Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что такое аполлон в древней греции. Бог аполлон - древнегреческий бог солнца

Его отвергли? Охранитель света, наук и искусств, бог-врачеватель, покровитель муз, путников и мореходов, предсказатель будущего служил обычным пастухом…и побеждал титанов.

Аполлон, Феб («лучезарный») - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей , совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса ; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм . Весной и летом жил в Дельфах , осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва. Наряду с губительными действиями, Аполлону присущи и целительные; он врач и целитель, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон - Фоебус - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Дионисия, хотя это и божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться - в Дельфах , им обоим устраивали оргии на Парнасе , сам Аполлон нередко почитался как Дионисий и носил отличительный знак Дионисия - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

В честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас , месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе . Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом.

Артемида была влюблена в Ориона. Однажды он плавал в море, а ревнивый Аполлон указал на «точку» далеко в волнах и сказал, что сестра не попадет в нее стрелой. Артемида выстрелила, а когда поняла, что наделала, - было поздно. Она оплакала возлюбленного и вознесла на небо, сделав созвездием.

Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки , которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх , ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон.

Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали почести не только греки , но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.

. Он – озаряющая и животворящая сила неба. Считался вторым по значимости олимпийцем и самым непредсказуемым богом. Мать его – Лето, а также сестра-близнец Артемида. Одни называют его безжалостным губителем, ведь он насылает болезни на людей, которые ведут неправильный образ жизни. Другие же наоборот, почитают его, как целителя, который умеет предсказывать будущее. Воины уважали его искусную стрельбу, поражающую точно в цель.

Кроме этого, златокудрого олимпийца почитают богом солнца и покровителем муз, искусств, гармонии, сияния, порядка. Всех, кто запятнал себя пролитой кровью, он очищал. Со временем, когда стали развиваться понятие нравственности и морали, древнегреческой религией стала восхваляться чистота сердца и помыслов, Аполлон взял на себя еще и миссию хранителя нравственности.

Наподобие его победы над Пифоном, темным существом, человек также должен противостоять силам мрака и своей темной стороне, бороться с чувственными страстями, тем самым стремясь к совершенству и исцеляя свою душу. Так этот бог стал считаться еще целителем тела и души.

Основные качества Аполлона

Он был достаточно эгоистичен – любовь и заботу принимал, как данность. Важным атрибутом бога солнца считается лира. Его музыка также является отражением его сущности – чиста, спокойна и гармонична. Здесь уже нет места мистики, темперамента и буйства Диониса. Его музыка способна поднимать человека до высот духа, при этом исключая все низменные инстинкты. Выраженной чертой Аполлона является приверженность закону и порядку. Он свято верит, что соблюдение законов и неизбежность наказания сделают мир более гармоничным. На сегодня, именно по этой причине, он считается покровителем всех юристов.

Художники изображают его с красивым телом, однако без ярко выраженных мужских черт. Они больше т.к. он утончённая натура – воинственность, бойцовские качества не являются его стихией, хоть и не чужды. Особенности утонченности натуры можно видеть и в скульптурах, когда отражаются жесты, мимика с некоторой мягкостью, словно отражая тягу к возвышенному.

Светлые и темные стороны Аполлона

При упоминании темной стороны, все почему-то сразу думают о Дионисе. Однако полярность и наличие разных сторон, разных проявлений присуща всем богам . Не является исключением и наш красавчик, несмотря на всю его лучезарность и сияние. Именно поэтому во время развития древнегреческой культуры Аполлон предстает во всех мифах в обличии самых многообразных явлений человеческой жизни, всего спектра проявлений человеческого существа.

Главными его заповедями были: «Познай себя!», «Главное в жизни конец», «Ручайся только за себя» и «Знай меру» . Основные символы, по которым можно было узнать этого бога Олимпа – это лира, лук, лавр. При этом никто не отрицал наличие его темной стороны. Он может быть при всей своей лучезарности быть жестоким, мстительным, злопамятным и безжалостным, ведь без этих качеств никак не могло быть наведения тех же порядков. Мстительность этого олимпийца берет свое начало с самого зачатия, когда мать Лето, любовница Зевса нигде не могла найти покоя на протяжении всей беременности.

А постаралась мстительная Гера, жена Зевса, желающая жизнь всех любовниц Зевса невыносимой. Повзрослев, герой только и мечтал отомстить Гере. Из-за отсутствия отца на протяжении детства и периода взросления, Аполлону в будущем очень сложно было строить отношения с женщинами. Повезло с Коронидой, однако ненадолго. Он убивает ее, узнав об измене. В подобных интригах, жажде мести и проходит вся молодость юноши.

Почему Аполлону приписывают дар пророчества?

Хоть имя этого Бога и связано с даром пророчества, однако он сам этим даром не обладал. В свое время он захватил древний храм в Дельфах, где в эпоху матриархата правили женщины. Настоятельницей в этом храме была Пифия. Аполлон ее убил, а жриц взял под свое подчинение. Таким образом, он начинает новый виток истории Дельфийского оракула.

Жрицы проводили ритуал, после чего могли впадать в транс, это свойство им было присуще, благодаря сильной связи с солнцем. Все их трансовые видения записывал жрец-оракул. Именно он и передавал пророческие послания богам и людям. Все удивлялись, с какой точностью оракулам удавалось предсказывать исход грядущих политических событий.

Аполлон в итоге приобрел значение устроителя или организатора в социально-политической жизни Греции. Он стал ярким символом в области морали, искусства, развлечений и религии. В период классики Аполлон виделся прежде всего, как бог искусства и художественного творчества.

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Аполлон

Златокудрый Аполлон - родной братишка Артемиды. Как и некоторые из олимпийцев, когда-то он был заезжим малоазийским божком, похожим на египетского Гора, но быстро ассимилировался на новой почве и стал одним из самых почитаемых богов греческого пантеона, правда, сменив ориентацию и специализацию. В Греции Аполлон - бог многофункциональный. Подобно Афине он курирует массу разнообразных занятий. В сферу его интересов входят охрана стад, покровительство наукам, музыке, поэзии, медицине, естествознанию, соблюдение дорог и путников, очищение от осквернения убийством, покровительство музам и прорицание будущего.

Внешность его идеальна - Аполлон прекрасно сложен, красив, наделен прелестными золотыми кудрями и ясными глазами. Не даром мужчины только радуются, когда удостаиваются сравнения с Аполлоном, особенно почему-то с Бельведерским. Помимо внешности у Аполлона все в порядке с талантами и силой. Он вполне способен победить сильнейших из богов в состязании, прекрасно играет на кифаре, поет и стреляет из своего серебряного лука снабженного золотыми стрелами.

Молодой, да ранний

В Олимпийский пантеон Аполлон родился от Зевса и Лето на острове Делос. У него изначально были какие-то возвышенные отношения с числом семь, поэтому он вышел на свет в седьмой день седьмого месяца беременности своей матери. Тут же можно упомянуть семь струн его кифары, посвященных семи гласным греческого алфавита. Наверняка найдутся еще какие-то нумерологические зацепки, если поискать. Так или иначе природа приветствовала его рождение сиянием небес и парадом лебедей, совершивших семь кругов почета вокруг Делоса. Питаться он сразу начал пищей богов, минуя материнскую грудь, и на такой диете вырос в четыре дня до абсолютно взрослого состояния. Вооружившись полученными от Гефеста луком и стрелами, Аполлон немедленно отправился сражаться со змеем Пифоном, мучившим его мать во время ее беременности. Ему удалось сильно изранить противника, и тот спрятался было в Дельфах, надеясь залечить раны в святилище своей матери-Геи. Но Аполлон, исполненный гнева, ворвался в святое место и убил змея. К Зевсу обратилась мать чудища, славившаяся своим чадолюбием, и оскорбленная непочтительностью молодого, да раннего бога. Зевс присудил сыну пройти обряд очищения, учредить Пифийские игры в честь убитого и восемь лет служить пастухом у царя Фессалии. Отбыв наказание, Аполлон обратился к козлоногому богу Пану, дабы тот научил его прорицанию, а потом пошел и занял святилище, в котором ранее устроил бесчинства, учредив там свой собственный Оракул, воспользовавшись услугами бывшей там жрицы пифии.

Когда это случилось, туда пришли Артемида и их мать, Лето. Когда Лето уединилась в священной роще по своим делам, к ней нагло пристал один из гигантов Титий с недвусмысленными намерениями. Покладистые и верные дети, Артемида и Аполлон мгновенно прикончили насильника, и даже сам Зевс, бывший отцом Тития, не возражал против этого, а еще и назначил святотатцу наказание в аиде, в своей узнаваемой манере - Тития пригвоздили к скалам, и два коршуна без устали рвали ему печень.

Божественное самолюбие

После этого Аполлон устроил еще несколько мрачноватых историй один или в компании с Артемидой. Особенно опасно было задевать их мать Лето. Когда Ниоба, щедро одаренная детьми, расхвасталась ими перед Лето, рассвирепевшие близнецы расстреляли всех детей зазнавшейся подружки матери.

Очень не повезло Марсию, юноше, который нашел выброшенную Афиной флейту, снабженную ее личным проклятием. Когда он подобрал находку, та начала наигрывать прелестные мелодии, и Марсий стал популярен среди нимф, поскольку флейта старалась на славу. Глупенький мальчик стал хвастаться, что и Аполлону не сравниться с его мастерством, за что и нарвался на суровое состязание с признанным мастером кифары. Сначала музы, призванные судить Аполлона и Марсия признали ничью, но потом сообразительный Аполлон предложил одновременно и петь и играть, и тут же выиграл - с флейтой таким образом не управишься. Победив, Аполлон вопреки своей рафинированной внешности варварски обошелся с Марсием, заживо содрав с того кожу.

Позже Аполлон затеял похожее состязание с Паном, но тут отдуваться пришлось царю Мидасу, бывшему судьей в споре. Тот неосторожно одобрил исполнительский талант Пана, за что был награжден от раздраженного Аполлона ослиными ушами. Но если сравнить эту напасть с судьбой того же Марсия, то царю Мидасу просто повезло.

А так Аполлон - просто душка. В теплое время года живет себе в Дельфах, на зиму уезжает к Гипербореям, которые по слухам ему тоже поклоняются, кроме того в тех местах вотчина его матери.

Союзы Аполлона

Что касается любовных историй Аполлона, то они весьма разнообразны. Жениться Аполлон отказался и предпочел стиль свободных отношений. Надо сказать, что он довольно часто получал отказ во взаимности от возлюбленных. Так бедная Кассандра, в период ухаживаний получившая от него дар прорицания, когда отказала златокудрому поклоннику, была обречена им на то, что к ее предсказаниям никто никогда не прислушивался. Дафна, в которую Аполлон был долго и безнадежно влюблен, предпочла превратиться в лавр, чем стать его возлюбленной.

Аполлон сделал себе из его ветвей венок и с той поры часто носил его в воспоминание об утрате. Более удачными были его похождения с Дриопой, когда он применил зарекомендовавшую себя тактику зооморфизма при обольщении, часто использовавшуюся его отцом. Когда Дриопа пасла стада своего отца, Аполлон обернулся маленькой черепахой, девушка умилилась, подобрала его и положила за пазуху. Стоило богу оказаться близко к девичьему телу, как он обернулся змеем и в таком виде овладел ею. От этого союза родился сын Амфис. Похожий метод Аполлон избрал для соблазнения троянской девушки, приняв вид собаки, правда подробности история умалчивает. Вообще же с женщинами у Аполлона часто возникали сложности. Коронида, с которой ему удалось затеять роман, изменяла ему, и Асклепий, которого Аполлон усыновил, скорее всего, был не его родным сыном.

Активы Аполлона

Видимо устав от женских противоречий, Аполлон переключился на ухаживания за красивыми молодыми людьми. Он дарил благосклонность многим юношам Греции, но наибольшую его любовь завоевали Гиацинт и Кипарис. Оба они разными способами пришли к похожему печальному финалу. Гиацинт стал цветком, правда, после смерти, а Кипарис был обращен в дерево еще при жизни.

К спартанскому царскому сыну, Гиацинту, сначала воспылал страстью Фамирид, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг. Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз. Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть. Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения. История их любви, как это часто случается при отношениях между смертными и олимпийскими богами, была насыщенной, но короткой. Гиацинта случайно убил сам Аполлон.

Эволюция личности

Кроме Асклепия у Аполлона было много детей, молва в числе прочих приписывает ему в дети Гомера, Пифагора, Еврипида, Платона и Октавиана Августа. Впрочем, возможно, что часть этих отцовств - признание заслуг названных детей златокудрого бога, а император попал в этот список для собственного обожествления.

Асклепия, который даже не был его родным сыном, Аполлон нежно любил. Когда Зевс покарал талантливого эскулапа, посягнувшего на саму смерть и воскресившего человека, Аполлон пришел в исступление и поубивал циклопов, выковавших Зевсу оружие, лишившее его любимого сына. Зевс было уже совсем отправил Аполлона в любимое место ссылки - Тартар, но за него вступилась мать, Лето, и Громовержец избрал для него другое наказание.

После этой истории Аполлон стал сторонником умеренности и рассудительности, начал окультуривать все, что не было окультурено до него, декларировать слоган «Ничего сверх меры!» и предлагать всем познать самого себя. Окончательно отбросив старые привычки, он стал олицетворением порядка и высшей организованности разумного существа. Что не помешало ему со временем кануть в Лету, подобно остальным древним богам.

Римская мифология

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима. Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.

Аполлон, как полагают, властвовал над чумой, светом, заживлением, колонистами, медициной, стрельбой из лука, поэзией, пророчеством, танцем, интеллектом, шаманами, и был защитником стад и скоплений. У Аполлона были известные оракулы на Острове Крит и другие известные в Кларус (Clarus) и Браншидаи (Branchidae). Аполлон известен как лидер муз и режиссер их хора. Его атрибуты включают: лебеди, волки, дельфины, арки, лавр, кифара (или лира) и плектр. Жертвенная тренога - другой атрибут, представляющий его пророческие полномочия. Игры в Пифоне проводились в его честь каждые четыре года в Дельфи (Delphi). Одами называли гимны, спетые Аполлону.

Самые обычные признаки Аполлона были лирой и луком; тренога была посвящена ему как богу пророчества. Лебедь и кузнечик символизируют музыку и песню; ястреб, ворона, ворон и змея символизируют его функции как бога пророчества. Главные фестивали, проводимые в честь Аполлона, были Карнея (Carneia), Дафнефория (Daphnephoria), Делия, Гиясинтия (Hyacinthia), Пианерсия (Pyanepsia), Пития (Pythia) и Таргелия (Thargelia).

Среди римлян веру в Аполлона было принято от греков. Есть традиция, что с Дельфийским оракулом уже консультировались во время господства Супербуса Таркиниус, и в 430 году до нашей эры, храм был посвящен Аполлону по случаю мора, и во время Второй Пунической войны (в 212 г. до н.э.), Луди Аполлинарис (Ludi Apollinares) были установлены в его честь.

Также был установлен новый храм на холме Палантин и там проводились светские игры. Как бог колонизации, Аполлон имел особую власть в колониях, особенно во время пика колонизации, в 750-550 гг. до н.э. Вместе с Афиной, Аполлон (под именем Февос) был спорно назначен как талисман 2004 Летних Олимпийских Игр в Афинах. Вера в Аполлона возродилось с возвышением Гелленимоса (Hellenismos), и современным языческим движением.

Когда Гера обнаружила, что Лето была беременна и что муж Геры, Зевс, был отцом, она запретила Лето рожать на "суше", или материке, или на любом острове в море. В своем блуждании Лето нашла недавно созданный плавучий остров Тилос, который не был ни материком, ни реальным островом, и родила там. Остров был окружен лебедями. Впоследствии, Зевс обеспечил Тилос основание в океане.

Этот остров позже стал священным островом Аполлона. Альтернативно, Гера похитила Илитию, богиню рождаемости, чтобы препятствовать тому, чтобы Лето родила. Любым путем, Артемида родилась сначала, а затем помогла с рождением Аполлона. Другая версия заявляет, что Артемида родилась перед Аполлоном, на острове Ортигия (Ortygia), и что она помогла Лето пересечь море к Тилосу на следующий день, чтобы родить Аполлона. Аполлон родился в 7-ой день месяца Thargelion согласно делийской традиции или месяца Bysios согласно дельфийской традиции.

В своей юности, Аполлон убил порочного дракона Питона, который жил в Делфи около Кастальской Весны, согласно некоторым, потому что Питон попытался изнасиловать Лето, в то время как она была беременна Аполлоном и Артемидой.

Аполлон был запрещен на Олимпе в течение девяти лет. В это время он служил пастухом для Короля Адметуса Ферае (Admetus Pherae) в Фессалии.

Источником вдохновения была нимфой, которую любил Аполлон – это Касталия. Она сбежала из него и нырнула в поток в Делфи. Вода из этого источника была священной; она использовалось, чтобы убрать храмы Дельфян и вдохновить поэтов.

Греческая мифология

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.

Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.

Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губит детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу.

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (греч. phoibos, чистота, блеск).

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает ими отвергнут. Любовь Аполлона не приняли Дафна, Кассандра, ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певца Лина (по одному из вариантов мифа и Орфея). Его любимцами были юноши Гиакинт и Кипарис (иногда рассматриваемые как ипостаси Аполлона).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.