Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Причины, симптомы, мистическая составляющая и мнение священнослужителей. Почему в церкви становится плохо

Вопрос читателя:

Не знаю, как быть. Каждое посещение храма (почти каждое) связано для меня с болезнью. Захожу здоровой – выхожу больной. А здоровья и так кот наплакал.
Иду, исповедуюсь, причащаюсь и сваливаюсь с гриппом. Если езжу в паломничество, то болезнь проходит еще хуже. Все началось с крещения. Крестили в Москве в ледяной купели в начале ноября в не особо протопленной церкви. После – два года температуры, хронический гайморит. Выкарабкиваюсь и снова проваливаюсь в болезни. Снова и снова.
Летом набрала святой воды в храме – подхватила кишечную инфекцию. Я уже и не знаю, как быть, что делать. Длится это уже лет 14. Где взять силы? Советы молиться-поститься слышала. Молюсь каждый день, поститься не могу от слова совсем – язва, да вообще весь ЖКТ на вылет. Охватывают уныние и тоска. Кто бы мог подумать, что поедание мяса может быть наказанием?
Люди вот радостными выходят из храма, а я с ног валюсь – лишь бы до дома дойти да там на кровать рухнуть. А ведь мне всего 46 лет! Заказывала и кирпичики именные по стране и так всегда прошу знакомых в поездках ставить за меня свечечку. Все время хочется хоть чуть-чуть пожить еще, вздохнуть полной грудью, ощутить радость жизни. В этом году схоронила маму. Испытываю по этому поводу весьма смешанные чувства: мне пришлось ухаживать за ней почти год, а она была уже в деменции. День начинался с обвинений в краже денег и заканчивался тем, что “ты квартиру продала, а деньги пропила”. Вроде бы я все, что могла сделала, но грешна – за месяц до ее смерти я не выдержала и наняла сиделку, потому что поняла, что еще немного – и покончу с собой, лишь бы не видеть ее. Со смертью ее облегчения не настало, да и не могло настать, потому что смерть – это всегда ужас, это то, к чему привыкнуть невозможно. Да, исповедовалась, каялась, но легче не стало.
Как и чем жить дальше? Где брать силы, чтобы идти в храм и еще тащить на аркане мужа?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Да… крещение в ледяной воде, да еще и в слабо протопленном помещении не каждый человек выдержит! Вам 46. То есть началась полоса болезней года в 32. И тот, и тот возраст – это еще не такие большие лета и многое можно изменить. Я бы посоветовал Вам очень внимательно отнестись к своему здоровью. Не пожалеть времени и денег, чтобы выяснить, почему у Вас такой слабый иммунитет, и что с ним можно делать. Также, если это возможно (именно возможно, а не в смысле Вам самой не лениво или непривычно) делать упор не на прием лекарств, а на какие-то активные оздоровительные процедуры, в том числе потихоньку (и по совету специалиста) – занятия спортом и укрепление общей физической формы. Если у Вас проблемы с ЖКТ, меню – строго такое, как советует врач. Это и будет Ваш пост. А в постовое время по согласованию с духовником будете как-то изменять молитвенное правило, чтение церковной литературы и так далее. Но здоровье свое прямо вот поставьте во главу угла или почти во главу угла, то есть это – Ваш приоритет. Найдите врача, сама распишите себе режим дня, поймите, что Вам есть, как и когда бывать на свежем воздухе, чем заниматься для поднятия настроения и сил.

Мужа никуда на аркане тащить не нужно! Он взрослый человек, разберется, что к чему. А вот о поддержке его попросите. Не так просто восстанавливать здоровье, и забота, внимание, помощь близкого человека будут актуальны и важны как никогда. Что муж думает о Вашем здоровье? Предпринимает попытки помочь любимой жене? Иногда мужчине сложно понять, что именно делать. Так что поймите, что Вам нужно, и смело его об этом попросите. В храм вот только не тащите. То есть Вам помогать – да, а вот чтобы он под давлением менял свою жизнь – этого требовать Вы не можете.

Далее, обсудите со священником, которому исповедуетесь, обстоятельства Вашей духовной жизни. Может быть, Вам нужно что-то поменять, что-то сделать именно в этом направлении? Тут виднее священнику, который Вас хорошо знает.

Бывает, что физическое состояние человека связано с его духовным и душевным состоянием. Про духовное поговорите с батюшкой. А вот про душевное тоже можно посоветоваться со специалистом-психологом.

В качестве рекомендации могу вам посоветовать обратиться за помощью в Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва).
Старейший Центр кризисной психологии, созданный по благословению Патриарха Алексия II находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже многим людей. Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Пожертвования центру определяются только вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования (или его полного отсутствия). Живущим вне Москвы доступны консультации руководителя центра кризисного психолога по скайпу.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21)

Четвертая заповедь данная Богом гласит: Промни день сий Божий, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20, 8-11).

Таким образом, четвертой заповедью Господь повелевает седьмой день посвящать на служение Господу, на святые и угодные Ему дела. В ветхом Завете праздновался седьмой день недели - суббота (что по древнееврейски значит - покой) в воспоминание о завершении творения Господом Богом мира. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2,2).

В Новом же Завете, со времен свв. Апостолов, стал праздноваться первый день недели - воскресный, в воспоминания Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель в Своей Плоти и Крови явил Пасху Нового Завета и сам стал Новой Пасхой. И это окончательное и полное ее совершение означало одновременно и завершение истории ветхозаветной Моисеевой пасхи, ее замену Пасхой Христовой: «Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор.)

Необходимо сознавать, что каждый воскресный день является малой Пасхой, и сердце христианина должно призывать его в храм, чтобы, радуясь вместе с господом Иисусом Христом, праздновать несравненный день освобождения от смерти. Малой Пасхой для православного христианина является и День Ангела (Именины). Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только день воскресный, но и другие праздники, установленные Церковью.

Большинство из нас являются вольными или невольными нарушителями четвертой заповеди. Богом сказано: чти праздник, а мы работаем, сказано: шесть дней трудись, а мы, иной раз, бездельничаем - значит, нарушаем всю ту же четвертую заповедь.

У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная. Поэтому придаваться в это время развлечениям или труду - значит глумиться над праздником. Но не всякий работающий в праздник согрешает против четвертой заповеди. Если христианин в праздничный день потратит время на святые и Богу угодные дела, то это ему не вменится в грех. Например, если родственник или близкий человек находится в праздник на больничной койке в тяжелом состоянии и свидание с ним принесет ему радость и прилив сил, то необходимо пожертвовать посещением храма, даже если и наметил причаститься. Правда, можно пойти на раннюю службу в 6 часов утра, а затем заняться и другим богоугодным делом, которые не упраздняют, а, наоборот, поддерживают праздничное настроение православных людей.

Итак, в воскресенье и праздник православный христианин должен высвободиться от дел мира сего, связанных с личной материальной выгодой, напряженным попечением о своих житейских делах. Об этом прекрасно поется в Херувимской песне: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Этот день надо целиком посвятить Богу, служению ближнему, своему духовному восхождению.

Как же быть современной женщине, занятой на работе в течение всей седмицы? К субботе-воскресению накапливаются домашние дела, физическая усталость, и порой душа разрывается: и в храм хочется, и дом запускать нельзя.

Воскресный день, часто единственная возможность восстановить физическое самочувствие. Правда, не всегда оное восстанавливается путем долгоспания и долголежания на диване перед телевизором. Часто восстановлению сил способствует именно духовное бодрствование: молитва за литургией, чтение Священного писания, посещение больных, и прочее. Надо помнить, что жена является сонаследницей мужу в благодатной жизни (См. 1 Пет. 8,7) и, как равноправный член Церкви, нуждается в посещении храма, чтении литературы и.т.д. В свете этого в православной семье должен решаться вопрос о распределении домашних обязанностей и разумном приспосабливании ведения хозяйства к конкретным обстоятельствам жизни.

Нельзя также забывать, что есть бесчисленное множество будничных незаметных дел, которые необходимо исполнять по послушанию. Когда душа мечется между желанием пойти в храм или исполнить послушание. В этом случае вспомним слова усмиряющие дух: «Послушание паче поста и молитвы». Евгений Трубецкой замечательно об этом сказал: «Создавая относительные ценности, человек, сам того не замечая, делает нечто другое, неизмеримо более важное: он определяет себя самого, выковывает свой человеческий образ, который либо перейдет в вечную жизнь, либо станет добычей второй смерти. Создание собственного своего образа по образу и подобию Божьему и есть то подлинное, субстанциональное итворческое дело, к которому и призван человек. Относительные ценности служат лишь средством для этого творчества, но сами по себе не выражают его сущности.

Однако в качестве средства эти ценности необходимы. И пища, которой мы питаемся, и одежда, в которую мы облекаемся, и здоровье, которым мы наслаждаемся принадлежат к области благ относительных. И, тем не менее, если я не позабочусь о пище, одежде и здоровье моих ближних, я сам понесу безотносительную утрату. И поскольку относительные ценности служат средствами для осуществления любви, они приобретают высшее освящение, ибо они становятся способами явления безусловного и вечного в мире». Всякий разумный человек поступает в той или ситуации с рассуждением, руководствуясь, прежде всего, искренним чувством христианской совести и любви и особенностями той жизненной ситуации, в которой находится. Если хозяйка дома, забыв о семье, будет проводить все дни Страстной Седмицы в храме, то эта «забывчивость» не прибавит ей спасительной благодати по причине элементарного неисполнения ею приуготовительных к празднику домашних дел.

Поэтому совершенно необходимо планировать и разумно сочетать дела по дому с молитвой в храме. Однако следует учитывать и то, что человеку свойственно оправдывать свою неспособность или нежелание (лень) творить богоугодные дела. Причина всегда найдется: отсутствие времени, «плохое самочувствие», отсутствие настроения, обида, упадническое состояние духа и.т.д. Ссылаясь на подобные причины, некоторые люди годами не могут пойти в храм Божий, исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин.

С другой стороны, есть не так уж мало людей, которые под предлогом необходимости неукоснительно регулярного посещения храма сознательно или неосознанно отлынивают от домашних обязанностей. Для человека верующего не должно быть никаких предлогов, которые бы мешали ему спасаться в этом гибельном и греховном мире. Нам трудно исполнять церковные уставы не потому, что мы физически слабее своих предков, а в силу того, что ослаблено наше духовно-нравственное состояние, которое не способно поднять нас рутиной повседневной будничной жизни.

«Чадолюбивая матерь наша Святая Православная Церковь никого не принуждает к подвигам, превышающим силы, она приемлет всякую посильную жертву, она примет смиренный вздох о том, что не можем исполнить до точности ее спасительных уставов. Она отвергает только тех, которые упорно противятся ей и дерзают находить мудрость ее несовместимой с просвещением века». Жить в мире, но не подражать ему, выбирать «узкий путь и тесные врата» - признак благочестивого и спасительного делания. При этом непременно надо сохранять искреннее отношение к тому, что делаешь.

«Праздники - священные дни, в которые дух наш возвышается над земными попечениями, а душа и тело освобождается от ежедневных, утомительных забот и обязанностей. Они напоминают нам о высоком назначении человека стать наследником блаженной жизни, когда завершится назначенный нам Господом жизненный труд. Поэтому мы должны обязательно быть в храме на праздничном богослужении. Что делать в остальное время, когда закончится служба? Правила святых соборов об этом ничего не говорят. Христианская традиция предписывает благочестивый отдых. Это вполне соответствует смыслу и назначению праздника. Человек должен быть в светлом настроении. Совершенно ясно, что фарисейская строгость, запрещающая всякий труд и занятия, не совместима с духом христианской радости. Надо позаботиться лишь о том, чтобы эти занятия не утомляли нас и не пленяли. Мотивы этих занятий должны быть далеки от корыстолюбия. Словом, в праздники после возвращения из храма допускается легкий, приятный труд, уводящий нас от расслабляющей праздности, которая так часто приводит к унынию» - советует священник Афанасий Гумеров своим чадам.

Существующий принцип «отделения Церкви от государства, а школы от Церкви» ввел в жизнь граждан нашей страны духовную сумятицу, и государство как бы само ограничивает верующего в посещении храма. В нашей стране государством признаны только три церковных праздника: Рождество Христово, Пасха и Троица. Поэтому остальные великие праздники народ Божий проводит на своих рабочих местах. А ведь богатство и мощь государства зависит от духовного потенциала, духовной просвещенности и духовно-нравственной силы народа.

К сказанному выше можно добавить, что причинами для того, чтобы отложить посещение храма, является болезнь или особые жизненные обстоятельства. Церковь - спасительный корабль от житейских бурь в сравнении с утлой лодчонкой, на которой человек-одиночка пытается переплыть грохочущий океан.

Мы все хвалимся верой, но творим ли дела, соответствующие вере? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 19-20). Поэтому верующие часто задают батюшке вопрос: насколько велик грех непосещения храма в Воскресенье или Великий праздник? Мы сами себя спасти не можем, нас спасает Господь Бог по Своей милости и человеколюбию; и в Евангелии говорится, что никто не свят, только один Бог, человеку необходимо подходить к своей жизни внимательно и ответственно. Для определения духовного состояния человека Бог и дал Заповеди Десятисловия (Ветхий Завет), Заповеди Блаженства (Новый Завет) и еще Бог дал человеческой душе совесть. Так вот, своевольное непосещение храма является грехом, таким же по тяжести, как и все остальные грехи.

Верующий человек тянется к благодати, как к дару Божьему, без которого нет нормального духовного самочувствия, и старается не огорчить Создателя своим греховным поведением. Поэтому, если мы будем находиться во Святой, Соборной, Апостольской Церкви Христовой и жить ее жизнью, которая есть Союз Любви, и в которой неизменно по обетованию Божьему пребывает Дух Святой, ниспосылая Свои благодатные дары в Таинствах Церкви, то избежим дьявольских сетей.

ОБЩИЕ ОБЫЧАИ ИЗ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

Древние христиане нам, далеко отставшим от них в благочестии, оставили достойный подражания пример проведения дней воскресных и праздничных. Они всемерно остерегались занятий, отвлекающих от служения Богу, и упражнялись в богоугодном и душеполезном. «Празднуем мы, но празднуем, как угодно Духу. А Ему угодно, чтобы мы говорили или делали что-либо подобающее. И праздновать - значит, у нас приобретать для души блага постоянные и вечные, а не преходящие и скорогибнущие, которые, по моему рассуждению, мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему», - пишет Григорий Богослов.

Во все без исключения дни воскресные и праздничные древние христиане особенно усердно посещали храмы Божии для участия в общественном богослужении. Считалось преступным встречать праздники дома и в состоянии сна. Всю ночь, предшествовавшую празднику, они в храме или в другом месте молитвы читали Священное Писание, пели псалмы, слушали назидательные поучения, встречая утро праздничного дня.

Климент Александрийский упоминает о бдениях в навечерии праздничных дней. Тертуллиан говорит о благочестивом, и в его время уже не новом, обычае христиан проводить ночь накануне праздников в церкви. В «Послании к жене» большим препятствием к вступлению в брак христианки с язычником он считает и то, что, в таком случае, христианка не может уже с прежним своим усердием ходить в церковь Божию на всенощное бдение при наступлении праздников: «Какой муж (идолопоклонник) согласится отпустить жену молиться с верными во время всенощных бдений? Допустит ли он, чтобы она проводила всю ночь в церкви в праздник Воскресения Христова?»

Святитель Григорий Нисский в «Слове на Пасху» описывает свое состояние: «Слух наш оглашался всю ночь словом Божиим, псалмами, пениями и песнями духовными, которые, втекая в душу радостным потоком, преисполняли нас благими надеждами; и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого и возносясь чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство».

МНОГОЛЮДНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИИ

Сколь бы ни были продолжительны бдения, христиане не оставляли святых храмов до окончания Божественной службы. Иоанн Златоуст говорит: «Радуюсь, что вы так усердны к общей матери всех - Церкви, непрерывно стоите в продолжение всей всенощной службы… приносите Творцу немолчное славословие».

Несмотря на предшествовавшие всенощные бдения, христиане текли в храм и в сами праздничные дни. Евангелист Лука в Деяниях святых апостолов замечает, что неотъемлемая принадлежность воскресного дня - общественное собрание, во время которого совершается таинство Евхаристии. Ориген в одной из бесед своих на пророка Исаию упоминает о множестве народа в храме в день воскресный, святые отцы четвертого века с восторгом говорят о стечении народа в храм в праздничные дни. Радость объяла святителя Григория Нисского, когда он вышел предложить народу поучение в праздник Богоявления и увидел столь великое стечение народа в церковь, что «многие, по его словам, не вмещаясь внутри храма, занимали все входы, подобно тому, как пчелы - одни трудятся внутри, а другие летают около улья». Вдохновение, при виде такого усердия пасомых, не оставляет пастыря в продолжение всей проповеди. Он обращается к ним: «Видя вас, во множестве собравшихся на праздник вместе со своими домашними и родными, припоминаю пророческое изречение, которое провозгласил Исаия, предвозвещая многочадие Церкви: «Кто это летит, как облака и как голуби - к голубятням своим?» (Ис. LX, 8), и еще: «Тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить» (Ис. XLIX, 20)

Иоанн Златоуст нередко упоминает в своих беседах о многочисленных собраниях христиан в храме в праздничные дни. «Вас должно хвалить, - говорил он антиохийцам, - за ревность, за то, что вы ни в один воскресный день не покидаете нас, но, оставляя все, приходите в церковь… как на крыльях, слетаетесь к слушанию слова о добродетели и ставите все ниже Божественных слов». В «Слове на Рождество Христово» Златоуст говорит: «Я весьма желал видеть сей день и притом так, чтобы он празднуем был всенародно, как теперь вижу… Ибо пространство храма сего почти тесно для столь многочисленного собрания… Родившийся днесь Спаситель обильно вознаградит вас за эту ревность».

В «Слове на Пасху» того же святителя читаем: «В продолжение семи дней мы собираемся и предлагаем вам духовную трапезу, услаждающую вас Божественными глаголами, дабы каждый день вас поучать и вооружать против дьявола». «Слово на Пятидесятницу» Иоанн Златоуст начинает так: «Опять праздник, опять торжество и опять многочадная и чадолюбивая Церковь украшается великим собранием чад… Многочисленность приходящих, - продолжает он, - есть одежда для Церкви, как и пророк сказал, обращаясь к Церкви: «Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста» (Ис. XLIX, 18). Как целомудренная и благородная жена в одежде, простирающейся до самых пят, кажется благообразнейшей и лучшей, так и Церковь, покрываясь ныне многочисленным вашим собранием, как длинной одеждой, является сегодня более веселой».

Встречая праздники в храме, проводя утро праздничное там же, древние христиане и оканчивали дни праздничные посещением храмов. С наступлением вечера они шли в храм для слушания назидательных поучений и, вероятно, для молитвы. Вечерние собрания христиан для слушания поучений в праздничные дни были также многочисленны, как собрания ко всенощным бдениям и к литургии.

Только какая-нибудь настоятельная нужда, например, болезнь или плен, удерживала некоторых дома. Но христиане не злоупотребляли этими обстоятельствами. Кто был болен, тот в праздничные дни молился дома в часы, назначенные для общественного богослужения и, таким образом, духом соединялся со своими собратьями. Молясь дома, больные однако же скорбели, что не могут пойти в храм. В житии преподобного Сампсона Странноприимца повествуется, что весьма больной царский советник очень переживал, что не может быть в церкви на праздник священномученика Мокия.

Еще большую скорбь чувствовали те, которых постигал тяжелый жребий плена. «Дорога, по которой я шел, - передавал свои чувства в праздник один юноша, находившийся в плену у язычника и потом чудесным образом возвращенный на родину, - пролегала мимо двора христианского, в котором была церковь. В тот час совершалась божественная литургия. Я слышал кондак, который пели святому Георгию: «Возделан от Бога показался еси…» и прочее, потому что был праздник памяти Георгия Победоносца. Пение это тронуло меня до слез».

В жизнеописании мученицы Сиры рассказывается случай, который ясно свидетельствует об одинаковом усердии древних христиан, живших как в спокойные времена, при православных правителях, так и в эпохи гонений, к бдениям в навечерии праздников. Сира заключена была в темницу за имя Христово и пребывала там в постоянной молитве. Настал праздник мучеников, пострадавших в Персии. Знает Сира, что все христиане по обычаю идут в храм, ведь сама прежде вместе с прочими участвовала во всенощном бдении; но знает также и то, что на сей раз она уже не будет там. Это повергло ее в новую скорбь. Приходит в эти минуты один боголюбец, просит стражей отпустить Сиру в церковь и дает обещание, что сам приведет ее назад в темницу с наступлением утренней зари. Дверь темницы отворена, Сира в церкви на всенощном бдении, а утром снова в темнице, но уже без печали.

Жестокие поступки язычников нисколько не ослабляли усердия христиан к священным собраниям в праздничные дни; они все равно собирались вместе, чтобы воздать хвалу Господу. «Нас гнали, - пишет священномученик Дионисий Александрийский, - но преследуемые и убиваемые, мы, однако же, праздновали и в то время. Всякое место нашей скорби было для нас местом и торжественного собрания, - селение ли то, пустыня, корабль, гостиница или темница». Так для древних христиан вожделенно было посещение праздничных служб.

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ

Внешнее богопочтение в праздники, по словам мученика Иустина Философа, Тертуллиана, Евсевия Памфила и других, имело ту особенность, что, молясь в простые дни с коленопреклонением, - в дни воскресные и праздничные древние христиане «не преклоняли колен и не творили поклоны великие - до земли, но малые, преклоняя главу, пока рукой достигнут земли».

Обычай этот получил свое начало еще во времена апостольские, как говорил Ириней, мученик и епископ Лионский, в книге о Пасхе, где упоминает также и о Пятидесятнице, в продолжение которой колен не преклоняли, ибо дни ее равночестны воскресным дням. Мученик Иларий пишет: «Субботу суббот апостолы праздновали так, что в течение пятидесяти дней никто до земли не молился… также молиться постановлено и во дни Господни». Примеру апостолов следовали и более поздние христиане. Тертуллиан говорит: «Мы удерживаемся от коленопреклонений в день Воскресения Господня… также и в продолжение Пятидесятницы». И в другом месте: «Мы почитаем непозволительным молиться с преклонением колен в день Господень». Святитель Петр, архиепископ Александрийский, пишет: «Воскресный день проводим как день радости, ради Воскресшего… В этот день и колена мы не преклоняем». Это же свидетельствуют святители Епифаний Кипрский и Василий Великий.

Традиция эта имела глубокий внутренний смысл, особенное значение, одним древним писателем определяемое так: «Поскольку мы непрестанно должны памятовать о двух вещах: о нашем падении через грехи и о благодати Христовой, силой которой восстали от падения; то коленопреклонение в течение шести дней есть знамение падения нашего через грехи. А что мы не преклоняем колен в день воскресный, - этим знаменуем воскресение, через которое благодатью Христовой освободились мы и от грехов, и от умерщвленной с ними смерти». Василий Великий пишет: «Как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати». Тертуллиан в обычае христиан молиться в праздничные дни, не преклоняя колен, видит выражение духовной радости: «Мы молимся стоя, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби».

Христианам воспрещалось преклонять колена в праздничных молитвах и Соборными постановлениями. На Первом Вселенском Соборе постановлено: «Так как некоторые в день Господень и во дни Пятидесятницы преклоняют колена, то, для соблюдения во всех епархиях согласия во всем, святой Собор определил стоя возносить (в эти дни) молитвы Богу». Такое же правило находится и в постановлениях Трулльского (Шестого Вселенского) Собора: «От Богоносных отцов наших канонически предано нам, не преклонять колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Чтобы не пребывать в неведении, как это соблюдать, мы явственно показываем верным: в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе, в светильничное время, снова колени преклоняя, таким образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо, полагая ночь субботы предтечей воскресения Спасителя нашего, от нее духовно начинаем песни и праздник из тьмы во свет приводим. Так что с этого времени и ночь и день полностью торжествуем воскресение».

ОБ УКЛОНЕНИИ ОТ ВЕЧЕРНИХ ХРАМОВЫХ СОБРАНИЙ

Во времена Златоуста, если некоторые из христиан и уклонялись от вечерних собраний, то не столько по нерадению, сколько по предубеждению, что после обеда не следует быть в храме и слушать слово Божие. «Не все, вижу, пришли сюда, - говорил святитель. - Что же причиною? Что отогнало их от нашей трапезы? Вкусивший чувственной пищи, кажется, подумал, что после нее не должно идти к слушанию слова Божия. Но несправедливо так думать, потому что и Христос, насыщавший неоднократно народ в пустыне, не предлагал бы ему беседы после трапезы, если бы это было неприлично. Когда будешь ты убежден, что после пищи и пития необходимо идти в (церковное) собрание; тогда, конечно, невольно позаботишься о трезвости. Забота и мысль идти в церковь учат принимать пищу и питие с должной умеренностью».

Слова Иоанна Златоуста сильно подействовали на заблуждающихся, и с тех пор вечерние собрания для слушания поучений сделались многочисленнее. «Радуюсь и сорадуюсь всем вам, - говорил в следующий воскресный день святитель, - что недавний совет наш остающимся (дома) вы исполняете на деле. Ибо многие, думаю, из вкусивших пищу сегодня присутствуют здесь и наполняют это прекрасное собрание; думаю так потому, что зрелище у нас стало блистательнее и стечение слушателей многочисленнее. Не напрасно, кажется, мы недавно убеждали, что можно и после принятия пищи телесной участвовать в пище духовной. Ибо, скажите мне, возлюбленные, когда вы лучше поступили? Во время ли прошедшего собрания, когда после стола обратились ко сну, или ныне, когда после стола сошлись на слушание Божественных заповедей? Не пищу принимать стыдно, возлюбленные, но, приняв ее, оставаться дома и лишать себя священного торжества».

НАКАЗАНИЕ ЗА НЕРАДЕНИЕ

Святая Церковь всегда заботилась о поддержании в христианах благочестивого усердия к посещению храма Божия в праздничные дни. На Соборах своих она определяла строгие наказания тем, кто без уважительной причины оставит воскресное богослужение на три недели. На Соборе Трулльском постановлено: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня… не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

ПРИОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН

Древние христиане каждое воскресенье и праздник приступали к принятию Святых Тайн. Нет сомнения, что приобщались они и в простые дни; кое-где даже ежедневно, как свидетельствуют святители Киприан, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и преподобный Иероним Блаженный; а в других церквах - только в среду и пятницу, как писал Василий Великий. В дни воскресные и праздничные к Божественной трапезе не приступали только оглашенные и кающиеся.

Обычай принимать в праздничные дни Святые Дары получил свое начало в самой глубокой древности. Упоминание о нем встречаем в книге Деяний апостольских: «В первый же день недели [в те времена первым днем недели считалось воскресенье], когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними… до полуночи» (Деян. XX, 7).

Священномученик Игнатий писал ефесеям: «Старайтесь чаще собираться для Божественного причащения и прославления Бога. Ибо от частых ваших собраний слабеют силы сатаны, и союзом вашей веры расторгается умышляемая им на вас пагуба».

Великого Таинства удостаивались не только присутствовавшие при Божественной литургии, но и не бывшие по какой-либо уважительной причине: больные, заключенные в темницы. К этим людям, по свидетельству мученика Иустина, Святые Дары посылали через дьяконов [Шестой Вселенский Собор отменил это правило, и впоследствии стали больным и заключенным передавать благословенные хлебы, выражая свою любовь и святую дружбу]. Во времена гонений пресвитеры порой тайно ходили в темницы в праздничные дни и приобщали находившихся там христиан.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

История сохранила еще один благочестивый обычай древних христиан, которым они исполняли заповедь Господню, данную еще древнему Израилю: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице м Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор. XVI, 16-17). Во все воскресные дни, во все праздники, также во дни памяти святых, древние христиане делали приношения в церковь. Они состояли, прежде всего, из вещей, необходимых при богослужении: хлеба и вина для Евхаристии, фимиама для каждения, елея для лампад. Все это приносили прямо в церковь. Другую часть пожертвования, состоявшую из денег, плодов и прочего, отсылали в дома епископа и пресвитеров, в пользу клира и на помощь нуждающимся.

Во втором веке о приношениях упоминают: мученик Иустин Философ и Тертуллиан, в третьем - священномученик Киприан, в четвертом - святитель Иоанн Златоуст и другие. Свято соблюдаем был этот обычай всеми христианами, так что когда одна богатая женщина не сделала в воскресный день пожертвования, то Киприан, обличая, отзывался о ее поступке как недостойном и странном. «Ты в довольстве и богата, - говорил он, - как же хочешь праздновать день Господень, совершенно не думая о приношении? Как приходишь в день Господень без жертвы? Как возьмешь часть из жертвы, которую принес бедный?»

Не позволялось делать приношений только тем, которые имели явную или тайную вражду на других, притесняли бедных; явным и соблазнительным грешникам. Таким образом, ранние христиане почитали священным долгом приносить пожертвования, не являться с пустыми руками в праздничные дни пред Господом Богом, за что получали великую награду. Священнослужители во время молитв своих в храме вспоминали о сделавших приношения и произносили их имена вслух, о чем свидетельствуют святители Киприан и Иоанн Златоуст, Иероним Блаженный. Постановления апостольские и Иоанн Златоуст упоминают еще, что епископ должен был называть бедным имя приносящего, чтобы и они молились за него.

ЗАПРЕТ НА ЗРЕЛИЩА

Христиане в древности не посещали театров, не участвовали и в других народных увеселениях, потому что одни служили выражением ложных языческих верований, другие были крайне жестоки и безнравственны. Хотя впоследствии народные увеселения утратили то и другое свойство и некоторые из множества новообращенных в четвертом веке не могли сразу отвыкнуть от привычек языческих, не воздерживались от посещения зрелищ, но эти нарушители христианских обычаев подвергались строгим обличениям пастырей Церкви, обличениям, к которым пастырская ревность иногда присоединяла угрозы строгого наказания.

Святитель Иоанн Златоуст, сильно обличив, по его словам, за посещение театров, произнес такую угрозу: «Пусть все виновные знают, что если они и после этого нашего увещания будут вести себя так же небрежно, то не потерпим более, но, на основании законов церковных, с великой строгостью научим их не делать таких поступков». А законы церковные предписывали отлучать от приобщения Святых Таин тех, которые в праздничные дни посещают театры. В другой беседе Иоанн Златоуст говорил: «Объявляю громогласно, что если кто после этого увещания и наставления пойдет к гибельной заразе театров, я не допущу его в храм».

Впрочем, отцы Церкви заботились даже, чтобы в праздничные дни были совершенно отменены зрелища и другие народные увеселения. Отцы Африканской церкви, бывшие на Поместном Карфагенском Соборе (418 г.), определили просить императора Гонория о воспрещении позорищных игр в день воскресный и в другие праздничные дни. Благочестивые христианские императоры, признававшие важность праздничных дней, исполняли желание пастырей Церкви. В кодексе Феодосия постановлено: «В праздники никто из судей не должен быть ни в театре, ни в цирке, ни на травле зверей… Никто в день солнца не должен давать зрелищ народу и, удаляясь от торжества Церкви, нарушать набожное благоговение».

Там же сказано: «В день воскресный, первый в седмице, и во дни Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы во всех городах удалять от народа всякую забаву зрелищ и цирков и заботиться о том, чтобы все мысли христиан и верных были заняты делами богоугодными. Если же кто еще до сих пор увлекается или неразумием иудейского нечестия, или грубым заблуждением и безумием язычества, тому да будет известно, что есть особое время для молитвы и особое - для увеселения».

Торжество и веселье их никогда не обнаруживалось тем, что может оскорблять Бога и что недостойно добродетели. Даже в гражданские праздники, например, в честь императоров, христиане не позволяли себе ни одного из языческих удовольствий, хотя язычники объявляли их за это врагами империи и даже оскорбителями величества императоров.

Тертуллиан, защищая христиан, писал: «Христиане - враги государства, потому что воздают императорам почести не суетные, не ложные, не безрассудные, а, исповедуя истинную религию, празднуют их торжества по совести, а не с любострастием. Правду сказать, великое доказательство усердия: раскладывать огни и постели на площади, пиршествовать по улицам, обращать город в таверну (харчевню или трактир), разливать всюду вино, толпами бегать, производя оскорбления, бесстыдства и всякого рода бесчиния. Неужели радость народная должна обнаруживаться общим позором? Неужели то, что в другое время непристойно, делается пристойным во дни, посвященные государю? Соблюдающие законы из почтения к государю станут ли нарушать их под предлогом оказываемой ему почести? Разве бесчиние может называться благочинием? Разве случай к невоздержанию может считаться благоговейным праздником?»

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

По этому же благочестивому побуждению древние христиане щедро благотворили бедным. Евсевий повествует, как Константин Великий с наступлением утра Пасхи, «по подражанию благодеяниям Спасителя, простирал ко всем гражданам и черни благодетельную десницу и раздавал им всякого рода богатые подарки». Григорий Туринский пишет, что царь Гунтрам в продолжение первых трех дней Пасхи раздавал милостыню. Подражая императорам, и их подданные для благотворительности ближним преимущественно избирали праздничные дни.

Иоанн Златоуст говорит о воскресенье как о дне особенных благотворений, сравнительно с прочими днями недели, и объясняет, почему он более других располагает подавать милостыню: «В этот день прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее, - в этот день мы получили бесчисленное множество благ. В этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан дьявол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее или гораздо лучшее состояние, и солнце увидело удивительное и чудное зрелище - человека, соделавшегося бессмертным».

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Немного сведений сохранила история о том, как древние христиане проводили праздничные дни дома, но и из них можно видеть, что семейную жизнь украшало благочестие. Все христианские семьи собирались дома со своими домашними, чтобы провести вместе немногие часы, которые оставались свободными после общественного богослужения и исполнения дел милосердия. Святитель Григорий Нисский в «Слове на Пасху» говорит: «Как новый, только что образовавшийся рой пчел, в первый раз вылетающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены семейства отовсюду собираются в свои дома». Радостны были эти домашние собрания.

Рабы еще сильнее чувствовали радость, потому что господа не только освобождали их в праздничные дни от работ, но и прощали им проступки, даже и важные. Григорий Нисский говорил о празднике Пасхи: «Если раб сделал много проступков, которых нельзя ни простить, ни извинить, - и тогда господин его из уважения ко дню, располагающему к радости и человеколюбию, приемлет отверженного и посрамленного».

ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

Радость древних христиан обнаруживалась и во внешнем их поведении. Повседневные одежды, обыкновенно простые, заменялись более ценными и светлыми. Так изображает торжественность Пасхи святитель Григорий Нисский: «Земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой… бедный украсился, как богатый, богатый оделся лучше обыкновенного». Впрочем, и праздничные одежды христиан не были пышными; они были чисты, а иногда одеяния были знаменательны по какому-либо воспоминанию. Преподобный Антоний в торжественные дни Пасхи и Пятидесятницы облекался в дорогую для его сердца пальмовую одежду, доставшуюся ему после апостола Павла.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОСТА

В праздники все прекращали пост, но не позволяли себе излишества в употреблении пищи и пития, исходя из обыкновенного своего правила: не для того жить, чтобы есть; но для того есть, чтобы жить. На прекращение поста в праздничные дни мученик Иларий указывает как на обычай апостольский.

Тертуллиан пишет: «В день Господень мы почитаем неприличным поститься… с этой же свободой (от поста) мы радуемся с Пасхи до Пятидесятницы». Епифаний Кипрский также свидетельствует, что во дни Пятидесятницы поста не бывает. Амвросий Медиоланский осуждает манихеев за то, что они постятся в воскресенье: «Пост их в этот день показывает, что они не верят воскресению Христову». Блаженный Августин пишет: «Почитаем предосудительным делом поститься в воскресенье». Откладывали пост и те из подвижников, которые в постные дни иногда пребывали совсем без пищи. Епифаний свидетельствует, что истинные аскеты в дни воскресные и Пятидесятницы не постились. Кассиан говорит, что все восточные монахи пять дней в неделю непрестанно постятся, в воскресный же день и субботу пост откладывают.

О преподобной Мелании повествуется: «Святая Мелания стала приучать себя постепенно к посту все более и более строгому, сначала вкушала через день, потом через два, наконец, осталась без пищи всю неделю, кроме субботы и воскресенья».

В воскресные дни Святой Четыредесятницы (Великого поста) пост был ослабляем. «Как на больших дорогах, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - есть гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть пристани, где мореходы, преодолев много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, - так и в настоящее время Святой Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня (суббота и воскресенье), как бы гостиницы или пристани для краткого отдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от трудов, и душу ободрив, опять, по прошествии двух дней, с усердием вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное путешествие».

Были, впрочем, праздники, в которые христиане соблюдали пост: Воздвижение Креста Господня и Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Святая Церковь своими постановлениями утвердила обычай древних христиан прекращать пост в праздничные дни. Правила апостольские отлучением угрожают непокорным за пощение во дни воскресные. То же постановлено на Соборах: Гангрском и Трулльском. Правило Шестого Вселенского (Трулльского) Собора воспрещает поститься и в субботы Святой Четыредесятницы.

ТРАПЕЗА ДЛЯ ВСЕХ

Нет сомнения, что христиане в древности, как и ныне, имели обыкновение посещать дома своих близких и знакомых. Родственникам и друзьям приятно было разделить между собой радость праздников и вкусить вместе праздничную трапезу. В житии преподобного Феодора Сикеота упоминается о пиршестве, которое в доме родительницы его в Пасху устраивалось для родственников и соседей. Христианские дома в эти дни наполнялись бедными, сиротами, странниками. Их звала сюда христианская любовь, желающая напитать алчущих.

Благочестивый обычай устраивать для бедных трапезу в праздничные дни получил свое начало в самые первые времена христианства. Только тогда трапеза совершалась при храмах, на что указывают апостол Павел, Плиний, Тертуллиан, Минуций Феликс, и при гробах мучеников во дни празднования их памяти. Так было в течение первых трех веков

О преподобном Макарии Египетском повествуется, что он, по обычаю родителей своих, в праздник одного святого готовил у себя в доме обед, «не только для соседей, но и для нищих». Тертуллиан писал о вечерях любви: «Все, что происходит на наших вечерях, согласно с той верой, которую мы исповедуем. Нет на них ничего худого, ничего противного добрым нравам. Вечеря начинается молитвой к Богу; едят столько, сколько нужно для утоления голода; пьют, как пристойно людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость; насыщаются так, что в ту же ночь могут возносить молитвы к Богу; беседуют, зная, что Господь слышит все… Вечеря оканчивается, как и началась».

В статье использовались материалы священника Виктора Грозовского

Здравствуйте! Прошу прощения, что многа букафф.

Недавно (месяца два-три) начала ходить в церковь, и стали происходить неприятные вещи. Начиная, наверное, с моего попустительства, как элементарное опаздывание, но и не зависящие от меня вещи происходили: падала на ровном месте так, что повреждала обе ноги; я не скандальный человек в отношениях и даже "дипломат", но ровно тогда, когда я выходила из дому с намерением пойти в церковь, то звонил муж, и на пустом месте с первого слова мы начинали ругаться, да так, как никогда ещё не ругались... У меня просто внутри всё разрывалось и сил не было, на столько тяжёлые ссоры. И он именно звонил ровно перед моим выходом, хотя в это время обычно никогда не звонит, т.к. трудится в поте лица). Каждый раз, когда я заранее планировала, куда пойти, осведомлялась по поводу адреса церкви и т.п. и засыпала с этой мыслью или же молилась на ночь/с утра, всегда у меня был ужасным следующий день, помимо всех неприятностей в быту, я просто с батюшкой поговорить не могла по всяким причинам его занятости или что-то ещё сделать, чего хотелось бы. И так было не раз, а точнее каждый раз. Но, вот, после того, как я выходила из церкви или приезжала домой, он разговаривал как ни в чём не бывало, был рад и ласковбольше, чем обычно. Единственный раз у меня было всё хорошо, когда я спонтанно зашла в церковь по пути, даже батюшку доброго нашла)))
Но я не останавливаюсь на достигнутом), продолжаю вопреки всему туда стремиться.

Так вот, такой вопрос, а с чем это может быть связано? Только лично со мной, с моими искушениями? Я же и за него молюсь и заказываю записочки, и за здравие ставлю. Почему происходят эти ожесточённые ссоры?

Происходили некоторые странные факты в нашей жизни, я всегда думала, что человеческие недостатки списывать на что-то другое - это минимум не уважение себя и погружение в иллюзии, а ещё это прямой путь в дурку))). Поделилась как-то с подругой, она твёрдо была уверена, что это порча или отворот. Я как-то в это не поверила, но теперь не знаю, как к этому относиться. Сейчас на столько это стало актуально - бегать по магам и строить соперникам козни. И была в жизни беспринципная женщина, которая хотела заполучить мужа любой ценой из-за квартиры и денег, делала всё возможное и невозможное во всех сферах, но женился он на мне. Я ей сильно перешла дорогу.
И эти неприятности и ссоры заставили меня по-другому посмотреть на слова подруги, я же пытаюсь очиститься и его очистить, а что-то против этого, и всячески сопротивляется.

Приходилось сталкиваться с жалобами на то, что в церкви становится плохо? У кого-то спина болеть начинает, кто-то задыхается, а иных крестик "душит" нательный.

Послушаешь все эти рассказы - страшно становится. Но давайте выясним, почему некоторым людям становится плохо в церкви. С чем это может быть связано?

Как живем, так и молимся

Как молимся, так и живем. Довольно известное высказывание. Но к чему оно здесь? Да к тому, чтобы мы с вами вспомнили: как часто мы молимся и в храм ходим. Раз в год, на Пасху. Куличики посвятить. И на Крещение иногда, чтобы воды святой набрать. И еще забегаем свечи поставить да записки подать. Правда, это совсем редко бывает.

И потом задаемся вопросом: "Почему в церкви становится плохо нам?" Не привыкли мы бывать там, вот нечистые силы, которые сопровождают нас, и не дают полноценно насладиться общением с Богом. Какая уж тут молитва, когда дышать в храме не можем.

Плохо во время службы

Почему в церкви некоторым становится плохо во время службы? Это бесы виноваты? Нет, это недостаток кислорода виноват.

Представьте ситуацию: человек пришел в храм. Служба воскресная или праздничная, народу полно. В помещении душно, жарко. У некоторых лица от жары красные. Свечки горят, запах воска на весь храм. Казалось бы, красота какая. Стой да молись. Ага, как бы не так. Иные товарищи в обмороки падают. А потом жалуются, что "крестик нательный душить начал".

Крестик здесь ни при чем. Воздуха не хватает, а свечи сжигают и тот кислород, который есть. Людей много, плюс жара. Вот и не выдерживает организм, особенно с непривычки.

Ноги болят

Почему на службе в церкви становится плохо? Ноги гудеть начинают. Боль такая, что стоять невозможно. А на лавочку присядешь, тут же бабульки шикать начнут. Мол, молодой еще, чего расселся.

Опять же, боли появляются у тех, кто не привык стоять долгое время. Службы в храмах довольно длительные, неподготовленному человеку выстоять тяжело. Ноги начинают затекать. А если еще и обувь неудобная, то хоть "караул" кричи.

Никакой мистической подоплеки в этом нет. Устали ноги - сядь на скамеечку. Ругаются бабушки - объясните им, почему присели. Опять ругаются? Просто не связывайтесь. Как говорится, лучше сидя думать о молитве, чем стоя - о ногах.

Спину ломит

Почему в церкви становится плохо, начинает ломить поясницу? От долго стояния, как и в случае с ногами. Заболела спина? Лучше присядьте и расслабьте ее. Не стоит насиловать организм. В противном случае желание посещать церковь может исчезнуть вовсе.

Болит левая рука

Сталкивались с этим явлением? Начинают отниматься плечо и рука, именно левые.

Давайте вспомним, кто у нас на левом плече обитает. Не будем упоминать здесь его, но антагонист ангела не дремлет. Очень ему не хочется, чтобы человек к Богу шел, вот и начинает досаждать всячески. А как новичка отвернуть от церкви? Пугать его, как "старожила" храмового, не положено. Отыгрывается на левой руке и на плече. А то еще под лопаткой колоть начнет. Из храма выйдешь, ничего и не было будто. Стоит опять зайти - начинается.

Как быть в этом случае? Не обращать внимания. Чем чаще человек ходит в церковь, тем быстрее это явление пройдет.

Не хватает дыхания

Почему в церкви становится плохо? Ответы на этот вопрос разнообразны. Иные считают, что это связано с лукашками и окаяшками. Другие смотрят на подобные вещи более логично, связывая их с внешней обстановкой.

Например, не все переносят Особенно дешевый ладан имеет свойство пахнуть не очень хорошо. Диакон прошел с кадилом, а у человека в горле першит и дыхание перехватывает. Это пройдет в скором времени. Присядьте - отдышитесь.

А если на службе начинает бешено стучать сердце, человек задыхается, а пульс поднимается до немыслимых высот? "Это бесы, однозначно!"

Успокойтесь, это ВСД. Вегетососудистая дистония. Человек может и не знать о ее наличии. Бывает, что сердце бьется сильно, давление и пульс повышаются, перед глазами "мушки" летают? Это точно она. Бесы здесь ни при чем.

Поднимается температура

Почему после церкви становится плохо? Очень часто бывает, что у новичков после причастия поднимается температура. Пугаться этого не надо. Тут уже может быть и вмешательство определенных сил. Они не хотят душу человеческую Богу отдавать, вот и борются всеми способами. Мол, ты причастился и заболел. Смотри, температура поднялась. Это из-за того, что все с одной лжицы причащаются. Наверняка заразу подхватил.

Такие помыслы начинают обуревать человека. Не стоит внимать им. Это лукашки стараются посеять смуту в душе причастника, чтобы он в храм больше не ходил и к таинствам не приступал.

Мандраж перед исповедью

Человек жалуется батюшке на то, что в церкви стало плохо. Ответ священника по этому поводу каким должен быть? Особенно когда действие происходит на исповеди.

Представьте, стоит человек в очереди на исповедь. Он только-только начинает ходить в храм, еще ничего не знает. Твердо уверен, что жизнь менять надо, с грехами дружбу не водить более. А в совершенных раскаяться.

И то в жар его бросает, то мурашки по коже бегут. На лбу пот проступает, кажется, что дыхания не хватает. Хотя в храме достаточно прохладно и с кислородом все в порядке.

Что это такое? Иначе как искушением сие действо не назвать. Стараются нечистые силы из всех сил вывести новоначального христианина из храма. Вот и начинают его провоцировать непонятными приступами. Не стоит бояться, Бог не попустит лукашкам обидеть того, кто только пришел к Нему. Просто игнорировать надо проявления эти физиологические, и все.

Плохо ребенку

Почему в церкви становится плохо ребенку? Принесли малыша крестить, а он кричит так, что уши закладывает. Извивается на руках у крестного/крестной, а когда священник его берет, переходит на визг.

С чем это связано? Если речь идет о малыше постарше, он просто может испугаться. Какой-то бородатый чужой дяденька, мамы рядом нет, обстановка новая. У малыша паника, вот он и плачет от страха.

Ребенок уже ходит в садик или в школу? И ему стало плохо в храме, на службе? Сейчас мало кто приучает деток посещать храм. Службы длинные, народу много, особенно на воскресных и праздничных. Духота сыграла роль, запах ладана и горящих свечей. Причины носят физиологический характер, как правило.

Плохо в пустом храме

Человек зашел в храм свечку поставить. Службы нет, в помещении достаточно кислорода. Купил свечи, подошел к подсвечнику, хотел к иконе приложиться. А тут как в глазах потемнеет, как сердце заколет. И дышать нечем. Сел на скамеечку - не отпускает. Кое-как поставил свечку и бегом на улицу. А там все быстро прошло.

Что это было? На вопрос о том, почему в церкви становится плохо, ответы священников почти одинаковы: потому что мы являемся не прихожанами, как это должно быть, а захожанами. Если посмотреть на тех, кто регулярно ходит в храм, можно заверить: едва ли им там становится нехорошо. Бывает, конечно, что во время богослужения, на котором полно людей, и поплохеет. Но здесь играет роль окружающая обстановка, воздуха не хватает. А чтобы в пустом храме, да перед иконой? Не бывает такого.

В храм надо ходить чаще, и тогда не будет нам плохо у подсвечников. И к иконам сможем приложиться без приключений.

Хочется в храм, да грехи не пускают

Почему в церкви становится плохо? По грехам нашим. Кто-то возмутится и скажет, что это заблуждение религиозных фанатиков. По каким таким грехам?

По обычным. Тем, которые у нас в душе копятся не один год, и не два. Не каемся в них, вот и давят на душу.

Представьте тарелку. Поели из нее, помыли после еды. Что будет, если тарелку не мыть вообще? Накладывать в нее пищу, съедать и все? В скором времени рискуем обнаружить в ней червей, уже не говоря о запахе и остатках пищи на стенках и на дне.

Так же и грех. Согрешили? Покайтесь. Очистите душу. А мы что? Согрешили и забыли. Продолжаем жить во грехе. И главное, это так незаметно в повседневной жизни. А я чего? Я живу хорошо, как все. Не убивал никого, не воровал, жене не изменял. Не обижаю людей.

Грехи не только в этом. Хотя бы то, что мы осуждаем, болтаем по телефону часами, сплетничаем - это уже грех. И такие, казалось бы, совсем мелкие соринки, превращаются в горы песка. Душа просто погребена под этим песком.

Когда человек входит в храм, начинает трепетать его душа. Но тут же и лукавые просыпаются. Мол, куда же тебя потянуло? Столько лет в нашей компании жил, мы твою душеньку уже себе приглядели. А ты к Богу решил уйти. Ну уж нет, дорогой товарищ, не допустим этого.

И начинают они козни строить всякие. То женщина за свечным ящиком замечание сделает, а мы обидимся. То свечка не хочет зажигаться. То запах в храме не понравится. Уже и не рады, что зашли.

Это лукавые стараются, гонят нас. А мы и подчиняемся с охотой. Бегом-бегом из храма, в следующий раз лучше не пойдем, раз там так плохо нам становится.

Почему Бог не защищает

Казалось бы, человек пришел к Богу. А тут такие нападения на него. Почему же Творец не защищает Свое создание?

Когда нас постоянно обижают собственные дети и не желают даже извиниться, отношение к ним меняется. Любить вряд ли перестают, но появляется какое-то равнодушие что ли. Пока ребенок не попросит прощения, не хочется помогать ему, что-то делать для маленького и неблагодарного существа.

Бог обижаться не может. Он же есть Любовь. Но почему Он должен принимать с распростертыми объятиями того, кто каждый день распинает Его? Что значит распинает? Нашими грехами мы снова и снова вколачиваем гвозди в руки и ноги Спасителя. Распинаем Его на кресте. Однажды Он пошел на это добровольно, пролив Свою Кровь за нас. Но нам мало, видимо.

Как же быть тогда? Бог не хочет принимать нас? Примет, когда мы принесем искреннее покаяние. Как любящий Отец, все простит.

А если нет желания каяться? Не видим мы грехов своих, считаем, что их у нас нет. Тогда не нужно жаловаться и спрашивать у священников, почему в церкви становится плохо нам. Раз служим сатане, то и пожинаем "плоды" своего служения.

Коротко о покаянии

Что это такое? Это скорбь по грехам своим, стремление избавиться от них, пересмотреть свою жизнь.

Желающий раскаяться человек должен понимать, что если он придет на исповедь, все честно расскажет священнику, получит прощение и снова пойдет грешить, никакого смысла в таком покаянии не будет. Желаешь принести раскаяние? Должен всем сердцем возжелать изменения собственной жизни. Возненавидеть грех, перестать его совершать.

Исповедовался? Не совершай больше тот грех, в котором каялся.

Заключение

В статье мы рассказали о том, почему человеку становится плохо в церкви. Причины этого могут крыться как в окружающей среде, так и в духовном состоянии человека. Если он регулярно ходит в храм и приступает к таинствам, а на службе в переполненном помещении голова закружилась - это одно дело. Но если становится плохо в пустом храме, когда человек зашел туда, чтобы свечку поставить - это повод задуматься над своей жизнью.

Некоторые люди трактуют совершенно обыденные события со слишком мистической стороны. Например, одержимость бесами долгое время считалась причиной того, почему в церкви становится плохо. Да и сейчас некоторые люди верят в подобные вещи. Однако, причиной такого недомогания могут стать самые простые вещи.

Что значит, если в церкви становится плохо?

Для начала давайте вспомним стандартную обстановку этого места. Полумрак, горящие свечи, множество людей, духота – все это присуще церкви особенно в дни различных религиозных праздников. Все перечисленные факторы могут вызвать головокружение, тошноту, обморок и даже эпилептический припадок. Именно они зачастую являются ответом на вопрос, почему некоторым людям становится плохо в . А никак не одержимость демонами или темными силами.

Почему после церкви становится плохо?

Причиной снижения давления, а также головокружения или тошноты после посещения собора может стать запах ладана. Именно он часто вызывает описанное состояние.

Также, человек, отстоявший службу, может почувствовать себя не совсем здоровым из-за банальной усталости или низкого уровня сахара в крови. Как правило, религиозные мероприятия очень продолжительны, а если речь идет о православном празднике, то служба и вовсе длиться несколько часов, которые прихожане проводят стоя в помещении. Усталость и недостаток сахара, вот причина, почему после посещения церкви становится плохо.

Особенно часто такое состояние наблюдается у пожилых людей и у тех, кто страдает от различных заболеваний. Именно они после службы могут начать жаловаться на , невозможность нормально дышать, или на слабость. Таким прихожанам надо оказать первую медицинскую помощь, например, дать нашатырь, сделать горячий сладкий чай. Это поможет снять спазм с сосудов.