. Постоянно обмениваются кексами. Хотя некоторые и не переживают вовсе – покупают готовую пасхальную выпечку в магазинах, святят ее. И это тоже неплохой вариант. Хотя если дома печь, то в помещении еще долго будет стоять прекрасный аромат хлебных изделий. Некоторые во время освящения вставляют в кулич свечу. Хотя совершенно необязательно это делать.

Яйца

Обычай использовать крашенные яйца как символ Пасхи связывается с историей. Когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию рассказывать, что Христос Воскрес, тот ответил, что это невозможно, и что если это так, то яйцо, которое она держит в руке, пусть мигом покраснеет. Собственно, так и произошло. Поэтому принято красить яйца в разные цвета в этот день и идти святить их.

Сколько брать? Интересный вопрос. Все зависит от количества членов вашей семьи. Не нужно брать слишком много, потому что могу испортиться. Но и если недостаточное количество взять, какая радость от праздника. Можно по два-три яйца на члена семьи приготовить, и это будет в самый раз. В Украине нередко делают узоры на яйце, кроме разукрашивания его. Также можно купить специальные наклейки, которые с легкостью снимаются. Красить желательно натуральными продуктами, а не магазинными красителями. Последние достаточно вредные. Почитайте состав тех смесей.

Не забудьте про корзинку

Не забудьте об обеспечении красивой формы всего стоящего на освящении. То есть, вместо кулька лучше использовать корзинку. Под низ положите чистое и красивое полотенце, на которое кладем все блюда, которые мы хотим освятить. Его же краями лучше еду сверху прикрыть. Это будет красиво выглядеть, так помимо всего еще и не натрясут в еду ничего. Если полотенце, подкладываемое под еду, слишком маленькое, и нельзя его краями прикрыть пищу сверху, можно это сделать и платком или тем же самым полотенцем. Когда батюшка будет святить еду, необходимо поднять края полотенца, чтобы вода попадала на продукты.

Также не забудьте о том, что нужно будет немного пожертвовать, если хотите. Никто ничего заставлять делать не будет, но это так принято. Хотя бы пару рублей, а уже многое значит. Необязательно деньги класть. Можно положить в специальные корзинки, которые церковнослужители будут разносить, куличи и яйца. Там на месте сориентируетесь.

Чего нельзя нести?

В принципе, можно приносить любые блюда. Хотите – мясо. Желаете принести сало – и его можно освятить. Многие люди приносят буженину запеченную. Вкуснятина. Но некоторые люди приносят кресты, иконы и другие культовые предметы. Так вот, от того, что батюшка покропит святой водой по ним, они освященными не станут. Хотя люди достаточно наивны. В требнике (это специальная книга, по которой батюшки все обряды делают) освящению пищи на Пасху посвящен один обряд, а освящению крестов – другой. То есть, заказывать их нужно отдельно.

Сначала приходим в церковную лавку, там договариваемся о цене. Вместе с едой непродовольственные предметы не рекомендуется приносить для освещения. Это глупо. Что касается икон, то и они другими молитвами святятся. Причем там еще есть разделение на то, кому посвящены данные иконы.

Спиртные напитки – можно или нет?

Также важным вопросом есть, можно ли приносить на освящение спиртные напитки и, в частности, вино? Ведь считается, что пьянство – это грех. Конечно, можно. Мы ведь приносим еду на освящение, хотя чревоугодие является грехом. Все зависит от количества. Неумеренно потреблять продукты питания, в том числе и спиртные напитки, нельзя в любом случае. А напиваться во время Пасхи – это воскресшего Христа не уважать.
Но Великий Пост закончился, употреблять спиртные напитки по церковному закону разрешается. Более того, на Вербное Воскресение также можно было пить алкоголь. Вино является таким же продовольственным товаром, как пасхальный кулич или крашенные яйца. Многих смущает, что это спиртной напиток. Но культурно употреблять – это не грех. Даже сам Иисус Христос пил вино и превратил в него воду во время бракосочетания. Когда закончились запасы хорошего вина, Бог из воды сделал наилучшее, которое можно было и не давать поддатым гостям. Так что спиртные напитки разрешается употреблять. И святить также можно.

Выводы

Важно не забывать, что православная вера выражается не в количестве раз, которые вы пришли святить кулич или воду на Крещение. Необходимо постоянно молиться, поститься, исповедоваться, причащаться (хотя бы раз в год, во время Великого Поста). Последнее лучше делать как можно чаще. Именно в том, насколько часто причащается человек, и выражается его православность. Но и здесь есть исключения.
Только тогда вы можете считаться полноценными христианами, когда не будете игнорировать закон. Об этом батюшки постоянно говорят. Тем не менее, часто можно услышать вопросы «А скоро батюшка будет?», хотя не нужно их задавать. Молиться надо и ждать батюшку, а не думать о том, когда служба кончится или почему священнослужитель так долго не приходит.

Пасхальная корзина – незаменимый атрибут одного из самых главных христианских праздников. Что нужно в нее положить, какие продукты можно и нельзя святить в церкви на Пасху – читайте также.

Что нужно освятить на Пасху

Современные верующие значительно проще относятся к наполнения пасхальной корзины, чем наши предки. Кое-кто не стесняется освящать огромные куски мяса или вино в бутылках. Впрочем, каждый может решать для себя, что понести в церковь. Главное – взять самое важное.

Что нужно освятить на Пасху – список продуктов

Какие продукты нужно положить в пасхальную корзину:

- паска – символ Воскресения и Небесного Царства. Выпекание паски – важный этап приготовления к празднику. Большинство хозяек имеют свой рецепт. Готовить тесто на паску надо в покое, только с хорошими мыслями, потому что при других обстоятельствах она может не получиться.;
- яйца – это обязательный символ пасхальной паски, который символизирует новую жизнь и возрождение. Яйца можно украшать натуральными и пищевыми красителями, тканью, бумагой и даже стразами. Но делать это советуют в кругу семьи;
- мясо – обычно на Пасху подаются холодные мясные закуски, потому что они готовятся накануне, еще во время Великого поста. Поэтому положите в пасхальную корзину кусочек мяса и домашней колбаски. Главное – чтобы мясное блюдо было без крови;
- сыр и молочные продукты – так как молочные продукты не употреблялись во время поста, их также кладут в пасхальную корзину. Особенно хорошо приготовить творожную паску или сделать твердый сыр своими руками. Сыр и масло являются символами нежности и жертвенности Бога – эти продукты кладут в небольшие сосуды, а сверху рисуют крестик.

Кроме вышеупомянутых продуктов в пасхальную корзину для освящения кладут хрен , как символ прочности и силы духа, а также соль и вино . Церковь не одобряет алкоголь в пасхальной корзине, однако допускает кагор.

Что нельзя святить на Пасху

Далеко не все стоит класть в пасхальную корзину для освящения, есть продукты и вещи, которые строго запрещено приносить в церковь.

Что нельзя класть в пасхальную корзину:

Драгоценности, документы, деньги и другие материальные вещи;
- водку, коньяк, самогон и прочий алкоголь (кроме кагора);
- кровянку и другие продукты, изготовленные из крови животных;
- не советуют также класть фрукты и овощи, поскольку их можно было употреблять во время поста;
- нож – бытуют мнения, что освященные продукты нужно разрезать освященным ножом. Это выдумка и предрассудки.


Что нельзя святить на Пасху – список продуктов

Пасхальная корзина собирается только для благословения продуктов, которые можно употреблять после окончания Великого поста. А значит, пищи должно быть немного.

Когда святят пасху?

В разных церквях и храмах время для освящения пасок может отличаться. Одна церковь может освятить пасхальную корзину уже в предпраздничную субботу, а другая – непосредственно в воскресенье.

Пасхальная литургия в церкви продолжается всю ночь, и поэтому называется "всенощной". Около 4 часов утра происходит пасхальный крестный ход. Затем священники переодеваются из темных одежд в светлые и провозглашают слова: "Христос Воскрес!". В ответ верующие говорят: "Воистину Воскрес!" Только после этого святят паски и пасхальную корзину.


В 2018 году паску святят в ночь на 8 апреля