Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Логопедические занятия и скороговорки.

Логопедические занятия очень важны для развития ребенка. Ведь правильная речь говорит о культуре воспитания ребенка, что очень важно в современном мире.

Нижеописанные упражнения помогут вашему малышу говорить правильно, устранить дефекты речи, научат грамотно писать и читать.

У детей распространенной проблемой является самазанность звуков и их нечеткое произношение. Для этого необходимо заниматься с ним и делать артикуляционные логопедические упражнения.

Не стоит думать, что ребенок вырастет и сам научится говорить правильно. Многие без вашей помощи справиться не смогут.

Также существуют физиологические особенности, которые не позволят им сделать этого. К ним можно отнести:

  • наследственность;
  • отсутствие или снижение слуха;
  • родительское сюсюкание;
  • подражание;
  • короткая уздечка;
  • слабые языковые мышцы;
  • неправильное развитие челюсти.

Все эти факторы не позволяют ребенку выстроить правильные звуки, поэтому не поленитесь и уделите внимание вашему чаду.

Как правильно проводить логопедические упражнения

Существует несколько важных моментов:

  • проводите занятия, когда ребенок накормлен и спокоен;
  • смотивируйте ребенка к логопедическим упражнениям, пояснив как это важно для его будущего;
  • выделите место в комнате специально для занятий;
  • приобретите большое зеркало, чтобы ребенок мог сам себя контролировать;
  • не стоит делать все за ребенка, вы можете только подсказывать;
  • делайте передышки;
  • хвалите и давайте уверенность.

Длительность логопедических занятий должна быть не более 30 минут. Следует повторять упражнения до трех раз в неделю.

Логопедическое артикуляционное упражнение «Заборчик»

Ребенок должен улыбнуться широко, показав зубы.

Пусть удерживает такое положение максимальное количество времени.

Логопедические упражнения «Маленький птенчик»


Ребенок должен открыть рот максимально широко, делая улыбку. При этом не нужно шевелить языком, просто оставайтесь в такой положении минуту.

Упражнение «Непослушный язычок»

Необходимо слегка открыть рот и высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Далее произносите «Пя-пя-пя», шлепая язык губами.

Логопедическое артикуляционное занятие «Трубочка»

Упражнение «Сладкое варенье»

Откройте рот и начинайте медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу. Делайте это несколько раз по кругу.

Занятие «Чистые зубки»

Необходимо приложить язык к зубам с внутренней стороны и совершать круговые движения, начиная с верхней челюсти.

Нижняя челюсть должна оставаться недвижимой.

Логопедические занятия «Тик-так»

Сделайте улыбку, так, чтобы зубы были видны наполовину.

Высуньте язык и начинайте дотрагиваться им до уголков рта. Когда ребенок будет делать эти упражнения, говорите ребенку тик-так, тик-так.

Упражнение «Змейка»

Пусть ребенок откроет рот и высунет язык. Здесь главное сделать это таким образом, чтобы язык не прикоснулся к зубам и губам.

Двигать языком нужно взад-вперед несколько раз.

Артикуляционное занятие «Орешки»

Нужно, чтобы рот ребенка был закрыт, и он упирался языком сначала в правую щеку, затем в левую.

Упражнение «Гол»

Очень подходит , которые любят спорт и футбол.

Суть заключается в том, чтобы положить язык на нижнюю губу, и издавая букву «Ф» сдувать ватный шар.

Можно соорудить ворота из фломастеров или кубиков. Главное не надувать щеки.

Занятие «Сердитая кошечка»

Ребенок должен открыть рот и установить язык в таком положении, чтобы он упирался в нижние зубы.

Нужно стараться приподнимать язык вверх, выгибая спинку языка. Так кошечки выгибают свою спинку.

Логопедические занятия скороговорками

Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился грамотно и четко разговаривать, используйте для этого повторение скороговорок.

С их помощью вы можете:

  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать дикцию;
  • развить речевой слух.

Помимо этого, ваш ребенок перестанет съедать окончания, научится улавливать интонацию и понимать, что он говорит. И самое главное, он будет уметь слушать.

Скороговорки для четкой буквы «Л» :

  • палку толкал лапой Полкан, лапой Полкан палку толкал;
  • у елки иголки колки, иголки колки у елки;
  • дятел дуб долбил, да не додолбил;
  • клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку;
  • котик ниток клубок укатил в уголок;
  • кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.

Логопедические занятия и скороговорки для четкой буквы «Р» :

  • Рыбы в проруби пруд пруди;
  • Петр Петру пек пироги;
  • У Кондрата куртка коротковата;
  • На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой, сорок сорок в короткий срок съели сырок;
  • До города дорога в гору, от города - с горы;
  • Трое трубачей трубят в трубы.

Логопедические упражнения на четкость букв «З, Ш, С, Ж» :

  • 16 шли мышей и 6 нашли грошей;
  • У зайки Бубы заболели зубы;
  • Саше дали кашу, а Клаше простоквашу;
  • Зоиного зайку зовут зазнайка;
  • Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его;
  • Шел Стас по шассе к Саше в шашки играть;
  • Шашки на столе, шишки на сосне;
  • Зоя везла на возу, козленка, козла и козу;
  • На лыжах по луже не пробежишь;
  • Однажды шел дождик дважды;
  • 6 мышат в камышах шуршат.

Занимайтесь со своими детишками логопедическими упражнениями и когда они вырастут - скажут вам огромное спасибо!

От вас зависит их , дальнейшая жизнь, будущая профессия и общение с окружающими людьми.

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

  1. «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Солнце поднимается –

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Солнышко садится –

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  2. «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок - ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  3. «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы - это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

  4. «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

  5. «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

  6. «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице .

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

  1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
  4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
  5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
  6. «Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
  10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

  1. «Ушки-слушки» - игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
  2. «Где звенит?» - упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
  3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
  4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
  5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать .

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

    Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

    Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

    Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

Речь дошкольников часто нуждается в коррекции, в помощи логопеда в связи с неправильным произношением или отсутствием определенных звуков. Задача родителей - не запускать проблему и прислушиваться к советам специалистов по поводу постановки звуков, выполнения специальных упражнений со своими чадами. Узнаем об этом подробно.

Логопедические упражнения для детей: 2-3 года

В этом возрасте рано говорить о неправильном произношении. Но, тем не менее, не лишними будут занятия, целью которых является развитие артикуляционного аппарата. Папа или мама должны показать, как правильно их выполнять, объяснить все ребенку и делать их вместе с ним. В этом возрастном периоде наследование (копирование) является основой занятий. Итак, выполняйте с малышом такие действия:

  1. Массаж щек. Ладошками растирайте щечки сверху, похлопывайте их. Затем язычком поочередно массажируйте каждую щечку движениями вверх-вниз.
  2. Сытый кот. Губы должны быть сомкнутыми. Носом надо набрать воздух и надуть щеки, как будто бы кот наелся. Удерживать воздух нужно вначале 3-5 секунд, затем дольше. Выпустив воздух, помяукайте весело.
  3. Голодный котик. Действия выполняются наоборот. Воздух изо рта выпускается, и губы вытягиваются вперед, в трубочку. Вначале нужно помогать себе руками, прогибая щечки вовнутрь. Возвращая губы в исходное положение, помяукайте жалобно, как будто котик просит есть.
  4. Лопнувший шарик. Надуйте щечки, затем легонечко хлопните ладошками по ним - шарик лопнул. Воздух будет выходить с шумом.
  5. Улыбочка. Во рту зубы должны быть сомкнутыми и губы тоже. Максимально растягивайте губы и удерживайте их в таком положении.
  6. Хобот. При сомкнутых зубах нужно максимально вытягивать губки вперед, изображая хобот слона. Ребенок должен быть знаком с этим животным, видеть его на картинках, чтобы понимать, кого он изображает.
  7. Улыбка-хобот. Цель упражнения - развитие подвижности губ. Нужно сначала медленно изобразить улыбку сомкнутыми губами, а затем вытянуть их вперед трубочкой, изображая хобот. С каждым днем нужно выполнять это упражнение быстрее.
  8. Кролик. Приоткройте рот. Приподнимайте вверх только верхнюю губу, обнажая верхние зубы. При этом должно морщиться личико малыша, появляться носогубные складки. Это подготовка к формированию звуков В и Ф.
  9. Разговор рыбок. Суть упражнения состоит в похлопывании губок одна о другую на одном дыхании. При этом произвольно произносится глухой звук П.
  10. Прячем губки. При широко открытом рту губы втягиваются вовнутрь, прижимаются к зубам. То же самое выполняется при закрытом рту.
  11. Художник. Нужно взять губами кончик карандаша и рисовать в воздухе ним кружочек.
  12. Ветерок. Нарежьте кусочки бумаги, положите их на стол и предлагайте малышу сдувать их с силой одним резким выдохом.

Логопедические упражнения для детей: 4-5 лет

В этом возрасте дети могут выполнять предыдущие упражнения без наглядного примера взрослого, делать их чаще и быстрее. К ним добавляются и другие, для развития нижней челюсти:

  1. Птенчик боится. Язык - это птенчик. Он свободно лежит на своем месте, а рот малыша открывается широко и закрывается, как будто птенчик прячется в клетке. При этом активно двигается нижняя челюсть.
  2. Акула. Упражнение выполняется медленно, без резких движений при сомкнутых губах. Вначале челюсть двигается вправо, потом влево, вперед и на свое место.
  3. Птенчик ест. Это имитация жевания пищи сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  4. Обезьянки. Нужно максимально опускать вниз челюсть, вытягивая язычок до конца подбородка.

Фонетическая гимнастика - это ответы малыша на вопросы родителей, повторяющиеся периодично:

  1. Как зовут цыпляток? Цып-цып.
  2. Как часки тикают? Тик-так.
  3. Как делают ножнички? Чик-чик.
  4. Как жучок жужжит? Ж-ж-ж-ж.
  5. А волк как воет? У-у-у-у.
  6. Как пищат комарики? З-з-з-з.
  7. Как змея шипит? Ш-ш-ш-ш.

Фонетическую гимнастику можно чередовать с играми на произношение звуков. Например, „Заводные игрушки”. По очереди взрослый ключиком заводит жучка, который произносит звук ж-ж-ж-ж-ж и летит по комнате; затем мотоцикл, который двигается быстро, и его мотор говорит р-р-р-р-р. Далее прыгает ежик и говорит ф-ф-ф-ф-ф, поет цыпленок ц-ц-ц-ц-ц.

Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет

В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:

  1. Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
  2. Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
  3. Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
  4. Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
  5. Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  6. Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
  7. Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
  8. Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”

Если ваш малыш не выговаривает звук „р” , то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке - перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.

Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений - и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.

Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:

  1. Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык - кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
  2. Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
  3. Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
  4. Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з», изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
  5. Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д». В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.

Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”

Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.

При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:

  1. Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны. При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.
  2. Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом напоминает гамак.
  3. Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием.
  4. Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.
  5. Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился между нижними и верхними зубчиками.
  6. Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает язык межу зубами - и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.

Логопедические упражнения для детей: шипящие

Дети лучше всего упражняются в постановке звуков, изображая животных, насекомых. Ведь игровая форма обучения для них самая приемлемая. Итак, можно играть в комара и осу, летая по комнате, махая ручками, и произносить при этом «з-з-з», затем «с-с-с».

Звук «ч-ч-ч» - это движение поезда. Предложите малышу стать паровозом, а вы будете вагончиком, и вместе произносите звук.

Постановка звука «ш» - это распиливание дров. Опять же, упражнение нужно выполнять вместе. Этот звук также можно изображать в игре «Море», двигаясь подобно волнам.

Рекомендуется для упражнений на коррекцию этих звуков использовать картинки. Так, взрослый демонстрирует, например, фото комара, пчелы, изображение ветра, волн, а ребенок артикуляцией отображает соответствующие звуки.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития

Для этой категории детей логопеды советуют проводить упражнения-игры на подражание. При этом важно совмещать наглядность (картинки), пример взрослого и совместное проговаривание звуков. Для этого педагог или родитель многократно должен повторять определенные звуки, а затем просить сделать малыша это вместе. Начинать нужно с повторения звуков, потом слогов, позже слов, затем уже фраз.

Например, показывая картинку с изображением жучка, взрослый 3-4 раза повторяет звук „ж”, протягивая его и показывая ребенку, как при этом складываются его губы. Потом просит ребенка вместе побыть жучками и погудеть. Аналогично с изображением комарика и произношением звука „з”, с самолетом и звуком „у”. Взрослый терпеливо повторяет звуки вместе с ребенком, а в конце таких упражнений он еще раз называет изображение на картинке полным словом (жучок, комарик, самолет).

Повторение слогов - это озвучивание голосов животных. Котик говорит „мяу”, собачка „ав”, курочка „ко- ко”, коза „ме”. Слова-звукоподражания при этом являются и инструментом общего развития ребенка. Дополнить упражнения на произношение слогов можно показом картинок с музыкальными инструментами и демонстрацией игры на дудочке (ду-ду), барабане (бом-бом), колокольчике (динь-динь).

На стартовом этапе логопедических упражнений с неговорящими детками нужно быть готовыми к тому, что они просто не будут повторять примеры взрослого с первого раза либо будут повторять их неверно. Допускаются любые ответы ребенка, а от взрослого необходимо терпение и спокойствие.

Специально для - Диана Руденко

Урок 1. Логопедические упражнения. Вашему ребенку почти 3 года, а он все еще молчит? Или начал говорить, говорит много, но “во рту каша”? Как разговорить маленького молчуна? Как помочь ребенку преодолеть нарушения звукопроизношения? Наши логопедические упражнения направлены на развитие речи у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В работе логопеда или дефектолога с детьми этого возраста есть свои особенности. В этом возрасте дети еще не могут подолгу удерживать свое внимание на учебной деятельности. Все обучение должно проводиться в игровой форме, продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Нами был разработан специальный цикл занятий по развитию речи у маленьких детей в помощь родителям, а также специалистам: логопедам и дефектологам. Особое внимание в наших логопедических упражнениях отводится пальчиковой и артикуляционной гимнастике, использованию ритма в развитии речи (рифмованные загадки, детские стихи на развитие речи).

Самое популярное в разделе чтение


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...




Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться
проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

1. Вытянуть - растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в
трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать - отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или
«Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.
Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра - УУУ...
Плач младенца - УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...
Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...
Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина - УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха - КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.
Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по
способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые
звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а
затем уже автоматизировать.

Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных
фонетических контекстах: прямые слоги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с
разделительным мягким знаком.

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные

AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
Неблагозвучные слоги пропущены.

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные

AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –
ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –
УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –
ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные

АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –
ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –
УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –
ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –

ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –

СВИСТЯЩИЕ

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ
ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ
УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ
ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные

АР ЯР – АЛ ЯЛ –
ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –
УР ЮР – УЛ ЮЛ –
ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

МАМА – МАША – РОМА –
КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ
СКАМЬЯ
ПАПА – ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА
БАБА – БАНЯ – РЫБА
БЯКА
МОРЕ – МОЛОТ –
МОЛОКО
МЁД
ПОЛЕ – ПОРКА –
ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ
БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО
БЬЁТ
МУКА – МУЗЫКА –
МУРКА
МЮСЛИ
ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА
БУЛКА – БАБУШКА –
БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО
МЫ
МИЛА – МИР
ПЫЖИК – ЛАПЫ
ПИЩА – ПИРАТ –
ПИСЬМО
БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ
РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –
ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ
ДАНЯ – ДАША – ДАТА-
– ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ
СУДЬЯ – БАДЬЯ
НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –
НИНА – КАРТИНА –
МАШИНА
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ
ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО
ПЛАТЬЕ
ДОМ – ДОСКИ
ДЁГОТЬ
НОГИ – НОША –
НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС
ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ – ТУМБА –
ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС
НУЖНО – НУГА
НЮНЯ
ТЫЛ – ТЫКВА –
РОБОТЫ – ЗАБОТЫ
ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ
НЫТИК
НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА
ГАЛЬКА – ГАЗ
ХА – ХА – ХА
ХАЛА – ХАМ
КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД –
ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД
КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

ВАНЯ – ВАСЯ
– ВАРИТ –
ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ –
СВЯЗКА
ФАНЯ – ФАКЕЛ –
СОФА – ГРАФА –
ЛАФА
ШАР – ШАЛЬ
– ДУША
ЖАР –
ЖАБА –
ЖАЛО –
КОЖА
ЧАС –
ЧАД –
ЧАДО
ЕВА –
ЕЛИ –
ЕЗДИТ
ВОДЫ – ВОЛЯ
– ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА –
ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ –
ЮРИК –
ЛЮЛЬКА
ВЫ – ВИ –
ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО – САХАР – САМ – САД –
КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК –
ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ – ЦАРЬ –
ЦАРИЦА –
ДЕВИЦА – СПИЦА
СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО –
КОЛЬЦО – ЦОКОТ
СУ СЮ ЗУБЫ –
ЗУБРЫ ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ –
ДЕВИЦЫ

СОНОРЫ – «р», «л»

РАМА – РАДОСТЬ –
РАКИ – ССОРА
РЯБА –
РЯСКА – РЯД
ЛАПЫ – ЛАДНО –
ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА
РОМА – РОЗЫ –
РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА –
ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ
РУПОР – РУКИ –
РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ –
ЛЮСЯ – СЛЮНИ
РЫБА – РЫЖИК –
РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ –
СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,
имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),
например:

АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.