Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Машиностроение мира. Машиностроение

Подпись______

РЕФЕРАТ

ПО ГЕОГРАФИИ

НА ТЕМУ:

«МИРОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ»

Ученика 10 «Е» класса

Оценка________ Новоселова

Число_________ Дмитрия

Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения……..2 стр.

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей…….…3 стр.

Краткая характеристика отдельных отраслей…………………….…………….4 стр.

Главные регионы машиностроения……………………………………………..5 стр.

1) Северная Америка

2) Зарубежная Европа

3) Восточная и Юго-восточная Азия

4) СНГ

Литература……………………………………………………………….……12 стр.

Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения.

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Они производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования – от «иголок до самолётов». Страны Западной и Восточной Европы, а также, некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Сингапур и др.) обычно специализируются на выпуске определенных видов машиностроительной продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря.

Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей.

По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:

1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);

2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);

3) приборостроение;

4) производство технического оборудования и т.п.

В зависимости от технологии производства выделяются:

Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);

Металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетического машиностроения и пр.).

Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

Фактор трудоемкости;

Фактор наукоемкости;

Сырьевой фактор;

Потребительский фактор;

Транспортный фактор;

Фактор территориальной концентрации.

В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше).

Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.

Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.

Краткая характеристика отдельных отраслей.

В едущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около двух третьей его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. Оно во многом определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых, является важной экспортной отраслью, во-вторых, к нему «привязаны» многочисленные поставщики пластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущим странам по их производству является Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Республика Корея.

В мире ежегодно производится около 50 млн. легковых и грузовых автомобилей. Законодателями мод в мировом автомобилестроении выступают Япония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей в год. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тоёта», «Нисан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия), и др.

Размещение крупных автозаводов обычно «кустовое» – в центре находится головной завод, вокруг него более специализированные предприятия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Германия), Нижнего Новгорода (Россия) и т. д.

Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.

В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Япония и Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США, Великобритании, Германия, и др.), по сути, свернули свое судостроение, переключившись главным образом на судоремонт.

Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют также другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение, самолетостроение), производство технологического оборудования для промышленных предприятий, станкостроение и т. д.

Главные регионы машиностроения

В целом мире сложились четыре крупных региона машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.

Первый регион машиностроения –Северная Америка , где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.

Среди отраслей машиностроение быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

Станкостроение и производство заводского оборудования по-прежнему концентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение – национальная отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей, и теперь каждый работающий американец производит или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной и территориальной концентрацией: большая часть заводов построено в штате Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению.

Второй регион – зарубежная Европа .

Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.

«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.

Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия.

В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс».

По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.

К растущим и развивающимся производствам относятся электротехника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другие электротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».

Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.

Франция . Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны . Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.

Польша – самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международной специализации. В Польше производят суда различных типов и назначения.

Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п.

Третий регион– Восточная и Юго-восточная Азия, в котором лидирует Япония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всего на выпуске бытовой электронике, и Китай.

Япония (столица – г. Токио) – островное государство в Тихом океане у восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов, наиболее крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из «экономических столпов» современного мира.

Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик.

Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов.

Производство электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.

Китай – великое древнее государство. Современный Китай – Китайская Народная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире по размерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады.

Машиностроение отличается разнообразием выпускаемой продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не очень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низка производительность труда. Однако в последние годы в результате проводимой экономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкое распространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала.

Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь и др.

Группа новых индустриальных стран Азии, состоит из двух «эшелонов». К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачка стали называть четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»). Затем их примеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы «второй эшелон» НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и Индонезия.

В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцу японской модели. В них возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенно электротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов.

«Экономическое чудо» этих стран объясняется как активностью местных бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве важной сферы приложения своих капиталов, ориентируясь, прежде всего на выгоды их ЭГП и исключительно выносливую, дисциплинированную и в то же время относительно дешевую рабочую силу. Но почти вся наукоемкая, да и другая продукция предназначена для сбыта на рынках стран Запада.

Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью.

Четвертый регион – Содружество Независимых Государств ( СНГ) . Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации.

В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника.

Главные отрасли машиностроения Украины : тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.

Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

Э нергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

А виационное машиностроение выпускает технику самого высокого класса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мире широко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.

Т ранспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.

С ельскохозяйственное машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.

Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.

ЛИТЕРАТУРА

География 10 и 11 классы. Е. Ю. Мишняева («Аст-пресс школа» 2002г.)

География 10 класс. В. П. Максаковский («Просвещение» 2000г.)

Экономическая география 10 класс. Ю. Н. Гладкий («Просвещение» 2002г.)

Энциклопедия для детей, том 13. М. Е. Аксенова («Аванта +» 1999г.)

Машиностроение занимает первое место среди всех отраслей промышленности мира как по стоимости (35%), так и по числу занятых (более 80 млн человек).

В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышленного производства в странах с переходной экономикой - 20-25%, в новых индустриальных странах - 15-25%.

В отраслевой структуре машиностроения выделяют общее, транспортное, электротехническое, содержащий электронику. На каждый из подразделений сейчас приходится около трети машиностроительного производства. В последние годы опережающими темпами растет электроника, для общего машиностроения характерно умеренный рост, а доля транспортного машиностроения постепенно снижается.

Размещено машиностроения очень неравномерно. Выделяют четыре основных машиностроительные регионы мира: 1) Северная Америка (30% продукции - компьютеры, самолеты, ракетно-космическая техника, вооружение) 2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы без России (около 30% производимой продукции), 3) регион, охватывающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии (около 25% продукции - суда, автомобили, бытовая электроника) 4) Россия, страны Закавказья и Средней Азии (военная и сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование).

В большинстве развивающихся стран, и некоторых регионах мира машиностроения или совсем отсутствует, либо представлено небольшими предприятиями. Однако некоторые из этих стран (Индия, Бразилия, Аргентина) имеют сравнительно развитое машиностроение.

В развитых странах в составе общего машиностроения преобладает производство оборудования, станкостроение. Выпуск сельскохозяйственных машин и. Несложного оборудования перемещается в развивающихся. В структуре транспортного машиностроения происходит интенсивный рост автомобилестроения, тогда как выпуск судов, средств железнодорожного транспорта сокращается.

Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн в 1950 г. до 70 млн в 2006 г. Однако в разных регионах прирост объемов производства имеет неодинаковые темпы: в североамериканских странах рост составляет примерно 2%, а в Европейском Союзе - 1,5%, в Южной Америке - 18%, а в странах Восточной Европы - на 5,4%.

Ведущим производителем автомобилей в мире снова стали США (с годовым объемом выпуска более 12 млн автомобилей), опередив лидера последних двух десятилетий - Японию (11,5 млн автомобилей).

На рубеже XX-XXI вв. производство морских судов сократилось и в ряде стран Западной и Центральной Европы даже было свернуто. Одновременно произошло перемещение судостроения из развитых стран в развивающиеся.

В электротехнической промышленности увеличивается производство энергетического оборудования, но особенно быстро развивается электронная промышленность. Значительную долю в ней занимает военная и промышленная электроника (США, Япония).

Главными производителями бытовой электроники наряду с Японией стали Китай (35 млн шт. Телевизоров ежегодно - первое место в мире) и Южная Корея. Развитые страны сворачивают выпуск бытовой электроники и изделий низкой и средней сложности, превратившись в крупнейших ее импортеров из новых индустриальных стран.

Эти тенденции в территориальной структуре машиностроения обусловили быстрый рост международной торговли продукцией отрасли. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре / мирового экспорта приходится 37% от его общего объема, а в экспорте развитых стран - 43%, развивающихся стран - 19%. Лидерами по част_ кой машиностроительной продукции являются Япония (64%), США и Германия (по 48%).

Более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны.

Отраслевая структура машиностроения России

Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей. Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс .

Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.

Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно

Территориальная структура основных отраслей машиностроения

Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.

Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.

Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование , расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.

Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.

Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.

Среднее машиностроение

К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.

К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.

Автомобилестроение

Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.

Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов . В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

Аэрокосмическое производство

Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.

Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).

Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.

Станкостроение

Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.

Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.

Важнейшие задачи современного машиностроения России:

  • ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
  • развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
  • развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
  • повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
  • увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем

самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной

металлургии, а также целого ряда других отраслей;

3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

4) выступает как районообразующий фактор;

5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;

6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Современное состояние общего машиностроения, подотрасли машиностроительного комплекса, достаточно точно отражает нынешнее положение предприятий всего машиностроения. Сегодня, после неудачного процесса приватизации в нашей стране наблюдается снижение объемов производства в общем машиностроении,вследствие чего с каждым годом усиливается зависимость от импорта по многим

видам продукции.

Для решения этой проблемы необходимо подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего продуманную систему

структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.

Основным конструкционным материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью,определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие,наукоемкие,нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе –достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий,

сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Размещение отрасли

Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение,является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация

облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования,повышению производительности труда. Одной из

наиболее характерных, в плане широкого развития специализации икооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

Место и роль общего машиностроения в народном хозяйстве РФ.

Промышленность состоит из целого ряда отраслей, тесно взаимосвязанных междусобой.

Отрасль промышленности - это исторически сложившаяся совокупность предприятий,характеризующаяся рядом признаков: выпуск продукции одного экономического

назначения, однородность сырья и материалов, общность технической базы и технологических процессов и т.д.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

Машиностроение как самостоятельная отрасль общественного производства возникло в конце XVIII - начале XIX вв. на текстильных мануфактурах Англии, где зарождались первые производственные участки по созданию и изготовлению

прядильных и ткацких станков, окрасочных и отбелочных машин, паровых машин.

Однако производство этих машин постепенно пришло в противоречие с низкой технической базой. С ростом потребности фабрик и заводов в текстильных и

паровых машинах производство их из сферы текстильной отрасли промышленности выделяется на отдельные предприятия и в связи с охватом сельского хозяйства,

промышленности и транспорта машинным производством вскоре становится самостоятельной отраслью промышленности.

В России первые металлообрабатывающие заводы мануфактурного типа возникли в начале XVIII в. в первую очередь для удовлетворения военных нужд (например,

судостроительная Адмиралтейская верфь в Петербурге, 1704 г.; Тульский оружейный завод, 1712 г.; Сестрорецкий оружейный завод, 1724 г.). До 1790 г. существовали

только государственные механические заводы.

К концу XVIII в. появились частнокапиталистические металлообрабатывающие предприятия. Всего в первой половине XIX в. в России было построено около 20

металлообрабатывающих предприятий. Среди них чугунолитейный завод Огарева в Петербурге, Ижорский орудийный и сталелитейный завод, Александровский

чугунолитейный и Механический заводы под Петербургом. Однако объем металлообрабатывающего производства был весьма незначительным. С развитием капитализма возрастают масштабы и темпы производства машиностроения и

металлообработки. Развивается промышленность,расширяется внутренний рынок, развертываются железнодорожное строительство и судоходство. Создаются крупные

машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. В 1857 г. Основывается Семянниковский литейный завод; в 1849 г. - Сормовский завод; в 1856г. - Балтийский завод; в 1859 г. - завод братьев Бромлей.

После поражения России в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) и крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Возникают паровозо- и вагоностроительные заводы,

строятся новые судостроительные верфи, увеличивается производство сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой и легкой

промышленности.

Гражданская война, разразившаяся после Октябрьской революции, нанесла значительный урон всем отраслям машиностроения, поэтому после завершения войны

потребовались огромные усилия для восстановления всей экономики страны.

К началу Великой Отечественной войны существовало мощное машиностроение, по объему машиностроительного производства Советский Союз занимал второе место в

мире после США.

В годы войны машиностроительные отрасли производили в основном продукцию военного назначения.

После окончания Великой Отечественной войны машиностроительная промышленность значительно повысила темпы и уровень производства. Вообще машиностроение за

годы Советской власти развивалось более быстрыми темпами, чем народное хозяйство в целом. Средств производства производилось больше чем товаров народного потребления.

Несмотря на высокие темпы развития, уже в конце 70-х и в середине 80-х годов машиностроение не обеспечивало в полной мере потребности народного хозяйства

ни по количеству, ни по качеству своей продукции.

Структура отрасли.

Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение).

Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность,производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и

наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения,производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей

народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса,с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы

концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.

Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также

автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий,горношахтного, горнорудного, крупного

энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков икузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

2. Общее машиностроение (18% продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).

Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью.

Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации.

Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов

и пластмасс.

Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним

из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно

реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее

количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли

народного хозяйства.

Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.

Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей машиностроения и их учет - необходимые требования при экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий. Развитие и

размещение общего машиностроения базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторах, оказывающих влияние

на развитие и размещение отраслей этого комплекса.

Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей -

транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства,

сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее производство локомотивов

имеется в следующих районах: тепловозов - в Центральном (Коломна, Брянск,Калуга, Людиново, Муром), электровозов - на Северном Кавказе (Новочеркасск).

В тех же районах и по аналогичным причинам было создано вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с границами локомотивостроения.

Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна,но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения.

Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах,

которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном

(Брянск, Калинин, Мытищи) районе, на Северо-Западе (Санкт-Петербург), на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав) и в Западной Сибири (Новоалтайск).

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при невысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. Оно переместилось в страны Азии, где выделяются Япония (до половины судов в мире), Республика Корея и КНР. Эти азиатские страны стали экспортерами судов мирового значения.

Производство железнодорожного оборудования - старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Почти всю продукцию общего машиностроения выпускают лишь немногие государства мира: США, Германия, Япония, до 1991 г. - СССР. Однако и они специализируются на отдельных видах продукции: страны Зап. Европы - на станкостроении и оборудовании для легкой пром-сти. США, Япония, Германия - на энергетическом, химическом оборудовании. Крупное станкостроение создано в Японии, КНР. Атомное и металлургическое оборудование выпускают в США, Японии, Германии, Франции.

Урок по теме: «Машиностроение».

Урок разработан: Ложечевской Светланой Викторовной, учителем первой категории МКВСОУ «ОСОШ № 9» города Саратова

Цель: изучить факторы размещения и особенности географии машиностроения, продолжить формирование умения давать характеристику отрасли, используя типовой план.

Литература и оборудование: политическая карта мира, настенная карта машиностроение мира, атласы, поурочное планирование Жижиной стр. 108-109, поурочное планирование стр.91-102, Элькин.стр. 136-137

Ход урока.

  1. Изучение нового материала

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Все достижения НТП внедряются прежде всего в этой отрасли. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии.

На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы. Вспомните из курса 9 класса и найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение. (Работа у доски)

В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Соответственно и темпы их роста очень различаются. Зарисовать схему в тетради. Пока рисуют учитель поясняет. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке. Новые отрасли , как правило, обнаруживают некоторый рост производства, например, автомобилестроение. Новейшие растут быстрыми темпами.


Какой можно сделать вывод , исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод : Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. Поэтому в разных странах развиты разные отрасли машиностроения.

Работая с картами атласа, слушая мои пояснения и ваши сообщения давайте определим лидеров в разных отраслях машиностроения, а ответ оформим в виде таблицы.Слайд 3

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры
в производстве

Факторы размещения

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны.

(пример с немецким станком на механическом заводе)

Военно-промышленная электротехника

США, ФРГ, Великобритания

Научный трудовой

Лидеры - развитые страны

Электроника

Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай, страны западной Европы.

Трудовой

По стоимости продукции вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная.

Электронная промышленность - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Сырьевой, Потребительский

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при невысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. В настоящий период они перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты).

Судостроение переместилось в страны Азии. Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором. Республика Корея и КНР стали экспортерами судов мирового значения.

Авиастроение

США, ФРГ, Франция, Россия

Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах. Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР, где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической. С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая даже собственные потребности.

Боинги по статистике падают чаще всего.

Железнодорожное машиностроение Слайд 9

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Сырьевой

Производство железнодорожного оборудования - старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Автомобилестроение

Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский

Автомобилестроение . В мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется высокая доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т. д.).

Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими - более 3/4. Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером (ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония - вторая страна мира по уровню развития отрасли.

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

    Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

    Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

    В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

    В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

    В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

Работа с атласом стр.19

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона.

    Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция.

    Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли.

    Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии.

    Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В целом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.

  1. Закрепление нового материала
Все страны также можно разделить по уровню развития машиностроения. Выполните задание №9 в учебнике, заполните таблицу. Слайд 11

Какое значение имеет машиностроительный комплекс?

    По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

    Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.

    Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

    Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.

  1. Д/з: стр.134-137