Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Процесс возникновения и исторического развития психики. Возникновение и развитие психики человека

Входе исторического развития приблизительно 3 млн лет тому назад в районе Восточной Африки в связи с геологическими изменениями произошли существенные изменения в образе существования животных. В этих условиях естественный отбор благоприятствовал особям, которые были наиболее приспособлены к жизни в саванне, лишенной деревьев. Только существа, которые издали могли увидеть приближающуюся опасность и убежать от хищника, могли выжить и оставить потомство. Естественному отбору способствовали активные мутации, которые происходили в животной среде, и одна из первых мутаций - это способность к двуногому хождению. Благодаря переходу к новому хождению все больше и больше освобождалась рука и превращалась в хватательный орган, способный манипулировать разными предметами. 2-ая предпосылка - прямохождение способствовало уравновешенному положению головы при вертикальном положении тела, что давало способность голове развиваться во всех направлениях и таким образом увеличивать объем мозга.

2.Основные тенденции развития психики человека.

На основе чувствительности и в связи с усложнением нервной системы и физической организации предки человека приобрели качественно новый тип взаимодействия со средой или отражение, которое означает способность организма устанавливать и соизмерять объективные связи между свойствами среды.

Тенденции в развитии психики:

1.Усложнение формы поведения и двигательная активность.

2.Совершенствование способности к индивидуальному научению.

3.Усложнение форм отражения или способности устанавливать связь между различными явлениями.

Следует учесть, что основные тенденции развития психики выявлены чисто гипотетически, так как ни одно ныне живущее существо не может рассматриваться как прародитель более организованного в виду того, что любое существо даже инфузория-туфелька является продуктом длительной эволюции.

Стадии развития психики:

1.Сенсорная психика . Это элементарная стадия, которая характеризуется отражением лишь отдельных свойств и качеств предмета окружающего мира.

2.Перцептивная психика . Эта психика уже имеет возможность отражать предметы и явления внешнего мира, видеть целостный образ. На этой стадии реакции животных превращаются в многозвенную цепь действий или операций. Операция – это относительно самостоятельное автоповедение, которое отвечает не самому предмету, предназначенному для удовлетворения той или иной потребности, а условиям, в которых этот предмет находится.

3.Стадия интеллекта . Предполагает наличие взаимодействия между особями животного мира, обмен звуковыми сигналами, а также использование различных орудий. Эта стадия является необходимым условием развития психики человека, хотя охватывает и высших животных.

3. Происхождение сознания

Сознание означает всю совокупность человека с окружающей средой, положение человека в обществе и природе, понимание человека самого себя. Сознание определяется уровнем развития общества и себя в этом обществе.

Роль труда в возникновении сознания:

Труд представляет собой процесс активного воздействия и изменения окружающей среды. Изменяя природу в соответствии со своими потребностями, человек стал изменяться и сам.

Во-первых, развитие руки привело к изменению всего организма человека , особенно мозга, поскольку рука стала не только органом действия, но и органом познания; во-вторых, труд стал объединительным фактором, приводящим к коллективным формам труда , т.к. труд -- это не только использование орудий труда, но и их изготовление, и поэтому возникла проблема передачи опыта использования орудий в форме обучения труда. Т.о. развитию человечества способствовало совершенствование поведения в деятельности и общении.

Вся материя обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения , т.е. способностью отвечать на воздействия. Отражение (от лат. - рефлекс).

Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе возникает психика как качественно новая форма отражения. Психика – отражение окружающего мира в мозгу человека.

Переход к психическому отражению становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познание внешних воздействий.

Основные формы поведения животных

Все живые организмы обладают биологической формой отражения – раздражимостью – это способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к значимым факторам называются тропизмами , которые характерны для биологической формы отражениярастений .

Различают:

    фототропизм (тенденция живого организма двигаться под воздействием света)

    термотропизм (тенденция двигаться под воздействием тепла)

    хемотропизм (тенденция избирать определенную химическую среду)

    топотропизм (тенденция к движению под воздействием механического раздражителя).

У животных возникает новая форма раздражимости – чувствительность – это раздражимость по отношению к воздействиям среды , которая ориентирует организм в среде, выполняя сигнальное значение.

Инстинктивное поведение характерно для 1 стадии - элементарной сенсорной психики. Эта стадия низшей ступени эволюционного развития наблюдается у насекомых, червей, улиток, некоторых беспозвоночных. Такому уровню отражения соответствует на низшей ступени развитиясетевидная (у кишечнополостных) и на высшей стадии узловая, илиганглиозная нервная система (у насекомых).

У насекомых существует сложная форма поведения на условия среды – инстинкты – врожденное, автоматическое поведение. Инстинкт ограничен.Инстинктивные действия строго приурочены к определенным условиям, они теряют целесообразность, как только изменяются стандартные условия. Например, лягушка ловит насекомое, если оно мелькает перед ней, если двигать на опыте бумажкой, то она также кинется. Или паук: как только насекомое попадает в паутину, паук направляется к нему и начинает опутывать соей нитью. Что вызывает эту деятельность паука? Опытным путем установлено: для паука важна вибрация, производимая крыльями насекомого, которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве.

Виды инстинктов : охраны потомства, половой, пищевой, защитный.

Развитию инстинктов способствует опыт, который приобретается в процессе индивидуальной жизни особи.

Чем выше в эволюционном ряду находится животное, тем более сложными могут стать выработанные условные связи и тем более пластичными они оказываются.

У рыб условные связи образуются быстро. У щуки, например, легко вырабатывается условный охотничий рефлекс на рыбок. Угасить его трудно. В эксперименте рыбок отделяли стеклом от щуки, но она долго билась о стекло, пока не образовалась новая временная связь, которая также долго не снималась: стекло убрали, а щука не реагировала на рыб, плавающих рядом.

Следующая стадия эволюции перцептивная психика, (перцепция - восприятие). Животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы –ЦНС .

Наряду с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки , усвоенные в процессе жизни. Навык – действия, в основе которых лежат условные связи и которые функционируют автоматически. Явно выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору головного мозга. Для их поведения важную роль играет анализ и синтез не отдельных свойств среды (температуры, света, запаха), а предметных ситуаций. Например, если перед курицей насыпать зерно и перед ним поставить рамку с сеткой, то она будет биться о сетку. А более высокоразвитые птицы (ворона, сорока) в этой ситуации после неудачных попыток обегут преграду и схватят добычу.

Т.е. в случае с курицей поведение определяется инстинктивной программой, основанной на врожденных, безусловных рефлексах, а в случае с вороной – действие происходит в результате анализа и синтеза ситуации (навыков, основанных на приобретенных, условных рефлексах). Этот тип поведения проявляется у млекопитающих, когда животные анализируют ситуации, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды. В опыте с цепной собакой : перед ней клали мясо, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо привязывали к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После неудачных попыток собака случайно подтянула веревку и овладела мясом. Это движение закрепилось и она уверенно подтягивала веревку с пищей. Затем веревку положили дальше на недосягаемое для передних лап расстояние. После некоторых неудачных движений передними лапами собака изменила поведение, она перевернулась и наступила задней лапой на веревку. Этот факт подтверждает положение о том, что усвоенные животным навыки могут переноситься в измененную ситуацию.

Таким образом, навыки могут существенно отличаться друг от друга: в одном случае по своему автоматизму они приближаются к инстинктам, в другом – к интеллектуальным проявлениям.

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Например, прибор состоит из 2 полых трубок со стеклянным переходником. На глазах у вороны в первую трубку вводилось на веревке мясо. Птица видела, как мясо входило в трубку, появлялось в стеклянном просвете между трубками и снова скрывалось во 2 трубке. Ворона тут же бежала ко 2 трубке и дожидалась появления мяса. (Так поступали и кошки, и собаки).

Т.е. высшие животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить (предвидеть) результат данной ситуации, т.е. учесть, где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является типомразумного поведения .

Приматы занимают особое место в наивысшем уровне развития перцептивной психики. Их привлекает манипулирование не только пищевыми объектами (как другие млекопитающие), но и с другими предметами. Эта активность расширяет круг восприятий у обезьян, увеличивает запас опыта и создает большую базу для формирования навыков, для зарождения сложных форм поведения.

Шимпанзе, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом животное различало форму, толщину, длину предмета. Если не было подходящего предмета, то обезьяна обрывала стебли с ветки, выпрямлял скрученную проволоку, т.е. обезьяна изготовляла «орудие». Но изготовленное орудие животные не берегут, впрок не изготавливают. «Орудие» возникает у обезьян в процессе ее непосредственного действия и сразу исчезает, не передается потомкам (в отличие от человеческой деятельности).

Характерной особенностью высших обезьян является подражательность. Например, обезьяна может подметать пол или смачивать и отжимать тряпку, но эти действия имеют примитивный характер: они подражают не результату действия, а самому действию. Поэтому, «подметая», обезьяна перемещает мусор с места на место, а не убирает его с пола.

Итак, все формы отражения – тропизмы, инстинкты, навыки, интеллектуальные действия, резко не ограничиваются. Существует единая линия в животном мире: инстинкты, например, обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты.

Развитие психики на уровне человека приобретает другие формы. Оно идет за счет развития мышления и сознания.

Психика человека и животных

Возникновение психики

Стадии развития психики

ВНД как основа психической деятельности

Сознание. Подсознание. Бессознательное

Основные функции психики. Особенности психического отражения

Этимологически слово "психика" (греч . душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях .

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это "субъективный образ объективного мира" .

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качество мозга , реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями . Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир , природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей .

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

6. Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов

Рис. 2

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Сознание как высшая форма человеческой психики

Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание – это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости : объективная , или Мир , и субъективная , или «Я », личное переживание, отношение к предмету.

В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

- чувственное содержание , которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания;

- значение – это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания;

- смысл – это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».

Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания.

1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира .

2. Второе направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании.

Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание . Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными .

Заключение

Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

1. Элементарная чувствительность.

2. Предметное восприятие.

3. Отражение межпредметных связей.

С появлением человека начинается история новой ступени психики – история развития человеческого сознания.

Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Список использованной литературы

1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

2. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.

4. Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI)

5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогический заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)

7. Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.

8. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538с.

Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии.

Психологический словарь – Психика – общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания.

2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики.

Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3) Дуалистическое понимание.

Существуют разные подходы к пониманию психики:



1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт)

2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм)

3. Свойство живой природы (биопсихизм)

4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин)

5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов)

6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев – психика – это энергия.

Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность.

Происхождение психики.

Начала – материальное, идеальное, дуалистическое.

Идеальное – Пьер де Шарден.

Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Концепция Фабри и Леонтьева (матер.)

1) Стадия элементарно-сенсорной психики

а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды.

2) Стадия перцептивной психики.

а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков.

б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению.

в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины.

Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир.

Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров.

Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности.

Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального.

Идеальное – есть отражение материального.

Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке).

Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю.

Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения.

Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия.

Внешняя среда – отражается в образах и понятиях.

Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка.

Внешнее отражение связано с побуждением к действию.

Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы.

Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики.

1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества.

2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость.

3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер.

4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева)

Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению).

Леонтьев: Возникновение психики.

Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды.

Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения.

Главенство деятельности в развитии психического отражения.