Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

В чем измеряют расстояние и скорость на море? Морской узел. Скорость движения судов

Каждый школьник прекрасно знает, что морская миля - это единица измерения, которой исчисляется расстояние на больших водных просторах. В наши дни эта величина не входит в международную систему физических единиц, однако ею широко пользуются практически все народы, как европейские, так и американские. Именно поэтому в различных источниках можно найти разные обозначения этого показателя. Среди таковых встречаются NM, nmi и другие.

История зарождения морской мили

Морская миля появилась приблизительно в эпоху Возрождения. Тогда моряки высчитывали те расстояния, которые им предстояло проплыть на кораблях, исходя из особенностей дуг меридианов земли. Так данная морская единица измерения расстояния равнялась длине одного градуса дуги меридиана, а высчитывалась по сложной математической формуле. Однако в связи с тем, что наша планета имела и имеет форму эллипса, данная угловая минута на практике была величиной непостоянной. Так как радиус кривизны в тех или иных широтах эллипсоида различен, то такая величина, как миля морская, была бы наименьшей в районе экватора и наибольшей у полюсов Земли.

Окончательное принятие данной метрической единицы

В связи с этим в двадцатом столетии, в частности в СССР, была принята средняя стандартная единица измерения расстояния на морских просторах. За основу для формулы, по которой эта величина исчислялась, взяли угол в 45 градусов, и в результате получилось число, равное 1852 метрам. Несмотря на то что морская миля может быть переведена в столь привычные для нас единицы измерения, ею не пользуются как метрической мерой. Так как в основе ее лежит один градус дуги меридиана нашей планеты, она становится угловой единицей измерения. В вопросах, связанных с судоходством, особенно на достаточно большие расстояния, это очень удобно и приемлемо.

Математическое деление одной мили

Как мы видим, морская миля в общей сложности составляет практически два километра. В некоторых случаях для морских путешествий данная величина является слишком большой. Именно поэтому данная величина была разбита на кабельтовы. В одной миле насчитывается 10 кабельтовых, что, в свою очередь, равняется одной трети морской лиги. Данная величина не используется в судоходстве и в прочих науках, однако иногда она служит ориентиром, который позволяет сделать более точные расчеты, проложить более подробный и правильный морской путь.

Какие еще существуют мили?

Зная особенности американских единиц измерения, многие люди путаются в том, чему равна 1 морская миля. В этой стране данная мерка применяется не только в судоходстве, но и на сухопутных расстояниях. Одна миля США, которая часто применяется для обозначения скорости автомобиля и пути, который он проходит, равна 1609,344 метрам. Стоит также отметить, что в этой стране в некоторых случаях встречаются различия и в морских единицах измерения длин. Так, морская миля в штатах в некоторых документах равна 1853,249 метрам. Однако если необходимо экспортировать груз по документам, заключенным со странами Европы и Азии, то применяется именно международная система измерения, которая была признана официальной в 1929 году.

Еще во времена древних римлян одна сухопутная миля равнялась 1000 шагам. Позже была установлена конкретная цифра - 1609 метров. Длина морской мили составила 1852 метра. Откуда взялась такая ?

Немного истории...

Для того, чтобы измерить скорость судна, морякам неудобно было пользоваться сухопутными милями. Особенно, неоправданные риски были во время авральных работ. От разбушевавшейся стихии во время шторма жизнь моряков подвергалась большой опасности. При таких условиях не было возможности пользоваться сухопутными измерениями.

Поэтому нашли более подходящий вариант. Брали тяжелое бревно и выбрасывали его за борт. Потом считали сколько узлов пройдет через руки моряка за определенный отрезок времени до натяжения каната.

Опытным путем определили расстояние между узлами и промежуток времени. Есть разные версии по поводу точного определения. Одна из них, когда расстояние между узлами составило в среднем 15 метров. По времени занимало 30 секунд.

Это было практично и рационально. Отсчет времени измерялся песочными часами. Оставалось только считать узлы и смотреть на песок . Задачу мог выполнить даже малограмотный матрос.

Подвели итог этим исследованиям и выяснили. Длина от одного узла к другому до натяжения каната составляет 15 метров, по времени занимает 30 секунд. Простыми арифметическими действиями рассчитали среднюю скорость корабля. Таким образом, одна морская миля составила 1852 метра за один час.

Дальнейшие события

С развитием мореплавания было введено еще большее удобство. Одна морская миля стала равна одной минуте по меридиану. 1 градус равен 60 минут. На это будет 60 морских миль. Морская миля стала удобной для расчета навигационных задач.

Поэтому штурманы стали измерять расстояние циркулем. Приложив его к шкале, узнавали расстояние в морских милях. Например, чтобы узнать расстояние в 30 миль, достаточно циркулем 30 дуговых минут на любом меридиане, нанесенном на карту.

Сейчас, конечно, все оборудование компьютеризировано. Нет необходимости пользоваться устаревшими методами, но морская миля, как единица измерения расстояния, осталась неизменной и составила 1852 метра. Ее называют навигационной или географической.

Узел используется в судоходстве как основная единица скорости. Морские мили и узлы – это такие же понятные и привычные измерения на море, как километры и метры на суше.

Источники:

  • Единицы измерения. Что такое система СИ?
  • Почему морские мили отличаются от сухопутных, а километры морские и сухопутные одинаковы?
  • Почему морская миля отличается от сухопутной?
  • Что такое морская миля и чему равен морской узел?

Скорость на суше измеряется в единице времени, затраченной на прохождение одного километра – километрах в час. На воде же скорость измеряется в узлах – особых единицах, характерных только для мореходства.

Согласно энциклопедическим словарям узел представляет собой меру длины, равную 1 морской или 1852 метрам. Таким образом, судно, идущее со скоростью одна миля в час или 1 узел в час, проходит за час расстояние, равное одному километру и 852 метрам. С чем же связаны такие, на первый взгляд, странные особенности ведения измерений в судоходстве и ?

Рождение узла

Что означает морская миля?

Морская миля – , приблизительно двум километрам, а точнее, 1852 метрам. В «Большой советской энциклопедии» упоминается о том, что это значение было утверждено в 1929 году на Международной гидрографической конференции. Оно считается верным в странах СНГ и ряде других государств, хотя и не входит в перечень международной системы единиц.

Откуда взялось значение? Известно, что расстояние в 1853 метра – это приблизительная линейная длина одной минуты широты, то есть, 1/60 дуги меридиана. Стоит отметить, что данная длина меридиана соответствует лишь средним широтам земного шара. Добавим, что морская миля вмещает в себя 10 кабельтовых.

Чуть отличалось значение морской мили в Великобритании, где до 1929 года было принято считать, что 1853 метрам. Связано это было с удобством перевода обычной мили в морскую. При этом достаточно было добавить к миле число 800, чтобы получить морскую милю в футах.

Что означает морской узел?

Морской узел отображает определенную скорость движения судна. Корабль, который прошел одну морскую милю в час – сделал один морской узел. Количество морских милей, которые проходит корабль за один час равняется числу узлов. Причем не принято говорить о скорости судна, как о количестве узлов в час. Если указывается, что корабль делает двенадцать узлов, подразумевается, же количество милей он преодолевает за шестьдесят минут.

Почему морской узел получил такое название? Оказывается это понятие связано с морским прибором, которым ранее измеряли скорость судна – лагом. Лаг представлял собой груз на длинной , который бросали за борт. На веревке предварительно завязывали узлы с шагом в 50 футов. После чего капитан или его помощник подсчитывали количество узлов на тросе, которые погрузятся в воду за определенное время. Их количество и соответствовало скорости судна.

Ныне скорость судна в узлах измеряется редко, лишь в Британии принято говорить о морских в час. В большинстве стран скорость морского транспорта измеряется в километрах в час.

Накопление миль по бонусной программе Аэрофлота позволит через некоторое время получить приятный «подарок» - бесплатный перелет или повышение класса обслуживания, вместо эконом можно получить билет в бизнес. Существует несколько способов накопить мили, и лучше всего не ограничиваться одним из них, а работать сразу со всеми.

Инструкция

Все бонусные мили, которые можно накопить с Аэрофлотом, условно делятся на квалификационные и неквалификационные. К первому типу относятся все премиальные мили, которые вы получаете, летая на рейсах самого Аэрофлота и компаний-партнеров. Второй тип миль накапливается, если вы пользуетесь различными совместными программами Аэрофлота с партнерами, например, с отелями, банками, сотовыми операторами и прочее.

Самый простой и эффективный способ быстро накопить квалификационные мили – это летать рейсами Аэрофлота и авиакомпаний-партнеров. С каждый перелетом вы получаете как минимум 500 бонусных миль, а если это дальний рейс, то и больше. Наиболее выгодными являются перелеты в бизнес-классе, за которые начисляется порой вдвое или даже больше, чем за перелет в эконом-классе. На сайте авиакомпании присутствует , который позволяет рассчитать, сколько бонусных миль вы получите в каждом конкретном случае.

Время от времени Аэрофлот проводит различные акции, по которым за перелет в определенных направлениях начисляется гораздо больше миль, чем обычно. Конечно, никто не станет покупать билет в далекие края только потому, что в этом месяце за него можно получить большое количество премиальных миль. Но если вы все равно собираетесь в отпуск и еще не решили, то почему бы и не посмотреть, какие предложения для вас имеются у Аэрофлота?

Не так давно компания Аэрофлот присоединилась к альянсу Sky Team, в котором состоит множество крупнейших перевозчиков со всего мира. Поэтому полезно найти все посадочные талоны за последние год-два, и если какие-то перелеты были выполнены на самолетах компаний из этого альянса, то смело можете ввести их данные на сайте бонусной программы, чтобы зачислить мили на свой бонусный счет. Также можно использовать все перелеты компании «Нордавия».

Неквалификационные мили – это возможность накопить на тем, кто не является часто летающим пассажирам. Чтобы узнать, как можно копить их, полезно время от времени заходить на сайт Аэрофлота и смотреть список компаний-партнеров, за покупки у которых вы получаете мили. Список партнеров постоянно меняется. Это бывают всевозможные отели, банковские карты, и даже операторы сотовой связи (партнер Аэрофлота – компания Мегафон). Иногда совместно с партнерами проводятся выгодные по милям акции.

Некоторые способы набора неквалификационных миль дают вам хороший бонус еще при регистрации. Так, при открытии банковской карты, с которой мили начисляются за каждую покупку, вы обычно получаете 500 приветственных миль. Также компания делает своим клиентам подарок – какое-то количество миль на день рождения, при условии, что человек является активным клиентом и имеет начисления за последнее время.

Полезный совет

Количество миль, которое вы получаете, зависит от вашего статуса, как клиента. При регистрации каждый получает Базовый статус, но позднее, если вы активны, можно перейти в Элитный клуб. Его членам доступны различные льготы и привилегии, в числе которых возросшее количество начисляемых миль. Получается, что чем больше вы накапливаете миль у Аэрофлота, тем проще и быстрее вам это будет делать в дальнейшем.

Бонусные мили – это своеобразное платежное средство, с помощью которого можно повысить класс обслуживания в самолете или приобрести бесплатный перелет. Заработать бонусные мили можно различными способами.


Квалификационные мили не имеют стоимостного выражения и используются для учета количества услуг, предоставленных пассажиру.

Каждый пассажир, участвующий в программе «Аэрофлот-бонус», может открыть в ней только один счет, квалификационные мили с которого нельзя переносить или объединять с милями и счетами других участников данной программы. Помимо этого, участник не может передавать, продавать или завещать свой счет с квалификационными милями посторонним людям, а также использовать их для получения премий в других поощрительных программах.

Правила набора миль

Квалификационные мили за полет на рейсе Аэрофлота или авиакомпании, являющейся партнером программы, зачисляют на счет пассажира однократно и независимо от количества оплаченных им услуг или авиабилетов. Начисление квалификационных миль происходит в соответствии с проделанным расстоянием между пунктом вылета и пунктом назначения – при этом они поступают на счет только после совершенных полетов.

Участник программы получает квалификационные мили в процентах от покрытого расстояния и в зависимости от тарифа, который указан в его авиабилете.

Также квалификационные мили начисляют на счет пассажира за каждый полетный сегмент, который соответствует каждому полетному купону билета. В программе «Аэрофлот-бонус» данные поощрительные условные единицы зачисляют исключительно за полетный купон или авиабилет, уже использованный пассажиром. При этом зачисление квалификационных миль не происходит при потере, просроченности или неиспользуемости билетов. Их поступление на счет участника программы происходит после совершения полета автоматически и на протяжении десяти дней после полетной даты. Также номер пассажира, участвующего в бонусной программе авиаперевозчика, обязательно должен быть внесен в систему бронирования Аэрофлота.

4. Морские меры длины и скорости

Единицей измерения расстояния на море является морская миля, равная линейной длине одной минуты меридиана, т. е. одной минуте широты. В СССР и ряде других стран принята миля, равная 1852,3 м (6080 футов). 1/10 часть мили называется кабельтов, он равняется 185,2 м. При решении практических задач кораблевождения принимают стандартную международную милю, длина которой принята равной 1852 м, что соответствует длине дуги одной минуты меридиана в средних широтах полушария. Для измерения расстояний на море могут также применяться следующие единицы:

Скорость корабля измеряется числом миль, пройденных им за 1 ч. Единицу скорости «миля в час» называют узлом. Нельзя говорить: «Скорость корабля 15 узлов в час». Следует сказать: «Скорость 15 узлов».

В настоящее время проходит реформа по замене миль и узлов на километры и километры в час соответственно.

Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

Из книги Практика спортивного рыболовства автора Матвеев Михаил Михайлович

7. Морские карты и их масштаб Современная картография как наука также подразделяется на ряд дисциплин: картоведение; математическая картография; составление и редактирование карт; оформление карт и издание карт.Существует целый ряд способов, дающих возможность

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

МОРСКИЕ УЗЛЫ

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Морские рыбы Барабулька (на Северном Кавказе - барабуля, в Крыму - барбун, султанка) - небольшая рыбка длиной 15–20 см (изредка - до 40 см). Имеет удлиненное брусковатое тело, постепенно сужающееся к хвосту. Спинных плавников два. Голова клиновидная, рот обращен книзу. На

Из книги Справочник по такелажным работам автора Свенссон C.

Превышение скорости Почти во всех европейских странах отсчет превышения скорости начинается с одного километра в час сверх установленной нормы!Упаси бог разогнаться во Франции: превышение скорости до 50 км в час – несколько тысяч евро, свыше – тюрьма.В Англии, если

Из книги Декупаж. Лучшая книга о декорировании автора Ращупкина Светлана

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Из книги Ковчег для Робинзона [Все о жизни морского кочевника] автора Ньюмейер Кеннет

Свечи морские Вам потребуется Толстые парафиновые свечи, декупажные салфетки; клей ПВА; акриловый лак; ножницы; плоские кисточки; объемный серебристый контур. Ход работы Вырежете мотив из декупажной салфетки и отделите верхний слой с рисунком. Свечу

4. Морские меры длины и скорости.

На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места. На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).

Таблица 1

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА.

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

мили

км

мили

км

мили

км

0. 3

1, 2

2, 1

7, 6

5, 7

10, 6

19, 8

9, 3

17, 2

0, 6

1, 6

3, 0

7, 9

5, 9

10, 9

21, 3

9, 6

17, 8

0, 9

2, 0

3, 7

8, 2

6, 0

11, 0

22, 1

9, 9

18, 3

1, 2

2, 3

4, 3

8, 5

6, 1

11, 2

24, 4

10, 3

19, 0

1, 5

2, 6

4, 8

8, 8

6, 2

11, 4

25, 9

10, 6

19, 6

1, 8

2, 8

5, 2

9, 1

6, 3

11, 6

27, 4

10, 9

20, 2

2, 1

3, 0

5, 6

9, 4

6, 4

11, 8

29, 0

11, 2

20, 7

2, 4

3, 3

6, 1

9, 8

6, 5

12, 0

30, 5

11, 5

21, 3

2, 7

3, 5

6, 5

10, 1

6, 6

12, 2

32, 5

11, 8

21, 8

3, 0

3, 6

6, 7

10, 4

6, 7

12, 4

33, 5

12, 1

22, 4

3, 4

3, 8

7, 0

10, 7

6, 8

12, 6

35, 1

12, 3

22, 8

3, 7

4, 0

7, 4

11, 0

6, 9

12, 8

36, 6

12, 6

23, 3

4, 0

4, 1

7, 6

11, 3

7, 0

13, 0

38, 1

12, 8

23, 7

4, 3

4, 3

8, 0

11, 6

7, 1

13, 1

39, 6

13, 1

24, 4

4, 6

4, 5

8, 3

11, 9

7, 2

13, 3

41, 2

13, 3

24, 6

4, 9

4, 6

8, 5

12, 2

7, 3

13, 4

42, 7

13, 6

25, 2

5, 2

4, 7

8, 7

12, 5

7, 4

13, 6

44, 2

13, 8

25, 6

5, 5

4, 9

9, 1

13, 1

7, 5

13, 9

45, 7

14, 1

26, 0

5, 8

5, 0

9, 3

13, 4

7, 6

14, 1

48, 8

14, 5

26, 8

6, 1

5, 1

9, 5

13, 7

7, 7

14, 2

51, 8

15, 0

27, 8

6, 4

5, 3

9, 8

14, 0

7, 8

14, 4

54, 9

15, 4

28, 5

6, 7

5, 4

10, 0

14, 9

8, 0

14, 8

57, 9

15, 8

29, 2

7, 0

5, 5

10, 2

16, 8

8, 5

15, 7

61, 0

16, 2

30, 0

7, 3

5, 6

10, 4

18, 3

8, 9

16, 5

Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние. Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов - одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень - одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов). Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).

Километр - основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.

5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол.


Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Истинный курс судна ИК - это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N M .

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d . Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, - знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

1) МК + (± d) = ИК

и обратная задача:

ИК - (± d) = МК

2) МП + (± d) = ИП или ИП - (± d) = МП.


Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта - знак минус.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

ИП = ИК + КУ п/б,

ИП = ИК - КУ л/б.

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.

2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.

6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов.

Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше. Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.

Отклонение стрелки под влиянием магнитных сил судового железа называется девиацией компаса. Угол, заключенный между нордовой частью магнитного меридиана N М и нордовой частью компасного меридиана N K , называется девиацией магнитного компаса s (рис. 44).

Девиация может быть как положительной - восточной, или остовой, так и отрицательной - западной, или вестовой. Девиация - величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.

Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:

КК + (± s) = МК

или МК - (± s) = КК.

Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:

М K = KK + (± s) = 80 + (+20°)= 100°.

Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать. Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.

После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне. Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.

Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги. Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги. Поправкой компаса D К называется угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана N И и нордовой частью компасного меридиана N K . Поправка компаса D К равна алгебраической сумме девиации s и склонения d , т. е.:

D К = (± s) + (± d).

Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:

ИК = КК + (± D К)

или КК = ИК - (± D К).

На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.

На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:

Компасный курс КК - угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.

Компасный пеленг КП - угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.

Магнитный курс МК - угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

Магнитный пеленг МП - угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.

Истинный курс ИК - угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.

Истинный пеленг ИП - угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

Девиация s - угол между линией компасного меридиана N K и линией магнитного меридиана N M .

Склонение d - угол между линией магнитного меридиана N M и линией истинного меридиана N И.

Поправка компаса D К - угол между линией истинного меридиана N И и линией компасного меридиана N K .

Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений. Для выполнения этого правила необходимо запомнить последовательность: И K - d - MK - s - КК. Если из ИК алгебраически вычесть склонение d , то получим рядом стоящую вправо от ИК величину МК; если из МК вы чтем алгебраически девиацию s , то получим рядом стоящую вправо от МК величину КК. Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d - склонение и s - девиацию, то получим КК. При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК. Если к магнитному курсу алгебраически прибавить склонение d , стоящее слева от магнитного курса, то получим истинный курс ИК, и, наконец, если к компасному курсу алгебраически прибавить девиацию s и склонение d , представляющие не что иное, как поправку компаса D К, то получим истинный курс - ИК.

Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам. Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов.

МИЛЯ МОРСКАЯ

МИЛЯ МОРСКАЯ

(Nautical mile) - длина 1\" дуги меридиана, считая Землю шаром, объем которого равен объему земного эллипсоида. Тогда величина морской мили определится из равенства:

n = 2πR /360·60 = R ·arc 1\",

причем по указанному условию, где - большая полуось земного сфероида, b - малая полуось.

Если принять величины этих полуосей по данным сфероида Кларка, то n выходит равным 1853,3 м = 6080,4 фута. Но в СССР все карты строятся на основе данных сфероида Бесселя, поэтому циркуляром Гидрографического управления № 317 от 8/VII 1931 г. величина морской мили установлена в 1852,0 м, что соответствует длине 1\" дуги эллиптического меридиана в широте 45°, т. е. величине:

(а + b) /2 arc1\"

по данным сфероида Бесселя.

Если за единицу для измерения расстояний принять 1\" дуги эллиптического меридиана, то деления вертикальных рамок карты и представят такой масштаб. Эта величина изменяется с широтой места от 1842,7 м = 6045,7 фута на экваторе до 1861,3 м = 6106,7 фута у полюсов. Разница 18,6 м, составляющая 1 %, лежит за пределами точности измерения расстояний лагом.

Принятая у нас стандартная морская миля в 1852,0 м = 6076,1 фута служит для градуировки шкалы лагов и для различных расчетов.

Англичане считают морскую милю равной 6080 фут. и называют ее "Admiralty knot".

Длину 1\" земного эллиптического меридиана, т. е. величину, меняющуюся с широтой, они называют "Nautical mile" или "Sea mile".

В других странах, где приняты другие величины для полуосей эллипсоида и b или где радиус воображаемого земного шара, заменяющего собой земной эллипсоид, определяется не из сравнения объемов, а другими приемами, напр. сравнением поверхностей, там и для морской мили получают значения, несколько отличающиеся от 6080 фут., но близкие к ним. Ниже в таблице показаны длины морской мили, принятые в различных государствах.

Государства

Длина морской мили

Германия

Голландия

Португалия

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Миля морская

единица для измерения расстояний на море, равная длине дуги земного меридиана в 1’. В различных странах миля определяется на разных широтах, поэтому она имеет неодинаковые значения. В России морская миля берется по широте 44°30’ и составляет 1852 м, в Великобритании и Японии – 1853,18 м, в США – 1853,24 м, в Италии – 1851,85 м. Международная морская миля равна 1852 м.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Миля Морская

морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м. Cтарая русская миля равнялась 7.468 м.

EdwART. Морской словарь , 2010


Смотреть что такое "МИЛЯ МОРСКАЯ" в других словарях:

    МИЛЯ МОРСКАЯ, единица измерения расстояний на море. Определяется как длина одной минуты дуги окружности Земли. Международная морская миля равна 1852 м (6076,04 фута), в Великобритании морская миля равна 6080 футов (1853,18 м). Скорость, равная 1… … Научно-технический энциклопедический словарь

    1 морская миля равна 1852 м Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    миля морская - единица для измерения расстояний на море, равная длине дуги земного меридиана в 1 . Международная морская миля равна 1852 м … Морской биографический словарь

    Миля морская - МИЛЯ МОРСКАЯ, равна длинѣ одной минуты земн. меридіана. Впервые величина мор. М. б. установлена во Франціи въ 1880 г., при чемъ для вычисленія ея послужила длина 1/4 окруж ти Париж. меридіана, к рая послѣ цѣлаго ряда измѣреній б. опредѣлена въ… … Военная энциклопедия