Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Политико-географическое (геополитическое) положение. Политико-географическое положение

Решила моя соседка продать свою квартиру. Сделала мини-косметический ремонт, нашла по рекомендации зубастого бульдога-брокера и стала ждать ажиотаж покупателей. Вот неделя-другая проходит, а покупателей аж ни одного. «В чём дело?» - вопиёт моя соседка своему бульдожке-продавцу по мобильнику. А он ей: «У вас не выгодное ПГП квартиры». Соседка не стала падать в грязь лицом и спрашивать у риелтора, что такое ПГП, а пришла ко мне с этим вопросом. Я ухмыльнулась изобретательности квартирного маклера и объяснила, почему к её квартире низкий интерес покупателей.

Что такое политико-географическое положение

Если на пальцах, то это такое положение, которое определяет географические и политические особенности расположения государства на карте мира. А если копнуть глубже – то всё намного интереснее.

Существует несколько систем оценки этого самого положения, сокращённо – ПГП.

Политико-экономическое положение оценивается по следующим показателям:

  • оценка границ;
  • отношение к рынкам сырья и товаров;
  • военно-стратегическое расположение;
  • близость к точкам «конфликтов».

Первый пункт – оценка границ, звучит вроде бы плоско. Но на самом деле – это очень объёмная оценка экономики государства и его соседей . Тут в расчёт идёт масса переменных. Например, уровень экономического развития соседей , весьма важно входит ли страна в какой либо экономический или политический, или военный блок.


Географическое положение страны

А вот в этой оценке участвуют больше природные признаки . Тут в расчёт идёт наличие водных и лесных ресурсов, полезных ископаемых, ландшафт, климатические зоны ну и всякое такое. Перспективность географии для туристического бизнеса – то есть наличие гор, морей, минеральных или грязевых источников. Ещё есть такое разделение в географическом положении, как центральность и периферийность . Если государство облеплено соседями со всех сторон – это центральное положение. К периферийным, чаще всего, относят островные государства. Признак ГП носит ещё и масштабированный характер , т.е. показывает глобальность, региональность и соседскость – количество и качество соседей.

Территория важна для государства как геополитический ресурс , поэтому страны борются за обладание различными землями. Для оценки значимости территории как геополитического ресурса используются как количественные (размеры территории), так и качественные (географическое положение, природные ресурсы) характеристики. Стратегически важными обычно становятся территории, обладающие:

а) выгодным географическим положением, чаще всего - расположенные на важных торговых путях;

б) природными ресурсами, особенно такими, как нефть, драгоценные металлы, алмазы, уран.

Отправной точкой политико-географического исследования государства является анализ его географического положения, которое оценивается с точки зрения его выгодности . Заметим, что географическое положение государства, как и любого другого объекта, можно оценивать по формальному критерию, т.е. через широту и долготу его крайних точек. Но в политической географии более важна качественная оценка географического положения, т.е. его стратегических преимуществ и недостатков .

С давних времен стратегически важными считались территории, имеющие выход к морю, поскольку море открывало более или менее свободный путь во внешний мир. Можно вспомнить борьбу России за выход к морям - Балтийскому и Черному в 18 в. В зависимом положении оказываются т.н. "запертые" государства, не располагающие выходом к морю. Таких государств в мире насчитывается 41, из них 14 - в Африке (учитывая три государства, имеющих выход только к замкнутому Каспийскому морю, которое с точки зрения физической географии является озером). Проблема выхода к морю сейчас актуальна для большинства постсоветских государств - Белоруссии, Молдовы, Армении, Азербайджана, всех центрально-азиатских государств. Не случайно последние активно участвуют в строительстве коммуникаций, ведущих к Индийскому океану через Иран или Афганистан-Пакистан (построена железная дорога, связавшая туркменский город Теджен со столицей иранского Хорасана Мешхедом). Появилась в частности идея создания транспортного коридора через западные и южные районы Афганистана в Пакистан, которую пытались воплотить талибы, захватившие контроль именно над этими районами, и которую поддержала Туркмения, заинтересованная в выходе к Индийскому океану и экспорте природного газа (этот вариант является альтернативой иранскому и поддерживается геополитическими противниками Ирана).

Отсутствие выхода к морю часто порождает зависимость “запертой” страны от соседей. От этого мало страдают страны, входящие в интегрированные, стабильные макрорегиональные сообщества, как например, Австрия. В то же время в конфликтных регионах отсутствие выхода к морю ведет к упадку экономики страны. Так, Македония сильно пострадала в результате закрытия границы с Грецией, через которую в югославские времена республика осуществляла торговые связи (греческий порт Салоники очень активно использовался Югославией). В свою очередь, приморские страны, особенно те, чьи порты обслуживают “запертые” государства, получают большие геополитические преимущества (можно выделить роль таких портов, как Салоники, Бейра в Мозамбике, Лобиту в Анголе). Потеря выхода к морю может восприниматься очень болезненно (Боливия) и приводит к полной переориентации на порты одной из стран (отношения внутриконтинентальной Эфиопии и приморского Джибути, особенно после потери Эритреи). Таким образом, одни страны могут иметь географические преимущества над другими , если они контролируют выходы соседей во внешний мир. В современном мире, в котором открываются границы, и страны интегрируются друг с другом, значимость выхода к морю как геополитического ресурса упала. Однако в любом случае иметь выход к морю дешевле и спокойнее, чем не иметь.

Большое значение для государства имеет контроль за коммуникациями , прежде всего - международными. Особые преимущества, например, получают страны, контролирующие проливы: в мирное время они пополняют казну за счет транзита и обслуживания судов, а в случае конфликта обладают возможностями перекрыть коммуникации. Так, Турция контролирует выход из Черного моря (среди попыток обойти Босфор и Дарданеллы можно выделить проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, напрямую соединяющего Болгарию и Грецию по суше), а Дания - выход из Балтийского моря. Выгодное географическое положение имеют страны, по территории которых проходят важнейшие международные каналы - Египет и Панама. Даже небольшие территории могут иметь важное геополитическое значение. Например, имея в своем составе небольшие острова, страна получает возможность увеличить свои территориальные воды и контролировать важные торговые пути, проходящие неподалеку (острова Токто, Сенкаку и Парасельские в Восточной Азии). Заметим, что местонахождение на мощном торговом пути и транзитная роль стали единственной причиной не просто выживания, но процветания такого крохотного государства, как Сингапур.

Существуют особые случаи географического положения определенного государства. Есть государства, которые со всех сторон окружены территорией другого государства. Такие государства называются анклавами (Сан-Марино, Ватикан, Лесото). Полуанклавами называются государства, которые при этом имеют выход к морю, т.е. одну дополнительную степень свободы (Гамбия, Бруней, Монако). Географическое положение государства во многом определяет характер его отношений с соседями, другими словами - геополитический код. Например, если небольшое слабое государство зажато между двумя мощными соседями, оно может превратиться в буферное государство (Андорра между Францией и Испанией), выбрать для себя геополитический код эквидистанции (Монголия между Россией и Китаем) или принять одностороннюю ориентацию на соседа, более близкого с культурно-исторической точки зрения (Непал и Бутан между Индией и Китаем).

Свои проблемы имеют островные государства . Принято считать, что таким государствам проще обеспечивать свою безопасность, чем пользовалась Англия, которую как бы не касались войны, разворачивавшиеся на континенте (геостратегией Британии стало поддержание баланса сил в континентальной Европе). Можно вспомнить, как Тайвань стал убежищем для бежавших из континентального Китая гоминьдановцев и де-факто превратился в независимое государство. С другой стороны, островитянам в силу своей географической обособленности бывает сложнее налаживать свои внешние связи, хотя этот недостаток не всегда очевиден, поскольку островные государства часто располагаются на торговых путях.

При оценке политико-географического положения государства анализируются не только выход к морю, расположение на важных торговых путях, анклавное, полуанклавное или островное положение. Необходим учет таких параметров, как:

а) число соседей,

б) коммуникации, связывающие государство с соседями,

в) характер и интенсивность связей с внешним миром (конфликты и союзнические отношения, притяжение и отталкивание стран - своеобразная географическая гравитация).

В целом можно говорить о схеме описания политико-географического положения, которое определяется как комплекс отношений данного государства с другими странами и территориями на трех уровнях - локальном (непосредственные соседи), макрорегиональном и глобальном . При этом обязательно учитывается характер связей - этнических, конфессиональных, исторических, экономических и др.

В политической географии особое место уделяется анализу особенностей государственной территории, таких как размеры и морфология .

Сама территория государства издавна воспринимается как его ресурс. Считается, что большая территория означает возможность размещения большего числа объектов - экономических, военных и др., а также располагает достаточным числом убежищ (вспомним представление о невозможности покорения России с ее огромными просторами и тактику М.Кутузова во время Отечественной войны 1812 г.). В свое время Ф.Ратцель видел политическое будущее у обширных пространств Евразии, Южной Америки и Африки, полагая, что объединение большой территории в рамках единого государства автоматически выводит это государство в разряд лидеров. В прошлом приращение территории воспринималось как символ могущества и залог геополитической мощи государства, а самой популярной была имперская политика максимального территориального роста, оказавшая влияние на традиционную геополитику.

Однако проведение имперской политики поставило ее авторов перед сложными проблемами. Во-первых, это проблема эффективного использования территории, иначе значительная часть государства превращается в заброшенную глубинку, у государства просто нет сил, чтобы освоить свои пространства (проблема, знакомая из российского опыта). Во-вторых, это проблема природных ограничителей, которые не позволяют эффективно использовать территорию, поскольку она не пригодна для жизни (Россия, Бразилия, Канада, США). В-третьих, это проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство рано или поздно разваливается, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма (судьба СССР).

Поэтому сама по себе гигантская площадь мало что дает государству. Оборотная сторона территориального роста - комплекс проблем, связанных с недоступностью и разнородностью государственных территорий. Тем временем в современном мире спокойно живут и процветают многие малые государства, которые находят в мире свои “экологические ниши”, например, в качестве туристических или финансовых центров (как Люксембург, ставший одним из организующих центров объединенной Европы). Более того, возникло представление о том, что эффективно интегрироваться способны только малые и средние государства, которые испытывают реальную потребность друг в друге (популярная идея времен европейской интеграции). Отсюда вывод - для политической географии важна оценка не только размеров территории, но и ее качественных характеристик .

В политической географии сложилось представление об “идеальном государстве ”. Такое государство обычно имеет круглую или шестиугольную форму, по его краям расположены горные хребты, а в центре находится заселенная равнина. В качестве примера приводится Франция, государство с относительно правильной формой, границы которого проходят по Альпам и Пиренеям, а в центре расположена равнина Иль-де-Франса. Конечно, и Франция далека от идеала, которого в истории, вероятно, не существовало. Рассуждения об “идеальном государстве” выводят на анализ распределения государственной территории , другими словами - ее морфологии . Действительно, оценка геометрической формы государства имеет важное значение. Компактная форма означает большую интегрированность территории с помощью коммуникаций, меньшие затраты на оборону. С другой стороны, государства вытянутой, неправильной формы оказываются более уязвимыми. Коммуникации в этих странах имеют большую протяженность, существуют труднодоступные ареалы, которые сложно оборонять и развивать экономически, возникают трудности, связанные как с управлением территориями, так и с их обороной, в удаленных районах может развиться сепаратизм.

Поэтому проблема неудобства распределения государственной территории исследуется в политической географии. Возможны следующие случаи:

а) государство “неправильной” формы. В качестве примера можно привести Хорватию, форма которой напоминает подкову, но только ее стороны сходятся под острым углом. Восстание сербов, проживающих как раз в месте схождения двух частей Хорватии, буквально разрезало страну на две части, и доступ в Далмацию некоторое время был возможен только по морю. Говорят и о т.н. “вытянутых” ("шнурочных") государствах, которые протянулись вдоль побережья на многие сотни километров (Чили, Норвегия, Вьетнам).

б) фрагментированное государство (например, государство-архипелаг, “разбросанное” между множеством островов). Примерами служат Индонезия, Филиппины. В таком государстве существуют особые проблемы управления и обороны, на отдельных островах легко может развиться сепаратизм (в Индонезии сепаратистское движение существовало на Молуккских островах, на Филиппинах основные проблемы связаны с крупным островом Минданао на южной окраине государства). Некоторые “разбросанные” государства оказываются нежизнеспособными, например, Пакистан, который в 1947-71 гг. состоял из двух частей, удаленных одна от другой на полторы тысячи километров. Государство было выделено после распада Британской Индии по конфессиональному признаку, но его географические диспропорции (большинство населения проживало в Восточном Пакистане, а правящая элита происходила из Западного Пакистана) стимулировали распад, в результате которого выделился независимый Бангладеш, бывший Восточный Пакистан. В то же время “двойная” Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан, без особых проблем сохраняет свою территориальную целостность.

в) государство, имеющее в своем составе эксклавы - небольшие районы, отрезанные от основной территории государства землями других стран. Эксклавы есть в Анголе (Кабинда), Омане (район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива), США (Аляска) и др. На постсоветском пространстве эксклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, мелкие эксклавы имеют Армения, Узбекистан, Таджикистан. Эксклавы являются уязвимыми с военной точки зрения, их сложно оборонять, доступ на их территорию при желании может перекрыть соседнее государство (так, вопросы транспортного сообщения с Калининградом России приходится решать в кооперации с Литвой). Эксклавы часто играют роль стратегических форпостов, поэтому одновременно они могут быть и стратегически важными, и уязвимыми в силу своего географического положения (Калининградская область - западный форпост России). Кроме того, в эксклавах может возникнуть сепаратистское движение, как это было в Кабинде, которая является главным производителем ангольской нефти. Время от времени возникают проекты “исправления” неудобного распределения территории. Можно вспомнить т.н. “план Гобла” по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, который предусматривал присоединение к Армении Нагорного Карабаха с Лачинским коридором, а к Азербайджану - Зангезура (южные районы Армении), что снимало с Нахичевани статус эксклавной территории.

г) государство, имеющее на своей территории крупные природные барьеры и труднодоступные территории. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд. В таких странах усиливаются автономизм, обособленность территорий. Так, во время вооруженных конфликтов в Таджикистане расположенный в Памирских горах Бадахшан был фактически отделен от остальной территории страны (тем более, что снабжение этой территории с советских времен велось из киргизского Оша, связь с которым надежнее, чем с западными районами Таджикистана). В некоторых случаях возрастает внешняя зависимость государства. Так, основной путь в Ферганскую долину Узбекистана проходит не через Кураминский хребет, а по территории Таджикистана через Ленинабад (Ходжент).

Сначала приведем определение географического положения.

Географическое положение (ГП) - это картографическое положение определенного объекта относительно внешней среды, элементы которого оказывают или могут оказывать на него существенное влияние.

При этом географические объекты различаются по видам и масштабу, а геопространственные отношения формируются на микро-, мезо - и макроуровне определенной страны или региона. Географическими объектами могут быть населенные пункты, города, экономические районы, страны, природные территориальные системы и т.д. Мікроположення определяется локальным окружением в месте непосредственного контакта с другими географическими объектами, мезоположення - отношениями в регионе или стране, макроположення - отношениями со значительными участками географической среды или с геосистемою в целом. При этом в иерархии геопространственных отношений существует определенный порог - граница территории суверенного государства. За пределами государства отсчет микро-, мезо - и макроуровня безусловно идет только относительно масштабов всей миросистемы.

Есть различие в значении терминов "географическое положение" и "местоположение". Местоположение указывает на локализацию (location) или принадлежность, оно неизменно, привязано к одним координат. Географическое положение (geographic situation) отражает отношения в системе, оно, при неизменных координат объекта, может модифицироваться в зависимости от изменений ситуации в окружающей среде.

Свойствами ГП являются:

Детерминированность отношений объекта с внешними объектами и системами;

потенциальность - ГП является одновременно и результатом предыдущего развития объекта (города, государства и т.д.), и фактором его дальнейшего функционирования и развития;

дистанционность - ГП является тем выгоднее, чем меньше расстояние между объектами, которые взаимодействуют. Причем расстояние может представлять собой не географическую, а виртуальную величину, которая образовалась благодаря наличию густых транспортных коммуникаций, возможностям использования электронной связи и т.д.

Понятие "географическое положение" емкое и комплексное. Поэтому для более глубокого понимания географического материала выделяют несколько его видов, но основной детерминантой остается характер геопространственных отношений. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, речь идет об объекте в пределах страны (государства), объектом является сама страна. Далее определяем вид ГП - это естественно -, экологически -, экономико -, социально - политико - географическое положение. При этом анализ ситуации в каждом следующем из названных видов требует учета отношений ГП предыдущих видов. Самой сложной является оценка политико - географического положения, потому что она побрезгует учета данных по меньшей мере в отношении экономико - географического положения (доступность рынков сырья, сбыта, транспортно-географическое положение и т. д.), желательно и природно-географического положения (выход к морю, горные хребты, зоны дискомфортного климата и т.п.), экологического состояния и др.

Политико - географическое положение (ПГП) государства - это "ее картографическое положение относительно политических данностей миросистемы, которые оказывают на нее существенное влияние.

Добавим, что речь идет о влияние не только на ход внутриполитическим процессам, но и на экономику и общественную жизнь государства. Порой употребляется термин геополитическое положение. Мы считаем, что термины "политико - географическое положение" и "геополитическое положение" тождественны.

Так же как и географическое положение, политико - географическое положение может меняться, при этом изменения могут быть и драматические и судьбоносные для страны или территории. Приведем пример.

Венеция. При Средних веков города - республики Венеция и Генуя контролировали торговлю на Средиземном море, потеснив (после крестовых походов) арабских купцов и мореплавателей. В Европе ходовыми были восточные товары (бархатные и газовые ткани, хлопок, фарфор, пряности, духи, самоцветы и т.п.), которые поступали азиатскими торговыми путями ("Шелковым путем") до побережья Черного и Средиземного морей или доставлялись арабскими мореплавателями из Индии в Персидский залив и далее по суше до Восточного Средиземноморья. Венеция благодаря своей ключевой позиции между Западом и Востоком на некоторое время стала первой морской и торговой державой Европы. Но пала Византия под натиском турок-османов, турки захватили Константинополь, оживленные торговые города на путях восточной торговли, в том числе на Черном море Трабзон и Кафу (теперь Судак, Украина), и пала вся связка торговых путей через Центральную Азию. Одновременно от побережья Западной и Северной Европы открылись пути через Атлантику в Америку. Сейчас Венеция - город регионального значения, историко-архитектурная жемчужина, которая остается важным туристическим и экономическим центром, что живет в свете былой славы.

Сингапур. В Средние века Сингапур был рыбацким поселком, стратегическими выгодами морской гавани которого пользовались разве что местные пираты. Но уже по английской колониальной администрации гавань превратилась в транзитный перевалочный пункт всей Дальневосточной Азии. Возник мощный морской порт, создана стратегическая база ВМФ Великобритании, быстро возросла оборонная промышленность, особенно судостроительная и судоремонтная. Получив независимость, город - молодая морская держава - сполна воспользовалось выгодами политико - географического положения, которое неуклонно улучшалось. Сингапур оказался в центре транзитных коммуникаций Азиатско-Тихоокеанского региона, что быстро прогрессировал. Сейчас это узел не только морских, но и воздушных путей, один из ведущих центров мировой торговли, в котором объемы экспорта на треть превышают ВВП государства (в 2001 г. - 122 млрд. $ против 89 млрд. $), размеры ВВП на душу населения домірні с показателями стран Западной Европы. В то же время Сингапур стал одним из ведущих банковско-финансовых центров мира, где размещено более двухсот офисов ТНБ и сотни контор ТНК.

Страны Персидского залива. Возьмем этот пример для демонстрации того, что упущенные выгоды ПГП можно возродить в новых обстоятельствах. Издавна Багдад (главный город Месопотамии, Персидской империи, впоследствии Арабского халифата) и важные порты Персидского залива Басра, Дубае и Хормоз играли важную роль в торговле между Азией и Европой. Когда этот морской путь торговли, который контролировали арабские купцы, пришел в упадок из-за того, что Ближний Восток оказался под пятой Османской империи, основные пути, которыми когда-то ходили парусники Сіндбада-мореходця, стали периферийными. Даже открытие богатейших нефтяных месторождений и проведения Багдадской железной дороги сначала мало изменило ПГП побережья Залива. Только обретения независимости странами региона, а затем борьба за справедливое перераспределение доходов от добычи нефти изменили облик политической карты этой части мира. Сейчас для ландшафтов стран Залива характерны не только нефтепромыслы и нефте-терминалы. Словно миражи в пустыне, появились города современной архитектуры, мощные аэропорты обслуживают трансконтинентальные линии во все части света, потоки туристов наводнили богатые восточные базары и супермаркеты, где есть товары со всей планеты. Регион вновь присоединился к "мирового перекрестка", каким является Ближний и Средний Восток, постепенно перебирая от Восточного Средиземноморья его ключевые позиции.

Составляющие оценки политико - географического положения страны (государства).

Перечень таких составляющих может быть большим и динамически изменяемым.

Физико-географическая составляющая в политико - географическом анализе представляет собой характеристику качества земельных ресурсов и возможностей акватории исключительной экономической зоны, наличия доступа к морю и удобства выхода на мировые морские коммуникации, возможности преодоления горных перевалов и полноводных рек в приграничных районах, в конце концов природно-географических условий организации обороны территории.

Ресурсная и агро-географическая составляющая - это ситуация с доступом к стратегически важных ресурсов: топлива, различных руд, горно-химического сырья, а также лесопромышленных районов за пределами страны. Основную часть продукции агропромышленного комплекса страна обычно производит на своих землях. Но некоторые страны нуждаются и в значительном импорте продовольствия. Поэтому доступ к регионам, которые производят зерно, мясо и другие продукты, тоже важен.

Емкость, удаленность, транспортная доступность рынков сбыта товаров, производимых в стране, - жизненно важный и экономико-географическое и политико - географический фактор. Основная задача изучения этого аспекта экономической и политической географии - поиск гипотетически возможных "ниш" организации сбыта как производственных, так и потребительских товаров, анализ позиций конкурентов, действующих в соответствующих сегментах мирового рынка.

Важными экономическими факторами транспортно-географической (и политической) ситуации на путях к рынкам сырья и рынкам сбыта является пропускная способность, скорость и стоимость транспортировки на сухопутных, водных и воздушных транспортных коридорах. Политические факторы - состояние открытости границ, политическая и криминогенная обстановка на транзитных магистралях. Еще раз подчеркнем весомости фактора приморского положения государства, ведь 4/5 физических объемов внешней торговли осуществляется через Мировой океан.

Процессы глобализации и информационно-технологической революции сделали свой вклад в набор составляющих политико - географического положения. Оно определяется также тем, как размещена страна относительно мировых центров научно-технического прогресса и мировых финансово-банковских центров; как раскинутая сеть управленческих центров и филиалов ТНК; возможности доступа к информационно-технологических сетей планеты.

Так, хоть научно-технический прогресс считается достижением всего человечества, 9/10 зарегистрированных в мире патентов сосредоточено лишь в двух десятках стран Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Там же расположены основные мощности внешнеэкономической инфраструктуры - банковской сети мирового хозяйства, сети офисов ТНК, ведущие международные товарные и фондовые биржи и др.

Главной особенностью современных телекоммуникационных систем "Интернет" и др. является пространственная неограниченность их функционирования. Однако, по подсчетам ученых, в начале XXI в. лишь 1/5 людей живут в "постиндустриальном" обществе, еще 10% - в индустриальном обществе (Украина пока что принадлежит к этой когорте стран), а 70% - все еще в прошлом, имея лишь зачатки промышленности и отсталое сельское хозяйство.

Указанные составляющие в сочетании с другими факторами неодинаковой степени присутствуют на различных иерархических уровнях политико - географического (геополитического) положения стран: глобальном, региональном и соседском.


1 ГЛОБАЛЬНОЕ ПГП УКРАИНЫ

Глобальное ПГП Украины характеризуется множеством особенностей. Это вытекает прежде всего из большого разно­образия и сложности политико-географической ситуации в современном мире, наличия глобальных политико- и эконо­мико-географических структур, новых тенденций мирового развития, глобального распределения политических и эконо­мических интересов, противоречий и сил.

В мире сегодня насчитывается 190 самостоятельных госу­дарств, большинство из них входит в демократическую межго­сударственную структуру - Организацию Объединенных На­ций (существует с 1945 г.). Украина была одним из основателей этого политико-государственного содружества и разви­вается в нем и сейчас (рис. 14).

В мировой политико-географической системе выделяется ряд глобальных подсистем различных уровней. До недавнего времени советская география делила всю совокупность госу­дарств на три большие группы: социалистические (коммуни­стические), высокоразвитые капиталистические и развиваю­щиеся. Такая идеологизированная классификация упрощала ситуацию, завуалировала империалистический характер и колониальную структуру большевистской империи - СССР. Поэтому в наше время необходимо искать новые подходы и аспекты.

Украина расположена в северном полушарии, в его умерен­ной зоне, где развивалась современная человеческая цивили­зация. Именно здесь возникли все формы геополитических формирований и структур: империи с метрополиями, колония­ми и другими формами политической зависимости, самостоя­тельные государства монархического, теократического, рес­публиканского, федеративного или унитарного статусов. Украина как составной элемент мирового универсума прошла на различных этапах своего исторического развития почти все формы политического существования. Она была и монархией (Киевская Русь), и колонией Российской, Польской и Осман­ской империй, имела федеративное устройство в IX-XII вв., была (Казацкое государство - Запорожье) и теперь является республикой.

Другой чертой глобального ПГП Украины является то, что большое влияние на него оказывает ее положение в глобаль­ном поясе наивысшего политического и социально-экономиче­ского развития. Этот пояс определяется широтной полосой, опоясывающей все Северное полушарие. Украина находится в центральной части этой полосы. Одновременно она располо­жена в восточном секторе Северного полушария на Евразий­ском континенте, где находится наибольшее количество госу­дарств названной глобальной широтной полосы (в западном секторе - лишь США и Канада). В мировом масштабе на вы­сокоразвитые страны Северного полушария (умеренная и час­тично субтропическая природные зоны - колыбели современ­ной цивилизации) приходится населения 750 млн чел. (~ 15 %), производства валового национального продукта - 16,3 трлн дол. (78,8 %). Широтная полоса наиболее интенсив­ной политической и социально-экономической жизни Север­ного полушария представлена четырьмя центрами мировой си­лы. Ими являются США, Западная Европа, Россия и Япония. Они, по существу, образуют два географические массивы - американский и евразийский. Украина находится в центре вто­рого. Однако одновременно американский и западноевропей­ский центры объединены военно-политической структурой - Североатлантическим пактом.

1.1 Это обстоятельство до послед­него времени существенно влияло на военно-политическое по­ложение Украины, поскольку она была южным форпостом стран Варшавского Договора, не имея, однако, непосредствен­ного соприкосновения со странами НАТО. Последнее, правда, не очень существенно улучшало ее положение. Именно этим положением объясняется размещение на территории Украины многих военно-стратегических баз ядерного оружия (военно-воздушных и ракетных), средств перехвата космических аппа­ратов, радиолокационных станций (РЛС), станций глушения западного радиовещания. С Украины вглубь большевистской империи (в Сибирь, на Север, в Казахстан) было «отселено» наибольшее количество (в абсолютном и относительном вы­ражении) «врагов народа», «буржуазных националистов», «шпионов и саботажников», «инакомысля-щих» с тем, чтоб «очистить» этот форпост от коренного населения, а остав-ших­ся деморализировать и загнать в колхозные резервации.

1.2 Глобальное положение Украины по отношению к США - главному ядру мировой силы и демократии,- самой большой и могущественной стране земного шара, имеет ряд особенно­стей.

Во-первых, США (как и Япония) является наиболее отда­ленным от нашей страны высокоразвитым государством (рас­стояние от Киева до Вашингтона и Токио составляет ~ 8 тыс. км). Это порождает значительные коммуникационные трудности. Сообщение с этими странами возможно лишь с использова­нием морского (через Атлантический океан со США, а также Индийский и Тихий океаны с Японией) или воздушного транс­порта. В Японию, правда, можно попасть и с помощью сухопут­ного транспорта через территорию России (далее частично морем).

Во-вторых, вследствие интенсивной экспансии американ­ского и японского капитала едва ли не во все страны мира, со­здания транснациональных компаний при ведущей роли капи­талов этих стран расстояния реально сокращаются. Восточно- и южноевропейские государства становятся стартовой площад­кой для распространения достижений НТР и связанных с ней технологических и организационных нововведений на Восток, в т. ч. и в Украину. Необходимо также учитывать, что амери­канские военные базы в Италии, Турции и Греции находились (и до сих пор не демонтированы) в непосредственной близо­сти от Украины.

В-третьих, положение Украины относительно США не­обходимо рассматривать не только через геопространственное отношение, но и сквозь призму интересов украинской диаспо­ры, которая является частью глобального украинства. Именно в США и в Канаде проживает наибольшее количество украин­цев в Западном полушарии (1 млн в США, 600 тыс. в Канаде). Они, как этнические украинцы, являются гражданами этих стран, однако имеют преимущественно личные, социальные, экономические и информационные связи со своей историче­ской родиной. Их голоса существенным образом влияют на результаты выборов Президента США. Этнические украинцы обладают значительным капиталом, занимают высокие госу­дарственные и общественные должности. Например, генерал-губернатором Канады является этнический украинец Роман Гнатишин, а послом США в Украине до недавнего времени был Роман Попадюк. Все это в значительной степени сбли­жает США и Канаду с Украиной. Подобный фактор следует учитывать при определении ПГП Украины относительно вы­сокоразвитой, но очень отдаленной страны Южного полуша­рия-Австралии (около 14 тыс. км).

1.3 Что же касается ПГП Украины относительно Японии, то оно «размывается» не только большим расстоянием между этими странами, но и существованием «барьера» в виде боль­шого массива стран Азии. Однако тот факт, что Японию мож­но лишь условно причислить к нашим соседям второго порядка (она является соседом нашего соседа России, на Дальнем Вос­токе которой, в «Зеленом Клине», проживают украинцы, при­дает ПГП Украины некоторые положительные черты.

Политико-географическое положение Украины относи­тельно двух других центров мировой силы- Западной Евро­пы и России хотя и является глобальным, однако имеет четко выраженный региональный в первом и соседский характер во втором случае.

1.4 Наконец, в глобальном ПГП Украины следует принимать во внимание ее пространственное отношение к большому мас­сиву стран т. н. третьего мира. В общем это страны субтропи­ческих и экваториальных зон. До недавнего времени большин­ство из них называли «развивающимися странами», хотя бо­лее точным можно считать их китайское название «мировое село». Это чрезвычайно разнообразная и большая группа стран. Сюда входят такие оригинальные сочетания государств, как «новые индустриальные страны» (НИС) - Сингапур, Республика Корея, островной Китай (Тайвань) и даже Таи­ланд, а также страны-экспортеры нефти (ОПЭК) - Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла и др.; блоки и содруже­ства стран: Организация африканского единства (ОАЕ), Орга­низация американских государств (ОАГ), Ассоциация госу­дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Страны «третьего мира» представляют собой огромнейшую глобальную зону политической нестабильности. В значитель­ной степени это связано с недавним колониальным прошлым, начальными этапами становления их государственной неза­висимости, в частности, в Африке и Азии границы современных государств унаследованы от бывших колоний, что часто не соответствует этническому составу населения и является при­чиной напряженности, конфликтов и войн и вносит значитель­ную долю непредвиденности в геополитические процессы стран «третьего мира».

В то же время эти страны находятся в большой экономиче­ской и политической зависимости от высокоразвитых стран Америки, Европы и Азии (Япония). Образовалась огромней­шая ось геополитической напряженности - Север-Юг. В бо­лее конкретном выражении - это несколько осей: Северная- Южная Америка, Европа-Африка и Передняя Азия, Япо­ния-Юго-Восточная и Южная Азия. Украина расположена на северном фланге второй из них. Поэтому наиболее вероят­ной сферой ее геополитических интересов в «третьем мире» должны стать страны Передней Азии и Африки, которые пространственно находятся к ней ближе всех. При этом необ­ходимо учесть, что эти группы стран являются также зоной американских и западноевропейских военно-стратегических и экономических интересов.

Объекты изучения политической географии.

Политическая география, по мнению В.П. Максаковского, особая географическая наука в рамках экономической и социальной географии, находящаяся на стыке географии с политологией и рядом других общественных наук Я.Г. Машбиц отмечает, что политическая география исследует территориальную расстановку классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, историческими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, их районов, городов и сельской местности

По мнению В.А. Колосова современные политико-географические исследования можно классифицировать по трем уровням:

1) глобальному и региональному,

2) отдельных стран,

3) отдельных ареалов, районов, городов и даже кварталов.

Политическая карта мира рассечена границами, которые постепенно множатся и усложняются. Быстро меняется политическая ситуация во многих странах и регионах мира, особенно там, где существуют «горячие точки». Это во многом зависит от расстановки политических сил, от сдвигов в географии массовых общественно-политических движений, этнических процессов. Политические факторы влияют на состояние природной среды, развитие и размещение экономики, международное сотрудничество. Все эти вопросы находятся в поле зрения политической географии, которая изучает территориальные аспекты политической сферы общественной жизни. В политической географии мира наибольший интерес вызывают вопросы воздействия политических сил и событий на развитие международного разделения труда и сдвиги в мировой экономике.

Геополитика (по В.А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами.

Среди понятий и категорий геополитики основными являются: геополитическое положение страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграции и дезинтеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны – сателлит и многие другие.

Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, обоснованных на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.


ПГП (политико-географическое положение) – это положение страны на политической карте мира, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, которая меняется во времени.

ЭГП (экономико-географическое положение) - положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

Тщательное исследование положительных и негативных сторон ЭГП способно принести любому государству существенный экономический выигрыш (за счет рационализации транспортного строительства, торговой политики и т.д.).

Вывод : для понимания происходящих количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, проблем политического и экономического сотрудничества отдельных стран, тенденций развития международного географического разделения труда важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих социальных и политических проблем.