Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Ремонт деревянных корпусов яхт. Ремонт мелких судов из стеклопластика Заделка малых повреждений корпуса и трубопроводов

§ 59. Ликвидация аварийных повреждений судна.

После каждого даже легкого удара о грунт, другие суда или причал следует проверить корпус судна и убедиться, что в него не поступает вода.

Следует помнить, что снижение поступления воды в корпус через пробоину можно достигнуть остановкой судна или уменьшением хода.

При появлении воды внутри судна ее следует откачать и устранить причину течи. Внутри деревянных судов очень часто в небольшом количестве находится вода; уровень ее нужно систематически замерять и обязательно откачивать.

Воду, поступающую в корпус через борт в дождь или при волнении, нужно немедленно откачивать: на мелких открытых катерах и шлюпках лейкой (черпаком), ведром или переносным насосом, а на более крупных катерах - водоотливными помпами (насосами).

При незначительном количестве воды в судне для полной осушки днища можно пользоваться шваброй или тряпкой, которыми вода собирается и затем отжимается.

Если в корпус катера быстро поступает вода, надо взять курс к берегу, найти место течи и принять меры к заделке повреждений имеющимися на катере средствами. Течь на судне с деревянным корпусом можно обнаружить, прикладывая ухо к разным местам внутренней обшивки: в месте течи слышно журчание воды. После выявления причины поступления воды устанавливаются размеры пробоины или места, где разошелся шов, и освобождается место для заделки течи. Небольшую пробоину или трещину можно временно заткнуть кляпом, сделанным из тряпок, пакли, кошмы , одежды и т. п. Кляп должен соответствовать размерам пробоины или трещины. С внутренней стороны кляп прижимается доской, которую можно укрепить клиньями или распорами. Если пробоина в борту находится немного ниже ватерлинии, то груз можно переместить к противоположному борту, чтобы пробоина оказалась над водой. Пробоину в носовой части нередко можно поднять из воды за счет дифферента на корму. Действия по ликвидации течи должны быть своевременными и быстрыми. Если деревянная обшивка повреждена в надводной части около ватерлинии, то можно заделать пробоину с внешней стороны куском фанеры.

На больших моторных яхтах и катерах в дальних любительских плаваниях должен быть мягкий пластырь и другой аварийный материал, в том числе пакля. Мягкий пластырь состоит из двух слоев парусины, между ними проложен войлок. Пластырь обшит ликтросом, на углах имеются огоны для продевания снастей (шкотов), при помощи которых пластырь подводят на место пробоины. Пластырь может быть заменен просмоленным или пропитанным олифой брезентом нужного размера. На место пробоины пластырь опускают при помощи подкильных концов, которые крепятся к огонам ликтроса (рис. 133). Работы проводят в том месте, где течение слабое, а еще лучше, где течения совсем нет. Под корпус к месту пробоины пластырь подводят с носа. Подведенный под пробоину пластырь давлением воды прижмется к пробоине и течь прекратится. После этого пробоину заделывают с внутренней стороны.

Рис. 133. Мягкий пластырь, закрепленный на пробоине корпуса

До выхода в плавание на больших катерах и на некоторых мелких судах рекомендуется заготовить жесткие пластыри - щиты различных размеров. Щит жесткого пластыря делается из фанеры, обшитой брезентом, под который кладут толстый слой пакли. Жесткий пластырь крепят к пробоине изнутри распоркой, гвоздями или клиньями.



Рис. 134. Управление судном при аварии с рулем: а - кормовым веслом; б -буксировкой предметов

При повреждении штуртроса катер ставят на якорь или подводят к берегу для устранения повреждения. Можно применить временный румпель.

Поломанные румпель и руль можно временно заменить (рис. 134) кормовым веслом, доской, буксировкой на двух тросах ведра и т. д. Поломанный румпель можно приводить в движение, обеспечивая управление судном разводным гаечным ключом. Ход судна с поломанным рулем или румпелем нужно уменьшить до такой степени, чтобы судном можно было управлять. Если обрыв и поломку петель пера руля на деревянных судах устранить невозможно, то их заменяют веревочными. Для этого в пере руля делают отверстие, в которое пропускают прочный трос, концы которого закрепляют гвоздями и скобами к килю и ахтерштевню (рис. 135). Натяжением троса регулируют свободное вращение руля и предупреждают излишнее его болтание. Поломанные шесты, весла, перо руля, детали крепления зачастую соединяются накладными шинами, стянутыми проволокой или тросом (рис. 136).

Если судно попадает в аварию или может «забрать воду», команда и пассажиры должны надеть и закрепить на себе спасательные приборы. Не следует считать такую меру элементом трусости или паники: это диктуется здравым смыслом и сложной обстановкой, в которую попали судно и его команда.

Воздушные ящики, установленные на шлюпках и катерах, хотя и занимают место, но обеспечивают плавучесть судна даже во время затопления. Обеспечивают плавучесть также бревна, пустые бочки, бидоны, спасательные круги и другие легкие предметы, подчаленные к бортам катера или шлюпки.

Если при наполнении водой или опрокидывании судно остается на плаву, то в ожидании помощи нужно ухватиться за борт катера и, экономя силы, не торопясь, буксировать судно к мелкому месту, берегу, помогая ослабевшим товарищам. По возможности следует подачей сигналов или любым другим способом привлекать к себе внимание. Обычно некоторое время после опрокидывания в корпусе судна есть некоторое количество воздуха, обеспечивающее непотопляемость в положении вверх килем. Судно, оборудованное специальными воздушными ящиками, будет плавать, если даже и наполнится водой. Каждый из потерпевших аварию должен иметь спасательный прибор и не отплывать от судна, даже если берег близко, а также не влезать на опрокинутое судно.

Известно много случаев, когда члены экипажа перевернувшегося судна отплывали от него к берегу, но по пути погибали, а плохо плавающие держались за перевернутое судно и оставались в живых.

Если позволят силы, нужно постараться поставить опрокинувшееся судно на киль и отчерпать из него воду. Как только борта поднимутся хотя бы на несколько сантиметров из воды, одному человеку с кормы или носа следует осторожно забраться в судно и продолжать отливать воду. Потом, по мере освобождения от воды, на судно один за другим забираются все остальные.

Если опрокинулось судно под парусами, то прежде всего нужно убрать их. С парусами поставить судно на киль невозможно. Все суда обязаны оказывать помощь терпящим бедствие. Подходить к аварийному судну нужно с подветренной стороны. Под парусом подходить для оказания помощи нельзя.

Судовое аварийное имущество . Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами.

Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Предметы аварийного снабжения, кроме водолазного снаряжения и пластырей, должны быть окрашены синей краской: деревянные изделия - полностью; брусья - с торцов и на концах (на длине 100-150 мм); металлические предметы - на нерабочих поверхностях: чехлы пластырей, маты, мотки проволоки - поперечными полосами.

Тара для хранения предметов аварийного снабжения также должна быть окрашена синей краской (либо полностью, либо полосой) и иметь четкую надпись, состоящую из наименования материала, его массы и допустимого срока хранения.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту. У аварийных постов должны быть четкие надписи «Аварийный пост». Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество, имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана. Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Мягкие пластыри являются главным средством временной заделки пробоин; они могут принимать форму обводов корпуса в любом месте судна. На морских судах применяют мягкие пластыри четырех типов: кольчужный, облегченный, шпигованный и учебный.

Пластыри делают из парусины водоупорной пропитки или из другой равноценной ткани; по кромке их обшивают ликтросом (растительным или синтетическим) с четырьмя коушам по углам.

Шкоты и оттяжки кольчужных пластырей делают из гибких стальных тросов, контрольные штерты - из растительных тросов, а подкильные концы для всех пластырей - из гибких стальных тросов или цепей соответствующего калибра.

Шкоты и подкильные концы должны иметь длину, достаточную для охвата половины корпуса судна на миделе и крепления на верхней палубе при условии разноса их от вертикали под углом 45

Контрольный штерт, предназначенный для облегчения установки пластыря на пробоину, имеет, подобно лотлиню, разбивку через 0,5 м, считая от центра пластыря. Длина контрольного штерта должна быть примерно равной длине шкота.

Оттяжки, предусмотренные для кольчужных и облегченных пластырей, служат вспомогательными снастями, способствующими более плотному прилеганию пластыря к пробоине. Длина каждой оттяжки должна быть не менее половины длины судна. Наиболее прочным из всех мягких пластырей является кольчужный.

Пластыри на пробоину заводят следующим образом. Предварительно, используя нумерацию шпангоутов, отмечают мелом на палубе границы пробоины. Затем к месту работы подносят пластырь с оборудованием. Одновременно приступают к заводке подкильных концов. К этому моменту судно не должно иметь хода. В зависимости от расположения пробоины по длине судна подкильные концы заводят с носа или кормы и располагают их по обе стороны от пробоины. Если подкильные концы заводят с кормы, следует использовать закрепленные на них грузики, которыепозволят провести подкильный конец чисто, не задев винтов и руля.

С помощью скоб подкильные концы присоединяют к нижним углам пластыря, а к верхней его шкаторине крепят шкоты и контрольный штерт. Затем на противоположном борту талями или лебедками начинают выбирать подкильные концы, одновременно потравливая шкоты до тех пор, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину.

Растянутые под нужным углом и выбранные втугую шкоты и подкильные концы крепят на кнехтах или утках. Прилегание пластыря к поврежденному месту считается удовлетворительным, если водоотливные средства судна справляются с удалением воды из затопленного отсека.

Мягкий пластырь позволяет достаточно быстро выполнить временную заделку трещин и небольших пробоин на судах, однако он имеет ряд недостатков:

Не обладает нужной прочностью;

Не позволяет завести его без участия водолаза в случаях, если пробоина расположена вблизи скулового киля или имеет рваные, отогнутые наружу края;

Может быть сорван с места при движении судна.

При больших размерах пробоины (более 0,5 м2) по мере осушения поврежденного отсека под давлением забортной воды пластырь будет втягиваться в пробоину. В этом случае перед заводкой пластыря приходится прибегать к заводке нескольких стальных подкильных концов, идущих по корпусу через пробоину. Эти концы, называемые фальшивыми шпангоутами, обтягивают на палубе с помощью талрепов; они играют роль каркаса, препятствующего втягиванию пластыря внутрь корпуса.

Маневрирование поврежденным судном

Если судно получило какие-либо повреждения в открытом море, важным условием предупреждения его гибели является умелое маневрирование. В результате повреждений судно может получить большой крен, надводные пробоины вблизи ватерлинии, и вследствие этого, как правило, остойчивость его понижается. Поэтому необходимо избегать, особенно на большом ходу, резких перекладок руля, вызывающих дополнительные кренящие моменты.

При повреждениях носовой части, вызвавших водотечность корпуса, движение судна вперед будет увеличивать поступление воды, а следовательно, создавать дополнительное давление на кормовую переборку поврежденного отсека. В данной ситуации.до заделки пробоины идти передним ходом рискованно, особенно если пробоина значительна. Если заделать пробоину невозможно, следует существенно снизить ход или даже идти задним ходом (например, на многовинтовых судах).

В случае обледенения поврежденного судна остойчивость и маневренные качества его обычно еще более ухудшаются, поэтому экипаж должен принять меры по борьбе со льдом.

Если поврежденное судно имеет значительный крен, не поддающийся уменьшению, то капитан обязан маневрировать так, чтобы во избежание опрокидывания повышенный борт судна оказался не наветренным, особенно когда ветер достигает штормовой силы или имеет шквалистый характер. В штормовую погоду изменением скорости и курса относительно волны можно существенно уменьшить амплитуду качки, избежать резонанса, а также возможной потери остойчивости на попутном волнении, наиболее вероятной при длинах волн, близких к длине судна.

Если повреждения, полученные судном во время плавания, настолько велики, что судовыми средствами экипаж не может справиться с поступающей водой, разумнее всего посадить судно на мель. По возможности нужно выбрать берег, который имеет отлогий склон, песчаный или другой подобный грунт без камней. Желательно также, чтобы в районе посадки не было сильных течений. Вообще лучше выброситься на мель в любом месте (если это не угрожает явной гибелью судну), чем предпринимать попытки дойти до подходящего берега и подвергать судно риску затопления на большой глубине.

Принимая решение о посадке поврежденного судна на мель, нужно учитывать опасность уменьшения остойчивости, если судно коснется грунта малой площадью днища, особенно на твердом грунте в районе, где глубины резко увеличиваются от берега. Появляющаяся в этот момент реакция опоры, приложенная к днищу судна в точке касания грунта, и является причиной уменьшения остойчивости. Опасного крена может не возникнуть, если уклон грунта близок к углу крена или дифферента судна, так как судно сядет ~ на грунт сразу значительной частью днища, а также при посадке на мягкий грунт: в этом случае оконечность судна не опирается на грунт, а врезается в него.

Чтобы судно не получило новых повреждений от ударов о грунт в штормовую погоду, его нужно закрепить на мели, например, завозом якорей или дополнительным затоплением отсеков.

Когда все повреждения будут заделаны, приступают к откачке воды из затопленных отсеков. В первую очередь вода должна быть полностью удалена из отсеков, имеющих наибольшую ширину. Если пренебречь этой рекомендацией, в процессе всплытия судна его остойчивость снова может ухудшиться от наличия свободных поверхностей.

Посадка на мель осуществляется, как правило, носом, но при мягком грунте не исключается посадка кормой с отдачей обоих якорей под углом к береговой черте, возможно более близким к прямому. Несмотря на риск повреждения винторулевого комплекса, такой способ не лишен преимуществ: удары волн будет принимать на себя нос судна, являющийся наиболее прочной частью корпуса, причем ударам будет подставлена минимальная площадь; якоря можно использовать для закрепления судна на мели, избежав весьма трудоемкой операции их завоза. Кроме того, их можно будет использовать для облегчения последующего снятия судна с мели.

Вопросы для самопроверки:

1. Что относится к аварийному инвентарю, материалам и инструментам?

2. Маркировка аварийного имущества.

3. Пластыри.

4. Шкоты и оттяжки.

В период эксплуатации суда по ряду причин могут получить повреждения корпусов в подводной части. Чаще всего это проис­ходит вследствие ударов судов о грунт, портовые сооружения и раз­личные подводные предметы, а также столкновений судов. Возмож­ны также повреждения в подводных частях судов и плавсредств в результате перенапряжения обшивки при сильной качке или при плавании во льдах. 116

Повреждения корпуса могут быть трех видов: пробоины, тре­щины и разошедшиеся швы; к повреждениям корпуса относится также выпадение заклепок (на старых судах клепаной кон­струкции) .

Пробоины в корпусе могут иметь самую различную конфигура­цию и площадь от нескольких квадратных сантиметров до десятков квадратных метров. Для пробоин характерно наличие рваных и загнутых краев, а также вмятин вокруг них, что затрудняет их за­делку и требует применения различных пластырей.

Трещины и разошедшиеся швы по своим размерам могут быть также различных размеров, но по ширине они в большинстве слу­чаев невелики, что облегчает их заделку.

Обследование повреждений корпуса. Если места повреждений неизвестны, водолазы обследуют корпус с подкильного конца или подкильного трапа. Детальное обследование места повреждения и снятия размеров, а также его заделку следует вести с рабочей беседки. При обследовании следует иметь в виду, что при поступ­лении в пробоину воды существует опасность затягивания или при­сасывания водолаза к пробоине. Поэтому водолаз должен вести осмотр и обследование пробоины со стороны, занимая положение, исключающее его затягивание или притягивание к пробоине.

При обследовании трещйк и разошедшихся швов водолаз уста­навливает их протяженность и направление, а также ширину с тем, чтобы потом правильно выбрать клинья для их заделки. Об­следование пробоин на ровных участках корпуса заключается в снятии их размеров и осмотре краев с целью установить воз­можность постановки пластыря и необходимость резки рваных и загнутых частей; размеры пробоин снимают с помощью водолазной линейки или какого-либо бруска, на котором водолаз делает за­рубки.

Если пробоина расположена на скуле судна в районе форштев­ня или ахтерштевня и для ее заделки необходимо ставить фигур­ный пластырь, водолаз, пользуясь шаблонами, снимает обводы кор­пуса вокруг пробоины. Также снимают шаблоны для постановки пластырей на пробоины, окруженные вмятинами. Наиболее удобны шаблоны из дерева в виде коробок или угольников (рис. 75); Ко- рЪбчатый шаблон представляет собой четырехугольную раму, сде­ланную по снятым размерам пробоины с расчетом ее перекрытия со всех сторон на 10-15 см. С двух сторон рамы, а если нужно по форме участка постановки пробоины с ее четырех сторон, прикреп­лены на одном гвозде подвижные рейки. Изготовленный шаблон на подкильных концах подводят на пробоину, и водолаз устанав­ливает его подобно тому, как будет установлен пластырь. После установки шаблона водолаз подводит рейки поочередно вплотную к обшивке судна и закрепляет гвоздями.- Готовый шаблон отво­дят на подкильных концах от борта и поднимают наверх.

Для снятия формы пластырей в районах ахтерштевня и форштев­ня применяют шаблоны-угольники, которые изготавливают из двух досок или брусков с набитыми на них рейками. Подгонка реек по-

еле установки шаблона-угольника на подкильных концах произво­дится так же, как для коробчатого шаблона. При значительном из­менении кривизны корпуса скрепляют два шаблона-угольника на расстоянии, равном ширине будущего пластыря.

Заделка трещин, разошедшихся швов и мелких пробоин. Для за­делки мелких повреждений корпуса судна используют деревянные тупоконечные и остроконечные пробки и клинья, размеры их уста­навливают по результатам обследования с таким расчетом, чтобы они при забивке входили не менее чем на 2/з длины в заделываемое повреждение.

Рис. 75. Шаблоны для снятия обводов корпуса:

а -коробчатый шаблон; б - шаблон-угольннк

Пробки и клинья малых размеров подают водолазу на пеньковом конце с балластом, в который их втыкают между прядями; боль­шие- предварительно балластируют. Водолаз вставляет пробку в пробоину и забивает ее кувалдой. Если пробка недостаточно креп­ко держится или вошла в пробоину менее чем на 2/3 своей длины, водолаз должен ее подать на поверхность для дополнительной обра­ботки. Также водолаз забивает один к другому клинья в трещины и разошедшиеся швы. Клинья рекомендуется предварительно обмо­тать тонким слоем смоляной пакли.

Забив клин или пробку, водолаз обрезает или отвязывает конец и отдает балласт. При необходимости пробки и клинья подбивают смоляной паклей и обмазывают неплотности салом или специальной замазкой. Сильно выступающие клинья и пробки можно для предо­хранения от выпадения на ходу судна опилить, что лучше делать через 2-3 ч после постановки, когда древесина набухнет.

Постановка полужестких пластырей. Полужесткие пластыри ста­вят на пробоины в большинстве случаев в качестве временной меры их заделки силами экипажей судов без участия водолазов. Полу­жесткие пластыри бывают разной конструкции, чаще других приме­няется так называемый пластырь-тюфяк. Он состоит из мягкой ча-

сТй - два прОШи-Гых Между собой слоя парусины с прокладкой слоя смоляной пакли - толщиной до 200 мм. К мягкой части крепятся доски толщиной 50-75 мм с промежутками, равными толщине до­сок, что необходимо для изгиба пластыря по обводам корпуса. Для крепления досок на них накладывают и прибивают гвоздями слой парусины, который затем пришивают к мягкой части. Поверх досок накладывают и крепят скобками два куска стального троса с огона­ми, к которым крепят подкильные концы.

На пробоину пластырь-тюфяк, так же как и другие типы мягких пластырей, заводят с палубы на подкильных концах. Работа водо­лаза при постановке полужесткого пластыря заключается в наблю­дении за правильным его расположением и прилеганием к корпусу, а также за надлежащей обтяжкой подкильных концов. После уста­новки пластыря и закрепления подкильных концов водолаз снимает с пластыря, балласт.

Постановка жестких пластырей. Жесткие пластыри бывают де­ревянные или металлические, в практике аварийно-спасательных работ чаще применяются деревянные, так как изготовление метал­лических более сложно и требует много времени.

Деревянный пластырь- имеет прямоугольную форму и изготов­ляется из досок по размерам пробоины, так чтобы пластырь пере­крывал всю пробоину. В зависимости от размеров и глубины поста­новки пластырь изготовляют из двух или трех слоев досок или брус­ков, толщина пластыря выбирается из табл. 6.

Таблица 6

Толщина пластыря, мм, при глубине постановки

пластыря, м

0,3X0,3 0,5X0,5 1,0X1,0 2,0X2,0 2,5X2,5 3,0X3,0 4,0X4,0 5,0X5,0

Двухслойный пластырь изготавливают из заранее нарезанных по размерам пробоины досок нужной толщины. На ровном месте укла­дывают первый слой досок, из них накладывают бруски и проби­вают гвоздями, сбитый щит переворачивают. На щит накладывают кусок парусины, который должен быть больше щита с каждой сто­роны примерно на 200 мм. Парусину прокрашивают суриком по площади прилегания к щиту и покрывают вторым слоем досок, при­бивая их гвоздями по периметру для скрепления с первым слоем; гвозди должны быть такой длины, чтобы они проходили через оба слоя и их можно было бы загнуть с обратной стороны.

По периметру готового щита укладывают смоленую паклю так, чтобы получился плотный валик шириной 70-130 мм, высотой 30- 40 мм. Валнк обертывают выступающими из-за щита краями пару­сины и прибивают гвоздями таким образом, чтобы по краям пла­стыря образовался мягкий борт. В готовом пластыре просверливают отверстия для крючковых болтов, прибивают к нему скобы для креп­ления концов и балластируют.

Жесткий пластырь устанавливают на пробоины, не имеющие за­гнутых наружу краев или вмятин по краям. Загнутые наружу края

пробоин и торчащие части набора водола­зы обрезают с помощью электрокислород­ной или бензокислородной резки. Крепле­ние пластыря является самой ответствен­ной операцией по заделке пробоины. Плот­ное прижатие пластыря может быть выпол­нено с помощью крючковых болтов и бол­тов с откидными головками, а также с по­мощью подкидных концов и оттяжек.

Для крепления пластыря крючковые болты заранее вставляют в пластырь по периметру пробоины. Количество болтов за­висит от размеров пластыря и условий его постановки, но не менее одного болта диаметром 20 мм на каждые 0,5 м2 пло­щади пластыря.

Забалластированный пластырь подают на концах водолазу, он наводит пластырь на пробоину и вставляет в нее болты. Пос­ле того как болты зацеплены, водолаз, по­очередно вращая барашковые гайки, доби­вается плотного прижатия пластыря к корпусу (рис. 76).

Если зацепить крючки болтов за кром­ки пробоин не удается, нужно установить изнутри корпуса отрезки труб или про­фильной стали, за которые и зацепить крючки болтов. В сложных случаях крепление пластыря крючковыми болтами осуществляет­ся одновременно двумя водолазами, один из которых работает изнутри корпуса.

Болт с откидной головкой на своем конце имеет не крюк,а от­кидную скобу - головку длиной 450-500 мм, которая при вводе болта в пробоину располагается вдоль него, а затем разворачи­вается перпендикулярно для удержания за края пробоины. Это ог­раничивает применение болтов с откидной головкой для постановки небольших пластырей площадью до 0,5 м2, за исключением случаев, когда пробоина при большой длине имеет ширину менее длины от­кидной головки болта.

Процесс постановки пластыря на одном или нескольких болтах

Рис. 76. Установка жест-"

кого пластыря: 1 - корпус судна; 2 - пла­стырь; 3 - крючковые болты; 4 - барашковая гайка; 5 - мягкий борт (валнк)

с откидными головками аналогичен постановке на крючковых болтах.

Крепление пластыря на подкильных концах и оттяжках, заводи­мых через пробоину внутрь корпуса судна, производится с помощью шкотов, которыми обтягиваются подкильные концы и оттяжки после установки пластыря на место.

Независимо от способа крепления пластыря водолаз должен тщательно осмотреть его по периметру с целью установления плот­ности прилегания к корпусу. При обнаружении неплотностей водо­лаз должен подбить пластырь паклей с помощью деревянного кли­на. В дальнейшем при от­качке воды из затопленного отсека судна водолаз на­блюдает за пластырем, вы­являет неплотности по току воды и устраняет их.

Постановка коробчатых пластырей. Коробчатые пла­стыри - разновидность жестких пластырей - бы­вают прямоугольные и фи­гурные. Прямоугольныё устанавливают на прямые участки корпуса, когда по каким-либо причинам нельзя обрезать выступающие кром­ки пробоин, а фигурные - на неровные обводы корпуса судна, а также при наличии вмятин и выпучин по краям пробоин.

Прямоугольный коробча­тый пластырь - пластырь-ящик - изготавливают по снятым разме­рам пробоин, а фигурный - по шаблонам, снятым при обследова­нии повреждений корпуса судна.

Коробчатый пластырь имеет дно и боковые стенки, которые у прямоугольного пластыря одинаковые по высоте, а у фигурно­го- с криволинейными обводами, согласно снятому шаблону. Для постановки фигурного пластыря в местах с большой кривизной об­шивки пластырь делают с дном, состоящим из двух частей, кото­рые скрепляются под углом в 90° друг к другу (рис. 77).

Толщина дна коробчатого пластыря выбирается в зависимости от его размеров и глубины постановки так же, как и простого жесткого пластыря, по табл. 6. Толщина боковых стенок должна быть не меньше чем толщина дна, но обычно их делают большими для удобства набивки мягкого валика.

Герметичность дна коробчатого пластыря и его стенок дости­гается прокладкой прокрашенной суриком парусины между слоями досок или последующей конопаткой паклей.

Рис. 77. Коробчатый фигурный пластырь:

1 - донья пластыря; 2 - металлические шины; 3 - подушка (валик); 4 - скова; 5 - стенки; 6 - металлическая обшивка

Для придания коробчатому пластырю необходимой жесткости, особенно при больших размерах и большой высоте стенок, исполь­зуют металлические шины.

Для установки коробчатого пластыря могут применяться те же средства, что и для установки обычных жестких пластырей, одна­ко из-за отстояния их доньев от обшивки на большое расстояние использовать крючковые болты и болты с откидными головками бывает затруднительно. Поэтому коробчатые пластыри, особенно фигурные, чаще устанавливают с помощью подкильных концов и оттяжек.

Применяемые в качестве аварийного инвентаря пластыри бывают мягкие, деревянные, металлические и пневматические.

Мягкие пластыри заводят для временной заделки пробоины, с тем чтобы осушить затопленный отсек и затем надежно восстановить водонепроницаемость корпуса. Наиболее прочным мягким пластырем является кольчужный пластырь. Он эластичен, хорошо прилегает к фигурной поверхности корпуса судна и вместе с тем обладает определенной жесткостью, которую создает кольчуга в виде переплетенных колец из гибкого стального оцинкованного троса диаметром 9 мм.

Облегченный пластырь размером 3х3 м состоит из двух слоев парусины с войлочной прокладкой между ними. Для придания пластырю жесткости с его наружной стороны параллельно верхней кромке через полуметровые промежутки прикреплены стальные 25-миллиметровые трубы или стальной трос диаметром 20 мм.

Шпигованный пластырь (2х2 м) изготовлен из двухслойной парусины и прошитого с внутренней стороны шпигованного мата с плотным густым ворсом наружу.

Пластырь-тюфяк может быть изготовлен силами экипажа в судовых условиях. Для этого парусиновый мешок нужных размеров набивают смоленой паклей до толщины около 200 мм. С наружной стороны к полученному таким образом тюфяку крепят узкие доски толщиной 50 – 75 мм (с просветами между ними), а к ним строительными скобами прибивают стальной трос для заводки.

Деревянный жесткий пластырь обычно изготовляют на судне "по месту" после получения пробоины в корпусе. Наиболее целесообразно использовать его для закрытия пробоин, находящихся вблизи или выше ватерлинии, а также в случаях, когда пробоину можно обнажить путем кренования или дифферентования судна.

Металлические пластыри, применяемые для заделки небольших пробоин, изображены на рис. 6

Пневматические пластыри (трубчатые, шарообразные, мягкие коробчатые, полужесткие и жесткие) предназначены для заделки небольших пробоин снаружи на глубине до 10 м.

3.1. Установка металлического пластыря с прижимным болтом пб1.

Пробоины диаметром 35 – 100 мм с высотой рваных кромок до 15 мм можно заделывать металлическим пластырем с прижимным болтом ПБ-1. Пластырь может быть поставлен одним человеком, причем не требует дополнительного крепления после установки. На судне пластырь ПБ-1 (рис. 5) хранится в постоянной готовности к использованию, в собранном виде, гайка с рукоятками должна находиться в верхней нарезной части прижимного болта.

Для установки пластыря на пробоину необходимо:

    поворотную скобу установить, преодолев усилие спиральной пружины, параллельно оси прижимного болта;

    вставить прижимной болт с поворотной скобой в пробоину так, чтобы она, выйдя за обшивку, повернулась под действием пружины перпендикулярно оси прижимного болта;

    удерживая пластырь за болт, вращением гайки за рукоятки поджать к обшивке резиновое уплотнение с прижимным диском до устранения течи воды из пробоины.

Нерабочие поверхности пластыря окрашивают суриком, рабочие (прижимной болт, пружина, резьба гайки) - смазывают солидолом, резиновое уплотнение покрывают мелом.

В.2.2.1: Поступление воды в отсек. Действия при обнаружении поступления воды.
О: В обычных условиях эксплуатации поступление воды в отсек контролируется замерами в льялах грузовых помещений уровня воды - каждую вахту, о чем докладывается вахтенному офицеру и делается запись в журнале замеров; в МКО контроль поступления воды ведется визуально. В аварийных ситуациях, при получении пробоины визуально определяется район расположения пробоины: между какими шпангоутами она находится, ее размер, высота от главной палубы. Все вышеуказанное докладывается на мостик. На мостике ведутся расчеты по остойчивости и непотопляемости судна.

В.2.2.2: Какие средства применяются для заделки пробоины?
О: В зависимости от величины пробоины применяются: деревянные клинья, забиваемые и ручную с внутренней стороны корпуса; шшюминатор-ные пробки, имеющиеся в аварийном снабжении упорные аварийные брусья, раздвижные механические упоры; заводка пластыря на пробоину и откачка воды из отсека, постановка цементного ящика (установка, расклинивание опалубки, заливка цементного раствора с применением жидкого стекла). При пробоинах, превышающих размер пластыря, заделкой их занимаются специальные аварийно-спасательные службы (АСПТР) с применением кессонов.

В.2.2.3: Типы пластырей, применяемые для заделки небольшой пробоины.Оснащение пластыря.
О: Пластыри подразделяются на кольчужные, шпигованные и облегченного типа. Для тренировки экипажа, предусматривается учебный пластырь. Пластыри изготовляют в виде квадрата из нескольких слоев брезента, окаченных ликтросом. По углам квадрата-и по середине каждой стороны в ликтрос вделывают металлические коуши, за которые крепят соответствующие снасти для подводки пластыря на место пробоины.

В.2.2.4: Порядок заводки пластыря на пробоину. О: Пластырь подносится к месту пробоины на палубу, разворачивается. Под корпус судна заводятся подкильные концы; разносятся на палубе стальные шкоты и оттяжки. Подкильные концы со стороны пробоины крепятся скобами к коушам нижней шкаторииы пластыря, а концы противоположного борта через канифас-блоки заводятся на лебедки или на разнесенные по палубе хват-тали. Стальные шкоты крепятся к коушам верхней шкаторины пластыря и закладываются на кнехты, утки, нагели, другие части корпуса на палубе для их потравливания, применяя при необходимости канифас-блоки. К боковым шкаторннам пластыря за коуши крепятся оттяжки, разносятся к носу и корме для перемещения пластыря вдоль борта. К середине верхней шкаторины крепится контрольный линь с разметкой для определения погружения пластыря от главной палубы. Пластырь вываливают за борт, выбирают слабину подкильных концов вручную, потравливая шкоты. Выбрав слабину подкильных концов, накладывают их на барабаны лебедок (или гаки хват-талей),заводят пластырь на пробоину с помощью оттяжек. Правильность заводки пластыря контролируют изнутри корпуса судна, обтягивают тугую шкоты, подкипьные концы, оттяжки и все крепят. Пластырь заведен.

В.2.2.5: Постановка цементного ящика. Приготовление раствора
О: Наиболее распространенным способом заделки пробоины является постановка цементного ящика на поврежденное место, что позволяет заделать пробоину и частично восстановить нарушенную прочность корпуса в районе повреждения. Раствор для заполнения цементного ящика состоит из цемента и заполнителя - песка, взятых в пропорции один к одному. Для приготовления бетона в качестве заполнителей может применятся гравий, щебень, битый измельченный кирпич. Состав делается в следующей пропорции: цемент - 1 часть; гравий, щебень - 1 часть (по объему); песок - 1 часть. Все заполнители, например, песок, гравий должны быть промыты в чистой воде и не иметь жирных примесей, так как наличие последних нарушает прочность бетона. Место для приготовления лучше всего выбирать, по возможности, ближе к району пробоины. Раствор готовят на чистой палубе или в специальном ящике - твориле. Для этого в гворило по всей площади равномерным слоем засыпают заполнитель,поверх которого насыпают слой цемента, а затем вновь заполнитель. Все три слоя тщательно перемешивают и разгребают по краям творила, образуя в центре воронку для воды (пресной или морской) в количестве равном примерно половины веса цемента. Получившийся раствор перемешивают лопатами до тех пор, пока не получится однородная смесь. Затем этой смесью заполняют цементный ящик, изготовленный заранее и наложенный на поврежденное место. Конструкция цементного ящика такова, что он не имеет ни дна, ни крышки Одной открытой стороной он плотно прилегает к месту повреждения, а через вторую открытую сторону производится заполнение его бетоном. Для плотного прилежания ящика к месту повреждения могут быть использованы прокладки сделанные из войлока или смоляной пакли. При небольших размерах повреждения (трещинах и т.д.) ящик можно сразу заполнять бетоном При пробоине значительных размеров ее необходимо предварительно перекрыть арматурой, изготовленной из стальных трубок и прутиков, расположенных в виде сетки с ячейками (от 0 до 25 см) перевязанных в перекрестках проволокой Чтобы избежать размыва бетона просачивающейся через пробоину водой, прежде, чем он окончательно затвердеет, в цементном ящике устанавливают специальные дренажные трубки для стока воды. После затвердения бетона их закрывают пробками.

В.2.2.6: Подкрепление водонепроницаемых переборок отсеков, смежных с затопленным.
О: Столб воды в затопленном отсеке создает давление на переборки смежных пустых отсеков, которые получают прогиб: может произойти разрыв стальных листов по стыкам сварки и затопление смежного отсека и, как следствие, ухудшение остойчивости судна, и, возможно, потеря плавучести. Для подкрепления переборок применяется лес из аварийного снабжения: доски, балки, клинья. Примерно на 1/3 столба воды в затопленном отсеке на переборке смежного, поперек судна устанавливаются доски и распираются балками под углом к палубе, которые крепятся на ней и досках. Подпорка готова.