Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Социально педагогический процесс его структура и этапы. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со- стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак- тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест- венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 33

изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече- ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер- ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

В широком плане это, например, процесс социального развития че- ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со- циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи- ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен- тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес- кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали- зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи- вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз- ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо- го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про- цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес- сиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический про- цесс - это целенаправленная последовательность действий социаль- ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече- ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес- кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.


При рассмотрении содержания социально-педагогического про- цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре- деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-


34 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по- дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ- екта и объекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея- тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес- кого процесса.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс также включает оп- ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую- щие (структурный подход):

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации вы- бранной педагогической технологии);

3-й - результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при вы- делении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора тех- нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно- результативный.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен- него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги- ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 35

Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти- рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про- блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор- ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес- ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред- метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;

б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по- зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации; в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа- ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе- ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-

г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имею- щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе- дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

б) сформулировать его основные социально-педагогические про- блемы;

Показания;

Предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

Советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че- ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле- дующему подэтапу.

Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело- века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка- честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут- реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.


36 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа- ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль- но-педагогическими процессами:

а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:

Направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

Возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:

Способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

Способность социального работника обеспечить достижение про- гнозируемой цели;

Соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста- точно полной информации о личности клиента, необходимой соци- альному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

В начале своей профессиональной деятельности специалист (со- циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо- биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно- зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре- тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро- вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.

Основываясь на личностном понимании своего социального пред- назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен- ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра- ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.


Глава 3. Социально-педагогический процесс к пути его совершенствования 37

Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .

В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи- мо решить для ее достижения.

Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм- пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель- ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости- жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част- ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав- ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра- ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес- кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не- обходимо знать:

Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

Индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

Цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за- дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

Условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);

Формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до- машних условиях; в центре социального обслуживания);

Свои возможности в применении той или иной технологии;

Временные возможности для реализации технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не- сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ- ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю- чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по


38 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех- нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти- мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото- вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа- ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком- плексность и интенсивность деятельности.

Как правило, реализация технологии предусматривает определен- ное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея- тельности по достижению цели.

Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль- ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела- ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест- ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

Второй этап - основной - непосредственной деятельности по ре- ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето- дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче- ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта- пов проводится вся предшествующая деятельность.

11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

Завершается он достижением в той или иной степени поставлен- ной цели.


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39

Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

а) предварительная оценка результативности процесса деятель- ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш- него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе- ни человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож- ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле- ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилита- ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова- тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея- тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво- ляет ее считать заключительной операцией;

в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще- ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи- более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже- ние рационального результата.

Каковы пути повышения эффективности деятельности социально- го работника?

Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле- дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со- вершенствования:

а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со- ответствующей адаптации, реабилитации;

б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер- кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пас- сивным фактором, а активным самосозидателем;

в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут- ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации; г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен-

него социально-педагогического процесса клиента.


40 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму- щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:

Повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

Качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха- рактеристика клиента;

Умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов- ленных внешним социально-педагогическим процессом;

Достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - це- левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада- чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

Умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно- логии;

Выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа- ции;

Обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея- тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально- педагогического процесса);

Обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги- ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

Обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион-

ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст- вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги- ческого процесса.

3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про- цесса.

4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического процесса.

5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- цессов?

6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 41

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Внутренний социалыю-педагогичсский процесс.

2. Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

4. Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.


СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Педагогика социального становления личности

Социальное формирование личности - естественный непрерыв- ный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич- ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социальное развитие человека;

2) социализация человека как социально-педагогическое явление;

3) особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.


Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогического процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический про-цесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.Функциональный определяет особенности профессио-
3 - 5887
нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по- дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определенный объект социальной работы - людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения.
Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогического процесса.
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
1-й - подготовительный;
2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
3-й - результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно- результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют: 1. Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;
в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-нику;
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
показания;
предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;
советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития ка-честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социально-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагогическим процессом, а именно:
направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:
способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
способность социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;
соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно-зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.
Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса. Данный подэтап включает:
Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм-пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогического процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику необходимо знать:
социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные задачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);
формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального обслуживания);
свои возможности в применении той или иной технологии;
временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она включает: описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к личности, профессиональной подготовке и деятельности социального работника.
В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото-вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап - основной - непосредственной деятельности по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными качественно-количественными показателями. Именно ради этих подэта- пов проводится вся предшествующая деятельность.
11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.
Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:
а) предварительная оценка результативности процесса деятельности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внешнего социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степени человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возможность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;
б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступление данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилитации, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты деятельности, но и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией;
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги-ческого процесса.
Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще-ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение рационального результата.
Каковы пути повышения эффективности деятельности социального работника?
Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен следующими факторами, определяющими соответствующие пути его совершенствования:
а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к соответствующей адаптации, реабилитации;
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчеркивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пассивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внутренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;
г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутреннего социально-педагогического процесса клиента.
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:
повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
качественная и наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;
умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов-ленных внешним социально-педагогическим процессом;
достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - целевой установки внешнего социально-педагогического процесса; задачи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;
умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной технологии;
выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализации;
обеспечение качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально- педагогического процесса);
обеспечение качества реализации внешнего социально-педагогического процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
обеспечение адаптации клиента после завершения реализационной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.
Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со­стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак­тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест­венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече­ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер­ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

В широком плане это, например, процесс социального развития че­ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со­циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи­ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен­тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес­кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали­зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи­вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз­ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо­го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про­цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес­сиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический про­цесс - это целенаправленная последовательность действий социаль­ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече­ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес­кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

При рассмотрении содержания социально-педагогического про­цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре­деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-

нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по-дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ­екта и объекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея­тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес­кого процесса.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс также включает оп­ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую­щие (структурный подход):

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации вы­бранной педагогической технологии);

3-й - результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при вы­делении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора тех­нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен­него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги­ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:

Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти­рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про­блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор­ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес­ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред­метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;

б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по- зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;

в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа- ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе- ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ- нику;

г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе­дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

б) сформулировать его основные социально-педагогические про- блемы;

    показания;

    предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

Советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че­ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле­дующему подэтапу.

Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело­века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка­честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут­реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.

Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа­ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль­но-педагогическими процессами:

а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:

    направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

    возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:

    способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

    способность социального работника обеспечить достижение про­гнозируемой цели;

    соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста­точно полной информации о личности клиента, необходимой соци­альному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

В начале своей профессиональной деятельности специалист (со­циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо­биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно­зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре­тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро­вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.

Основываясь на личностном понимании своего социального пред­назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен­ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра­ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.

Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .

В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи­мо решить для ее достижения.

Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм­пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель­ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости­жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част­ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав­ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра­ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес­кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не­обходимо знать:

    социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

    индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

    цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за­дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

    условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);

    формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до­машних условиях; в центре социального обслуживания);

    свои возможности в применении той или иной технологии;

    временные возможности для реализации технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не­сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ­ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю­чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к лич­ности, профессиональной подготовке и деятельности социального ра­ботника.

В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех­нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти­мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото­вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа­ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком­плексность и интенсивность деятельности.

Как правило, реализация технологии предусматривает определен­ное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея­тельности по достижению цели.

Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль­ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела­ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест­ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

Второй этап - основной - непосредственной деятельности по ре­ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето­дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче­ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта-пов проводится вся предшествующая деятельность.

11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

Завершается он достижением в той или иной степени поставлен­ной цели.

Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

а) предварительная оценка результативности процесса деятель- ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш- него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе- ни человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож- ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле- ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилита- ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова- тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея- тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво- ляет ее считать заключительной операцией;

в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще­ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи­более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже­ние рационального результата.

Каковы пути повышения эффективности деятельности социально­го работника?

Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле­дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со­вершенствования:

а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со- ответствующей адаптации, реабилитации;

б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер- кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пас- сивным фактором, а активным самосозидателем;

в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут- ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;

г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен- него социально-педагогического процесса клиента.

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму­щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:

Повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

    качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха­рактеристика клиента;

    умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов­ленных внешним социально-педагогическим процессом;

    достаточно точное определение социально-педагогической (соци-алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - це­левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада­чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

    умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно­логии;

    выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа­ции;

    обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея­тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);

    обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги­ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

    обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион­ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст­вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

    Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги­ческого процесса.

    Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про­цесса.

    Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического процесса.

5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- цессов?

6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

    Внутренний социалыю-педагогичсский процесс.

    Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

    Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.

    Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

    Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

    Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

    Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со­стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак­тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест­венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные


изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече­ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер­ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

В широком плане это, например, процесс социального развития че­ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со­циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи­ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен­тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес­кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали­зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи­вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз­ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо­го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про­цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес­сиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический про­цесс - это целенаправленная последовательность действий социаль­ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече­ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес­кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

При рассмотрении содержания социально-педагогического про­цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен Для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре­деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-


Социальная педагогика



Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 35

нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе *(по-дэтапе). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ­екта и объекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея­тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес­кого процесса.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс также включает оп­ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую­щие (структурный подход):

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации вы­бранной педагогической технологии);

3-й - результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при вы­делении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора тех­нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен­него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги­ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:


Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- п едагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти­рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про­блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор­ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес­ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред­метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с
этим социальные проблемы;

б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по­
зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;

в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа­
ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе­
ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ­
нику;

г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность
для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе­дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

б) сформулировать его основные социально-педагогические про­
блемы;

Показания;

Предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

Советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че­ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле­дующему подэтапу.

Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело­века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка­честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность Педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут­реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать Динамику его проявления.

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 37

Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа­ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль­но-педагогическими процессами:

а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности
изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги­
ческим процессом, а именно:

Направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

Возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально-
педагогическим процессом, а именно:

Способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

Способность социального работника обеспечить достижение про­гнозируемой цели;

Соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста­точно полной информации о личности клиента, необходимой соци­альному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

В начале своей профессиональной деятельности специалист (со­циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо­биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности \ и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно­зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре­тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро­вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической" деятельности.

Основываясь на личностном понимании своего социального пред­назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен­ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра­ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.


Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом.

В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи­ло решить для ее достижения.

Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм­пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель­ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости­жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част­ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав­ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра­ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес­кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не­
обходимо знать: ,

Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

Индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

Цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за­дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

Условия реализации технологии (в специализированном центре, Дома);

Формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до­машних условиях; в центре социального обслуживания);

Свои возможности в применении той или иной технологии;

Временные возможности для реализации технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не­сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ­ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю­чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39

В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех­нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти­мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото­вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа­ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком­плексность и интенсивность деятельности.

Как правило, реализация технологии предусматривает определен­ное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея­тельности по достижению цели.

Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль­ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела­ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест­ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

Второй этап - основной - непосредственной деятельности по ре­ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето­дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче­ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта-пов проводится вся предшествующая деятельность.

На втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

Завершается он достижением в той или иной степени поставлен­ной цели.

Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

а) предварительная оценка результативности процесса деятель­
ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш­
него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе­
ни человек может реализовать себя в естественной среде
жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож­
ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле­
ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов реабилита­
ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова­
тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды
общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная
адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея­
тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво­
ляет ее считать заключительной операцией;

в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и
его результативности;

г) общие (итоговые) выводы по реализации социально-педагоги­
ческого процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще­ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи­более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже­ние рационального результата.

Каковы пути повышения эффективности деятельности социально­го работника?

Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле­дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со­вершенствования:

а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со­
ответствующей адаптации, реабилитации;

б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по
самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер­
кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает не пас­
сивным фактором, а активным самосозидателем;

в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса,
который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут­
ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;

г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент.
Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен­
него социально-педагогического процесса клиента.

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 41

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму- I щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь 1 усиления его эффективности - повышение действенности каждого \ этапа, в том числе:

Повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

Качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха- ] рактеристика клиента;

Умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов­ленных внешним социально-педагогическим процессом;

Достаточно точное определение социально-педагогической (соци- \ ально-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - це­левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада­чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

Умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно­логии;

Выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа-1 ции;

Обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея- | тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);

Обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги-1 ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

Обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион- 1 ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст-1 вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и,| наиболее полная реализация их возможностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги- 1 ческого процесса.

3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про- | цесса.

4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического | процесса.

5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- I цессов?

6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Внутренний социально-педагогический процесс.

2. Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерее П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М„ 1982.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

3. Подласый ИЛ. Педагогика. М., 1996.

4. Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М, 2000.

6. Стефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.


Глава 4. Педагогика социального становления личности

Раздел II СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 4 Педагогика социального становления личности

Социальное формирование личности - естественный непрерыв­ный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич­ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социальное развитие человека;

2) социализация человека как социально-педагогическое явление;

3) особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.

По своей сущности социально-педагогический процесс, как отмечает В. А. Никитин - это «целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта» .

Процесс социально-педагогической деятельности имеет определенную структуру: субъект, объект, этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап социально-педагогического процесса имеет свои компоненты и определенные условия среды, которые обеспечивают ему наиболее оптимальное протекание и достижение оптимального результата.

Так, Л. В. Мардахаев выделяет внутренний и внешний социально-педагогический процесс. По мнению педагога, внутренний педагогический процесс, его этапы (стадии, периоды) характеризуют возрастные, качественные или количественные изменения (развитие) личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяют наиболее характерные возможные качественные изменения, позволяющие отличать один этап от другого.

Внешний социально-педагогический процесс обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное или сдерживает негативное развитие, благодаря ему наиболее полно реализуется потенциал внутренних периодов развития личности. По своей сути внешний социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленную последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленную необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта.

При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса, Л. В. Мардахаев и В. А. Никитин выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный подход определяет компонентный состав социально-педагогического процесса, который может иметь условный или функциональный характер, что весьма важно для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.

Функциональный подход определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе, что важно в процессе поиска наиболее оптимального варианта его работы с определенной личностью или группой, а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа по его назначению, а также наличием объекта и субъекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это подготовленный специалист (социальный педагог, работник) или родитель в отношении к человеку, на который направлена его (их) социально-педагогическая деятельность. Им выступает и сам человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию. Специалисту принадлежит последовательная деятельность, которая позволяет добиваться результативности в достижении поставленной социальнопедагогической цели.

В профессиональной деятельности позиция субъекта определяется его подготовкой и социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется социальным заказом общества. Иначе говоря, ориентиром для социального педагога выступает социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе ценности, национальная культура.

Другим ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания и своему социальному самосовершенствованию.

Как видим, субъект (специалист) и объект (клиент) определяют своеобразие социально-педагогического процесса.

Социально-педагогический процесс как последовательность целенаправленной деятельности имеет определенные этапы:

  • - подготовительный;
  • - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
  • - результативный.

Каждый из названных этапов имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. Рассмотрим содержание каждого этапа социально-педагогического процесса.

Подготовительный этап включает подэтапы, определяющие содержание социально-педагогической деятельности. К ним относятся:

1. Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Понятие «социальная диагностика» является одним из центральных в социальной педагогике. Это связано с тем, что любое социальное явление, любой объект - человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу - может быть исследовано и подвергнуто коррекции в случае необходимости только на основе его всестороннего изучения и анализа.

Слово «диагностика» имеет несколько значений. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова данная лексема определяется следующим образом: «1. Учение о способах диагноза. 2. Установление диагноза» . В социальной педагогике слово «диагностика», становясь термином, получает дополнительное значение, включаясь в словосочетание «социальная диагностика». Обратимся к определениям понятия «социальная диагностика», представленным в специальной литературе.

Социальную диагностику Е. И. Холостова рассматривает с двух точек зрения. В широком смысле - как «процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурное, правовое, нравственное, психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. В более узком смысле - изучение отношения индивида к социальным ценностям общества, группы и т. д., исследование сущности социальных проблем, которые создают затруднительную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы» [ 81.

К примеру, П. Д. Павленок определяет социальную диагностику как «исследование социального явления для распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, которые характеризуют его состояние и определяют тенденции развития» .

В свою очередь, В. И. Курбатов отмечает, что социальная диагностика - это «методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе» . Автор подчеркивает, что социальная диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

Таким образом, сущность понятия «социальная диагностика» сводится всеми авторами к установлению причинно-следственных связей и отношений на разных уровнях: макросреды (общественное мнение и морально-психологический климат в обществе), микросреды (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.), личности. В нашей работе мы будем использовать в качестве рабочего следующее определение данного понятия: социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления, распознавания и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений человека в обществе.

Социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер, то есть ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем человека (ребенка, подростка, юноши, зрелого или пожилого человека), его индивидуальных возможностей или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления диагностика направлена на выявление:

  • - индивидуальных отклонений человека и возникших социальных проблем в его развитии и самореализации;
  • - индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, создающих перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
  • - особенностей жизненной позиции ребенка или взрослого человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, возможностей достижения социально-педагогических целей, активности в работе над собой, восприятия воспитателя;
  • - условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самовыражения и самореализации .

В своей работе социальный педагог нередко взаимодействует с человеком, имеющим особые нужды. Поэтому диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, педагогов и др. Их сотрудничество позволяет получить более полную информацию о человеке и его проблеме, на основе которой можно:

  • - составить полную социально-педагогическую характеристику клиента;
  • - определить и дать характеристику его социально-педагогической проблемы;
  • - выработать рекомендации специалистам в работе с ним (показания, предостережения, советы и пр.) .

Диагностика является видом оперативного анализа социального объекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей, что позволяет поставить социальный «диагноз», то есть сделать научное заключение о состоянии социального здоровья изучаемого объекта или целого социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении.

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки соответствующими управленческими структурами конкретных практических действий в интересах общества, тех или иных его групп и слоев.

  • 2. Формулирование социально-педагогической проблемы человека. Речь идет об адресной оценке, в чем нуждается данный человек и в каком направлении ему необходима социально-педагогическая помощь.
  • 3. Социально-педагогическое прогнозирование. В словаре по социальной педагогике социально-педагогическое прогнозирование понимается как «логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения, проявления человека в той или иной педагогической или жизненной ситуации» .

    Заключительный этап (итоговый, результативный). На этом этапе происходит оценка и анализ действенности практической реализации социально-педагогической технологии и определение последующих перспектив.

    К основным подэтапам результативного этапа относятся:

    • 1. Предварительная оценка действенности практической реализации социально-педагогической технологии. Предварительная оценка позволяет определить, в какой степени удалось решить социально-педагогическую проблему человека, принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии и новых условиях.
    • 2. Адаптация в естественных условиях самореализации. Адаптация зависит от результатов педагогической реабилитации, коррекции, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Адаптационный процесс позволяет закрепить полученные результаты реализации социально-педагогической технологии и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией.
    • 3. Общая оценка и анализ внешнего социально-педагогического процесса. Здесь выявляются позитивные и негативные аспекты реализованной социально-педагогической технологии, варианты ее реализации, социально-педагогической деятельности специалиста, а также роли и собственной деятельности клиента.
    • 4. Итоговые выводы по реализации социально-педагогического процесса. Выводы делаются по двум позициям: каковы результаты развития, изменения клиента, его качеств, индивидуальных возможностей в процессе социально-педагогической работы с ним и какова эффективность целенаправленной и последовательной социальнопедагогической деятельности специалиста.

    Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. По своей сути профессиональная деятельность социального педагога представляет собой систему последовательных этапов, образующих определенный процесс, при котором достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутренней и внешней его составляющих и полная реализация их возможностей.