Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Общие сведения о материалах, их строении и свойствах. Механические свойства материалов

Казакова З. К.

Проект для детей 4-5 лет

«Свойства и качества материалов»

ПРОБЛЕМА:

Дети под понятием «материал» подразумевают лишь ткань. Хотя из таких материалов как пластмасса, стекло, дерево, бумага изготовлено большинство объектов рукотворного мира, окружающих нас. Дети не знают о свойствах этих материалов, особенностей обращения с ними, не знают их целевого назначения и функций изготовленных из них предметов.

ЦЕЛЬ:

Формировать у детей представления о таких материалах рукотворного мира, как бумага, пластмасса, дерево, стекло.

ЗАДАЧИ:

1. Научить детей определять признаки материалов, их свойства и качества; классифицировать предметы рукотворного мира по материалу.

2. Познакомить детей с целевым назначением предметов рукотворного мира в зависимости от свойств и качеств материала из которого они изготовлены.

3. Составить с детьми правила обращения с предметами, в зависимости от материала из которого они изготовлены.

4. Организовать деятельность детей по созданию коллекции «Разнообразие бумаги».

5. Расширять и активизировать словарь детей характеристиками признаков материалов рукотворного мира.

6. Развивать социальные навыки детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Сбор материалов для копилки проекта.

2. Познавательные занятия на темы:

· «История открытия стекла»

· «Изготовление бумаги»

· «Превращение дерева в строительный материал»

· «Возникновение пластмассы»

3. Отгадывание загадок и чтение художественной литературы о разных материалах и объектах рукотворного мира изготовленных из них.

4. Художественно-творческая деятельность:

· изготовление детьми бумажных фонариков на елку;

· изготовление из картона шапочек «заячьи ушки».

5. Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин» («Мебель», «Игрушки», «Посуда», «Канцелярские товары»)

6. Организация дидактической игры «Моя квартира».

7. Проведение опытов:

· «Тонет – не тонет»

· «Бьется – не бьется»

· «Что видно через стекло (прозрачное, матовое, цветное)»

· «Мнется – не мнется»

8. Организация выставки объектов рукотворного мира из бумаги, пластмассы, дерева, стекла.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап – КОПИЛКА

v объекты рукотворного мира (из бумаги, дерева, пластмассы, стекла);

v иллюстрации разных объектов рукотворного мира (из бумаги, дерева, пластмассы, стекла);

v художественное слово о материалах и объектах рукотворного мира (стихи, загадки, поговорки, рассказы и т.п.).



II этап – СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ



Алгоритм создания картотеки

Объекты рукотворного мира из бумаги


Объекты рукотворного мира из дерева


Объекты рукотворного мира из пластмассы


Объекты рукотворного мира из стекла


III этап – МОДЕЛЬ

На основании полученных знаний, совместно с детьми была разработана «Модель рукотворных материалов»




IV этап – ПРОДУКТ

Продуктом данного проекта является выставка объектов рукотворного мира из различных материалов: «Пластмассовое царство», «Стеклянное королевство», «Деревянное чудо», «Бумажная страна».

V этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Приглашены дети группы № 11.

Рассказывают дети – участники проекта:

– На свете много материалов: пластмасса, стекло, дерево, бумага. Мы собрали копилку предметов из этих материалов, затем распределили их по коробкам – создали картотеку по материалам. А сегодня мы представляем вам их выставку.

Гости дорогие, проходите, пожалуйста, на нашу выставку.

Дети группы и гости подходят к столу с предметами из пластмассы.


– Это «Стеклянное королевство».

Дети рассказывают о признаках стекла и читают стихи:

Через стекло все видно:

И речку, и луга,

Деревья и машины,

Людей, собак, дома.

С зайкою стеклянным

Я играть люблю.

Я знаю, что он хрупкий,

Его не уроню.

Хрупкое, прозрачное,

Твердое на вид.

От ветра он закроет,

От стужи утеплит. (Стекло)

Дети группы и гости подходят к столу с предметами из дерева.



– Это выставка «Деревянное чудо».

Дети рассказывают о признаках дерева и читают стихи:

Шкатулка деревянная

На тумбочке стоит.

Мамочка любимая

Колечки в ней хранит.

Деревянный сундучок

Так красив и ярок.

Папа часто из него

Достает подарок.

Висит дощечка расписная,

Она помощница, мы знаем:

Нам овощи нарезать помогла,

Вот для чего она нужна.

Дети группы и гости подходят к столу с предметами из бумаги.



– Это выставка «Бумажная страна».

Дети рассказывают о признаках бумаги и читают стихи:

Бумажные бабочки,

Бумажные слоны,

Зайчики и елочки,

Детям так нужны!

Бумажные кораблики

Люблю пускать я сам.

Бумажные кораблики

Плывут по ручейкам.

Песня «Бумажная страна»

(муз. И. Николаева)

Есть за морями, за горами

Бумажная страна.

Там из бумаги улицы и стены

Мебель и все дома.

Жители носят из бумаги

Шляпы и зонтики.

Миром бумажным управляют

Бумажные взрослые.

Припев: Бумажная страна,

Бумажная страна.

Мы вам расскажем,

Мы вам покажем

Вот она, вот она!

(Дети показывают на «Бумажную страну»)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА

Знакомство детей с другими материалами рукотворного мира, такими как ткань, металл, резина, полиэтилен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общие сведения о материалах, их строении и свойствах

Общие сведения о материалах.

Все материалы по химической основе делятся на две основные группы - металлические и неметаллические.

К металлическим относятся металлы и их сплавы. Металлы составляют более 2/3 всех известных химических элементов. Металлические материалы делятся на черные и цветные. К черным относятся железо и сплавы на его основе - стали и чугуны. Все остальные металлы относятся к цветным. Чистые металлы обладают низкими механическими свойствами по сравнению со сплавами, и поэтому их применение ограничивается теми случаями, когда необходимо использовать их специальные свойства.

К неметаллическим материалам относятся различные пластмассы (слоистые, волокнистые, порошковые, газонаполненные), резиновые материалы, древесные материалы (пиломатериалы, древесный шпон), текстильные материалы, неорганические (керамика, стекло) и композиционные материалы.

Практическое значение различных материалов не одинаково. Наибольшее применение в технике приобрели черные металлы. На основе железа изготавливают более 90% всей металлопродукции. Однако цветные металлы обладают целым рядом ценных физико-химических свойств, которые делают их незаменимыми. В промышленности занимают место и неметаллические материалы, но их использование невелико (около 10%) и предсказание тридцатилетней давности о том, что неметаллические материалы к концу века существенно потеснят металлические, не оправдалось. В других же областях применение различных неметаллических материалов развивается в настоящее время опережающими темпами по сравнению с металлическими материалами.

Строение материалов.

Все твёрдые тела делятся на аморфные и кристаллические.

В аморфных телах атомы расположены хаотично, т.е. в беспорядке, без всякой системы, поэтому тела при нагреве размягчаются в большом температурном интервале, становятся вязкими, а затем переходят в жидкое состояние. При охлаждении процесс идет в обратном направлении. Примерами аморфных тел могут служить стекло, клей, воск, канифоль, т.е. аморфное строение присуще в основном неметаллам.

В кристаллических телах атомы расположены в строго определённой последовательности. Тела остаются твердыми, т.е. сохраняют приданную им форму до определенной температуры, при которой они переходят в жидкое состояние. При охлаждении процесс идет в обратном направлении. Переход из одного состояния в другие протекает при определенной температуре плавления. К телам с кристаллическим строением относят поваренную соль, кварц, сахарный песок, металлы и сплавы.

Атомно-кристаллическая структура - взаимное расположение атомов в кристалле. Кристалл состоит из атомов (ионов), расположенных в определенном порядке, который периодически повторяется в трех измерениях. Наименьший комплекс атомов, который при многократном повторении в пространстве позволяет воспроизвести пространственную кристаллическую решётку, называют элементарной ячейкой. Для упрощения пространственное изображение принято заменять схемами, где центры тяжести частиц представлены точками. В точках пересечения прямых линий располагаются атомы; они называются узлами решетки. Расстояния между центрами атомов, находящихся в соседних узлах решетки, называют параметрами, или периодами решетки.

Идеальная кристаллическая решетка представляет собой многократное повторение элементарных кристаллических ячеек. Для реального металла характерно наличие большого количества дефектов строения, нарушающих периодичность расположения атомов в кристаллической решетке.

Различают три типа дефектов кристаллического строения: точечные, линейные и поверхностные. Точечные дефекты характеризуются малыми размерами, величина их не превышает нескольких атомных диаметров. К точечным дефектам относятся: а) свободные места в узлах кристаллической решетки - вакансии (дефекты Шоттки); б) атомы, сместившиеся из узлов кристаллической решетки в межузельные промежутки - дислоцированные атомы (дефекты Френкеля); в) атомы других элементов, находящиеся как в узлах, так и в междоузлиях кристаллической решетки - примесные атомы. Линейные дефекты характеризуются малыми размерами в двух измерениях, но имеют значительную протяженность в третьем измерении. Наиболее важный вид линейных дефектов - дислокации (лат. dislocation - смещение). Поверхностные дефекты имеют малую толщину и значительные размеры в двух других измерениях. Обычно это места стыка двух ориентированных участков кристаллической решетки. Ими могут быть границы зерен, границы фрагментов внутри зерна, границы блоков внутри фрагментов.

От строения и дефектов напрямую зависят свойства материалов.

Свойства материалов.

Физические свойства определяют поведение материалов в в тепловых, гравитационных, электромагнитных и радиационных полях. Из важных физических свойств можно выделить теплопроводность, плотность, коэффициент линейного расширения.

Плотностью называется отношение массы однородного материала к единице его объема. Это свойство важно при использовании материалов в авиационной и ракетной технике, где создаваемые конструкции должны быть легкими и прочными.

Температура плавления - это такая температура, при которой металл переходит из твердого состояния в жидкое. Чем ниже температура плавления металла, тем легче протекают процессы его плавления, сварки и тем они дешевле.

Электропроводностью называется способность материала хорошо и без потерь на выделение тепла проводить электрический ток. Хорошей электропроводностью обладают металлы и их сплавы, особенно медь и алюминий. Большинство неметаллических материалов не способны проводить электрический ток, что также является важным свойством, используемом в электроизоляционных материалах.

Теплопроводность - это способность материала переносить теплоту от более нагретых частей тел к менее нагретым. Хорошей теплопроводностью характеризуются металлические материалы.

Магнитными свойствами т.е. способностью хорошо намагничиваться обладают только железо, никель, кобальт и их сплавы.

Коэффициенты линейного и объемного расширения характеризуют способность материала расширяться при нагревании.

Химические свойства характеризуют склонность материалов к взаимодействию с различными веществами и связаны со способностью материалов противостоять вредному действию этих веществ. Способность металлов и сплавов сопротивляться действию различных афессивных сред называется коррозионной стойкостью, а аналогичная способность неметаллических материалов - химической стойкостью.

Механические свойства характеризуют способность материалов сопротивляться действию внешних сил. К основным механическим свойствам относятся прочность, твердость, ударная вязкость, упругость, пластичность, хрупкость и др.

Прочность - это способность материала сопротивляться разрушающему воздействию внешних сил

Твердость - это способность материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого тела под действием нагрузки.

Вязкостью называется свойство материала сопротивляться разрушению под действием динамических нагрузок.

Упругость - это свойство материалов восстанавливать свои размеры и форму после прекращения действия нагрузки.

Пластичностью называется способность материалов изменять свои размеры и форму под действием внешних сил, не разрушаясь при этом.

Хрупкость - это свойство материалов разрушаться под действием внешних сил без остаточных деформаций.

Технологические свойства определяют способность материалов подвергаться различным видом обработки. Литейные свойства характеризуются способностью металлов и сплавов в расплавленном состоянии хорошо заполнять полость литейной формы и точно воспроизводить ее очертания (жидкотекучестыо), величиной уменьшения объема при затвердевании (усадкой), склонностью к образованию трещин и пор, склонностью к поглощению газов в расплавленном состоянии.

К эксплуатационным (служебным) свойствам относятся жаростойкость, жаропрочность, износостойкость, радиационная стойкость, коррозионная и химическая стойкость и др.

Жаростойкость характеризует способность металлического материала сопротивляться окислению в газовой среде при высокой температуре.

Жаропрочность характеризует способность материала сохранять механические свойства при высокой температуре.

Износостойкость - это способность материала сопротивляться разрушению его поверхностных слоев при трении.

Радиационная стойкость характеризует способность материала сопротивляться действию ядерного облучения.

Вопрос 2: Классификация текстильных волокон.

Текстильное волокно представляет собой протяженное тело, гибкое и прочное, с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодное для изготовления пряжи и текстильных материалов.

В основу классификации волокон положен их химический состав и происхождение.

В зависимости от происхождения текстильные волокна подразделяют на натуральные и химические.

К натуральным относят волокна растительного, животного и натурального происхождения, которые образуются в природе без непосредственного участия человека. Натуральные растительные волокна состоят из целлюлозы; их получают с поверхности семян (хлопок), плодов (койр), из стеблей (лен, рами, пенька, джут и др.) и листьев растений (абака, сизаль). Натуральные волокна животного происхождения состоят из белков - кератина (шерсть различных животных), или фиброина (шелк тутового или дубового шелкопряда).

К химическим относят волокна, созданные в заводских условиях путем формования из органических природных или синтетических полимеров или неорганических веществ. Химические волокна по составу делятся на искусственные и синтетические.

Искусственные волокна получают из высокомолекулярных соединений, встречающихся в готовом виде (целлюлоза, белки). Их получают путем химической переработки природных полимеров растительного и животного происхождения, из отходов целлюлозного производства и пищевой промышленности.

Полимер - вещество, молекулы которого состоят из большого числа повторяющихся звеньев. Сырьем для полимеров служат древесина, семена, молоко и т.п. Наибольшее применение в швейной промышленности имеют текстильные материалы на основе искусственных целлюлозных волокон, таких как вискозное, полинозное, медно-аммиачное, триацетатное, ацетатное.

Синтетические волокна получают путем химического синтеза полимеров, т.е. создания имеющих сложную молекулярную структуру веществ из более простых, чаще всего из продуктов переработки нефти и каменного угля. Это полиамидные, поли эфирные, полиуретановые волокна, а также полиакрилонитрильные (ПАН), поливинилхлоридные (ПВХ), поливинилспиртовые, полиолефиновые. Также по составу синтетические волокна делятся на карбоцепные и гетероцепные. Гетероцепные волокна образуются из полимеров, в основной молекулярной цепи которых кроме атомов углерода содержатся атомы других элементов. Карбоцепными называют волокна, которые получают из полимеров, имеющих в основной цепи макромолекул только атомы углерода.

материал свойство строение дефект

Используемая литература

1. Солнцев Ю.П. Материаловедение. Применение и выбор материалов: Учебное пособие / Солнцев Ю.П., Борзенко Е.И., Вологжанина С.А. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2007. - 200 с.

2. Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Бузов, Н.Д. Адыменкова: Под ред. Б.А. Бузова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004 - 448 с.

3. Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 272 с.

4. Металлы и сплавы. Справочник / В. К Афонин и др. - НПО "Профессионал" СПб, 2003 - 200 с.

5. Солнцев Ю.П. "Материаловедение" / Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин - СПб.: Химиздат, 2007, 783с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль химии в химической технологии текстильных материалов. Подготовка и колорирование текстильных материалов. Основные положения теории отделки текстильных материалов с применением высокомолекулярных соединений. Ухудшение механических свойств материалов.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2010

    Отличия макро- и микроскопического строения материалов. Сравнение теплопроводности древесины и стали. Классификация дефектов кристаллического строения. Причины появления точечных дефектов. Особенности получения, свойства и направления применения резин.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Зависимость работоспособности машин и агрегатов от свойств материалов. Прочность, твердость, триботехнические характеристики. Внедрение в материал более твердого тела – индентора. Температурные, электрические и магнитные характеристики материалов.

    реферат , добавлен 30.07.2009

    Изучение свойств материалов, установления величины предельных напряжений. Условный предел текучести. Механические характеристики материалов. Испытание на растяжение, сжатие, кручение, изгиб хрупких материалов статической нагрузкой. Измерение деформаций.

    реферат , добавлен 16.10.2008

    Анализ методов оценки упругопластических свойств материалов для верха обуви при растяжении. Обоснование выбора методов испытаний и исследуемых материалов. Разработка автоматизированного комплекса для оценки свойств при одноосном и двухосном растяжении.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2011

    Анализ видов изгиба материалов и машинных швов. Разработка методики оценки формоустойчивости текстильных материалов в статических условиях деформирования. Характеристика костюмных тканей и швейных ниток. Рекомендации по рациональному конфекционированию.

    отчет по практике , добавлен 02.03.2014

    Общие сведения о композиционных материалах. Свойства композиционных материалов типа сибунита. Ассортимент пористых углеродных материалов. Экранирующие и радиопоглощающие материалы. Фосфатно-кальциевая керамика – биополимер для регенерации костных тканей.

    реферат , добавлен 13.05.2011

    Экспериментальное изучение поведения материалов и определение их механических характеристик при растяжении и сжатии. Получение диаграмм растяжения и сжатия различных материалов до момента разрушения. Зависимость между сжатием образца и сжимающим усилием.

    лабораторная работа , добавлен 01.12.2011

    Многообразие космических материалов. Новый класс конструкционных материалов – интерметаллиды. Космос и нанотехнологии, роль нанотрубок в строении материалов. Самоизлечивающиеся космические материалы. Применение "интеллектуальных" космических композитов.

    доклад , добавлен 26.09.2009

    Разработка эскиза модели свадебного платья. Определение строения, структуры, геометрических механических и физических свойств ткани. Выбор и характеристика основных, подкладочных, прокладочных, скрепляющих, отделочных материалов и фурнитуры для изделия.

Предмет: технология

Класс: 2А

Программа: "Начальная школа XXI века" автор Лутцева Е.А.

Тема. Разные материалы – разные свойства

Дидактическая цель: создать условия для изучения свойств разных материалов, которые окружают человека,

Задачи:

личностные

    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

      способствовать становлению опыта совместной творческой деятельности учащихся

метапредметные

    • развивать исследовательские умения и навыки, умения работать в парах; творческое мышление учащихся

предметные

    выяснить опытным путем, какие свойства имеют известные обучающимся материалы: бумага, ткань, древесина, металл;

Средства обучения:

    мультимедийный проектор, презентация к уроку

    Лутцева.Е.А. Технология 2 класс. Учебник.- М., Вентана-Граф, 2008

    Лутцева.Е.А. Рабочая тетрадь "Учимся мастерству"-М., Вентана-Граф, 2008

    образцы материалов: кусочки бумаги, ткани; пластины металла. дерева

    пластиковые стаканчики с водой

Методы обучения: исследовательский

Формы организации познавательной деятельности:

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Ребята, на прошлом уроке мы изготавливали куклу из разных материалов. Скажите, смогли бы вы играть с куклой-игрушкой, которая сделана из снега? шоколада? Почему?

Что нам не подошло в этих материалах?

Скажите, от чего зависит выбор материала для изделия?

Сегодня на уроке мы проведем исследование и узнаем, что надо знать о материалах, чтобы не ошибиться в выборе. Работать будем в группах (5+5+4)

Дети отвечают, что кукла из снега растает в тепле, из шоколада испачкает руки, тоже может деформироваться.

Можно ли сделать гвоздь изо льда? Нет

Лодку из сахара? Нет

Дети высказывают догадки, предположения.

Личностные:

Самоопределение(мотивация учения);

регулятивные:

целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

слайд №2

слайд №3

слайд №4

Фронтальная работа предлагается ответить на вопросы:

Что называют материалом?

Что называют изделием?

Правильность ответа можно проверить, перейдя по ссылке на слайд №3

работа с учебником Прочитайте текст на с 21 и ответьте на вопросы

Бесконечны ли природные запасы?

    Материал - это то, из чего что-то делают

    Изделие - это творение рук человека

Дети читают текст на стр. 21

Высказывание детей о бережном отношении к природным запасам

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков,

смысловое чтение.

Постановка учебной деятельности

слайд №5

слайды № 6, 7,8

слайд №9

У вас на столе такие же изображения различных предметов. Рассмотрите изображения предметов. На какие группы их можно разделить? Почему? Обсудите в парах. Заслушиваются ответы детей.

Проверьте правильность ваших действий. Назовите, какие изделия сделаны из одного и того же материала?

Объясните, почему именно для данных изделий использованы эти материалы. Какие особенности? От чего зависит выбор материла для изделия?

Дети выполняют практическую работу по разбиению предметов на группы:

Из дерева: стул, книги, доска, тетрадь, деревянные ворота, комод

Из ткани: шторы, майка, шорты.

Из металла: столовые приборы, сверла, железные ворота.

Одежда должна облегать, согревать, впитывать.

Изделия из металла прочные.

Дети высказывают предположения, что надо знать какие-то особенности, характеристики материалов.

познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков и классификации; коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске решения задачи;

познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, для чего будем исследовать

Построение выхода из затруднения

слайд № 10.

слайд № 11

слайд №14

слайд № 15

Давайте проявим любознательность и подробнее изучим эти материалы

Проводим исследование. Работа в группах.

1. Положите перед собой образцы разных материалов: бумаги, ткани, дерева, металла. Внимательно рассмотрите их. Расскажите, что вы видите.

Возьмите каждый материал в руки, помните, согните. постучите. Что вы чувствуете?

То, что вы видите и чувствуете, - это свойства материалов.

Для того, чтобы понять особенности (свойства) материалов, мы проведем их практическое исследование, то есть подробно изучим.

2. Практическое исследование свойств различных материалов. Проведите исследование свойств материалов. Все необходимое для исследования находится на ваших столах. Результаты исследования занесите в таблицу.

Проверьте правильность своей работы по образцу. Совпадают ли ваши ответы с образцом. Если нет, то давайте обсудим.

Задание: Проведи исследование стр.22

1. Приобретение и интеграция знаний - 4

2. Сотрудничество - 4

3. Коммуникация - 2

4. Решение проблем - 3

5. Использование ИКТ - 1

6. Самоорганизация и саморегуляция - 2

Проговаривание в устной речи:

Свойства материала – это то, что видишь, чувствуешь.

Дети проводят исследование с материалами. Учебное задание на стр. 22 учебника и заполняют таблицу

Самопроверка по образцу.

регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков, знаково-символическое действия (работа с таблицей)

коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

планировать деятельность и распределять обязанности;

регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

выполнять учебное задание с само" и взаимопроверкой;

познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение

адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

- представлять результат деятельности группы.

Первичное закрепление

Прочитайте вопрос на стр. 22

Проанализируйте таблицу:

Бывают ли похожие свойства у разных материалов?

Назовите одинаковые свойства разных материалов. Какой материал эластичен? А какой материал с данным свойством вы знаете?

Как знание свойств разных материалов помогает каждому мастеру в его работе?

Дети работают по таблице.

Да, бывают.

Изменяются при деформации: бумага, ткань

Не рвется: древесина, металл.

Не деформируется: древесина, металл.

Ткань, резина.

регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: умение выражать свои мысли

Усвоение новых знаний

Творческое задание в группе

Вам даны материалы. Задание представить, что из них может получиться? Думай, сверяй с таблицей, как можно использовать свойства материала.

Докажи, правильность выбора материала.

Работа в группах. Дети заполняют на карточках.

Бумага –

Древесина –

Металл –

Ткань -

регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия деятельности

Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос: бывают ли похожие свойства у разных, внешне не похожих материалов?

Что нового вы узнали? Чему научились? Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?

Кому из вас было трудно? Кто сам справился с трудностями? Кому помогли товарищи?

Оцени свою личную работу в группе и работу всей группы.

Выскажи мнение об уроке

Продолжи предложения: я не знал…., я узнал…., я не умел…., я научился….

Ответы детей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Приложение. Таблицы.

Свойства материалов

Что исследую

бумага

древесина

ткань

металл

гладкая

шероховатая

шероховатая

гладкая

рыхлая

плотная

рыхлая

плотный

да

нет

да

нет

Тянется ли (эластичность)

нет

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

Да, но не тонет

да

Нет, тонет

да

нет

да

нет

Свойства материалов

Что исследую

бумага

древесина

ткань

металл

Какая поверхность (гладкая, шероховатая)

Какая плотность(плотный, рыхлый)

Изменяется ли при сминании (деформация)

Тянется ли (эластичность)

Какая прозрачность (просвечивает или нет)

Каково отношение к влаге (промокает или нет)

Какая прочность (рвётся или нет)