Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Частный космос: наши дни. История успеха SpaceX: как частная американская компания становится конкурентом Роскосмосу

12:28 05/04/2018

👁 362

Корреспондент Тайги.инфо посетила InSpaceForum 2018, где представители обеих сторон обсуждали возможности взаимодействия частной космонавтики с государственной.

Чего не хватает частной космонавтике

Четыре года назад Павел Пушкин основал компанию туристических полетов в космос «Космокурс». «Мы пошли на новый рынок - космического туризма, где нет многих технологий, и нам самим нужно все делать, - объясняет Пушкин. - И у нашей компании есть проблемы по взаимодействию с государством. Нам нужны регламенты работы, нормальная сертификация, доступ к нормативной документации. Сейчас все просто: если есть госзаказ, значит, есть и регламент. А у нас нет госзаказа, нет и регламента. Ни у Роскосмоса, ни у Ростехнадзора, с которым мы решаем вопросы промышленной безопасности, ни у ФСБ, от которых нам нужна лицензия на экспорт ракетных технологий. Вот и оказываемся в тупике».

Основательнице частной космической компании Galaktika. Space Алие Прокофьевой тоже многого не хватает. Например, финансовой поддержки, хотя ее, наверное, хотели бы получить все космические «частники». «Мы живем в стране, где очень считают деньги, - говорит Прокофьева. - Здесь люди хотят начать зарабатывать или возвращать инвестиции сразу, а не через пару лет». Но если говорить о долгосрочных проектах, например, о добыче полезных ископаемых на орбите, то нужно рассматривать возможности применения на и просчитывать варианты заработка на самой .

Зачем мы летаем в космос

Каким должно быть государственно-частное партнерство

Взаимодействие частного космоса и государства - естественный подход в большинстве экономик мира, утверждает директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Дмитрий Пайсон.

«У многих стран одинаковая схема: государство заказывает у коммерческих компаний технические решения для своих задач, но в России Роскосмос объединяет в себе функции и производителя, и государственного органа, который регламентирует космическую деятельность, - объясняет Пайсон. - С появлением коммерческих компаний это понемногу начало меняться. Раньше государство играло главную роль в целеполагании - формулировало рамки, составляло техзадание, а потом приглашало исполнителей. А сейчас частники выступают инициирующей стороной, придумывая проекты, у которых могут быть продажи как государству, так и коммерческому сектору. Частные предприятия берут на себя больше активности и обязанности; становится немного другой номенклатура проектов».

Глава московского представительства SingularityUniversity Евгений Кузнецов уверен, что для нормального государственно-частного партнерства необходимо выполнить три пункта. Во-первых, научиться договариваться о целях. Во-вторых, и государственным, и частным компаниям нужно развивать у своих сотрудников компетенции переговорщиков, которые умеют понимать другую стороны и могут адаптировать свои внутренние процессы в компании для правильного взаимодействия. В-третьих, сформировать структуру внешних инвесторов, чтобы они могли приходить и с государственной, и с коммерческой стороны, понимая, как это все работает.

«Пока инвесторов мало, и мы не понимаем, какой объем денег они готовы предоставлять, - говорит Кузнецов. - Но большой плюс для инвесторов - за последние три года стало хотя бы понятно, с кем разговаривать и к кому идти, если хочешь вложить денег в космическую отрасль».

S7 в космосе

Компания S7 в 2016 году купила плавучий космодром . Можно сказать, что сейчас это самая крупная и успешная сделка в России между коммерческой компанией и государственным предприятием. Теперь у частной компании «S7 Космические транспортные системы» есть корабль и морская платформа с установленным на них оборудованием для запуска . S7 заключила контракт на производство двенадцати с украинским предприятием «Южмаш». Компания планирует начать запуски с 2019 года. Заказанных ракет хватит до 2023 года - 3–4 стартов в год достаточно для выхода проекта на самоокупаемость.

На форуме генеральный директор S7 Space Сергей Сопов сказал, что компания готова взять российский сегмент при концессионном соглашении. «Эта идея появилась из того, что, с одной стороны, шли разговоры о затоплении МКС после завершения срока ее эксплуатации, а с другой стороны, думали, как бы ее коммерчески использовать, - отмечает Сопов. - Специалисты нашей компании решили, что можно сделать орбитальный космодром. У нас есть транспортные космические системы, у нас есть , поэтому это достаточно прозаичная задача. С орбитального космодрома можно будет отправлять грузовые корабли к и к с помощью специального буксира».

На каждом мероприятии, где присутствуют представители частной и государственной космонавтики, говорят о государственно-частном партнерстве. Это действительно важно в освоении космоса, потому что государство не может решить все задачи - нужно дать возможность бизнесу приходить в отрасль.

Ещё совсем недавно космос был доступен и интересен лишь правительствам ведущих стран, поскольку космические запуски стоили очень дорого, а успехи использовались в основном на политической арене. В современном обществе наступило пресыщение космическими достижениями: полёты на МКС стали обыденностью, телефонная связь и даже телевидение передаются по сети интернет, снимки земной поверхности лежат в свободном доступе. Отлетал своё челнок Спейс шаттл. Пожалуй, единственная космическая услуга, интересующая население планеты, – глобальное позиционирование. Назревает вопрос: что вообще делать человеку в космосе ?

Как оказалось, не перевелись ещё энтузиасты ракетостроения. Виной всему как обычно деньги. Нашлись желающие потратить свои немалые сбережения на мечту детства о полёте в космос.

За неимоверно короткое время частные проекты предложили свои варианты на почти все виды космических услуг. Наиболее лакомым куском представляется сфера развлечений: от катания туристов в стратосферу, до поселения на Марсе (основное покрытие расходов предполагается путем продажи прямой трансляции мероприятия). Также под прицелом услуги по дистанционному зондированию Земли и различным видам связи. Продолжающаяся миниатюризация электроники уже позволяет создать космический аппарат буквально на столе. А поскольку стоимость вывода в космос пропорциональна весу – желание иметь собственный спутник перестало казаться несбыточным.

Ну и конечно живая легенда современной космонавтики генеральный директор компании СпейсИкс (SpaceX) Илон Маск (Elon Musk), заявивший, что основал компанию с основной целью помочь стать человечеству мультипланетарным . Правда, есть другая тема:

Что же мы (человечество) ожидаем увидеть в ближайшем будущем.

Отечественный частный космос
Представлен компаниями Спутникс (ООО Спутниковые инновационные космические системы) и Даурия Аэроспейс . Обе компании производят микроспутники для Роскосмоса и других заинтересованных лиц. Спутникс предлагает выводить малые спутники на орбиту с использованием универсальных транспортно-пусковых механизмов, интегрируя их на отечественные ракеты носители, и предоставляет наземную инфраструктуру для управления и приема данных с них. В портфеле заказов Даурии два геостационарных телекоммуникационных спутника для Индии и два аппарата ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) для Роскосмоса, которые будут введены в эксплуатацию в 2015 г. 8 июля 2014 года с помощью ракеты-носителя Союз-2.1б компания запустила уже третий аппарат: экспериментальную платформу DX-1. Ранее в июне ракета «Днепр» успешно вывела на орбиту два микроспутника Perseus-M. Эти аппараты созданы на основе микроспутниковой платформы собственной разработки компании и несут на борту приборы для мониторинга морских судов.

На этапе стратосферных испытаний спутник-звезда сообщества «Твой сектор космоса» :

Космонавтика – это компании единомышленников и интересная работа, а не коллектив бездельников и отсутствие интересных проектов; это наука и творчество, а не слепое копирование наследия отцов и дедов, это наше сияющее завтра, а не угасающее вчера.

Совсем недавно компания «Лин Индастриал» засветилась привлечением средств виртуальных танкостроителей. Пока сложно сказать получится ли у них что-либо летающее в железе, уж слишком амбициозны планы.
Неотечественный космос
Lynx компании Xcor Aerospace – двухместный суборбитальный космический самолет, способный взлетать и садиться на обычной взлетно-посадочной полосе. Кроме развлечения коммерческих пассажиров, предусматривается проведение научных экспериментов. XCOR уже подписал контракт с Юго-Западным Научно-исследовательским институтом на полёты его ученых и проведение экспериментов в суборбитальном пространстве. Компания планирует продавать билеты по $ 95 000.

Exos Aerospace, созданная в мае 2014 года из Armadillo Aerospace, разрабатывает космический корабль для суборбитальных полетов вертикального старта. Аппарат будет вмещать двух пассажиров. Космический туроператор Space Adventures бронирует места на корабле за $110 000. Мужчина из Аризоны недавно выиграл бесплатный полет в конкурсе, устроенном Space Adventures и Seattle"s Space Needle, хотя дата его полёта пока не установлена.

Bigelow Aerospace проектирует и строит большие, расширяемые модули, которые должны стать основным звеном создаваемых на орбите частных космических станций. Компания уже провела в 2006 и в 2007 году два испытания прототипов на орбите. Шестиместный модуль BA 330 обеспечивает около 330 кубометров полезного объема. Бигелоу предусматривает соединение по меньшей мере двух 330-х вместе. Компания заключила контракты с Boeing и SpaceX на доставку пассажиров в огромные космические отели. Потенциальные клиенты включают космические агентства, правительственные департаменты и исследовательские группы.

Соучредитель Microsoft Пол Аллен недавно объединился с пионером аэрокосмоса инженером Бертом Рутаном для создания предприятия под названием Stratolaunch Systems . Компания планирует запускать ракеты в космос с самолета-носителя, который станет самым большим самолетом в истории, с размахом крыльев 117 метров. Вначале Stratolaunch будет отправлять в космос грузы и спутники, но в дальнейшем надеется запускать и космонавтов. Первый испытательный полет назначен на 2015 год, коммерческие запуски возможны с 2016 года.

Liberty Launch Vehicle , производившая твердотопливные ракетные ускорители для спейс-шаттла, объединившись с Lockheed Martin и европейской Astrium, разрабатывает свою собственную систему запуска астронавтов на низкую околоземную орбиту. Модернизированная 91-метровая ракета Liberty будет доставлять на орбиту капсулу с семью пассажирами. Испытательные полеты системы начнутся в 2014 году, запуск первого астронавта ожидается в конце 2015 года. В случае успеха коммерческие полёты возможны с 2016 года.

Blue Origin , созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом (Jeff Bezos), надеется выиграть контракт NASA по доставке астронавтов на Международную космическую станцию. Создаваемый космический аппарат предназначен для перевозки семи пассажиров или сочетание груза и экипажа. Компания разрабатывает многоразовую первую ступень ракеты-носителя, чтобы максимально удешевить запуск. Представители компании утверждают, что коммерческие полёты космического аппарата начнутся к 2018 году. Blue Origin также разрабатывает суборбитальный космический корабль под названием New Shepard, который будет оснащён многоразовым двигательным модулем.

Dream Chaser компании Сьерра-Невада (Sierra Nevada) небольшой космический самолёт рассчитанный на перевозку семи астронавтов на низкую околоземную орбиту. Участник последнего раунда (Commercial Crew Transportation Capability) соревнования, устроенного НАСА, на право доставлять американских астронавтов на МКС. Аппарат будет выводиться в космос с помощью ракеты-носителя Атлас-5, а приземляться самостоятельно по-самолётному. Представители компании говорят, что космический самолет должен быть готов к 2016 году. Первый пилотируемый полёт состоится в 2017 году.

Второй участник соревнования – аэрокосмический гигант Боинг (Boeing) – разрабатывает многоразовый (до 10 полётов) космический аппарат для доставки грузов и до семи астронавтов на МКС под названием CST-100 . В аппарате использованы проверенные технологии от Аполлона и космического челнока НАСА. Ожидается, что CST-100 будет выполнять роль спасательной шлюпки на МКС в чрезвычайных ситуациях. Ввод в эксплуатацию CST-100 планируется в 2016 году.

Cygnus – автоматический грузовой космический корабль снабжения. Разработан Orbital Sciences Corporation в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» . Предназначен для доставки грузов к Международной космической станции после завершения программы «Спейс шаттл». Запуск осуществляется с помощью ракеты-носителя собственной разработки Orbital - Антарес (Antares), ранее именовавшейся Taurus II. NASA заключила с Orbital Science контракт общей стоимостью в 1,9 миллиарда долларов на 8 полетов «Сигнус» к МКС до 2016 года.

Калифорнийская SpaceX разрабатывает многоразовый космический аппарат Dragon V2 для перевозки грузов и экипажа на низкую околоземную орбиту и за ее пределы. Третий участник соревнования НАСА. Пилотируемая версия будет перевозить до семи астронавтов на МКС или в дальний космос, например на Марс. Компания уже запустила несколько беспилотных Драконов к МКС. Полеты явились демонстрацией SpaceX готовности с помощью собственной ракеты-носителя Falcon 9 выполнить контракт с НАСА на 12 доставок грузов на станцию. Falcon 9 также в будущем станет многоразовой с вертикальной посадкой на выдвигаемые опоры.

Mars One это частная организация, задачей которой является основание колонии на Марсе. Сам проект не является аэрокосмической компанией и не производит оборудования. Всё снаряжение будет разработано в основном компанией SpaceX. Уникальность проекта в принципиальной невозможности возврата колонистов на Землю и финансировании посредством ТВ трансляций в режиме реального времени. Пополнение колонии ожидается каждые два года по шесть человек начиная с 2025. Уверенности в успех мероприятия добавляют слухи, что основатель Mars One – голландский предприниматель Бас Лансдорп (Bas Lansdorp) – сам собирается переселиться на Марс. Добавить метки

Бизнесмен Рубен Варданян опубликовал открытое письмо в ответ на расследование о сети офшорных компаний, созданной инвестиционным банком «Тройка диалог» и функционировавшей с 2006 по 2013 г. Открытое письмо Варданяна размещено на сайте фонда IDeA, соучредителем которого он является. Ранее проект по расследованию организованной преступности и коррупции – Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) – сообщил, что через созданную под руководством Варданяна сеть выводились деньги из России, в том числе с использованием «криминальных схем».

«В опубликованных материалах смешалось все: вырванная из контекста информация, интерпретации и вымысел – круглое и зеленое», – заявил он. Варданян добавил, что несмотря на отсутствие обвинений в его адрес, он, как бывший старший партнер «Тройки», чувствует ответственность за происходящее. По словам Варданяна, сейчас юристы изучают возможные правовые действия для защиты репутации.

Бизнесмен подчеркнул, что «Тройка» создавалась в начале 1990-х гг., когда «инвестиционно-банковской индустрии не существовало, да и вся страна находилась в ситуации стартапа». «Тогда мы отказались жить по «законам джунглей» и делали все возможное, чтобы создать в России цивилизованную среду с четкими правилами игры», – отметил он и призвал не оценивать деятельность «Тройки» вне исторического, экономического и делового контекста того времени. Варданян также рассказал о поддержке и благодарности со стороны партнеров, коллег, друзей, соратников и незнакомых людей со всего мира за проекты, которыми занимается он и его семья.

По OCCRP, созданная «Тройкой» сеть из примерно 70 офшорных компаний действовала с 2006 по начало 2013 г., и за это время в нее было переведено $4,6 млрд, выведено – $4,8 млрд. Выводы журналистов основаны на данных о банковских переводах компаний, которые имели счета в литовском банке Ukio (лишился лицензии в 2013 г.). В этом банке обслуживались счета около 30 компаний, связанных с «Тройкой диалог», говорилось в расследовании. Проанализировав банковские документы, OCCRP пришел к выводу, что деньги с неясными источниками происхождения в ходе множества операций смешивались с легальными денежными потоками и в обеленном виде поступали конечным получателям. Получатели могли не знать о происхождении денег, подчеркивали авторы расследования. К лючевым элементом схемы был Литовский банк Ukio, закрытый в 2013 г.

Бизнесмен, комментируя это расследование ранее, подчеркивал, что среди клиентов компании не было людей, к которым у правоохранительных органов были вопросы. В разговоре с OCCRP он не отрицал, что «Тройка» использовала для ведения бизнеса иностранные компании, у которых были счета, в частности в Ukio. При этом, по его словам, инвестбанк действовал «по правилам, в то время существовавшим на мировом финансовом рынке».

«Спутникс» – первый частный спутник и малые космические аппараты

Космические аппараты бывают двух видов – большие и малые. И последние все чаще находят себе применение. Микроспутник «ТаблетСат-Аврора», спроектированный и построенный российской компанией «Спутникс », именно такой. Его вес – всего 26 кг. Срок активного существования – 2 года. Считается, что это первый спутник, разработанный и построенный частной российской компанией.

«ТаблетСат-Аврора» запустили на орбиту 19 июня 2014 года. Ввиду малого размера и массы в космос он отправился не один, а в составе кластера из 33 мини-спутников на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Аппарат вывели на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 км. Такая орбита позволяет космическому аппарату проходить над любой точкой поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время. Это удобно для создания спутниковых снимков земной поверхности. Основное назначение «ТаблетСат-Аврора» – дистанционное зондирование Земли. Аппаратура спутника делает снимки с разрешением в 15 метров, имея ширину полосы захвата в надире 47 километров.

ООО «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутникс») – с 2012 года резидент космического кластера «Сколково». Фонд профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Сегодня компания разрабатывает малые космические аппараты (микроспутники, наноспутники, спутники формата cubesat) и служебные системы для них, станции управления и приема спутниковой информации, наземную инфраструктуру для функциональных испытаний. Кроме того, компания выпускает оборудование для проектов в области дополнительного аэрокосмического образования школьников и студентов, а также подготовки специалистов космической отрасли.

«Лин Индастриал» – сверхлегкие космические ракеты и база на Луне

Если есть малые спутники, то почему бы не быть и малым ракетам? Еще один резидент космического кластера «Сколково» – компания «Лин Индастриал » – работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.

Основной проект компании – сверхлегкая ракета-носитель «Таймыр». Это даже не одна, а целое семейство модульных ракет, способных выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой от 10 до 180 кг. Первый коммерческий запуск ракеты со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года.

Но, так же как и у разработчиков более тяжелых ракет, у «Лин Индастриал» бывали и аварии. Прошедшие в декабре позапрошлого года огневые испытания первого для компании жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар» сложно назвать успешными. Спустя 4 секунды после начала работы двигатель взорвался. Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний.

Созданием ракет компания не ограничивалась. Мысли ее инженеров о спутнике нашей планеты – Луне, что неудивительно. В «Лин Индастриал» работают участники команды «Селеноход» – единственной российской команды, участвовавшей в конкурсе Google Lunar X PRIZE, главный приз в котором должна получить группа, создавшая и отправившая на Луну частный луноход.

Инженеры «Лин Индастриал» разработали также проект российской лунной базы, который можно реализовать с использованием уже существующих технологий. Проект получил название «Луна сем », что подразумевает, что это будет седьмая высадка человека на Луну (после 6 полетов по программе «Аполлон»). Некоторые предложения из этого проекта были включены в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг. Презентация проекта по ссылке .

К сожалению, совсем недавно проект перестал получать финансирование и сегодня стоит вопрос о закрытии проекта .

Dauria Aerospace – первые деньги и геостационарный спутник

Еще один производитель малых спутников – компания Dauria Aerospace . Но, в отличие от других российских частных компаний, в этой отрасли Dauria уже получила свой первый существенный доход от космической деятельности. Два спутника компании – Perseus-M1 и Perseus-M2, – предназначенные для дистанционного зондирования Земли, продали в декабре 2015 года американской Aquila Space. Космические аппараты поменяли хозяина уже в тот момент, когда находились на орбите.

Компания разрабатывает широкий спектр малых спутников, предназначенных для различных орбит и целей. Третьим спутником Dauria Aerospace, выведенным в космос, стал DX1 – первый космический аппарат на основе малой спутниковой платформы (до 50 кг) DX, созданной специалистами компании. Предназначение космического аппарата – отработка экспериментальных технологий. Сами же спутники на основе этой платформы могут использоваться для широкого круга задач: от дистанционного зондирования Земли до ретрансляции сигналов.

Но если спутники DX предназначены для низкой околоземной орбиты, то проект Pyxis предусматривает создание сети телекоммуникационных спутников для высокоэллиптических орбит. Такие орбиты, с апогеем над Северным полушарием планеты высотой в десятки тысяч километров, позволяют обеспечить связь в приполярных регионах Земли. Четыре космических аппарата спутниковой группировки должны были по планам выйти в космос до 2020 года. Они должны были обеспечить спутниковый доступ в Интернет десяти тысячам пользователей: жителям приполярных российских регионов, ученым-полярникам, нефтяникам, экипажам судов Северного морского пути.

Но, пожалуй, самый передовой проект Dauria Aerospace – разработка платформы АТОМ для создания геостационарных космических аппаратов. Как правило, спутники для геостационарной орбиты отличаются большими размерами и массой. Но масса космических аппаратов, созданных на платформе АТОМ, не превысит 1 тонны. Это позволит выводить их на орбиту с меньшими затратами. К тому же такие аппараты прекрасно подойдут для обслуживания малых и средних рынков в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, где использование более тяжелых и дорогих спутников нерентабельно. Кроме того, выводить на орбиту такие спутники можно сразу по несколько штук или попутно с другим грузом.

Другой особенностью платформы является использование только электрореактивных двигателей как для довыведения спутника на геостационарную орбиту с низкой опорной, на которую его доставит ракета, так и для его удержания в точке стояния на геостационаре.

Первая пара таких спутников по планам должны были быть отправлены в космос к концу 2017 на индийской ракете-носителе GSLV Mk II.

К сожалению, сейчас у компании боьшие проблемы, подробности чего рассказывает в интревью основатель проект (на видео ниже). Сам он считает создание компании самой большой своей ошибкой:

Есть несколько больших космических стран в мире - с большим космическим бюджетом и амбициями. Это США, Европа, Китай, Япония, Россия. При этом вся индустрия государственная, не только с точки зрения денег, но и с точки зрения того, что все работы выполняют государственные компании. Нам действительно помогали. Dauria помогли и «Сколково», и «Роснано». Но сейчас я понимаю, как я был наивен. Это была моя самая большая ошибка в жизни . Компания такого рода может существовать только в двух ситуациях. Либо если есть сильная поддержка со стороны государства, которое дает заказы, встраивает в структуры, как это делается для Boeing, Airbus, Lockheed Martin и так далее, либо когда есть возможность работать на большой открытый мировой рынок, используя преимущества страны. И я, конечно, не подписывался на то, что мы после 2014 года будем отрезаны от мирового рынка.

Отправлять туристов в космос планируют не только за океаном. Цель российской компании ООО «КосмоКурс» – создание многоразового суборбитального комплекса для отправки в космос туристов. Первый такой туристический полет должен состояться уже в 2025 году. Космический корабль, рассчитанный на шесть туристов и одного инструктора, запустят на высоту полета корабля «Восток-1», на котором когда-то полетел Юрий Гагарин, – от 180 до 220 км. Но, в отличие от первого космонавта Земли, на орбиту вокруг планеты корабль не выйдет, полет будет суборбитальным – какой когда-то совершил Алан Шепард, первый американский астронавт.

План полета / ©cosmocourse.com

Космический комплекс компании будет состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 км. И корабль, и ракета, естественно, будут многоразовыми. Сам полет займет всего 15 минут, из которых 5 минут, в апогее траектории полета, пассажиры будут находиться в невесомости. Планируется совершать около 120 пусков в год, то есть отправлять в космос по 700 человек ежегодно. Это 2 запуска в неделю.

Сейчас проект пока только на бумаге. Но разработанное «КосмоКурсом» тактико-техническое задание на выполнение аванпроекта (предварительного плана) уже прошло необходимую процедуру согласования в Роскосмосе. Общая стоимость реализации проекта составит 150–200 млн долларов. Билет на такую космическую экскурсию, как ожидается, будет стоить от 200 до 250 тыс. долларов.