Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Храм василия блаженного украшение красной площади. Покровский собор (собор Василия Блаженного)

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Достопримечательности

105104

Самое известное и знаковое место в России и в Москве, свидетель судьбоносных событий прошлого, а ныне - главная арена грандиозных празднеств в Москве - Красная площадь - по праву именуется сердцем столицы и лицом страны. В её облике запечатлелись история и мощь всего государства. Величавая красота и неизменная торжественность поистине культового места восхищает туристов со всего мира, не устающих запечетлевать всю мощь монументальность площади на ярких фото. Прогулка по Красной площади и её ближайшим окрестностям - не просто обязательный, но первостепенный маршрут для каждого гостя в Москве. Ведь именно в этом общественном пространстве, за несколько веков ставшем сакральным, сконцентрированы главные достопримечательности и целый комплекс уникальных памятников, воплощающих национальные идеи и ценности разных эпох. О них - главных объектах, составляющих популярнейший пешеходный маршрут столицы, - и пойдёт речь в нашем гиде.


«Начинается земля, как известно, от Кремля…» От Московского Кремля началась и история главной площади в Москве. В конце XV века после разрушительного пожара выгоревшее пространство между северо-восточной кремлёвской стеной и Торгом застраивать не стали, уцелевшие постройки снесли, и на новообразованной площади вскоре закипела торговля. Пожар, Торг, Троицкая (по церкви святой Троицы) - так почти два столетия называли площадь, прилегающую к Кремлю. Современное имя закрепилось за ней на исходе XVII века. Красной площадью место нарекли не по красному цвету кремлёвских стен, а за исключительную красоту. Самое людное место в Москве, ставшее не только торговым, но и политическим центром города, постепенно застраивалось великолепными зданиями - настоящими шедеврами архитектуры. Вместе с тем, главной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от Красной площади, всегда оставался Кремль.

Средневековая крепость, с конца XV столетия служившая резиденцией российских правителей, по сей день является основным общественно-политическим и духовным центром страны. Московский Кремль - один из крупнейших в мире архитектурных ансамблей, облик которого складывался на протяжении веков. «Место величайших исторических воспоминаний» удивительно многолико: поражают своей мощью и красотой высокие стены и башни, восхищают своей монументальной торжественностью старинные храмы и палаты, дворцы и административные здания. Кремль - это и уникальный музейный комплекс Москвы, одна из богатейших сокровищниц историко-художественных реликвий и памятников. Вобрав в себя многовековую культуру страны, Кремль превратился в общенародную святыню, стал неоспоримым символом великого государства.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм в Москве - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, возведённый на Красной площади в 1555–1561 годах. Строительством грандиозного культового сооружения была ознаменована триумфальная победа над Казанским ханством. Удивительная красота храма и затейливость архитектурного решения его образа породили интересную легенду о том, что участвовавшие в создании собора зодчие по приказу Ивана Грозного были ослеплены, дабы не имели возможности соорудить подобный шедевр.

На протяжении своего существования Покровский собор не раз претерпевал изменения в своём облике. Так, в 1588 году к нему была пристроена ещё одна (десятая) церковь в честь Василия Блаженного, давшая древнему храму второе, «народное» имя.

Покровский собор был не только воинским храмом, но и символом национальной идеи, согласно которой Москва провозглашалась Третьим Римом - религиозно-политическим центром, главным хранителем православной веры. Собор также являет собой зашифрованный образ Небесного Иерусалима: разнофигурные и многоцветные главы восьми церквей, окружающие высокий шатёр девятого храма, в плане образуют восьмиконечную звезду - символ, отсылающий к Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Спасителю.

Сегодня Собор Василия Блаженного - это действующий храм, а также один из крупнейших музеев страны и Москвы в частности, повествующий об истории православной Руси.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Перед Собором Василия Блаженного находится легендарный монумент, посвящённый Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому - предводителям второго народного ополчения, войска которого в 1612 году освободили Москву от польских оккупантов. Идея увековечения славы национальных героев возникла в начале XIX века. Автором монумента был избран российский скульптор Иван Мартос. В 1812 году началась работа по созданию памятника. На его отливку потребовалось 1100 пудов меди.

Массивную скульптурную композицию планировали разместить в Нижнем Новгороде - городе, являвшемся центром формирования ополчения. После окончания Отечественной войны 1812 года памятник приобрёл особый общественно-патриотический смысл: был призван стать символом победоносного изгнания захватчиков из Москвы. Первоначальное решение было изменено, монумент установили в центре Красной площади. Его открытие стало торжественным событием, в котором принял участие сам император Александр. А уже в 1931 году памятник, мешавший проведению парадов и демонстраций, переместили к Собору Василия Блаженного.

Читать полностью Свернуть


О существование на Красной площади общественной трибуны, именуемой Лобным местом, впервые повествуют летописные источники середины XVI столетия. Возникновение в Москве «театра прокламаций» связывают со спасением столицы от нашествия крымских татар в 1521 году. До петровских времён Лобное место оставалось главной политической трибуной страны. С этой возвышенной круглой площадки оглашали царские указы и приговоры, объявляли об избрании патриарха, о начале войны или о заключении мира.

Зачастую на Лобном месте для всенародного поклонения выставляли мощи православных святых. А вот казни, вопреки распространённому мнению, здесь происходили крайне редко, в исключительных случаях. Древнерусский ораторский постамент, известный также как «Царево место», долгое время имел сакральное значение. Вплоть до революции возле него останавливались Крестные ходы, отсюда архиерей осенял народ крестным знамением.

Сохранившийся до наших дней облик сооружение приобрело в 1786 году. Тогда устаревший помост был реконструирован по проекту Матвея Казакова. Круглая платформа, выполненная из тёсаного камня, приобрёла каменные перила; вход был оформлен в виде двери с железной ажурной решёткой; для подъёма устроена лестница.

Со временем Лобное место утратило свою первоначальную роль. Тем не менее, вокруг него не перестают собираться люди. Незаурядная достопримечательность притягивает миллионы взглядов не только как необычный архитектурный объект, но и как историческое место, отмеченное торжественными и трагическими событиями многовековой российской истории.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Торгово-развлекательный центр

Парадным фасадом на Красную площадь выходит здание ГУМа - главного отечественного универмага. Масштабное трёхэтажное сооружение в псевдорусском стиле протянулось по восточной границе площади примерно на четверть километра. Возведённое в 1893 году здание почти всегда (за исключением первых лет советской власти) использовалось по своему первоначальному предназначению. Верхние торговые ряды, Государственный универсальный магазин, «Торговый дом ГУМ» - в этих трёх названиях запечатлелась не только судьба крупнейшего пассажа страны, но обозначились основные этапы в развитии российского государства. До революции здесь размещалось более 300 салонов известных торговых фирм, где были представлены практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Именно здесь впервые появились ценники, исключающие торг. В XX веке историко-архитектурный памятник пережил национализацию, неоднократные угрозы сноса, всё же обернувшиеся двумя реконструкциями (в 1953-м и в начале 1980-х гг.), и, наконец, приватизацию.

Современный ГУМ не устаёт совершенствовать своё внутреннее пространство и смысловое наполнение. Сегодня это не просто самый красивый магазин в Москве, предлагающий покупателям широчайший спектр товаров, но и комфортная зона отдыха с многочисленными кафе и ресторанами, а также место проведения разнообразных культурных мероприятий - художественных выставок, концертов, модных показов, интересных фотосессий. Каждой зимой перед зданием ГУМа открывается рождественская ярмарка и главный городской каток.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Ансамбль Красной площади невозможно представить без Исторического музея. Огромное краснокирпичное здание, напоминающее нарядный древнерусский терем, было возведено на северном конце площади (напротив Собора Василия Блаженного) в 1875–1883 годах. Авторами архитектурного шедевра стали выдающиеся российские зодчие В.Шервуд и А.Семёнов. Неслучайно присутствие в декоре здания символических элементов: навершиями главных башен являются двуглавые орлы, а малые боковые шатры венчают фигуры львов и единорогов. Ведь именно здесь вскоре после окончания строительства расположился Императорский музей («Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича»), призванный стать хранителем исторических реликвий страны.

За время своего существования учреждение не только изменило название, став Государственным историческим музеем, но и значительно расширило свои фонды. Сегодня музейное собрание включает свыше 5 миллионов предметов, отражающих политику, экономику, культуру российского государства с древнейших времён до начала XX века. Среди экспонатов - личные вещи царей и императоров. Масштабная экспозиция поделена на залы, каждый из которых посвящён определённому периоду в жизни страны.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Путь на Красную площадь со стороны Манежной площади и площади Революции лежит через Воскресенские ворота - восстановленный фрагмент Китайгородской стены. Двухарочное сооружение с надвратными палатами и двумя шатровыми башнями, увенчанными двуглавыми орлами, расположено между Историческим музеем и зданием Городской думы. Торжественную надстройку ворота приобрели в 1680 году. Возведение же на этом месте двухпролётного проезда датируется 1535 годом.

За свою многовековую историю крепостное сооружение сменило не одно имя: ворота называли Неглиненскими (по когда-то стоящему рядом мосту через реку Неглинная), Троицкими (по ближней Троицкой башне Кремля). Именовались ворота и Триумфальными: через них осуществлялись торжественные въезды российских правителей на Красную площадь. Возникновение распространённого ныне названия «Воскресенские» объясняется тем, что в 1680 году к воротам была прикреплена икона Воскресения Христова. Исторический памятник также известен как Иверские ворота. Ещё в XVII веке между проездами была установлена Часовня Иверской иконы Божьей Матери - одна из самых почитаемых в Москве. Культовую постройку снесли вскоре после революции, а в 1931 году разобрали и Воскресенские (Иверские) ворота, мешавшие проезду военной техники в ходе парадов. И ворота, и часовню восстановили в 1994 году.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Расположенный в северной части Красной площади одноглавый собор, украшенный четырьмя ярусами килевидных кокошников, являет собой образец русского храмового зодчества первой половины XVII столетия. Над северо-западным углом открытой галереи, окружающей основной объём, возвышается шатровая колокольня - характерное сооружение того времени. Однако Казанский собор - не подлинный памятник старины, а воссозданный храм. Архитектурная копия древней церкви, разобранной в 1936 году, появилась на историческом месте в постсоветский период, в 1990–1993 годы.

Ещё в 1625 году деревянный предшественник каменного храма был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Общенациональная известность этой святыни связана с событиями Смутного времени. Список с иконы (копия) сопровождал второе ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов. Казанский собор, возведённый в 1635 году на средства родоначальника династии Романовых - царя Михаила Федоровича, стал воинским храмом, своеобразным памятником русским воинам, павшим в борьбе за независимость своего Отечества. Культовое сооружение за несколько веков своего существования не раз перестраивалось. Сегодня мы можем и наблюдать его первоначальный облик, и сделать отличное фото столь знаковой достопримечательности.

Читать полностью Свернуть


За Казанским собором вдоль Никольской улицы находится архитектурный комплекс конца XVII столетия. Это один из старинных монетных дворов в Москве. Его называли Красным или Китайским (по расположению у Китайгородской стены). Старейшая постройка комплекса - двухэтажные кирпичные палаты с проездной аркой, возведённые в 1697 году. Фасад здания, обращённый во внутренний двор, богато украшен в барочном стиле. Окна второго этажа обрамлены белокаменными резными наличниками, простенки декорированы приставными колонками, по верху стены протянута цветная полоса изразцового фриза. Подвал палат использовался для хранения драгоценных металлов, на нижнем этаже функционировали кузница, плавильная и другие производственные помещения, верхний этаж занимали казначейная, пробирная, кладовая.

Красный монетный двор работал на протяжении столетия. Здесь чеканили золотые, серебряные и медные монеты общегосударственного образца. Надежная система охраны позволяла использовать двор и в качестве долговой тюрьмы. В дальнейшем комплекс перестраивали, появлялись новые корпуса для размещения государственных учреждений. Продолжала действовать тюрьма, где содержали таких опасных преступников, как Е. Пугачёв, А. Радищев. В начале XX века один из корпусов Старого монетного двора был преобразован в Никольские торговые ряды, часть построек приспособили под торговые помещения. В советское время в старинных зданиях размещались административные учреждения. Сегодня бывший монетный двор находится в распоряжении Государственного исторического музея.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Двухэтажное здание, расположенное напротив Исторического музея, между Воскресенскими воротами и Казанским собором, было построено в 30-х годах XVIII века как один из корпусов Монетного двора. С екатерининских времён его занимало Московское губернское правление. Свой первоначальный барочный декор, созданный архитектором П.Ф. Гейденом, сооружение утратило в 1781 году. Тогда в ходе реставрационных работ, осуществляемых знаменитым московским зодчим М.Ф. Казаковым, здание приобрело лепной классицистский фасад. Однако нередко дворовые фасады не менее интересны, чем парадные. Во внутреннем дворе можно наблюдать сохранившиеся элементы декоративной кирпичной кладки, характерной для раннего барокко. С 1806 года и до начала следующего столетия над Домом губернского правления возвышалась ратушная башня, служившая пожарной каланчой.

Не так давно историко-архитектурный памятник был отреставрирован и сегодня своим обновлённым фасадом оформляет восточную линию парадного входа на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

В конце XIX столетия к Дому губернского правления было пристроено представительное здание, предназначенное для Московской городской думы. Масштабы сооружения и его нарядный декор, характерный для древнерусского зодчества, делают его созвучным соседнему зданию Исторического музея, возведённому на десятилетие ранее. Автором проекта выступил выдающийся российский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля Д.Н. Чичагов. Ныне главный фасад старинной постройки определяет облик площади Революции (бывшей Воскресенской), одной из ближайших к Красной площади.

Депутаты заседали в роскошном «тереме» вплоть до 1917 года. После революции над главным входом вместо герба Москвы появился медальон с изображением рабочего и крестьянина, а само здание заняли отделы Московского совета. В 1936 году, после реконструкции внутренних помещений, уничтожившей первоначальное убранство, в здании был открыт Центральный музей В.И. Ленина - крупнейший выставочный центр, полностью посвящённый жизни и деятельности вождя социалистической революции. Сегодня это филиал Исторического музея, представляющий собой прекрасное экспозиционное пространство для проведения различных выставок.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Музей

Один из самых молодых и интереснейших музеев столицы - Музей Отечественной войны 1812 года - распахнул свои двери в 2012 году. Уникальные коллекции расположились в новом двухэтажном павильоне, занявшем пространство внутреннего двора между зданием бывшей Московской городской думы и палатами Красного Монетного двора. Автором проекта современного сооружения, удачно вписанного в историческую застройку, стал известный московский архитектор П.Ю. Андреев. Сотрудниками Исторического музея была проведена огромная работа по отбору экспонатов и подготовке их к показу.

На первом этаже выставочного комплекса представлена экспозиция, отражающая предысторию легендарных событий - десятилетний период взаимоотношений России и Франции накануне войны, а также мемориальный раздел, включающий серию картин «1812 год. Наполеон в России» В.В. Верещагина и собрание памятных медалей и раритетов. В экспозиционных залах второго этажа раскрывается образ самой Отечественной войны 1812 года, освещаются и последовавшие за ней заграничные походы, благодаря которым Европа освободилась из-под власти Наполеона. Современное выставочное пространство оснащено мультимедийной информационной системой, что делает посещение музея ещё более увлекательным.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Исторический памятник

Перед Сенатской башней Кремля расположен уникальный историко-архитектурный объект XX века - Мавзолей В.И.Ленина, ставший центром западной части Красной площади. Существующее каменное здание мавзолея, возведённое в 1929–1930 годах, - третье по счёту. Две предшествующие ему усыпальницы создавались как временные и были деревянными. Первый мавзолей был построен уже через 6 дней после смерти Ленина - 27 января 1924 года: так стало возможным продлить церемонию прощания с вождём мирового пролетариата после официальных похорон. Спустя полгода весьма скромную постройку сменило более значительное ступенчатое сооружение с колоннами и трибунами. Оба проекта были выполнены архитектором А.В. Щусевым. Впоследствии идея сохранить тело Ленина приобрела важное общественно-политическое значение, кроме того, бальзамирование было признано успешным. Тем же Щусевым был спроектирован вариант здания, призванного стать усыпальницей вождя на долгие годы.

Дошедший до наших дней памятник представляет собой железобетонную конструкцию с кирпичными стенами, облицованную гранитом, с отделкой мрамором и лабрадоритом. Надпись «Ленин» над входом инкрустирована из порфира. Зачастую пластическое решение мавзолея, имеющего ступенчатую композицию, связывают с вавилонскими зиккуратами. Однако здание на Красной площади являет собой своеобразную, и даже новаторскую форму в духе достижений авангарда. Хотя, безусловно, ритуально-мемориальный характер памятника и сам саркофаг Ленина отсылают нас к далёкому прошлому, к древней традиции поклонения мощам.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

На Красной площади находится и одно из самых известных мемориальных кладбищ страны - Некрополь у Кремлёвской стены. История легендарного погоста началась в 1917 году, когда в братских могилах, вырытых от Никольских до Спасских ворот, были похоронены 240 борцов революции, павших в Октябрьском вооружённом восстании в Москве. В дальнейшем у Кремлёвской стены появлялись не только братские могилы (всего в них погребено свыше 300 человек), но и отдельные захоронения. Первым, кого похоронили в отдельной могиле на Красной площади, стал Я. Свердлов (в 1919 году), последним - К. Черненко (в 1985-м).

За несколько десятилетий Почётный некрополь пополнился 12 могилами видных государственных и военных деятелей Советского Союза (И. Сталина, К. Ворошилова, С. Будённого, Л. Брежнева и других), а также 115 захоронениями в виде урн с прахом выдающихся личностей. Над могилами установлены памятники - бюсты знаменитых большевиков, за каждым из которых посажена голубая ель. На Кремлёвской стене, являющейся колумбарием, видны мемориальные доски, на которых золотыми буквами выгравированы имена и годы жизни «героев своего времени».

Список похороненных у Московского Кремля не исчерпывается советскими политиками и военачальниками, а включает также иностранных коммунистов, деятелей науки, лётчиков и космонавтов. В некрополе погребены А. Луначарский, В. Чкалов, М. Горький, С. Королёв, Ю. Гагарин, Г. Жуков, М. Келдыш и другие.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Из двадцати башен Кремля на Красную площадь выходят четыре - Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская и Спасская. Последняя - высокая и красивая башня с часами знакома каждому: праздничный бой её курантов давно стал атрибутом Нового года в России.

Архитектурное сооружение, построенное в 1491 году, возвышается над главными воротами Московского Кремля, издавна почитаемыми как святые. Через эти ворота в древнюю крепость въезжали великие князья и цари, а начиная с XVIII века - российские императоры; через них прибывали послы иностранных государств; через них проходили крестные ходы.

Первоначально башня именовалась Фроловской, в честь ближайшей церкви Фрола и Лавра, ныне не существующей. Второе название было дано в 1658 году по образу Спаса Смоленского, помещенному над Фроловскими воротами после освобождения русскими войсками Смоленска в 1514 году. Икона, более 70 лет скрытая под слоем штукатурки, в 2010 году была восстановлена.

Для соблюдения времени богослужения ещё в XVI веке на башне были установлены первые часы. Нынешний облик куранты приобрели в середине XIX столетия. Механизм в разное время «обучали» разным мелодиям. Сегодня главные часы страны умеют исполнять мелодию гимна Российской Федерации и хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Ещё в первой половине XIV столетия на вершине Боровицкого (Кремлёвского) холма были возведены первые белокаменные храмы, определившие пространственную организацию будущей Соборной площади. Древние постройки не сохранились, однако новые соборы выросли на месте своих предшественников. Строительство величественных культовых сооружений осуществлялось в конце XV - начале XVI века - в период, когда завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, превратившейся в столицу единого Русского государства.

Соборная площадь, являющаяся историческим и архитектурным центром Московского Кремля, спустя пять веков сохранила уникальный архитектурный ансамбль, включающий знаменитые памятники русского храмового зодчества - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Церковь Ризположения, Колокольню «Иван Великий», собор Двенадцати апостолов. Помимо архитектурной ценности храмы имеют важное историко-мемориальное значение. Успенский собор знаменит тем, что в нём происходили все коронации российских монархов, начиная с Ивана III и заканчивая Николаем II. А усыпальницей русских правителей (великих и удельных князей, царей) стал Некрополь Архангельского собора. В настоящее время соборы Кремля являются не только действующими православными храмами, но и музеями, экспонирующими шедевры древнерусского искусства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Исторический памятник

История музейного дела на территории Московского Кремля началась в 1806 году, когда по указу императора Александра I статус музея получила Оружейная палата. Первоначальное собрание составила хранившаяся в Кремле сокровищница, первые сведения о которой датируются XV веком. После революции кроме Оружейной палаты музейными учреждениями стали соборы Кремля, Патриаршие палаты. В стенах исторических зданий сегодня размещаются постоянные экспозиции, проводятся временные тематические выставки.

Многие коллекции музеев Московского Кремля поистине уникальны. Это и коллекция государственных регалий, коллекция удивительных дипломатических даров, коллекция коронационных костюмов, редчайших старинных экипажей российских правителей, богатейшая коллекция оружия и доспехов. В музейное собрание входит около трёх тысяч икон, охватывающих период с конца XI до начала XX века. Особый интерес представляет археологическая коллекция, которую образуют артефакты, найденные на территории Кремля.

Дошедший до наших дней ансамбль колокольни «Иван Великий», складывавшийся на протяжении трёх с лишним столетий, включает в себя три разновременных объёма. Это столп колокольни Ивана Великого, в 1600 году увеличивший свою высоту до 81 м, Успенская звонница середины XVI - второй половины XVII века, а также увенчанная шатром Филаретовая пристройка - звонница первой половины XVII века. До начала XVIII столетия Колокольня являлась самым высоким в России зданием. В 1812 году при отступлении из Москвы французские войска взорвали храм: столп колокольни уцелел, однако северные пристройки были разрушены до основания. Вскоре после окончания войны памятник был восстановлен.

Сегодня на трёх ярусах звона колокольни «Иван Великий» и на примыкающих к ней пристройках находятся 22 старинных колокола. С 2008 года в историческом здании работает музей, знакомящий посетителей с его уникальным внутренним пространством. Со смотровой площадки памятника отрывается панорамный обзор и восхитительные виды на Кремль и Замоскворечье.

Царь-пушка, по своему устройству, несомненно, являющаяся орудием, ни разу не участвовала в боевых действиях. Никому не удалось услышать и звон Царь-колокола, от которого во время пожара откололся огромный кусок весом 11 т и который к тому же целое столетие пролежал в яме, представ на суд публики лишь в 1836 году. Однако вопрос о функциональности одного из кремлёвских исполинов в XX веке получил неожиданный ответ: исследователи установили, что Царь-пушка стреляла как минимум один раз. Как бы то ни было, уже сам облик памятников - их внушительные размеры и искусное декоративное оформление поражают воображение и вызывают неподдельный восторг.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Музеем русского дворцового интерьера по праву называют Большой Кремлёвский дворец. Однако музейным учреждением роскошный дворцовый комплекс Московского кремля никогда не был. Масштабное сооружение, возведенное в 1838–1849 годах, первоначально служило московской резиденцией российских монархов и их семей. Над созданием архитектурного шедевра работала группа выдающихся русских зодчих, которую возглавлял знаменитый петербургский архитектор, мастер «русско-византийского» стиля Константин Тон.

В советское время в залах бывшего императорского дворца проходили сессии Верховного Совета СССР. Сегодня это парадная резиденция Президента России. Здесь проводятся церемонии вступления главы государства в должность, переговоры с лидерами других стран, церемонии вручения государственных наград и другие официальные общегосударственные мероприятия. Однако увидеть великолепное убранство дворца всё же возможно: в свободное от мероприятий время по предварительным заявкам организаций здесь осуществляется экскурсионное обслуживание.

Главная достопримечательность набережной - Московский Кремль, а именно - его южная стена. В самом её начале расположена круглая Водовзводная башня, далее - Благовещенская башня, за которой следуют - Тайницкая, две Безымянных и Петровская башни. Замыкает набережную угловая Беклемишевская башня и Большой Москворецкий мост. За стеной и башнями виден не только Большой Кремлёвский дворец, но Архангельский и Благовещенский соборы и, конечно же, 81-метровая Колокольня Ивана Великого. С Кремлёвской набережной открывается изумительный вид на Васильевский Спуск и, частично, на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

От Красной площади до Кремлевской набережной вдоль западной стены Московского Кремля протянулся парк, история которого насчитывает почти два столетия. Устройство сада, спроектированного знаменитым архитектором Осипом Бове, приходится на 1820–1823 годы. Тогда в Москве активно проводились восстановительные работы после пожара 1812 года. Парк, выросший над заключённой в трубу рекой Неглинкой, включал три сада (Верхний, Средний и Нижний), именовавшиеся Кремлёвскими. Нынешнее общее название было получено в 1856 году в честь Александра I, победителя Наполеона и освободителя Европы.

Старинный сад, преобразившийся за последние годы, всё же сохранил былое очарование и первоначальную планировку. До сих пор существуют отчетливые границы между его тремя частями. Главным входом в сад по-прежнему являются великолепные чугунные ворота с двуглавыми орлами, изготовленные по проекту Е. Паскаля. Среди знаменитых достопримечательностей Александровского сада - «Итальянский грот» у подножия Средней Арсенальной башни, символизирующий возрождение Москвы из пепла, Могила Неизвестного Солдата, композиция с фонтанами и скульптурами, имитирующая русло реки Неглинки. Вдоль живописных аллей парка, которые становятся отличным фоном для туристических фото, произрастают различные виды кустарников и деревьев, среди которых - двухсотлетний дуб.

Читать полностью Свернуть

Посмотреть все объекты на карте

  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего , построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани .
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей , которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным п одвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий - храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.