Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Функции ума, разума и чувств. Ум, опыт и органы чувств

Из цикла «Человек и люди».

Если эти два понятия, «ум» и «разум» отображают одну и ту же суть: это познавательные и аналитические способности людей, то зачем используются оба, а не одно из них? С точки зрения словообразования в русском языке слово «разум» состоит как бы из двух слов: «раз» - древняя единица счёта, что соответствует современной единице счёта «один» и слова «ум». В этой словесной лирике, есть нечто, которое свойственно только русскому языку.

Возможно, сознание людей, пользующееся русским языком как средством выражения мысли, нашло в определении «разум», как часть принадлежащая отдельному индивидууму, от некоего общего ума. Поскольку это есть только часть, а не в весь ум, то иногда, при решении сложного вопроса говорят, что один ум хорошо, а два лучше, что тождественно более точному выражению: - Одна голова – хорошо, а две лучше.

Принцип коллективного обсуждения возникающих проблем заложен в основу всех государственных, общественных и семейных советов – структур предназначенных для выработки и принятия решений по возникающим вопросам. Вопрос только в том как этот принцип используется тем же разумом людей. В этом элементарном вопросе участвуют две составляющие разума: знание и сила. Когда не достает ума при достижении разумного решения, самосознание применяет силу в самых разных вариантах для достижения поставленной цели. Обсуждение проблемы разными людьми позволяет найти оптимальное её решение. Следовательно, один ум не может дать объективный ответ на возникшую проблему. В науке, прежде чем сделать открытие ученые идут длинным путем обсуждений проблемы с коллегами. Коллективный ум это интегральная переменная, стремится к пределу соответствия разуму.

Разум есть тот объём информации, которым пользуется индивидуум. У каждого индивидуума свой информационный объём разума.

В конце 20 века понятие разума привлекает особое внимание учёных многих стран мира. Прошли те времена, когда наука понятие разума относила только к людям. Элементы разумного поведения стали наблюдать не только в животном мире, но и в растениях. Достаточно примеров можно найти в соответствующих научных работах. Вопрос лишь в том, что считать разумом. Разум это прежде объективно существующее энергетическое состояние информации, которая воспринимается умом и реализуется самосознанием в адекватных решениях для сохранения жизни. Потребность в питании для сохранения жизни это главная функция воздействия разума на ум живых систем. Всё остальное это продукт самосознания, которое использует возможности информационную энергию разума. Ум и самосознание есть производные разума и сознания представляют функции социальной среды.

Наука не имеет достоверных данных о работе как самосознания, так и ума. Изучая только головной мозг получить однозначный ответ не представляется возможным. Можно с помощью различных технических устройств наблюдать биоэлектрические импульсы и зоны в головном мозге, где они проявляются в зависимости от поставленных задач в эксперименте.

Но как объяснить работу ума мухи, при отсутствии у неё мозга в нашем понимании, которая быстро находит мясные и рыбные продукты, даже в том случае когда находится вне пределов помещения. Стоит открыть окошко и она уже на продукте, и это в том случае, когда в ближайшем окружении её не было заметно. Каким умом должна обладать муха, чтобы сесть на потолок, не повредив крылышки при перевороте. Но исходя из научного представления, у мухи нет ума, у неё инстинкт.

Инстинкт – черная дыра в самосознании людей. Когда оно не может объяснить разумные действия в животном мире, оно находит объяснение в инстинкте. Инстинкт это научное Божество. У природы много необъяснимых явлений разумного поведения. Наш ум приводит нас к убеждению, что инстинктов существует бесконечное множество.

У людей, в отличие от всех других животных, ум используется в неразумных действиях, которые выражаются в братоубийствах. Ни один вид живых существ не уничтожает своих собратьев, за исключением людей. Иногда возникает вопрос: - А не атрофировался ли ум у людей или он был заложен с дефектом в алгоритм самосознания? Ведь убийства происходили и в далёких - далёких пращуров, тому свидетельствуют исторические материалы.

Ведь первое убийство по информации из Библии произошло в первой земной семье, в семье Адама и Евы. Старший сын Каин убивает своего брата Авеля (см. Библию в кн. Бытие: гл. 4, 1-16, 25; 5, 3-5). Убийство брата, родственника по крови, говорит о том, что убийство не родственника может произойти по незначительным для этого поводам. Причин для убийства быть не может. А поводов бесконечное множество, тому свидетельства из повседневной жизни людей.

Напрашивается страшный вывод, что все живые существа живут согласно уму, который у людей связывают с Образом Человека, доступному в том объёме, который обеспечивает их существование. Парадоксально, но только люди получив индивидуальный ум, лишены возможности умного существования.

Такой вывод заставляет более внимательно исследовать, что же такое ум, а что такое разум.

Уместно спросить: убийство себе подобных, это тоже инстинкт или целенаправленное действие выработано самосознанием отдельных людей не зависим от социального положения. Чем выше социальное положение тем большую трагедию приносит инстинкт дикаря, или спланированная самосознанием – умом акция в отсутствии информационной энергетики разума.

Этот случай говорит о том, что с самосознанием людей Бог допустил ошибку, или «умышленно» заложил возможности борьбы за выживание, где все методы хороши.
А ведь авторы Библии не зря приводят заповеди для людей, а не для животных.

Уже в те древние времена самосознание людей осознавало, что для сохранения жизни много ума не надо. Достаточно того объёма разума, которым ум может оперативно пользоваться. Это происходит и сейчас. Всем известна поговорка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный»? Следовательно, ум не является критерием богатства. Но зачем тогда существует такое понятие как ум?

Чтобы определить, что такое ум, то можно воспользоваться словарями и энциклопедиями. Но вряд ли они дадут полное удовлетворение на поставленный вопрос. Они, всего лишь, выражают смысл понятия, которое вложили предыдущие поколения людей.

Если с понятиями ума или рассудка всё как будто понятно нашему самосознанию, что это есть способность индивидуума приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, как и все животные. Но в отличие от животных ум людей способен накапливать и применять знания (у животных это слабо выражено и только лишь в вопросах ориентации на местности и в проблеме питания), а также на основании знаний, воздействовать на окружающую среду, учитывая опыт предыдущих поколений. Что тоже часто бывает не всегда по уму, а по разуму авторитетов.

Понятие интеллект (от лат. Intellectus) есть синоним понятий разум, рассудок или умственные способности познания и понимания внешнего мира.

Понятие ум воплощает в себе объём информации в форме доступной для обработки самосознанием индивидуума с помощью логических операций. Самосознание и ум это не одно и тоже. Самосознание - это программа, которая управляет умом под воздействием информационной энергии разума.

С точки зрения современной теории моноцентризма (новая научная теория Роберта Ланца), пространство и время – это "простые инструменты нашего ума". Как вам нравится такой наш ум? Автор прав в том, что ум это не просто способность людей мыслить, а нечто большее хранящий в себя всё то, что ещё не доступно познанию современных людей, а принадлежит Человеку, например, так называемые параллельные миры, о которых говорит наука на уровне понимания самосознанием.
Возражений против того, что разум связан с головным мозгом никто не имеет. Потому, что это истина. А как быть тогда с умом? Где он прячется этот умник?

Существующий в природе ум имеет свое воплощение в понятии Человек. Когда говоря о умном Человеке, имеют в виду конкретное лицо. Это не означает, что это лицо есть кладезь ума. Просто, люди оценивают его поступки, которые соответствуют нравственным понятиям принятым в социальной среде (в самосознании людей). Поступать по умному, значит делать по справедливости. Но люди поступают по своему усмотрению.

Даже одного критерия справедливости достаточно, чтобы дать оценку социальной среды, состоящую из разумных обитателей. Там, где ум, места злу не может быть.
Понятию «ум» самосознание людей приобщает всё, что связано с мыслительной деятельностью. В литературных источниках можно встретить выражение, что «ум - это врождённое качество человека». И многие с этим согласны. Но как объяснить имевшие в истории факты, когда дети вырастали в обществе зверей. Их умственные возможности усваивали информацию той среды которая окружала их и никаких врожденных качеств Человека не проявлялось, за исключением формы тела.

Сколько в мире людей столько и умов, можно сделать вывод из тех миллионных ответов заполнивших интернет в определении ума. Но это заблуждение, потому как ум существует в единственном числе в конкретного индивидуума. А разум - это единственное информационное начало для всех живых систем.

Есть работы в которых пытаются указать место, где находится ум. Существует две альтернативы по уму, что ум это Господне творение и он принадлежит всем и вторая гипотеза, что ум это свойство Человека, его головного мозга. Вероятно, а это подтверждается практикой, что иногда истина непостижима от «недостатка» ума, а от недостаточного объёма информации, доступного для логического умозаключения самосознанием людей. «Недостаток ума» это и есть недостаток информации.

Во Вселенной всё гармонично просто. Существует бесконечно большой объём информации о ней самой и об устройстве и процессах происходящих в ней. Вся эта информация и представляет то, что разум людей назвал умом. Эта информация существовала до появления ума, которым обладают люди. И этот ум, который является так же результатом воплощения существующей информации о его происхождении, пытается осмыслить сам себя.

Информация обладает не только содержанием, но и энергетической возможностью, которая проявляется через ум людей.

Попытка найти место нахождения ума, это вечная игра в прядки. Информацию ищут в её носителях. Книгу называют источником знаний, но это всего лишь архив информации, которую ум превращает в чувственные знания.

Все понимают, что существует разум, как структура головного мозга, но оказывается, что существует в головном мозге ещё такое понятие как самосознание, которое квалифицируют как «одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях» (Вставка из БСЭ).

Когда говорят, что «разум - это заинтересованное восприятие внешнего мира, данного в ощущениях», это всего лишь одно из многих свойств разума, выраженное самосознанием.

В итоге можно предположить вывод, что разум это бесконечный объём информации составляющий Вселенную (инфониккри), а ум это индивидуальный инструмент для работы с этой информацией, который является её же частью.

). Ум (лат. mens ) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. ).

Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) . Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii). К латинским синонимам может быть отнесен «интеллект » (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум , рассудок , умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно .

К параметрам «ума»

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:

Место «ума» в сознании

В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений:

  1. Восприятия и их интеллектуальную переработку;
  2. Изменения эмоционального равновесия;
  3. Волевые импульсы.

Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет , никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название ум , умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т. д.

Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту . Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характерная особенность человеческого сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть - явления, могущие быть воспринятыми при посредстве органов чувств .

Ум, опыт и органы чувств

Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга .

Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки. Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы , в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником . То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.

В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.

У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта . Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие. Этим путем поддерживается единство человеческой личности, создается интеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память .

Ум и память

Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.

То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein» , то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.

Ум и внимание

Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание . Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Ещё более значительной является его роль в процессах переработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.

Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений; в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений.

В ещё более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных. Внимание вносит в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки. Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости её эмоций, - а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей.

Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев . Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» учёного и о «рассеянности» ребёнка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае проявляется полная неспособность сосредоточить на чём-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), в первом - такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (пример: предсмертные минуты Архимеда).

Ум и утомляемость

Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время - как показали новейшие исследования, - имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом , так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает - при благоприятных условиях - возможности крупной по своему объёму работы.

Все люди разные. Эта набившая оскомину банальность объясняет наши мысли и поступки. Что определяет ум человека? От чего зависит наш интеллект?

Психологическая литература на данную тему сложна для восприятия неподготовленного к терминам читателя. Но данная статья посвящена не личностным коррелятам интеллекта и не анализу причин когнитивной ригидности. Мы будем рассуждать о том, какие факторы влияют на умственное развитие и мышление.

1. Врождённые индивидуальные генетические данные

Это ключевой фактор, именно от него в наибольшей степени зависит потенциал умственного развития индивида. Уникальность каждого человека определяется той комбинацией генов, которая формируется в результате слияния конкретной яйцеклетки с единственным из нескольких сотен миллионов сперматозоидов, выделившихся при семяизвержении.

2. Наследственность

Наши родители, помимо внешней схожести, передают нам свои способности и задатки. Причём эти свойства могут проявиться и спустя несколько поколений. И если проследить передачу характерных фамильных черт довольно просто, то наследование интеллектуальных данных выражено менее ярко. Поэтому обычно человек знает о недюжинном уме своего предка по генеалогическому древу только в том случае, если тот стал известной, выдающейся личностью.

3. Протекание беременности

Общеизвестно, что серьёзные заболевания будущей матери (например, диабет, краснуха, сифилис) пагубно отражаются на развитии ребёнка. Так, заражение краснухой в первом триместре беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций плода. Употребление некоторых лекарственных веществ и больших доз алкоголя также приводит к задержке умственного развития будущего ребёнка.

3. Образование, в том числе музыкальное

Процесс получения знаний сопряжён с психической стимуляцией интеллектуальной активности ребёнка со стороны взрослых. При отсутствии такого взаимодействия умственное развитие затормаживается, что можно наблюдать по детям, живущим в детских домах.

Многолетние исследования учёных доказали, что на вероятность развития болезни Альцгеймера влияет уровень образования человека. У людей, занимающихся интеллектуальным трудом в зрелом и пожилом возрасте, риск деменции (старческого слабоумия) существенно ниже.

4. Воспитание и пребывание в адекватной социальной среде

Благожелательность и здоровая психологическая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка. При этом фактор многодетности играет отрицательную роль: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

5. Материальное благополучие

Безусловно, материальное благополучие семьи, в которой он растёт, положительно скажется на его будущем. Речь идёт о возможности реализовать заложенные природой способности, получить высшее образование, престижную профессию, интересную работу.

6. Раса и национальность

Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире принадлежит представителям монголоидной расы - японцам - 111 баллов. У 10-ти процентов японцев этот коэффициент выше 130. Среди европейцев, по данным ирландского профессора Ричарда Линна, 1-ое место со 107 баллами делят немцы и голландцы. Далее следуют поляки (106 баллов), шведы (104 балла) и итальянцы (102 балла). Россияне демонстрируют уровень IQ в 96 «интеллектуальных баллов», что соответствует 17-му месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 пунктов.

7. Пол

Большинствол статистических исследований, опирающихся на тесты, свидетельствуют о том, что в среднем мужчины немного умнее женщин. Тем не менее, самым умным человеком в мире является женщина. По данным Википедии, это американская писательница, драматург и журналист Мэрилин вос Савант. Другие источники утверждают, что самой умной на планете является болгарка Даниэла Симидчиева: она имеет 5 степеней магистра, IQ 192 и 3 детей. Кстати говоря, последняя, несмотря на высочайший интеллект, длительное время была безработной и никогда не зарабатывала более 150 долларов в месяц.

Как пишет в своём исследовании профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн, если 100 лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах по показателю ума женщины уже обгоняют мужчин. Другой учёный, изучавший этот вопрос, - доктор наук в области социальной психологии англичанин Джон Филипп Раштон, проведя тесты среди 100 тысяч студентов в возрасте 17-18 лет, пришёл к выводу, что у сильного пола IQ в среднем на 3,63 пункта выше, чем у девушек.

8. Возраст

Сложно вычислить средний возраст, в котором человек находится на пике своих когнитивных способностей. Это физические возможности оценивать просто: пик карьеры большинства спортсменов приходится на 20 лет. Что касается апогея умственного развития, тут всё очень индивидуально. Даже в одной и той же сфере, скажем, писательской деятельности, одни люди обнаруживают в себе талант ещё в юности, в то время как другие раскрывают этот дар лишь на склоне лет. Например, известный баснописец Иван Андреевич Крылов начал создавать свои гениальные произведения уже будучи в зрелом возрасте.

Различные умственные способности достигают пика активности в очень разное время. По данным недавнего исследования, некоторые составляющие нашего интеллекта находятся на вершине развития, когда мы еще учимся в средней школе или университете, тогда как другие продолжают совершенствоваться, когда нам за 40, 50 лет и выше. Если же говорить обобщённо, уровень интеллекта достигает максимума в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но так происходит не со всеми, причём исключений немало.

9. Образ жизни и вкусовые предпочтения.

Общеизвестно, что правильный образ жизни и соблюдение принципов здорового питания положительным образом влияют на организм человека в целом и функционирование его головного мозга в частности. С другой стороны, умные люди склонны ценить своё здоровье и не иметь вредных привычек. Несмотря на очевидную связь, определить, что является первопричиной, а что - следствием, весьма затруднительно.

10. Вес (в большей степени касается женщин)

Точно не известна причина такого результата, однако обнаружена статистически достоверная корреляция между весом женщины и коэффициентом её интеллекта. Установлено, что сообразительные и рассудительные представительницы слабого пола чаще имеют . Отсюда не следует, что увеличение избыточной массы тела женщины сопряжено с пропорциональным увеличением её ума. Когда вес начинает превышать возрастную норму индекса массы тела более чем на 30 %, наблюдается обратная тенденция - снижение интеллектуального уровня.

Кстати, цвет волос не оказывает определяющего влияния на ум человека. Так что распространённое представление о весьма скромных умственных способностях блондинок является всего лишь мифом. К тому же подавляющее большинство обладательниц светлой шевелюры - лжеблондинки, имеющие тёмный натуральный цвет волос.

11. Сфера деятельности (профессия, работа)

Доказано, что представители профессий, связанных с интеллектуальным трудом, умнее своих работающих физически сверстников. Более того, они гораздо дольше сохраняют здравомыслие и хорошую память. В этом смысле наш мозг сродни мышцам, которые нуждаются в постоянной тренировке. Поэтому те люди, которые регулярно «тренируют голову» умственными нагрузками, часто в зрелом и даже пожилом возрасте демонстрируют стабильно высокие показатели интеллекта.

12. Жизненный опыт

Развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда - на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений. Чтение новых книг, освоение новых видов спорта, путешествия по новым местам, самообучение в любой сфере значительно стимулируют умственное развитие.

Каждый человек должен стремиться к постоянному интеллектуальному росту, хотя бы потому, что, как доказали ученые из Лондонского университетского колледжа, среди людей умных гораздо больше людей счастливых. А разве не в достижении счастья заключается ?

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить - теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений. Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, - «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга.Оба героя - и Чацкий, и Молчалин - умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других - именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее. Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами - а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи. Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной - не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум - ум свободного человека.

Добрый день друзья, сегодня продолжаем рассматривать интеллектуальную сферу и в частности поговорим о функциях Ума и функциях Разума. Ум и Разум – это очень тонкие субстанции нашего тела, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, их можно только ощутить.

Ранее уже затрагивалась тема о контроле и управлении , а также тема о развитии .

В этом видео рассматриваются функции Ума и функции Разума. Ведическая психология подробно объясняет природу Ума и Разума, а так же их основные функции. Применяя на практике — эти простые советы, Разум станет сильным и будет способен принимать мудрые решения.


В Ведах приводится такая иерархическая лестница:

Мы воспринимаем мир через свои чувства. Соприкоснувшись с объектами восприятия, чувства передают сигналы в Ум и функция Ума такова- что он принимает, то что приятно чувствам и отвергает все то,что не приятно.

Зачастую, это может быть ошибочный выбор. Ум – не анализирует,анализ- это функция Разума. Ум только принимает и отвергает - нравится, не нравится.

На примере с детьми это очень ярко видно, если им дать горькое лекарство они его ни за что не примут, даже если это вопрос жизни и смерти, потому что Разум еще слаб и не может совладать с Умом и чувствами.

Есть несколько уровней в понимании Счастья и самый первый – это как раз на уровне чувств и Ума, я

Функция Разума – это анализировать и давать мудрые решения, конечно, мудрые решения могут быть только в том случае, если Разум сильный.

Сильный Разум — способен отличать благоприятное от неблагоприятного. Если Ум говорит « Нравится» и «Хочу» и тянется за бутылкой кока колы и гамбургером, то Разум видя ситуацию способен проанализировать и понять, что это не пойдет во благо, а только во вред, так как , так же определяет наше сознание. И останавливает импульс Ума, отводя его в сторону от дурных привычек.

Следующая функция разума — это умение сомневаться. Порой хочется поверить во все сразу, особенно видя разные сайты и предложения новоявленных учителей Успеха, которые обещают тебя сделать счастливым и богатым, как только ты купишь тот или иной тренинг, о не эффективности таких тренингов я говорил, …. Но если у нас сильный Разум, мы сможем отличить Истину от обмана, и не быть жертвой мошенников и некомпетентных учителей.

Разум дает человеку возможности логически мыслить и рассуждать- это принципиальное отличие человека от других живых существ.

Веды, древние санскритские тексты, объясняют два состояния в которых может пребывать Разум.

Материальный, мирской Разум — это первое состояние. В этом состоянии, цели человека сводятся к телу, охватывая аспекты, физического, социального и интеллектуального развития. В частности- хорошее здоровье, семья, работа, карьера, успех, признание в обществе и т.д. В этом состоянии Разум анализирует и размышляет с позиции «Я» и «Мое», в контексте этих целей и задач. Все что относится ко мне и к тому, что меня окружает. Разум способен оценить пользу или вред того, что предлагает Ум и принять верное решение. Конечно, все эти решения не выходят за рамки материальных представлений, и не приводят человека к истинному счастью. Ставя и достигая полностью мирские цели, человек не испытывает полного удовлетворения, а зачастую наоборот, приходит разочарование. И в погоне за воображаемым счастьем человек ставит все новые и новые цели, стремится к ним, но …. Увы….

Поэтому материальное состояние Разума, каким бы он сильным ни был,так же можно считать ограниченным.

Второе состояние – духовный Разум . В этом состоянии цели сводятся к внутреннему поиску, поиску Себя, поиску Своего истинного предназначения в жизни. Духовная практика, и стремление осознать Высшую Абсолютную Истину.

В древнем Ведическом тексте говорится:


Имея сильный духовный Разум, человек может отделять вечные ценности от временных, истинное благо и пользу от преходящего.

Восточная мудрость гласит: " Все то, что в начале кажется нектаром, оказывается ядом и наоборот, то что в начале кажется ядом, на самом деле — нектар.

"

Развивая сильный Разум, человек способен достигать поставленных целей, быть решительным, а так же терпеливым и стресс устойчивым. Сильный Разум позволяет не идти на поводу бесполезных мыслей, не зависеть от внешних обстоятельств, а продолжать действовать согласно высшей цели.

Духовный Разум способен отличить что есть что, поэтому задача каждого, кто желает обрести истинное счастье, Найти Себя, раскрыть Свое предназначение в жизни, научиться отделять иллюзию от реальности- это развивать Свой Разум, и применяя его в жизни, не останавливаться на достигнутом.