Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Подходы к управлению (в менеджменте).

Примеры
Процессный подход – рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

Системный подход – в нем, внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организации и многочисленных целей в условиях меняющейся среды.

Ситуационный подход – концентрируется на том, что пригодность различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существую внутренние и внешние факторы для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого лучшего способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.


Процессный подход. Концепция процессного подхода, рассматривающая управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, обозначила крупный поворот в развитии управленческой мысли. Она широко применяется и в настоящее время.

Впервые процессный подход был предложен сторонниками административной (функциональной) школы управления, которые разработали функции управления.

Степень дробления процесса управления на функции у разных авторов зависит от принятого подхода к исследованию управления и существа решаемой задачи. Чаще всего указывают на следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Общая характеристика процессного подхода основана на объединении важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций , которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль . Эти функции управления объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений. Функция руководства (лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в управлении.

Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во- первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собой новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей.

Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективного распределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализацию стратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.

Функция мотивации заключается в определении потребностей работника о обеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. При этом задача функции мотивации состоит в том, чтобы работающие выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями.

Функция контроля рассматривается как процесс обеспечения условий для достижения целей организации. Суть в том, что в процессе производства могут возникать отклонения от заданного плана выполнения работ. Найти и устранить отклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, - основная задача функции контроля.

Принятие решений – это выбор руководителем одного из альтернативных вариантов возможных действий, указывающих, что и как планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, функционирование зависит от качества коммуникаций.

*Процесс управления основан на реализации взаимозависимых функций управления посредством принятия решений и коммуникаций.

Вывод : процессный подход применение ко всем типам организации. Основные функции являются планирование, организация, мотивация и контроль. Коммуникации и принятие решения считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.
Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению.

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента , которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента. Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам. В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.

Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ .

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий , каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления. Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы. Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

1. Роль, значение и инструменты государственного регулирования торговой деятельности в РФ, практика их применения в организации.

2. Методы регулирования деятельности предприятия на региональном уровне.

3. Анализ проблем и совершенствование управление предприятием в современных условиях.

4. Управление персоналом в организациях: кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение.

5. Анализ научных подходов к инновационному менеджменту и их применение при управлении современными организациями.

6. Характеристика инновационного типа развития организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

7. Анализ современных инноваций в экономике организаций и практика их внедрения.

8. Современные инновации в сфере товарного обращения и опыт их внедрения на предприятиях Западно-Сибирского региона.

9. Рисковые формы инновационной деятельности в управлении организациями: теория и практика их реализации.

10. Анализ проблем импортозамещения в современной организации и пути их решения.

11. Анализ формирования и оценка эффективности импортозамещения для организации.

12. Анализ основных направлений импортозамещения в организации и их оценка.

13. Анализ проблем управления современной организацией в условиях интеграции.

14. Исследование теоретических и практических аспектов инновационной деятельности в организациях Кемеровской области.

15. Специфика, типы, критерии выбора и механизмы реализации инновационной стратегии на примере предприятий Кемеровской области.

16. Кадровая политика в условиях внедрения новых технологий в организации.

17. Исследование принципов формирования и стимулирования проектной команды при реализации инновационного проекта на примере действующей организации Кемеровской области.

18. Разработка стратегии интеграция малого и крупного бизнеса для улучшения экономического положения организации.

19. Анализ эффективности сотрудничества на условиях франшизы в торговой деятельности.

20. Особенности и преимущества франчайзинга как интегрированной формы организации бизнеса.

21. Анализ и совершенствование управления предприятием.

22. Анализ и совершенствование механизма управления на современном предприятии.

23. Анализ управления развитием инфраструктуры в организации.

24. Совершенствование управление организацией на основе внедрения элементов процессного управления.

25. Внедрение элементов процессного правления в систему стратегического управления организацией

26. Анализ и пути совершенствования управление маркетинговой деятельностью в организации.

27. Анализ и пути повышения конкурентоспособности современной организации.

28. Анализ проблем оценки эффективности управления персоналом в организации.

29. Анализ и управление взаимоотношениями с оптовыми посредниками на рынке потребительских товаров.

30. Анализ и совершенствование процесса управления персоналом в организации.

31. Анализ и совершенствование процесса управления в современной организации.

32. Анализ и совершенствование управления процессом обслуживания покупателей в розничной торговой организации.

33. Анализ и совершенствование управления процессом обслуживания клиентов в организации.

34. Анализ и совершенствование управления закупкой товаро-материальных ценностей и процессом материально-технического снабжения в организации.

35. Анализ и совершенствование управления затратами в организации.

36. Анализ и совершенствование управления товарными запасами в торговых организациях.

37. Анализ конкурентных отношений и их особенности в современной организации.

38. Формирование стратегии организации.

39. Разработка бизнес-плана организации.

40. Анализ и пути совершенствования организационной структуры управления в организациях.

42. Анализ и совершенствование управления организацией в условиях системного подхода.

43. Анализ и совершенствование управления организацией в условиях процессного подхода.

44. Анализ и совершенствование управления организацией в современных условиях.

45. Анализ и пути совершенствования управления доходами организации.

46. Анализ и пути совершенствования управления прибылью организации.

47. Анализ и совершенствование оплаты труда в организации.

48. Анализ и пути совершенствования управления налоговой политикой организации

49. Формирование и реализация стратегии организации.

50. Роль человеческого капитала в повышении конкурентоспособности организации.

52. Анализ и пути совершенствования системы управления персоналом организации.

53. Практика реализации институционального подхода в управлении организацией.

54. Совершенствование процессов управления ресурсами организации.

55. Анализ уровня развития и совершенствование корпоративного управления в организации.

56. Анализ и совершенствование управления финансовым состоянием организации.

57. Анализ управления инвестициями в организации.

58. Управление хозяйственными рисками в организации: оценка уровня, профилактика и страхование.

59. Совершенствование управления активами организации.

60. Анализ проблем и пути совершенствования управления интеграционными объединениями различного типа.

61. Управление доходами организации и проблемы их роста.

62. Процесс управления затратами организации и пути его совершенствования

63. Проблемы управления организациями различных форматов в современных условиях Кемеровской области.

64. Проблемы управления организацией в период становления рыночной экономики.

65. Проблемы управления сбытовой деятельностью в организации.

66. Управление вспомогательными процессами в организации: проблемы, пути совершенствования.

67. Анализ проблемы повышения эффективности и качества управления в торговой организации и пути их решения.

68. Формирование элементов системы менеджмента качества как инструмент управления организацией.

69. Анализ путей совершенствования управления персоналом в организации.

Материалы для выпускных квалификационных (дипломных, бакалаврских, магистерских), курсовых работ и отчётов по практике по экономике, финансовому менеджменту и анализу:

  • Тематика выпускных квалификационных работ по направлению 38.03.01 экономика профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» для студентов очной и заочной форм обучения на 2018-2019 учебный год финансово-экономического института ФГАОУ ВО «Тюменский…
  • На этой странице - темы выпускных квалификационных работ для экономистов Тюменской Государственной Академии Мировой Экономики Управления и Права. Бакалавриат. Примерная тематика выпускных квалификационных работ по…
  • Сургутский институт экономики, управления и права (филиал); ФГБОУ ВПО "Тюменский Государственный Университет" Тематика выпускных квалификационных работ по направлению 080100.62 «Экономика». Профиль «Экономика предприятий и организаций». Для студентов очной…
  • Примерные темы выпускных квалификационных работ бакалавров (бакалаврских работ) по направлению «Экономика» с профилем «Финансы и кредит» Совершенствование финансового планирования на предприятии. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Совершенствование…
  • Темы бакалаврских работ кафедры финансы и кредит Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М.Ф. Реешетнева 1. Финансовая оценка эффективности инвестиционных проектов в организации. 2. Организация…
  • Темы ВКР Государственного университета управления для студентов специальностей «Финансы и кредит» - 080105, «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Финансовый менеджмент» - 20 Бюджетный федерализм и…
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Анализ форм собственности, их трансформация в экономике России. Макроэкономический и межотраслевой анализ и прогнозирование развития…
  • Введение Глава 1. Теоретические основы развития управления персоналом в организации 1.1. Сущность управления персоналом в организации 1.2. Подходы и методы развития управления персоналом 1.3. Показатели,…
  • РФЭТ (РФЭИ), темы ВКР специальности "Экономика и бухгалтерский учет"Специальность «Экономика и бухгалтерский учет» 1. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. 2.…
  • В следующей таблице - перечень примерных тем дипломных работ экономического направления, которые рекомендованы к написанию в череповецком государственном университете по направлению 080502 "Экономика и управление…

В основе применения ситуационного подхода лежит утверждение о том, что центральным моментом подхода является определенный и конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Данный подход предполагает, что в деятельности организаций родственного профиля можно найти много общего. Ситуационный подход не отрицает концепции классического и гуманитарного управления. Он тесно связан с системным, поскольку не является простым перечнем предписывающих руководств и правил. Ситуационный подход можно определить как способ мышления об организационных проблемах и способах их решения. В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ.

Ситуационный анализ - это комплексная технология разработки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которой лежит анализ управленческой ситуации.

Ситуационные теории занимают достаточно заметное место среди синтетических учений об управлении. Суть данных теорий можно выразить в следующем высказывании: результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. В связи с этим осуществление распорядительства или контроля должно осуществляться менеджерами в зависимости от того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают общие рекомендации по управлению в конкретных условиях. Выделяется четыре обязательных условия применения данного подхода:

  • 1) менеджеры обязаны уметь проводить анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации;
  • 2) необходимо выбрать соответствующий подход к осуществлению управления, в наибольшей степени и наилучшим образом соответствующий требованиям к организации в данной конкретной ситуации;
  • 3) управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для перехода к новому стилю управления, соответствующему ситуации;
  • 4) управление обязано произвести изменения, позволяющие лучше подстроиться к ситуации.

Ситуационный подход к управлению дает описание того, как подстроить организацию к существующим требованиями, как произвести изменения и необходимые перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создать и развить адаптационный потенциал. Методы данного подхода отрицают наличие универсальных подходов к управлению, обобщенных и всеохватывающих принципов управления. С точки зрения этих теорий управление - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а далее уже следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Определение ситуационных факторов играет главную роль в процессе применения ситуационного подхода, поскольку они являются ключом к пониманию ситуации и ее эффективному управленческому разрешению. Следует отметить, что количество влияющих на ситуацию факторов значительно, их учет и отслеживание в полном объеме затруднительны, поэтому рассматриваются, как правило, только наиболее значимые для организации факторы.

К основным ситуационным факторам относятся:

  • ? личные качества и потребности подчиненных;
  • ? характер работ;
  • ? воздействия внешней среды;
  • ? информация, которой обладают руководитель и подчиненные;
  • ? важность качества работы и степень ее структуризации;
  • ? уровень мотивации подчиненных и возможность руководителя использовать вознаграждения за выполненную работу.

Отличительным признаком ситуационного подхода является внимание управленцев к отношениям между внутренней и внешней средой организации, состоящим из социальных, политических и экономических факторов. Ситуационный подход признает существование ограничений внутри организации:

  • ? технологических, зависящих от типа и гибкости организационных средств производства товаров или услуг;
  • ? ограничений в постановках задач, выполняемых рабочими и связанных с фактическим характером работ;
  • ? человеческих, отражающих уровни компетенции людей, работающих в организации.

Ситуационный подход к управлению предполагает множественность возможных решений управленческих задач, порождаемых разнообразием ситуаций. Идея единого для всех организаций универсального управления в 50-60 гг. XX в. предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время лучшим и образцовым. При сравнении американского управления с японским выяснилось, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим.

Профессором Уильямом Оучи в 1981 г. была выдвинута теория Z, дополняющая теории X и У МакГрегора. Оучи пришел к выводу об эффективности японского подхода к управлению, изучив его. Теорию Z не относят к общим теориям управления, поскольку она скорее дает набор характеристик управления. Следует отметить, что данная теория являлась попыткой отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления, а предложив теорию Z управления организацией, Оучи сформулировал путь управления любой организацией.

Оучи сформулировал основные положения и правила управления работающими, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Основные идеи теории Zcboabtcb к следующему:

  • ? осуществление долгосрочного найма кадров;
  • ? групповое принятие решений и индивидуальная ответственность;
  • ? оценка кадров и их постепенное продвижение;
  • ? неформальный контроль четкими и формализованными методами;
  • ? всесторонняя забота о работниках.

Выдающимся теоретиком в области управления является Питер Дракер , автор значительного количества книг по управлению. Центральной идеей П. Дракера об управлении является учение о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Ученый настаивал на своем первенстве в создании систематизированного учения об управлении и такой учебной дисциплины, что стало началом изучения менеджмента в учебных заведениях.

Имя П. Дракера часто связывают с антикризисными мерами по сохранению несостоятельной автомобильной компании «Форд», а также с внедрением системы децентрализованного управления на фирме «Дженерал Электрик». Разработки П. Дракера связаны с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.

Одним из наиболее значимых и известных теоретических положений П. Дракера считается его концепция управления по целям (МВО), что явилось революционным начинанием в управлении, поскольку в 50-х гг. XX в. внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.

Ученый достаточно критически относился к идеям школы человеческих отношений и называл ее «психологическим деспотизмом». П. Дракер утверждал, что главная задача менеджмента - делать людей производительными, а менеджер обязан заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании различных благ для рабочих, хотя не отрицал взаимного уважения на работе.

Ученым была выдвинута идея самоуправляющегося трудового коллектива, суть которой в создании на фирме демократически выбранного органа из рабочих и служащих, призванного решать вопросы социальных аспектов жизни предприятия. Участие в такой деятельности должно наделять рабочих чувством ответственности за деятельность предприятия. Идею самоуправляющегося трудового коллектива Дракер считал самой важной и оригинальной, а неприятие этой идеи обществом он рассматривал как крупнейшее поражение.

Краткий обзор учений об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Знакомство с учениями показывает, что практика управления всегда оказывалась многограннее и сложнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления новые положения и теории.

Свою историю имеет развитие науки о менеджменте в России, где можно выделить пять периодов:

  • ? 1900-1910-е гг. - этап зарождения;
  • ? 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне;
  • ? 1930-1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;
  • ? 1960-1980-е гг. - этап активного возрождения;
  • ? 1990-е гг. по настоящее время - этап «догоняющего» развития.

У научной общественности России широкое распространение в начале XX в. получили идеи Фредерика Тейлора . «Тейлоровский бум» пришелся на 1911-1914 гг., когда в обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены на русский язык основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников научной организации труда. Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, состоявшаяся в январе 1921 г., открыла процесс становления отечественной науки о менеджменте. Среди докладчиков конференции были такие российские ученые, как А.А. Богданов, В.М. Бехтерев, О.А. Ерманский, С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и другие.

После проведения конференции в России начали создаваться специализированные институты, лаборатории и даже опытные станции по научной организации труда. Научные школы начали формировать такие ученые, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Ес- манский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Рохмирович и другие. Задачами научно- исследовательских институтов и лабораторий ученые видели создание систематизированных концепций в области менеджмента.

Российским ученым Александром Богдановым (Малиновским) были заложены основы современных представлений о теории организации. Значимым трудом ученого является «Тектология. Всеобщая организационная наука».

В основе взглядов академика Владимира Бехтерева лежала мысль о том, что научно организационный труд есть не что иное, как попытка научить человека тратить свою энергию с наибольшей производительностью с учетом возможностей организма. В отличие от идей «тейлоризма» в центре внимания лидера русской психофизиологической школы находился работник как сложное биосоциальное существо. Считается, что идеи Владимира Бехтерева в области психологии до сих пор недостаточно исследованы.

Основатель Центрального института труда (ПИТ) Алексей Гастев является одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области в управления. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, отмечая, что успешное развитие отечественной управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в разных странах. В теории А.К. Гастева центральное место занимал человеческий фактор, а в мировой организационно-управленческой литературе ученый и его сторонники впервые обосновали решающую роль человека в производственных процессах.

Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, какЯ.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельский и другие.

Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений». Еще в 1925 г. Николай Витке утверждал, что «современный администратор - это прежде всего социальный техник или инженер - в зависимости от его положения в организационной системе - строительно-людских отношений». К сожалению, в собственной стране идеи Н. Витке встретили невнимание и жесточайшую критику.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в России состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно «буржуазная выдумка». Были закрыты многие институты, лаборатории научной организации труда, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основную ставку стали делать на сильного руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы центра.

Уже к концу 1950-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. В то же время рост масштабов производства и числа хозяйственных связей существенно усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. В те годы снова открылась возможность доступа к западной литературе, в том числе и в области менеджмента, что породило «управленческий бум», продолжавшийся вплоть до 1980-х гг.

В наше время менеджмент представляет собой многогранную, сложную и очень интересную науку. Он обеспечивает профессиональное управление хозяйственными организациями, их эффективное функционирование и развитие. Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.

В настоящее время происходят изменения в теории менеджмента, что оказывает влияние и на его практику. Динамичное изменение технологий, способов экономической организации процессов, ассортимента товаров и услуг, а также повышение требований к их качеству требуют от организаций высокого уровня приспособляемости к воздействию внешней среды. В таких условиях именно квалифицированное управление способно обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективность деятельности.

Новые тенденции в менеджменте переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, развитие интеллектуального капитала. Современный менеджмент становится все в большей мере инновационным, ориентированным на управление нововведениями и саморазвитие. В то время как стремительно возникают и распространяются новые подходы и технологии менеджмента, многие существующие и традиционные частично забываются.

Ужесточение конкуренции на мировых и региональных рынках требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично изменяющегося мира. В связи с этим фундаментальным изменением современного мира является становление и развитие экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний.

Будущее определяется во многом тем, насколько широко и эффективно используются знания, поскольку в постиндустриальной экономике стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, проявляющихся в новых продуктах и технологиях, новых навыках и качественно новой мотивации, отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов.

Интеллектуальная деятельность, специальные знания, навыки и коммуникации становятся не только факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического роста.

Поскольку менеджмент становится по сути инновационным, требуется обучение персонала в течение всего срока трудовой деятельности, постоянное освоение новых приемов и новые подходы к решению производственных задач.

Одной из основных идей в управлении знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. В связи с этим широко распространяется в мировой и отечественной практике бенчмаркинг.

Бенчмаркинг представляет собой управленческую технологию, основанную на внедрении в деятельность организации технологий, стандартов и методов работы наиболее успешных предприятий и организаций. Бенчмаркинг является систематическим процессом выявления лучших предприятий и организаций, комплексной оценки выпускаемой продукции или реализуемых услуг, а также методов производства для применения их передового опыта.

Еще одной современной тенденцией в управлении является применение информационно-коммуникационных технологий. Такие технологии создают новые возможности для организаций, разделение труда выводится на качественно новый уровень. Использование информационно-коммуникационных технологий позволило сформировать цепочки производства продукта и сети дистрибуции, стирая традиционные грани между предприятиями. Новые условия требуют разработки и применения новых методов управления, что является основой для развития сетевого менеджмента.

Одной из современных тенденций менеджмента является развитие разнообразных специальных его видов, таких как муниципальный менеджмент, менеджмент образования, финансовый менеджмент, риск-менеджмент, бренд-менеджмент, менеджмент имиджа, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисное управление и др. Все специальные виды менеджмента имеют в значительной мере прикладной характер.

Распространение методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации является общей тенденцией развития современного менеджмента. Об этом свидетельствует применение маркетинговых подходов к управлению в деятельности общественных объединений и организаций, муниципальных и районных администраций, бизнес-планирование в некоммерческих организациях, управление организационной культурой в государственных, образовательных, медицинских и других учреждениях. Современный менеджмент включает в себя не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и развитие культуры предприятия, развитие творческой атмосферы, эффективной коллективной деятельности, развитие инновационной активности коллективов, использование передового опыта других организаций. Таким образом, границы традиционного менеджмента в настоящее время расширяются.

Гастев Алексей Капитонович - революционер, пролетарский поэт, видный деятельв области рационализации труда (1882-1941).

  • Витке Николай Андреевич - российский экономист.
  • Хорошо, когда есть инструкция, как поступить в той или иной ситуации. Вот ошибся человек, и ему сразу же предъявили план действий - удобно, и думать не надо. Только в современном мире это не всегда срабатывает, вариативность человеческих «косяков» неиссякаемая, поэтому никогда не существовало и не будет существовать универсальных советов относительно правильного поведения. Это же касается и развития бизнеса. Каждая фирма, как и человек, индивидуальна по-своему, поэтому не удивительно, что стандартные управленческие теории канули в Лету, освободив место для ситуационного подхода.

    Краткое введение

    В теорию подход внес большой вклад. Центральным моментом здесь является ситуация - некий набор обстоятельств, что влияют на деятельность организации. При использовании этого подхода руководители могут понять, какими приемами нужно пользоваться, чтобы достичь цели при определенной сложившейся ситуации.

    Точно так же, как и системный, ситуационный подход - это своеобразный способ мышления об организационных проблемах и их решениях, а не свод правил и указаний. Этот подход пытается связать воедино конкретные приемы с соответствующими им ситуациями, чтобы достигать целей компании наиболее эффективным методом.

    В целом, именно так можно описать этот прием в управленческой деятельности: в фирме складывается какая-то ситуация, менеджер анализирует ее, применяет методы по устранению проблем и делает работу персонала более эффективной.

    Начало

    К началу 60-х годов прошлого века сформировалось достаточно много научных школ управления. Каждая из них по-своему демонстрировала процесс дифференциации в сфере научных исследований проблем управления. Возможно, именно это привело к тому, что ученые стали пытаться объединить школы и направления на базе одинаковых концепций. В то время ученые пытались приостановить научных исследований, из-за которого управленческая теория превратилась в настоящие джунгли.

    В 1964 году на собрании Американской академии менеджмента была принята резолюция о создании «Единой теории управления», что могла бы объяснить все явления, с которыми может столкнуться руководитель в управленческой практике. А также согласовать различные и временами противоречивые концепции, создавая основу для применения практических советов.

    Единой, так называемой объединяющей теорией оказалась новая ситуационная теория управления. Ее автором стал профессор Р. Моклер (университет Сент-Джонс, Нью-Йорк). Пускай автор и говорил, что глупо считать джунглями современную теорию управления, игнорируя при этом ситуационный подход, он не признавал его чем-то принципиально новым.

    Первые упоминания

    О ситуационном подходе к управлению упоминал еще в 1954 году П. Дракер в книге «Практика управления», там он сформировал основные черты этой теории. Вместе с ученым и его коллегами по школе необходимость анализа ситуаций для принятия решений отстаивали и другие теоретики. Моклер полагал, что попытка рассмотреть ситуационную теорию как объединяющую концепцию является исключительно новым веянием в менеджменте. Правда, ученый утверждал, что ситуационный подход сформировался не потому, что научное сообщество решило создать единственную теорию управления, а скорее из-за необходимости переориентировать теоретические наработки в практическое русло.

    Изучение действительных условий

    Моклер пытался объяснить причины такого отношения к управленческой теории следующим образом. Ситуации, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что существующие теории не могут удовлетворить практические запросы. Иметь установленные принципы правления - это хорошо, но в жизни этого мало. Именно поэтому, сколько ни разрабатывай разнообразных теорий, менеджеры не будут на все 100% обеспечены практическим руководством к действию. Намного лучше разработать условные, ситуационные принципы, которыми можно воспользоваться при необходимости.

    Разработка нового ситуационного подхода стала акцентировать внимание на исследовании реальных условий, в которых находится та или иная компания. На основании этих ситуаций должны разрабатываться специфические и уникальные организационные структуры. Ситуационный подход к управлению призывал менеджеров строить теоретические модели организации, где внешние факторы характеризовались набором контекстуальных, взаимосвязанных между собой переменных

    Решение задач

    Сторонники теории ситуационного подхода говорили, что управление должно решать три задачи:

    1. Создавать модель ситуации.
    2. Моделировать функциональные соотношения связей.
    3. На основе полученных данных принимать и воспроизводить решения об управлении.

    Толчок к развитию

    Ситуационный подход в менеджменте наиболее детально был рассмотрен в работе «Организация и окружение» П. Лоуренса и Дж. Лорша. В исходном положении их теории говорилось, что априори не существует единственного способа организации, т. к. на различных этапах развития предприятий необходимо внедрять разные организационные структуры, отвечающие действительным нуждам компаний.

    Такой подход подтолкнул других специалистов к разработке специфических организационных структур. Стоит отметить, что ситуационный подход в менеджменте повлиял на все школы управления. Так, появилась работа «Теория эффективности лидерства» Ф. Фидлера. Ученый пытался определить типы и ситуации группового поведения и предложить тот стиль правления, который подходил бы больше всего.

    Подобные исследования применял и У. Уайт. Он хотел выявить типы поведения сотрудников и то, как на них повлияют различные методы руководства. Такие и подобные им исследования говорят о том, что ситуационный подход стал набирать популярности. Это значило, что научное сообщество отошло от стремления сформировать универсальные принципы управленческой деятельности.

    Суть ситуационного подхода

    Об этой теории можно сказать следующее: она имеет свои «входы» и «выходы» и активно приспосабливается к весьма изменчивой внешней и внутренней среде. Исходя из этого, основные причины происходящего в организации нужно искать за ее пределами - там, где она реально функционирует. В этом подходе стало ключевым понятие проблемной ситуации. Стоит отметить, что теория никоим образом не оспаривает другие управленческие принципы, но утверждает, что для успешного достижения целей организация должна применять приемы не только общего характера.

    Любое управленческое решение должно варьироваться в зависимости от ситуации, ведь основное искусство руководства должно заключаться в умении правильно выбирать приемы, чтобы справиться с проблемными ситуациями.

    Основные положения

    Ситуационный подход в организации опирается на четыре главных положения, и все они касаются работы руководителя. Ведь именно от него зависит судьба фирмы:

    1. Каждый руководитель должен знать эффективные средства профессионального управления. Он должен понимать процесс управления, особенности поведения индивида и группы, обладать аналитическими навыками, знать методы планирования и контроля.
    2. Руководитель обязан предвидеть последствия использования того или иного управленческого метода. Определять сильные и слабые стороны примененной концепции и давать ситуации сравнительную характеристику.
    3. Правильная интерпретация ситуации поможет руководителю выявить самые важные факторы.
    4. Руководитель должен согласовывать выбранные приемы управления с определенными условиями, чтобы обеспечить наибольшую эффективность в достижении цели.

    Для тех, кто не понял

    Несмотря на то что ситуационный подход, в отличие от других управленческих теорий, наглядно показывает, что нет лучшего способа управления в принципе, были ученые, которые не совсем это понимали. Они продолжали настойчиво доказывать, что нужно полагаться на науку. Но если описать вкратце действия менеджера, то становится понятно, что именно ситуационный подход применим в менеджменте, а не научные догмы со своими нерушимыми укладами.

    Доказательства Одиорне

    Возьмем, к примеру, исследования одного ученого, который утверждал, что априори не может существовать науки управления, ибо руководство - это искусство, не поддающиеся правилам и не подлежащее расшифровке.

    Профессор Мичиганского университета Дж. Одиорне говорил, что невозможно подвести управленческую деятельность к определенным закономерностям, нормам и правилам. Существующие теории весьма упрощенно рассматривают то многообразие ситуаций, с которым приходится сталкиваться менеджеру. Эмпиризм Одиорне сводится к неповторимому и уникальному опыту руководителей. Чтобы достигнуть этого опыта, нужно не только исследовать сложившуюся ситуацию, но и учиться выживать.

    Ситуационные ограничения

    Также Одиорне отмечал, что большинство обстоятельств, окружающих менеджера, не поддаются абсолютно никакому анализу, поэтому он назвал 5 причин, почему невозможно создать науку управления:

    1. Менеджер пребывает в состоянии постоянной ситуациональности, то есть не успевая выйти из одной ситуации, он должен тут же войти в другую. Едва человеку удалось принять какое-то решение, как он обнаруживает, что число трудностей умножилось. Только прибегая к помощи прошлого опыта, руководитель может подготовить себя к новым изменениям.
    2. Удача имеет огромное значение для менеджера. Жаль, что большинство теорий сбрасывают ее со счетов.
    3. Конкурентная борьба и конфликты. В основном ученый останавливает внимание на извечном конфликте за распределение ресурсов. В нем никогда не будет победителей и проигравших, а все управленческие теории только помогут выиграть время в этом споре.
    4. Чувство вины. Оно присуще любому менеджеру и, поскольку никогда его не покидает, оказывает влияние на поведение и принятие решений.
    5. Смерть менеджера - это был самый сильный довод Одиорне против возможности существования научной теории управления.

    Человек сложен по своей природе, и условия, в которых ему приходится постоянно действовать, никогда не станут настолько простыми, чтобы можно было их рассматривать в разрезе математических формул. Что касается ситуационной теории, она должна быть экзистенциалистской, поскольку ее исходным пунктом является человек - субстанция нестабильная и неоднозначная. Вот такая суть применения ситуационного подхода: только человек, его накопленный опыт и способность анализировать помогут в управленческой деятельности.