Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Расцвет и падение византийской империи. Падение византийской империи — история и предрасполагающие факторы

Одна из наибольших империй в истории, Византия имела огромное влияние на море и суше, в торговле и развитии производства, в религии и культуре.

Падение Византийской империи привело к изменению политической карты Европы и Азии , стало толчком к поиску новых торговых путей, которые привели к географическим открытиям. Сколько просуществовала Византия, и что стало причиной ее краха?

Вконтакте

Возникновение Византийской империи

Причиной возникновения Византии стал распад Великой Римской империи, который закончился разделом на Западную и Восточную . Последним правителем Римской империи был Феодосий I. При его правлении христианство стало единой религией на территории империи. Перед смертью император осуществил раздел на Западную и Восточную империи , каждую из которых отдал своим сыновьям Гонорию и Аркадию.

Западная империя смогла просуществовать меньше столетия и пала под натиском варваров во второй половине V века.

Рим лишился величия на многие сотни лет . Восточная часть с центром в Константинополе (сейчас Стамбул, Турция) стала мощной преемницей, получив название Византийской империи.

Дата основания Константинополя приходится на 330 год, когда император Константин перенес столицу в место, где находилась греческая колония Византия.

В дальнейшем Константинополь превратился в столицу Восточной империи и самый богатый город эпохи Средневековья. Просуществовала Византийская империя в течение более 1000 лет (395–1453), тогда как срок самой Римской империи составляет 500 лет.

Внимание! Византией образовавшуюся империю историки стали называть уже после ее краха в XV веке.

В основе могущества Византийской империи лежит торговля и ремесленное производство. Города росли и развивались, обеспечивали изготовление всех необходимых товаров. Морской торговый путь был самым безопасным, потому что на суше не прекращались войны. Торговля между Востоком и Западом осуществлялась через Византию , благодаря чему ее порты достигли наибольшего расцвета, который пришелся на V–VIII в.

Многонациональное население привнесло свое культурное разнообразие, но за основу было взято античное наследие, а греческий язык стал основным. Большую часть населения составляли греки, поэтому на западе появилось название «греческая империя». Считая себя наследниками римлян , греки стали называть себя «ромеями», что означает в переводе с греческого римляне, а свою империю Романией.

Расцвет Византии

Период наивысшего могущества империи приходится на правление Юстиниана в средине VI века. Владения империи достигли максимальных пределов за свою историю, что удалось за счет военных походов. Территория Византии выросла после присоединения южной части Испании и Италии, стран Северной Африки.

В империи было утверждено римское право и нормы христианской религии . Документ назывался «Свод законов», став основой для законов европейских держав.

При правлении Юстиниана был построен самый величественный в мире храм Святой Софии с великолепием фресок и мозаичного свода . Монументальный императорский дворец Юстиниана возвышался над Мраморным морем.

Отсутствие набегов варваров способствовало культурному развитию и росту могущества Византийской империи. Продолжали существовать греко-римские города с дворцами, белоснежными колоннами и статуями. Там процветали ремесла, наука, торговля. Был заимствован опыт римского градостроительства , работал водопровод и термы (бани).

Важно! Государственные символы в период Византийской империи отсутствовали или только развивались.

У правящей последние два столетия династии Палеологов был императорский флаг Византии пурпурного цвета. В его центре располагался двуглавый орел золотого цвета. Эмблема означала раздел Римской империи на две части, потому у орла появилось две головы вместо привычной одной , как у римского орла. По другой версии, двуглавость толковалась как союз светской и духовной власти.

Империя в конце существования

К концу XIV века существование Византийской империи оказалось под угрозой, исходившей от османского государства. Для спасения была задействована дипломатия, велись переговоры на Западе по объединению церквей в обмен на военную помощь Рима . Предварительное соглашение было достигнуто еще в 1430 г., но оставалось еще спорные вопросы.

После подписания унии в 1439 г. византийская церковь признавала правомочность католической в спорных вопросах. Но документ не был поддержан епископатом Византии во главе с епископом Марком Евгеником, что вызвало раскол на православную и униатскую епархию, которые стали сосуществовать параллельно, что можно наблюдать и в нынешнее время.

Церковный раскол оказал большое влияние на историю культуры. Митрополиты, сторонники униатства, стали мостом передачи античной и византийской культуры на Запад. Греческие авторы стали переводиться на латынь, эмигрантам-интеллектуалам из Греции оказывалось особое покровительство на новом месте. Виссарион Никейский, ставший кардиналом и латинским патриархом Константинополя , отдал Венецианской республике всю личную библиотеку, насчитывавшую свыше 700 рукописей. Она считалась наибольшим частным собранием Европы и послужила основой для Библиотеки святого Марка.

К концу своего существования Византийская империя уже утратила большую часть своих земель и былое могущество . Территория Византии ограничивалась окрестностями столицы, на которые распространялась власть последнего императора Константина XI.

Несмотря на то, что карта империи постепенно сокращалась, Константинополь до последнего часа воспринимался как могущественный символ .

Император искал союзников среди соседей, но небольшую реальную помощь предложили лишь Рим и Венеция. Османская держава контролировала почти всю Анатолию и Балканский полуостров , неустанно расширяя границы на востоке и на западе. Несколько раз уже османцы нападали на Византийскую империю, каждый раз отвоевывая новые города.

Усиление влияния турок

Османская держава, созданная в 1299 г. из осколков Сельджукского султаната и Анатолии, получила название от имени первого султана Османа. Весь XIV век она наращивала мощь на границах Византии, в Малой Азии и на Балканах. Небольшую передышку Константинополь получил на стыке XIV и XV веков, когда началось противостояние с Тамерланом . После очередной победы турок над городом нависла реальная угроза.

Целью своей жизни Мехмед II назвал захват Константинополя турками, к чему тщательно готовился. Для наступления подготовили 150-тысячное войско, вооруженное артиллерией. Султан учел недостатки прошлых компаний, когда он был лишен флота. Поэтому на несколько лет был построен флот. Наличие боевых кораблей и 100-тысячной армии позволило туркам стать хозяевами в Мраморном море.

К военной компании было готово 85 военных и 350 транспортных судов. Военная мощь Константинополя складывалась 5 тысяч местных жителей и 2 тысяч западных наемников при поддержке всего 25 кораблей. На вооружении было несколько пушек, внушительный запас копий и стрел, что было крайне недостаточно для обороны.

Мощную крепость Константинополь, окруженную морем и заливом Золотой Рог, взять было не просто. Стены оставались неуязвимыми для осадных машин и орудий.

Наступление

Начало осады города приходится на 7 апреля 1453 года. Представители султана передали императору предложение о сдаче, на что правитель предложил выплатить дань, уступить свои территории, но сохранить город.

После получения отказа султан приказал турецкому войску штурмовать город. Войско имело высокую решимость, мотивацию, рвалось в наступление, что было полной противоположностью положению ромеев.

Ставка была сделана на турецкий флот, который должен блокировать город с моря , чтобы исключить прибытие подкрепления от союзников. Нужно было прорвать укрепления и зайти в залив.

Византийцы отбили первую атаку, перекрыв вход в бухту. Несмотря на все попытки, турецкий флот не смог подойти к городу. Нужно отдать должное смелости защитников, которые на 5 судах приняли бой со 150 кораблями турок, разгромив их . Туркам пришлось менять тактику и переправлять 80 судов по суше, что было сделано 22 апреля. Византийцы не смогли сжечь флот из-за предательства генуэзцев, живших в Галате и предупредивших турок.

Крах Константинополя

Хаос и отчаяние царили в столице Византии. Императору Константину XI предлагали сдать город.

На рассвете 29 мая турецкая армия начала штурм, ставший последним. Первые атаки удалось отбить, но потом положение изменилось. После взятия главных ворот, схватки переместились на городские улицы. Сражаясь наравне со всеми, в бою при неизвестных обстоятельствах пал сам император . Турки полностью овладели городом.

29 мая 1453 года после двухмесячного упорного сопротивления произошел захват Константинополя турками. Город пал вместе с Великой Восточной империей под напором турецкой армии. На три дня султан отдал город на разграбление . Израненному Константину XI отрубили голову, а потом надели ее на шест.

Турки в Константинополе не щадили никого, убивали всех встречных. Горы трупов заполнили улицы, а кровь убитых стекала прямо в залив. Султан въехал в город после прекращения по его указу насилия и грабежа в сопровождении визирей и эскорта лучших отрядов янычар, Мехмед II проследовал по улицам. Константинополь стоял разграбленным и оскверненным .

Храм Св. Софии перестроили и превратили в мечеть. Уцелевшему населению была дарована свобода, но людей осталось слишком мало. Пришлось объявить в соседних городах, откуда пришли жители, и постепенно Константинополь снова наполнился населением. Султан сохранил и поддерживал греческую культуру, церковь.

Греки получили право самоуправления внутри общины во главе с Патриархом Константинопольским, подчиненным султану. Оставил преемственность с Византией и титулом римского императора.

Важно! По мнению историков, с приходом султана в Византию закончилось Средневековье, а бегство ученых-греков в Италию стало предпосылкой для эпохи Возрождения.

Почему пала Византия

Историки спорят о причинах падения Византийской империи уже очень давно и выдвигают различные версии о факторах, которые все вместе и погубили империю.

Вот некоторые причины гибели:

  • По одной из версий, падению способствовала Венеция, желая устранить торгового конкурента в восточной части Средиземноморья.
  • Другие свидетельства говорят, что венецианской синьории египетский султан дал большую взятку, чтобы обезопасить свои владения.
  • Наиболее спорным является вопрос о причастности папской курии и самого Папы , желавшего воссоединения церквей.
  • Главной и объективной причиной гибели Византийской империи стала внутриполитическая и экономическая ослабленность . К этому привели нападения крестоносцев, придворные интриги со сменой императора, ненависть византийцев к торговцам, прибывшим из итальянских республик, религиозные распри, вызывающие ненависть к католикам и латинянам. Все это сопровождалось бунтами, погромами и кровавой резней с множеством жертв.
  • Военное превосходство и сплоченность турецкой армии .

Гибель Константинополя в 1453 году

История расцвета и гибели Византии на карте

Вывод

Захват Константинополя турками стал ошеломляющей трагедией, подобной краху Рима. Такое событие бесспорно оказало решающее влияние на ход мировой истории. Утвердившись в своей силе, Османская империя стала захватывать новые территории на юго-востоке Европы, расширив свое влияние также на Азию, Кавказ и север Африканского континента. Просуществовала Византийская империя более тысячи лет, но не устояла под натиском турецкой армии, поскольку уже не обладала былым величием.

29.05.1453 (11.06). – Взятие Константинополя турками, падение Византийской империи

Падение Византии

Константинополь был основал в 324 г. Императором Римской империи на месте небольшого города Византии, известного с VII г. до н. э. как греческая колония на Босфоре. Константин быстро расширил город в несколько раз: были построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, сооружены крепостные стены, со всех концов империи в город свозились произведения искусства, стремительно росло население благодаря притоку из европейских и азиатских провинций. 11 мая 330 г. Император Константин официально перенес столицу Римской империи из Рима в Константинополь и назвал его Новым Римом – столицей обновленной христианством Римской империи.

Город столь стремительно развивался, что уже через полвека, при правлении Императора Феодосия, были возведены новые городские стены (их руины сохранились до наших дней), заключившие в себя семь холмов – как и в первом Риме. После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя разделилась на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи под натиском варваров (476) Восточная империя стала единственным преемственным продолжателем Римской. Однако когда на Западе предприняли попытку восстановления Римской империи (коронация папой Львом III франкского короля Карла Великого в 800 г.) Восточную Римскую империю стали называть Византийской или просто Византией, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители - ромеями (римлянами).

Во времена правления (527–565) для Константинополя наступает "золотой век". Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет.

Второй расцвет Константинополя начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856–1071). Империя отражает натиск арабов на востоке и включает себя славянские народы на западе. Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность . С в IX веке русская земля становится церковной провинцией Второго Рима.

В результате изменения вероучения западной Церковью, в 1054 г. произошло отделение католиков от Православия. Их враждебность к Византии как к сопернику привела 13 апреля 1204 г. к захвату, разграблению и почти полному разорению Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода. Город становится столицей "Латинской империи" крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. Однако в июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевывают город, и власть переходит к византийской династии Палеологов.

Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Европой и Азией, более тысячелетия был культурной и духовной столицей вселенской христианской Империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, "Царицей городов" (Vasileuousa Polis). В славянских странах он так и назывался: Царьград.

С середины XIV века после захвата ключевых позиций в городе венецианцами и генуэзцами (точнее еврейскими торгово-финансовыми кланами), политическая власть Империи неуклонно слабела, государственная дисциплина и нравственность падала. А с конца XIV века появилась новая опасность на востоке: Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. Турция неуклонно расширяла свои владения захватом византийских провинций.

Не обошлось при этом и без интриг антихристианского народа. Еврейский историк Грец пишет в "История евреев" (тт.9 и 10): "Еврейские и марранские оружейные мастера и знатоки военного дела, которые вследствие насильственных крещений принуждены были покинуть Испанию и нашли себе убежище в Турции, много способствовали падению Византии", в награду получив у турецких завоевателей "гостеприимное убежище"; султан Магомет II "призвал в совет министров верховного раввина и оказывал ему всяческие почести". В Турцию направился значительный поток евреев, изгоняемых в это время из западноевропейских стран. "На верность, надежность и пригодность евреев они [турки] могли вполне рассчитывать"; так, изгнав евреев, "христианские народы известным образом сами доставили своим врагам, туркам, оружие, благодаря чему последние получили возможность подготовить им [христианским народам] поражение за поражением и унижение за унижением".

В частности, евреи, контролируя всю восточную торговлю и таможню, "приобрели большие богатства, которые уже тогда доставляли власть", и через султанов успешно влияли на европейскую политику, - пишет Грец. (Тут надо учесть международный характер еврейской финансовой власти, от которой зависело большинство западноевропейских дворов.) "Власть [евреев] была, действительно, так велика", что христианские государства "обращались к ним с мольбами... настроить султана в пользу войны" против тех или иных своих соперников. При этом богатая еврейка Грация Мендесия, принадлежавшая к банкирскому дому, должниками которого были "германский император и владыка двух частей света, Карл V, король Франции и множество других князей", "пользовалась влиянием, точно королева... Ее называли Эсфирью того времени". Кроме того, "еврейские женщины... добились при султанах Мураде III, Магомете IV и Ахмеде I при посредстве гарема большого влияния. Между ними особенно выделялась Эсфирь Киера... она раздавала государственные должности и назначала военачальников". "Христианские кабинеты и не подозревали, что ход событий, вовлекавших их в свой круговорот, был приводим в движение еврейской рукой", – откровенничает еврейский историк.

Однако более всего в падении Второго Рима виновны византийские архиереи и Император, которые пошли в 1439 г. на с Римом, надеясь на обещанную при этом условии помощь западных христиан в обороне от магометан. Но помощь Западом оказана не была. Более того – хотя уния в 1450 г. была разорвана, Византия осталась без Божией помощи, когда турки осадили Царьград.

23 мая, за шесть дней до падения Константинополя, в полнолуние произошло трехчасовое лунное затмение, покрывшее город полным мраком и ослабившее дух осажденных. На следующий день было еще одно страшное знамение: «В ночь на пятницу озарился весь город светом, и, видя это, стражи побежали посмотреть, что случилось, думая, что турки подожгли город, и вскричали громко. Когда же собралось множество людей, то увидели, что в куполе Великой Церкви [Св. Софии] Премудрости Божией из окон взметнулось огромное пламя, и долгое время объят был огнем купол церковный. И собралось все пламя воедино, и воссиял свет неописуемый, и поднялся к небу. Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: "Господи помилуй!". Когда же огонь этот достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились...». 28 мая ночью «воздух в высоте сгустился, навис над городом, словно оплакивая его и роняя, как слезы, крупные красные капли, подобные по величине и по виду буйволовым глазам, и оставались они на земле долгое время, так что дивились люди и пришли в великое отчаяние и ужас» ("Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году").

29 мая ворвавшиеся в город турки убили последнего византийского Императора Константина ХI Палеолога (с него была снята кожа, набита и в виде чучела отправлена в другие турецкие владения как победный трофей), перебили множество людей, разрушили и осквернили храмы. Согласно преданию, в храме Св. Софии служба шла до последней минуты, и на глазах ворвавшихся врагов последний священник вместе со священными сосудами скрылся в разомкнувшейся перед ним южной стене храма. Православные верят, что он будет оставаться за стеной до тех пор, пока в храме не возобновится православное богослужение.

С момента своего Крещения Русь была религиозной провинцией Византии. Падение Константинополя побудило Русь осознать себя преемницей – , хранящим истину Православия и удерживающим мір от разгула сил зла.

В годы Константинополь был основной геополитической целью России, обещанной и союзниками по Антанте, но те расчетливо предали русского Царя... Будет ли когда-либо воздвигнут крест на св. Софии?.. Исполнится ли предсказание, написанное на гробнице св. Царя Константина, о том, что сначала мусульмане победят и разрушат Константинополь, но позже «народи русии вкупе с причастники победят всего Исмаила» и во главе со своим Царем освободят Царьград?.. (Толкование надписи в 1421 г. сенатором Г. Схоларием).

В 1930 г. турки переименовали Константинополь в Стамбул...

Встреча двух павших Римов...

...Наш теплоход отправился с Графской пристани Севастополя по тому же маршруту, что . На вторые сутки мы подошли к Стамбулу (для нас Константинополю) глубокой ночью. С верхней палубы открывалось величественное зрелище. Древний Босфор был полон огней и кипел своей морской жизнью: она, тесно сужаясь в этом месте, перетекала сквозь узкое горлышко между Европой и Азией, не останавливаясь ни на минуту даже ночью: из России текли приватизированные дары природы – нефть, руда и металлы, удобрения, лес; навстречу – изготовленные из этого сырья товары.

Над правым берегом двигался вместе с нами кроваво-красный полумесяц, бороздя Европу своим нижним рогом; азиатская сторона из темноты молча взирала на эту символическую картину нынешнего внутриевропейского этнического процесса...

Ловко притерся к борту катер с турецким лоцманом (услуга обязательная за тысячу долларов), и вот наша палуба уже движется мимо кварталов Перы (район с северной стороны от бухты Золотой Рог). Вот также три четверти века назад подходила сюда флотилия из 126 судов армии , набитых беженцами. Среди них был человек, по следам которого мы решили отправиться в это путешествие: подполковник-марковец Владимір Ильич Янышев, дед моей супруги, имевший немало наград уже за . Формально Турция проиграла ее, но в данном случае победители и побежденные поменялись местами: несколько дней русским судам не разрешали даже подойти к берегу, масса людей на палубах мокла под ноябрьским дождем. Сколько унижений пришлось испытать тогда русским, навсегда потерявшим родину...

Генерал Врангель (преемник официальной русской власти от и ) требовал уважения к Русской армии, которая внесла огромный вклад в победу союзников над Центральными Державами: «Я несколько недоумеваю, как могут возникать сомнения, ибо принцип, на котором построена власть и армия, не уничтожен фактом оставления Крыма». Но Антанта уже заключила тайный союз с большевиками. Французский премьер Клемансо заявил, что «России больше нет». Суда, все денежные средства и имущество Белой армии были конфискованы французами «для покрытия убытков». Англичане настаивали на немедленной репатриации эмигрантов назад, в Советскую Россию (где в это время шел крымский террор Бела Куна и Землячки: были расстреляны многие десятки тысяч человек)...

Еще «сильнее, чем физические лишения, давила нас полная политическая безправность. Никто не был гарантирован от произвола любого агента власти каждой из держав Антанты. Даже турки, которые сами находились под режимом произвола оккупационных властей, по отношению к нам руководствовались правом сильного», – писал Н.В. Савич, ближайший сотрудник Врангеля.

«На Босфоре стоят английские дредноуты с гигантскими пушками. По улицам проходят войска во французской, английской, греческой формах, а русские, затерянные в толпе, приравнены к тем, кого чернокожие разгоняют палками у ворот международного бюро, ищут приюта в ночлежках, пищи в даровых столовых...», – свидетельствуют два других очевидца (В.Х. Давац, Н.Н. Львов. "Русская армия на чужбине". Белград, 1923).

Получить визу в другие страны беженцам было невозможно. «Началось тяжелое существование, когда человек всецело поглощен заботами о насущном хлебе, о ночлеге, о том, чтобы как-нибудь добыть средства для своей семьи. Тяжело было видеть старых, заслуженных людей с боевыми отличиями, торгующих разными безделушками на Пере, русскую девушку в ресторанах, детей, говорящих по-русски, в ночную пору на улицах, заброшенных и одичавших...». Были рады любой работе: «Бывший камергер чистил картошку на кухне, жена генерал-губернатора стояла за прилавком, бывший член Государственного Совета пас коров... Жены офицеров становились прачками, нанимались прислугой. Появиться в хорошем костюме, обедать в модном ресторане было предосудительным. Это могли позволить себе только спекулянты». Жена подполковника Янышева Надежда Алексеевна продавала букетики цветов на Пере...

То унижение 1920 года имело и символический историософский оттенок. Ведь для русских это был не Стамбул, никто его так не называл, а Царьград-Константинополь – павшая имперская столица Второго Рима, от которого мы переняли его вселенское удерживающее призвание. Сколько веков мечтали мы вновь водрузить крест на Святой Софии и как близок был не раз этот момент!.. Но каждый раз этого не допускали наши "христианские" "союзники", в конце концов свергшие и нашу православную монархию, – в частности, чтобы не отдавать ей Константинополь как обещанную награду... Не удержался Третий Рим по грехам нашим, а четвертому уж не бывать – некому перенимать тяжкую имперскую ношу христианской государственности. А потому нельзя было сдаваться перед приблизившимся царством антихриста.

«Мы испили чашу национального унижения до дна... Мы поняли, что значит сделаться людьми без отечества. Весь смысл армии в том и заключался, что, пока была армия, у нас оставалась надежда, что мы не обречены затеряться в международной толпе, униженные и оскорбленные в своем чувстве русских».

И потому – «Совершилось русское национальное чудо, поразившее всех без исключения, особенно иностранцев, заразившее непричастных к этому чуду и, что особенно трогательно, несознаваемое теми, кто его творил. Разрозненные, измученные духовно и физически, изнуренные остатки армии генерала Врангеля, отступившие в море и выброшенные зимой на пустынный берег разбитого городка [Галлиполи], в несколько месяцев создали при самых неблагоприятных условиях крепкий центр русской государственности на чужбине, блестяще дисциплинированную и одухотворенную армию, где солдаты и офицеры работали, спали и ели рядом, буквально из одного котла, – армию, отказавшуюся от личных интересов, нечто вроде нищенствующего рыцарского ордена, только в русском масштабе, – величину, которая своим духом притягивала к себе всех, кто любит Россию».

Как писал позже Савич: «Таким путем закладывался фундамент морального воспитания и обновления духа большой группы русских людей, пронесшей на своих плечах всю тяжесть междоусобной войны, испытавшей конечное поражение и изгнание, но не растерявшей духа, оставшейся морально целой, не сломленной несчастиями. Она закалилась в испытаниях и на ней оправдались слова поэта: так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат. Судьба помогла Врангелю выковать моральную силу тридцати тысяч русских людей».

Этим людям не было суждено увидеть Россию. Галлиполийское чудо, длившееся около года, было последним подвигом врангелевской армии. Но им предстояло оказать решающее влияние на становление русской политической эмиграции.

С тех пор прошло почти 80 лет, однако Русское дело, к сожалению, не увенчалось должным успехом. Хотя жидобольшевицкая власть пала – ей на смену пришла жидодемократическая: змея лишь сменила кожу, ускользнув от исторической ответственности. И посещая современный мусульманский Стамбул-Константинополь, выносишь много сравнительно-поучительного. Это не только приобщение к тому выживанию Белой армии. Это и приобщение к смыслу истории.

В самóм отмененном гордом имени Второго Рима, в его оскверненных храмах, превращенных в мечети и музеи с величественными мозаичными фресками – изуродованными варварскими копьями, в темных руинах его башен и защитных стен, поросших травой – не устоявших перед дикой гортанной ордой – во всем этом не только в 1920-м, но и для нас в 2002 году тоже сквозила горечь нашей великой православной исторической утраты. Невольно приходила на ум параллель с падением нашего Третьего Рима, – только порос он сейчас еще не травой, а зловонными джунглями заморской рекламы, впрочем, с такими же стаями бродячих собак. И где же наша Белая армия, наш русский Галлиполи перед еще более близким концом света?..

Каждому русскому человеку полезно посетить утраченный православными великий город – Константинополь – как напоминание о бренности всего земного. Напоминание о том, что все великое заканчивается руинами, если более не служит Замыслу Божию... Напоминание о том, что у нас остался для этого лишь очень малый шанс. И о том, что он остался только у нас, русских. Только мы одни, покуда мы православные, даже если нас тоже окажется всего лишь тридцать тысяч вокруг десяти праведников, можем еще совершить свое русское чудо – . И потому мы обязаны ставить себе эту цель как национальную идею, несмотря ни на что.

Обсуждение: 21 комментарий

    Спаси Господь, дорогой Михаил Викторович, за эту статью. Непременно напечатаем в нашем "Дальневосточном Монархическом Вестнике".

    Ну, если и через 80 лет
    самые отважные русские люди
    не отваживаются назвать вслух имя врага,
    разрушившего и прямо и косвенно
    Второй и Третий Рим
    (да и Первый Рим тоже),
    то о какой надежде на возрождение
    можно еще говорить?

    На что надеяться,
    когда талмудейский спецназ
    и команды израильских снайперов
    хозяйничают по всей территории
    нашей оккупированной родины,
    заблаговременно отстреливая
    будущих Мининых и Пожарских?

    Когда и аппарат президента и Дума
    подзавязку забиты явными и скрытыми агентами
    талмудейского Уолл-Стрита?
    А народ злонамеренно УНИЧТОЖАЕТСЯ
    ннравственно и физически?

    Если наши вожди не объясняют нашим народам:
    "Вот он - враг!",
    то с кем же народы будут бороться-то?
    От кого освобождать свою погубленную землю?

    Чтобы "савецким" снова стать Русским нужно меленькое усилие, воцерковление и бодрствование, если нет, то эммиграция хотябы внутренняя. Это только некоторые из способов оздоровления национального чувства, особенно для больных космополитизмом.
    Надо изучать опыт русской эммиграции, кот. полезен будет всем хотящим быть русскими не номинально, но по духу.
    Ведь по сути, несмотря на численное превосходство,
    русские, какбы нацменьшинство презираемое, никто с ними не считается и небудет считаться. А всё оттого, что не чтит Веры предков, не блюдёт обычаев и традиций своих предков, не хранит свою древнюю культуру и т.д. и т.п..
    раб Божий Александр
    баден-баден рпцз

    По-моему, вы так и находитесь всё в той же Галлиполии до сих пор!

    ХОРОШО И ДОВОЛЬНО-ТАКИ СВОЕВРЕМЕННО.

    Автору анонимного отклика "А не назвать ли вслух рокфеллеров?"
    Вы полагаете, что М.В. Назаров, автор "Письма 500-5000-15000-25000" и гл. ред. этого сайта "не отваживается назвать вслух имя врага, разрушившего и прямо и косвенно Второй и Третий Рим"?
    Вот Вы, милостивый государь, даже имя свое указать не отважились. И не Вам делать такие упреки.

    Следует добавить, что недавно привлек внимание весьма полезный фильм архм. Тихона (Шевкунова) о падении Византии, проводящий параллели с современностью.

    Я выпустил книгу "Геноцид белой расы". Отход от христианства и от своей чести охватил всю Европу.Россия пала по моему мнению не столь от давления Звапада снаружи, сколь от масонской агитации из натри. Возможно выйцде и вторая книга.Если мы поймем причины, то мы и спсемся, хотя времени уже мало.Свобода это информированность.

    Совершенно согласен, что наша цель - это установление Русского Порядка, который и превратит нашу многострадальную страну в стан святых и город возлюбленных. Слава России!

    Я прочитав,еще раз понял, как много хорошо быть русским!!!

    Последний Византийский Император Константин 11 Палеолог.

    Мало кто знает,но ведь христианство и разделило Рим.Просто в какой-то момент латинская и христианская вера не смогли находится в одой большой империи.

    Кто.благословит мой народ того и яблагославлю, а кто проклянет мой народ того и я прокляну. Может более серъезно надо относиться к словам Господа Бога нашего. Я с большой любовью отношусь к русскому народу и России и благославляю вас. Я одновременно люблю и благославляю еврейский народ и Израиль. Попробуйте и Вы благословите еврейский народ. Уверяю Вы получите благославние Божье и полюбите евреев и Израиль.поверьте моей искренности потому что я испытал это на себе. Спасибо за внимание.

    Ваше побуждение хорошее. Но Вы невнимательно читаете слова Божии в Священном Писании и, видимо, не знакомы с учением Христианской Церкви. Евреи были народом Божиим для воплощения Христа-Месии, но отказались и от пришедшего Мессии-Сына Божия, и от Бога Отца: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:19,44). «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:41-43). Таким преемственным народом Божиим стали христиане. Это азы христианского учения. См.: Евреи же ждут "иного" мессию-мошиаха, каковым будет антихрист, который придет только для евреев для их мiрового господства, ибо "Б-г сотворил мiр для евреев". Мы молимся об обращении евреев, а не благословляем жидонацистское государство и религию.

Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» поднял вопрос об историческом наследии Византии и его значении для современной России. Правомочность постановки этого вопроса признавали многие участники дискуссии, разгоревшейся в СМИ по поводу фильма, в том числе и его противники. Помимо исторических резонов обратиться к теме византийского наследия есть и духовный, поскольку мы, русские, и единоверные нам народы, проживающие бок о бок с нами, являемся участниками того же духовного Завета с Богом, в котором пребывали византийцы. Приняв от них Православие, мы влились в Церковь и стали народом Нового Завета.

А Завет с Богом, как и любой договор, предполагает определенные условия и ответственность за их нарушение. То и другое описано в книге Завета - Библии. И там, в частности, сказано: «Если… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли… Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28: 1, 15).

Фильм указал на причины заката и падения Византийской империи, но, разумеется, ни формат, ни жанр фильма не позволяли о многом говорить подробно. Развивая затронутую в фильме важную тему, обратим внимание на некоторые подробности тех событий.

Раздробление территории Византийской империи

Когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и ряд других городов, образовав Латинскую империю, Византия распалась на несколько самостоятельных государств - Никейскую империю, Трапезундскую империю и Эпирский деспотат. На протяжении XIII века эти государства воевали как с католиками и с турками, так и, к сожалению, между собой. Никейскому императору Михаилу VIII удалось вернуть Константинополь, Фессалоники, а позднее его преемником были присоединены и территории Эпирского деспотата. Но Трапезундская империя продолжала оставаться независимым государством, являя собой печальное свидетельство развала древней Византии. Один народ с одной верой, языком и историей был разделен на два государства, каждое из которых, естественно, было слабее, чем единое, оставшееся в прошлом.

Раздробление продолжалось и дальше. Во второй половине XIV века Константинополь с его ближайшими владениями был окружен землями, принадлежавшими уже туркам, и мог лишь с трудом поддерживать морем сношения с территориями, составлявшими пока еще часть Византии, а именно с Фессалоникой, Фессалией и Морейским деспотатом, которые жили поэтому порою почти независимой от центра жизнью, словно бы самостоятельные государственные образования. Формально единство империи обеспечивало только то обстоятельство, что во главе такого нового государственного образования стоял один из членов императорской семьи. Так, в конце XIV века Фессалоники получили в качестве деспота одного из сыновей Иоанна V. Морейский деспотат также управлялся сыновьями или братьями императора.

Смуты и восстания

В последнее столетие существования Византии поляризация общества на бедных и богатых достигла своего пика. Сельское хозяйство, прежде всегда составлявшее реальную основу экономического благополучия империи, пришло в упадок. Многие плодородные провинции были утрачены под натиском турок, остальные разорились из-за почти непрекращающихся гражданских войн и неразумных действий центра.

Иоанн Кантакузин, писал, что упадок Пелопоннеса объясняется не вторжением турок или латинян, но внутренней борьбой, которая сделала из «Пелопоннеса бо льшую пустыню, чем Скифия». Разоренные крестьяне оказались во власти хозяев. И если сначала этими хозяевами - крупными землевладельцами - были греки, то после каталонских опустошений в начале XIV века и вторжений албанцев крупными земельными собственниками, например в Фессалии, стали албанцы.

Будучи угнетены всемогущими хозяевами, деревенские жители испытывали большие бедствия. Крестьянство было разорено и озлоблено. Народные восстания и ненависть бедных к богатым раздирали не только провинции, но и основные города империи. Во время восстания 1328 года константинопольская толпа разорила прекрасный дворец Феодора Метохита. А в 1341 году поднялась целая революционная волна, сначала в Адрианополе, а потом и в других городах империи.

Самым крупным восстанием было фессалоникийское: тамошние «зилоты»-революционеры в 1342 году учинили кровавое избиение знати, разграбили богатые дома и учредили как бы республиканское управление. Только в 1349 году соединенными усилиями Иоанна V и Иоанна VI Кантакузина удалось восстановить контроль империи над вторым по значимости городом.

Экономическая несамостоятельность

О переходе византийской торговли под контроль западноевропейцев в фильме сказано достаточно. Действительно, в Константинополе, который продолжал оставаться центром торговли, можно было встретить торговцев разных национальностей. Так, Франческо Бальдуччи Пеголотти, писатель начала XIV века, упоминает генуэзцев, венецианцев, пизанцев, флорентинцев, провансальцев, каталонцев, анконцев, сицилийцев и «всех прочих иностранцев».

Собственно империя утратила контроль над своей торговлей. Она полностью перешла в руки западных торговцев, в основном венецианцев и генуэзцев, в чуть меньшей мере пизанцев, флорентинцев и других. Генуэзцы были свободны от налогов, они могли организовывать фактории и колонии не только на островах Эгейского моря и в Малой Азии, но также на берегах Черного моря.

Венецианцы также были свободны от торговых налогов, и постоянное политическое и экономическое соперничество между двумя могущественными республиками - Генуей и Венецией - иногда приводило к ожесточенным военным столкновениям на византийской территории.

Экономическая зависимость династии Палеологов от богатых и сильных западных республик и городов была полной. В экономическом отношении Палеологи империю не контролировали.

Финансовые силы и возможности страны, в корне подорванные латинским хозяйствованием, окончательно истощились в это время. Налоги из опустошенных провинций не поступали. Все денежные запасы были истрачены, императорские драгоценности проданы, солдат кормить было нечем, нищета царила повсюду. Западные путешественники, посещавшие столицу империи, описывали запустение и ветхость многих древних храмов и дворцов. После удара, нанесенного в 1204 году, город уже не смог восстановиться.

Историк XIV века Никифор Григора, описывая свадебные торжества по случаю брака Иоанна V, сообщал: «В те времена дворец был охвачен такою бедностью, что в нем не было ни одной чаши из золота или серебра, некоторые из них были из олова, все же прочие глиняные… я уже оставляю в стороне, что царские венцы и одеяния на том празднестве имели, по большей части, лишь вид золота и драгоценных камней. [На самом деле] они были из кожи и были лишь позолочены, как делают иногда кожевники, частью из стекла, отсвечивавшего различными цветами. Кое-где, лишь изредка, были драгоценные камни, имевшие настоящую прелесть, и блеск жемчугов, который не обманывает глаз. До такой степени упали, совершенно погасли и погибли древнее благоденствие и блеск Ромейской державы, так что я не без стыда могу изложить вам рассказ об этом».

Немногочисленные собственно византийские богачи не спешили делиться своими средствами не только тогда, когда дело касалось нужд империи, но даже и для укрепления оборонительных сооружений их собственных городов. В 1420-х годах император Иоанн VIII вынужден был уговаривать горожан собрать пожертвования на укрепление стен и башен Константинополя: собственных средств у казны не хватало, а обязать сделать сбор уже недоставало власти. Незадолго до падения города в 1453 году ввиду очевидного уже нападения турок император Константин XI снова обращался с той же просьбой о финансировании обороны, однако богачи ответили отказом. Разумеется, после захвата города все они вынуждены были отдать свои «сбереженные» сокровища туркам, причем их глупая жадность вызвала презрение даже у самого султана-завоевателя Мухаммеда II.

Влияние Запада

Об этом в фильме сказано немало, а в последовавшей затем дискуссии - столько, что, если собрать все сказанное, получится весьма увесистый том. Но говорившие в основном сосредотачивались на социально-политических аспектах, тогда как был еще и религиозный.

В XIV столетии в Византии появляется большое количество произведений, переведенных с латыни на греческий. К сожалению, распространение западной переводной литературы не преминуло негативно сказаться на верности Православию многих византийских интеллектуалов. Например, Димитрий Кидонис, служивший высшим чиновником у императоров Иоанна Кантакузина (1347-1354) и Иоанна V Палеолога (1354-1391), переводя и способствуя распространению трудов Фомы Аквинского, в конце концов сам обратился в католичество.

Под влиянием сочинений Фомы Аквинского возникло целое движение «филокатоликов»: кроме братьев Кидонисов, можно назвать Никифора Григору, Мануила Калеку, братьев Андрея и Максима Хрисовергов, митрополита Виссариона Никейского. Некоторые даже писали сочинения в защиту схоластического богословия.

И держалось это увлечение отнюдь не только на переводах. Еще с XIII века в Константинополе обосновался орден доминиканцев, который пропагандировал латинское учение посредством полемических сочинений против православных, таких как, например, Contra errores Graecorum. Иногда их использовали и как вспомогательные тексты для изучения греками латинского языка.

Конечно, знакомство с римо-католическими текстами позволило и православным богословам повысить уровень своей полемики. Среди представителей святоотеческо-богословского течения можно упомянуть святого Каллиста Ангеликуда, Иосифа Вриенния, Нила Кавасилу, святых Эфесского и Георгия Схолария. Но государство их не слишком поддерживало, скорее - наоборот.

Хотя предыдущая попытка византийцев прибегнуть к помощи католиков (при императорах династии Ангелов, когда в 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами) имела весьма печальные последствия, в последнее столетие существования Византии многие вновь стали возлагать надежды на союз с латинянами, ради которого были готовы даже предать Православие.

Например, в 1369 году Иоанн V явился в Рим, принял католичество и присягнул на верность папе Римскому, но напрасно: гибнущей империи не слишком помогали и посылаемая помощь была не пропорциональна угрозе.

Наиболее крайним выражением этого движения в сторону Запада стало заключение унии на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 годов.

Хотя император Мануил II на смертном одре завещал своему сыну и наследнику Иоанну VIII не возлагать больших надежд на унию, говоря, что примирение между греками и латинянами невозможно, сын не послушал отца и решил любой ценой добиваться унии с Римом.

Римский папа Евгений IV охотно принял эту идею, пригласив православных провести Собор в Ферраре и пообещав полностью оплатить их расходы. Это было выгодно Римскому папе для упрочнения своих внутренних позиций, ибо в то время в Римской Церкви был раскол: архиереи, не признающие Евгения, собрались на Базельский Собор. Справедливо замечает один латинский историк, говоря: «Насмеялся Восток безумию латинян, которые, будучи во взаимном расхождении, искали объединения других».

Самой яркой фигурой, отстаивавшей Православие на Соборе, стал святитель Марк Эфесский, имевший полномочия представлять патриархов Александрийского и Антиохийского.

24 ноября 1437 года греческая делегация, в которую входили Константинопольский патриарх Иосиф и 22 епископа и которую возглавлял император Иоанн Палеолог, отбыла в Италию. Византийцы искренне верили, что на Соборе удастся заключить единение на основе православного учения. Перед отправлением патриарх сказал, что они ничего не уступят из тех традиций Святой Церкви, которые приняли, и готовы, если надо, и умереть за них, ибо что может быть славнее мученического венца? Заключил он свою речь словами: «Пойдем - и возвратимся. Пойдем с опасностью; возвратимся с победой и трофеями!»

Однако получилось все совсем не так. Обсуждение началось с вопроса о чистилище, по которому, по мнению императора, не составит труда достигнуть согласия. Но разгоревшаяся полемика показала как принципиальное различие учений православных и католиков, так и нежелание католиков хоть в чем-либо поступиться своими взглядами. Это еще яснее стало при обсуждении вопроса о filioque. Вскоре не оставалось сомнений в том, что католики стремятся подчинить себе Православную Церковь. Было понятно, что на это согласен и император, не без внутренних борений решившийся пожертвовать Православием ради интересов империи. Святитель Марк Эфесский остался единственным защитником веры, в конце концов император и вовсе повелел арестовать его.

Уния была подписана всеми, кроме святителя Марка, который так писал о свершившемся: «Мы просили их придти к доброму тому соглашению, которое мы имели раньше в отношении нас самих и наших отцев, когда не было между нами раскола. Говорить это, казалось, петь глухим ушам, или кипятить камень, или сеять на камне, или писать на воде, или другое подобное, что говорится в пословицах в отношении невозможного».

Подписание унии, однако, не принесло большой пользы империи. Зато добавило раздору в византийское общество. Восточные патриархи и Русская митрополия прекратили общение с константинопольскими униатскими патриархами и осудили унию как ересь. Народ отверг унию, и на униатские богослужения в Святой Софии никто не ходил. Императору с трудом удалось найти кандидата на престол константинопольского патриарха, патриарха-униата бойкотировали почти все клирики. Святитель Марк Эфесский был лишен сана, однако народ именно его считал главным выразителем Православия.

В 1440 году папа Евгений провозгласил-таки крестовый поход против турок. Он смог собрать армию, состоявшую главным образом из венгров, которая в 1444 году переправилась через Дунай. Однако султану Мураду удалось разгромить силы крестоносцев под Варной, на берегу Черного моря.

Утверждение унии для Византии не принесло ничего, кроме разделения в обществе, падения авторитета императора в народе и смуты. В Константинополь прибыли военные послы из Италии, которым император доверил возглавлять оборону осажденного города. Но народ не желал служить латинским генералам, и более того, не желал защищать императора - предателя православной веры.

И в 1453 году латинский Запад не оказал существенной помощи погибающему Константинополю, а несколько тысяч генуэзцев и венецианцев сражались здесь не по благословению папы, а по собственному выбору, защищая свои коммерческие интересы и свое имущество.

Упадок нравов, увлечение язычеством, отступничество от Православия

Одной из главных причин постигших Византию бедствий сами греки - те немногие подлинно духовные лица того времени - называли чудовищное падение нравов в обществе.

Вот как описывает его один анонимный автор последнего столетия империи: «Большая часть из нас не знает, что значит быть христианином, а если и знают, не спешат жить сообразно с этим; священники наши, как и прочий народ, еще до брака вступают в связи с их будущими женами; за подарок духовные отцы прощают грехи и допускают до причастия; монахи, хвалящиеся девственностью, без стыда живут вместе с монахинями; имя врага Креста (диавола) не сходит у нас с языка: им мы обзываем друг друга; мы даем какую угодно клятву и ежечасно нарушаем ее; мы оскорбляем, как не делают того и нечестивцы, православную веру, закон, святое; за деньги мы отдаем своих малолетних дочерей на растление; гадаем на иконах, по встречам людей, по крику птиц, по карканью ворон; празднуем календы, носим мартовские амулеты, вопрошаем о будущем, прыгаем через зажженный костер; носим талисманы на шее и ворожим на зернах. Добродетель все больше и больше исчезает, а грех все усиливается. Наши власти несправедливы, чиновники корыстолюбивы, судьи подкупны, все безнравственны, девы хуже блудниц, священники невоздержны».

Это время особенно характеризуется развратом и даже культом разврата в обществе. Тогда «в Византии было множество публичных домов и большой наплыв женщин легкого поведения». Более того, богатые византийцы развешивали по стенам своих жилищ непристойные картины.

Другая черта - массовое пьянство. Патриарх Иоанн Калека (XIV в.), обращая внимание клира на распространение среди константинопольцев различных пороков, навлекающих гнев Божий, особенно упоминает о распространении пьянства в столице.

Наконец, в это время среди православного в прошлом народа как никогда распространяются оккультизм, суеверия, кощунства и религиозное невежество. Византийцы любили гадать, и гадали они на всем. Особенно популярны были гадания на предметах наиболее священных. Ворожеи «сидели у церквей и у святых икон и объявляли, что от них можно узнать будущее, как будто имели они дух Пифона». Кроме того, в Византии было бесчисленное множество гадателей, считавших себя волхвами и магами в строгом смысле этих слов.

Отступничество от Православия и образом жизни, и уклонением в язычество имело место не только в среде простого народа, но и среди ученейших людей того времени.

Нужно сказать, что, несмотря на общий экономический и политический упадок Византии в последнее столетие своего существования, гибнущее государство XIV и XV веков являлось центром живой и высокой культуры - умственной и художественной. Константинопольские школы процветали, и молодые люди приезжали туда учиться не только из далеких греческих областей, но даже из других стран. Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, писал впоследствии, что в дни его юности любой итальянец, претендующий на то, чтобы называться ученым, должен был повсюду утверждать, что учился в Константинополе. Последнее столетие Византии было золотым веком для науки, искусства и литературы в Константинополе, Фессалонике и Мистре. Словно бы накануне всеобщего падения вся Эллада собирала умственную энергию, чтобы засветиться последним блеском.

Однако величайшие ученые того времени открыто возвращались к древнегреческому язычеству. Крупнейший ученый начала XV века Гемист Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-римским язычеством. В его религиозно-политической утопии «Законы» предусматривались богослужения Зевсу и другим божествам греческого пантеона, в своих сочинениях он не упускал случая сделать нападки на христианство, вел борьбу против духовенства и в особенности против монашества, утверждал, что в будущем все христиане обратятся в язычество.

Своими идеями он заражал и учеников. О том, каким духом они были проникнуты, говорит тот факт, что, когда Плифон умер, его почитатель Виссарион, митрополит Никейский, а впоследствии папский кардинал, написал письмо к его детям, в котором говорил: «Дошло до меня, что общий наш отец и учитель, оставив все земное, переселился на небо в светлую страну, чтобы с Олимпийскими богами участвовать в таинственной пляске» (то есть вакханалиях).

Церковь в лице своих лучших представителей пыталась бороться с этим. В частности, было провозглашено суровое предупреждение, возглашавшееся в церквях каждый год: «Изучающим языческие науки, и не ради одной лишь образованности в них упражняющимся, но и мнения их суетные приемлющим, - анафема!»

Однако тогдашняя интеллигенция мало считалась с мнением Церкви. Тот же Плифон пользовался поддержкой и покровительством императора.

Итак, язычество и суеверия весьма распространились в то время как среди простого народа, так и среди образованных людей, еще более усугубляя греховный образ жизни общества.

Никифор Григора так свидетельствует об этом: «С течением времени исчезли добрые обычаи, которые словно погрузились на дно морское; и вот души всего христианского мира блуждают точно по какой-нибудь непроходимой и безводной пустыне. Люди впали в бессмысленное состояние, и не стало человека, который мог бы сам решить, что полезно и какими признаками отличается благочестие от нечестия… Общество перестало бояться Бога и стыдиться людей».

Подвижник и богослов Иосиф Вриенний (1350-1432), ученик святого Григория Паламы, учитель святителя Марка Эфесского и друг святителя Фотия, митрополита Московского, будучи в то время в Константинополе, регулярно проповедовал в дворцовой церкви Христа Спасителя императору, его окружению, советникам и тысячам людей. Его позже спрашивали: «Рады ли вы тому, что тысячи людей слушают ваши проповеди?» Он ответил: «Они могут слушать, но не оставляют свои грехи и не раскаиваются. Они приходят сюда для развлечения. Из-за этого я возвращаюсь в свою келью, чтобы оплакивать мои грехи и грехи народа, ибо город станет турецким».

Великий дука Нотарас тогда сказал: «В Ветхом Завете написано, что, даже если город имеет пять праведников, Бог не будет уничтожать его. Разве мы не нашли бы двадцать или даже десять человек в нашей империи, из всех тысяч монахов, монахинь и духовенства, чтобы сдержать гнев Божий?» На что Иосиф ответил: «К сожалению, нет даже пяти».

Дука возразил, но Иосиф продолжил: «Император виновен в несправедливых законах империи. Патриарх виновен в рукоположении многих недостойных людей. Воины виновны во всех незаконных действиях, насилиях, грабежах, совершаемых армией везде, куда бы они ни пошли. Родители и учителя виновны в дурных примерах, которые они устанавливают для своих детей. Итак, каждый непосредственно или косвенно ответственен за зло, которое существует в империи».

Именно поэтому Иосиф Вриенний предупреждал современников: «Когда увидите карающий перст Божий, не удивляйтесь, за что и почему он приближается. Лучше восхититесь Божиим милосердием, ибо нет зла, которое не нашло бы места среди нас… Большинство из нас не отдают себе отчета в том, что значит быть православными, пренебрежительно относятся ко всему, что Божие. Такое положение вещей, если не изменится к лучшему, приведет нас к заслуженной каре».

«Исламский соблазн»

Главной внешнеполитической угрозой в последний век существования Византии были турки-османы, которые все ближе подбирались к столице, захватывая новые и новые христианские области.

Одним из последних византийских императоров был Мануил II Палеолог (1391-1425).

Его жизнь - яркий пример той политической разобщенности византийского общества, которая все более ослабляла государство, ибо многие влиятельные люди думали не о благе государства, а лишь о том, как пробиться к власти, нередко прибегая при этом к военной помощи мусульман.

В 1373 году отец Мануила император Иоанн V Палеолог объявил его соправителем. В 1376 году старший брат Мануила Андроник IV при поддержке султана Мурада I (1362-1389) устроил переворот и заточил своих отца и брата в темницу Влахернского дворца. Тремя годами спустя Иоанну и Мануилу удалось бежать к Мураду и на унизительных условиях договориться о восстановлении их прав.

В 1390 году, когда Иоанн VII при посредстве султана Баязида I (1389-1402) сверг своего деда Иоанна V, Мануил вернулся в Константинополь, сослал племянника и вернул отца на трон. После этого он был вызван к султану и находился при нем как вассал во время его походов против Сулеймана Паши. Когда Иоанн V умер в феврале 1391 года, Мануил бежал из ставки султана в Константинополь и годом спустя был коронован патриархом Антонием IV.

Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии, но султан подступил к столице и осадил ее. Это была самая продолжительная в истории Константинополя осада: она продолжалась с 1394 по 1402 годы.

За помощью в борьбе против турок Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Некоторые европейские правители откликнулись и отправили свои войска, но те потерпели сокрушительное поражение в сражении у Никополя 25 сентября 1396 года. Помощь пришла с неожиданной стороны: Баязид разбили в 1402 году монголы. Турки должны были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи.

Когда Мануил находился в Анкаре, в лагере Баязида, он познакомился там с известным кади, которого называет мударрисом. С октября по декабрь 1391 года они не раз беседовали о вере. Следствием этих бесед стали «Двадцать шесть диалогов с персом». Треть диалогов - полемические: они содержат критику ислама; две трети - апологетические: они защищают христианское вероучение.

Именно в контексте этих бесед прозвучала знаменитая фраза, которую пять веков спустя повторил папа Римский Бенедикт XVI, вызвав волну мусульманского возмущения и насилия по всему миру.

Кстати, именно в это последнее столетие существования Византии, когда особенно ощущался натиск мусульман и стали частыми поражения от них, возникает большое количество богословских трудов, посвященных опровержению ислама: это и многотомные сочинения Иоанна VI Кантакузина, и письма из турецкого плена святого Григория Паламы, и диалоги Мануила II, а также противомусульманские сочинения Макария Макреса, Иосифа Вриенния, святого Симеона Фессалоникийского и других. Сочинения эти очень высокого уровня. Проигрывая мусульманам в военно-политическом отношении, византийцы побеждали их в богословском.

Однако тут не было полного единства в византийском обществе. Помимо тех, кто готовы были принять католичество, лишь бы заключить союз с Западом против ислама, были и такие, кто, напротив, хотели перейти под власть турок ради противостояния Западу. Таковы были два соблазна того времени, и вред их был в том, что каждый из них ослаблял волю и парализовал желание византийцев отстаивать свою страну, свою веру, свою самобытность.

И если в фигуре святителя Марка Эфесского мы видим того, кто изобличал и противостоял католическому соблазну, то в фигуре святого Симеона Фессалоникийского является нам борец против соблазна исламского.

Святой Симеон написал несколько сочинений против ислама, наиболее важным из которых является «Послание в поддержку благочестия, против агарян». Послание адресовано христианскому населению Анатолии, Кесарии, Анкиры и Гангр - греческих городов, недавно попавших под власть мусульман. Святой Симеон дает конкретные наставления, как вести себя христианам, живущим в мусульманском окружении. На протяжении всего послания по-разному объясняется одна и та же мысль: необходимо исповедовать свою веру перед неверующими, чем бы это ни грозило. Святитель наставляет, что если кто более слаб в вере, тот пусть уезжает и не живет среди мусульман. Тот же, кто силен, тот пусть остается и свидетельствует среди них о Христе.

Кроме того, он написал особое сочинение против вышеупомянутого «исламофильского» соблазна - «Наставление в равной степени о стоящих за Христа и отечество и порицание против думающих о нечестивых». В этом обращении к Фессалоникийской пастве и «ко всем христианам» святой Симеон уговаривает противостоять до смерти туркам, говоря, что турки есть орудия диавола. Всякий намеревающийся или пытающийся передать город туркам с силою предан будет анафеме.

Святитель скончался в архипастырских трудах в сентябре 1429 года, когда город был осажден мусульманами. До самой кончины он укреплял и воодушевлял защитников, и, пока жив был святитель, турки не могли взять город. Спустя же полгода после его смерти, в марте 1430 года, Фессалоники после длительной осады пали и окончательно перешли в руки турок.

В контексте «исламофильского» соблазна примечательная судьба дуки Нотараса, того самого, который беседовал с Иосифом Вриеннием о числе праведников Константинополя. Именно ему приписывают известное изречение по поводу униатской политики императора: «Для нас лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара». После захвата города султан Баязид даровал свободу и гарантии неприкосновенности дуке и его семье. Но днем позже он потребовал, чтобы дука отдал ему в гарем своего сына, и когда Нотарас отказался, то перед ним были обезглавлены его дети, а после них и сам он принял смерть.

Падение Константинополя

Итак, население Византии в последнее столетие все более отступало от Православия - предаваясь язычеству, суеверию, порокам, с одной стороны, междоусобным войнам и восстаниям - с другой, желаниям к принятию католицизма - с третьей и желанию перейти под власть турок - с четвертой. Оно не имело в себе духовной и нравственной силы защищаться. Большинство греков предпочитало покинуть Константинополь и уехать на Запад или, оставшись, бездействовать, чем оборонять его.

Перед лицом надвигавшейся угрозы со стороны султана Мухаммеда II последний император, Константин XI, не имел ни финансовых, ни военных ресурсов для того, чтобы достойно подготовиться к обороне. Население в большинстве своем не желало ни жертвовать свои деньги для укрепления стен и наема войск, ни идти в ополчение. На призыв императора Константина XI об ополчении из более чем стотысячного населения города откликнулись лишь 4973 человека. И 150-тысячной армии Мухаммеда должна была противостоять буквально кучка, вооруженная заржавленным оружием, отысканным где-то в арсеналах. Большинство жителей было уверено, что защищать столицу нет необходимости.

Богачи, отвечая на призывы императора, рекомендовали ему «продавать святые чаши и другие богослужебные сосуды и использовать золото Церкви, чтобы защитить империю». Когда же султан захватил город, они сами поднесли ему множество золотых слитков. Увидев это, Мухаммед II рассердился и спросил: «Если у вас было так много золота, почему вы не предлагали его вашему императору, когда он просил о поддержке, чтобы защитить империю?»

Простой народ не желал воевать, объясняя свое нежелание либо ненавистью к унии, либо же распространившимися в народе лжепророчествами о том, что, якобы, когда турки войдут в город и дойдут до храма Святой Софии, то тогда сама Богородица начнет их поражать и совершенно уничтожит. Веря этому ложному предсказанию, при штурме города некоторые не только горожане, но и защитники города бросали свои посты и бежали в собор, где собралось множество народу. Турки же, дойдя до храма, принялись вязать всех собравшихся там, разбирая их, как добычу.

Перед штурмом султан предлагал императору отдать город без боя и взамен этого сохранить жизнь себе и жителям. На это Константин отвечал: «Владей несправедливо похищенными у нас укреплениями и землей - мы признаем это справедливым; отстригай и дани, такие, какие по нашей силе мы можем ежегодно дать тебе, - и уйди в мире. А отдать тебе город не в моей власти, да и не во власти обитающих в нем. Ибо, по общему нашему решению, все мы добровольно умрем и не пощадим жизни нашей».

Сам Константин XI погиб во время штурма, сражаясь с мечом в руках, оставленный в одиночестве бежавшими подданными. Голова его позднее была прибита к вратам Константинополя.

По свидетельству историка Дуки, во время штурма случилось так, что туркам удалось в одном месте прорвать оборону и обойти защищающихся греков с тыла. «Итак, и цель их и забота защитников были направлены против тех, кто (атаковал снизу). Вдруг видят они стрелы, устремляющиеся на них сверху и поражающие их. Посмотрев вверх, видят они и там турок: увидев же, обратились в бегство. И, не будучи в состоянии войти чрез ворота, называемые Харсийскими, теснят они в толпе друг друга; те же, которые имели больше сил, растаптывая слабых, входили.

Тогда войско тирана, увидев бегство ромеев, в один голос завопив, вбежало за наружную стену, топча несчастных и убивая. Ворвавшись туда, они не могли вступить в ворота внутренней стены, потому что те были загорожены телами упавших и испустивших дух. Поэтому весьма многие стали входить в город со стен через их развалины, а выходящих им навстречу убивали.

Царь же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: “Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?” Ибо он был совершенно покинут всеми. Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его; но и он дал турку ответный удар; другой же из турок, оказавшийся позади царя, нанес ему смертельный удар, и он упал на землю. Ибо они не знали, что это царь; но, умертвив его, оставили, как простого воина. Когда же турки вошли, не потеряли они никого, кроме троих».

О причинах падения Византии всего век спустя после этих печальных событий преподобный Максим Грек писал так: «Где высота и беспримерная слава бывших во власти, славных премудростию, всякою добродетелью, благими узаконениями и православною верою христианских царей, царствовавших в славном и благочестивом граде Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия, который, подобно солнцу, просвещал всю вселенную чрез архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не все ли это уже много лет порабощено и подчинено измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а напротив, касательно нас все приходит к худшему, а их положение делается все славнее. Поймем же, в какое злосчастное положение пришли дела у нас, бедных греков: как лишились мы всех вообще благ тех, и умалихомся паче всех язык и быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас, говоря словами Божественного Писания. Где ныне те превышающая ум и слово чудеса Пречистой Божией Матери, которые совершались в этом граде, избавляя его, сверх всякой надежды, от частых нападений варварских? Почему все это ныне погасло? Почему ныне не восстает Градохранительница и Владычица его на заступление и избавление? Очевидно, что по причине неисцельных беззаконий, на которые прежде дерзнули в сем граде праотцы наши. Не так ли божественное песнопение говорит о нечествовавших подобно нам иудеях: Обаче за льщения их положил ecu им злая, низложил ecu я , внегда разгордешася. Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое у яко coниe востающаго (Пс. 72: 18-19)?» (Слово второе к благочестивым против богоборца Магомета).

Думается, в этом главный духовный урок, который может преподать судьба Византии русским, а также всем православным народам, состоящим в Завете с Богом, заключенном в крови Христовой.

Византийская империя в середине XII века всеми силами отбивалась от нашествия турок и нападений венецианского флота, неся при этом огромные людские и материальные потери. Падение Византийской империи ускорилось с началом крестовых походов.

Кризис Византийской империи

Крестовые походы против Византии ускорили её распад.После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году, Византия была поделена на три независимых друг от друга государства-Эпирскую, Никейскую и Латинские империи.

Латинская империя со столицей Константинополем просуществовала до 1261 года. Осев в Константинополе, вчерашние крестоносцы, основную массу которых составляли французы и генуэзцы, продолжали и дальше вести себя как захватчики. Они глумились над святынями православия и уничтожали предметы искусства. Кроме насаждения католицизма иноземцы обложили и так обедневшее население непомерными налогами. Православие стало объединяющей силой против захватчиков насаждавших свои порядки.

Рис. 1. Богоматерь у Распятия. Мозаика в церкви Успения в Дафни. Византия 1100г..

Правление Палеологов

Император Никеи Михаил Палеолог был ставленником аристократической знати. Ему удалось создать хорошо обученную маневренную никейскую армию и овладеть Константинополем.

  • 25 июля 1261 года войска Михаила VIII взяли Константинополь.
    Очистив город от крестоносцев, Михаил был венчан на императорство Византии в соборе Святой Софии. Михаил VIII пытался стравить между собой двух грозных соперников-Геную и Венецию, хотя позднее был вынужден отдать все привилегии в пользу последней. Несомненным успехом дипломатической игры Михаила Палеолога стало заключение унии с папой в 1274 году. В результате унии удалось предотвратить очередной крестовый поход латинян на Византию во главе с герцогом Анжуйским. Однако уния вызввала волну недовольства во всех слоях населения. Несмотря на то что император взял курс на реставрацию старого социально-экономического строя, он смог лишь отсрочить надвигающийся закат Византийской империи.
  • 1282-1328 гг. Период правления Андроника II.
    Этот император начал своё правление упразднением унии с Католической Церковью. Годы правления Андроника II отмечены неудачными войнами против турок и дальнейшей монополизацией торговли венецианцами.
  • В 1326 году Андроником II были предприняты попытки возобновить отношения между Римом и Константинополем ,
    однако переговоры зашли в тупик из-за вмешательства патриарха Исайи.
  • В мае 1328 года в ходе очередных междоусобных войн Андроник III, внук Андроника II штурмом взял Константинополь.
    В годы царствования Андроника III внутренней и внешней политикой ведал Иоанн Кантанкузин. Именно с ведома Иоанна начал возрождаться военный флот Византии. С помощью флота и высадки десанта византийцами были отвоёваны острова Хиос, Лесбос и Фокиды. Это был последний успех византийских войск.
  • 1355 год. Полновластным правителем Византии стал Иоанн Палеолог V.
    При этом императоре был потерян Галлиополий, а в 1361 году под ударами турок-османов пал Адрианополь, который затем стал центром концентрации турецких войск.
  • 1376 год.
    Турецкие султаны стали открыто вмешиваться во внутреннюю политику Византии. Например, с помощью турецкого султана византийский трон занял Андроник IV.
  • 1341-1425гг. Правление Мануила II.
    Византийский император постоянно ездил на паломничество в Рим и искал помощи Запада. Не найдя в очередной раз союзников в лице Запада, Мануил II был вынужден признать себя вассалом Османской Турции. и пойти на унизительный мир с турками.
  • 5 июня 1439 года. Новым императором Иоанном VIII Палеологом была подписана новая уния с Католической Церковью.
    Согласно договору, Западная Европа обязывалась оказывать военную помощь Византии. Как и его предшественники, Иоанн предпринимал отчаянные попытки пойти на унизительные уступки ради заключения унии с папой. Русская Православная Церковь новой унии не признала.
  • 1444 год. Поражение крестоносцев под Варной.
    Не до конца укомплектованное войско крестоносцев, частично состоявшее из поляков и большей частью из венгров попало в засаду и было полностью вырезано турками-османами.
  • 1405-29 мая 1453 год.
    Правление последнего императора Византии Константина XI Палеолога Драгаша.

Рис. 2. Карта Византийской и Трапезундской империй 1453 год.

Османская империя давно стремилась к захвату Византии. К началу правления Константина XI у Византии оставался лишь Константинополь, несколько островов в Эгейском море и Морея.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

После оккупации Венгрии турецкие войска под руководством Мехмеда II вплотную приблизились к воротам Константинополя. Все подходы к городу были взяты под контроль турецкими войсками, все транспортные морские пути перекрыты. В апреле 1453 года началась осада Константинополя. 29 мая 1453 года город пал, а сам Константин XI Палеолог погиб, сражаясь с турками в уличном бою.

Рис. 3. Вступление Мехмеда II в Константинополь.

29 мая 1453 года историками принято считать датой гибели Византийской империи.

Западную Европу ошеломило падение центра Православия под ударами турецких янычар. Вместе с тем ни одна Западная держава толком не оказала помощи Византии. Предательская политика западноевропейских стран обрекло страну на гибель.

Причины падения Византийской империи

Экономические и политические причины падения Византии были взаимосвязаны между собой:

  • Огромные финансовые затраты на содержание наёмной армии и флота. Эти затраты били по карману и без того обнищавшего и разорившегося населения.
  • Монополизация торговли генуэзцами и венецианцами вызывало разорение венецианских купцов и способствовало упадку экономики.
  • Центральная структура власти была крайне нестабильна из-за постоянных междоусобных войн, в которые, к тому же вмешивался султан.
  • Погрязший во взятках аппарат чиновников.
  • Полнейшее безразличие верховной власти к судьбам своих сограждан.
  • С конца XIII века Византия вела непрекращающиеся оборонительные войны, которые вконец обескровили государство.
  • Окончательно подкосили Византию войны с крестоносцами в XIII веке.
  • Отсутствие надёжных союзников не могло не сказаться на падении государства.

Не последнюю роль в падении Византийской империи сыграла предательская политика крупных феодалов, а также проникновение иноземцев во все культурные сферы уклада жизни страны. К этому стоит добавить и внутренний раскол в обществе, и неверие различных слоёв общества правителям страны, и в победу над многочисленными внешними врагами. Неслучайно многие крупные города Византии сдавались без боя туркам.

Что мы узнали?

Византия была страной, обречённой на исчезновение в силу многих обстоятельств, страной, неспособной на перемены, с насквозь прогнившим чиновничьим аппаратом, да к тому же окружённой внешними врагами со всех сторон. Из описываемых событий в статье можно кратко узнать не только хронологию распада Византийской империи до её полного поглощения Турецкой империей, но и причины исчезновения этого государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 175.

В середине XIV века Византийская империя была совершенно обескровлена гражданскими войнами, междоусобицами, захват Византии турками-османами был лишь вопросом времени. Ничтожным силам Византии противостоял могущественный враг. Ни сократившаяся до ничтожных размеров Византия, ни итальянские республики не могли организовать сопротивления туркам. Завоевательные войны османов проводились под лозунгами борьбы за мусульманскую веру против «неверных». В войсках царила ненависть к христианам. Именно поэтому Византия и была наиболее удобной мишенью для османской знати. Это усугублялось еще и ее военной слабостью.

При преемнике Османа -- Урхане (1326--1362) турки завоевали практически все византийские владения в Малой Азии, которые были самыми богатыми областями Византийской империи.

Султан Мурад I продолжал завоевательную политику и овладел такими крупными центрами, как Адрианополь (который вскоре стал столицей турецкого государства) и Филиппополь и продвинулся на запад, по направлению к Фессалонике. Вскоре после этого турки захватили почти всю Фракию и начали вторжение в болгарские земли. Византийский император Иоанн V приступил к исправлению городских стен и возведению укреплений, но султан приказал ему разрушить все постройки, а в случае отказа обещал ослепить сына императора и наследника Мануила, находившегося в то время при дворе Баязида. Иоанн вынужден был исполнить это требование. Это унижение ускорило кончину престарелого императора. После его смерти Мануил бежал и, достигнув Константинополя, был коронован императором.

Вскоре после этого Византии пришлось пережить блокаду. По свидетельству византийского историка Дуки, посол Баязида предъявил новому императору такие требования: «Если ты хочешь исполнять мои приказания, затвори ворота города и царствуй внутри него; все же, что лежит вне города, принадлежит мне». Мануил отказал султану и с этого момента Константинополь находился в осаде. окрестности Константинополя были опустошены, город изолирован с суши. Блокада длилась в течение семи лет, связь с внешним миром поддерживалась лишь с моря. В городе начался голод, болезни, росло недовольство населения. Избавление пришло от войска Тимура (Тамерлана), который разбил армию Баязида в битве при Анкаре (1402). Это обстоятельство отсрочило гибель Византийской империи еще на половину столетия.

Преемником Баязида I стал его сын Мехмед I (1402--1421), который проводил миролюбивую политику в отношении Византии. После смерти Мехмеда I произошли коренные перемены: новый султан, Мурад II (1421--1451) вернулся к агрессивной политике. И снова удар турок обрушился на Византийскую империю: султан летом 1422 года осадил Константинополь и попытался штурмом взять город. Однако, приступ был отбит героическими усилиями населения. Осада оказалась неудачной, но это была прелюдия событий 1453 года. Еще тридцать лет Константинополь ожидал трагической, неминуемой гибели.

Империя распалась на отдельные мелкие уделы, продолжали расти экономические проблемы: упадок торговли и товарно-денежных отношений, которые возникли вследствие постоянных войн. При Иоанне VIII территория империи была довольно-таки скромной. Незадолго до смерти своего отца он уступил султану некоторые фракийские города. Власть Иоанна простиралась лишь над Константинополем и его ближайшими окрестностями. Прочие же части государства находились в управлении его братьев в виде отдельных независимых уделов. 31 октября 1448 г. в Константинополе скончался Иоанн VIII, подавленный успехами врагов и отчаявшийся спасти свое государство. Его преемником стал Морей Константин. Ему принадлежала территория, которая ограничивалась Константинополем с его ближайшими окрестностями во Фракии. В это время к власти пришел сын Мурада II-- султан Мехмед II (1451--1481).

Причиной того, что Османская империя столь страстно хотела завоевать Византию, нельзя назвать лишь религию или расширение территорий. Интересно мнение Георгия Львовича Курбатова по этому вопросу: «В новых условиях перед Османской империей все более насущной задачей вставало соединение балканских и азиатских областей империи. Константинополь становился главной помехой. Дело заключалось не только в факте его существования. Причины лежали и глубже, в самом развитии Османской империи. Считают, что именно с восприятием византийского и балканского наследия, его феодальной подосновы, складывались более развитые формы Османского феодализма. Только опираясь на балканские владения можно было преодолеть угрожающий разрыв между более отсталой азиатской частью империи и балканской. Поэтому было необходимо более жесткое их «сопряжение». Соединение двух частей империи становилось все более необходимым. Участь Византии была решена.».

На европейском берегу Босфора была построена крепость Румели- Хиссар, а на азиатском, несколько раньше, - Анатоли-Хиссар. Теперь турки прочно обосновались на обоих берегах Босфора и отрезали Константинополь от Черного моря. Борьба вступила в заключительную фазу.

Император Константин начал подготовку к обороне города: чинил стены, вооружал защитников города, запасал продовольствие. В начале апреля началась осада Константинополя. Армия Мехмеда II составляла 150 - 200 тысяч воинов, турки использовали бронзовые пушки, выбрасывающие на далекое расстояние ядра. Турецкая эскадра составляла около 400 судов. Византия могла выставить лишь защитников города да небольшое число латинских наемников. Георгий Сфрандзи рассказывает, что с началом осады города были проверены списки всех жителей Константинополя, способных защищать город. Всего оказалось 4973 человека, способных держать оружие, вдобавок около 2 тысяч иностранных наемников. Флот защитников Константинополя насчитывал около 25 судов.

Сначала турки начали штурмовать стены с суши. Однако, несмотря на огромное превосходство, осажденные успешно отбивали атаки и турецкие войска длительное время терпели неудачи. Очевидец событий Георгий Сфрандзи писал: «Было удивительно, что, не имея военного опыта, они (византийцы) одерживали победы, ибо, встречаясь с неприятелем, они мужественно и благородно делали то, что свыше сил человеческих» . 20 апреля произошло первое морское сражение, окончившееся победой византийцев. В этот день прибыли четыре генуэзских и один византийский корабль, которые везли войска и продовольствие в Константинополь. Перед входом в Золотой Рог они приняли бой с турецким флотом. Победа была одержана благодаря военному опыту и искусству византийских и генуэзских моряков, лучшему вооружению их кораблей, а также «греческому огню». Но эта победа, к сожалению не изменила хода событий.

Мехмед II решил осадить город не только с суши, но и с моря и приказал туркам за одну ночь перетащить около 80 кораблей по суше в Золотой Рог. Это было тяжелым ударом для осажденных, произошел коренной перелом в пользу турок.

Генеральный штурм города был назначен султаном на 29 мая. Последние два дня перед сражением обе стороны провели в приготовлениях: одна -- к последнему штурму, другая -- к последней защите. Об этом пишет Александр Александрович Васильев: «Древняя столица христианского Востока, предчувствуя неизбежность роковой для себя развязки и зная о предстоящем штурме, провела канун одного из величайших исторических дней в молитве и слезах. По распоряжению императора, крестные ходы, в сопровождении громадной толпы народа, певшей «Господи, помилуй», обходили городские стены. Люди ободряли друг друга, чтобы в последний час битвы оказать храброе сопротивление врагу.»

29 мая 1453 года турецкие войска двинулась на Константинополь. Сперва перевес был на стороне осажденных, однако силы были неравны, и, к тому же к стенам Константинополя прибывали все новые и новые отряды турок. Очень скоро турки ворвались в осажденный город. Нестор Искандер пишет об этом: «Когда же подоспел Балтаулий с большими силами, то встретили его стратиги у разрушенного места, но не смогли сдержать его, и пробился он в город со всеми своими полками, и напал на горожан. И завязалась битва еще более ожесточенная, чем прежде, и погибли в ней стратиги, и мегистаны, и вельможи все, так что из многих мало кто смог потом принести весть цесарю, а погибших горожан и турок не счесть.» . Сам император погиб в сражении с турками. Ворвавшись в город, турки перебили остатки византийских войск, а затем стали истреблять всех, кто встречался на их пути, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Турки захватывали население в плен, стариков и младенцев убивали, уничтожали дворцы и храмы, памятники искусства.

29 мая 1453 года пал знаменитый и некогда богатейший город-- Константинополь, а с его падением прекратила свое существование и Византийская империя.