Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности. Альберт Бандура и его теория социального научения

Наиболее характерная черта в теории Альберта Бандуры - это способ научения посредством наблюдения и повторения действий других. Философское понятие зла ассоциируется с и человеческой агрессией. В истории человечества неоднократно возникали споры, является ли зло в человеке врожденным или приобретенным.

Но все же исследования показывают влияние окружающих факторов на агрессивность человека. К таким факторам относятся воспитание, наказания, социальная изоляция, унижения, запрет эмоциональных проявлений, плотность населения. Последний фактор особо актуален в наши дни в условиях крупных городов и большой скученности населения. Также остается актуальной проблема культуры и воспитания в целом, дестабилизирующего влияния окружающего мира.

Альберт Бандура: биография

В небольшой Канадской деревне Манделе, 4 декабря 1925 года родился мальчик. Это Альберт Бандура. Единственный сын в окружении пяти сестер, которые были старше него. Окончив школу, уехал работать на Аляску, участвовал в восстановлении шоссе. Через год Альберт Бандура поступил на учебу в университет. По окончании учебы по специальности психология, ему была присвоена степень бакалавра университета Британской Колумбии. В 1951 году получил степень магистра в университете Айовы, а через год там же защитил докторскую диссертацию. Во время учебы в университете, он познакомился со своей будущей женой, Вирджинией Варнс. Позже она родила ему двух дочерей, Мэри и Кэрол.

После окончания учебы, Альберт Бандура преподавал в Стэнфорде, там же получил диплом профессора. В 1969 году была опубликована его первая книга «Принципы модификации поведения».

Теория научения

Согласно теории Альберта Бандуры, человек всегда был агрессивен, и еще долго будет оставаться таковым. Но что делает его таким? Теории человеческой агрессии можно разделить на четыре категории: 1) врожденная или наследственная агрессия; 2) активация агрессии внешними стимуляторами; 3) эмоциональный и познавательный процесс; 4) проявление социума.

В период с 40-х по 70-е годы, исследования Долларда, Миллера и работы Бандуры, привели к продолжению теории подражания и агрессии. Так появился новый научный термин, который создал Альберт Бандура -

В 1974 году Альберта Бандуру выбрали президентом ассоциации психологов Америки, также он являлся президентом ассоциации психологов Канады.

Теория Альберта Бандуры гласит, что для того, чтобы научить детей совершенно новому поведению, недостаточно только наказания и поощрения. Новое поведение возникает при помощи имитации моделей поведения. Одно из таких проявлений - это процесс идентификации, при котором заимствуются чувства, мысли. Таким образом, происходит научение, посредством наблюдения и копирования.

Влияние наблюдаемого на поведенческие черты наблюдателя

Согласно теории личности, Альберт Бандура считает что, образец поведения может быть приобретенным посредством наблюдения за другими или же через личные опыты. Существует три возможных влияния наблюдаемого на наблюдателя: новая реакция приобретается посредством визуального наблюдения за моделью; через созерцание последствий возникших в результате действия модели; ослабление ранее приобретенных реакций в процессе наблюдения за поведением модели.

Анализ агрессии

С точки зрения Альберта Бандуры, можно регулировать ранее приобретенные реакции, посредством действий моделей. Пытаясь показать на практике ранее сформулированные принципы исследований агрессивности, Альберт Бандура провел работу «Агрессия: анализ с позиции теории социального научения». Его теория предполагает оптимистичный взгляд на человеческую деструктивность. Он вычленил проблему поведения при деструктивном потенциале и факторы, определяющие реализацию приобретенного поведения.

По мнению Бандуры, фрустрация является одним из важнейших факторов, которые влияют на человеческую агрессивность. Иными словами, чем хуже обхождение с человеком, тем более агрессивно его поведение.

Личность способна приобретать новые реакции, посредством наблюдения за моделью. Но вот реализация данных приобретенных реакций зависит от личного опыта. Освоение данной проблемы до сих пор не до конца изучено. Основное внимание уделялось подражанию, как одному из факторов агрессивности, но исследования не дали однозначного результата.

Радикальность бихевиоризма

Альберт Бандура подверг резкой критике бихевиоризм, так как он отрицает детерминанту человеческого поведения, возникающую из Также бихевиоризм подразумевает, что индивид не является самостоятельной системой, способной влиять на свою жизнь.

Альберт Бандура считал, что причины человеческого функционирования нужно искать во взаимодействии окружения, поведенческой и познавательной сферах. Таким образом, факторы ситуационные и предрасположенность - это две взаимозависимые причины человеческого поведения. Двойная направленность взаимодействия окружающих обстоятельств и открытого поведения показывает, что человек является как производителем, так и продуктом своего окружения. В социально-когнитивной теории описывается модель взаимопричастности, где аффективные, познавательные и прочие частные факторы и действия представляются как взаимосвязанные детерминанты.

Возможности изменения поведения индивидуумов

Признавая всю важность подкрепления извне, Бандура все же не рассматривает это как единственную возможность изменения человеческого поведения. Люди способны менять свое поведение, наблюдая за поведением других моделей. Результаты опытов показали, что человек может ожидать последствия своего поведения и в зависимости от ожидаемых последствий регулировать свое поведение. Таким образом, это показывает, что психические способности индивидуума позволяют предвидеть и изменить поведение.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.


Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).

американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.

Биография. Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе. После окончания школы он работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Проработав, таким образом, один год, А. Бандура переехал в более теплый климат, и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование А.Бандура продолжил в университете штата Айова. В 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 - докторскую диссертацию. Далее А.Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. 11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения». К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования». Модель реципрокного детерминизма А. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма. Поведение человека есть результат взаимодействия трех факторов: Ø личностных факторов, включая мышление и познавательную способность (Р) Ø явлений окружающей среды (Е) Ø поведения человека (В) В учебниках реципрокный детерминизм разбирается на примере взаимодействия отца и его сына. Ребенок просит отца купить ему пирожное. С точки зрения отца, просьба сына это - событие окружающей среды (Е). Если бы отец тут же купил пирожное (В), то поведение отца определялось бы окружающей средой. Однако отец способен обдумывать последствия своего поступка (Р). Отец может подумать: «Если я куплю пирожное, сын на какое-то время перестанет плакать, но в следующий раз, опять будет капризничать, когда захочет пирожное. Поэтому сейчас я не куплю пирожное». Отец отказывается исполнить просьбу ребенка (В). Последующее поведение ребенка - окружающая среда отца (Е) опять повлияет на мышление и поведение отца (Р). Для завершения цикла необходимо, чтобы P (личность) влияла на E (среду). Символ «P» означает не только мышление, он представляет всю личность. Отец, благодаря родительскому статусу, а возможно, в связи со своим ростом и физической силой, производит на маленького ребенка впечатление решительности. (P->E). «Люди, независимо от своего поведения, посредством физических характеристик (черты лица, раса, пол, внешняя привлекательность) и социальных атрибутов, роли и статуса, вызывают различные реакции окружающей среды» Таким образом, психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами. Термин «реципрокный» означает взаимодействие между явлениями. Поведение является функцией окружающей среды, а окружающая среда зависит от поведения. Третий фактор, влияющий на поведение – это личность, в которой самое главное – мышление, способность запоминать и предвидеть события. Эти три фактора не равнозначны. Относительный вклад поведения, окружающей среды и личности определяются тем, какой из факторов триады наиболее силен в данный момент. Детерминизм, случайные встречи и случайные события А. Бандура не был абсолютным детерминистом и не разделял идеи абсолютно свободной воли. Он признавал случайные события и случайные встречи. Любой из факторов реципрокной триады - поведение, личность или окружающая среда - в результате случайного события может непредсказуемо измениться, изменится и человек, благодаря своей пластичности, поэтому абсолютно точные предсказания поведения практически невозможны. Случайные встречи и случайные события могут оказывать влияние на жизнь человека, однако как только такие события происходят, они входят в тройственную модель так же, как и запланированные события. Представления о человеке А.Бандура практически не рассматривал роль биологических факторов в формировании личности. Он считал, что человек - это продукт научения: человек усваивает разнообразные поведенческие паттерны, обладает пластичностью сознания, может менять стили поведения. Важнейшим человеческим качеством является мышление, позволяющее использовать символические структуры, например язык, познавать явления окружающего мира и осмысливать поведение, хотя бы частично определяя, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия. Действия человека не определяются только внутренними побуждениями (инстинктами, потребностями или намерениями), или только внешними силами. Хотя личность и поведение человека зависят от внешних событий, она не определяется только ими. Деятельность человека определяется не средой, а тем как она воспринимается. Люди могут выбрать такую манеру поведения, которая повысит вероятность предсказуемого ответа от окружающей среды. Следовательно, поведение - не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду, и на личность. Личность и «система Я» А.Бандура не признавал существования независимого «Я», способного манипулировать окружающей средой с помощью волевых усилий, но все же отмечал возможность саморегуляции. Используя рефлективное мышление, человек может управлять событиями окружающей среды и добиваться своими действиями нужных результатов. Хотя личностные характеристики являются в значительной степени результатом научения, но они достаточно сложны и разнообразны. В речи, самовыражении, чертах поведения есть некая последовательность, которая не объясняется только условиями окружающей среды. Личность играет важную роль в теории реципрокного детерминизма, и А. Бандура постулировал существование некой «системы Я»,действующей на основе, как поведения, так и окружающей среды. «Система Я» - набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения. Система «Я» позволяет воспринимать и выражать в символах поведение, а также его оценивать на основе воспоминаний о прошлых подкреплениях и предполагаемых результатах. Используя эти когнитивные процессы, человек может осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Саморегуляция Саморегуляция - одна из важнейших характеристик личности, влияющих на поведение. Люди реактивно пытаются уменьшить расхождение между своими достижениями и целью, и, достигнув этого, затем проактивно ставят перед собой новые более высокие цели. Они устанавливают себе цели, которые создают положение неравновесия, а затем мобилизуют свои способности и усилия на основе оценок того, что требуется для достижения цели. Факторы саморегуляции А.Бандура выделяет две группы взаимовлияющих факторов саморегуляции - внутренние и внешние. Внешние факторы саморегуляции выступают в качестве стандартов для оценки поведения. Из наставлений родителей и учителей становится известно о ценности честного и дружелюбного поведения; собственный опыт показывает ценность тепла и сухости; наблюдение за другими людьми также предоставляет множество стандартов для оценки действий. Внешними факторами саморегуляции как правило являются подкрепления . Человек нуждается в материальной поддержке и одобрении со стороны окружающих, его самоудовлетворения не достаточно. Внутренние (личностные) факторы саморегуляции рассматриваются в связи с понятием «система Я». Это способность следить за своим поведением и оценивать его в свете близких, и дальних целей, а также манипулировать внешними факторами, которые включаются в схему реципрокного взаимодействия. Внутренняя или личностная саморегуляция как функция "системы "Я" включает три процесса: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и эмоциональную реакцию на себя. Первый фактор саморегуляции – самонаблюдение Самонаблюдение - обязательное условие поведения. В зависимости от интересов и представлений о себе, человек избирательно выделяет некоторые стороны своего поведения и игнорируя остальные. В ходе деятельности он обращает внимание на качество, объем, скорость или оригинальность работы; в общении важны также коммуникативность и соответствие поведения общественной морали. Второй фактор саморегуляции - процесс вынесения суждений Процесс вынесения суждений - это регуляция поведения с помощью мышления. Человек выносит суждения о ценности своих действий относительно поставленных целей. Процесс вынесения суждений зависит от образцов для сравнения, личных стандартов , ценности деятельности и от того, в чем видится причина достижений . Ø Образцы для сравнения : человек судит о своих успехах в сравнении с тем, чего добились другие люди или сверяя свои результаты с общими стандартными нормами. Ø Личные стандарты : прошлые собственные достижения выступают в качестве образцов для сравнения с нынешними. Сравнения самого себя с собой позволяют избежать зависти и других негативных эмоций, которые возможны, когда происходит сравнение с достижениями других. Ø Ценности деятельности: когда какие-либо умения человек не считает ценными, то он не особенно гордится ими. Ø Учет причин достижений . Человек гордится тем, что зависит от его усилий, а не от случая или чужой помощи. Задание для самопроверки: 1.Сильно заторможенный в развитии десятилетний ребенок очень рад, научившись завязывать шнурки. Он выносит суждение о собственной эффективности на основе: а) образцов для сравнения б) личных стандартов, в) ценности деятельности г) причин достижений Ответ: б) личных стандартов 2. Женщина не выполняет домашнюю работу, не моет посуду и не вытирает пыль, но считает себя весьма успешной: Она выносит суждение о собственной эффективности на основе: а) образцов для сравнения б) личных стандартов, в) ценности деятельности г) причин достижений Ответ: в) ценности деятельности Третий фактор саморегуляции – активная эмоциональная реакция на себя Соответствие или несоответствие поведения личным стандартам вызывает положительные или отрицательные эмоции. Регуляторами поведения выступают такие внутренние награды, как самоудовлетворение и гордость. Когда поведение не соответствует личным стандартам, это вызывает чувство неудовлетворенности и самоосуждение. Выборочная активация и отключение внутреннего контроля Запуск процесса саморегуляции поведения осуществляется в зависимости от понимания ситуации. Автоматически действующего внутреннего контролирующего агента («Суперэго») не существует. В разных ситуациях человек может вести себя по-разному, и саморегуляция действует только тогда, когда она включена. Когда внутренний контроль отключен, человек спокойно нарушает общественные нормы, сохраняя внутренние моральные стандарты и не нанося ущерба своей самооценке. Такое поведение выгодно для самого человека, но приносит вред остальным. Процесс отключения внутреннего контроля считается сознательно опосредованным.
Смещение ответственности позволяет уменьшить в сознании последствий действий с помощью возложения ответственности на внешние причины.

Моральное оправдание - когда, по сути, преступное поведение представляется необходимым для самозащиты или даже достойным.


Использование словесных ярлыков .


Искажение или замутнение связи между поведением и его вредными последствиями может осуществляться различными путями:

б) игнорирование последствий

г) дегуманизация жертв

Вопросы для самопроверки:

1. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: отец бьет ребенка так жестоко, что у того остаются синяки, и объясняет свое поведение тем, что ребенку необходима дисциплина, чтобы вырасти порядочным человеком

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Ответ: в) неправильное истолкование последствий своего действия

2. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: продавец может обсчитывать покупателей и утверждать, что те сами виноваты в своей доверчивости.

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Ответ: г) дегуманизация жертв

История современной психологии Шульц Дуан

Альберт Бандура (1925-)

Альберт Бандура (1925-)

Альберт Бандура родился в Канаде, в городке настолько маленьком, что в местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на починке дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на Севере. «Оказавшись среди разношерстной компании интересных личностей, большинство которых составляли те, кто прятался от кредиторов или уплаты алиментов, или условно осужденные, у Бандуры быстро развились способности оценивать психопатологию повседневной жизни, которая пышным цветом цвела посреди суровой тундры» («Выдающиеся ученые» 1981. P. 28).

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией (Banciura. 1986).

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то - и даже доказывает это эмпирическим путем, - что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого - либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления , наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста - то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Эффективность личности

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эффективность личности , которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (Bandura.1982). Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективностью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения

Задача, которую поставил перед собой Альберт Бандура при разработке социального когнитивного подхода к бихевиоризму, была чисто практической и прикладной: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения - включая и ненормальное поведение - изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит поведение можно <выучить заново> или хотя бы частично изменить его.

Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности - то есть на поведении - а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном примере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

В качестве примера такого показательного обучения можно привести случай, когда испытуемые наблюдали игру с пугающей их змеей. Спустя какое - то время они постепенно приближались к змее и даже брали ее в руки.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фобий - страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми пространствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состоянии, а также способствуют повышению эффективности личности.

Комментарии

Социально - когнитивный подход к бихевиоризму, разработанный Альбертом Бандурой, вызвал критику со стороны приверженцев традиционного бихевиоризма, которые утверждали, что когнитивные процессы не могут оказывать каузального воздействия на поведение. Бандура отвечал на это следующим образом: «Очень забавно видеть радикальных бихевиористов, которые верят в то, что мысль не оказывает каузального воздействия, и в то же время отдают столько времени и сил выступлениям, статьям и книгам в попытках обратить людей в свою веру» (цит. по: Evans. 1989. P. 83).

Социально - когнитивная теория получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических. Вклад Бандуры в современную психологию признается многими его коллегами. В 1974 году Альберт Бандура являлся президентом Американской психологической ассоциации и в 1980 году получил награду «За выдающийся вклад в науку». Разработанная им теория созвучна американской психологии XX века как с функциональной, так и с практической точки зрения. Его подход является объективным; он пригоден для применения в лабораторных исследованиях; соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессов; и вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь. По мнению многих психологов, работы Альберта Бандуры представляют собой интересное и плодотворное новое веяние в длительной истории бихевиоризма.

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Альберт Эйнштейн и другие Огюст Конт – родоначальник позитивизма некогда распределил все науки по степени их сложности. Математика =» физика =» астрономия =» химия =» биология =» социология. Характерны в таком расположении наук уменьшающаяся общность и возрастающая

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 8. Социально - когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Альберт Бандура: социально - когнитивная теория личности Биографический очерк Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Из книги Синтаксис любви автора Афанасьев Александр Ю.

Глава 22. Альберт Бандура и социально-когнитивная теория Д. ЧернышевОдин из самых значительных персонологов современности - это, несомненно, Альберт Бандура, американский ученый канадского происхождения.«Люди не ведут себя как флюгера, постоянно меняя направление в

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН 1) ЛОГИКА (“догматик”)2) ВОЛЯ (“дворянин”)3) ЭМОЦИЯ (“сухарь”)4) ФИЗИКА (“лентяй”)Много странного было, на первый взгляд, в характере Эйнштейна. Он, например, мог жениться на девушке только потому, что ему понравился ее голос. Милева Марич была невзрачна,

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Неизвестный убийца (1925) Утром 28 октября 1886 года тело домашней служанки Джулианы Сандбауэр было найдено неподалеку от маленького ярмарочного городка Финкбруннена на юге Австрии. Оно лежало в амбаре, принадлежавшем некоему Андреасу Ульриху. На ее голове были сильные

Из книги Классические психоаналитические труды автора Абрахам Карл

Красная бандура Следующий интересный момент связан со значениями слов. Как вы знаете, каждое слово многозначно. Перечисление значений слова «соль», например, займет не одну страницу. Много слов с расплывчатым и неопределенным значением. Как вы определите слово

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

Эксперимент «Маленький Альберт» Джона Уотсона чрезвычайно заинтересовали опыты Павлова с собаками, и он решил пойти в этом направлении на шаг дальше, классически обусловив эмоциональные реакции не животных, а людей. Участником его эксперимента стал девятимесячный

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Альберт Бандура (род. в 1925 году) Научение путем наблюдения за другими Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком канадском городке Мундаре. Его отец прокладывал пути для трансканадской железной дороги, а мать работала в местном магазине. Учился мальчик

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Формирование характера на генитальной стадии развития либидо (1925) Две стадии развития, рассмотренные нами в предыдущих двух главах, были определены нами как архаический период формирования характера. В жизни индивида данные стадии представляют рекапитуляцию тех

Из книги автора

Приложение Альберт Эйнштейн: портрет гуманиста В 1905 году научный журнал «Анналы психики» получил серию статей, написанных человеком, далеким от университетских лабораторий. Это был молодой человек двадцати шести лет, который явил врожденную способность развивать

Из книги автора

Из книги автора

Альберт Гор: его борьба Недавно на русском языке вышла прекрасная книга Альберта Гора: американского интеллектуала, неудачного кандидата в президенты в 2000 году. Книга называется «Неудобная правда: Кризис глобального потепления». Не успела она лечь на прилавки – и тут же