Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что такое творчество определение кратко. Они находят время для уединения

Сейчас часто можно услышать понятие "творческий человек". Оно используется по отношению к людям, которые при выполнении любой работы применяют нетрадиционные, свойственные только им подходы, в результате чего у них получается уникальный продукт. Пояснений тому, что такое творчество, существует немало. Но всех их можно свести к единому определению. Творчество - это процесс человеческой деятельности, продуктом которого является создание чего-то нового, имеющего ценность не только для автора, но и для окружающих людей. Оно зародилось в древнейшие времена и с тех пор неразрывно связано с развитием общества.

Кто считается творческим человеком?

Это не только личность, имеющая непосредственное отношение к искусству (художник, актёр, скульптор, певец, дизайнер). Таким человеком является каждый, кто использует нестандартный подход в своей деятельности. Творческой личностью может быть педагог, спортсмен, журналист, повар, строитель и даже обычная домохозяйка. Главное - делать свою работу с любовью, вкладывая в неё частичку души, тогда и результат превысит все ожидания.

Психологи уверены, что способности к созиданию есть в каждом ребёнке, и их необходимо правильно развивать. Чем раньше это начать делать, тем больше шансов, что из малыша вырастет неординарный творческий человек.

Разновидности

Сегодня существует много видов творчества, условно их можно поделить на несколько категорий:

  • художественное;
  • прикладное;
  • детское;
  • народное.

Понятие художественного творчества

Такой вид отождествляется со всем, что связано с миром искусства. Художественное творчество имеет несколько определений. В общем понимании к нему относятся различные виды деятельности человека, результатом которых является выражение чувств и мыслей созидателя (живопись, театр, литература, танец, музыка, архитектура и т. д.). В более узком смысле под ним подразумевают изобразительное искусство. Существует ещё одно определение, согласно которому данный вид деятельности - это наивысшая степень мастерства в любом деле. Его продукты направлены на удовлетворение исключительно эстетических потребностей человека.

Художественное творчество тесно переплетается со свободой. Благодаря ей творцу удаётся полностью избавиться от каких-либо ограничений, связанных с установленными порядками. Свобода творчества - это главное условие, позволяющее человеку выразить свои мысли, ощущения и мировоззрение. Неразрывна связь между творчеством и личностью, ведь в процессе создания своего шедевра мастер производит нечто новое, чего до этих пор не существовало. Его творения так же неповторимы, как и он сам. Профессионализм в этом деле тоже необходим, потому что такое творчество не может развиваться, если человек не обладает определёнными навыками и мастерством.

Прикладное искусство

В отличие от художественного прикладное творчество представлено предметами, предназначенными не только для удовлетворения эстетических нужд, но и для практического использования. Таковыми являются ювелирные украшения, изделия из керамики, глины и дерева, ковры, гобелены, вышитые, вязанные и плетёные вещи и многое другое. Несмотря на то что все они предназначены для повседневной жизни, они несут в себе художественную ценность. Главная цель, которую заключает в себе прикладное творчество, - сделать прекрасным всё, что окружает человека.

Самыми популярными сегодня видами такого искусства являются резьба по дереву, роспись по стеклу, декупаж, бисероплетение, вышивка и другое. Освоить их можно самостоятельно или под руководством педагога. Примечательно, что такое творчество доступно любому желающему. Каждый человек может изготовить своими руками вещи, которые будут нести в себе практическую ценность и станут настоящим украшением жилища. Занятия подобной творческой деятельностью помогают человеку избавиться от внутреннего напряжения, наполнить жизнь смыслом.

Для малышей

Сегодня во всех образовательных учреждениях большое внимание уделяется развитию детского творчества, ведь в процессе создания своими руками уникальных вещей ребёнок учится саморазвиваться и выражать собственную индивидуальность. Для малышей рисование, лепка, конструирование, разучивание песен и танцев - это увлекательнейшие игры, которые позволяют воспитать у них эстетический вкус, привить чувство прекрасного. Детское творчество является важнейшей составляющей гармоничного развития подрастающего поколения. Часто люди, увлёкшись в школьные годы каким-либо видом искусства, продолжают им заниматься и во взрослом возрасте, сделав это смыслом всей своей жизни.

Значение фольклора

В процессе изучения различных видов искусства нельзя обойти вниманием народное творчество (фольклор), где отображаются уклад жизни, традиции, труд, вера, мировоззрение, стремления и идеалы людей в былые времена. Фольклорные произведения относятся к коллективному искусству, они создавались сообща и в большинстве своём не имеют автора. К ним относятся музыка, песни, танцы, сказки, поэзия, театральные представления, живопись, архитектура. Образцы народного творчества, дошедшие до нас из глубины веков, являются основой для изучения жизни наших предков. Они имеют необычайно значимую историческую и культурную ценность.

Что такое творчество? Это дар, который дан людям свыше, дабы сделать окружающий мир лучше. Любой его вид должен нести красоту, добро и любовь ко всему, что окружает человека. Необязательно обладать великим талантом, чтобы создавать шедевры. Понятно, что писать, как Лев Толстой, или рисовать, словно Пабло Пикассо, дано единицам. Однако это не означает, что остальным людям нужно замыкаться в себе. Заниматься творчеством сегодня может каждый, ведь видов искусств существует множество, и каждый может себе выбрать то занятие, которое ему по душе и по силам.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум

Первичное определение творчества: « Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью»

Версии определений творчества:

    Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом

    Кюби: способность находить новые связи

    Роджерс: возникновение новых отношений

    Меррей: появление новых сочинений

    Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества

    Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям

    Тейлор: трансформация опыта в новую организацию

Подходы к пониманию творчества:

    Творчество определяется через продукт. Сторонник - К. Тейлор

    Сущность творчества раскрывается через процесс.

Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний»

    Акцент в творчестве необходимо делать на качествах творческой личности.

Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»

Итак, мы имеем фактически три подхода к пониманию творчества: как к продукту, как к процессу и как к личности, ее особенностям.

Вшироком смысле творчество определяется каксоздание человеком активно преобразованной действительности .

В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей . (Г.Гиргинов)

Признаки творчества:

    Наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи

    Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности

    Наличие объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных)

    Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности)

    Новизна и оригинальность процесса или результата

Дискуссии о признаке «прогрессивности»

Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. При анализе творчества наряду с признаками «новизна» и «социальная значимость» необходимо выделять признак «прогрессивность». Иначе мы получим «антитворчество» или варварство, антигуманное в своей основе.

Творчество может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве и преступлении. Сколько изобретательности и таланта проявляют преступники!

Ф.Д.Кондратенко

Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:

Типы творчества.Отличаются по степени соотношения между элементами, базисных сторон психики:образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

Виды творчества .

    В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности:

А) интуитивно-эвристическая, Б) нормативно-логическая творческая деятельность.

    В зависимости от специфики содержания творческих задач:

А) изобретательская деятельность; Б) исследовательская деятельность;

В) художественное творчество (литературное, музыкальное и т.д.);

Г) прикладное творчество, например, народные промыслы.

    В зависимости от соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности:

А) эмпирические; Б) теоретические.

    В зависимости от степени инициативы при постановке и решении творческой задачи:

А) самостоятельное творчество; Б) вынужденное творчество.

    В зависимости от соотношения логических процедур деятельности:

А) индуктивно-творческое; Б) дедуктивно-творческое.

    В зависимости от сферы деятельности и соотношения объективной или субъективной значимости новизны результата:

А) учебно-творческая; Б) научная (или просто творческая).

    В зависимости от предметной области:

А) математическое творчество; Б) физическое творчество; В) литературное творчество и т.д.

    В зависимости от профессии:

А) педагогическое; Б) инженерное; В) творчество журналиста и т.д.

    В зависимости от формы организации коммуникативных отношений:

А) индивидуальное; Б) парное; В) групповое; Г) коллективное.

ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.

Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова , люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.()

Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

Евгений Басин

Монгилева Ирина и Чеботарева Татьяна.

—Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это:—деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

—создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

—процесс создания субъективных ценностей.

Виды творчества:Существуют разные виды творчества:

—производственно-техническое

—изобретательское

—научное

—политическое

—организаторское

—философское

—художественное

—мифологическое

—религиозное

—музыкальное

—повседневно-бытовое и т.п.

— Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. —Творчество проявляется во всех формах жизни человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое творчество и в чем оно проявляется? Семинарское занятие. Презентация по биологии учениц 11 класса МАОУ гимназии №39 «Французская гимназия» Монгилевой Ирины и Чеботаревой Татьяны. г. Екатеринбург 201 5

Что такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей.

Виды творчества Существуют разные виды творчества: производственно-техническое изобретательское научное политическое организаторское философское художественное мифологическое религиозное музыкальное повседневно-бытовое и т.п. шахматное Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

В чем проявляется творчество? Творчество проявляется во всех формах жизни человека. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.

Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Спасибо за внимание!