Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

В чем разница между православием и армянской «церковью», и есть ли в ней спасение? Какая вера у армян.

В Закавказье расположилась небольшая по своему размеру, но очень интересная страна, название которой - Армения. Народ, населяющий ее, зовется армянами. Эта страна с очень давней историей, богатой культурой и разнообразным религиозным мировоззрением. На территории Армении существуют разнообразные религии. Однако считается, что одна из самых распространенных религий на территории страны - это христианство. И надо сказать, что большинство армян являются верующими людьми.

Армения - небольшая по размеру страна, как уже говорилось ранее, находится за Кавказом. Ее полная официальная форма звучит как - Республика Армения. У нее отсутствует выход к морю, а соседними с ней странами являются Азербайджан и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также Иран, Турция и Грузия.

По данным специалистов население Армении составляет около трех миллионов человек. Столицей государства является город Ереван. Официальный государственный язык - армянский.

Это государство унитарного типа, которое является президентской республикой. Армению подразделяют на десять областей и город Ереван. Президентом является Серж Саргсян, который в 2013 году был переизбран на второй срок.

Местность страны в основном горная, и большая ее часть находится свыше 1000 м над уровнем моря. Самой высокой точкой является гора, которая называется Арагац, высотой 4095 метров. А самой низкой точкой является ущелье реки Дебед - 380 м. В юго-западном районе страны располагается межгорная Араратская равнина, которая является важным сельскохозяйственным районом страны.

Армения богата своей историей и культурой, а также памятниками. Многие из них относятся к религиозным сооружениям, ведь армяне являются достаточно верующим народом.

Официальная религия Армении

Как уже было отмечено в стране проживает около трех миллионов человек и большая часть из них, а именно 94%, исповедует христианство. Эти люди относятся к Армянской апостольской церкви. Это одна из древнейших христианских общин. Считается, что Армения является первым христианским государством в мире. Вера людей в Царя Небесного и его сына Христа сделала эту религию государственной.

Согласно же конституции страны люди вправе выбирать любую религию вероисповедания либо не придерживаться никакой веры. То есть конституция гарантирует свободу вероисповедания. Поэтому на территории страны также можно встретить людей, которые принадлежат другим верам. В стране можно встретить людей, исповедующих:

  • ислам;
  • православие;
  • католицизм и некоторые другие менее распространенные религии.

Историческая справка

Религия Армении считается довольно древней. Ее основоположниками считают Фаддея и Варфоломея . Это святые апостолы, которые известны как первые просветители Армении. Святой Фаддей продолжал свою миссию на протяжении восьми лет, то есть с 35 по 43 годы. А миссия Святого Варфоломея длилась целых шестнадцать лет (с 44 по 60 годы).

Согласно Священному Преданию Армянской церкви, после вознесения Христа, один его ученик прибыл в страну с христианской проповедью. Этим учеником был Фаддей. Множество людей он обратил в новую веру, среди них была даже дочь царя Армении Санатрука , которую звали Сандухт . В результате апостол вместе с обращенными людьми и Сандухт мученически погибли в Шаваршане.

Через некоторое время, совершив проповедь на территории Персии, в Армению прибыл Варфоломей , который был апостолом. Он обратил в свою веру многих царских вельмож и среди них была сестра царя по имени Вогуи . После этого по царскому приказу новообращенным людям пришлось принять мученическую смерть в Аребаносе, располагавшемся между двух озер Ван и Урмия.

Тому, что в первом веке начало активно распространяться христианство, способствовал ряд внешних и внутренних фактов. Например, эта религия начала широко распространяться в соседствующих странах, таких как Грузия и т. п. Торговые, политические и культурные связи с другими городами и близлежащими государствами создали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.

Так Армения стала первым государством, которое приняло христианскую религию в качестве государственной еще задолго до Византии и Грузии. Это случилось в 301 году, когда правил царь Трдат III . В этом помощь оказал и Григорий I Просветитель , а также его деятельность. Григорий I Просветитель стал первым патриархом в Армении, после чего получил звание католикоса. Произошло это в 302 году. Немного позже он был причислен к лику святых, и церковь стали называть его именем - Армяно-Григорианской.

К 303 году недалеко от Еревана был построен собор, который называется Эчмиадзин. Он стал особым местом для этого народа и остается по сей день религиозным центром страны. В нем находится Верховный патриарх и католикос всего армянского народа.

Видео расскажет вам о храмах Армении.

Особенности Армянской апостольской церкви

Несмотря на то что Армянская религия относится к христианству, она имеет свои отличия от православия и католицизма. Все церкви принято подразделять на два типа: монофизитская и диофизитская . Религия Армении больше относится к первому типу. Согласно учениям диофизитов в Христе признается два начала, а именно:

  • человеческое ;
  • божественное .

В отличие от них монофизиты признают в нем лишь одно начало - божественное. Армянская церковь придерживается особых правил, касаемых семи таинств.

В соответствии с этим младенца при крещении трижды опрыскивают и трижды погружают воду. Миропомазание имеет тесную связь с крещением. Во время причастия используют только вино в чистом виде, не разбавляя его, а хлеб берется бездрожжевой, который обмакивают в вине. Соборуют лишь духовных лиц сразу же после смерти.

Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты у них соблюдаются также строго, однако праздников у них гораздо меньше. Основная молитва у них носит название Айр Мер, то есть Отче Наш, но читают ее на древнеармянском языке.

Глава Армянской церкви называется католикос . Его избирают на эчмиадзинском синоде. На него собираются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий. Это звание утверждается при помощи особой грамоты Государем Императором. Католикос проживает в Эчмиадзине . Согласно традиции в этом месте должен побывать каждый армянин хотя бы один раз в жизни.

Только католикос может назначать епископов и архиепископов церкви. Те люди, которые относятся к светскому духовенству, могут вступать в брак лишь один раз. Повторное вступление в брак не допускается. Схожими родственными чертами обладают церкви в Египте, Эфиопии и Сирии.

Духовный и административный центр религии - собор Эчмиадзин . Этот собор является священным местом для всех верующих людей этого государства. Также в нем находится духовная академия и семинария. Неподалеку имеется еще два монастыря, которые были построены примерно в седьмом веке и являются культурным и духовным наследием. Это монастырь Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ.

По географическим данным получила распространение практически по всему миру. Однако ее вероучения и установки едины. Ввиду влияния экономических и политических факторов время от времени религия была вынуждена покидать государство, начиная с 9 века, и была вынуждена искать убежище за рубежом.

Из-за таких условий в апостольской Церкви были образованы Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикоса т (Великий Дом Киликии), находящийся в настоящий период в Антилии (Ливан).

Все эти архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в подчинении Эчмиадзина, однако пользуются внутренней административной автономией.

Другие религии страны

Поскольку конституция регламентирует свободное вероисповедание граждан, в стране можно отметить присутствие и других религий. К примеру, встречаются здесь и представители ислама. В столице - Ереване для них располагается знаменитая Голубая мечеть, которую построили еще в 1766 году . Это великолепное сооружение, которое носит религиозный характер.

Помимо ислама на территории государства встречается и католицизм. Католических приходов в стране немного. Их насчитывают в районе 36, и эти общины называют «франками». Они появились приблизительно вместе с крестоносцами.

Среди армян также распространение получило псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Небольшая часть народа и вовсе отрицает Бога и религию и относится к атеистам.

Христианство в Армении исповедует 98 % населения. Более 90 % армян относятся к Армянской апостольской церкви. Примерно 7 % христиан принадлежат к Армянской католической церкви, есть несколько тысяч православных, а также 15 тыс. русских сектантов — молокан. Из нехристианского населения наиболее крупное меньшинство — курды-езиды.

Крещение Армении

Считается, что первым царем Армении, принявшим крещение в середине I века, стал царь Осроены Абгар V. В 301 г. при царе Трдате III христианство стало государственной религией. Святой Григорий Просветитель был первым католикосом армянской церкви. После принятия христианства культура Армении получила мощный импульс к развитию. В 406 г. Месроп Маштоц разработал армянский алфавит и вместе с католикосом Сааком Партевом перевел Священное Писание на армянский язык. Перевод был столь точен, что его назвали «Царицей переводов». Были переведены литургические тексты и многочисленные богословские труды, создана беспрецедентная по своему значению письменная культура.

Борьба за религию

В 428 г. Армения утрачивает независимость, будучи разделенной между Византией и Персией. Персы, являвшиеся в то время огнепоклонниками — зороастрийцами, хотели вынудить армян отказаться от своей религии. Но армяне подняли восстание против персов в 449-451 гг. под предводительством князя Вардана Мамиконяна. В 451 г. состоялась историческая Аварайрская битва. Несмотря на поражение и гибель Вардана Мамиконяна, армяне показали, что готовы умереть за веру, и персы отказались от попыток обратить их в свою. Вардан Мамиконян и его дружина были причислены к лику святых, а его слова стали одним из девизов на все времена. Перед битвой он сказал: «Персы должны убедиться, что скорее можно отделить цвет кожи от нее самой, чем христианство от нас».

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915-1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять , и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Религиозные меньшинства Армении

Православные христиане в Армении

В , Гюмри, Ванадзоре есть несколько приходов Русской православной церкви. В столице расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы начала XX века (район Канакер) и храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, освященный сравнительно недавно. В Гюмри находятся три православных храма — храм Святой Мученицы Царицы Александры, Святого Архистратига Михаила и Святого Арсения Сербского. Храм Архистратига Михаила расположен на Холме чести, где похоронены русские офицеры, павшие в войнах с турками. В Ванадзоре есть храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Молокане

Основная часть русского населения (примерно 15 тыс. человек) — молокане. Это направление так называемого духовного христианства — некий вариант русского протестантизма. У них нет церквей, они собираются в домах и читают Евангелие. Праздники их во многом совпадают с еврейскими. Мужчины не бреют бороды, а женщины ходят обязательно с покрытой головой. Молокане не ассимилируются ни с армянами, ни с православными русскими.

Езиды

Кроме того, в стране проживают около 60 тыс. курдов-езидов, исповедующих свою национальную религию, связанную с зороастризмом. В отличие от большинства курдов, езиды не являются мусульманами, из-за чего на протяжении многих столетий их преследовали даже соплеменники. С армянами у езидов всегда были хорошие отношения, и поэтому в Армении это крупнейшее национальное меньшинство.

Другие религии

Мусульман в Армении очень мало, в основном это шииты — выходцы из Ирана, которые временно пребывают в стране по работе или учебе. Они посещают старинную Голубую мечеть в центре Еревана.

В столице также проживают около 300 евреев, многие из которых посещают свою небольшую синагогу. Представителей других религий в Армении практически нет.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Армянский церковный календарь

Армяне чтут древнюю традицию празднования Рождества Христова, Богоявления и Крещения Господня в один день — 6 января. После праздничной литургии верующие забирают из храма освященную воду.

Празднуют в воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия.

Большинство важных праздников переходящие, то есть празднуются в определенный день недели и ежегодно меняют свою дату. Так, Успение Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье в период с 15 по 28 августа, а Воздвижение Креста Господня — воскресенье в период 14-27 сентября.

Как и у других христиан, в армянском церковном календаре значимую часть года занимают посты, прежде всего Великий пост. Также существует уникальный Передовой пост — Арачаворк. Царь Трдат III и вся знать перед крещением в течение 5 дней держали пост, чтобы покаяться и очиститься от грехов и языческой скверны. С тех пор этот пятидневный пост стал одной из особенностей армянской церкви.

Примерно 7 % христиан Армении — армянокатолики. Армянская католическая церковь ведет свою историю с эпохи крестовых походов, когда на берегах Средиземного моря процветало Киликийское царство. В это время армянская церковь вела активный диалог с , и в Киликии появились общины, признающие главенство Папы Римского.

Венецианская Армения

В XVII веке Мхитар Себастаци учреждает в Венеции армянский католический орден мхитаристов. На острове Святого Лазаря был создан крупнейший центр духовности, образования и культуры в Европе с типографией и богатейшей библиотекой. Остров и сейчас принадлежит мхитаристам, будучи маленькой частичкой Армении в самом сердце Европы. А центр Армянской католической церкви с 1742 г. располагается в Бзоммаре (ныне Ливан).

Где живут армянокатолики

Обряд Армянской католической церкви сейчас почти ничем не отличается от обряда Армянской апостольской церкви. В XIX веке многие армянокатолики переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. Во время геноцида большая часть армянокатоликов в Турции была уничтожена, несколько тысяч человек спаслись, оказавшись на чужбине.

Сейчас за рубежом крупнейшие общины армянокатоликов сосредоточены в Ливане, Грузии (армянонаселенный регион Джавахк), Франции, Сирии, США и Италии. В Ширакской и Лорийской областях современной Армении существуют районы компактного проживания армянокатоликов. Сейчас большинство из них сосредоточены в городах Ташир и Артик, деревнях и селах Ашоцк, Сизавет, Бавра, Паник, Аревик, Газанчи, Мец-Сепасар и ряде других. Там действуют католические приходы.

Важнейший центр Армянской католической церкви — Гюмри, где расположен кафедральный собор Святых Мучеников и ординариат армянокатоликов Восточной Европы.

Стала первым христианским государством в мире.

В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви , 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви , 0,5 % относятся к Армянской католической церкви , 0,3 % к деноминации Свидетелей Иеговы (имеющей отличия как от традиционных христианских церквей, так и от протестантских), 0,25 % православных , 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане , также неизвестное число христиан в данных переписи отнесены к категории "другие" (суммарно 0,26 % населения страны), которая помимо христиан включает в себя мусульман, иудаистов и ряд других нехристианских религий . Таким образом несколько менее 95 % населения страны относятся к христианству.

Армянская апостольская церковь входит в число Ориентальных православных церквей , в число которых входят также Коптская , Эфиопская , Эритрейская , Сирийская и Маланкарская православные церкви.

Среди ряда национальных меньшинств наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции, так 77 % греков Армении относятся к Армянской апостольской церкви, к этой же церкви относятся 57 % украинцев, 41 % русских и грузин, 34 % ассирийцев . Наблюдается также устойчивая тенденция к сокращению численности и доли национальных меньшинств, которые являются традиционными носителями тех конфессий, которые не имеют традиционного распространения среди этнических армян.

Езидизм

При переписи езиды квалифицировались как самостоятельный этнос, а их традиционная религия в официально изданных материалах переписи фигурирует под названием «шарфадинская». Из 35 308 этнических езидов к шарфанидской религии относятся 69 % (24 518 человек), кроме того к шарфанидской религии относятся 31 % этнических курдов (682 человека). Всего в Армении проживает 25 204 последователей шарфанидской религии (0,83 % населения страны) . Езиды в основном проживают в селениях Араратской долины , к северо-западу от Еревана. 29 сентября 2012 года в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат ». Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов - северного Ирака, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении .

Иудаизм

В Армении живёт 3 тысячи иудеев, в основном в Ереване .

Ислам

В Армении живут последователи ислама , эту религию исповедуют курды , персы , азербайджанцы и другие народы. В Ереване для мусульман действует мечеть .

Ныне в Армении община мусульман-курдов насчитывает несколько сотен человек, большинство из них проживает в Абовянском районе, некоторое количество мусульман-азербайджанцев проживает около восточных и северных границ Армении в сельской местности. В Ереване проживают около 1 тысячи мусульман - курды, персы и выходцы с Ближнего Востока.

Язычество

По данным переписи 2011 года в стране проживает 5 434 последователя язычества . Подавляющее большинство граждан Армении, которые при переписи учтены как язычники, относятся к этническим езидам (3624 человека или 10 % общего числа этнических езидов), па также к этническим курдам (половина общего числа этнических курдов Армении, или 1068 человек, записаны как язычники).

Среди этнических армян в качестве язычников себя указали 734 человека или 0,02 % всех этнических армян страны. Гетанизм - неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию армян. Основано арменологом Слаком Какосяном на базе сочинений известного армянского националиста Гарегина Нжде . Неоязыческие обряды регулярно проводятся в храме Гарни. Главой языческих общин Армении является жрец Зограб Петросян. Точное количество последователей неизвестно. Армянское неоязычество имеет определенную популярность, в частности среди сторонников ультраправых и националистических движений. Последователями гетанизма были видные армянские политики Ашот Навасардян , основатель правящей Республиканской партии Армении , и Андраник Маргарян , бывший премьер-министр страны .

Свобода вероисповедания в Армении

Официальная статистика

Религиозный состав населения Армении согласно переписи 2011 года
Национальность Население всего Имеющее вероисповедание Армянская апостольская Евангельская Шарфадинская Католическая Свидетели Иеговы Православные Язычники Молокане другие (в т.ч. мусульмане, иудаисты) Не имеют вероисповедания Отказались ответить Не указали религию
Армения (всего) 3 018 854 2 897 267 2 796 519 29 280 25 204 13 843 8 695 7 532 5 434 2 872 7 888 34 373 10 941 76 273
Армяне 2 961 801 2 843 545 2 784 553 28 454 0 13 247 8 581 3 413 734 0 4 563 33 254 10 086 74 916
Езиды 35 308 33 772 3 597 532 24 518 0 40 0 3 624 0 1 461 413 547 576
Русские 11 911 11 078 4 899 150 0 336 37 2 798 0 2 755 103 325 132 376
Ассирийцы 2 769 2 556 935 47 0 11 14 601 2 0 946 162 20 31
Курды 2 162 2 098 180 42 682 0 2 0 1 068 0 124 29 18 17
Украинцы 1 176 1 121 674 10 0 44 8 360 0 19 6 34 8 13
Греки 900 838 692 6 0 24 2 109 0 0 5 41 9 12
Грузины 617 401 253 10 0 23 4 93 0 0 18 17 16 183
Персы 476 401 27 0 3 12 0 1 0 0 358 17 36 22
другие 1 634 1 393 661 29 1 143 6 150 6 98 299 64 51 126
отказались ответить на вопрос о национальности 100 64 48 0 0 3 1 7 0 0 5 17 18 1

Напишите отзыв о статье "Религия в Армении"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Армении

Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.
Балашев застал маршала Даву в сарае крестьянскои избы, сидящего на бочонке и занятого письменными работами (он поверял счеты). Адъютант стоял подле него. Возможно было найти лучшее помещение, но маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными. Они для того же всегда поспешно и упорно заняты. «Где тут думать о счастливой стороне человеческой жизни, когда, вы видите, я на бочке сижу в грязном сарае и работаю», – говорило выражение его лица. Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза спою мрачную, упорную деятельность. Это удовольствие доставил себе Даву, когда к нему ввели Балашева. Он еще более углубился в свою работу, когда вошел русский генерал, и, взглянув через очки на оживленное, под впечатлением прекрасного утра и беседы с Мюратом, лицо Балашева, не встал, не пошевелился даже, а еще больше нахмурился и злобно усмехнулся.
Заметив на лице Балашева произведенное этим приемом неприятное впечатление, Даву поднял голову и холодно спросил, что ему нужно.
Предполагая, что такой прием мог быть сделан ему только потому, что Даву не знает, что он генерал адъютант императора Александра и даже представитель его перед Наполеоном, Балашев поспешил сообщить свое звание и назначение. В противность ожидания его, Даву, выслушав Балашева, стал еще суровее и грубее.
– Где же ваш пакет? – сказал он. – Donnez le moi, ije l"enverrai a l"Empereur. [Дайте мне его, я пошлю императору.]

какая вера у армян

  1. Такая же как у евреев обмани ближнего своего!
  2. В религиозном отношении большая часть верующего населения Армении (94 %) христиане, принадлежащие к Армянской апостольской церкви. Апостольская церковь Армении имеет ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих е как от византийского православия, так и римского католицизма.
  3. Равноапостольская церковь.
    В Питере на Невском.
    Армяне христиане, но не православные в классическом смысле.
  4. Религии мира призваны разделять народы, а не объединять, в отличие от того, чему учил Христос.
  5. Они - армяне, если быть точным - миафизиты, а не монофизиты (спор о природе Христа) - их исповедание не признается ни католиками, ни православными. Монофизитство они сами осуждают, но их учение все одно является промежуточным между монофизитством и диафизитством.

    Согласно широко распространенным представлениям в Римской католической церкви и в церквях греко-византийской Православной традиции, против монофизитства Евтихия и его сторонников был созван Халкидонский собор, где эта ересь была осуждена. Считается также, что вероучение монофизитов после Халкидонского собора распространилось в восточных провинциях Византии, то есть в Малой Азии, Сирии и Египте, а также за пределами империи в Армении. По мнению историка А. В. Карташева, влияние монофизитов в VI веке усилилось и при содействии императрицы Феодоры, которая искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней.

    В полном согласии с такими представлениями, все церкви, что отвергают Халкидонский собор и его диофизитское учение, сторонниками этого собора почитаются монофизитскими или евтихианскими церквями. Невзирая на некоторое, связанное с межцерковным общением последнего времени, смягчение риторики конфессиональных апологетов, для римо-католиков и греко-православных монофизитскими церквями являются все Древневосточные православные церкви, в частности Армянская апостольская церковь. Однако такие представления о Древневосточных церквях вступают в очевидный конфликт с реальностью, поскольку все эти церкви отвергают монофизитство и анафематствуют его, как считается, основателя Евтихия.

    По мнению самих Древневосточных православных церквей, именование их монофизитскими и приписывание им ереси Евтихия со стороны апологетов халкидонизма является искажением исторической и богословской реальности вследствие недобросовестной конфессиональной апологии. Древневосточные церкви настаивают, что содержат веру единой Церкви до Халкидона, освященную Третьим Вселенским собором. Поэтому Древневосточные церкви называются также Дохалкидонскими Православными церквями. Анафематствуя монофизитство, то есть докетическую ересь Евтихия, Древневосточные церкви исповедуют миафизитскую христологию святого Кирилла Александрийского о Единой природе (из двух природ) во Христе.

    Согласно истории Древневосточных церквей реальное монофизитство в истории христианства было явлением локальным, и, будучи осужденным как ересь всеми без исключения поместными Церквями, исчезло, лишь периодически давая рецидивы среди новых радикальных противников Халкидонского собора и учения папы Льва, новая диофизитская христология которого, даже при исповедании одной Ипостаси во Христе считалась ими еретической.

  6. проваславные
  7. Они - христиане-монофизиты (считают Христа только богом, а не богом и человекм одновременно).
  8. Армянская. Они не католики и не православные. Они монофизиты, (как копты или эфиопы), с 4 века.
  9. христианская, с национальными обычаями...

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.