Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Ремонт перфоратора своими руками и советы по эксплуатации. Ремонт перфоратора своими руками – не так страшен процесс, как это кажется! Перфоратор энергомаш не держит сверло

Для сверления отверстий в различных материалах, ломки стен, бурения горных пород и дорог предназначен перфоратор. Инструмент используется при больших нагрузках и со временем у него возникают неисправности. Можно заменить вышедший из строя перфоратор на недорогую китайскую модель. Но если у вас брендовый инструмент, то его жалко выкидывать. Чтобы не отдавать за устранение неисправностей половину стоимости перфоратора, можно это сделать самостоятельно. Ни один ремонт не обходится без изучения устройства инструмента и порядка его разборки.

Виды перфораторов

Перфораторы имеют несколько классификаций. Это обусловлено различными сферами применения инструмента.

Количество режимов может быть от одного до трёх:

    сверление. Перфоратор работает в режиме дрели;

    сверление с ударом. Можно делать отверстия в кирпиче и бетоне;

    отбойный молоток, то есть удар без сверления.

Типы приводов перфоратора:

Классификация по массе:

    лёгкие. 2–4 кг. Мощность 400–700 Вт. Используются в быту;

    средние. Около 5 кг. Мощность 700–1200 Вт. Профессиональные;

  • тяжёлые. Более 5 кг. Свыше 1200 Вт. В строительстве.

Типы патронов, используемых в перфораторах:

    SDS+ устанавливается на лёгкие и средние перфораторы для работы бурами до 20 мм;

    SDS max используется для буров более 20 мм, поэтому устанавливаются на тяжёлые перфораторы, имеющие большую мощность.

Классификация по расположению двигателя:


Устройство перфоратора

Независимо от функций и конструкций перфораторы имеют аналогичные основные элементы.

Устройство простого перфоратора с сетевым приводом

    Сетевой шнур.

    Кнопка включения.

    Двигатель.

    Редуктор.

У бочкового перфоратора те же основные узлы.

Устройство бочкового перфоратора с сетевым приводом

Ударный механизм перфоратора может быть выполнен в двух вариантах:


Качающийся подшипник ещё называют пьяным. Такой механизм используется в лёгких и средних перфораторах.

Ударный механизм с пьяным подшипником

Кривошипно-шатунный механизм используется в тяжёлых перфораторах.

Кривошипно-шатунный ударный механизм перфоратора

Как разобрать перфоратор

Разбирайте перфоратор последовательно. Внимательно осматривайте все детали. Даже если вы ищите проблему в одном узле, можете найти повреждённые детали в других узлах. При разборе инструмента следует чистить корпус от пыли и грязной смазки.

Как разобрать патрон и вытащить застрявшую оснастку

Начинайте с разбора патрона, чтобы он не мешал снятию корпуса редуктора.


Если из патрона не вытаскивается бур или другая оснастка, есть два варианта решения этой проблемы:

  • зажмите оснастку в тиски. Слегка пошатывая перфоратор, тяните его на себя;
  • зажмите перфоратор в тиски через резиновые прокладки, чтобы не повредить пластиковый корпус. Конец оснастки зажмите газовым ключом. Постукивайте молотком по ключу в направлении оси оснастки.

Второй вариант используется в крайнем случае. Если после нескольких ударов бур или зубило не удалось вытащить, прекратите. Можете повредить перфоратор. Разберите патрон и редуктор. Выколоткой попробуйте выбить оснастку. После такой процедуры, скорее всего, потребуется замена растровой втулки. Чтобы в дальнейшем не было такой проблемы, смазывайте конец оснастки.

Как вытащить застрявший бур из патрона перфоратора

Как снять переключатель режимов

В одних моделях перфораторов переключатель снимается поворотом в крайнее правое положение, в других - в крайнее левое. Рассмотрим крайнее правое положение.


Разбор электрической части перфоратора


Разбор механической части перфоратора

  1. Снимите пластиковый корпус редуктора. Вы увидите алюминиевый корпус со вставленным в него пьяным подшипником, промежуточным валом, растровой втулкой.
  2. Тщательно очистьте пластиковый корпус редуктора, потому что в нём остаются куски от развалившего подшипника. Возьмите магнит и пройдитесь по всем отверстиям, чтобы убрать все шарики и металлические осколки. Полностью вычищайте смазку. В ней могут остаться куски пластикового сепаратора.
  3. Из пьяного подшипника выньте промежуточный вал.
  4. Чтобы демонтировать косозубую шестерню, снимите стопорное кольцо и подшипник специальным съёмником.
  5. Для демонтажа прямозубой шестерни нужно снять стопорное кольцо и пружину на другом конце вала.
  6. Втулку снимите с гильзы.
  7. Гильзу извлеките из алюминиевого корпуса.
  8. Внутри гильзы стоит боёк. Он вытаскивается гнутой жёсткой проволокой.

Как собрать перфоратор

Сборка осуществляется блоками. Сначала соберите мелкие запчасти в блоки, а потом соедините их.

  1. В алюминиевый корпус редуктора вставьте подшипник с промвалом и гильзу.
  2. На корпус наденьте резинку. Она препятствует вытеканию смазки.
  3. Растровую втулку соедините с гильзой.
  4. Обильно смажьте снаружи пьяный подшипник и шестерёнки.
  5. На собранный узел наденьте пластиковый корпус редуктора.
  6. Вставьте ротор в редуктор.
  7. Установите в корпус электрики статор и воздухозаборник. Соедините две половины корпуса перфоратора.
  8. Вставьте отвёртку в отверстие растровой втулки и покрутите. Она должна легко вращаться. Прикрутите болты корпуса.
  9. Поставьте щётки на место.
  10. Вставьте в пазы кнопку и все провода. Убедитесь, что ничего не мешает, и наденьте заднюю крышку. Прикрутите её.
  11. Перед установкой кнопки переключения отвёрткой подвиньте скобу переключения в корпусе перфоратора. Чтобы штырёк, который находится на переключателе, попал между двумя металлическими направляющими скобы.
  12. Поставьте переключатель режимов чуть ниже удара, надавите на него и поверните вверх до щелчка.
  13. Соберите патрон в обратной последовательности.

Как собрать перфоратор

Диагностика перфоратора

Возьмите мультиметр, поставьте его в режим прозвонки и начните проверку с сетевого шнура.

  1. Соедините один щуп с концом вилки, другой с контактами на другом конце провода. При соединении с одним из контактов должен быть звуковой сигнал. Проделайте аналогичные действия с другим концом вилки.
  2. Проверьте кнопку включения на контактах с сетевым шнуром и со статором. Нажимайте курок кнопки.
  3. Проверьте контакты реверса.
  4. Соедините щупы со щётками для проверки контакта через якорь.
  5. Соедините щупы с проводами статора и прозвоните их.
  6. Если у статора или щёток контакты не прозваниваются, а кнопки и сетевой шнур рабочие, переходите к диагностике коллектора и обмоток двигателя.

Диагностика проводов и кнопок перфоратора мультиметром

У якоря сначала осмотрите коллектор и обмотку. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины.

Проведите диагностику мультиметром:

    поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет;

    определение пробоя на массу. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое;

    Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести на ремонт в мастерскую.

    Проверка работоспособности статора мультиметром:

    • поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль - короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление;

      проверьте отсутствие пробоя на массу, то есть замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.

    Неисправности и их причины

    Частые неисправности перфоратора:

    • не включается. Проверить электрическую цепь;
    • перфоратор не бьёт. Поломка в ударном механизме;
    • инструмент не крутит, не сверлит. Причины: подшипники якоря, шестерня якоря, редуктор;
    • бур вылетает, не держится. Неисправность патрона или растровой втулки;
    • искрение в корпусе электрики. Причины: нарушение изоляции обмотки якоря, износ щёток, коллектора, засорение щёткодержателей;
    • искрение в области кнопки включения. Неисправность контактов кнопки или проводов;
    • перфоратор греется. Причина в износившихся щётках, коротком замыкании витков обмоток, плохой смазке редуктора;
    • перфоратор не держит патрон. Сломалось стопорное кольцо или фиксирующая шайба.

    Ремонт своими руками

    При разборе узла внимательно осматривайте детали на наличие трещин и сколов.

    Замена кнопки включения

    Перед заменой пометьте проводки и контакты кнопки, чтобы не перепутать порядок подключения.

    1. Чтобы заменить кнопку, достаточно открутить винтики контактов. Но могут встретиться кнопки без винтиков. Здесь рядом с контактами есть отверстия, в которые вставляется игла или тонкое шило. Ткните в отверстие, надавите и вытяните проводок. Не дёргайте за провод, вы можете повредить кнопку.
    2. Провода необходимо зачистить и залудить.
    3. Возьмите старую кнопку и купите аналогичную.
    4. На новой кнопке вставьте шило в отверстие, слегка надавите и вставьте провод. Он автоматически зажмётся контактами.

    Замена кнопки с помощью шила

    Щётки необходимо периодически проверять. При износе одной на 40% менять обе. Также, чистить щёткодержатели.


    Замена и подключение статора

    1. Извлеките статор из корпуса электрики. На его место поставьте новый.
    2. Вкрутите крепёжные болты.
    3. Установите воздухозаборник.
    4. Приступайте к подключению обмоток. Два конца разных обмоток соедините друг с другом и подключите к ближайшей щётке. Два других соединённых конца подключите к кнопке пуска. Провод от второй щётки тоже подключите к кнопке.

    Замена подшипников

    В перфораторе несколько подшипников. Для их демонтажа потребуется съёмник. В некоторых случаях необходимо снять стопорное кольцо. Если нет съёмника, подвешивают вал с подшипником и деревяшкой выбивают его. Сажают подшипник с помощью наставки из полипропиленовой трубки постукиванием по ней молотком.

    Замена патрона

    Патроны в перфораторах меняются очень просто. Снимаете резиновый пыльник, стопорное кольцо, пластиковый пыльник, шайбу, прижимающую шарики, фиксирующие пластины, пружину. В разных моделях количество колец и пластин отличается. На их место ставите новый комплект.

    Ремонт пьяного подшипника

    Подготовьте плоскую отвёртку, чистую ветошь и смазку для редуктора, рекомендованную в инструкции.


    Ремонт растровой втулки и ударного болта

    Чтобы разобрать растровую втулку, нужно сжать пружину, снять стопорное кольцо и шестерню.

    Растровая втулка в сборе и без шестерни

    Ударный болт ремонтируется путём замены деталей или меняется полностью, если развалился на части.


    Замена гильзы

    Гильза изнашивается реже растровой втулки, но при частом перегреве инструмента она тоже выходит из строя. Из алюминиевого корпуса редуктора извлеките растровую втулку и гильзу. На её место поставьте новую.

    Изношенная и новая гильза с бойком

    Особенности ремонта бочкового перфоратора

    Ремонт бочкового перфоратора имеет те же принципы, что и простой. Основное отличие в конструкции и количестве элементов.


    Замена щёток у бочкового перфоратора

    Ударный механизм и ремонт редуктора

    Основное отличие бочкового перфоратора от простого в конструкции редуктора. Некоторые модели имеют ударный механизм с пьяным подшипником.

    Бочковой перфоратор с пьяным подшипником

    Но у большинства перфораторов кривошипно-шатунный ударный механизм.

    Бочковой перфоратор с кривошипно-шатунным ударным механизмом

    Все шестерни и подшипники необходимо проверять и смазывать. Изношенные менять. Чтобы разобрать такую конструкцию, нужно раскрутить болты на корпусе. Ствол выбивается из корпуса резиновым молотком. Подшипники снимаются съёмником.


    Как извлечь из бочкового перфоратора боёк и растровую втулку

    Из-за неисправного бойка перфоратор перестаёт бить.

    Ремонт бочкового перфоратора

    Правильная эксплуатация и уход за перфоратором

    Чтобы перфоратор работал долго, следует соблюдать некоторые рекомендации:

      перед закреплением оснастки смажьте хвостовик средством, указанным в инструкции;

      после работы очистьте патрон и оснастку;

      при работе с бетоном через каждые 2 см вынимайте бур;

      если нужно высверлить большое отверстие, используйте буры разного диаметра, чтобы не сверлить сразу самым большим буром;

      при большом объёме работы делайте перерывы, чтобы оснастка остыла. В перерывах можете очищать патрон;

      регулярно проводите полный разбор инструмента для чистки и смазки.

    Если у перфоратора появилась какая-либо неисправность, ознакомьтесь с инструкцией. Внимательно осмотрите инструмент. Если не сомневаетесь в себе, то произведите ремонт своими руками.

Домашний мастер, который в состоянии использовать перфоратор – вполне может справиться с его ремонтом. Речь пойдет о восстановлении работоспособности перфоратора.

Перфоратор в разобранном виде

Перфораторы прочно заняли место в арсенале рабочего инструмента домашних мастеров. Как и любой другой электроинструмент – он может выйти из строя. Вовсе не обязательно сразу бежать в мастерскую, ремонт перфоратора можно осуществить своими руками . Особенно его механической части.

Разберем принцип действия и устройство перфоратора

Инструменты могут отличаться мощностью, функциональными возможностями, но принцип действия и концепция конструкции у них единая. Разумеется, речь идет об электромеханических вариантах исполнения. пневмоперфораторов – это удел специализированных сервисных центров.

Итак, – у нас в руках стандартный бытовой или профессиональный электрический перфоратор. Основные элементы устройства:

Механизм перфоратора в разрезе

  • Электромотор. Может располагаться вдоль шпинделя патрона, или перпендикулярно – разница не принципиальна.
  • Понижающий редуктор. Обеспечивает снижение скорости вращения и одновременно увеличивает крутящий момент рабочей оси.
  • Ударный механизм. Это именно то устройство, которое отличает перфоратор от обычной электродрели.
  • Патрон. Воспринимает нагрузки рабочей насадки и передает крутящий и ударный момент в рабочую зону. Служит фиксатором для насадок. Наиболее распространенный стандарт – SDS.

Принципиальное отличие в конструкции касается лишь ударного механизма. В большинстве современных устройств, применяется электропневматический способ передачи энергии удара. Поршень совершает возвратно-поступательные движения, и при помощи воздушной подушки передает энергию тарану, который в свою очередь наносит удары по бойку, имеющему механическую связь с патроном.

Достоинство конструкции – большая энергия удара и отсутствие механической связи между тараном и поршнем.

Сжатый воздух выступает в качестве демпфера, снижая вибрации инструмента.

Такой способ работы позволяет автоматически отключать ударный механизм на холостом ходу. Перфорация происходит лишь при давлении наконечника на рабочую зону. Когда вы прикладываете усилие в сторону сверления, закрывается перепускной клапан, цилиндр становится герметичным и сжатый воздух приводит в движение таранный механизм. Это экономит ресурс основных узлов перфоратора.

Передача колебаний в электропневматическом ударном механизме реализуется двумя способами:

Принцип работы инструмента

  1. Кривошипно-шатунный механизм. На валу редуктора располагается кривошип, который придает возвратно-поступательное движение поршню. Такая конструкция обеспечивает передачу энергии удара большой мощности, и применяется в перфораторах среднего и тяжелого типа. Недостаток – большие размеры. Главное достоинство – высокая надежность и уменьшение вибраций на корпусе.
  2. Качающийся подшипник. Возвратно-поступательные движения передаются наружной обоймой подшипника специальной формы. Такая конструкция компактна, и применяется в перфораторах легкого типа. Основной недостаток – быстрый износ качающегося подшипника.

Перфораторы достаточно неприхотливы в обслуживании. Для поддержания рабочего состояния перфоратора Интерскол необходимо своевременно менять смазку в редукторе всякий раз, когда производится замена износившихся угольных щеток элект­родвигателя.

Старая смазка убирается в обязательном порядке, предпочтительнее удалять специальными моющими составами, применяемыми в сервисных центрах. Но домашний мастер прекрасно обойдется раствором смеси керосина и бензина. Сборка перфоратора Интерскол своими руками представляет собой достаточно простой технологический процесс. Надо только прочитать .
Перед сборкой подготовьте новые или отремонтированные и чисто вымытые детали, новый ремонтный комплект уплотнительных колец, смазочные материалы, инструмент и вспомогательные материалы. Не забудьте о правильной подготовке рабочего места и освещения на нем.

Набивка новой смазки производится на чисто вымытые детали и только та, которая рекомендована для данного узла.

Закладывая новый смазочный материал, не переусердствуйте: излишки смазки в процессе работы перфоратора часто выдавливаются через корпус редуктора и приводят к разрушению сальников.

Общие принципы сборочного процесса перфораторов Интерскол

Сборку перфораторов Интерскол условно можно разбить на несколько этапов:

  • Установка резиновых уплотнительных колец.
  • Сборка отдельных узлов.
  • Сборка блоков.
  • Сборка электрической части.
  • Проверка работоспособности электроинструмента.

Все перфораторы Интерскол состоят из нескольких больших блоков:

  • Механический блок ударного узла.
  • Блок промежуточного вала.
  • Блок редуктора.
  • Блок статора.
  • Блок цепей управления.

Выбор смазочных материалов

Для смазки перфораторов отечественными производителями разработаны специальные смазочные вещества. Смазка разделяется по условиям работы узлов. Для смазки редукторов, подшипника качения и муфты сцепления рекомендуется использовать смазочные материалы, специально разработанные для этих узлов.

Условно смазки делятся на три категории:

  1. Для особо нагруженных узлов, как то ударный механизм, редуктор, промежуточный вал.
  2. Для смазки хвостовиков буров.
  3. Для смазки резиновых уплотнительных колец.

В качестве смазки резиновых уплотнительных колец целесообразно использовать Циатим-221, не разрушающий резину.

Для редукторов перфораторов Интерскол применяются специальные смазки.

Перед установкой на детали резиновых уплотнительных колец последние надо обязательно смазывать инертной для резины смазкой, выдерживающей температуру до +120 ºС.


Отечественная смазка для уплотнительных резиновых колец в перфораторах

Для надежного захвата инструмента, легкого его извлечения по окончанию работ рекомендуется применять специальную связку для хвостовиков.


Сборка блока ударного узла

У перфораторов Интерскол блок ударного узла состоит из ствола и деталей ударного механизма.

Сборку ударного узла рассмотрим на примере ствола перфоратора Интерскол 26/800ЭР.

Ударный механизм состоит из проммассы поз.16, ствола поз.37, бойка поз.45 и поршня поз.47.

Ударный импульс создается за счет возвратно-поступательного движения поршня поз.47 в стволе поз.36. Внутри поршня перемещается боек поз.45 и передает импульс на проммассу поз.16. А вот уже проммасса передает ударный импульс на приемник инструмента поз.12. В приведенной цепи есть еще одно устройство, сглаживающее величину ударного импульса от бойка на проммассу. Устройство называется ловитель бойка поз.42.

Сборка ствола

На ствол поз.36 надевается шестерня поз.35, с другой стороны втулка кулачковая поз.38 и соединение шестерня-кулачковая втулка фиксируется игольчатыми роликами поз.37 и стопорным кольцом поз.34.

Шестерня прижимается пружиной поз.33, на ствол надевается шайба поз.32 и все фиксируется стопорным кольцом поз.31.

Ствол вставляется в корпус поз.18, в который предварительно вставляется манжета поз.19, запрессовывается роликовый подшипник поз.20 и втулка поз.21.


Ствол, боёк, ловитель перед сборкой

Сборка ствола заканчивается установкой внутрь бойка и ловителя после смазки внутренних поверхностей. Установка ловителя в корпусе ствола фиксируется стопорным кольцом.

Сборка поршня

Сборку поршня поз. 47 начинают с установки на него пальца поз.48 и двух колец поз.49. Палец выполняет роль поводка от подшипника качения поз.60. В поршень вставляется боек поз.45 с предварительно установленным уплотнительным кольцом поз.46.

Прежде чем вставлять боек внутрь поршня, внутреннюю поверхность поршня надо проверить на шероховатость. На поверхности не должно быть следов царапин.

Смазав внутреннюю поверхность поршня тонким слоем Циатим-221, вставьте боек внутрь.

Сборка приемника инструмента

В конструкции перфоратора Интерскол П-26/800ЭР рабочий инструмент вставляется в специальный приемник инструмента и зажимается в патроне.


Собирается приемник инструмента поз.12 просто.

Во внутреннюю часть приемника вставляется собранный узел проммассы поз.16. На проммассу надо предварительно надеть втулку поз.15, манжет поз.14, резиновое кольцо поз.13. Резиновое уплотнительное кольцо и внутреннюю часть приемника ствола перед сборкой обязательно промажьте смазкой Циатим-221.


Собранный приемник инструмента вставляется в ствол поз.36.

Сборка промежуточного вала

В перфораторах Интерскол П-26/800ЭР промежуточный вал представляет собой сложный узел.

Сборка промежуточного вала не составляет особого труда.

Сначала собираются компоненты подшипника качения опз.60. В подшипник вставляется подшипник игольчатый поз.61 и колесо зубчатое комбинированное поз.62.


Детали промвала перфоратора Интерскол П-26/800ЭР перед сборкой

Собранный узел вставляется в корпус поз.53 с одновременной установкой поршня поз.47. Перед установкой поводок подшипника качения вставляется в палец поз.48.

Установленный промежуточный вал фиксируется скобой поз.50.


Сборка узла ударного механизма

На следующем этапе в промежуточный вал устанавливается вал-шестерня поз.58 с надетым на него поводком переключателя поз.55.

Собранный узел смазывается смазкой для редукторов.

Осталось на поршень надеть ствол поз.36.

Сборка быстрозажимного патрона SDS-plus

Зажав вертикально установленный перфоратор в тисках, соберите быстрозажимной патрон. Смазав внутреннюю полость ствола, вставьте приемник инструмента.

Совместите отверстия приемника инструментов и ствола, затем вставьте в них ролики поз.11.

Сверху наденьте коническую пружину поз.10, специальную шайбу поз.9 и вставьте шарик поз.8.


На приемник инструмента наденьте кольцо поз.7, втулку нажимную поз.6. Зафиксируйте конструкцию стопорным кольцом поз.5.

Осталось надеть шайбу поз.4, зафиксировать вторым стопорным кольцом поз.3.

Надев шайбу поз.2, установите защитную втулку поз.1.

Установка ручки переключателя режимов

Положите перфоратор Интерскол на бок, чтобы освободить доступ к отверстию для установки ручки переключателя режимов.

Ручка устанавливается просто. Надо только попасть усиками в пазы переключателя. Ручка вставляется в положении, противоположном «удар+сверление», поворачивается на угол 15º и фиксируется защелкой, нажимая на белую кнопку.

Установленная кнопка проворачивается по часовой стрелке для проверки правильности срабатывания.

Сборка узла статора

Узел статора перфоратора Интерскол П-26/800ЭР ничем не отличается от узлов статора любого другого перфоратора.

В корпус статора вставляется статор поз.74, крепится винтами поз.73 и закрывается диафрагмой поз.72.


Схема сборки электрической части

Ротор поз.69 вставляется в зацепление с косозубой шестерней промежуточного вала.

Многие часто задают вопрос, как разобрать перфоратор? Ведь на сегодняшний день он является одним из особо важных инструментов при ремонте. Вовремя сделанная ревизия и замена отработанных деталей гарантируют стабильную и долговечную работу.

Для ремонта перфоратора своими руками, необходимо правильно его разобрать и собрать.

Причины для разборки перфоратора

Даже при исправной работе перфоратора ему необходима периодическая профилактика и прочистка деталей. Во время профилактики инструмент нужно разобрать, чтобы смазать и заменить все изношенные части. Перфораторы разных изготовителей разбираются одинаково, однако есть некоторые нюансы.

Одни из самых популярных производителей инструмента — Bosh, Интерскол, а также многие другие.

Перед разборкой определяется поломка части инструмента, которая может быть заметна на поверхности перфоратора. К примеру, изношенное состояние пыльника на патроне. Такая признак является причиной для разбора перфоратора и ревизии патрона, иначе инструмент выйдет из строя.

Наиболее часто встречаются такие проблемы по электрической части, как износ графических щеток и поломка кнопки включения. Однако эти проблемы можно легко устранить самому, иногда запасные детали идут уже в комплекте с перфоратором. Если причина поломки располагается в якоре, обрыве обмотки и других элементах, потребуются специальные знания и опыт.

Перед разборкой инструмента нужно выявить причину поломки. Основные признаки для разборки инструмента:

  1. Нестабильная работа.
  2. При работе с инструментом замечаются странные звуки.
  3. «Горелый» запах во время работы.
  4. Нет нужного режима долбления или сверления.

Если наблюдается хоть один из вышеперечисленных признаков, то нужно задуматься о ремонте вашего помощника. Некорректная работа перфоратора может стать причиной полного выхода из строя такого ценного инструмента.

Вернуться к оглавлению

Разборка перфоратора

Замена смазки и чистка перфоратора возможны лишь при его полной разборке. При правильном соблюдении всех действий и рекомендаций это можно сделать легко и без особых усилий.

Последовательность действий при разборке перфоратора:

Частой причиной поломки является проблема с пыльником.

  1. Как было сказано выше, для начала нужно проверить поверхность инструмента. Поломка часто кроется в пыльнике на патроне, который теряет свою пригодность. Из-за такой проблемы теряются стопоры. Работа длинными сверлами предотвратит такую проблему.
  2. Осмотрев инструмент и убедившись, что проблем на внешней стороне нет, выполняется разборка перфоратора. Она начинается с верхнего узла. Когда снимется резиновый наконечник, можно увидеть стопорную шайбу. После снятия стопорного приспособления убирается головка и последующая пружина. После выполнения этих действий вытаскивается шарик.
  3. При разборке перфоратора нужно быть очень внимательным и запоминать последовательность действий. Складывать детали нужно в отдельную коробку, чтобы не потерять нужный элемент. Осторожно раскрыть корпус, где находится редуктор, пока не будет щель размером 3-5 см.
  4. Ручка переключателя устанавливается в режим сверления с ударом, а после снимается.
  5. После всех проделанных действий снимается корпус с редуктора.

Редуктор играет очень большую роль — он передает вращающее действие с электродвигателя к патрону. Редуктор состоит из множества шестеренок, которые имеют разную форму. Электронное устройство, которым регулируется число вращений, находится в узле редуктора. Также с помощью него определяется количество ударов в минуту. Этот элемент перфоратора очень часто нуждается в профилактике.

С помощью плоской отвертки отсоединяется рычаг переключения режимов. Раскрыв редуктор, нужно провести внимательный осмотр и обратить внимание на такие детали:

  • боек;
  • поршень;
  • шестерни и их зубчики.

Вкулачковый патрон сверло крепится с помощью специального ключа.

Во время осмотра, если обнаруживается износ таких деталей, нужно обязательно заменить их на новые. С помощью бензина или растворителя прочищаются все детали редуктора. Этот элемент нуждается в профилактических мерах, а своевременная смазка и замена деталей обеспечивают бесперебойную работу.

Если выведен из строя якорь редуктора или проблема состоит в его стартере, нужно открутить три шурупа и снять заднюю крышку. В момент раскрытия обязательно уделить вниманию щеткам.

При отключенном перфораторе измерительным прибором проверяется целостность кнопки включения и шнура для электросети. Если визуально кабель не имеет изогнутых переломов, можно прозвонить каждую жилу. Это позволит убедиться в исправности инструмента.

Главной проблемой в поломке перфоратора может стать пыль. Загрязнение устройства бывает причиной пробоя обмотки. В таком случае идет разборка и тщательная чистка, а также замена деталей, не подлежащих ремонту. Есть варианты инструмента с пылесборником — он позволит уменьшить попадание пыли в инструмент. Однако, работая короткими сверлами, появление пыли в устройстве будет неизбежно.

Вернуться к оглавлению

Разборка патрона перфоратора

Перед разборкой редуктора нужно разобрать патрон. При снятии патрона в первую очередь определяют его вид и конструкцию. Существуют такие конструкции патронов:

  1. Кулачковый. В таком патроне сверло крепится с помощью специального ключа.
  2. Цанговый. Замена сверла производится при повороте патрона.
  3. Быстрозажимной. Такой патрон производится с одной или двумя гильзами.

В разных видах инструмента крепление патрона может отличаться. Изучить и разобраться в способе крепления патрона очень важно. Крепление происходит с помощью винтового стержня или шпинделя. Процесс снятия патрона производится по-разному, иногда нужно приложить некоторые усилия и запастись терпением.

Цанговый патрон меняется при его повороте.

Снятие патрона происходит по следующим этапам:

  1. Первым делом нужно ослабить фиксацию. Разрешается легонько постукивать молотком по патрону.
  2. Используя отвертку, откручиваем винт.
  3. Зажав патрон в тисках, нужно прокрутить шпиндель.

Способ разборки может отличаться, так как инструменты производятся разными фирмами. Второй вариант разборки патрона:

  1. Отодвигается пластиковая часть, а затем снимается резиновый уплотнитель.
  2. Отверткой снимается фиксирующее кольцо.
  3. После шайба для фиксации откручивается.
  4. После того, как шайба удалена, можно увидеть еще дополнительное кольцо. Снимается оно при помощи отвертки.

В самом конце встречается цанговый зажим. Он состоит из пружины, шарика и шайбы. В первую очередь снимается шарик, а затем остальные составляющие.

Часто бывает так, что необходимо выполнить ремонт перфоратора. Следует знать, что это можно сделать и своими руками, если разобраться в конструкции.

Перфоратор по сравнению с дрелью, которая снабжена ударной функцией, обладает гораздо большей надежностью.

Каждый человек, который хотя бы раз работал с перфоратором, знает, насколько тяжело использовать данный инструмент. Владелец такого дорогостоящего инструмента хочет, чтобы устройство было качественным и выполняло свою работу на 100%. Стоит понимать, что от крупных поломок может уберечь правильное использование приспособления. Важно своевременно производить ремонтные работы. Малейший сбой должен стать причиной для беспокойства и подготовки к проведению ремонта.

Сбои могут быть следующими:

  • нестабильная работа конструкции в основном режиме;
  • появление посторонних звуков в процессе включения перфоратора;
  • запах гари;
  • инструмент перестал долбить, хотя причин для этого нет.

Принцип функционирования перфоратора

Принцип работы перфоратора заключается в том, что электродвигатель придает вращательное движение подшипнику, который преобразует это движение в поступательно-вращательное. Инструмент устроен так, что энергия за счет подушки воздуха будет передаваться поршню, который сможет передать энергию удара на бур.

Если какая-либо из вышеперечисленных проблем появится, то это значит, что инструмент понадобится отремонтировать. Данный процесс требует внимания, определения точной причины неисправности и знания, как ее устранить. Чтобы определить проблему, надо ознакомиться с конструкцией инструмента. Основные элементы перфоратора можно увидеть.

Следует понимать, что если перфоратор сломался, то самый простой способ — отнести его на ремонт в какой-либо из сервисных центров. Однако недостаток этого способа в том, что он требует больших временных затрат. Если знать, как разбирается инструмент, то работы по ремонту можно выполнить самостоятельно. Также можно будет сэкономить деньги, так как исключаются затраты на оплату услуг сервисных центров.

Разборка перфоратора выполняется следующим образом:

  1. Первым делом демонтируется наконечник из резины, после чего шайба и пружина. В конце снимается шарик.
  2. Когда шарик будет снят, понадобится выкрутить винты, которые фиксируют корпус. После этого нужно отсоединить провода статора.
  3. Извлекается щеткодержатель.

Когда перфоратор будет разобран, понадобится прочистить корпус, при этом не имеет значения, какая поломка произошла. В некоторых случаях мешают конструкции нормально функционировать грязь и пыль.

Элементы, которые нужны для выполнения ремонта:

  • смазка;
  • отвертка;
  • тиски;
  • запасные детали.

Основные неисправности перфораторов

Если знать устройство перфоратора, то можно с легкостью заменить сломавшуюся деталь. В большинстве случаев ремонт данного инструмента сводится к замене элементов, которые вышли из строя. К ним можно отнести:

  • выключатели;
  • якорь;
  • щетки;
  • шестеренки;
  • стартер;
  • подшипники.

Неисправности профессиональных устройств могут быть сложными. С некоторыми из них способны справиться исключительно высококвалифицированные специалисты. Часто встречаются такие проблемы: пробой обмотки, перемотка якоря и стартера. Данные неисправности возникают из-за пыли. Ремонт заключается в чистке и замене элементов. Время от времени нужно производить профилактику — раз в 2 недели рекомендуется прочищать приспособление. Особое внимание надо уделить выбору смазки.Если в наличии нет подобной смеси, то можно использовать масло для дизельных двигателей.

Другая причина поломки — износ щеток. Заменить их очень просто: следует разобрать перфоратор по схеме, которая была описана выше, найти изношенные щетки и установить на их место новые. Понадобится точно определить, какие из них подходят. Щетки могут быть угольными, графитовыми или угольно-графитовыми. Графитовые имеют долгий период службы, однако из-за твердости материала может повредиться коллектор. Угольные приспособления имеют непродолжительный период службы, однако отличаются хорошим контактом с другими элементами перфоратора. Если денежных средств, которые есть возможность выделить на замену щеток, не очень много, то рекомендуется использовать угольно-графитовые щетки.

Могут быть проблемы и с механическими деталями приспособления. Каждое устройство оснащается режимами переключения, которые часто выходят из строя. Чтобы устранить неполадку, нужно разобрать перфоратор, найти поврежденные элементы и заменить их. Важно лишь купить детали, которые соответствуют имеющемуся устройству. Такая же проблема может быть с патронами, которые подвергаются большим нагрузкам. В качестве профилактических мер можно промывать детали солидолом, чтобы защитить их от пыли и грязи. Если патрон неисправен, понадобится его заменить.

Как выполнить ремонт перфоратора Макита?

Чтобы определить причину поломки, нужно произвести разборку патрона. Разбирать нужно следующим образом:

  1. Прежде всего демонтируется рычаг.
  2. Далее разбирается патрон. Для этого нужно взять отвертку и убрать прокладку из резины. Затем демонтируется стопорное кольцо.
  3. После этого снимаются все остальные элементы.

Проблемы с патроном могут быть следующими:

  1. Износилась прокладка. Если это произошло, нужно прочистить инструмент от пыли и заменить пыльник.
  2. Деформация крышки. В таком случае производится замена элемента.
  3. Стопорное кольцо расслабилось. Элемент следует слегка затянуть, если есть возможность. Если нет, то деталь надо заменить.
  4. Если износился шарик, то нужно установить новую деталь, смазать ее и закрепить в отверстии направляющей шайбы.
  5. Если износилась направляющая шарика, то следует определить уровень износа. Если он небольшой, то достаточно смазать деталь. При большом износе элемент нужно заменить.
  6. Коническая пружина является самым стойким элементом, однако время от времени он тоже может изнашиваться. Деталь надо располагать меньшей вершиной к редуктору.

Сборка патрона происходит в обратном порядке. В завершение нужно смазать конец бура.

Разборка и ремонт переключателя

Также может сломаться переключатель. Для его ремонта нужно разобрать деталь. Делается это таким образом:

  1. Основная задача — вытянуть из рукоятки защелку. Для этого понадобится вставить отвертку в паз сбоку рукоятки, осторожно зацепить сначала за одно крыло защелки, после чего за другое. Далее защелка вытягивается из рукоятки. Следует позаботиться о том, чтобы из рукоятки не выскочил фиксатор. Это может произойти в случае, если будет отжата пружина.
  2. Далее рукоятку надо отвести влево так, чтобы выступы на ней и корпусе редуктора совпали. Переключатель освободится, после чего его можно будет снять.
  3. После этого надо будет вынуть фиксатор вместе с пружинкой.
  4. Далее удаляется уплотнитель из резины, который находится на рукоятке переключателя.
  5. Выполняется чистка всех элементов конструкции.

Чтобы диагностировать поломку, нужно выполнить такие действия:

  1. Наиболее распространенной проблемой является неисправность колец переключателя, так как в процессе работы они постоянно соприкасаются с прокручивающимися элементами. Переключатель надо менять, однако если работы нельзя прерывать, то можно просто развернуть изношенную деталь на 180°. Стоит помнить о том, что это временная мера.
  2. Если в негодность пришли посадочные места, то нужно заменить переключатель.
  3. Если деформируется уплотнительная прокладка из резины и из редуктора будет вытекать смазка, то элементы надо заменить.
  4. Если сломается отросток элемента для фиксации, который удерживает деталь в корпусе редуктора, то самопроизвольно время от времени будут переключаться режимы. Данную деталь можно не менять в случае, если проблема не мешает работать.

Профилактика является единственным методом, который позволит избежать большинства проблем в процессе работы инструмента. Большинство неисправностей перфоратора можно ликвидировать самостоятельно, однако если проблема не относится к тем, которые были описаны выше, то рекомендуется доверить проведение ремонтных работ специалистам.